Разбираем детально спуск парашютиком. Американская инструкция.

Пишет AVK, 19.11.2013 17:13

Автор Майк Поборский, имеет международный сертификат гида по скалолазанию, альпинизму, лыжам. Является вице-президентом Exum Mountain Guides, находящемся в Вайоминге.

Основы спасения вашей жизни

Спуск парашютиком напарника является одной из наиболее распространенных ситуаций, ведущих к травмам и спасработам по данным отчётов издания Accidents in North American Mountaineering («Несчастные случаи в североамериканском альпинизме»), будь то спуск скалолаза после достижения высшей точки спортивного маршрута или партнёра, оказавшегося в затруднительном положении на многоверёвочном восхождении. В разделе «Know the Ropes» в этом году мы рассмотрим распространенные причины аварий, связанных со спуском парашютиком, и дадим некоторые рекомендации по их предотвращению.
Разбираем детально спуск парашютиком. Американская инструкция. (Альпинизм, советы по безопасности)

Почему так важно иметь хорошее представление о навыках и технике спуска парашютиком? Подумайте о том, как часто мы спускаем напарника. Мы все делаем это часто при лазании на одну верёвку, будь то лазание с верхней страховкой на естественном рельефе и скалодроме или спуск лидера после его финиша на спортивном, ледовом или трэдовом маршруте. Мы придаём особое значение страховочному аспекту этих действий, так как факты показывают, что существует значительный риск аварии на этапе спуска парашютиком. Подумайте об этом в следующих выражениях: Если всё идёт хорошо во время подъёма, то мы даже не нагружаем системы страховки. Они там на всякий случай, если альпинист упадёт. Однако когда начинается процесс спуска парашютиком, в действие вовлекается каждый компонент системы страховки и становится критически важным для безопасности альпиниста. Кроме того, есть бесчисленные сценарии в многоверёвочном восхождении, будь то маршрут скальный, комбинированный или ледовый, где спуск парашютиком может быть эффективным инструментом для увеличения скорости группы или помощи испуганному или недееспособному партнёру.
На основе инцидентов, описанных в «Accidents» в течение последнего десятилетия, четырьмя наиболее распространёнными причинами НС при спуске парашютиком являются: слишком короткая верёвка, недопонимание, недостаточная страховка, разрушение точки страховки. Мы рассмотрим каждый из этих вопросов и представим базовые и продвинутые навыки и способы для решения некоторых из этих общих проблем. Многие из этих навыков и способов необходимы независимо от того, спускаем мы напарника, находясь внизу или вверху, или находимся на одно- или многоверёвочном рельефе.

Слишком короткая верёвка

Более половины НС при спуске парашютиком, описанных за последние 10 лет в «Accidents», происходят, когда конец верёвки выскочил из страховочного устройства, и альпинист упал. На вертикальном рельефе легко ошибиться в оценке длины вашей верёвки и/или расстояния до верхней станции. Тем не менее, большинство из этих несчастных случаев можно было бы предотвратить просто применением замкнутой системы. Это сделает невозможным случайное выскакивание верёвки из страховочного устройства.
В типичном одноверёвочном сценарии, когда длина питча меньше половины используемой верёвки, земля замыкает систему по умолчанию, и ваш партнёр спустится на землю раньше, чем конец верёвки дойдёт до страховочного устройства, поэтому нет необходимости в замкнутой системе. Проблема возникает, когда верхняя точка вблизи или выше середины типичной верёвки. Это становится все более распространенным, так как создаются новые маршруты со спусковыми кольцами выше 30 метров (половина длины типичной современной верёвки). На некоторых трассах 70-ти метровая верёвка обязательна для безопасного спуска. Прежде чем попробовать незнакомый одноверёвочный маршрут, внимательно читайте путеводитель, расспросите альпинистов поблизости и/или найдите эту трассу в интернете, чтобы убедиться, не требуется ли на ней 70-ти метровая верёвка для безопасного спуска.
Другой сценарий, часто приводящий к НС при спуске парашютиком на одноверёвочном маршруте, это когда трудности начинаются после пролаза полутора-трёх метров от стартовой полки. Спусковые кольца на вершине таких маршрутов могут быть установлены так, что верёвки хватает, чтобы спустить скалолаза на полку, а не на землю. Или страхующий должен находиться на стартовой полке, чтобы иметь достаточно запаса верёвки для безопасного спуска партнёра. Опять же, подготовьтесь к выезду дома, спрашивайте других скалолазов и всегда следите за концом верёвки, когда спускаете партнёра.
Если есть какие-нибудь сомнения в достаточности длины верёвки для безопасного спуска партнёра, завяжите на свободном конце такой узел, чтобы он не смог проскочить через страховочное устройство. (Двойной рыбацкий узел хороший выбор; Рис 1). А ещё лучше, если страхующий привяжет свободный конец на себя, замыкая систему.
Когда вы страхуете лидера на длинном питче, внимательно следите за меткой середины верёвки, чтобы знать достаточно ли верёвки для спуска партнёра. Как только середина верёвки пройдёт через ваше страховочное устройство, вы с партнёром должны перейти в состоянии повышенной готовности. Растяжение верёвки может дать немного длины для безопасного спуска партнёра на землю, но в этом случае система всегда должна быть замкнута, как упоминалось выше. В случае сомнения партнёр должен попросить вторую верёвку и дюльферять на сдвоенной.

