Конфликты — обеспечение безопасности

Пишет Black, 15.10.2012 18:16

Конфликты — обеспечение безопасности (Путешествия, безопасность, защита, группа, отряд, атакующие)

Представь: темный вечер, зима, снегопад. Мы в горной деревне. На самой окраине села стоит маленький магазин – самый обычный набор товаров, стандартная девушка за прилавком и стандартная пьяная компания местных мужиков у входа.

Единственное что удивило – это само здание магазина. Оно не кирпичное и не бетонное, как все сельские магазины, оно из свежего бруса. Лакированное и красивое, даже свет лампочки кажется в нем теплее и уютнее. Мы уже не первый день в походе и вид шоколада, тушенки и халвы вызывает в наших сердцах настоящую бурю. Все выстраиваются у прилавка и начинают активно жестикулировать и наперебой просить у девушки подать то одно, то другое.
Я стою позади всех и поглядываю на входную дверь – уж больно не понравилось, мне как на нас смотрела компания у хода. И точно – в магазин один за другим начинают входить поддатые мужики. Говорят между собой на непонятном мне языке. Смотрят на нас очень недобро – мы не местные, да еще и пацаны. Еще с любопытством глядят на нашу снарягу и одежду – она явно лучше, чем у них. Перегородили выход из магазина.
И еще я чувствую - это как-то связано с девушкой-продавщицей. Видимо зарисоваться им хочется. И похожи они мне, в этот момент, на лиц, основательно посидевших в местах не столь отдаленных. Хотя, может так оно и есть.
Друзья их еще не видят, а главный, из пьяной компании, уже начинает двигаться к нам.
И тут надо сказать о моей пост-армейской паранойи. Я служил в этих местах, и мнение о местном населении привез с собой не самое лучшее. Поэтому я в первый, и пока в последний раз, взял в поход пистолет.
Пистолет пневматика – фигня, но я отодвигаю куртку и показываю его. Резких движений не делаю – просто стою и смотрю на их старшего. Взглядом не буравлю – спокойно так смотрю ему в грудь и временами на стоящих за его спиной мужиков. В магазине темно, что у меня пистолет им видно, но какой именно – не ясно. Все останавливаются.
Два или три задних мужика о чем-то энергично спорят с передними и, плюнув, выходят из помещения. Оставшиеся смотрят недобро, но уже явно не так решительно.
Я толкаю друзей и говорю, что пора уходить. Они скупились и весело переговариваясь, тянутся к выходу. А я стою и смотрю. Мужики посторонились, и мы выходим на улицу. Я напряжен, но снаружи все тихо и спокойно – мы уходим в горы.
У всех путешественников, в той или иной форме, были конфликты с местным населением. Статья именно об этом. О физической защите от братьев наших. По разуму.
В сети тысячи статей на тему «Обеспечение безопасности в походе», но все они касаются соблюдения правил техники безопасности при прохождении маршрута. Рассказывают, как правильно подобрать обувь и сложить рюкзак, как оказывать первую помощь и не попасть под лавину. Много очень нужного и полезного рассказывают.
Но очень часто группа оказывается не способна дать отпор банальному "наезду" со стороны пьяного быдла или обозлившихся на всех чужаков местных жителей.
Я дам несколько простых и коротких советов, которые помогут превратить туристическую группу в подобие эффективного и боеспособного отряда.
Итак. Первое. В каждой группе есть руководитель, завхоз и если повезет, то фельдшер. Пойдите дальше – выбирайте и назначайте человека, который будет отвечать за обеспечение защиты. Его основные задачи это: разведка, общение с местным населением, командование в бою и обеспечение отхода. Если человек будет "тертый", для него это не будет проблемой.
Понятно, что он должен быть самым опытным и наблюдательным участником группы. Отлично, если он имеет за плечами армию, хулиганское прошлое или занятия по рукопашке. Но даже если этих пунктов ни у кого из вас в биографии нет - назначьте ответственного и решительного человека. Безопасник нужен в любом случае.
Второе. Ответственный за безопасность должен четко разделить отряд на боевые группы – разбейтесь по два человека и запомните своего напарника. Используйте условные команды: «Внимание», «Вперед», «Отходим».
По команде «Внимание» группа делится на пары, и становится в один ряд, лицом к противнику. Четкие команды, построение и единая шеренга призваны подавить психику противника. Видя дружную и слаженную работу всей группы, а также оказавшись лицом к лицу с хорошо организованный отрядом – остановится любой гопник.
Команда «Вперед» самая ответственная для безопасника. Услышав её все должны быстро, без малейших раздумий напасть на противника. Для этого вы и делились на пары. Это не рыцарский поединок один на один – нападайте вдвоем и максимально быстро выводите противника из строя. Отработайте этот момент. Заложите алгоритм в голову каждому: услышал «Вперед» — мгновенно бросился вместе с напарником на ближайшего врага.
«Отходим». Самая важная часть любого боя. Отходите быстро, но слаженно, не допускайте отставания членов группы. Ответственный за безопасность должен отходить последним и в случае, если видит, что повторной стычки не избежать, - остановить отряд, приготовить к повторному бою и вызывать милицию. Лучше посидеть в каталажке, чем оплакивать своего товарища, подрезанного ножом.
И третье. В любой момент в столкновении может появиться оружие. Все в группе должны иметь "оружие последнего шанса" для отражения вооруженного нападения. Держите под рукой ножи, ледорубы или карабин на прусике. Если есть возможность – привезите что-то посерьезнее. Вид оружия может сам по себе остановить нападающих. Но не вздумайте пускать его в ход, пока не возникнет реальная угроза вашей жизни.
