Катрин Дестивель. Я отлично чувствую себя соло...
Эйгер, 1992 год. Фото en.wikipedia.org
Катрин Дестивель – не только легенда альпинизма и просто красивая женщина, но еще и представитель жюри Piolets d'Or в этом году.
Пользуясь информационным поводом, выкладываю записанное на Piolets d'Or-2013 интервью.
Катрин Дестивель – не только легенда альпинизма и просто красивая женщина, но еще и представитель жюри Piolets d'Or в этом году.
Пользуясь информационным поводом, выкладываю записанное на Piolets d'Or-2013 интервью.
Катрин Дестивель. Фото telegraph.co.uk
Будучи еще совсем девчонкой, бесконечно далекой от скалолазания или там альпинизма, я увидела как-то во французском журнале Paris Match фотографии с восхождения, которые меня впечатлили. Длинный камин, лазанье даже не в распор, а считай что в шпагат, острые грани горной породы... Я даже не помню, как этот журнал тогда ко мне попал - он же на французском, а я его тогда еще даже не начинала учить, а теперь уже и забыла. Французский. А имена скалолазов и название горы даже и не пыталась запомнить. Но эти фото врезались мне в память. Почти 20 лет спустя оказалось, что это были съемки с восхождения Катрин Дестивель на Башню Дьявола (Devils Tower).
Учитывая, что это было первое впечатление, связанное с альпинизмом, и встреча с легендой несколько меня обескуражила, надеюсь, вы простите мне некую сумбурность этого интервью. Собственно, вот для чего было нужно это длинное вступление:))
Но для начала справка:
Катрин Моник Сюзан Дестивель – невероятно одаренная французская альпинистка прежних лет (родилась 24 июля 1960 г в Алжире). Преуспела в лазанье высших скалолазных категорий в 80-е, поднимаясь на подиум различных соревнований, прежде чем перешла в альпинизм, чтобы снискать там такой же успех.
Соревновательная карьера Катрин началась победой в Sportroccia – первых международных скалолазных соревнованиях, которые прошли в Бардонеккии и Арко в 1985-м (позднее трансформировались в Rock Master). Собственно, но этого она работала физиотерапевтом и лазала в Фонтенбло, Доломитах и других местах для себя, не задумываясь о профессиональном будущем в скалолазании.
Буквально через 10 дней после победы в соревнованиях сломала позвоночник и бедро, но не только быстро восстановилась после травмы, но и несколько лет подряд выигрывала скалолазные соревнования в Европе.
В 1986 вместе с Патриком Эдлинжером Катрин выиграла общий зачет соревнований в Бардонеккии и Арко.
В конце 80-х Катрин была основной соперницей Линн Хилл, чередуясь с ней на подиумах разных соревнований.
Впрочем, скалолазание – не единственная страсть Дестивель. В 1990-м году в связке с Кристин Жанин Катрин заняла третье место на легендарной ски-альпинистской гонке Pierra Menta.
Она пролезла Ребро Бонатти на Дрю за 4 часа в 1990-м и прошла соло новый маршрут на Западной стене этой же горы в 1991-м (за 11 дней).Три последующие зимы она так же соло прошла три классические северные стены Альп: Эйгера (первое женское соло, 17 часов), Гранд-Жорасса и Маттерхорна (по маршруту Бонатти).
Катрин прошла Югославский маршрут на Большую Башню Транго (в связке с Джеффом Лоу) и юго-западную стену Шишапангмы (с Эриком Декампом) в 1994-м.
В 1996 во время их с Декампом экспедиции на Антарктиду для восхождения на Пик 4111 (Ellsworth Mountains) Катрин сорвалась на 20 метров и получила сложный перелом ноги. Пара поженилась в том же году, а их сын Виктор родился годом позже. В конце 90-х Катрин вернулась в соло-альпинизм, параллельно путешествуя и выступая перед публикой.
Признанная звезда альпинизма Катрин Дестивель и сейчас, спустя десять и более лет, автор репортажей и книг как о своих путешествиях, так и о местах, где она побывала, издатель, лектор. Она продолжает ходить в горы с тем же удовольствием.
