Александр Жигалов: Жетон спасения в горах - Безенги 2013г

Пишет Zhigalov Aleksandr, 04.06.2013 19:18

Александр Жигалов: Жетон спасения в горах - Безенги 2013г (Альпинизм, альпинизм, красноярск)

Только, кордалета на спине

Глебыч машет за окном…

(Жигалов А., Дубынин А.)

10 мая 2013г., закончив свои забеги на Эльбрус и не дождавшись закрытия Фестиваля Red Fox Elbrus Race 2013, я приехал из Терскола в Нальчик, где меня уже ждали мои друзья, земляки Стас и Саня. Там же я познакомился с еще одним теперь уже нынешним другом, Серегой Глазуновым из Иркутска. Сбор был назначен на улице Чайковского 3, и, дождавшись последних участников, желающих получить жетон спасателя, мы уселись в ПАЗики и поехали на встречу с горами.

Дорога от Нальчика до альплагеря Безенги никого не оставила равнодушным и, против всякого ожидания, в сон даже не клонило. Мы сидели, уткнувшись в окна, и наблюдали, как над нами взмывают вверх скальные стены ущелья высотой 300-500 метров. Порой дорога проходила по висячим бревенчатым мостам, местами ПАЗики ползли прямо вброд по ручьям, по разровненным языкам селей и оползней, случившихся недавно (кстати, один из них сошел и накрыл часть дороги, пока мы были наверху, в альплагере, и транспорт не мог прорваться к нам пару дней, пока не расчистили проход).

Наконец, мы прибыли в альплагерь Безенги. Таких альплагерей я не видел никогда! Возможно, потому, что мне особо не с чем сравнивать. До сих пор я видел альплагеря типа палаточных городков, с местами у костра и импровизированной поляной для построения, отмеченной висящими над ней флагами на деревьях. Так вот, Безенгийский не лагерь, а просто сказка. На высоте 2100 метров над уровнем моря раскинулся целый поселок с транспортом, неплохо развитой инфраструктурой и прочими удобствами. Тут имеются гостиничные номера на любой каприз: от комнат с удобствами на улице (мы назвали их «каютами 3-го класса»), до люксовых номеров с личными ванными комнатами. Наличествует общая столовая, где очаровательные женщины готовят поистине великолепную еду для всех проживающих, накрывают на стол, и кроме того, еще и потворствуют гастрономическим предпочтениям проживающих с ведическим или вегетарианским образом жизни. Кроме того, на фасаде столовой прикреплен школьный звонок, который срабатывает как часы: завтрак проходит в 8:00, обед - в 14:00, ужин - в 19:00, так что на прием пищи тут не проспишь!

Разместившись и ознакомившись с местностью, мы занялись бытом. Разложили по шкафчикам всю свою одежду, расставили под кровать всю свою обувь, по три-четыре пары у каждого, развешали по гвоздикам все железки и веревки. А на двери номера развернули флаг магазина «Лавина», с надписью Россия – Красноярск, чтобы соседи знали - не только Москва и Питер ездят на Кавказ!

И вот начались суровые и трудовые будни. Ежедневные тренировки, практика, работа с акьей. Еле живые от усталости мы приходили в 23:30 в номер, валились на кровати и, не успев толком зарыть глаза, вновь слышали веселую мелодию, саунтрек к фильму «Джентельмены удачи», стоявшую на будильнике у Сереги! Мы забыли, что такое выходные дни. На протяжении 2-х недель нас тренировали, обучали – мы назвали это одним словом – «качали». Все это здорово напомнило армейские времена.

День был построен по распорядку следующим образом. Подъем в 7:00, затем в 7:45 мы должны были сидеть в аудитории на совещании по поводу предстоящего дня. Завтрак в 8:00, начало практических занятий с 9:00 до 13:30 (или до двух дня, как получалось). На практической части мы отрабатывали все навыки по спасработам. Спасение напарника в двойке на скале, спасение из ледниковой трещины, подъем товарища с помощью различных видов полиспаста, спуск к напарнику, работа в тандеме с напарником и многое другое. Обед в 14:00, минуты отдыха, увидеться с парнями, пообщаться (на занятиях мы раскиданы по разным отделениям). В 15:00 продолжение практических занятий, вновь разнообразные ситуационные задачи: оказание первой помощи, работа в группе – в роли руководителя, подчиненного, пострадавшего, переноска пострадавшего на носилках из подручных средств, на акье и прочее, и так до 18:30-19:00. В 19:00 ужин, а в 20:00 все уже должны были сидеть в аудитории с тетрадями наизготовку. Начинались лекции, семинары, теоретические занятия по психологической подготовке, медицине, ориентированию в горах, истории альпинизма и жетона. Занятия стабильно шли до 23:00-23:30. Ну а отбой, соответственно, тогда, когда доползешь до кровати, расписанием этот вопрос не регламентировался.

Прожив в таком режиме около недели, мы подобрались ко времени выхода в высокогорную зону. Собравшись и заготовившись провиантом, мы выдвинулись в путь. Прошли мимо «Теплого угла», затем мимо скалы «Шлем», вышли к зоне снега и льдов, где решено было поставить лагерь.

Вид с выбранного места открывался воистину завораживающий. По сторонам, будто взяв в кольцо маленький палаточный городок, стояли огромные, массивные в своем величии, с нависающими двадцатиметровыми карнизами льда горы. Один только вид этих великанов завораживает и заставляет тебя почувствовать себя крохотной песчинкой среди бесконечных айсбергов многовековой мерзлоты. Я раньше не знал, какое коварство и дьявольскую силу таят в себе эти громадины… Одно дело слышать, а другое дело увидеть воочию.. Как только солнце выходит из-за горизонта и освещает южные склоны гор, с интервалом 15-20 минут от них то и дело начинают отваливаться куски льда и снега, летя вниз с невероятной скоростью и собирая все на своем пути. И не приведи Господь оказаться у них на пути... Ладно, что то я задумался, хватит этих красноречий ;) перейдем к сути моего повествования.