И запомните - лучший способ не проиграть бой – не вступать в него. На вашем безопаснике лежит огромная ответственность. Он обязан сделать все для уклонения от стычки. Остановить группу на подходах к населенному пункту, разведывать обстановку, сразу налаживать отношения с местными силовиками. В случае явно назревающего конфликта – предложить выпить за ваш счет. Привлекайте на свою сторону милицию или другие силы. И не злите врага зря. Драка в любом случае принесет проблемы и убытки. Поэтому действуйте как профессионалы – уклонитесь от столкновения любыми способами.
Если же не получилось – бейте быстро, организованно и жестко. Приказ к началу боя и к отходу – это личная ответственность безопасника. Он всегда должен идти первым по поселку или при встрече с другими группами. Основная группа должна идти на некотором расстоянии позади разведчика и обеспечивать его прикрытие. Если ваш дозорный заметил опасность и посчитал её достаточно серьезной – не ленитесь, отойдите назад и найдите другой путь. Если возможно нападение на лагерь – отрядите ответственного за безопасность следить за противником, а сами максимально быстро собирайтесь, начав с документов и денег. Не успели? Отступайте, оставив вещи. Я попадал в такую ситуацию и знаю, что к этой мысли все склонятся, в конце концов - так не тратьте время на споры! Отходите!
Расскажу о брошенном мной лагере. В одной из соседних стран мы сплавлялись на байдарках. Стали лагерем километров за пять от ближайшего села. Неподалёку разваливался старый советский пионерлагерь. Детей там почти не было и ничего опасного мы в округе не заметили. Посидели у костра, легли спать. Посреди ночи я проснулся от многоголосых криков и ругани. Кричали где-то около реки. Ревело несколько мощных моторов. Проснулись все.
Девушки уговаривали всех тихонько сидеть в палатке и ничего не предпринимать – «отличное» решение. Я быстро оделся и пошел на разведку. Парни охраняли лагерь.
В стороне от нас светились фары трех или четырех машин. Натужно ревели двигателями, пытаясь заехать на горку, два старых «Икаруса» - они направлялись от моста к пионерлагерю, от которого тоже неслись крики и ругань. Прячась за деревьями, я подошел к автобусам поближе и увидел, что большая часть нападающих убежала вперед. У автобуса бегали подростки, мужиков было всего три-четыре. Все пьяны вдрызг.
Вернулся в лагерь, стали решать что делать. Пока мы спорили - крики отдалились, машины заглушили моторы. Стало тихо.
Большинством голосов постановили ложиться спать, ведь нас эта история не касается – местные друг другу рога ломают.
Естественно никто не заснул. И примерно через час мы снова услышали крики. Кричали уже не так задорно. Кричали скорее озлобленно. Вскоре нападающие разбрелись по всему берегу, и мы услышали голоса прямо у наших палаток. Они быстро вернулись к своей толпе, а девушка, знающая местный язык, сказала перепуганным голосом: они говорят о том, что надо сбегать за всеми остальными, взять арматуру и ввалить нам.
Короткий спор, девушки говорят, что надо быстро собрать лагерь, сесть на байдарки и отплыть подальше. Я доказываю, что мы должны хватать деньги, паспорта, рюкзаки и быстренько бежать в лес. К счастью, парни меня поддержали, и мы отступили. Слушая по дороге, сколько стоит палатка, байдарка и так далее.
Доведя группу до безопасного места, я побежал обратно к лагерю, пообещав только наблюдать и не лезть на рожон. Собственно это и было все, что я мог сделать в случае нападения на лагерь. Подобравшись к месту нашей ночевки, я увидел, что никто сюда так и не пришел. Судя по крикам, нападавшие отвлеклись на очередную попытку взять пионерлагерь штурмом. Я сел в тени поваленного дерева и стал издалека наблюдать за палатками. Когда начало рассветать, крикуны вернулись к автобусам и вскоре уехали.
Я уже ждал, что вернутся мои товарищи, но вместо этого увидел грязного и помятого парня в спортивном костюме. Он пришел по берегу, наткнулся на наш лагерь и стал с интересом рассматривать байдарки и палатки. Потом молча подошел к ближайшей и замер в нерешительности. В этот момент я выступил из тени и сказал ему: «Доброе утро».
Мне показалось, что он сейчас упадет с перепугу. Он начал что-то объяснять на своем языке, но я ни слова не понял. Сказал ему говорить на русском или украинском. Парень, сбиваясь и путая все языки в кучу, стал уговаривать отвезти его на другой берег реки. Я отказал. Он разозлился и даже шагнул в мою сторону, но сразу понял, что я намного крупнее его, старше, да и топор в руке не сулил ему ничего хорошего.
Тогда он начал обещать невиданный магарыч.
Что происходило ночью, спросил я?
Парень рассказал, что его друзья прошлым вечером выпили и приехали на этот берег реки, к девчонкам из пионерлагеря. Когда они полезли через забор, сторож выкинул их обратно. Ребятки разозлились и позвали друзей. Очень много друзей. Сторож тоже позвал подкрепление и в результате еще двух или трех драк лагерь устоял.
Мы же просто попали не в то время и не в то место. Нам сильно повезло, что наш лагерь не разнесли на кусочки.
А этот боец просто заснул. Напился, заснул и его забыли. Теперь он говорит, что если местные поймают его - ему конец.
Вот и конец истории. Парня я выгнал, а вскоре вернулись и мои друзья.
И самое последнее. Иногда мы бываем в регионах, где очень высока угроза столкнутся не просто с пьяными гопниками или мелкими бандюками. Иногда у тех, кто может вас встретить, есть огнестрельное оружие. Никакие ледорубы и построения вам не помогут. Надежда у вас тогда только одна - разведка. Без разведчика, идущего впереди, вы легко можете влететь в говно по самые уши. Не ленитесь - и тогда вы успеете скрыться.
Но это очень глубокая тема. О ней еще напишу. А пока желаю быть веселыми и жизнерадостными людьми!
П.С.: На фото наши новые друзья из региона, где легко можно напороться на огнестрельное оружие.

