Информация для размышления альпклубу «Страху нет» (им.Демченко А.С.)
Я долго думала, в каком ключе написать этот текст - в вопросительном или ....? в утвердительном?
Речь пойдет о замене рабочего аккумулятора от радиостанции YAESU FT-270R, выданной в КСП а/л "Безенги" - на нерабочий аккумулятор такой же модели радиостанции, принадлежавшей участникам (или инструкторам) альпклуба "Страху нет" (им.Демченко А.С.). Сайт альпклуба: http://straxy.net
Ситуация следующая:
12 августа я и только что приехавший мой приятель из Санкт-Петербурга выпускаемся в учебной части альпбазы "Безенги" на два маршрута на вершину Укю (М). Подписываем маршрутный лист у Юрия Ивановича Шортова и получаем рацию (подчеркиваю! - полностью заряженную) у Юрия Сергеевича Саратова, которую он сам лично при мне проверил и передал мне в руки.
Выход на первый маршрут у нас был запланирован на 13 августа, но по причине сильной грозы, которая бушевала почти до 9 утра, все группы в тот день отменили выходы на свои маршруты, что и было сообщено на базу по первой связи от руководителей групп на стоянке "Голубятня". И лишь после 10 утра пару групп все же вышли на простые или короткие маршруты. Мы с напарником по понятным причинам не планировали также выход на гору. Но после 11 часов утра небо стало совсем ясным и солнечным, поэтому мы решили пробежаться по маршруту. К вечеру планировали быть на стоянках.
11.00 ч. Выход на маршрут на вершину Укю (М). Следующую связь ожидаем в 13.00 ч, чтобы сообщить о том, что начали работать на маршруте.
12.00 ч. Проходим снежно-ледовый взлет и выходим на скальную перемычку, далее начинаем работать на гребне. В этот момент погода начинает быстро портиться - надвигается снежная буря с грозой.
13.00 ч. Мы находимся в эпицентре сильной грозы, рацию по этой причине не включаем. Дальнейшее движение по гребню чревато последствиями. Поэтому, принимаем решение - как можно быстрее сбрасывать высоту. Ныряем с гребня в опасный и узкий осыпной "сборник", начинаем медленный спуск, рискуя еще больше, чем от молнии - получить камнем, которые периодически летят с правого борта кулуара. К сожалению, другого варианта (более безопасного) быстрого спуска с горы на тот момент не представлялось. В нижней части "сборник" соединяется со спусковым кулуаром, по которому еще 30-40 минут ходу до "Голубятни".
В 16.00 ч. выходим на связь и сообщаем, что у нас все в порядке и мы находимся на стоянках. Рация отлично работает на прием, слышимость хорошая. После моего сообщения, я не получаю подтверждения от Юрия Сергеевича: "Понял на базе", что меня немного и смутило.
14 августа. У нас запланированная дневка. Выходим на связь в 10 утра и опять слышим в эфире вопросы от Саратова всем группам, идущим в этот день маршруты в "Теплом углу": что с группой в составе 2-х человек под руководством Сенченко, почему с ней нет связи 2-е сутки? А в ответ тишина .... И тут я понимаю, что рация наша не работает на передачу, только на прием. При тщательном осмотре рации на предмет выявления возможной причины нерабочего состояния, я вижу на аккумуляторе выцарапанную чем-то острым надпись: straxy.net. Больше причин для удивления обнаружено не было.
Днем спускается с горы Сергей из группы Вовы Коняхина, я получаю его рацию и в 16 ч. передаю на базу причину нашего молчания.
После 18 ч. на стоянки спускается сам Вова и во время 19-ти часовой связи мы опять проверяем мою рацию. На экране индикатор показывает полный заряд батареи, рация работает только на прием, но для передачи информации емкость батареи недостаточная. Я не связист, поэтому выводы сама не делала. К данному заключению пришли люди, хорошо разбирающиеся в радиостанциях. Я лишь пересказываю простым, доступным языком о возможных причинах поломки данной радиостанции.
Для тех, кого интересуют технические подробности, информация в PDF файле ниже.
Подробнее о работе данной модели рации можно ознакомиться тут:
РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ РАДИОСТАНЦИИ YAESU FT-270R
15 августа мы отменяем выход на следующий маршрут и спускаемся в базовый лагерь.
