пик Конструкторов

Пишет Chuh, 26.09.2013 00:24

пик Конструкторов (Альпинизм, дорфман, алексей, чух, краснухина, chuh, романов, южная стена, рома, гаджир, дугоба)

Вот так обычно видят альпинисты пик Коснтрукторов из Дугобы. Монолитный и очень далёкий.

Всегда, когда приезжаешь, то хочется написать рассказ о восхождении сразу. Тебя переполняют эмоции, все помнишь как будто-то это было вчера, хотя на самом деле поза-позавчера. Я даже пытался, но рассказ получает скучный, нудный и перенасыщенный подробностями. Другое дело, через некоторое время, когда ты уже забыл все мелочи, а рассказ приобрел тот милый набор преувеличений, которым обычно славятся рассказы рыбаков, а не альпинистов.

Сейчас, когда после сентябрьских дождей мне в окно наконец-то светит солнце, так приятно вспомнить солнечный, но не очень жаркий июль, где-то очень далеко... в альплагере Дугоба.

Вечер, темнеет, по осыпной тропинке мы с Ромой медленно взбираемся на перевал Четырёх. С одной стороны нам грех жаловаться: в качестве компенсации за украденные местным пареньком два дня назад у нас вещи, местный же пастух выделил нам ишака с погонщиком, который довёз наши вещи практически под Калькуш. С другой стороны, если бы паренёк вообще не пёр наши вещи, то нам бы не пришлось вчера вечером и сегодня утром 2 раза бегать до пупа Сельского и обратно, чтобы эти вещи вернуть. По плану мы уже должны были давно сидеть на ночёвках под южной стеной пика Конструкторов и просматривать нитку маршрута. Но реальность как всегда такова, какова она есть, и поэтому мы медленно движемся вверх то-ли по тропе, то-ли по руслу ручья.

Вот за очередным осыпным овражком появляется гребень Скальной и седловина перевала Четырёх. Я смотрю на эту радость в лучах заходящего солнца (в лучах только радость, так я уже давно в тени) и понимаю, что при свете перевалить перевал на все равно не удастся, тем более что Рома несколько отстал и сейчас был маленько точкой, которая отдыхала у рюкзака рядом с журчащим ручьем. Я огляделся по сторонам: склон в этом месте выполаживался, а чуть ниже меня тропа огибала достаточно большой камень. Если навалить на этот камень мелкую осыпь со склона, то могла получиться вполне сносная площадка. Снизу журчал ручей. Решив, что лучше хорошо спать, чем плохо идти я начал готовить площадку для ночлега.

На следующий день мы поднялись с рассветом, собрали палатку и продолжили наше движение наверх. Самый существенный для меня вопрос был: где лучше набрать воду в бутылке. С одной стороны, вот она вода журчит метрах 30 ниже палатки, с другой стороны ее прийдётся тащить на перевал, хотя во всех описаниях и полученных нами консультациях меня заверяли, что под стеной вода есть. В итоге победила лень, и воду набирать мы не стали.

Карта нашего маленького приключения

Минут через 30-40 после выхода с ночёвки мы поднялись на перевал. Перед нами открылась южная стена пика Конструкторов. С перевала кажется, что ты стоишь на одном уровне с вершиной и даже возникает вопрос, зачем сбрасывать километр вниз, чтобы завтра оказаться практически на том же месте? Стена выглядит очень монолитно и по Крымски. Мы уже видели ее из далека, и тем более на фотографиях, но в реальности оно всегда чуть-чуть по-другому.

Пока в ожидании Ромы я шатался по маленькой площадке на седловине и изучал записку в контрольном туре, я нашёл полтора литровую бутылку воды. Вот уж правда подарок свыше. Она просто лежал на мелкой гальке, не спрятанная, не лопнувшая, даже не замёрзшая. Как будто ее кто-то оставил специально для нас. Мне два раза предлагать не надо, и бутылка тут же перекочевала ко мне в рюкзак.