Да, все верно! Хотя стремно это как-то в походе разведчика впереди себя выпускать, как на войне.
Если даже у вас под курткой нет пистолета, туда можно с очень солидным видом засунуть правую руку и замереть в ожидании, пробовал, работает здорово.
Вести себя надо уверенно, они сами опасаются, они не знают кто вы и чего от вас ждать. Если ребята долго готовятся к драке, значит не профессионалы и их можно переиграть психологически.
Не смотрите глаза-в-глаза, если хотите избежать драки. Если дело дошло до драки, не пытайтесь драться голыми руками, не имея необходимых навыков.
На ночевки лучше становиться в местах по глуше. Ну и не дай вам бог столкнуться нос к носу с вооруженными серьезными дядями.

В 90-х ходил на байдарке с женой, костер и ужин делали заранее, потом плыли до темноты и вставали на ночевку уже в темноте без костра и шума.

Kostal, Вы правы - лучше когда все в группе хорошо умеют драться и имеют с собой биты ;) Но и остальным надо что-то делать. Хочется верить моя статья кем-то будет взята на вооружение и поможет. Но в любом случае спасибо за комент.

У вас хороший опыт и очень правильный подход и лучше, если ты не в компании друзей спецназовцев, драки избежать. Но я вот что хотел сказать: холодного оружия у нас полно под ногами типа песок, камни, но мало кому приходит в голову при виде ножа опуститься на корточки и набрать в обе горсти, чтобы потом в глаза бросить. А у туристов/альпинистов всегда полно с собой тяжелых металлических предметов, просто увидел небритые пьяные морды возле магазинчика, остановись, достань из рюкзака и положи в карман или возьми в руки. Я по Москве ночью в некоторых местах штатив от фотоаппарата из рюкзачка в руки перекладывал для пущей важности.

Если у Вас есть пистолет,то ситуация Вас сама найдет. :)

С одной стороны верно, а с другой - если меч может понадобиться хотя бы раз - носи его с собой всю жизнь :)

Спасибо. Все верно. Особенно по организации. Совет: В Киргизии не пейте с местными.

Этот совет подходит не только к Киргизии, но и для всех регионов, где основное коренное население относится к монголоидной расе. Особенно актуально это для Алтая, Тывы, Хакасии и Бурятии, так как местные зачастую еще и озлоблены на туристов, а местами туристы - это единственное средство разжиться вещами и деньгами.

да проблема у тюрков с алкогольдегидрогеназой. развозит их быстро и крепко.

Как с тобой пить? Ты же в завязке. Или ты в Киргизии не местный?:-)
Мне обычно интересны походы-восхождения в таких районах где местных по определению нет. Хотя...

Там за спиной Китай.

Привет, Дима!))
"С местными можно пить. Только надо, чтоб местный был один и желательно привязан шнурками к пеньку! :)))"
- думаешь поэтому 1,5 литра коньяку из машины пропало:?))) чтоб мы тебя шнурками не связали?)))

Привет, Вася! Шнурками, не шнурками, а коньяк жалко.:)

Если с местными выпить, они начнут считать, что играешь по их правилам?

Совершенно верно!!!

Не согласен. С местными можно пить. Только надо, чтоб местный был один и желательно привязан шнурками к пеньку! :)))

Конкретизируйте, пожалуйста.
Где были эти случаи - с магазином и пистолетом, байдарками и пионерлагерем.

Да не так это важно. Случиться это может где угодно. Я, например, проучаствовал в подобной разборке в мало криминальном Израиле как только туда приехал. Местная 20-летняя шпана решила побить вновь приехавших. Но вот о чем я подумал, вспомнив этот случай в Израиле, нападают далеко не на всех. Автор пишет, что в первом случае вся их группа состояла из молодых ребят, подозреваю, что с матерыми мужиками никто связываться даже не попытался бы. Во втором же случае собралась агрессивная толпа совсем по другому поводу, ребята просто оказались не в том месте. Сами эти местные агрессивные, с которыми не стоит пить, далеко не спортсмены и не профессиональные головорезы, вот вы попались им на глаза и они решили, что вы легкая жертва, еще пару минут назад они ни о чем таком не помышляли поэтому к столкновению они сами не совсем готовы. Я сейчас не говорю о профессиональных бандитах, на которых волкодавы нужны. А вот этих засранцев, ищущих халявы, можно опрокинуть просто не испугавшись.

Он так и не написал, где это было. Так что похоже на фантазии. По крайней мере на преувеличение.

Бухать с местным населением - плохой совет. Обычно при "бухе" совместном все чудеса и происходят.

Однозначно!

