Огни на горе или Спасработы вхолостую

Пишет Caravaner, 29.08.2013 22:50

Доброго времени суток, друзья!

Я хочу рассказать вам об удивительной истории, которая случилась со мной в ночь с 18 на 19 августа в Архызе, на Софийских ночёвках. Сразу оговорюсь – во избежание всяких инсинуаций – я не выношу суждений и не имею своей целью развести здесь флуд на 100500 комментов; единственное, что я делаю – излагаю факты, стараясь ничего не исказить. Надеюсь, вы меня поняли, а дальше – решайте сами, как относиться к тому, о чём пойдёт речь. Спасибо.

Итак, с 10 по 23 августа я участвовал в учебно-тренировочных сборах, которые ежегодно проводит секция детского туризма клуба «Планета» в районе Архыза на поляне Ледовая ферма у подножия Софии. В этом году вышло так, что я выполнял функции инструктора старшего отделения сборов.

После недели акклиматизационных выходов и учебных занятий старшее отделение было направлено на учебное восхождение на вершину Надежда 1Б к.т., дело было 18 августа. Всего со мной пошло наверх 16 человек, среди них один инструктор и два стажёра. День выдался пасмурным и туманным, на водопадах по пути на Спартаковские ночёвки нас накрыло облако, дальше просто моросил мелкий противный дождь. Мы прошли два бивуака – один над водопадами на Ложке, а второй на Спартаковских ночёвках. Оставаться на Спартаковских мы не стали, а двинулись выше, на Софийские, или как их ещё называют, Песчаные ночёвки. Поднялись без происшествий, долго не могли найти места под 4 палатки, так как наверху уже стояли 5 палаток, и ещё два человека поднялись снизу незадолго до нас. Я ходил знакомиться с соседями, ими оказались Алексей из Красноярска и Арсений из Питера. Потом долго искали чистую воду, пережидали дождик, готовили есть. Наконец устроились, поужинали, стали готовиться к отдыху.

Ровно в 20 часов 35 минут я вышел из палатки, сел, взял в руки гитару, посмотрел на вершину Софии и увидел на ней огни. Два фонаря на расстоянии примерно 100 метров друг от друга, один чуть выше, другой ниже по гребню, верхний метров на 100 ниже вершины. Фонари светили в сторону ночёвок и вразнобой мигали. 5 минут мы все наблюдали за фонарями, но они не двигались с места и не переставали мигать. Я пошёл в соседний лагерь посоветоваться, так как азбуки Морзе не знаю, и в подобных ситуациях прежде не бывал.

Огни на горе или Спасработы вхолостую (Альпинизм, архыз, софия)

Ребята тоже смотрели на гребень, где продолжали мигать фонари, и пытались определить, что за сигнал они передавали. С ними был ещё один мужчина, один из тех, что поднялись незадолго до нас, он сказал, что знает азбуку Морзе, но не может расшифровать сигнал, что получается бессмыслица. То есть фонари не передают нам SOS на морзянке (три коротких – три длинных – три коротких), и одновременно с этим не передают альпинистский SOS (шесть коротких сигналов за минуту – минута перерыва и повтор), вообще непонятно, что происходит. Чтобы убедиться, что фонари мигают именно нам, мы подали несколько сигналов, и фонари на гребне их повторили, из чего мы сделали вывод, что сигналят именно нам. Из исходных данных о группе наверху у нас имелась следующая информация, полученная из разговора Алексея с руководителем группы восходителей: всего наверху 9 человек, из них 2 женщины, руководитель – единственный опытный участник (по его собственным словам), снаряжение по минимуму (4 штурмовых рюкзака на девятерых), всего 2 верёвки; на восхождение по маршруту 2Б к.т. вышли поздно – между 11 и 12 часами дня. Также нам было известно, что где-то внизу стоит базовый лагерь группы восхождения, откуда утром на снежные занятия приходили дети.