Далее экспертиза, проведенная административным составом КСП а/л "Безенги", подтвердила неработоспособность данной радиостанции (YAESU FT-270R) по причине того, что аккумулятор станции был заменен на нерабочий. Замена была произведена участниками (или инструкторами) альпклуба "Страху нет" им. Демченко А.С., который проводил в этот период сборы на базе альплагеря Безенги.
Для подтверждения данного факта: надпись, выцарапанная на корпусе аккумулятора: straxy.net., а также подтверждение учебной части о том, что данная радиостанция недавно выдавалась в пользование участникам сборов альпклуба им.Демченко.
Диагноз: аккумулятор радиостанции после зарядки показывал на дисплее индикатор полного заряда батареи, но емкость батареи была не достаточна для работы станции на передачу информации - только на прием. После замены нерабочего аккумулятора на рабочий (из другой рации такой же модели), данная модель радиостанции была вновь в рабочем состоянии.
Возникает встречный вопрос: почему сразу рация не была проверена на предмет работоспособности на передачу информации, а только на прием? Да потому, что все радиостанции в КСП Безенги находятся в рабочем состоянии перед каждым сезоном и вышедшие из строя аккумуляторы сразу заменяются на новые. Во время выдачи мне рации, индикатор батареи показывал полный заряд, а проверить ее на передачу можно только во время самой передачи в момент сеанса связи. Никто не мог предположить, что новый аккумулятор будет заменен кем-то на нерабочий.
Вопросы: если предположить, что станция, выданная в учебной части Безенги села на маршруте и "демченки" заменили аккумулятор на свой, который вынули из своей рации (точно такой же модели), тогда где логика? Зачем менять аккумуляторы у совершенно идентичных моделей радиостанций, если можно просто поменять целиком рации?
Эпилог:
Я не буду делать выводы или предположения, пусть на этот вопрос ответят те, кто позволил себе без зазрения совести подвергать чужую жизнь потенциальной опасности.
Одно дело, когда недобросовестный менеджер отрезает тебе в магазине 50 м веревки и при этом объегоривает на пару метров себе в прибыль, другое - когда возникает прямая опасность для жизни, о которой ты просто не в состоянии сообщить.
Ну и самое элементарное, что стоило бы сделать в первую очередь - это сообщить в КСП во время сдачи данной рации о том, что она не функционирует. Не было бы конфликта, не было бы угрозы для чьей-то жизни. Это же такие простые и понятные вещи в мире людей.... казалось бы.
111
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
/ЦСКА им. Демченко, в сборах не участвовал/
С нашей стороны попробуем выяснить у кого была эта рация и разобраться в возникшей ситуации.
И сразу вопрос - аккумуляторы безенговских раций как-то отмечены, чтобы мы могли его идентифицировать?
зы Приносим свои искренние извинения за это недоразумение.
Я не могу Вам ответить на этот вопрос по новым моделям раций (YAESU FT-270R), т.к. такую мне выдали в КСП Безенги впервые. Старые модели помнится были помечены номерами, например в первый выход на корпусе рации была цифра 1000.
Я думаю, что этот вопрос лучше задать напрямую Юрию Сергеевичу.
Юркин Александр
тренер клуба ЦСКА им Демченко
у меня к вам вопрос, вы в своими действиями в тот день довольны? (для обмена опытом)
Была боффин, стала Проект Alp - а сущность осталась :(
Можно точную инфу о сеансах связи в маршрутном листе....
Это не "наезд" на КСП, а напоминание - проверяйте рацию на прием и на передачу перед уходом из лагеря.
1. Рация могла быть выставлена не полную мощность, а скажем на 0.5 - 1ват (что то случайно сбилось). А должна быть выставлена на максимальные 5 ват. И понятное дело что мощную 50 ватную дудку на внешнюю антенну лагеря вы слышали, а вот лагерь мог вас не слышать.
2. Было выбрано плохое место для связи с лагерем.
3. Вы действительно что то намудрили и вышли из канального режима, и у вас включился репитерный сдвиг, слушаете на 145.450 нажимаете на PPT рация автоматически уходит выше или ниже 144.350 (например).
Соответственно Лагерь вас не слышит.