Скалолазные маршруты:
• 1985 – Fleur de Rocaille, Mouriès, Франция (7c+/8a, первое женское прохождение)
• 1988 – Rêve de Papillon, Buoux, Франция (8a)
• 1988 – Elixir de Violence, Buoux, Франция (8a)
• 1988 – Samizdat, Cimaï, France (8a)
• 1988 – La Diagonale du Fou, Buoux, Франция (8a)
• 1988 – Chouca, Buoux, Франция (8a+, первое женское прохождение)
Но широкой общественности, конечно, более известных соло-прохождения Катрин, о которых в те годы снимали много фильмов.
Несколько известных соло:
• 1985 – El Puro, Mallos de Riglos, Испания
• 1987 – Bandiagara Escarpment, Мали
• 1989 – Phi Phi Islands, Таиланд
• 1997 – Old Man of Hoy на островах Оркни, Шотландия
Основные достижения:
• 1990 (октябрь) – Ребро Бонатти на Aiguille du Dru
• 1991 – первопроход на Aiguille du Dru (11 дней с 24 июня по 4 июля). Destivelle Route стал первым скальным маршрутом, названным в честь женщины
• 1992 (март) – северная стена Эйгера
• 1993 (февраль) – маршрут Walker Spur на Гранд-Жорасс
• 1994 (февраль) – маршрут Бонатти на северной стене Маттерхорна
• 1999 (июнь) – директ северной стены Чимы Гранде (массив Лаваредо)
Интервью записано в дни Piolets d'Or в Шамони в 2013 году.
Катрин Дестивель на сцене с Куртом Димергером. Шамони, 2013 год, фото Елены Дмитренко
- Вас можно назвать публичной персоной?
Да, можно и так сказать.
- Это усложняет жизнь?
Нет, я бы не сказала. Это же альпинизм, поэтому люди кругом крайне милы. Все хорошо.
- На вашем счету есть удивительные восхождения – Безымянная Башня Транго свободным лазаньем, скоростное восхождение на Пти-Дрю, зимний Гранд-Жорасс, и другие. На вас смотрят как на пример. Думаете, люди вашего поколения создали фундамент для стремительного развития альпинизма и скалолазания в более поздние годы?
Думаю, что каждое поколение пишет свои правила. Ищет свой путь. Так что думаю, что нет. Но мы можем быть вдохновением для них. К примеру, альпинисты 50-х в свое время были примером для нас – своими экспедициям на Мустаг, Жанну и т.д. Кстати, они вполне соответствовали популярному нынче духу fast&light. Затем людям захотелось попробовать что-то более сложное, и для этого потребовалось больше снаряжения, мы стали более «тяжелыми» и обмундированными и мы забыли, каким может быть альпинизм налегке. Но зато сейчас стало куда интереснее. И мы возвращаемся к тому, чтобы брать с собой меньше снаряжения. История циклична и мы, в некотором смысле, возвращаемся к истокам.
Фото из архива Катрин Дестивель
- Вы лазали в весьма экзотических местах на планете. Какие районы оставили в душе наибольший след?
Мне нравится исследовать новые места. В США можно лазить в пустыне. У нас такого нет здесь. Я также люблю боулдеринги Фонтенбло и граниты Шамони. Мне нравится Англия, нравятся там люди, как они думают. Это особый дух. Но, думаю, Фонтенбло – это мой небольшой личный сад. (смеется)
Фото из архива Катрин Дестивель
- Вам было жаль узнать, что ваш маршрут на стене Пти-Дрю оказался разрушен?
Ну, у меня не было выбора (смеется). Я думала, что моя линия была сложной, и хотела проверить, так ли это. Иногда тебе кажется, что вещи сложнее, чем они есть на самом деле, и хотела посмотреть, повторит ли кто-то мой маршрут. Вот и все. Гора распорядилась иначе.
Стена Пти-Дрю. Фото pl.wikipedia.org
- Вы много ходили соло. Для этого нужно, вероятно, подходящее состояние души. Как себя чувствуете во время соло?