Между тем прошло уже 20 минут, время 20.55, совсем стемнело, фонари по-прежнему неподвижны и продолжают сигнализировать. Посовещавшись, мы решили, что единственное, что мы можем сделать – идти за помощью. Мы исходили из следующих предпосылок: 1) уже почти ночь; 2) наверху группа в составе 9 человек с недостаточным снаряжением уже 20 минут подаёт нам знаки, не сходя с места; 3) у нас нет связи с людьми на вершине, мы вообще не знаем, есть ли у них рации; 4) до 7 часов утра у нас нет связи с нашим базовым лагерем на дне ущелья; 5) мы должны исходить из наихудшей возможности, значит, не исключено, что у них наверху авария или травма; 6) наверху вполне может не оказаться человека, знающего азбуку Морзе или альтернативные сигнальные комбинации; 7) полдня шёл дождь, а они, похоже, решили ловить холодную на гребне; 8) спасработы силами наших трёх групп организовать невозможно. Единственное, что оставалось – спускаться вниз, по пути попытавшись найти базовый лагерь группы восхождения, и звонить спасателям (прецеденты спасов на Софийских ночёвках уже были: в 2006 году на Надежде сильно побились две связки, совершавшие ледовое восхождение по маршруту 2Б к.т.).

Я вернулся к своим, изложил им ситуацию и сказал, что мне придётся спускаться вниз за помощью. Старшим остался инструктор Александр, а со мной вызвался пойти наш стажёр Гриша, которому, к слову, в этот день исполнилось 18 лет. Ещё с нами пошёл Арсений из Санкт-Петербурга. Мы начали спуск в 21.10, фонари на гребне по-прежнему мигали и не двигались с места.

Вы когда-нибудь бегали ночью по горам? Если нет, и не пробуйте, удовольствие маленькое. Радовало только то, что в этом районе и конкретно в этом ущелье особенно некуда падать, да и местность нам была знакома. Но, тем не менее, ночью в свете фонаря тропа всё время терялась, и местами нам приходилось бежать напрямки через морены и прыгать через ручьи, стараясь самим не попасть в аварию. Примерно в 21.30 мы спустились на Спартаковские ночёвки, разбудили руководителя группы, спросили, не знает ли он, что за группа засела на горе, и нет ли у него связи с ущельем. На все вопросы мы получили отрицательные ответы, помощь нам также предложена не была. Мы продолжили спуск. Около 22.10 мы спустились до уровня Ложка и стали пробираться к лагерю, который приметили днём. В лагере мы долго не могли разбудить начальника, первыми проснулись дети и стали шуметь, наконец, из палатки показалась женщина, по виду начальник, представилась Светланой Даниловой (мы с ней пересекались несколькими днями ранее, поэтому узнали друг друга). Светлана ответила, что это их группа ушла на Софию и не вернулась в контрольный срок. Мы описали ситуацию, спросили, есть ли связь с группой, но оказалось, что все рации ушли на гору. Светлана как зам.руководителя сборов попросила нас спуститься вниз и вызвать помощь, дала телефон ПСО, а также полную информацию о группе: 9 человек, руководитель Кравченко Н.И., город Королёв, номер группы в списке ПСО 142. Мы пообещали сделать всё возможное и продолжили спуск. Около 23.00 пришли в базовый лагерь УТС клуба «Планета». Начальник нашего лагеря, Лыкова В.А., смогла договориться с местным водителем Хусеем, который, взяв меня с собой, поехал на связь. В ПСО мы не дозвонились, телефон оказался выключен, поэтому Хусей звонил своему другу в Архыз, а тот уже звонил в МЧС. В итоге МЧСовцы пообещали прислать вертолёт к утру. Когда мы с Хусеем вернулись на Ледовую ферму, он сказал, что зря мы, мол, тревогу били, скорее всего, завтра сами спустятся. Я ответил, что лучше уж в случае чего отвечать перед МЧСовцами, чем перед своей совестью, но он только махнул рукой.

