Что-то давно не писали здесь о зимнем Эльбрусе:), нужно торопиться, пока зима не закончилась...

Пишет stets, 17.03.2013 20:34

Первый раз я попал на зиний Эльбрус и на Эльбрус вообще в честь 40-летия Победы, той самой, чье 70-летие мы будем отмечать совсем скоро. Андрей Ершов, которому я передаю пламенный привет, сумел под это дело получить денег с МВТУ им. Баумана и разношерстный, разнополый и разновозрастный спортивный состав оказался в Джан-Тугане. Февраль, снег, лыжи, девушки - чего не хватает для полного счастья? Уж точно не Эльбруса по бутылочному льду...

Потери начались еще во время подготовительных мероприятий: великий бурятский альпинист Олег Николаев решил повесить комиссара. Джан-Туган - лагерь больше студенческий, чем альпинистский, и там была такая должность - комиссар. Он делал то же, что и все - катался на лыжах, выпивал, флиртовал с девицами, но мы это делали сами по себе, а он - под руководством партии. Еще вечерами он пытался организовывать концерты, капустники и прочее. Сейчас бы его назвали аниматором. И вот этого-то человека Олег решил казнить. Просто встал, взял веревку и сказал: "А комиссара нужно повесить!" Ни с того, ни с сего, аспирант, почти кандидат технических наук, будучи в здравом уме и твердой памяти... У нас чуть стаканы из рук не повыпадали.
Дальше было весело: половину ночи половина сбора ловила верткого Николаева, а вторая половина искала комиссара, чтобы предупредить об опасности. Потом, скрутив бунтаря, всем сбором до рассвета гонялись за комиссаром, чтобы обрадовать - опасность миновала.
Утром начались репресии: Олега лишили права восхождения за алкоголизм и прочие излишества. Все остальные спортсмены малодушно промолчали, дружно дыша в сторону.
Больше всех от этого инцидента выиграл я - Олег отдал мне свои хорошие кошки, запретив их точить, потому что "они от этого тупятся".
На "Приюте", где для нас даже включили свет, Ершов построил всех в заиндевевшей столовой и сказал, что несмотря на непогоду, мы должны зайти на вершину, если не ради великой победы и не ради спортивных целей, и даже не ради тщеславия, то ради тех макарон и компотов, которые мы сожрали и выпили за казенный счет. Или скидываемся родному МВТУ, или завтра на гору. Сейчас бы я скинулся и еще добавил чуток, а тогда молод был и глуп.
Выбрали десятерых. фамилии назвать не могу, хотя мы со Славой Одоховским, который тоже из той десятки, недавно честно пытались всех вспомнить. Впрочем, это и неважно - я же не документалистику пишу, а так - мифы.
Утром Коротеев, приоткрыв дверь, сказал, что видит на небе звезды. Когда вышел я, ветер вдарил по морде с такой силой, что все, что я виде - звезды сыплющиеся из глаз. Видимость - ноль. Желание - ноль. Зато - минус двадцать на градуснике и сказочный ветер, потому что в реальности такого не бывает. Построились и пошли, куда, зачем - я не представлял даже приблизительно. Из GPS у нас были вешки, нарезанные из окрестного кустарника, живописно торчащие из рюкзаков, и сильно напоминающие антенны. Я был сосредоточен лишь на одном - не потерять в этом свистящем тумане идущего впереди призрака с антенной. Льда не помню вообще - я его просто не видел. В себя пришел только на перемычке - мы туда пришли вместе с рассветом. Если кто не знает: рассвет - самое холодное время суток, а перемычка - самое ветреное место на Эльбрусе. Глядя на деревянные останки, фигурировавшие в подготовительных беседах как "хижина", на лица своих сотоварищей, точнее - на маски, живописно украшенные замерзшими соплями, я раз сто пожалел, что записался в альпинизм и раз двести захотел из него выписаться. Рук и ног я уже не чувствовал.
На десятерых у нас было два мастера спорта. Один из них (Коломыцев, по моей версии, Скляров - версия Одоховского) произнес непонятное слово "фумарола", хотя я бы предпочел "крекс, бекс, фекс"... Но потыкав в эльбрус ледорубом мастера нашли удивительную нору, в которй был если и не температурный плюс, то очень небольшой минус, а главное - не было ветра. Там была жизнь. Я даже разулся и растер ноги. Потом все уснули. Часа через два вылезли, сходили на вершину и спустились вниз.
Так я впервые побывал на вершине Эльбруса, а чуть позже познакомился с веселым доктором Кукисом в институте им. Склифосовского, который с интересом смотрел, как я разуваюсь, а потом разочарованно сказал, глядя на мои фиолетовые пальцы: "У вас тут ничего интересного. Вот когда пойдет зимой в следующий раз..."