А нам разведбатовцы ( я служил в самом интиллигентном формировании - взвод радиотехнической разведки и РЭПа, но "наобщался" с наиболее злыми чебураторами более чем предостаточно. Как быстро, бесшумно и небольно снять часового - попросту замочить - мне больше всего понравилось, и к дембелю этот "норматив тактико-специальной подготовки" я исполнял виртуозно. Хотя и не мой служебный профиль был) преподавали так: дать оттяжку; пустить по ложному следу (или дезинформировать); сработать на опережение. На мой вопрос: а с чего из трех все же начинать? эти "крепкие духом русские парни" сначала морщили лоб, затем морщины разглаживались. На меня уставлялись 3-4 пары цепких немигающих глаз с верхней части тел ( биообразование, об которую - ВНИМАНИЕ, РЕБЯТА! ОБ которую, а НЕ которой - разбивали кирпич ( ...глинянный и пересушенный, правда - к параду готовили) головой назвать трудно). Организмы были свойства, размеров и комплекции а-ля Виталий Кличко ( кстати, таких же реактивные и очччень мощные - это был ОСНАЗ ВМФ СССР) - я интуитивно понимал, что задержись я еще секунду здесь, такой умный - неуставных взаимоотношений с тяжелотравматическим ( для меня) исходом - не избежать. Ну, я и избегал - в буквальном смысле этого слова - парутройку раз. Я дембельнулся, так и не услышав ответа на свой вопрос. Военная тайна, наверное...
Позже, во времена жуткого криминального разгула у себя на родине, в Крыму, я несколько раз эту тайну пытался выяснить у братков различного ранга. На удивление, они почему-то довольно живо интересовались скалолазанием, говорили " Веу! Это круто!", называли нас "братанами и реальными пацанами". На этой почве общаться с ними было намного легче, чем со старшими по званию и по сроку службы сослуживцами. Услышав мой вопрос мне предлагалось для начала ( у каждого был свой "интерес"): либо дунуть травы, либо закидаться какими-нибудь колесами, либо коксом двинуться. Я с интересом усаживался поудобнее и делал вид, что разделю с ним "трапезу" - поскорее бы услышать истину. Довольно быстро собеседник приходил в негодность и ответа я так же до сих пор не услышал.
Все это - из теории оборонительной тактики. Правильно было сказано - болезнь легче предупредить, чем лечить. Я не бывал в вышеперечисленных глухоманях, зато объездил весь Кавказ. И Дагестан с Чечней - в том числе. Прецедентов не было ни разу почему-то, хотя всем своим видом я "на опережение" показывал дружелюбное отношение к местному населению. Есть, правда, одна деталь. С нами никогда нет баб. Вторая - разговариваю с местными я один, остальные - чуть поодаль - ОБЯЗАТЕЛЬНО! - в углу: двух зданий, скалы, двух заборов и т.п. Осанка при этом ровная, стойка - "Вольно!" в стандарте американской армии. Руки сзади, что в них - не видно ( обычно НИЧЕГО ). Ну, и конечно - главное безотказное оружие! - Улыбка! Флаг корабля! Даже если темы и тембры очень повышены! Смотреть собеседнику нужно на кончик носа (долго объяснять, найдите в тематическом чтиве). Ну вроде все... В побоища не вступал, посему не знаю - каких они школ, повадок и наклонностей. Но то, что тупые и примитивные - это факт. Высадить базаром и культурно съехать - легко. Только не пугать! Это может разозлить. И НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ!!! Обозвать словом "чурковой, зверек, банабак, сунарэф" и т.п. Ну и: нет соблазна - нет и искушения. Уберите с виду все дорогое и фешенебельное.
Путешествуйте с удовольствием!

Главная особенность Жопы в том, что она происходит Вдруг. Совершенно неожиданно. Её почти никогда не удается предугадать, в отличии от мелких неприятностей. Так что давайте будем к ней готовы!
П.С.: Класная фотка!

Считаю, шире всего тема раскрыта на велопитере :)

Ребята, я впервые печатаю стать. И мне особенно интересны ваши замечания и критика. Конструктивная желательно :) Пишите что не понравилось в структуре, лексиконе, наполнении или просто Ваше ощущение от статьи. Заранее спасибо.

Ощущение нехорошее.
На первом плане агрессия и способы преодолеть её жёстко, все более значимые и миролюбивые советы "ушли на 2 план".
Мо-быть, это работает в Азии, на Кавказе:
1. Улыбка и миролюбие.
2. Уважение к собеседнику.
3. Уверенность во взгляде и поступках.
4. Отсутствие "соблазнов" (того, чем вызывает желание поживиться).

Всё сказанное в этом посте и комментариях не будет лишним, случаи бывают всякие и действовать придётся по обстановке.
Начинать нужно с предупреждения конфликта: предварительное изучение района, знакомство с местными, внимание на маршруте.
Силовое противостояние - только в крайнем случае, когда другие методы исчерпаны.
Уверенность во взгляде, голосе, организованность действий группы - немаловажный фактор, но они должны быть "задним фоном" взимоотношений,
т.е. их должно быть видно, но не слышно, а на переднем плане миролюбие.

Оружие в горах? - я против, может, где-нить в тайге... а так в массовом виде точно больше вреда принесёт.

"Ваше ощущение от статьи": Автор не навоевался.
Стиль хороший, тактика грамотная, хотя боевое охранение подразумевает по двое впереди, сзади, слева и справа с рациями. Пистолеты желательно с глушителем. Пленных в расход. Предупредительный выстрел в голову. Никогда не возвращаться тем же маршрутом. Прикуривать с первой спички и т.п. Причем тут туризм? Не слышал чтоб местные нападали на группу мужиков. Блондинки , особенно в бикини их заводят, это есть. Девушек надо инструктировать как одеваться и чтоб молчали, и типа все тут при мужьях. Москвичей они не любят, говорите что с Урюпинска. Разборки обычно бывают из за денег за проезд, проход. Если реально неспокойно наймите лучше местного "гида", дешевле выйдет.
Было бы интересно почитать мнение тех кто там живет на эту тему.

На ум пришла одна идея.
Покупаем в киоске какое-нибудь комическое удостоверение, вроде "Пропуск в закрома родины", "Хозяин вселенной", солидную обложку к нему. Ну а на само удостоверение наклеиваем сведения о том, будто вы являетесь сотрудником ФСБ - капитаном там, или майором (Фотошоп и интернет в помощь). Разлоблачить даже некачественную подделку аборигены вряд-ли окажутся в состоянии, зато желание связываться с правоохранительными органами у них сразу должно отпасть.

Не надо! Не на ксиву ини смотрят, а на то, как держишься. В некоторых случаях ксива отпугнет, а в других - разозлит.

вот показав такую ксиву, вы скорее всего полуучите огромные неприятности. от вас может и отстанут, но позвонят тем, кто придет отрезать вам голову, сняв это на видео..

Согласен, в некоторых местах Кавказа комбинация с удостоверением вполне может вызвать непредвиденные последствия, но, например, для такого региона как горный Алтай, жителям которого чужда рассовая ксенофобия, розыгрыш может оказаться удачным. Понятно, что липовая ксива - не панацея; так же как и демонстрация топора или газового пистолета. Просто это одно из средств, которое, в зависимости от ситуации, может пойти на пользу.