После этого мы приняли решение возвращаться наверх, чтобы завтра иметь возможность продолжить программу сборов. По пути обратно зашли в лагерь к Светлане, передали ей ответ спасателей. На Софийских ночёвках были в 3 часа утра, по договорённости я вышел на связь с лагерем; фонари уже не светили. Александр сказал, что ещё больше часа после нашего ухода, они наблюдали огни на гребне, потом к ним присоединился ещё один фонарь, и около 22.30 сверху перестали подавать сигналы, вершина скрылась в облаке.

Следующим днём 19 августа мы благополучно прошли свою 1Б, наблюдали, как над Софией пролетал вертолёт, и ждали новостей. По рации ничего толкового нам не передавали, хотя у нас в базовом лагере на Ледовой ферме находился руководитель спасателей. Только в 16.00, когда мы уже сворачивали бивуак, на леднике появились первые точки – группа в составе 9 человек спускалась сама. В 17.00 мы с красноярцем Алексеем встретили Кравченко, руководителя группы из Королёва. На наши вопросы он отвечал расплывчато. На вопрос, что же произошло, ответил, что описание на Софию предполагает прохождение маршрута за световой день, в то время, как «на самом деле», там работы на полные сутки. Сказал, что с ним были такие «звери», так они хотели на вершину, что вышли наверх только в 1 час ночи, и остановить их было никак нельзя (хотя пилот вертолёта по рации передавал около 11 утра, что группа на спуске разделилась, и «часть людей вылезало налегке наверх» http://www.risk.ru/users/heli2day/199356/). Потом, по выражению Кравченко, они «по-чёрному схватили холодную». На вопрос, зачем подавали нам знаки, ответил, что никаких знаков вниз они не подавали, а двигались по гребню. Все остальные вопросы либо обходил молчанием, либо просто улыбался. Приставать с расспросами к участникам мы не стали, рассудив, что и они с нами не захотят разговаривать.

Мы ушли, предоставив ребятам из Королёва самим приходить в себя, так как от нашей помощи они отказались.

Итак, что мы имеем?

Я лично наблюдал неподвижно мигающие фонари на гребне Софии в течение 35 минут, мои ребята наблюдали их ещё полтора часа после моего ухода вниз, и не верить им у меня нет ни малейшего повода. При этом руководитель «аварийной» группы утверждает, что никаких сигналов не было. Вы можете отличить движущийся фонарь от неподвижного? Я вроде могу.

Далее, фактически получается, что мы впустую загрузили МЧС – на счастье, в это время на вертолёте возили иностранного фотографа, и он согласился облететь гору ещё раз, а так вообще-то, вызов вертолёта влетает в копеечку.

Тем, что два руководителя ушли за помощью, мы ослабили собственную группу, и если бы мы не запёрлись назад глубокой ночью, наше маленькое восхождение не состоялось бы, вся группа спустилась бы вниз. Да и бегать ночью по горам - не самое безопасное занятие в мире.

В результате же, так как «аварийная» группа в конце концов спустилась самостоятельно, получается, что хорошо уже то, что Кравченко Н.И. не стал на нас наезжать из-за «ложного» вызова спасателей, иначе конфликта было бы не миновать.

Вот, собственно, и вся история.

На одной стороне «спасы вхолостую», напрасно потраченные в беготне вверх-вниз по ущелью Ак-Айры полночи и полкилометра нервов, даром (вот уж действительно повезло, что даром)побеспокоенное МЧС.

На другой – реальная угроза людям в горах, ведь если бы там был пострадавший, то наше бездействие могло бы его убить.

В общем, оправдываться я, пожалуй, не стану. Так как считаю, что лучше уж проделать напрасную работу, чем потом искать оправдания своему бездействию. И тут каждый принимает решение сам. Я свое описал, а Вам остается право на собственное мнение.

С уважением, Провоторов М.В.

