Эверест. Северная Стена. Русский маршрут 2004 года.
Экспедиция на Эверест по северной стене была задумана сразу после восхождения на Лхотзе Среднюю. Этот замысел был коллективный, он импонировал большинству членов команды. Лично я мечтал об этом маршруте с 1997 года, когда впервые увидел плакат северной стены с маршрутом испанской команды в помещении федерации альпинизма России. Потом было две разведки 2002 и 2003 года, в первой я участия не принимал, она ставила только фотографические задачи. Во второй я принял участие потому, что предложил лидеру проекта Виктору Козлову наметить маршрут, пройдя участок северной стены (в глубине души я рассчитывал на то, что Козлов приобретет пермит и эта разведка сможет стать полноценной попыткой восхождения). Козлов организовал поездку и приобрел пермит, но только до 7000 метров, передав мне полномочия руководителя разведки уже в Тибете. Именно тогда мной был намечен маршрут, и наша тройка прошла до 6700 метров (лезть выше, на мой взгляд, не имело смысла, начинался несложный рельеф вплоть до 6900-7000 метров, где заканчивались наши права на дальнейшее продвижение), после чего мы сняли все снаряжение со стены, забрали весь мусор и свернули лагеря.
Хотя мой замысел не вполне удался, я все же глубоко проникся желанием пройти новый маршрут. Я полагал, что поскольку на северной стене уже много достойных маршрутов, пройденных в хорошем стиле, чтобы сказать новое слово в освоении этого массива мало просто пройти новую линию, надо, во-первых, это сделать без искусственного кислорода, во-вторых, как можно больше использовать возможности альпийского стиля, в-третьих, небольшой командой 5-6 человек. Я включился в подготовку к новой экспедиции, один раз сказав «да», я оставался верен своему слову.
Планы Виктора Козлова и мои на само восхождение изначально не совпадали, ему как руководителю была нужна просто победа - восхождение в самом безопасном, самом гарантированном стиле – в осадном, с кислородом и большой командой. Но, в конце концов, не организатор идет на гору, и я рассчитывал найти поддержку у самих альпинистов. Многие из членов команды уже бывали на Эвересте (5 человек), я думал, что им будет интересно совершить теперь восхождение без кислорода, другие были сравнительно молоды, но с опытом высотных восхождений, кто-либо из них мог меня поддержать. Мои расчеты оказались идеалистическими. Если в начале некоторые альпинисты еще высказывались в духе «Почему нет», то чем дальше развивались события, тем больше их позиция соответствовала духу кислородных восхождений. Тактика в этом случая представлялась понятной и простой, она не предполагала дополнительного риска, был шаблон, который приставили к стене и в соответствии с ним работали. Такой подход давал очень высокую вероятность успеха. Это была профессиональная работа на результат.
Мы лезли, фиксируя веревки и устанавливая лагеря, большинство членов команды чувствовали себя хорошо, и я надеялся, что на заключительном этапе передовая сборная группа из решительных альпинистов попробует сделать быстрый рывок к вершине без кислорода. Я работал вместе со своим другом Виктором Бобком, к сожалению, он не имел форму достаточную для безкислородного восхождения. Наша двойка из 63 участков до 7900 метров обработала 20 (совсем неплохо, если учесть, что еще кроме нас работали две тройки и одна четверка) и установила 3 высотный лагерь на 7800 в основании кулуара Хорнбайна. Находясь на этом биваке, я предложил нашему сообществу крамольную идею продолжения восхождения с этой точки в альпийском стиле и без кислорода по кулуару Хорнбайна. Я считал, что это вполне логичный ход, линия маршрута пошла бы без траверса влево, но главным для меня было отступление от шаблона и безкислородный маршрут. Этот призыв вызвал сильное сопротивление, как у руководителя экспедиции, так и у следовавшей вслед за нами группы. После этого мои отношения и так не очень гладкие переросли в открытую оппозицию главной идее экспедиции – восхождению самым безопасным способом строго по центру северной стены Эвереста. Мнение команды победило, наша двойка провесила четыре веревки в направлении центра стены, после этого последующие группы, начиная с 8000 м. работали уже с кислородом. Как только на горе начал применяться искусственный кислород, восхождение для меня потеряло главный смысл, приключение переставало существовать. На заключительном этапе экспедиции началась борьба за приоритет использования заброшенного на стену кислорода, и нашу двойку вынудили идти последней. Предстоящая работа выглядела, как обычный подъем по перилам с кислородом до 8500 метров. Далее выход на маршрут Месснера и спуск по классике. У меня были обязательства (во всяком случае, я так считал) перед моим другом Виктором Бобком, ведь я его втянул в эту экспедицию, еще начиная с разведки, а Виктор страстно хотел на Эверест. Поэтому, несмотря на все психологические перипетии, мы выступили.