4. Радиостанция с севшим аккумулятором на передачу не работает, она делает "бурлюм", мигает лампочкой и даже при нажатой PTT продолжает работать в режиме приёма так как её не хватает мощности выйти на передачу, и вы слышите шипение прямого канала (шумадав там наверняка выключен совсем)
5. Вы могли сработать на встречу с другим более близким к лагерю корреспондентом и он вас банально "задавил"
6. Вы начали говорить до того как нажали PTT и половина ваших слов была съедена и не прошла в эфир.
Скорее всего действительно злого умысла в действиях Демченок не было, лагерный аккумулятор сел, по скольку в группе была аналогичная станция, сняли с неё аккумулятор и потом конечно забыли про это.
А поменяли возможно с целью не вникать в настройки рации взятой в лагере, дабы не переносить их всех в свою. Для некоторых все эти частоты, мощности, суб-тоны, рипитерные сдвиги.. Тёмный лес.
Опять же вопрос: "Якобы нерабочий" аккумулятор пробовали зарядить до упора, померить напряжение вольт метром?? Посмотреть какое напряжение было после того как вставили "Якобы нерабочий" аккумулятор, в станцию и пожмакав PTT некоторое время, какая просадка по напряжению была? Любой даже самый угандошенный аккумулятор даст вам сказать 2-3 слова...
Проверить рацию на передачу??? да элементарно, найти человека с радиостанцией в лагере и попросить услышит ли он ваш "Тест...раз...два...три" думаю труда не составило бы.. Да и при получении радиостанций, можно было попросить включить базовую и проверить...
А то что вы тут выплеснули свои домыслы, и пришпандорили инструкцию к Яське мол нате.. кто захочет прочтите. А вы сами её читали???
А вдруг окажется что вы банально оказались не компетишен в работе с радиостанцией? И вам её просто не надо было брать в руки? И что дело не в том что забыли аналогичный "Другой" аккумулятор, а в том что вы не знаете на какую цапу и в какой момент времени жать?
Для начала всё это надо было решить в индивидуальном порядке в личной переписки а не выливать домыслы сюда..
Всё кроме возможных перечисленных под номерами являются моим ИМХО!!!
P.S. Вообще для "таких" случаев давно придуманы профессиональные станции, где кроме селектора каналов и ручки громкости (она же по совместительству) ручка включения станции. И большой резиновой PTT больше ничего нету. Специально для охранников и иже с ними. Шобы не сбить ничего, а так сиди крути две ручки вправо влево хоть целый день. Главное при сеансе связи ручечку на нужную циферку поставить..
>>Опять же вопрос: "Якобы нерабочий" аккумулятор пробовали зарядить до упора, померить напряжение >>вольт метром?? Посмотреть какое напряжение было после того как вставили "Якобы нерабочий" >>аккумулятор, в станцию и пожмакав PTT некоторое время, какая просадка по напряжению была?
Конечно редко кто с собой в горы вольтметр возит. Тем не менее, можно подробнее, какие напряжения на литиевом аккуме считать нормой и криминалом при заряде до упора и после жмаканий передачи?
>> Любой даже самый угандошенный аккумулятор даст вам сказать 2-3 слова...
У меня разряженный байофинг ведет себя примерно так, как вы выше написали "даже при нажатой PTT продолжает работать в режиме приёма", интересно, как его заставить сказать 2-3 слова, может в тепле подержать? хотя боюсь что литию это не поможет.
Вы явно разбираетесь в связи, можно еще вопрос? В каком диапазоне в горах прохождение должно быть лучше на 144 или 446 МГц. И тогда еще вопрос "до кучи" реально ли подпалить вход маломощной станции (моторолка лпд за 1000р пара) включая рядом (1м) пятиваттную. У меня уже две моторолки принимают только при отключенном шумодаве, то-ли входной каскад сдох, то-ли с шумодавом что то случилось.
То что разрядилось - то разрядилось. таскайте батарейный блок как экстренное питание.
Диапазон 70см 420-470Mhz 466 - PMR всё же лучше работает по отраженному сигналу, дома, город, лес. Диапазон 2м 140-170Mhz лучше работает на огибание объектов, холмы, горы, дальние расстояния. На 2м диапазоне связь может быть с похождениями гораздо дальше чем на 70м. Не даром он считается радиолюбительским и на 145.500 без позывного с вами не кто общаться не будет. В отличии от хулиганских 433LPD.