поверь-с удостоверением для Кавказа сейчас шутка неуместная. очень не уместная. 2010 год если не запамятовал-охотники район Баксана, у одного из них пенсионное удостоверение МВД. 8 человек в расход. потом и егеря убрали. вроде бы в том же году вроде в районе Улу- Тау вроде бы с "конторы" отдыхающих пару убили. И везде причина- принадлежность к органам. АККУРАТНЕЕ РОДНЫЕ. не шутите с такими вещами. берегите себя
а тема очень интересная. у меня та же паранойя. и что такое спать без боевого охранения в незнакомом месте- полный кошмар ))) ктати на высоте около 3,4 кучу гильз нашёл 7,62. от чего не определил но мысли всякие были

Спасибо! Хорошая статья.
Но на разведку я бы ходил вдвоем. При этом говорить, конечно, должен один - тот, кто ответственный за безопасность (Black).
А группа, стоящая вдали, должна имитировать ситуацию "против медведя" - каждый должен казаться выше ростом, шире плечами, смелее во взгляде. Женщин внутрь круга. Лучше, чтобы их вообще не было видно - они зачастую являются "целью" или "соблазном" (isn). Руки сзади или в одна рука в кармане, имитирующая "что-то в руке".
Да и вообще, ледоруб в руках всегда полезнее, чем ледоруб сзади на рюкзаке.
Ксива (Barabachka) не поможет.

Часто и много в горах общалась с местным населением. И ни разу не было конфликтов. Ни разу!!! Несмотря на то, что я женщина, часто хожу одна ( в том числе и на подходах в Больших горах)

Был у меня такой случай. Отделение - четыре девочки и два мальчика. Я - инструктор(типа не женщина). Узункол. Идём с горы, с перевала Мырды. Выходим на ледник, а там - сваны. Один старший дядька, седой, и два пацана. Все с оружием. Обойти их нельзя, столкнулись нос к носу. Карабины направлены на нас. Моё отделение сразу же потухло. Беру всё на себя. Здороваюсь вначале со старшим, потом с пацанами. Спрашиваю, как здоровье, как дети, семья, скотина( в смысле домашние животные)))))). Смотрю только на старшего. Представляюсь. Говорю, что я веду группу, что работаю на базе, инструктор. Упор на то, что я -- старшая, что я на работе. (старшей тогда 26 лет было).

Взгляд деда уже не такой колючий. Говорит со мной на русском. Тоже интересуется, как здоровье, как работа, вообще, как дела. То есть, формальности соблюдены. При старшем человеке, да еще при мужчине, я не имею права сидеть. Я это хорошо знаю. Стою и подробно отвечаю на все вопросы. А интересует сванов, не украли ли карачаевцы их овец. Ну, откуда мне знать? Мы только что в вершины. Мне верят, потому что я не вру. Я улыбаюсь и прошу, чтобы дедушка попросил своих парней не пугать моих девочек оружием. Пару слов старшего - и оружие опустилось в землю. Еще несколько минут разговора, пожелания всех благ и мы мирно разошлись. Это было на том самом леднике, где потом случился конфликт со стрельбой и раздеванием альпинистов.

А на ночёвках мы встретила карачаецев, которые шли искать этих самых сванов. Там тоже была история. Уже со стрельбой и ранением. Но, это совсем другая история.

К чему я всё это написала? Да к тому, что мы едем в горы совсем в другие страны. Другие обычаи, вероисповедание, менталитет. Работая на Кавказе, я научилась уважать чужие законы, обычаи традиции. И всё таки склоняюсь к тому, что конфликта лучше избежать. Я ни разу не боец. Я - женщина. и на Кавказе мне намного сложней ,чем в Европе. Но как то же умудрялась выжить, ни разу не конфликтуя ни с кем. Даже с пьяными отморозками

Тома, умница, много плюсов.

Доброжелательность и уважение- главное оружие.
Второе- в наше время надо ну очень хорошо думать, куда идешь, есть места куда соваться просто нельзя.
По мне так зеленка КБР как раз из таких.

Иногда интуиция подсказывает. ее надо слушать.

Я как то раз ее не послушал , и вышел на делянку анаши в предгорьях.На которой были укуренные хозяева.
Еслиб был у меня пистолет- там бы я и остался.

Как раз в тех местах незадолго завалили семерых ментов- за выход на плантацию.

Типичная горная деревня где у магазина толпа пьяных мужиков где такая есть, нельзя ли узнать у автора?
Где такие горные деревни?

Насчет пистолета- это хороший шанс получить из ружья или автомата.Оно вам надо?
А допустим пальнешь - что потом будешь делать?

Куда ховаться?
Боевое охренение высылать?
Вызывать вертолет?

Не увидел полезного в статье.

Ты прав. Особенно насчёт пневматики... Но адрес делянки всё-таки напиши)))))

Когда я перестал бегать на лыжах и занялся карате, мой папа все бубнил: "А что будешь делать против пистолета со свим карате?" Прошло 20 лет, а мне ему до сих пор нечего ответить, хотя конфликтов не избегаю. Чем дальше, тем меньше желающих создавать мне проблемы. С другой стороны, у большинства моих друзей отнюдь не атлетического сложения, тоже за эти 20 лет никаких больших проблем не случилось поскольку они умеют улыбаться. Так что же правильно? Говорят, что не утонет тот, кто не умеет плавать потому, что не полезет. Есть в этом что-то, но возможности неумеющего плавать ограничены. Нападают не на всех и не всегда, но я знаю достаточно таких случаев из первых рук, чтобы не пренебрегать техникой безопасности.
В ситуации, описанной Тамарой, я тоже улыбался бы, а что тут еще можно сделать с толпой девочек против трех стволов. Но была у меня ситуация, когда у группы знакомых мне дядек в возрасте 50-60 лет местная молодежь отобрала рюкзаки во время поездки за клюквой. Тут уже потребовались с моей стороны решительные действия. Кстати, обошлось без мордобоя, я их просто напугал.
Если вас хотят избить, убить, ограбить, изнасиловать, улыбка и переговоры не помогут, у них есть цель и они попытаются ее осуществить.