Несмотря на вообщем не большую сложность самого лазанья южная стена Конструкторов устроена как путь в один конец. Штатный спуск с вершины происходит на другую сторону (мне кажется в походе ее без зазрения совести можно продавать за перевал). Не штатный спуск дюльферами по стене возможен, но представляет из себя приключение сравнимое по сложности с подъёмом. Стена, особенно в верхней части, очень заглажен и более всего мне напомнила крымский Сокол. Выступов и полок на ней почти нет, так что дюльферять прийдётся либо с болтов, либо оставляя целиком станции. Ну и последним бастионом борьбы с трусами, которые решили повернуть назад, является тот осыпной склон, по которому мы с Ромой сейчас спускались. Километр мелкой, довольной крутой осыпи. Спускаться по ней одно удовольствие, но я думаю, я был бы готов на многое, чтобы не идти по ней в обратном направлении.

Вот такой мы впервые увидели южную стену пика Конструкторов

Когда склон выровнялся, и мы оказались под стеной меня мучили два вопроса: где маршрут и где вода? Я точно видел вершину пика Конструкторов над собой, а значит находился прямо под основанием его южной стены. Но вот сопоставить фотографию 1981 г. и то, что я видел перед собой у меня никак не получалось. Я показал фото Роме, и он тоже задумался. По описанию маршрут начинался от снежника, но вот только под стеной не было ни одного снежника, видимо все растаяли, несмотря на аномально холодное и дождливое лето. В дополнении к этому на фотографии вся стена выглядела равномерно монолитной, мы же чётко видели два яруса: разрушенный нижний и монолитный верхний.

Не менее актуальным был второй вопрос. Все описания в один голос утверждали, что воды на стене нет. Они же говорили, что вода есть под стеной. Мы заглянули во всех овражки, спустились довольно далеко по долине, и единственная вода, которую мы нашли, журчала в водопаде где-то высоко слева от перевала Четырех. Не найдя воды и сделав фотопонораму стены для будущих поколений мы решили, что раз не можем решить обе задачи, то решим хотя бы одну.

С собой у нас было только это фото. Слабо догадаться, где начало маршрута?

Не знаю как у Ромы, а меня ярко выраженный топографический кретинизм, особенно на стене. Поэтому для меня особенно важно, чтобы во время лазанья можно было привязаться к чему-то крупному: внутреннему углу, ребру, жандарму и т.д. Выбранный нами внизу маршрут Михайлова хоть и представлял собой красивую прямую линию, но не был привязан как казалось ни к какому рельефу, а просто шёл к цели по кратчайшему пути. Где точно проходит маршрут Душарина не знает видимо никто, кроме самого Ивана Трофимовича (пользуясь случаем хочу передать, что если он прочертить его на фото, то окажет не оценимую услугу всем будущим восходителям на пик Конструкторов). Оставалось два варианта: маршрут Краснухина и первопроход. Шли мы в двойке, без наблюдателя, без пробойника и первопроход в этом плане выглядел некоторой авантюрой. Маршрут же Краснухина точно ходим (его недавно ходили томичи во главе с Иваном Темеревым) и главное начинается по длинной косой полке. Эту полку мы хорошо запомнили ещё когда внизу изучали возможные маршруты. Помню мы тогда в один голос сказали: "Что это за обход в пол стены по осыпи?" Тогда мы решили, что такую халяву мы точно не пойдём. Сейчас же косая полка - была единственной формой рельефа, которую мы сумели сопоставить со стоящей перед нами стеной. Как вы понимаете, чётко уверенные что мы полезем Михайлова, фотки и описания Краснухина мы с собой брать не стали.

Фото м-та Краснухина из библиотеки ФАР

Пока мы изучали стену и искали воду время постепенно двигалось к обеду. Мы же вновь поднимались по сыпухе к началу основанию нашей полки. Когда мы наконец подошли к скалам, по которым можно лезть, солнце уже во всю их припекало. Стоя под началом маршрута мне пришло в голову, что осмотрительнее всего было бы вернуться назад, так как лезть по жаре имея только 1.5 литра воды - та ещё авантюра. Я посмотрел на гигантский осыпной склон, ведущий обратно на перевал Четырех, и решил что "кто не рискует, то не пьет шампанского" (а ещё я очень надеялся, что в верхней части нам удастся закачнуться в один из тех журчащих водопадиков, которые я видел на спуске с перевала).