Рис.1

Когда партнёр спускается парашютиком, вполне естественно наблюдать за ним, но как страхующий вы также должны следить за запасом свободной верёвки на земле. Как только там останется меньше 3 – 5 метров, составьте резервный план для безопасного завершения спуска. Например, должен ли партнер остановиться на полке и спуститься лазанием? Нужно ли вам переместиться ближе к началу маршрута? Никогда не позволяйте концу верёвки выскользнуть из устройства, даже если спускающийся партнёр в нескольких десятках сантиметров от земли – внезапное снятие натяжения может привести к свободному падению и опрокидыванию.
Во время спуска с многоверёвочного маршрута система страховки должна быть замкнутой посредством привязывания ненагруженного конца верёвки на страхующего или на точку страховки, чтобы предотвратить его прохождение через страховочное устройство. При мультипичевом дюльферянии мы замыкаем систему, завязывая узлы на концах верёвок, делая невозможным соскользнуть с них.

Недопонимание

Тремя ключевыми проблемами с пониманием между страхующим и страхуемым являются: 1) окружающая среда, 2) нечёткое понимание языка команд и 3) нечёткое понимание намерений друг друга.
Проблемы коммуникации между страхующим и страхуемым, обусловленные окружающей средой, включают в себя невозможность видеть друг друга из-за конфигурации маршрута и/или расстояния между ними; погодные условия такие как ветер, снег или дождь, и посторонние шумы такие как река, проезжающие автомобили, крики других альпинистов поблизости.
В популярных скалолазных районах с большим количеством маршрутов, расположенных рядом друг с другом, скалолазы иногда ошибочно принимают команду соседней связки за команду своего партнёра. Всегда хорошая практика – использовать имена друг друга с основными командами: «Самостраховка, Федя!» или «Закрепи, Жанна!» Когда скалолаз находится в конечной точке одноверёвочного маршрута, оснащённого спусковой станцией, страхующему иногда может быть полезно отойти назад, чтобы видеть своего партнёра на станции, от этого обмен командами будет эффективнее. Когда страхуемый готов к спуску, страхующий может переместиться обратно к началу маршрута, что является оптимальной позицией.
Очень важно, особенно с новыми или незнакомыми партнёрами, согласовать термины, с помощью которых вы будете координировать действия, когда один из партнёров долезет до верхней станции. Что вы подразумеваете под «закрепи», «самостраховка», «выбери»? Избегайте расплывчатых формулировок подобных «Я в порядке» или «ОК». Договоритесь о простых понятных терминах и постоянно их используйте. (Далее автор анализирует возможные недоразумения из-за созвучности на английском языке двух почти противоположных команд – прим. переводчика.)
Перед стартом на любой одноверёвочный маршрут очень важно, чтобы страхующий и страхуемый понимали, что другой человек будет делать, когда лезущий достигнет верхней станции: будет ли он продевать страховочную верёвку через спусковое кольцо для последующего спуска парашютиком и если да, то какие команды он будет при этом давать страхующему? Или он закрепит верёвку на станции и будет дюльферять? Многие НС были результатом, когда страхующий предполагал, что страхуемый собрался дюльферять вместо спуска парашютиком, или страхующий забыл, что страхуемый планировал спускаться парашютиком, или он неправильно понял команду. Перед тем, как прекратить страховать, страхующий должен быть уверен в намерении страхуемого. Если вы договорились, что страхуемый будет дюльферять, дождитесь, когда он крикнет «Самостраховка», потом ответьте «Понял», и только после этого выньте верёвку из страховочного устройства.
Когда вы долезете до станции в конце маршрута, то не просто вщелкнитесь в неё, а ещё крикните «Закрепи» и откиньтесь назад. Удостоверьтесь, что страхующий понял и готов вас спускать. Если вы не видите страхующего, иногда можно удлинить самостраховочный конец, вщёлкнутый в станцию, или немного приспустить себя, держась за верёвку, чтобы увидеть страхующего и убедиться, что вас всё ещё страхуют.
Когда страхующий спускает партнёра, находясь выше его, иногда расстояние между вами увеличится настолько, что затрудняется обмен командами. Для смягчения этой потенциальной проблемы я стремлюсь расположиться таким образом, чтобы всегда видеть и желательно слышать своего напарника от начала до конца спуска. В некоторых случаях для этого требуется более длинная самостраховка.