На этом этапе к нам присоединился Виктор Володин. С количеством кислорода в высотных лагерях полной ясности не было, на 7100 м. стало понятно, что для трех человек кислорода для безопасного восхождения и спуска явно не достаточно. Тогда я принял решение отдать свой кислород моим друзьям, чтобы они могли гарантированно взойти и спуститься, ведь группа была последней, и помощи в случае форс-мажора от утомленных предыдущих восходителей ожидать было нельзя.
Кроме того, это решение для меня стало вполне логичным, я мечтал об Эвересте без кислорода, я подразумевал не безкислородное личное восхождение, а безкислородный маршрут команды. Когда открыто отстаиваешь свои взгляды, ты поневоле вынужден жить в согласии с ними.
Безусловно, Русский маршрут нельзя считать абсолютной диретиссимой, но наша команда прошла новую линию на Северной стене Эвереста, и это, без сомнения, достижение в классе кислородных восхождений в Гималаях.
339
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
и это правильная позиция руководителя
так зачем было вписываться в этот проект? только потому, что Козлов обеспечил всю подготовку?
все участники с самого начала были заточены на всх с кислородом и большой командой. это право руководителя выбирать формат.
участники формат знали, их право было согласиться или не участвовать.
и Юра это знал. он был не новичок в этом коллективе, в 2001 прекрасно почувствовал Виктора в качестве руководителя.
Лучше бы делал свой проект - возможно, это получилось бы интересно.
Почему бы Юре не "вписаться" в проект? даже если ему не нравился стиль?
Не совсем корректно прямо на маршруте изменять его в таком ключе прямо там. Есть решение команды, а в конце за все отвечает руководитель.
При всем уважение к очень сильным альпинистам.
Может ошибаюсь, но кулуар Хорнбайна мелковат для команды. Это достойный маршрут для двойки без кислорода.
Команда план Кошеленко не поддержала, и было бы странно, если бы поддержала - кулуар Хорнбайна их не интересовал.
Что касается самостоятельных проектов - то они для того и есть, чтобы реализовывать собственные ценности. Чего Юре и желаю.
Ну слово - не воробей...
Жаль, что медийность других участников той экспедиции ограничивается комментариями на кухне...
прошли 20-ть восходителей!Но-увидал Валеру-Олю,был очарован их гостеприимством,теплотой их семейных отнощений.
"Дай бог тебе хорошую погоду"-последнее мое пожелание Валере по рации, при расстовании на леднике с Олей-связующей нитью Валеры и человечества, в его соло на Нупцзе.
P.S. Простите,закончу завтра-много хорошего о Валере хочется сказать,прежде чем комментировать его "Эверест 2004"- там я то-же был...
Валентин Божуков.
- Эверест по новому маршруту в альпийском стиле без кислорода.
Просто мечта ....
А зная о "золотом ледорубе" Бабанова-свидетельстве его признания мировым альпсообществом- я поприсутствовал весной 2002 года на заседании ФАР(прзидент был Мысловский),где было заявлено,что "Бабанов не выполнил нормы М.С.М.К.".Захотелось поговорить с ним о гималаизме-я только входил восходительский Непал и хотел услышать советы из уст мною уважаемого человека,рассказав ему осозданной моим коллективом технологии и аппаратуре для нормобарической акклиматизации к восхождению на восьмитысячную высоту.
Ее применение сокращает время пребывания под горой с месяцев до недель-но рассказать не удалось,Валера "каждое утро с рассветом выходил на подготовку маршрута,как на работу-работу профессионального альпиниста:не обращая внимания на ветер,снегопады,занося снаряжение,вешая веревки,организуя промежуточные станции. Два дня моего присутствия Валера по вечерам спускался в лагерь,не смотря на сетования Оли:Валера,надо работать!Валера на это:Скучно одному,не с кем поговорить!"-это выписка из моего дневника,день05.10.2002г.
А вот теперь оКошеленко.
В 2004 году,придя 8мая в верхний базовый лагерь(6300),я застал козловцев после двух с лишним месяцев
подготовки,которая вывела нз строя Алешу,22-х летнего напарника Юры Кошеленко,а после трех месяцев-28-
29мая и сам Юра держался благодаря "Ласточке"-жене Люде,которая читает ему на вечерней радиосвязи стихи-частушки Саши Абрамова,и беспокоится по поводу голоса-не заболел ли?
Юра-нет,нет!
И как накаркала:на следующий день на связи узнаем,что Юра уходит вниз,в АВС,а Виктор Володин+1-вверх,несут 8-мь!баллонов кислорода.