Наш груз был достаточно велик для двоих. Виной тому была и наша перестраховка, и то что основное снаряжение мы собирали по принципу: что нам оставил пастушок. В дополнение к этому последнюю часть наших вещей мы забрали у пастушка уже по пути к маршруту, что увеличило и без того не малый багаж. Вообщем, мы решили, что первый будет лезть в туфлях, а второй будет жумарить с двумя рюкзаками. Вторым по расписанию должен был быть я (так я прошлый маршрут я лез первым), и я покорно полез в рюкзак доставать крюконоги. Тут ко мне подошёл Рома, и попросил отдать крюконоги ему. Я конечно для виду помялся, что могу и пожумарить, но чего тут скрывать жумарить с рюкзаком я не хотел совсем, а тем более с двумя. Рома тоже скорее всего не хотел, но после 6 лет крымского лазанья осыпи действовали на него крайне деморализующе, так что можно считать, что мне просто повезло.

Чтобы как-то выразить свою благодарность, я сказал Роме, что пока полезу в ботинках. На первой же верёвке я заложил горизонтальный траверс метров 5 (а может и не 5), на котором Рома, двигавшийся с грузом на жумарах, очевидным образом словил маятник. Об этом я узнал, по доносящимся из-за перегиба матюгам. Когда Рома таки добрался до меня на станции мы обнаружили потери: у нас лопнула наша единственная бутылка с водой, найденная мной этим утром на перевале. Рома пытался ее спасти, допив остатки, и очень быстро понял, что потеря - не такая уж потеря: вода была с привкусом бензина. С этого момента началась игра ва-банк, и на каждой станции Рома меня спрашивал, что впереди, и не нашёл ли я ему воды.

Фото стены с интересными подробностями

Довольно быстро мы миновали первые 3 верёвки ступенькам и вошли в основание внутреннего угла, который мы называли косой полкой. В описании было написано, что она имеет длину 220 м и представляет собой разрушенные скалы I категории средней крутизной 40 градусов. Здесь же крутизна была явно не 40 градусов, сложность явно не первой категории. Но мы точно знали, что верх этого угла выводит куда надо и честно нам совершенно не хотелось искать где-то за углом ничего разрушенного.

После Роминого маятника и потери бутылки мы чуть-чуть скорректировали нашу схему перемещения, адаптировав ее под имеющуюся не сильно отвесную реальность. Я лез с облегчённым рюкзаком и в ботинках. Рома жумар за мной со вторым более тяжёлым рюкзаком. Лезли мы на двух верёвках, поэтому на всех станциях жумарили со страховкой. Во избежании попадания в щекотливое положение на рюкзаке у меня все время болталась пара хороших скальников, а за спиной мешочек магнезии.

Через 5 верёвок относительно приятного монолитного лазанья угол перешёл в осыпной склон. Я принял Рому и мы пошли дальше одновременно, страхуясь за выступы. Ещё через 50 м мы перевалили скальный гребешок и нашему взору открылась "настоящая" косая полка с разрушенными скалами и кучами осыпи. Как же я был в тот момент рад, что мы ее не нашли раньше и долезли до сюда по нормальным человеческим скалам. А ещё через 100 м мы нашли воду.

Я на станции, где-то выше обеда, но ниже ужина

Мы вышли на достаточно широкую и ровную перемычку. С обоих ее сторон находились осыпные почти горизонтальные овражки, которые метров через 50 обрывались отвесными сбросами к началу стену. И вот по этим овражками и слева и справа текли ручьи. Как же это не обычно: не найти воду снизу, а найти ее посреди абсолютно сухой южной стены, вершина которой даже не имеет снежной шапки.

Мы остановились отдохнуть, вскипетили чай, перекусили и набрали бутылки воды. Этот обед посреди стены мне почему-то напомнил горный туризм, когда война-войной, а обед по расписанию. Помню я как-то спрашивал у Юры Ермачека, обедают ли когда-нибудь альпинисты во время восхождения. Он подумал и сказал, что нет. Перекус на ходу и бегом к вершине, а обед - пустая трата времени. Правда суп мы или горячее мы с Ромой не варили, только вскипетили чай. Возможно даже два раза.