все правильно сделал.

Наверно участники с фонарями крутились, выкладывая площадку для полулежачей ночёвки, поэтому казалось, что фонарями мигают.

Так долго и на таком расстоянии друг от друга?

Насчёт продолжительности выкладывания площадки для холодной ночёвки. Из своего опыта: чем дольше и тщательнее выкладываешь, тем меньше остаётся времени мёрзнуть до рассвета.
Насчёт расстояния между фонарями. Группа большая (9 человек), могли делать две площадки на расстоянии верёвки друг от друга.

какое там движение ночью с фонарями - 8 сидят, 1 лезет, у них же веревок почти не было.
2 станции светились и иногда было видно 3й фонарь - ползущего.

Может, еще кто-то особо одаренный решил поперемигиваться с базлагом внизу - он же не знал, небось, что "ракета любого цвета, выпущенная в районе..." и дальше по тексту.

Действия автора кажутся мне во многом правильными.

был в это время в районе, наблюдал вертолёт. Разговоров про спасы за неделю прибывания там даже не слышал. Кудес ники из Королёва...
А сделал всё верно. По другому нельзя.

Полезно бы знать хотя бы несколько базовых комбинаций по морзе.. Может кто подскажет, что может быть актуально для гор?

Хорошо бы - СОС (три коротких три длинных три коротких - эт я понял), ВСЁ ОК, ОСТАЁМСЯ НА МЕСТЕ, СПУСКАЕМСЯ.

Можно ещё чего-нибудь. Это может быть актуально не только для стен.

Ну вообще-то не 20 век, выходить в таком составе без рации нонсенс...

А вы все правильно сделали!

Показать комментарий

До этого момента все правильно.
После - чистый ваш альтруизм.
Почему бы ей самой не спуститься за помощью?
Или гонца не послать?
Разве это не ее люди?
Почему посторонние люди должны бегать среди ночи, это ведь кусок работы. Иногда нужно быть пожестче, иначе, те кто понаглее тут же вам садятся на шею и свешивают ноги.
Зам руководителя сборов за своих людей не волнуется, оставшись без связи, вам то чего волноваться?

В лагере группы были две женщины и куча детей школьного возраста, мы не могли их погнать вниз ночью, неправильно это. А то что они спали, когда их люди не вернулись в срок, это нас очень озадачило, да

Да бошки отрывать таким руководителям...
По-человечьи они перед вами должны были хотя бы проставиться.
С опытом, конечно научитесь оптимизировать поведение, только свою отзывчивость не теряйте.

А то что они спали, когда их люди не вернулись в срок

Вот в этом - суть безответственности.
Люди устанавливают контрольный срок.
Группа не возвращается.
А дальше что?
Зачем нужен контрольный срок, если превышение его не ведет ни к каким действиям?
Это только такое красивое название?
По хорошему, узнав, что есть контрольный срок, что группа не вернулась, надо было сказать -"А, так вы в курсе, что у вас ЧП? Извините, что потревожили, мы не знали. До свидания."
Может это и не по человечески, но разве по человечески, установив контрольный срок, уйти всем взрослым вверх, не оставив даже гонца, который в состоянии пойти за помощью? Стоит ли о таких беспокоиться?

Показать комментарий

А на вершине телефон не работает? Добравшись до того места где работает телефон, надо было попробовать дозвониться тем кто на вершине. А номер их узнать в лагере внизу. Не знаю что бы делал сам в таком случае.

Embolsi, а теперь представьте, что это вы подаете сигнал бедствия. И не со скуки, а по делу. И вам даже отвечают. Но помощи нет. А внизу на вопрос, почему не вышли на помощь, вам отвечают что-то в духе: да кто вас знает, чего вы моргаете...

Автор в целом прав, по-моему. Лучше перебдеть, чем недобдеть. А излишний альтруизм пройдет с опытом. Удачи в горах!