Обычно я лазаю очень простые для себя маршруты, поэтому отлично себя чувствую (смеется). Я не боюсь, и мне кажется, что со мной ничего не случится. Прекрасное чувство, я вам скажу.
The Old Man of Hoy Катрин прошла соло, фото © einekleinenichtmusik.blogspot.ru
- Вы сильная женщина. Вам было сложно находить напарников?
Нет. Столько спортсменов куда лучше меня. И я люблю соло. Я внутренне сильная, поэтому я занимаюсь соло. Я знаю, что я могу, и что безопасно, а что нет. И я спокойно лазаю с другими, потому что я не сильнее их.
С Эриком Декампом Катрин познакомилась во время экспедиции на Макалу. Фото vaea.biz
- А найти партнера для жизни? Для семьи? Это так же легко для сильной женщины?
Проще, если вы с человеком из того же мира – потому что он разделяет ваши увлечения. Но если партнер не лазает, или лезет хуже, это провоцирует проблемы. Вы на разных уровнях. И через некоторое время вы начинаете нервничать, начинаете ссориться, как минимум на маршрутах.
- Конкуренция внутри семьи. Это можно понять. Ваши взаимоотношения с соревнованиями. Вы в свое время участвовали в разных стартах. Но в короткий период времени. Почему перестали?
Я соревновалась на протяжении четырех лет. Линн была лучшим соперником. Каждый раз было здорово встретиться друг с другом. Но каждый раз я ощущала очень много давления. Во Франции было еще того хуже – много прессы, СМИ, все за тобой следят. Я не была к этому готова. Мы не росли под прицелами фотокамер, не привыкли к вниманию. И когда толпа кричит, чувствуешь себя как в цирке. Сейчас такое положение вещей уже не сюрприз – ты знаешь, что собою представляет спортивное скалолазание и принимаешь это, если хочешь соревноваться.
- Когда вы перестали участвовать в соревнованиях, как это восприняли окружающие?
Все было хорошо. Я всем сразу говорила, что когда-нибудь прекращу. Я хотела лазать в горах.
С Эриком Декампом в Тибете. Фото © Erik Decamp
- Вы – первая женщина на зимнем Гранд-Жорассе…
Это был интересный опыт. Высокая планка для меня. Но я хорошо переношу холод и опыт зимнего альпинизма на тот момент уже был.
- Работа с медиа – неотъемлемая часть жизни современного профессионального альпиниста. И съемки с гоу-про, и операторы на точках параллельно маршруту – реальность жизни. Но даже и сейчас это все непросто. Когда я смотрю ваши видео, в своем воображении пытаюсь представить, сколько труда было вложено в их создание.
Да, и я лично терпеть не могу, когда кто-то находится рядом, когда я лезу соло. Но в свое время, когда снимали мои восхождения, использовали вертолет. Поэтому есть лишь съемки с вершины или со спины. Каждый раз, когда он подлетал, я останавливалась. (смеется).
Я не считаю эти видео очень удачными. Я бы предпочла снять настоящий фильм – это нечто совершенно другого уровня. Но когда я лезу первопроход, последнее, о чем я хочу думать – о людях с камерами. Я делаю это для себя, а не для фото.
Alpi-Rando 1987, фото © Robert Nicod
- Что вас мотивирует в жизни?
Мне нравится много чего. Мне нравится, когда у меня много проектов, есть цели. Я работаю над художественным фильмом. Я издаю книги об альпинизме и скалолазании в небольшой компании. Я читаю лекции. Но это для денег, потому что мне нужно чем-то зарабатывать.
- Дени Дюкро в дни Piolets d'Or показал фильм об экспедиции на Антарктиду 70-ых годов, об очень длинной экспедиции на полгода. Сейчас все быстрее. Как считаете, мы что-нибудь потеряли с таким кардинальным ускорением жизни? Или наоборот, мы только приобретаем?
Потеряли? Даже не знаю. В прошлом экспедиция на 6 месяцев – довольно долго. Эгоистично. Я лично не вижу себя, покидающей дом на 6 месяцев – у меня ребенок! Я им не завидую. Хотя если люди хотят пойти в экспедицию на 6 месяцев – все отлично, это их выбор. Сейчас они больше смогут за это время сделать.