По поводу моторов, гм, да врятли если только антенна к антенне... да, и кстати, что за вторая рация у вас та что на 5ват? Просто шаг сетки PMR не на всех 5ватках есть...
Да и еще не забывайте что монобендовая на один диапазон (как FT-270) радиостанция с однодиапазонной антенной, желательно еще и подрезанной на определенный диапазон. Будет работать гораздо лучше чем двух трёх бендовая радиостанция например VX-6R с универсальной антенной. Антенна = лучший усилитель!!!
Дело легко исправляется покупкой дополнительной антенны например для VX-6R
и название клуба какое-то новое, ребрендинг что ли....
отвагин.
И аккумулятор был подменен, и после замены его сразу все заработало..
Вы наверное сам пост не прочитали )))
А деньги, конечно, никогда лишними не бывают. Я и сам хожу с ледорубом ВЦСПС :( Потому-что он уже есть. А вот раций не было, пришлось покупать. Две штуки суммарно обошлись не дороже нового фирменного ледоруба.
Как-то дали кошки поюзать, их нам вернули, но как потом выяснилось - перекрутили под другой размер. Было очень неприкольно обнаружить это на маршруте - желание было прибить здесь и сейчас, не то что на Риске пропечатать.
Что бы взял и пошел, а не так отдали чехол с грязными ржавыми кошками а я сказал спасибо и не посмотрев зашвырнул их по диван...
Это уже на Вашей ответственности.... А то что их перекрутили на другой размер это естественно.. То что не вернули на прежнее место тоже естественно, так как всё всегда подгоняется индивидуально.. Ну просто не взяли в голову что бы всё вернуть как было... Ну надо будет подгоните как надо, думаю были такие размышления..
Это как на маршруте при приготовлении пиши, вдруг обнаружить в котелке остатки прошлогодних протухших макарон.. Думаю к макаронам предъявлять притенении будет бессмысленно...
кстати да, заварку с пеницилином из клубных котелков выгребать доводилось в начале сезона. к счастью, не на маршруте а еще дома
Элементарная ТБ в виде профилактики снаряжения после этапа эксплуатации, неважно: тобой, твоими друзьями или посторонними людьми (тогда - тем более надо проверять)
И вот сразу же по первым абзацам поста УЗНАЛ )))
Фирменный стиль...
Бывает, напряжение на аккумуляторе штатное (не менее 12,6В), световые приборы работают, а стартер не крутит, причём, при включении стартера ключом зажигания напряжение падает всего до 12В (когда всё в порядке, стартер крутит, напряжение бортовой сети падает примерно до 10В). Причина: сопротивление до десятой доли ома на контактах в цепи стартера. Световые приборы, грубо говоря, потребляют ток 10А (падение напряжения бортовой сети 1В), а стартеру нужно 100А, что при сопротивлении на контактах до 0,1Ом должно привести к падению напряжения бортовой сети на несколько вольт. Конечно, стартер при этом не крутится, ток не потребляется, создаётся иллюзия неисправного стартера. В 90% случаев проблема устраняется зачисткой контактов в цепи стартера, включая контакты втягивающего реле.
Вернёмся к радиостанциям. Режим приёма – десятые доли ампера, режим передачи – 1-2 ампера. Если в контакты между аккумулятором и рацией попала пыль, то её сопротивление вполне может быть больше внутреннего сопротивления аккумулятора и рации, работающей на передачу. Соответственно, отбора необходимого тока и передачи не будет.
Так что из за этого врятли, но иногда полезно их конечно же протереть шпритиком с ластиком. Но станции новые практически..
При смене аккумулятора происходит перезапуск внутреннего процессора, рация восстанавливает некоторые функции «по умолчанию» и может перейти в нормальный режим.
Возможная причина отсутствия связи в том случае.
Чтобы избежать такого, нужно перед выходом после настройки и проверки рации заблокировать клавиатуру, чтобы работала только в режиме приём/передача.
Всё настройки которые были внесены в радиостанцию полностью сохраняются.
Чтобы избежать что? и перед выходом откуда? Блокировка клавиатуры влияет только на то что если вы радиостанцию таскаете включенной в кармане, у вас случайно не нажались кнопки, или не крутанулся валкодер и не сбился канал, если в рацию прошито больше одного канала. (канальный режим) не путать с прямым вводом частоты.