И Вы были-бы правы, если-бы хаотичное помигивание можно было-бы принять за сигнал бедствия.

Сигнал бедствия это 6 световых сигналов

. И так периодически повторять после паузы. Все остальное - безграмотность, увы.

6 сигналов в минуту. Ответ - 3 сигнала в минуту.
Но это не значит, что любой другой сигнал надо игнорировать!

А если предположим инструктора (единственного, кто, возможно, знает сигналы) камнем тюкнуло, а участники из всех сигналов знают только "махать" и "мигать", тогда что?

Правила подачи световых сигналов я учил на НТП в 1979 году, не обессудьте...

Это Вам с учителями повезло. В Ленинграде в 80-х не учили этому ни на НТП, ни на СТП, ни на ВТП, ни на ШИТ. Вообще не было такой темы.

Устраивались на ночь, по гребню перемещались- он в этом месте простой,
повернул голову с налобником в другую сторону, вот для наблюдателя свет и потух.
Отсюда мигания.

Там спуска то днем до перевала пару часов да час с перевала до ночевок.

Зря устроили ночные гонки и народ перебаламутили.

А за отзывчивость спасибо.

По мне так, все правильно. С собственной группой, если что, остался еще один инструктор и стажер - читайте внимательнее, товарищи. В бытность мою студентом, подрабатывал я инструктором в палаточном детском лагере в Хакасии. В один из дней прибегают дети и говорят, что нашли авиабомбу. Я про себя думаю, какая еще авиабомба в Хакасии - прибегаю - точно, все атрибуты авиабомбы времен Великой Отечественной. Ну и начал бегать, звонить в МЧС, разгонять лагерь подальше и т.п., при этом все думал - "ну какая авиабомба в Хакасии?!" Оказалась - что это такой груз от метеозонда (так мне сказали). Чувствовал некоторое время себя ослом.
Потом все таки для себя решил, что лучше перестраховаться всегда в таких и подобных вашему случаях. А если бы не Хакасия, а под Ржевом или Вязьмой?! А если бы правда, что-то случилось и просили помощи?!
Вот так примерно.

В начале августа 2010 года мы стояли в дол. Тютюсу. В первую ночёвку, когда стемнело, увидели на стене Тютю главной несколько мигающих фонарей в разных местах. Понаблюдали некоторое время. Потом пошли в соседний лагерь, спросили чё-как, оказалось, это три группы, участвующие в каком-то чемпионате лезут две 5А-Б и одну 6А. Тогда мы успокоились, а то тоже думали, "может помощь пора вызывать?".
Автору: что переживали за восходителей, это правильно, а вот полноту и правильность всех действий оценить сложно. Тут каждый выбирает сам, что и в каких пределах делать, имхо.

Почему-то все комментирующие упорно игнорируют следующую фразу автора:

все решается по месту
сбегал, потренеровался лишний раз, своих сильно не подвел
те кто наверху должны тоже думать и не играть лучше лишний раз со светом, особенно когда отвечаешь сигналом на сигнал

Незнаю насколько верно и правильно действовали,но то что не повернулись спиной(независимо от результата), уже заслуживает уважение!

И ещё мне кажется, что всё-таки логично он (автор) начал действовать.
Хорошо, что всё хорошо оказалось конечно.

Показать комментарий

Судя по минусам - сигнал аварии известен далеко не всем.

Сигнал не подавали, но как выяснилось группа "просрачила" и проведение спасов было абсолютно обоснованным.

А что автору поста оставалось делать?
Чтобы понять ситуацию - станьте на его место.
1. К сроку группа не вернулась, больше часа мигают фонариками.
2. Сигнал снизу видят и дублируют - то, что они просто на месте устраиваются - снизу не очевидно.
3. Всегда лучше перебдеть, чем недобдеть. Было же на "Риске" год назад тема - "Урок в горах" - где старый опытный инструктор погнал свою толпу наверх просто перестраховаться - "чего они там на месте возятся, чего они там рассматривают?" - и только потому парня с черепно-мозговой травмой успели спасти.