Поэтому,не зная тонкостей,что выше Юрой изложены,я не удивился,когда он ушел из команды.Устал!Не его это дело! Да еще рядом с Володиным,который завершил день выхода на вершину спуском -бегом в ВС(5300) на ТV-презентацию Козла для России!
А Бобка и Гайдамака,оставшихся после спуска в АВС отдохнуть,я ублажаю киселем,чаем,пивом-принес ттермоса и прчее к ним в палатку.Помните,ребята?
Валентин Божуков.
только что это по поводу .....ТV-презентацию Козла для России
Попробуйте самостоятельно перечитать, что написали, и что-нибудь в этом понять.
Крайне путано и невнятно.
Прошло 8 лет. Настала пора оценок. Что собственно предложили сделать Козлов со своим штабом - подняться на Эверест по диретиссиме северной стены. Да, это было бы неплохо - подняться на Эверест по линии падения воды. Других разумных идей на северной стене уже и не найти, шаг влево или вправо - повтор пройденного. Тактика - да, не очень современна: в гималайском стиле, и с кислородом, но и задача = не самая простая. Конечно, это не Жанну с отвесом от 7000 до 7800, но есть и своя изюминка - два стенных участка на 6700 и 8600. Собственно, про первый и говорить нет смысла - разрушенный скальный склон, сильно расчлененный и проходимый на относительно небольшой высоте с малыми затруднениями. А вот во втором стенном участке и заключалась вся соль маршрута. Скальный пояс на 8600 - продолжение Второй ступени на классике, опоясывающий всю гору. Пройдены только гребневые участки пояса - в Западном и С-Восточном гребне. В С-Восточном гребне это Вторая ступень - ключевой участок, видимо, заставивший повернуть еще Мэллори, а Нортона побудивший уйти в кулуар. В Западном - это тоже ключ маршрута. Хорнбайн с Ансольдом в 63-м, обошли его по кулуару. Кулуары рассекают Скальный пояс 8600 в двух местах – это кулуары Нортона и Хорнбайна - решение проблемы стены для 60-80 годов. Но вот пришла и она – современная эпоха - время прохождения отвесных стен на 8600. Вот и команда Козлова – команда, взявшаяся за непростую задачу. Кислород и гималайский стиль здесь были вполне уместны. Каждый день – репортажи со стены, уверенное движение вверх, отвергнута попытка смалодушничать и уйти в кулуар Хорнбайта - только директ. А вот и стена на 8600, штурмовой выход и – победа! Вот они - восходители на вершине Эвереста, да не один-два, а целая толпа! Поздравления с директом со всех стран, награды и … молчание. Да, … как же вы решили проблему стены на 8600, хотелось бы узнать, но – молчание. И вот, спустя месяц на красноярском ресурсе появляется маленькая фотография с ниткой маршрута. О-па, да ведь стену-то никто и не лез. Все обошли. Не директ получился, а какой-то зигзаг – Зигзаг Северной стены. Ну вот хотите - не хотите, а ровно как в наших горах: пошли 5Б, а ключ обошли по 2А. Не, ну не рассчитали, сил не хватило, так чего шифруетесь – скажите прямо – хотелось на гору, а сил не было, и решили облезть, нет, мы будем стыдливо молчать, авось никто не расскажет. Национальной командой России ради этого позора не стоило называться.
+++а сил не было, и решили облезть, нет, мы будем стыдливо молчать, авось никто не расскажет+++
1) Делая такие заявления, неплохо было бы представиться. Хотя бы для того, чтобы при следующей попытке пройти этот участок на вас могли рассчитывать. А то вы стыдливо спрятались на своим ником, авось никто не узнает.
27 мая группа Шабалин-Тухватуллин-Мариев вышла из лагеря на 8300 наверх с палаткой, веревками, газом и едой. Вес рюкзаков для такой высоты был значительным. Они поднялись на 8600 м и наткнулись там на крайне сложные "шестерочные" скалы. Они попытались из пролезть, но , пройдя 0,5 веревки, вынуждены были остановиться на ночевку. Работа на такой высоте дается с трудом. Ребята установили Лагерь 5 (8600 м) - это маленькая палаточка, там нет спальных мешков, только горелка и немного еды. Ребята ночевали в пуховках. Сегодня они продолжили работу на скалах. Удалось пройти еще веревку. Сегодня они ночуют там же, на 8600!!! У ребят очень мало кислорода, они взяли только по 2 баллона на человека, им просто было больше не унести, да никто и не рассчитывал на такой поворот событий. Поэтому они экономят кислород, используют его крайне редко, а если используют, то работают на минимальном расходе. Завтра они попытаются пройти левее - вроде бы, там полегче... Завтра они или пробьются к вершине, или должны будут спускаться вниз - четвертые сутки на высоте 8600 находиться нельзя.