В режиме блокировки клавиатуры у вас по сути дела функционирует только ручка громкости, и кнопка PTT. Радиостанция и так работает только в режиме приёма/передачи.
Всё настройки которые были внесены в радиостанцию полностью сохраняются.»
При «передёргивании» питания перезапуск процессора происходит всегда, это основа микропроцессорной техники.
И совсем другое – какие параметры переустанавливаются, а какие – нет. Получается, что в данной модели переустановки нет, значит причина отсутствия связи в другом…
«Чтобы избежать что?»
Чтобы избежать перехода станции в другой режим, на другой канал и т.д и. т.п.
«и перед выходом откуда?»
Из базового лагеря на маршрут.
«Блокировка клавиатуры влияет только на то что если вы радиостанцию таскаете включенной в кармане, у вас случайно не нажались кнопки, или не крутанулся валкодер и не сбился канал, если в рацию прошито больше одного канала.»
Так и я об этом же. И не обязательно «таскать включённой в кармане». Не раз было, включаешь рацию, запрашиваешь корреспондента, ответа нет. Ждёшь какое время. Рация, понятно, включена. А тебя отвлекли, сам чем другим занялся, глядь – а там уже другой канал стоит. Теперь хоть оборись, тебя не услышат…
В общем эта, нечего там конечно при смене акума ни куда не вываливается..
Если радиостанция была переведена в канальный режим кнопочкой MR/MW а потом заблокирована кнопочкой FL. Далее выключена, отсоединен аккумулятор, вставлен обратно, радиостанция включена, она в том же канальном режиме с заблокированной клавиатурой и осталась.. Был ли включен рипитерный сдвиг и в какой режиме находилась радиостанция у топикастерши во время QSO с лагерем остаётся под вопросом.. Думаю врятли она вспомнит, горел ли на экране плюсик или минусик.. По скольку рацию давно не вынимал, аккумулятор у меня там севший..
На приём еще работает, а вот на передачу мощности уже не хватает.. Как я и говорил, "бурлюм" не делает каюсь наврал, "бурлюм" делает моя VX-6R. FT-270 при разряженном аккумуляторе и нажатии на PTT на секунду гасит экран, потом возвращается в исходное положение. Передачи естественно не происходит.. И еще при включении она показывает уровень заряда аккумулятора в вольтах... Хотелось бы услышать эту цифру ж-))))
И хотелось бы услышать Звезду поста!!!! ДЕВУШКА ВЫ УГДЕ???
А то получается вы не притенению высказали пытаясь её обосновать подтвердить и защитить, а кусочком засохшей какашки кинулись... =((
Тем временем топикастерша строчит обвинительные комментарии на своём сайте.
Комментарий #5, автор boffin, дата: Август 21, 2013 - 13:40
"Напрямую мне не о чем говорить с такими людьми. Моя жизнь была под угрозой либо из-за мелочности, которая вынудила кого-то украсть копеечный аккумулятор, либо из-за банальной халатности, что тоже не имеет никакого оправдания."
"Если в таком опасном увлечении как альпинизм, каждому прощать даже ошибки халатности, тогда альпинизм полностью превратится не в спорт, а в похоронное бюро и фраза вида: "На автобусах завозят, на вертолетах вывозят..." будет в обиходе любого альплагеря ежедневной."
Другими словами, накосячили - отвечайте за свои ошибки."
И главное из поста не понял, где именно жизнь была под угрозой:
на 11 часовой связи - сообщили о выходе на маршрут (солнце светит, все путем)
на 13 часовой связи - была жопа, на связь сами не выходили,
на 16 часовой связи - сообщили, чпонимаюто все путем.
Я бы понял, если в 13 часов они пытались бы просить о помощи, но их не услышали, тогда да. Но они же не пытались. По-сути вся эта история сводится к тому, что они два раза пытались сказать базе, что у них все ок, и база этого не услышала. Я бы понял претензию базы, что им пришлось 2 дня на нервах сидеть (что тоже преувеличение), но какие претензии у группу, я не пойму.
Девушка вызывает у меня восхищение. Она в горы ходит, что с её интеллектуальными возможностями - практически подвиг.