Все правильно сделал.

++Было же на "Риске" год назад тема - "Урок в горах" ++
Набрал в поиске по Риску "урок в горах" - не увидел такую тему. Можете дать точную ссылку?

Сам не нашел... могу скинуть вордовский файл. История поучительная, сохранил.

Кстати, год назад проводила детские туристические соревнования. Так вот один из конкурсов был показать пролетающему вертолёту, что что-то случилось в походе. Несколько человек должны были составить фигуры, объясняющие суть их положения (в международном формате). Им я конечно не призналась, но мне пришлось подучить всё ((((

Не переживайте, многие не знают. Нас тоже никогда такому не учили. И в туристской литературе не встречал (да и в альпинистской).

Ростовская типография на картах Кавказа вот такое печатает

называется международные коды сигналов с земли для экипажа поискового воздушного судна из подручных средств

Турист.М.,"ФиС", 1974г., составитель А.А.Власов стр.378

v
V

N

p.s. кажется, в эпоху блютуза и вайвая это всё может немножко облегчаться)

Caravaner

Выход на маршрут в 11-12 часов дня – это не просто «круто», а «суперкруто» )))).
Нас раньше учили, что выходить на восхождение нужно засветло, а тот, кто любит поспать до обеда должен не альпинизмом заниматься, а на пляже пузо греть.
Это понятно, ночью все камни вмораживаются, и если засветло выходить на маршрут успеваешь не попасть под утренний камнепад и прочие сюрпризы таяния.
Потом, даже если маршрут кажется простеньким и проходимым за 4-5 часов (фигня!!!... успеем засветло вернуться!), то надо учитывать, что горы это такое место, где проблемы могут возникнуть даже на самом простом маршруте и 4-5 часов превращаются в холодную ночевку или, в самом лучшем случае, в возвращение в лагерь в темноте.

По снаряжению тоже «забавный» факт. Четыре рюкзака на девятерых это как? Я уже не говорю, о том, что ни кто не обязан за вас тащить индивидуальное снаряжение (обвязку, карабины), перекус, другие мелочи, а значит должно быть девять штурмовых рюкзаков. Не на себе же это все переть из лагеря. Но, я извиняюсь, в чем несли участники свои пуховки? А может они их вообще не брали на гору? Типа «мы круты, да и погода великолепная, начерта нам пуховки».
Принимая во внимание вопиюще поздний выход на маршрут, не удивлюсь, если так оно и было.

В этой связи припоминается одно восхождение (лет 15 назад).
Кавказ. Приэлбрусье. 2б – инструкторская (если кто понимает что это такое). Подтверждаем 2-й разряд.
Погода и хотелось что бы была лучше, но лучше не бывает. На небе кое-где легкие облачка. Вобщем песня.
Мы на перемычке перед ключом. И тут один из участников (он с самого начала вел себя так словно он самый опытный, при этом, на каждом шагу, допускал ляпсусы) выражает желание оставить свой рюкзак с «ненужным» на маршруте снаряжением на перемычке. К ненужному снаряжению он отнес пуховку. Все промолчали, т.к. за отделением присматривал инструктор. Инструктор тоже промолчал. Как я сейчас понимаю из педагогических соображений: мы, через еще одну гору должны были ходить самостоятельно и он, как мог, минимизировал свое вмешательство.
Ну значит оставил тот товарищ рюкзак с пуховкой на перемычке и мы двинулись. Маршрут максимум пять веревок интересного лазания. Где-то на середине, в этот момент я стоял на станции, на которой трое человек умещались, но приходилось чуть ли не сидеть друг на друге, на нашу вершинку набежало легкое облачко, из тех о которых я писал выше. В одно мгновение, буквально, чудесная солнечная (только птички не пели) погода сменилась снежным бураном. Не видно ни хрена. А мы стоим на полочках и не попрыгать не помахать руками, что бы согреться, не можем. Если честно, в такой трындец так резко я попал впервые.
Инстинкт сработал не скажу что бы мгновенно, но у всех одинаково. Все полезли за пуховками. Одели. Вроде полегчало. Не одел только тот участник восхождения, который оставил свою пуховку перед маршрутом. Он естественно начал замерзать, причем довольно быстро. И по мере замерзания начал ныть. Что делать? Этот нехороший человек сейчас замерзнет. Надо спасать, т.е. сваливать вниз.
Хорошо подошел инструктор снизу и отдал этому горемыке свою пуховку. У самого инструктора была еще пуховая безрукавка под анораком.
Вобщем пошли дальше, дошли до вершины, дюльфернули обратно на перемычку. Где-то на середине обратного пути облачко покинуло нашу вершину и опять наступило лето. Когда мы оказались на перемычке пуховки опять оказались не нужны.
Тот «умный» участник видимо не сделал для себя ни каких выводов, потому, что и дальше продолжил изображать из себя асса, но речь не о нем, а о том, что…
ПУХОВКУ НАДО БРАТЬ НА ЛЮБОЙ МАРШРУТ.
В тот раз я на собственной шкурке ощутил полезность этого правила. Чего и всем желаю.

