Пишет Lili, 24.01.2014 19:15

Река потекла вспять! Разрыв шаблона! Как такое возможно?
Оказывается возможно.
Есть такой мир, в котором возможно всё. Мир пещер — единственное место на земле полное нераскрытых загадок и тайн, разочарований и надежд. Мир, в котором проверяется на прочность всё, от снаряжения до силы духа и дружбы. Мир заставляющий думать по-другому. Случайным людям здесь не место...
Новые открытия и достижения в п. Нахимовская. Свой путь в поисках подземной реки Караби. (Спелеология, сифон, крым, исследования, спелеодайвинг, первопроход)

Есть такое удивительное место в Крыму — Караби яйла - край бесчисленных пещер. Плато в буквальном смысле прошито множеством воронок — потенциальными входами в подземный мир.

У каждого региона есть своя «легенда». Оказавшиеся здесь спелеологи могут услышать про Карабийский коллектор — термин вполне научный и вместе с тем — местная легенда. На протяжении многих лет исследователи подземного мира, приезжают сюда с тайной надеждой попасть в него. Пути разные — кто-то пытается найти продолжение в одной из уже известных и «изученных» пещер, кто-то находится в неустанном поиске своей, ещё никому не известной дыры. Оба пути ведут вниз, в недра карстового плато, но полностью пройти этот путь никому не удаётся. Нужна настойчивость, удача и время. А самая главная составляющая любого мероприятия — хорошая сплочённая команда из одержимых одной идеей, повёрнутых, в полном смысле этого слова, на пещерах людей.
На Караби находится подземный полюс Украины — пещера Солдатская, на сегодняшний день её глубина составляет 517 метров. Буквально в нескольких километрах к северо-западу в небольшой воронке расположен неприметный вход в третью из списка глубочайших пропастей Украине — пещеру Нахимовскую...

Вертикальная часть вскрывает мощный водоток на глубине 376 метров и условно делит пещеру на две части. Протяженная восходящая часть пещеры имеет в длину более двух километров, это высокие, хорошо промытые водой меандры с многоэтажной морфологией.
Нисходящая ветка представляет собой серию сифонных полузатопленных невысоких ходов, выводящих в высокие и протяжённые залы. В самом отдалённом, четвертом зале находится не большое красивое озеро — вход во второй сифон.

Для обычного сухопутного спелеолога сифон представляет серьёзное непреодолимое препятствие, в подобных местах пещеры заканчиваются для многих. Настойчивые — пытаются найти обход — какой-нибудь узкий лаз, либо восходящий колодец, который бы вывел в новые части. К сожалению или к счастью, тут уж как кому нравится, обходы встречаются не часто. Нахимовская не исключение. Обход донных сифонов пытались найти многие. Многие не смогли найти проход даже в известную часть не говоря уже про новые участки. Те кто дошёл и пытался обойти потерпел неудачу.
Путь вниз лежит через сифон. Тут уже не обойтись без спелеоподводников. Это особенные люди, способные преодолевать вертикальные участки с помощью специального снаряжения, тискаться сквозь бесчисленные шкуродёры и узости, готовые тащить транспортные мешки, с тяжелым водолазным снаряжением для погружений, сквозь любые преграды пещер, для того чтоб нырнуть и выяснить — А что же там, дальше?