Ошибки в системе страховки

Распространенной причиной НС при спуске парашютиком являются ошибки страхующего, особенно когда страхующий неопытен, невнимателен или незнаком с работой конкретного страховочного устройства. Убеждайтесь, что ваш страхующий или любой другой страхующий в вашем поле зрения знает, что делает и не отвлекается до тех пор, пока его напарник не окажется на земле или на самостраховке. Не допускайте сами и не игнорируйте чужую плохую страховку!
На одноверёвочных маршрутах к проблемам могут привести две причины: страхующий располагается далеко от начала маршрута и может потерять равновесие и возможно контроль над верёвкой, когда страхуемый нагрузит верёвку; а также использование незнакомых устройств. Переключение между стаканообразными СУ (например, АТС от BD) и полуавтоматами (например, Гри-Гри) могут привести неопытных страхующих к ошибочным манипуляциям с устройствами. Избегайте одалживания своего СУ страхующему, если не уверены, что он хорошо умеет им пользоваться.
Какая спусковуха подходит для спуска вашего напарника? Прежде всего, она должна обеспечивать достаточное трение, чтобы контролировать спуск на данном конкретном рельефе. На некрутом склоне с хорошим трением для короткого спуска парашютиком может быть вполне достаточно страховки через тело. И наоборот, на крутом рельефе спуск со станции на нескольких точках может потребовать дополнительной подстраховки (Рис 2).

Рис.2

В некоторых случаях очень важным элементом страховки может быть самостраховка страхующего, работающая в противоположную сторону от направления рывка верёвки, когда более тяжёлый напарник сорвётся или нагрузит верёвку при спуске парашютиком. В этой ситуации я предпочитаю привязываться к страховочной верёвке и завязать её стременем на точке ниже меня. В этом случае длина регулируется до отсутствия слабины, и самостраховочный конец обеспечивает поглощение рывка, когда система становится нагруженной.
Большинство людей, как правило, недооценивают требуемую величину силы трения для безопасного спуска напарника. Как мы добываем опыт необходимый для безопасности? С течением времени и практики на разнообразном рельефе. В начале будьте консервативны, применяя страховку страхующего, повышая трение в СУ, используя подстраховку (Рис 2), хоть всё вместе до тех пор, пока страхующий не будет уверенно оценивать, какое трение понадобиться. При обучении можно держать тормозной конец в полуметре за страхующим и выдавать необходимую слабину. Это позволяет внимательно следить за страховкой и обеспечить дополнительное торможение в случае неконтролируемого увеличения скорости спускаемого партнёра.
У вас есть опыт спуска напарника с использованием мокрой или обледенелой верёвки? У вас есть опыт спуска с использованием современных верёвок уменьшенного диаметра? Если нет, то я рекомендовал бы при спуске напарника, когда страхующий находится выше, увеличить трение, как показано на рис. 3, пока вы не станете достаточно опытны. Вывод: если в результате потери контроля над тормозным концом верёвки могут быть плохие последствия, то добавляйте элемент дополнительного трения с подстраховкой.
Перед спуском обдумайте некоторые «что если». Например, что если что-то случится, когда я буду спускать напарника, и мне понадобится свобода перемещения? Насколько при этом для меня будет легко освободиться от страховки? Что если мне понадобится переместить спусковую систему выше? Позволяет ли эта страховочная конфигурация легко сделать вышеперечисленные действия?