П.С. Автору темы, как сейчас говорят, респект и уважуха. Все делал правильно.
Точто так же, но уже с другим знаком, потрясает рапиздяйство всех участников "восхождения с фонариками"

Зачем нести 9 штормовых рюкзаков на 9 человек? Вы представляете себе рюкзак в котором фактически лежит куртка, обвязка, да пара сникерсов? У вас вес самого рюкзака будет тяжелее его содержимого. Поэтому штурмовой рюкзак собирается на несколько человек- например, один на палатку, один на связку, два на группу и т.д...А далее просто обговаривают очередность его носки- один переход, один час, один вверх, другой вниз и т.д.

У альпинистов рюкзаки штурмовые, сильно легче наших, думаю. Мы-то (горн.турьё) стараемся в поход второй рюкзак не брать. Хотя когда много радиалок планируется, я беру - удобно.

Ну не знаю, каждый учится ходить в горах по-разному. Все мои учителя-альпинисты, и просто опытные люди, с которыми приходилось общаться, учили, что надо брать один штурмовой рюкзак на одно лицо. Во-первых, там ты несёшь свои личные вещи и не грузишь товарища, во-вторых, в случае холодной ночёвки, наличие штурмового рюкзака позволяет хоть как-то согреть ноги, ну и в-третьих, лично я всегда таскаю кучу "лишнего" - "интимные" крючья, фонарик, запасные репы, дополнительный перекус, и т.д., да и теплее идти под рюкзаком, а когда на гребне поднимается ветер, а ты страхуешь забойщика на ключе - хочется обрасти шерстью. Так что штурмовой рюкзак лишним не бывает.
Но это лично моё мнение

>ПУХОВКУ НАДО БРАТЬ НА ЛЮБОЙ МАРШРУТ.
В тот раз я на собственной шкурке ощутил полезность этого правила.

В прошлом октябре были во Франции и не могли не посетить алпинистскую мекку - Шамони. Решили хотя бы просто пройтись по улочкам, поглазеть на альпинистов со всего Мира, окунуться в атмосферу... так сказать. Посмотрели прогноз - 15 градусов на день. Ну значит к рубашке нужно добавить ветровочку. Приехали. Ходим, глазеем, никого не трогаем и вдруг, видим работающую канатку на Эгюй Дю Миди! Этого пропустить было нельзя. Катим наверх, а наверху просто буран. Температура не знаю какая, но холодно конкретно. Там еще крепились, прыгали, бегали по лесенкам, а через пару дней у жены вылезла простуда на губах, а я слегка кашлял.
Присоединяюсь к выводам предыдущего оратора и несколько расширяю: едешь в горный район/страну, возьми пуховку, не известно что тебе там взбрендит. :-)

Давным-давно, некий молодой человек спросил утром руководителя: "Будет ли на перевале ветер?" и получил точный и ясный ответ на всю жизнь: "Будет!" ;)

Из описания не совсем понятно - это была детская группа с руководителями или группа взрослых?