Один из следующий разов случился через несколько лет. Катался на лыжах, никого не трогал... Случайно встреченные друзья-соперники из МЭИ позвали на Эльбрус. Собраться - только подпоясаться. Вечером поднялись на "Мир", где и заночевали в каком-то ледяном подвале, плохо покрашенными стенами, отсутствием окон и лампой Ильича без абажура напоминающем карцер. Планы были классическими: утром выходим на скалы Пастухова, потом вниз, еще одна ночевка и на следующий день попытка восхождения. Погода была так себе, на "троечку".
Утром проснулись не рано и договорились, что каждый идет, как хочет. Я ушел раньше других и неторопливо добрел до "Бочек", до "Приюта" и так далее. Еще когда выходил, обратил внимание на то, что погода "встала": на небе ни облачка, ветра нет вообще. Дошел до скал Пастухова и тут меня начали раздирать сомнения, знакомые почти всем... А может на вершину? "За" - погода, хорошее самочувствие, лень (это же завтра опять сюда идти!). "Против" - на горе я один. Все-таки страшновато.
Как альпинист я "в меру острожен". Трусоват, если перевести на понятный язык. А тут знаменитый Эльбрусский лед блестит всем своим полукилометровым бутылочным великолепием... Страшно, но второй раз идти ой как не хочется, да и погода на пять с плюсом.
Лень победила - я пошел вверх. Смущало немного то, что время уже к обеду, поэтому пришлось ускориться (И не надо ухмыляться, читая это слово, это я к друзьям обращаюсь. Да, пришлось ускориться!) Как бы там ни было, я сходил на вершину и благополучно спустился вниз засветло, причем только ближе к перемычке надел второй свитер, а так шел в одной майке, а ведь дело было в начале марта. Кстати, видя такое дело, за мной на вершину рванул один из энергетов - Каймачников, и тоже успешно. Мы с ним не встретились, потому что он не знал дороги (мы же на акклиматизацию шли) и сходил тупо "в лоб".
На следующий день погода стала нормальной, то есть - никакой и те, кто не сходили в тот день, не сходили вообще.
Вообще, у меня было несколько зимних попыток, большей частью - неудачные, и чаще отступал из-за погоды, а точнее - ее отстутсвия.