В 1995 году московская команда предпринимает попытку пройти донный сифон. Удача на стороне подводников. Второй сифон пройден — за ним полузатопленный зал и очередной сифон. Москвичи проходят и его. Снова небольшой участок с воздухом и путь дальше преграждает четвертый по счёту сифон. Пройти этот четвертый сифон не удалось. Пещера осталась не покорённой.
Вторая попытка была предпринята в начале 2000-х. По имеющейся информации дальше третьего сифона никто не прошёл, хотя проход дальше был найден...
2013 год Мы - команда спелеологов клуба «Свой Путь», решили встретить на Караби в пещере Нахимовской. Идея погрузиться в сифоны пещеры пришла как-то сразу и мы начали её воплощать в жизнь. Из того, что удалось выяснить у предшественников это то, что второй сифон не широкий и не глубокий. Метров 12 длиной и метра 3-4 глубиной. На перегибе, в месте, где затопленный ход идёт вверх, возможно придётся покопать глину чтоб пройти на ту сторону. Такая перспектива несколько удручала, но баллоны и другое подводное снаряжение с комфортом разместилось в наших мешках. Решили нырять...
Для того чтоб сделать что-то наверняка нужно чётко понимать зачем и как ты это будешь делать. Исчерпывающей информации о пещере у нас не было. Про сифоны мы знали, где искать путь к ним, тоже. Подняли все имеющиеся описания и топосъёмки. Великая сила бумаги — всё так «красиво»! А попали в пещеру, сразу стало ясно — надо делать свою. Только так, а не иначе мы сможем максимально обосновать либо опровергнуть наше желание лезть в «сомнительный» сифон.
Пещера просто таки завораживает своими, кажущимися бесконечными, извилистыми ходами — меандрами с рекой, текущей по их дну. В ту зимнюю экспедицию мы так и не нырнули. Пересъёмка пещеры потребовала гораздо больше времени чем было у нас. Покидая пещеру мы оставили в ней баллоны с сжатым воздухом и свинец с твёрдым намерением вернуться сюда как можно скорей. Нужно нырять!
Майские праздники 2013 года дали возможность осуществить задуманное. Бравая четверка выдвинулась в пещеру ранним утром. День навески и заброски снаряжения к первому сифону. Второй день: транспортировка груза в конечный зал; погружение; выемка дайверской снаряги и демонтаж навески. Уложились в два дня! Две строчки! Велик и могуч русский язык! Сказать что мы молодцы — не сказать ничего. Выход получился что надо.
Стараясь не поднимать излишней мути на подходах мы добрались к сифону. Замечательные баллончики, радостно позвякивая, быстро заняли своё место на подвеске. В кристально чистое озеро сползала ненавистная рыжая муть. Нужно было спешить успеть обогнать эту жижу...
Денис Курта: Готовлюсь к погружению. В голове фраза Провалова: «- Ну, ты там, если что покопай, там не сложно! Правда Шумейко повернул, пришлось мне.»

Ухожу. Видимость — полный ноль. Ощупываю руками проход перед собой. Дно начинает плавно подниматься — прошёл перегиб. Хорошо! — копать не надо. К моей, ещё большей, радости через метр мути не было совсем. Кайф! Стараясь едва шевелить ластами продолжаю всплывать. По леву руку замечаю ответвление, уходящее в глубь. Ходовик идёт под девяносто градусов в озеро всплытия. Принимаю решение оставить это направление на обратный путь. Нужно успеть пройти за третий и по возможности четвертый сифоны без мути.
В третьем висит хороший ходовик москвичей — быстро и легко прохожу по нему. Всплытие. Красивый купол и впереди неизвестность четвёртого сифона. Привязываю ходовик и ныряю. Через пару минут всплываю. Четвёртый пройден! Воздуха много — впереди ещё один сифон! Ныряю. Приходится раскреплять тоненькую, полутора миллиметровую, жилку ходового конца. Случись что с ним — будет не сладко. Пятый и шестой сифоны за спиной. Пещера продолжается, но свод безапелляционно уходит под воду. Мысль о том, что я уже достаточно далеко ушёл от точки входа заставляет быть сдержанней в своём порыве. Ход сужается. Дохожу до места, где нет возможности закрепить ходовик так, чтобы он не тёрся. Метров на десять вперёд просматривается затопленный ход. Муть догоняет и своей хаотичной завесой моментально снижает видимость в ноль. Нужно возвращаться. Вода шесть градусов. 20 минута погружения — холодно. В голове радостные мысли — пещера валит! В отвилок соваться не стал. Контрольное время поджимало, да и уже тогда знал — скоро вернёмся!

- куда на НГ?
- похоже, Нах.. (из диалога про планы на НГ)

Тридцатое декабря 2013 года. Наша команда ставит лагерь в конечном зале, прямо у сифонного озера. Такое впечатление что Джеймс Кемерон, срисовывал для «Санктума» именно это место. Красота.