Все верно - у Томы, Хрона, Мишеля... полностью поддерживаю...
предупрежден - значит вооружен! нужно знать хорошо местный менталитет - куда едешь. При наличии оружия - больше шансов усугубить ситуацию! При плохой развязке (да всегда) - лучше уметь использовать подручные средства. Но в первую очередь - уметь работать головой (я не про кирпичи) и контролировать свою психику. Голос, поджилки и кисти рук сразу покажут ху-из-ху. Не хочу даже представлять реакцию оппонента, когда ему с перехваченным дыханием и дрожащей рукой предъявят ксиву... :(((
любое действие должно быть соизмеримым и целесообразным. По оружию - не хочу углубляться в "высокие материи"... просто подметил - наличие или отсутствие "что-то меняет в атмосфере". Даже относительно зверья с не высокой плотностью нахождения на местности. Это не абстрактное размышление, а результат практических наблюдений - во время одиночных походов (на Чукотке), в узком коллективе с "синдромом юношеского максимализма и самоутверждения" (в бытность курсантом), во время пребывания на криминогенных территориях ("бега" - молодежная война в кривбассе 85-95гг, одной из из трех самых горячих точек умирающего СССР... в РнД и Казани тогда не был), в разных выездах на Кавказ и Среднюю Азию.
Качественно практикуйте позитив и всегда старайтесь быть готовы к нестандартным ситуациям!
желаю всем, чтоб недоброе всегда обходило вас стороной!!! :)

Учту все сказанное. На будущее. Хотя уже сейчас понимаю что акценты в статье расставленны не правильно, ведь основной смысл статьи заключется в том как ИЗБЕЖАТЬ столкновения и ЧТО ДЕЛАТЬ если избежать его не удалось! Просто будем осторожнее. Чтоб в нас не стреляли и не раздевали;))

По мне, так все акценты расставлены правильно. Возможно потому, что сам на себя беру функции ответственного за безопасность.
Да даже, если не избить туристов, разве мало тут пишут о случаях воровства снаряжения?!

Black, извините, не знаю, как к Вам по другому обращаться)))) Всё вы правильно написали. Очень правильно про разведку. Просто я вела разговор про то, что раз уж мы приехали в гости, то нужно всё таки избегать конфликтов. Мы же не у себя дома. И не везде нам рады. Как говорится, незваный гость...)))))) Сейчас же полно информации, что где и как происходит. Спасибо интернету))))) Может, лучше воздержаться от поездок в горячие точки, или туда, где просто неспокойно. А так - хорошая статья, интересная. Разные ведь бывают ситуации.

Да какие там горячие точки, на ровном месте можно проблемы получить.
Он как раз не писал о горячих точках, он писал о местной шпане.

Тебе Тома повезло и очень правильно себя повела.
В похожей ситуации мои знакомые попали в плен.
Это им стоило седых волос и долгой ненависти к звуку грузинской речи.

Ну а еслиб кто то стал пистолет демонстрировать или корками махать- ему не позавидуешь.

В Архызе как то на наш лагерь наехала кампания местных с оружием, была стрельба в воздух и пр. понты.

Обошлось тремя кажись бутылками водки.
Формально они были правы тк ситуацию наш кадр спровоцировал.

У меня в палатке лежало ружье, к счастью, никто не попытался его вытащить.

"Главное оружие человека- мозги. Лошадь сильней, а собака дружелюбней" (с)

Проблема еще и в ом, что мы понимаем, что мы "там" не у себя дома, а "зверьки", приезжая к нам в гости уверены, что они все еще у себя дома. В этом и проблема. Ездите в Европу и в Непал, там народ нормальный. И не кормите тех, кто не умеет себя вести как человек.
P.S. Да, я не толерантный.

Black.
По большому счёту,правильность твоих поступков,в той или иной ситуации,определяется конечным результатом. Главное,Вы избежали конфликта,значит делали всё верно,может даже по интуиции.

Хм.Интуиция.Врядли это интуиция - я служил в отдельном батальоне быстрого реагирования и потом много путешествовал по стремным местам. ...Хотя "правильность твоих поступков,в той или иной ситуации,определяется конечным результатом. Главное,Вы избежали конфликта".

Пасиба Kostal. Критика это хорошо, а похвала это приятно))) А вообще тут ведь не стоит выбор: карате, пистолет или улыбка. Владейте всем! Ведь согласитесь товарищи: к широко и искренне улыбающемуся, здоровенному накачанному мужику с пистолетом, ненавязчиво выглядывающим из под куртки, да еще и смело глядящему умными глазами... Врядли захочет лезть большинство из мужиков. По крайней мере намного меньше чем к худенькому прячущему взгляд студентику.

Ведь согласитесь товарищи: к широко и искренне улыбающемуся, здоровенному накачанному мужику с пистолетом, ненавязчиво выглядывающим из под куртки, да еще и смело глядящему умными глазами... еще прибавлю: из кармана куртки торчит уголок удостоверения майора ФСБ :)

торчит уголок удостоверения майора ФСБ :)
*****

На Кавказ только не показывайтесь со своими удостоверениями и пистолетами.:)

Разве что вас пара Ми 24х прикрывает:)

Ну да. Что тут еще добавить? ;))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))

Кажется все скатывается к рассизму и крикам: "ты че, не Русский"? Сегодня что. вечер такой? У меня на кухне споры на эту тему.