Теперь про лед. Он и вправду очень твердый. На нем и вправду практически нет шансов остановиться. Но основная его опасность (высказываю только свое личное мнение) в том, что он пологий и совсем не страшный. Что такое 15-20 градусов? Тьфу! Любой из нас ходил и покруче. Навыки лазания здесь абсолютно бесполезны. Нужно просто пройти 500 или 1000 метров и ни разу не споткнуться, не запнуться, не оступиться, не зацепиться за штанину. То есть сделать 1500 или 3000 шагов без единой ошибки. Мне лично, это даже нравится: идешь, адреналин, там и все такое. Напоминает анекдот про медведя, получающего кайф, когда промахивается.
На льду лежат такие снежные пятна-поля, которые тоже создают иллюзию, что на них можно остановиться, если что... Одно такое поле площадью метров 20 на моих глазах просто улетело, как простыня. Никого и никак эти поля не удержат.
Почти любой из нас пролезет "тройку", ничего сложного там нет. Но мало кто делает это без веревки, страшно потому что. А на Эльбрусском льду не страшно, хотя намного опаснее, чем на "тройке", на которой в случае падения шансов остаться в живых гораздо больше. Пытаться зарубиться можно и нужно, есть люди, которым это удавалось, но вот, например, мой друг Дима Егоров, потеряв кошку, успел сделать только один удар, и дальше летел километр с дыркой в щеке, которую мстительно пробил отскочивший ледоруб. Ему повезло и он выкатился прямо к "Приюту", не уехав направо, в место с очень неприятным названием. Над скалами Пастухова срыв опасен еще и тем, что скалы эти и не скалы вовсе, а камни, невысоко и остро торчащие надо льдом. В них то и приезжают, лежа на животе или спине. Нужно страховаться на льду, хотя бы над скалами. Уж простите за такую банальность. Экономия времени - полчаса. Выигрыш - жизнь (не слишком пафосно, нет?).

А по поводу ориентирования на Эльбрусе расскажу такую байку: один мой друг, назовем его В., катался на лыжах на склонах Эльбруса. В стороне от трасс, где нет ни одного человека, но в местах хорошо ему знакомых и абсолютно безопасных. Но Эльбрус способен удивлять, и В. тоже был удивлен, оказавшись на дне трещины на глубине, допустим, пять метров. Об истинном метраже история умалчивает. Хоть В. и был мастером спорта по альпинизму, вылезти из трещины, сужающейся кверху, казалось для него проблематичным. И правильно казалось, я это могу подтвердить изнутри, так сказать, ибо тоже бывал в таких местах. Скорее всего, эта байка кончилась бы для В. совсем плохо, а может быть, еще хуже, но...
Другой мой товарищ, назовем его М., ехал по склону, поругивая какого-то одинокого идиота, испортившего целину. След одинокого привел к дырке, заглянув в которую (а ведь мог бы и не заглянуть!), М. увидел В. Не нужно гадать, кто был больше рад этой дружеской встрече. Все это, повторюсь, происходило в безопасном, по мнению простого мастера спорта по альпинизму, месте.
А еще один мой знакомый, сводивший на Эльбрус десятки групп, однажды с очередной группой оказался в Кисловодске, хотя спускался по пути подъема - на юг.

Впрочем, таких историй тысячи, главное, чтобы было кому их рассказывать от первого лица.

Как всегда, блестяще! Спасибо!

Просто классный рассказ!

Классно!!! Спасибо!!!

Очень красиво написанно. 2 раза зимой на эльбрусе был. Остался без горы. Но удовольствие получил :)

С целью повышения исторической точности, дополню первый эпизод, поскольку участвовал в нем, личными воспоминаниями. Погоду, а также как все происходило, помню достаточно хорошо. Склярова тогда не было; а из руками водителей были еще Володя Коломыцев (в качестве начальника) и Толя Симаков.
При подъеме к перемычке я плелся в хвосте группы, потому, что понимал, каково тем, кто первый раз попал на Эльбрус, и что у них шансы поморозиться выше, чем остаться в порядке. Поэтому хотел развернуть всех назад. Однако на третью или четвертую мою попытку объяснить Коломыцеву, что народ замерз и нужно валить обратно, услышал в ответ: "Если ты замерз, то сам и возвращайся".
Поскольку для того, чтобы хоть как-то влиять на сложившуюся ситуацию, необходимо было в ней лично присутствовать, одел захваченный с собой запасной свитерок и пошел догонять народ. Догнал всех уже на перемычке, сгрудившихся с подветренной стороны останков старой хижины и понял, что участники готовы настраиваться на торжественный лад...
Однако кроме запасного свитера у меня в загашнике было еще знание о фумароле, про которую в ту пору еще мало кто слышал, и в которой предыдущей зимой я ночевал в компании болгар во главе с Христо Продановым, готовившихся к Эвересту. И еще тогда на всякий случай запомнил расположение входа в фумаролу относительно хижины.
Взяв ледоруб и прищелкнувшись к веревке (чем сильно удивил всех остальных) отправился на поиски. Фирновый склон выглядел совершенно ровным, но на счастье на глаза попалась малюсенькая дырочка размерами с вход в мышиную норку, раскопав которую как раз и обнаружил фумаролу. Это было во-время, т.к. по крайней мере у одного парня уже оказалось поморожены ноги (не Вы ли это были?). Отогревшись пару часов, половина состава успешно и без дополнительных проблем влезла на восточную вершину.
Несколько дней спустя была также сделана попытка (увы, неудачная) взгромоздиться на Вольную Испанию по Кизелю, но это уже совсем другая история.