В Доломитах. Фото © Erik Decamp
- Вы альпинист, скалолаз, ски-альпинист, и вообще много чем увлечены. Это такой осознанный выбор – «многостаночность»?
Мне нравится разнообразие. Скалолазание весной – здорово. Летом мне нравится ездить в горы. Большие высоты. Но сейчас я этим уже не так увлекаюсь – у меня сын, и ездить далеко не всегда хватает времени. Этой мой выбор. Мне нравится альпинизм, но я люблю своего сына. Он счастлив – и я счастлива.
- Вы говорили о том, что никогда не рискуете слишком сильно. Но сейчас повсюду мы видим примеры довольно опасных восхождений на грани жизни. За такими достижениями следят молодые спортсмены и, как считается в социуме, в итоге хотят того же.
Я понимаю, когда они хотят показать максимум того, что умеют. Что еще сказать? Я не люблю опасность. Я предпочитаю страховку. Хочется верить, что эти спортсмены – очень сильные и знают, что делает, иначе глупо испытывать судьбу.
- Фри-соло или не «фри», люди в горах совершают ошибки и иногда гибнут. Вдвойне обидно, когда это совсем молодые парни.
Иногда никого не оказывается рядом, чтобы рассказать про безопасность и убедить что-то изменить в подходе к лазанью. Мне повезло – я училась у очень опытных людей. Когда мне было 13-14 лет, мои друзья были лет на 10 старше меня. Это хорошая разница.
Фото © Robert Nicod
- Когда вы только начинали свою альпинистскую карьеру, вы думали о маршрутах, которые вы хотите пройти? О великих альпинистах, чьи линии хотите повторить?
Скорее о маршрутах. О вершинах. Мне нравится Дрю – одна из самых эффектных вершин в Шамони. Хотелось пройти маршрут Бонатти, что я и сделала. Хотя, конечно, в первую очередь это гора, она меня привлекала. Хотя меня восхищали английские спортсмены. То, как они заботятся о своих районах, защищают свои скалы. Когда мне было 16-17 лет, я хотела жить в Англии, они меня вдохновляли.
Материал подготовила Елена Дмитренко
Ну и для самых терпеливых фильм Rock Queen, посвященный прохождению The Old Man of Hoy... почти 50 минут с Катрин Дестивель
На Риске еще можно посмотреть видео по метке катрин дестивель
Много фото и разных фактов о жизни Катрин Дестивель на странице в Фейсбуке
218
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Ну, а если серьёзно: поломаться серьёзно несколько раз и не бросить занятия альпинизмом - для этого надо иметь неженское мужество.
Затем мы следили за их эволюцией в лазании, от лазания по коротким маршрутам (болдринг, короткие спорттрассы, соревнования) к длинным на стенах. Катрин даже пыталась пройти западную стену Макалу в двойке. И , точно помню, что на вопрос журналиста после этой экспедиции, она ответила, что это - тоже скалолазание. Скалолазание - это везде, где есть скалы, не зависимо от высоты скалы: абсолютной или относительной. И что нет границ между скалолазанием "внизу" и скалолазанием "на Горе" - границы у нас в голове.
Именно из-за отсутствия в их головах этой границы естественен и закономерен их эволюционный путь: Катрин, Линн Хилл, Вольфган Гюллих, Курт Альберт, Стефан Гловач, Алекс Хубер, Николас Фаврез и многие другие пробуют любые виды скалолазания от коротких теплых маршрутов, до длинных трэдовых мультипитчей на больших стенах Мира или фри-соло прохождений. И, постигая себя, раздвигают понимание возможностей человека.
И только мы на постсоветском пространстве обедняем себя, зашоренные в своем подходе с границей в голове:
- я скалолаз, и поэтому между соревнованиями могу иногда по коротким маршрутам полазать, а длинные маршруты - это для альпинистов!
- я альпинист, и лезть по скальному маршруту чисто - не мой удел, пусть этим скалолазы занимаются!