Вот умиротворяющая фотка,сделанная в тот же день что и фотка вверху статьи:

Прекрасный снимок!
Отличное завершение дня!

"Показ" ствола только разозлит местных, и они ломанутся по домам за "калашами". Просто не ходите туда где вас не любят и не ждут...

А где нас любят?

Я - вообще еврей :)

Такой молодой, а уже еврей.:( :-)

Опасность может совершенно неожиданной.Особенно в южных краях.А готовность и внимательность помогут избежать ошибочных действий.Обмен опытом поможет в этом отношении Количество разных вариантов действий поможет принять правильное решение.Пост очень своевремен..

Меч звался Гнев. Казалось нам, разить
Он должен всех, с кем выпало поспорить.
А если нет, то бешено грозить
Упорствующим в глупом разговоре.

Небось обратно в ножны не спешил
Ужасный Гнев, не выплеснувшись в деле!..
Лишь удивляло, как таки дожил
До бороды седой его владелец?

Уж верно, был он всем бойцам боец
И побивал, с кем выпало рубиться...
«Поведай нам, пожалуйста, отец,
Что Гневу твоему ночами снится?»

«С таким, как он, разящим наповал,
Обязан быть хозяин осторожен...
И оттого почти не покидал
Мой добрый меч своих уютных ножен.

Уж как легко рубить, рассвирепев!
Да только вспять не вывернешь былого.
Ну а доколе в ножнах дремлет Гнев,
Любой пожар легко погасит Слово».

Так говорил нам старый удалец,
И размышляли мы, что это значит.
Он вправду был прославленный боец.
Ведь лучший бой - что так и не был начат.

Спасибо! Очень!

Сам неоднократно был в подобных ситуациях независимо от того в горах, на равнине или городе, угрожает ли нам какой то местный менталитет, гопник, наркоман а иногда и недобросовестные сотрудники силовых структур и главное в таких ситуациях вовремя понять получится избежать конфликта или нет, и если конфликта не избежать действовать надо быстро, чётко и слаженно
Из личного опыта удавалось и словами разруливать с местным гоповатым населением, а так же своих людей в обиду не давать людям в форме и с оружием, помогло именно то что подорвались все сразу, и не дали утащить девушку двоим "форменным" элементарно вцепившись одновременно за руки ноги недобросовестных стражей

Да. В этом и есть сила народов которых словяне побаиваются. Если кто-то зацепит Чеченца - они все сразу, мгновенно поднимутся. Не взирая на чины и последствия. Этому надо у них учится. И не важно, будет это обмен вежливыми улыбками, спор, драка или смертоубийство. Важно то, что у всех есть чувство плеча. ...а мы, в этом плане, просто дер..о. Прохожие еще и посмеются.

В вас здесь говорит юношеский страх. Из-за него вы не способны увидеть и понять силу славян. Старайтесь воздерживаться от необдуманных шагов.

Black.
Позвольте не согласиться. То что в бытовом плане славяне разобщены,это конечно и не делает нам чести. Но в экстремальной ситуации один на сотню кинется не задумываясь,а вот с противоположной стороны,подобного,лично я не замечал. Вообще исторически отмечалось,что хорошие воины это черкесы и осетины. По крайней мере в царскую армию набирали из этих народностей.

Ну так не год, и не два целенаправленно уничтожали русский дух... Вот теперь и получили в большинстве не великий и гордый народ, а стадо баранов... Но как говорили римляне - империя жива пока живы ее последние солдаты. Так что не все потеряно))

П.С. На мой взгляд таких как раз таких статей и не хватает Риску. Потому как эти моменты также немаловажны. И это не только в контексте походов. В наших реалиях можно банально выйти вечером за хлебом и встретить каких-нибудь алкашей или наркоманов в переулке. Хорошо когда можно поулыбаться и мирно разойтись. Но, к сожалению, так бывает далеко не всегда. И если конфликт перешел в активную фазу, то надо знать что делать и уметь это делать. В общем, спасибо за статью))

На мой взгляд таких как раз таких статей и не хватает Риску.

Да?

Ну и чем она Вам поможет,
когда к вашим палаткам подьедут ребята с автоматами?
Начнете ФСБшными корками махать или пистолетик достанете?

Или стойку карате примете?

Не смешите мои тапочки...

Вы замозадержание при срыве тренируете? Чем оно Вам может помочь при сходе лавины или ледовом обвале?

К вам часто в палатки ребята с автоматами стучались?) Вооот. А с описываемой ситуацией всё куда прозаичнее.

как-то захотелось поделиться: пару недель назад были с друзьями на пикнике в парке. в Мюнхене, в 10 минутах езды от дома. оказалось, что рядом с нами там что-то шумно праздновали наши кавказские соседи по советскому союзу. весело праздновали, с музыкальными инструментами, детишками, в общем - позитив. Но мои кавказские опыты не прошли даром, и спиной разведчика я чувствовала приближение "свинца". И увы, не ошиблась - отиграв как по нотам всю обязательную программу - закуску, выпивку, песни-танцы (кстати пели очень здорово) и братание с соседями, они таки перешли к произвольной. Конечно, наш друг был сам виноват - шедший перед ним человек сильно качался от праздничной усталости и он имел глупость придержать его руками, когда тот вознамерился на него упасть. Тут я поняла - вечер перестает быть томным. Они конечно "как прыгнут". Ох, ребята, как же было трудно и лениво перестраиваться на это привычное "кавказское НЛП". тут я полностью могу подтвердить правоту тех, кто считает, что хорошим, правильным разговором можно многое разрулить. Можно. но как же противно.

как-то так. с приветом из Мюнхена.

да...

Тема очень важная и спасибо, что ее подняли.

На мой взгляд, важно иметь контакт с местным населением.
Если места такие, куда ездишь постоянно, то обрастаешь знакомыми. Они и помогут и подскажут, на них можно ссылаться в случае каких-то конфликтов (выручала не раз вовремя сказанная фамилия уважаемого в ущелье человека).