Наверху были взрослые, в лагере остались дети

У меня тоже была смешная история со спасами в Архызе. Стояли на оз. Семицветном под пер. Дукка (н/к). Когда стемнело, увидели на склоне перевала одинокий фонарик, спускающийся вниз, потом застывший на месте. Мы с товарищем поспешили на помощь (типа Чип и Дейл), пошли не по тропе, а траверсируя склон. Встретив снежник и оценив ситуацию (на голосовые сигналы ответа не дождались), решили, что склон не самый приятный для хождения ночью и вернулись в лагерь. На следующий день, при подъеме на этот перевал, встретили группу, стоявшую там лагерем (на склоне). И узнали, что увиденный нами фонарик был на человеке, который ходил за водой. В общем наша помощь была не нужна:)
Не смотря на это, я согласна с предыдущими ораторами, лучше перебдеть! Часто бывает, когда вроде что-то не то, но можно себя успокоить, что все обойдется. И предпринимать какие-либо действия даже смешно, вернее потом можно оказаться в смешной ситуации, если помощь была не нужна. Но лучше десять раз показаться смешным, чем один раз не оказать помощь тем, кто в ней нуждается!
Автору огромное уважение. Вы - молодцы!

Все правильно. Лучше сорок раз посмеяться, чем один раз заплакать.

Все хорошо кончилось, значит все хорошо.

В году так 84-86 собрались идти на Чатын. На подходе к Немецким ночевкам встретили туриста который сказал, там наверху в ледопаде кто то из туристов получил травму. Подошли к темноте под Щуровского и Ершов Андрей сказал что надо идти сразу на поиски. Пробывал возрожать что скоро ночь, но решили идти. Я как самый мудрый или ленивый остался в палатке, типа еду готовить. Вообще вернулись они ночью никого не найдя. С утра, по свету сходили и нашли пострадавшего, травма позвоночника. Пока спускали поинтересовались как ночь провели. Ответ убил. "Отлично, только какие то дураки бегали вокруг всю ночь, кричали и мешали спать"
Андрей Шалаев потом рассказывал что он в жизни так не боялся, бегая по ледопаду без связок, кричал и искал.
В общем инициатива наказуема

Миша, молодец. Рад за тебя.

www.risk.ru/users/heli2day/199356/

автор молодец! респект!
а вот несознательным человеком,из за которых сыр-бор, под горячую руку можно и по лицу легонечко,в качестве воспитательных моментов.

последнее время на РИСКе столько много предлагают в рожу дать в воспитательных целях
а по реалу в горах только несколько раз видел

Как думаете, почему? Моя идея - "все равно не поймет, + проблем потом не оберешься".

хм. флуд конечно,но твои действия в такой ситуации?
или шоколадку бы таким ребятам,после лишних 5-7 км ночных приключенческих гонок подарил?
или забил бы?

никаких действий
кто был внизу сделали что считали нужным
наверху что могли и умели, (хотя глупость выходить днем на гору)
у тебя есть право не предпринимать ничего, тебя никто не просит и не требует, твоя инициатива
инициатива наказуема
меня там небыло

знаешь,была ситуация,похожая. с Перми приехала группа детей на фестиваль ,от 4 до 14 лет. и 3 сопровождающих. стали палатками в русле реки. период был повышенной смерче опасности.
начался сильный дождь. принимающая сторона заверила что все под контролем. не поверив - поехали и забрали самых маленьких,остальных передвинули выше подъема уровня. на следующее утро на месте палаток кружили мутные водовороты. вывод - лучше перебздеть чем не до бздеть.