Разрушение станций

Существует много вариантов построения станции, но суть в том, что она абсолютно не должна разрушиться, и точка. (Раздел «Know the Ropes» издания «Accidents» за 2012 год является хорошим справочников по построению станций.) Какие я испытываю проблемы при выборе возможных вариантов станции? 1) Буду ли я использовать станцию для спуска парашютиком или дюльферяния? 2) С учётом имеющегося снаряжения смогу ли оборудовать соответствующую станцию в данном месте? 3) Как пойдёт верёвка в начале спуска? 4) Будут ли страхующий и страхуемый иметь визуальную и/или голосовую связь во время спуска?
Длительное время я использовал аббревиатуру ERNEST (Для аббревиатуры автор статьи использует первые буквы ключевых английских слов. По-русски будет иначе – прим. переводчика.) при построении станций. Е = Все ли точки станции равнонагружены? R= Есть ли избыточность в станции, означающая, что если одна точка вылетит, остальные выдержат нагрузку? NE= Если одна точка вылетит, а другие примут нагрузку, не будет ли при этом нагрузки на вырывание или ударной для оставшейся части станции? S= На чём сделана станция (дерево, скала, лёд) и/или надёжно ли защищена? Т= Будет ли эта станция сделана за время, отведенное на её оборудование.
Как только станция сделана, мы должны решить, как будет к ней подсоединяться верёвка. Верхняя страховка должна осуществляться только через съёмные личные элементы снаряжения скалолаза, такие как, карабины с оттяжками, удлинительными петлями или корделетами, а не через стационарные элементы станции. Стационарные элементы станции должны использоваться только для спуска без трения по ним нагруженной верёвки. Нагруженная грязная верёвка, проходящая через станцию, излишне изнашивает стационарные элементы станции. В самом деле, в некоторых районах, где маршруты проложены по песчанику, песок легко проникает в оплётку верёвки и по отзывам местных приводит к 50-ти процентному износу спусковых колец за пару сезонов. Независимо от того, лазаете ли вы с верхней страховкой или долезли до конца спортивной трассы, надо быть ответственным и лазать или спускаться на своих карабинах. Когда возможно, лучше чтобы последний лезущий дюльферял, а не спускался парашютиком.
Перед тем как лезть спортивную трассу, надо определиться, какое понадобится дополнительное снаряжение на станции. Для верхней страховки или спуска парашютиком мне нравится брать с собой две оттяжки с карабинами, на одной из которых карабины с муфтами. К своей системе я цепляю две 60-ти сантиметровые нейлоновые петли и добавляю два муфтованных карабина. Когда я долезаю до станции, я вщелкиваю карабины в каждое спусковое кольцо. Теперь я могу продеть верёвку через станцию и спускаться. Для этого существуют разные способы. Независимо от того, какой из них вы разучиваете, я рекомендую потренироваться сначала на земле и использовать этот способ при каждом спуске со станции.
Тонким и важным отличием дюльферяния от спуска парашютиком есть то, что при дюльферянии спусковое устройство движется по неподвижной верёвке, так как дюльферяющий просто скользит по ней. При спуске парашютиком верёвка является движущимся объектом в неподвижном страховочном устройстве. Это означает, что верёвка движется по рельефу, на котором может быть разруха и/или острые края. Вообще, протягивать нагруженную верёвку по острому краю – плохая идея, и тот, кто так делает, просто напрашивается на неприятности. Перед спуском парашютиком будьте особо осторожны при позиционировании верёвки, чтобы она не попала на острые края и живые блоки. И наконец, при спуске парашютиком никогда не допускайте, чтобы верёвка шла через станционную стропу – горячее трение нейлона по нейлону быстро расплавит стропу, и последствия будут катастрофические.