С места обеда хорошо открывался наш дальнейший путь. Он был совершенно не похож на лазанье по стене, скорее на путешествие по какому-то каменному городу. Сначала надо было пойти на право, потом обходя скальную балду на лево, потом снова направо, а потому чуть-чуть любым путём и к вершине. Все выглядело подозрительно полого и коротко и было совершенно не понятно, где же тут 5Б.

Вид на маршрут после обеда

Вскоре оказалось, что мы стали жертвами обмана зрения. То, что казалось супер пологим, конечно не стояло стеной, но все же требовало правильного выбора пути и отнюдь не шлось "пешком как по бульвару". В дополнение к этому мы сильно обманывались в расстояниях, раза этак в три. Смотришь на склон, думаешь что тут чуть меньше верёвку, а он раз тебе и честные 150 м. Так пройдя ещё 6 верёвок мы вышли к очередной горизонтальной полке, покрытой осыпью. По нашим ощущениям оставалось ещё чуть-чуть и был соблазн долезть и ночевать как первовосходители на вершине. Но глазомеру к этому времени мы уже не доверяли, а желания лазить в темноте у нас не было. Тем более, что перед нами имелась горизонтальная осыпная площадка, относительно защищённая от камней, своим расположением на гребешке. В дополнение к этому слева и справа от нас журчала вода.

Вечер прошёл под набирание воды в бутылки при помощи кружки и водокапа (вместе с Солнцем отключили и воду), разговоры об особенностях отношений между людьми разных полов и звонки домой. Я, прямо как сейчас помню, сказал: "У нас все хорошо, нам осталось 3 веревки до вершины!".

Закат из окна нашей палатки

Утром мы пролезли 3 верёвки. А потом ещё 3 верёвки. А стена все не кончалась. На третей верёвке от ночёвки был траверс с не простым маятником для второго. Снизу этот путь выглядел как движение вправо по полке в основание угла. На практике же полка до угла не доходила, а резко обрывалась вниз. Меня Рома спустил парашютиком, а вот ему пришлось покопаться сооружая сложную схему с самовыпуском себя на конце страховочной верёвки.

Лазанье ближе к верху усложнялось. У меня даже начали появляться мысли переодеться в туфли, но к этому времени уже очень хотелось все пролезть в ботинках, и я не стал.

По описанию маршрут идёт по камину, в который следует залезть сразу после упомянутого мной траверса. Но описания у нас не было, а в камине было холодно, мокро и по нему периодически летели мелкие ледышки. В результате мы в него не полезли, а полезли справа по плитам. Сначала все было не плохо, но потом я вылез в русло ручья и встретился с абсолютным отсутствием возможностей по организации страховки. Представьте, что перед вами скала градусов 70 в которой выдолблены водой зацепки глубиной сантиметров по 10. Слева и справа от вас монолитная плита, а по вашим зацепкам течёт вода. Лезть наверх просто. Сложность лазанья вряд ли превысит 5а, но страховаться ближайшие 20-30 м негде, а вода заставляет вас постоянно быть в напряжении, чтобы не поскользнуться. И наконец для полного понимания, что же такое счастье под конец этой "храброй" верёвки мне не хватило каких-то 2-х метров до единственного возможного места под станцию. Зная, что начало простое и пологое, я попросил Рому чуть-чуть подойти и собрал таки станцию внутри мокрого гротика. Чтобы быть уверенным, что ничего из мокрых щелей не вылетит, я обильно подстраховывал камалоты эксцентриками, оставив на этой станции точек 5.

Так как фотографий с маршрута у нас почти нет, предлагаю вам ознокомиться с исторической справкой

После таких приключений мне сразу захотелось страховки и я быстро улез в то, что первопроходцы назвали камином. Пока я упражнялся в лазаньи по заснеженным каминным скалам Роме в его гротике включили воду. Ну вот объясните, как так можно? По всем описаниям на этой стене нет воды! Каждый писавший отчёт или рассказывавший о своих похождениях устно всегда уточнял, что воды на стене НЕТ, то есть НЕТ ВООБЩЕ. Нам же везло. По словам Ромы, сначала капало чуть-чуть, а потом включился поток как в обычной московской квартире, причём без плавного перехода через какие-нибудь промежуточные стадии.