Будем выцеплять Красавицу...
Почему то стервозность в горах становится все более распространена. Свежий пример.
В Узунколе, дней 10 назад, поднялись на Доломитские ночевки, время около 8-ми вечера, ставим полатку, подошли друзья, весело обсуждаем планы. Из соседней палатки вылезает дэвушка. Ни здрасте, не познакомится, сразу наезд, говорите тише, вы тут не одни, у меня в палатке все слышно. Я извинился, говорю не знал, что тут спят, вам наверное на гору утром, нет говорит, не сплю, но Вы мне мешаете. Хотел палатку переставить, да некуда было. Утром её друзья спустились с пятерки, после не совсем плановой ночевки на маршруте. Эта подруга им даже чаю не приготовила, видимо очень сильно переживала... Хорошо у нас в термосе чай остался.
Вроде в горы ходим за позитивом, чем выше, тем люди чище, откуда эта тяга к разборкам (слава богу, встречается пока не часто).
Этот пост вообще серьезно воспринимать не стоит, по крайней мере верхнюю его часть. Вот freezer много полезного написал, можно упаковать в новый пост на главную ветку, об особенностях раций, проверке и пр, и пр. А то скатится в нишу, и затеряется.
По описанной ситуации косяк был и косяк наш, за что мы уже извинились и сейчас пытаемся выяснить как такое могло произойти. К сожалению пока не все рации были возвращены в клуб, и мы не можем однозначно идентифицировать подменённый аккумулятор.
Мушу: Если сочтете возможным после выяснения причин, напишите в данной ветке или в личку, интерес с технической точки зрения..
Спасибо!!!
А если бы девушка забыла в альплагере носки, виноватым оказался бы Лорпен или Мунд, однозначно.
Хотя нет, неоднозначно. Ещё администрация альплагеря.
Это уже сферический конь в вакууме какой-то =))))
....И меня больше заинтересовала квалификация спортсменов это написавших. Плохая погода, с утра решили не ходить. Далее распогодилось: "поэтому мы решили пробежаться по маршруту. К вечеру планировали быть на стоянках. Далее выход на гору 13-00. И уже через 2 час сход с маршрута в 15-00. И еще спуск в кулуар: - "Ныряем с гребня в опасный и узкий осыпной "сборник", начинаем медленный спуск, рискуя еще больше, чем от молнии - получить камнем, которые периодически летят с правого борта кулуара." Или это все от растройства за аккомулятор?
Это надо же так выйти на маршрут с таким опозданием, что бы через два часа, осознать что надо свернуть.
Или Вы так и написали в тактическом плане: -Выход на гору в случае непогоды после обеда.
Мне кажется что тут больше риска было.
Меня вот больше волнуют факты пропаж веревок и железа в процессе спасработ у разных команд, которые участвовали в транспортировке. Причем, попытки поиска (опрос, вывешивание объявлений) происходил непосредственно на месте, в лагере. И никакого результата.
Вот это - грустно.
И это пишет руководитель "Проекта ALP" Татьяна Сенченко (boffin)
Мелковато для руководителя, но зато нормально для журналиста...
Руководитель в первую очередь возникшую проблему решает на месте, были и люди и средства.
Тем более факт подмены задокументирован руководством базы (или там между собой просто поговорили, а сейчас решили напомнить от скуки и для узнаваемости первоисточника, Источник: http://alp.org.ua/?p=73596), на месте было руководство Клуба, было руководство Федерации Альпинизма в лиц Кузнецовой Елены Валентиновны. Все бы решилось на месте с орг выводами (вывели бы за тереторию базы и расстреляли). Это шутка...
А так действительно получилось как у многих журналистов, пиар на гавне, пахнет , но уже не понятно от кого.
Что гоже журналисту, не к лицу руководителью "Проекта ALP"
Я думаю потенциальные рекламодатели и финансовые спонсоры проекта обратят на это внимание.
А для этого я жму на (спасибо), пусть подольше повесит тут...
Возникает встречный вопрос: почему сразу рация не была проверена на предмет работоспособности на передачу информации, а только на прием?
Возникает вопрос: почему лично вы, как руководитель, не проверили радиостанцию перед выходом?
Прошли думаю времена, когда радиостанция весила десять кило.