Будь готов!

Как альпинисты, мы все должны взять на себя ответственность за способности решать проблемы и быть самодостаточными на скалах и в больших горах. Для начала надо критически подумать, какое снаряжение взять для решения поставленной задачи. Например, для верхней страховки, спортивных маршрутов и скалодромов я предпочитаю использовать полуавтоматические СУ (такие как Гри-Гри) по причине дополнительной безопасности при страховке и спуске парашютиком. В больших горах или при трэде я применяю самоблокирующееся СУ (такие как АТС от BD или реверсо от Петцль), потому что они легче, гораздо более многофункциональны, и позволяют немного протравить верёвку для уменьшения ударной нагрузки. Другой пример: я подвязываю на талию мешочек с магнезией шнуром, который годится для прусика, если понадобится подстраховать страховочную систему при спуске парашютиком или при дюльферянии.
Кроме снаряжения личного и страховочного вот что я беру на многоверёвочные восхождения, чтобы разрешить большинство ситуаций, которые могут возникнуть:
Маленький нож или складной мультиинструмент
Самоблокирующееся страховочное устройство и 2 карабина
2-3 дополнительных карабина
5-7мм шнур для подвязки мешочка с магнезией, а в случае необходимости использовать его для прусика
Шестиметровый корделет из шнура 5-7мм с немуфтованным карабином
Две петли по 1,2м с немуфтованным карабином каждая
Для экстренного случая один корделет 1,2м из шнура 5-7мм с дюльферным кольцом (для многоверёвочных альпинистских маршрутов)
Нейлоновая петля 60см для развески снаряжения

Как правило, шнур, который при случае предполагается использовать в качестве прусика, должен быть на 2-3мм тоньше применяемой верёвки, чтобы было нормальное трение.
Поскольку мы ограничены в количестве снаряжения, берущегося на восхождение, имеет смысл максимизировать наше понимание по использовании снаряжения, которое мы обычно применяем. Одним из наиболее популярных предметов современного снаряжения являются самоблокирующееся спуско-страховочные устройства, такие как АТС от BD, или реверсо от Петцль, или подобные.
У этого элемента снаряжения есть много применений:
Стандартная страховка со своей беседки
Самоблокирующееся СУ при страховке со станции (рис. 4)
Возможность спускать парашютиком с увеличением силы трения (рис. 3)
Возможность спускать парашютиком с подстраховкой (рис. 2)
Возможность сделать полиспаст в соотношении 3:1
Для восхождений и спусков

Рис.3

Рис.4

Что делать, если вы уроните спуско-страховочное устройство? Главное знать, как сделать узел УИАА и использовать его для страховки, спуска или дюльферяния со стационарной станции (рис. 5). Помните, что нагруженная ветвь узла УИАА должна быть у тыльной стороны карабина.

Рис.5

Все эти приёмы и способы следует тренировать и совершенствовать дома, на скалодроме или на учебных скалах в обстановке, при которой последствия будут минимальны, если вы что-то сделаете неправильно. И пожалуйста, найдите время прочитать инструкции по эксплуатации к вашему снаряжению, которые прилагались при покупке. В них содержатся ценная информация и советы.
Со временем тренировки, наблюдения и обдумывание развивают у нас необходимые навыки, чтобы стать действительно компетентным партнёром, умеющим применить альтернативную систему, когда по каким-то причинам мы или наш партнёр не может продолжать лезть, страховать, спускать парашютиком или дюльферять. Конечно, мы не можем заранее иметь план на все случаи, которые могут произойти в горах, но у нас есть ответственность перед напарником и всем альпинистским сообществом, чтобы подготовиться как можно лучше к неожиданной ситуации.

Перевёл Александр Калашников.

Статья полезная, особенно по поводу ознакомления с инструкцией при покупке снаряжения. Порой можно узнать много нового))

Написаны простые и понятные истины. Вполне. На рис.2 хорошая идея с прусиком, только над, чтобы он был максимально короткий. Иначе, если упрется в карабин, тут же перестанет работать.