Где-то под самым верхом камин сузился и в нем после положительного участка с маленьким снежником встретился нависающий кусок. Я огляделся вокруг, решил что это альпинизм, а значит никто меня не осудит, и решил подИТОшить. Действительно зачем горбатиться, если можно не горбатиться. С такими мыслями я воткнул алиен в раскрывающуюся трещинку, повесил в него петельку и встал. Только я потянулся поставить следующую точку, как алиен вылетел, и я полетел вниз. Летел я не долго. Через 1.5 метр моя нога застряла в сугробе в не совсем естественной позе, а сам я руками распёрся между стенок камина. Оценив ситуацию и решив, что ИТО-гавно, я вылез это место лазаньем.

Выход из камина у первопроходцев описан как 40 м лазанья VI категории, средней крутизной 85 градусов. На практике этот участок можно разделить на три части: непосредственно выход из камина, облаз большой нависающей балды, долаз до станции. Большая часть сложностей и средней крутизны сосредоточена как раз в облазе этой самой балды. Там-то я и упал. Лазанье было не запредельной сложности, но довольно специфичное: все время в подхват за пассивные зацепки и ноги все время на трении. Хорошо, что за пассивными зацепками в глубине была щель под камалоты. Вообщем первые две точки я положил, а когда собирался положить третью, уже почти что в самом конце местного затыка, ноги вылетели и я отправился обратно вниз к своему напарнику. Счастливому воссоединению помещали лежавшие ниже точки и до станции я не долетел метров 5. Рома мне сказал: "снимай рюкзак!". Я сказал "хорошо" и принялся одевать скальники. После первый раз за всю стену помагнезился и... очень быстро вылез это ключевой для маршрута участок. В нормальных туфлях и без рюкзака было даже не очень понятно, где тут можно улететь.

С первого раза фото не вышло, так как дыхнули в объектив

После этой верёвки стена фактически заканчивалась, а от вершины нас отделяло еще где 150 м разрушенных скал, кулуаров и осыпей. Где-то перед тем, как мы залезли в камин, нам с Ромой сверху прилетела огромадная ледышка. Она пронеслась над нами со звуком артиллерийского снаряда, разбилась об нависание под которым у нас была станция и посыпала нас снежком из своих осколков. После этого случая я старался лезть как можно быстрее и все время смотрел вверх, ожидая увидеть подкрепление или хотя бы место откуда оно может прилететь. Какого-же было моё удивление, когда мы долезли до гребня и так ни разу и не встретили ни одно куска льда нигде за пределами камина, по которому идёт маршрут. Откуда же прилетела та ледышка. Может это была часть программы по снабжению нас водой на маршруте?

Рома на вершине

Пофоткавшись, сняв панораму и написав записку мы пошли вниз. Дюльфер мы нашли где-то раза со второго. Для наших последователей скажу, что оно находится прямо на гребня, на малозаметном уступе чуть ближе к западной, более низкой вершине пика Конструкторов. Спуск проходит самой простой 3Б района и включает в себя 2 дюльфера до седловины, на которой можно развязаться и идти далее пешком.

Я на вершине

Где-то за два часа до заката мы сидели на морене ледника Калькуш, ели ужин и обсуждали пройденный нами маршрут. У нас были спальники, коврик, палатка и по-моему даже еда на завтрак. Эта история вполне могла бы закончится здесь, но мы решили спускаться по темноте.

Этому решению можно придумать с десяток разумных и не очень обоснований:
1. До заката мы успевали спуститься с ледника, а дальше прямо до альплагеря идет набитая тропа.
2. Хоть и была договорённость с местными альпсборами, что они нас не спасают, но мы знали, что они волнуются и поэтому хотели спуститься по-раньше.
3. Хотелось побыстрее оказаться на базе, чтобы знать что дело сделано, и спокойно поздравить друг друга с горой.