В лагере, организовав быт, и пообедав, мы вновь приступили к занятиям. Тут мы отрабатывали движение по закрытому леднику, организацию всевозможных станций на льду, снегу из подручных средств. Спасение напарника в трещине, передвижение по леднику с акьей и еще много интересного.

Наверное, самым запоминающимся и оставившим след в моем сознании стало проведение спасательных работ при сходе лавины. Научившись пользоваться бипперами и истыкав 200 кв.м. снега зондами, мы перешли к практике – поиск человека, попавшего в лавину. Я вызвался добровольцем на роль пострадавшего. Всегда хотел это попробовать, испытать на себе, а тут такой шанс подвернулся! В толще снега была подготовлена яма глубиной 1,5 метра и шириной в полный рост человека. Туда я и лег на живот, а сверху дружными стараниями напарников начали лететь комья мокрого снега. Когда «свет померк», не осталось ни единого промежутка, ни миллиметра свободного пространства, а мокрый снег практически сразу «зацементировался» надо мной.. Я ощутил, как мою грудную клетку сдавило, уменьшив объем легких раза в два, и начал дышать с быстрой частотой. Поначалу страшно не было, я же знал, что меня сейчас быстренько раскопают и все кончится… Но время будто остановилось… Уже после мне сказали, что я пробыл там около пяти минут, но каждую из них я переживал за десять минут ужаса. Я слышал, как бьется мое сердце, слышал свое дыхание, думаю было бы лучше, если бы я его не слыхал, а воткнул бы в уши наушники, и послушал бы музыку. Но нет, я не мог пошевелить и фалангой пальца. Отчаянная попытка поднять весь снег надо собой своим здоровым и вроде бы сильным телом, которому я привык так доверять, окончилась полной неудачей, вызвавшей волну паники, которая проникла в каждую клетку организма. Это не передать словами, но могу сказать одно, ужасней смерти нет на свете! Я попытался закричать, но сквозь толщу спрессованного снега никто меня не услышал, тогда я закрыл глаза и попытался сосредоточиться на том, чтобы просто дышать. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох.. Через мгновенье я почувствовал, как в меня тыкают зондами, определяя мое положение, от этого сразу стало спокойней, значит, скоро раскопают. Снова ожидание, показавшееся вечностью. Потом вдруг почувствовал, как мой ботинок шоркают лопатой, и вновь радость - значит они рядом. Начал шевелить освобожденной стопой что есть силы. Затем услышал шорох разгребаемого снега возле уха и увидел просвет под лицом, и, наконец, ко мне в легкие ворвался свежий воздух. Выкопали!

Мне кажется, это урок на всю жизнь, и его должен получить каждый, кто так или иначе связывает свою жизнь с горами, а, следовательно и с опасностью попадания в лавины. После этого я за километр буду обходить все лавиноопасные участки, сколько бы времени на это не потребовалось.

Закончив занятия на леднике, мы вернулись вниз в базовый лагерь. Спустя несколько дней теории и тренировок начались зачеты и экзамены. Инструктора моделировали ситуацию, а мы находили пути разрешения. В заключении сдали теоретический экзамен из 140 вопросов по всем пройденным темам, и торжественно приняли церемонию награждения «Жетонами спасения в горах». Окунув «Жетоны» в стаканы с различными жидкостями, мы подняли бокалы и дружно выпили, вынув «Жетоны» и с чувством гордости и уважения нацепили их на грудь (убрали в нагрудные карманы ;)!

Хочу сказать, что приобрел огромный объем знаний и получил много полезных навыков по участию, организации и проведению спасательных работ в горах и не только. Раз и навсегда решил вопрос по своему отношению к лавинной безопасности в горах: если раньше действовал на «авось, прорвемся», то теперь-то уж никогда не сунусь туда, где опасно. Так же выучил множество неизвестных до сих пор названий узлов и приспособлений: кордалет, вайнот, парсел-прусик, мунтер-мул, тандем-прусик и др.

Мой совет решившим съездить на жетон – ребята, это не просто надо, это необходимо знать всем и каждому! Как говориться, век живи – век учись, а я немного переиначу - век учись, чтоб век жить!

Хочу выразить огромную благодарность Красноярской краевой спортивной федерации альпинизма в лице Захарова Николая Николаевича и Балезина Валерия Викторовича, outdoor-магазину «Лавина» за поддержку и помощь в организации моего участия в данном мероприятии, а также за участие в формировании моего дальнейшего спортивного будущего!

Также был рад познакомиться с новыми интересными людьми, ставшими для меня друзьями, надеюсь взаимно: Серега Глазырин, Паша Лукиенко, Женя Дмитриенко (Камикадзе), Магомед Шаваев, Алибек Газаев, Андрей Селиванов, Сергей Веденин, Андриан Спичка и многие, многие другие хорошие, надежные ребята! Спасибо вам, друзья!

Ну и конечно не забуду я про надежных напарников – земляков, и верных друзей, Катанаева Стаса и Саню Дубынина! Вам, парни, здоровья и семейного счастья!

После всего пройденного я и мой друг Александр Дубынин, не смогли остаться равнодушными и написали песню на мотив музыкальной композиции Г.Лепса «Рюмка водки на столе», назвав ее «Кордалета на спине» - и официально объявили ее гимном «Жетона спасения в горах 2013г.» в альплагере Безенги.

Посмотреть видео-гимн можно по ссылке

О том, как проходили лавинные учения -