Спасибо за перевод!
Вопрос: для чего служит бело-синяя стропа на рис.4? Для разблокировки ССУ в режиме автоблока? Если да, то не признан ли этот способ опасным (риск не рассчитать силы и резко разблокировать устройство)?

Этот способ признан опасным в случае когда стропа пристегнута к страхующему и разблокировка происходит за счет собственного веса . Если рукой тянуть то вполне безопасно, можно также просто в отверстие карабин вставлять, тогда усилие для разблокировки будет больше

Стропу рекомендует пристегивать по мере надобности. И в случае если надо спустить второго, нужно держать руку на веревке, тк иначе можно "уронить" напарника.

Помню , что в старые добрые времена в советском скалолазании вообще не принято было спускаться парашютом. Даже как-бы запрещено. Спускались только по отдельно повешенной дюльферной веревке. Повешенной на другую подвеску, не связанную со страховочной. Правда и вес снаряжения для одного маршрута за счет дюльферной веревки увеличивался. Но и зато безопасность повышалась.

Да целая тема была про это: ссылка, почитайте комментарии в ней

Гм-м-м... Нам в клубе чуть-ли не под страхом смерти запрещали спускать "парашютиком". Инструктор грозился за такое парашютиком спустить в обрыв, но как правило если ловили (а спускали, баловались, чего греха таить), то провинившийся закапывал туалеты на стоянках, да посуду драил...

Особенно строго это правило действовало по отношению к новичкам - не "шутить" подобным образом. Вот тебе дюльфер по левую руку, лесенка или восьмерка в зубы - и вперед за Родину, на спуск.

А что вы подразумеваете под "парашютиком"?

Можно поподробнее? Какие были секционные требования: дюльфер на одинарной или на сдвоенной, с прусиком или без, во время дюльферяния страхующий вынимал верёвку их СУ или нет? Мне просто любопытно насколько были адекватны требования вашего инструктора с позиций безопасности и удобства для тренирующихся.

***Особенно строго это правило действовало по отношению к новичкам***

Это именно для новичков и имеет смысл. Чтобы люди не путали скалодром с веревочным парком, аттракционом для развлечения, им внушалась мысль, что они сюда попали, чтобы учиться лазать, а не кататься на веревках. Поэтому инструктор и требовал лазать самостоятельно вверх, вниз, влево, вправо, а веревку использовать только для страховки на случай срыва.

Это в принципе правильно, но для простых маршрутов типа 6А-6В(фр), помогает в горах, если куда залез спуститься обратно. Но я что то мало людей знаю, способных 7А лазанием вниз, особенно с длинными, динамичными перехватами.

Так 90 процентов лазающих (если не более) и 6с вниз не слезут :)
Че, теперь только по 6а и с дюльфером? Я ещё ничетак себе, до пенсии ещё есть время ;)))

ну вот приехали...

В 60 - х годах Питерская школа практиковала спуск лазанием. Он много дает для техники скалолаза и исправляет недостатки в развитии мышц спины.
Поэтому. Если цель скалолазания отоична от великих мгновенных спортивных достижений, то надо лазить
вместо паращюта.

Умение лазать не должно исключать умение грамотно страховать и спускать напарника. Или нет?
В конце концов, свело у вашего напарника ногу посреди маршрута... Лазаньем его вниз погоните? Или тогда не важно как спускать - можно и как мешок картошки? Как по-вашему?

Человека, не умеющего страховать и спускать, в принципе нельзя подпускать к страховке.
Научить спускать парашютом, ловить при легком срыве, поддерживать веревкой и даже вытягивать, можно минут за 15-20. А то и за 5. Я предлагаю лезущему приподняться на 1,5 метра и спрыгнуть. Несколько таких прыжков, постановка тела и человек понимает, что от него требуется. Значит ли это, что таким образом обученные умеют страховать? Ведь словить напарника, падающего с фактором близким к 2, совсем другая песня. Но для скалодрома с навешенными веревками больше и не надо.
В соседней теме описаны несколько случаев. Люди, допустившие падение, были обучены азам страховки и перед этим многократно успешно страховали. И спускали. Но потеряли бдительность и допустили ошибку. Если их проэкзаменовать, они успешно сдадут экзамен и покажут успешное владение методом страховки. Но, человек упал и получил травму.
Можно спускаться парашютом, если уж есть такой метод.
Но нужно понимать опасность его, в любой момент ваш проверенный напарник вас может уронить.
Лазание вниз повышает ваше мастерство и снижает риск падения.