похоже англоязычные любители альпинизма не сразу поняли про "пройти левее" :
http://www.mounteverest.net/story/THEYMADEITEVERESTCENTRALNORTHFACESUMMITEDMay302004.shtml.
Извиняюсь,
вполне поняли про обход левее, но посчитали не очень существенной деталью (декабрьский пост на том же сайте):
http://www.mounteverest.net/story/BestofExplorersWeb2004AwardsEverestCentralNorthWallDec262004.shtml
"Even though they did climb the North Wall, the team did not take their originally intended ‘direct’ line. The major deviation was above 8600m. Instead of going straight up, the team deviated left.
Shabaline explained, “...Group 'Siberia' could not physically bring ‘iron’ (pitons/protection) and dynamic ropes for the continuation of work on the wall at 8600m, because Sherpas refused to work and bring up all the loads necessary for life-support from below. In light of the circumstances we had to make the decision to pass a rocky belt at the left on an edging, having deviated from direct line edge of a wall. This variant was scouted by Andrey Mariev in the second day of work above Camp V.”
Despite the deviation, this new route is something very special and will leave its mark on Everest."
В общем ты прав: мировая общественность не была обманута и понимала, что директ не идеален. Тем не менее, выдвинула в "проекты года". На 6 место. На 2-м месте - Жанну сев. стена. На 1-м - K2 Magic Line. На 7 - BASE Розова с Амин Бракк.
30 мая - восхождение 1-ой группы на Эверест
30 мая - вышеупомянутые поздравления от mounteverest.net с прохождением директа (не только от них)
10 июня - пресс-конференция экспедиции в Москве, где про зигзаг - ни слова
17 июня - пресс-конференция Кузнецова и Архипова в Красноярске, и фото на stolby.ru с ниткой м-та
21 июня - недоумение от mounteverest.net: The not so direct Everest North Wall line
15 июля - пояснения от Шабалина на russianclimb.com: ну да, не директ.
Безусловно, любой новый маршрут на Эверест - событие, но зачем правду-то скрывать? И сам маршрут как директ испорчен. Если уж не получилось пройти ключ, может быть лучше оставить маршрут чистым до следующего года? Или победа любой ценой - лучше? Я не сторонник такой философии.
Я последние годы вижу столько "директов" сильных команд, которые перед вершинным бастионом уходят вбок... Что же, дюльферять им всем надо было? Не мне их учить...
Хотя лично мне такие линии не нравятся. Не эстетичны.
Или вот еще момент: мне очень неприятно было выслушивать Рассела Брайса про то, что эта двойка утащила его кислород из штурмового лагеря. Как бы он прямо обвинял русских в воровстве. Как вам цена? Или вполне себе ничего?
... мне очень неприятно было выслушивать Рассела Брайса про то, что эта двойка утащила его кислород из штурмового лагеря
Вы лично выслушивали от Рассела Брайса?
Я не скажу за всю Одессу, но в то время я следил за интернетом и про то, что они ушли в бок было сразу обьявлено. Примерно так, как в той перепечатке с mountain.ru, что выше. Почему они вынуждены были свернуть, наверное, можно у самого Паши спросить, да он и писал. Ну а почему они решили в ущерб нашему мнению о чистоте стиля, всё таки не спускаться, а дойти маршрут, вопрос риторический.
"пройти левее" - это конечно же обойти все по кулуару Нортона. С такой логикой засчитываем Осетии первопроход по С.ст. Эвереста. Они тоже "прошли левее".
С равным успехом можно было сразу идти в кулуар Хорнбайна, что и предлагал сделать Кошеленко. В альпийском стиле, без кислорода - вполне себе задача. Ан нет, гневно отвергли (почитайте у Тухватуллина), сняли провешенные веревки - мы тока по центру. А свалили в кулуар Нортона. И молчок. Не, Вам-то намекнули, Вы-то сразу поняли, ну как тут не догадаться когда черным по белому: "пройти левее". Вот ведь неразумные иностранцы и некоторые, им же все сразу рассказали.
Ну, а если серьезно. Чего-нибудь без намеков процитируете?
Кого-то обвиняют в несоблюдении Правил, морали? Или я ошибаюсь. И есть ли необходимость в перепечатывании и-нетовской информации? Кому это нужно? Зачем?
У вас есть шанс спрямить "зигзаг". С улыбкой под маской.По прямой.
И тебя вылечат. Здесь, на этих страницах.
Вы повторяете информацию Ю. Кошеленко. Для статистики? Для правды? Для скандала?
Вы" обкурились"? Что за трёп? Обращайтесь напрямую. Если мужчина. А не болтун. Разговаривать надо правильно. Без "зигзагов".
А нет- так придется идти прямо. По линии падения воды. А там уж спросят. По полной. Гора и маршрут спросят.