Тропа до лагеря действительно есть, и она действительно набитая. Только вот мы по ней ни разу не ходили. Соответственно мы не представляли, где она идёт. Как нам потом объяснили, лучше ночью спускаться сразу вдоль ручья по камням, чтобы не плутать. Я же этого не знал, но знал что река течёт в каньоне, а значит в случае, если он не проходим на верх так просто подняться не получится. В довершении всего оказалось, что мой фонарь, который так классно светил мне в палатке уже достаточно подсел и не слишком подходил для поиска тропы.

Маршрут спуска - мегахалявная 3Б

Вообщем, пока был свет все было не плохо, и мы действительно успели спуститься с ледника Калькуш на травку и даже найти тропу, а вот дальше нас ждали приключения. Пока тропа шла по склону, она была хорошо видна, но как только она выходила на поляну она тут же исчезала. Виной тому были основные потребители тропы - коровы. Они шли колоннами по склонам, а на полянах расходились в разную сторону, чтоб не мешать друг другу есть травку.

Пока мы не вошли в лес - это раздражало, но не сильно мешало. Сбиваясь с тропу мы как правило начинали траверсировать склон приспускаясь вниз и неминуемо ее находили. В лесу же искать тропу становилось сложнее, да и склоны были по круче. Пару раз нам удавалось просто повернувшись спиной к склону и сбрасывая по линии падения воды находить тропу, но получалось это не всегда. Тогда нам приходилось с рюкзаками снова набирать высоту. Нам ожесточённо хотелось пить, потому что непрерывный спуск продолжался уже около трех часов, а оставшиеся у нас пол литра воды мы выпили ещё где-то до начала леса. Ухудшало ситуацию, то что снизу шумела река, но мы не могли до нее добраться. Один раз Рома, ведя нас попытался спуститься воду, я догадывался что сделать это не удастся, но пить мне тоже хотелось и я решил молча следовать за ним. И действительно, мы сумели сбросить довольно много, мне кажется нам оставалось метров 100-150, но мы упёрлись в сбросы. Сознание не совсем мне подчинялось в этот момент. Помню Рома сказал: пойдём потихоньку за мной. А я в этот момент сел на камень с мыслями: "иди а мы отсюда посмотрим, навернёшься ты или нет". Рома не навернулся, вместо этого он вернулся и сказал, что дальше пути нет. Тут я сам предложил: "Можем сдюльферять по деревьям". Рома подхватил эту мысль и мы стали обсуждать какая нам понадобится снаряга и у кого она лежит.

Вид в сторону ледника Калькуш, в момент начала спуска

На дюльфера по деревьям у меня в мозгу сработал какой-то триггер. И я тут же понял, что это какой-то п..дец! Эту теорию я изложил Роме, он со мною согласился и мы опять побрели вверх по склону в поисках тропы. Всю дорогу вниз, начиная с того момента, как мы первый раз серьёзно потеряли тропу, Рома просил у меня спутниковый телефон позвонить любимой. Я ему отвечал, что не дам, так как надо сохранить заряд для вызова вертолёта, сам не зная сколько в этой шутки от шутки. Тут же, на фоне отрезвления от возможности "деревянных дюльферов", как только мы вышли на тропу я ему тут же выдал телефон, а сам сказал что буду спать, в подтверждение растянувшись прямо на тропе.

Что собирается Рома сказать любимой я даже не представлял. Сам я никому звонить не стал, так объяснение, что мы потерялись ночью в лесу прямо над альплагерем вряд ли добавило бы моим близким спокойствия. Впрочем я это так и не узнал, так как весь его звонок проспал. Минут через 15 Рома вернул мне телефон и мы пошли дальше, чётко условившись, что если потеряем тропу, то один сядет в конце тропы с фонарём, а второй пойдёт искать ее продолжение.

Где-то минут через 40 мы сбросили почти всю высоту и набрели на старый кош рядом с ручьем. Понимая, что спешить уже некуда мы достали горелку и вдоволь напились чаем. В этот момент я впервые с захода солнца, подумал, что можно вздохнуть спокойно. Вскоре мы спустились до реки, перебродили её и вышли на набитую тропу, ведущую в "старую Дугобу". В лагере мы были где-то около двух часов ночи.