С 60 годов столько воды утекло...

Сорок лет сам спускался парашютиком, все советское скалолазание его применяло десятилетия, все живы и здоровы были. Теперь вдруг нате вам, опасно стало.

Юра, опасно когда страховочный конец не достает до земли. Это примерно как - опасно ходить на восхождение с не завязанными шнурками ботинок, можно наступить на шнурок и споткнуться.:)

Тема не стоит выеденного яйца. Разве что для продавцов страховочных устройств нужна.

+...какие то детские ошибки - свободный конец страховочной веревки на маршруте, неумение пользоваться страх.устройством...а чё тогда вообще лезть с таким багажом знаний?

Наверно в Америке много лазающих с такими ошибками.
"Спуск парашютиком напарника является одной из наиболее распространенных ситуаций, ведущих к травмам и спасработам по данным отчётов издания Accidents in North American Mountaineering"

тем не менее заметная часть НС вызвана "детскими ошибками". то ли не знали, то ли забыли, то ли наплевали...

Как говорит один мой друг-инструктор : Не верь никому! Даже самому себе!

"Мне - можно" (с)))

Ошибки - то детские описаны, я согласен. Только одна загвоздка.

На естественном скалодроме я на десятке провешенных веревках нашел ОДИН концевой узел. Он был на веревке, которая изначально обеими концами не доставала до земли. При этом вокруг были исключительно бывалые альпинисты и скалолазы.

То есть, если веревка лежит концом на земле, вроде, узел не нужен? А если страхующий отойдет с веревкой так, что выберет весь остаток? Ну, хотя бы, теоретически - это возможно. И еще - не закрепляется привычка завязывать этот самый узел. И мы начинаем систематически совершать детские ошибки.

Если веревки лежат на земле в ненагруженном состоянии, то при спуске парашютом страхующему реально далеко нужно отходить, чтобы выбрать весь остаток...но да, закреплять конец веревки у альпиниста должен быть рефлекс, выработанный на начальных этапах; а вот скалолазов этому не учат

А с какой стати, на страховочной веревке, должны быть завязаны узлы?
Придут люди и завяжут на своих системах эти самые узлы.

вы хоть потрудились бы прочитать и понять о чём речь.

Я читаю внимательно, в отличии от вас.
И даже копирую курсивом те места, с которым не согласен. Во избежании путаницы.
Но если так необходимо, могу пояснить более подробно.
Веревка у которой оба конца не достают до земли - страховочная, прощелкнутая вверху в карабин - то есть, провешена.
В один конец ввязывается страхующий, в другой - страхуемый. До этого момента нет нужды, чтобы на концах были завязаны узлы.
Так понятно?

Вообще-то спортивное скалолазание не начального уровня подразумевает лазание с нижней страховкой. Пора бы с этим научится жить :) Следовательно веревочка, динамика, лежит на земле и желательно на чехле для веревки. При этом у любой мало-мальски приличной подстилки- мешка для веревки есть как минимум две петли для концов веревки... Верхний конец забирает лезущий, ну а нижний должен быть привязан к мешку. Хватает вполне...

Просьба автору первода озвучить эти термины. Так для общего развития, вдруг прийдется использовать.

Это команды "slack" и "take" (по-нашему "выдай" и "закрепи").

Спасибо!

я на заре применения английского в горах тоже начитался в сети всяких Belay on, Off belay и т.п. и все думал,что ж они так мучаются -то,ни фига не понятно на полтинник . а потом очень авторитетный англичанин объяснил,что нормальные пацаны используют нормальные команды: Climb when ready, Safe, Tension, Slack, Climbing и всё стало просто .
ну может у американцев по другому,конечно

ну или ,,выдай-выбери,, из той же оперы, можно перепутать :(

Команды не пишут, а говорят.

ну, почему же... мне напарник СМСки на маршруте писал...