Вот так мифы обрастают реальностью... :)

спасибо
что напомнил дела минувших лет

Спасибо!..

"Из GPS у нас были вешки...". Блеск.

Расскажите поподробнее про этот случай, если можно.

Это к Анатолию Яночкину.

Спасибо!
Класс, с утра взбодрило.....

Страшная гора.

А вот интересно, а кто-нибудь ходил зимой на Эльбрус с севера?

А вот интересно
****
Мне тоже интересно.

Вопрос как туда добираться- проехать зимой из Кисловодска наверно, невозможно.
И насколько реально пройти через Балкбаши?

Подходы к Белухе зимой еще более трудные, однако народ это не останавливает.

В начале 2012 планировал траверс с севера на юг. Не нашлось попутчиков. Пошёл с юга. В альпкнижке добавилось 2Б(зим), в жизни - второй день рождения и некие мед. проблемы. Зимний Эльбрус с севера очень серьёзное испытание, сложнее летнего траверса Победы. По времени может занять больше недели, при непогоде отсидеться негде со всеми вытекающими.

Cпасибо. Очень убедительно.

Володь, как приятно было читать, Молодец !

Помню эти сборы.... Мы с Киргизом вдвоем тоже хотели сходить на Эльбрус, но.... Советская власть + электрофикация всей страны были против несанкционированных восхождений.

Володь, такие как вы с Киргизом и разрушили советскую власть. И электрификацию заодно :)

Спасибо огромное. Отлично написано! Поучительно и с юмором.

Вот за электрофикацию - точно не мы!

Поскольку в тебе проснулся инструктор, пора писать "Соло восхождения на ...", с картинками по самозадержанию на бутылочном льду :))

Инструктор во мне не просыпался, даже когда я был инструктором. И самозадерживаться давно предпочитаю на ледяных бутылках, а не наоборот :)

Жаль, а книга имела бы успех...

Отлично! масса нужных вещей, для понимания и общего развития! для всех, кто считает что "происходило в безопасном, по мнению простого мастера спорта по альпинизму, месте" :) большое спасибо

Отлично написано, молодец!!! Но это уже был "новый Джан-туган". А ведь ездили студенты МВТУ ище и в "старый" зимой. Слышал об этом несколько легенд.

спасибо :)

Заезженная тема Эльбруса засверкала новыми гранями.

Показать комментарий

в разговоре о зимнем Эльбрусе нельзя не упомянуть больницу в Тырныаузе, куда свозят отмороженных альпинистов и переломанных горнолыжников, хотя она предназначена не для этих бездельников, а для травмированных рабочих молибденового комбината. Каждый вновь поступивший рассказывает свою историю. У альпинистов и горнолыжников истории поступления все одинаковые и неинтересные, а у работников комбината, наоборот, интересные. Привозят в палату троих молодых ребят с переломами рук, ног, ребер. Все в палате к ним, давай историю. Помявшись, ребята рассказывают: Собрались после смены наверху выпить. Выпили, посидели и вниз. Пасажирская канатка закрылась, поэтому вниз решили мимо охраны на грузовой вагонетке, которая перед терриконом подъезжает близко к земле. Вагонетка качается, по дороге заснули. Проснулись в полете, когда вагонетка перевернулась над терриконом. И вообще, в больнице было много интересного.