На дальнейшее прохождение пещеры у нас три дня. Помимо погружений, запланирован ряд восхождений с целью поиска обхода сифонов или новой части пещеры.
Начинается работа в сифонах. Два дня занимаемся благоустройством уже известной подводной части. Ставим стационарный ходовик. Савенко Юля - опытный спелеодайвер, наша вторая боевая подводная единица, делает попытку исследовать отвилок. Первый блин комом — сразу не находит ход и вынуждена отступить. Вторая попытка удалась — проложив около 20 метров ходовика, Юля всплывает в воздушном пузыре. Быстро опускающаяся муть не даёт возможности осмотреться и заставляет отступить.
4 января 2014 года радостное событие — пройден седьмой сифон! Пройдя под водой 20 метров Юля выходит в сухую часть. Такой вот подарок нашей команде к новому году. Хорошо себя вели, значит.
А дальше интересней! Галерея, в которой всплыла Юля — образована водой из грифона! Расход притока сопоставим с рекой в Нахимовской. Где искать проход не понятно. Эту загадку планируем решить на следующий день. Ребята пытаются найти обход второго сифона — восходят по узким заглиняным щелям. Их вдохновили звуки молотка, когда на той стороне второго сифона забивали спит для ходовика. Обход второго есть, мы теперь знаем точно. Но он явно не проходим для человека. Зато глина там отменная!
Мирно жужжат примуса. Тепло и комфортно в лагере. Засыпаем строя планы на день грядущий...
Утро следующего дня начинается с того, что как-то не хочется вставать. Одышка и головные боли у всех участников экспедиции. Каждое движенье даётся как бы с усилием. Нехватка кислорода. Серьёзная невидимая опасность подземного мира. Принимаем решение эвакуировать подземный лагерь в соседний зал. Денис Курта отправляется за седьмой сифон для дальнейшей разведки пещеры. В его задачу также входит выяснить куда уходит вода из седьмого сифона и забрать по возможности Юлькину катушку из отвилка.
Денис Курта: - В висках барабанит дробь. Процесс подготовки к погружению кажется мучительно долгим. После каждого действия приходится восстанавливать дыхание. Прям как восхождение на Эверест. Вдох из баллона — действие. Полтора часа собирался вместо привычных тридцати минут. Наконец я готов. Чистый воздух из лёгочника и холодная вода быстро возвращает форму. Достаточно быстро, на сколько это возможно, чтоб не мутить достигаю седьмого сифона. Аккуратно захожу в него. Луч мощного фонаря шарит по стенам в поисках незамеченного прохода. Его нет. Вот и озеро всплытия. Ходовик завязанный Юлькой и катушка. Вышел на отмель — осматриваюсь. В какой-то момент показалось что вода всё таки течёт в сторону галереи из озера. Нет, так и есть — показалось. Снимаю баллоны и крыло, иду на разведку. Вода медленно и беззвучно бежит по дну галереи. Стены чистые и хорошо промытые. Вот и грифон — чистый меандр глубиной метра два, шириной сантиметров 40-50, полностью затоплен водой. Очень узко чтобы нырять. Иду дальше. Ход преграждает красивый натёк. Поднимаюсь лазаньем на второй ярус галереи и обхожу это препятствие. Меандр приводит к уступу высотой метров 5. Как-то удаётся взобраться и на него. Извилистый меандр продолжается. Дошёл до небольшого сужения хода. Не пускает натёчка. Гулкое эхо говорит о том, что впереди объёмы. ПЕЩЕРА ПРОДОЛЖАЕТСЯ! Всю обратную дорогу назад пытаюсь понять, как же так — ныряли по течению, а всплыли против. Река потекла вспять!

Пазл сошёлся достаточно быстро — Отвилок, найденный мной в мае и есть продолжение пещерной реки! Ныряю в него в надежде что-то увидеть. Прощупываю стены держась за ходовик проложенный Юлькой. Из-за мути — тыкаюсь как слепой котёнок. Ходовик резко пошёл вверх. Вышел в слой кристально чистой воды. Ощущение не передаваемое. Кажется, что ты паришь в воздухе, держась за трёх миллиметровый капрон. Только пузыри, выходящие из легочного автомата предательски говорят, что ты всё ещё в воде...
А потом выемка снаряжения, теплая и гостеприимная метеостанция, баня…

По раскисшей от талого снега дороге пыхтит тужится трудяга-уазик КСС, увозя нас в цивилизацию. Мы говорим Караби - До свидания!
Но мы вернемся и продолжим искать свой путь к легендарному Карабийскому Коллектору. Продолжение исследования пещеры Нахимовская запланированы на май 2014 года.
В экспедициях спелеоклуба “Свой путь” в пещеру Нахимовская 2013-2014 г.г. принимали участие:
1) Киосева Лилия – руководитель (Киев, Украина)
2) Курта Денис – спелеодайвер (Киев, Украина)
3) Савенко Юлия – спелеодайвер (Феодосия, Украина)
4) Султреков Алексей (Абакан, Россия)
5) Гоженко Виталий (Днепропетровск, Украина)
6) Горбач Виктор (Киев, Украина)
7) Олег Логинов (Днепропетровск, Украина)
8) Садычко Оксана (Джанкой, Украина)
9) Бочаренко Ярослав (Полтава, Украина)
10) Егор Подкин (Севастополь, Украина)
11) Татьяна Бак (Новосибирск, Россия)
12) Кичигин Алексей (Днепрорудный, Украина)
13) Бокань Юрий (Симферополь, Украина)