Если места незнакомые, надо сориентироваться на местности и найти, с кем тут можно пообщаться - спросить, где можно поставить машину, или наоборот, как нанять машину, где начало тропы, можно ли туда идти, что они могут посоветовать и т.д. При этом поспрашивать о местном житье-бытье, в общем, устроить диалог культур... Похвалить местные горы, реки. Поспрашивать их названия, и как они переводятся с местного языка. Вести себя, как гость в чужом доме. Не торопиться и не торопить местных жителей. Не расслабляться, внимательно подбирать слова. Быть готовым заплатить в разумных пределах.

Из всех многочисленных случаев могу рассказать один, который до сих пор остается для меня загадочным - что же это было?
В 2005 или 2006 году решили мы заехать в ущелье Тютюсу (Баксанская долина) на майские праздники. Договорились с транспортом, чтобы туда заброситься. Подъезжает транспорт, и местные ребята говорят, что есть проблемы, сейчас приедет лесник из Тырнауза. Подъезжает лесник, начинает говорить, что в ущелье нельзя, что сейчас у зверей гон, и мы им будем ужасно мешать... Видно было, что он очень сильно нервничает, на нем практически лица не было. Говорит, что у него сегодня день рождения, он все бросил и приехал к нам....
Когда мы, посовещавшись, переориентировались на ущелье Кыртык, он вздохнул с облегчением, как будто камень с души свалился. Неужели так сильно переживал о размножении диких животных??? (вопрос, конечно, риторический).
Я думаю, что-то там было, в том ущелье, что нам никак нельзя было туда. Вот нас и предупреждали. Нужно прислушиваться к таким сигналам.

Неужели так сильно переживал о размножении диких животных???
*****

Ну наверно Вы сами догадались, кто там мог быть.

Кто-то мог бы подумать и по-другому - типа, денег вымогают, надо заплатить и проехать.
Или начать права качать - как так, везите, покажите закон, что нельзя и пр.

Мы же отнеслись со всей серьезностью. И всем так предлагаю.

Да ну, ерунда какая-то: пневматические пистолеты, боевые группы, разведка - ага, поехать в горы в войнушку поиграть.
Лично мне и без этого в горах не скучно :) Поэтому, на мой взгляд, главное - не попадать в местности где подобные умения востребованы.
Да и любое оружие в мероприятии это такая же опасная иллюзия безопасности как и уверенность в том, что кого-то достаточно будет им попугать.
Не говоря уже про заблуждение, что достаточно двум никогда не дравшимся ботаникам услышать команду "вперед" как они враз размажут любого агрессора.
Помнится, по поводу возможных терок с местными были в инете публикации Ольги Неподобы с более жизненными примерами и вменяемыми советами.И то ее упрекали в сгущении красок.
Лично мой опыт - это свести любое общение с местными к минимуму. По возможности не задерживаться в населенке, сразу уходить наверх или уезжать в цивилизацию.

Полностью согласен.
Только одна поправочка насчет О.Неподобы. Она, руководитель группы, при каждом удобном случае норовила закорешиться и выпить с местными.

Я лично ее не знаю, но по-моему Вы пургу какую-то гоните. Она как раз от этого и предостерегает - к чему бы?

Как автор статьи хочу сказать следующее:
1) Ни одна из описаных ситуаций не происходила на Кавказе - комментаторы сами указали на опасность этого региона.
2) Такое длинное и противоречивое обсуждение говорит о актуальности проблемы.
3) Изредка гамно все же обильно и густо падает на вентилятор - Вы не сможете это предотвратить.
4) Я год служил в отдельном батальоне быстрого реагирования, позже объездил очень много стран - я давно навоевался.
5) Из походов я привожу только друзей. Много лет ни с кем не конфликтовал

По п.4. Видимо я слишком кратко сформулировал мысль "не навоевался", извините, зато одним словом. Развернуто это называется как то пост чего то синдром. Когда неуютно, когда ничего железного плече не оттягивает, по грунтовкам стремно ездить, особенно рядом с зеленкой, бабах глушителя приводит в состояние боевой готовности. Это довольно быстро проходит, но остается желание в чем то подобном еще по учавствовать, сны, ностальгия... Хорошо, если это не про Вас. С уважением, Володя, 668 ООСН.

;) Да. После службы на границе что-то остается.

Тема затронута болезненная, но необходимая для усвоения. Советы не ходить на..Кавказ, в Среднюю Азию и др. горные районы опустим за ненадобностью - мы на сайте Путешественников, а не бальных танцев! Во время лекций по безопасности в горных походах обязательно уделял вниманию этому аспекту: возможным не санкционированным конфликтам с местным населением. Причем не обязательно причиной должен быть слабый пол. За более чем 30-летний походный стаж было около десятка случаев конфликта, причем самые неприятные случились с чисто мужскими группами. Однозначно, необходимо сделать все, чтобы выйти из конфликта без рукоприкладства! В каждом конкретном случае нужно решать психологическую задачу погашения и разруливания ситуации. Как правило, эту роль берет на себя руководитель группы или наиболее возрастной и мудрый участник. Единых рецептов нет! Хорошо, когда вы знаете несколько добрых фраз, лучше пословиц, слов на местном наречии. Но произносить их нужно тоже к месту. Правильно кто-то написал, если возможно, то знать ф.и.о. местных руководителей, но тоже сыпать фамилиями нужно аккуратно. При возможности свести к минимуму возможное общение, если это конечно не ваши друзья и давние знакомые. Но с гостеприимством не перебарщивать. Если кратко, то вести себя при любой встрече нужно с достоинством, спокойно и уверенно, но не нагло! И ни в коем случае не лебезить и трусить! Трусость может просто спровоцировать агрессию на ровном месте! Если конфликт не удается разрешить словами по хорошему, нужно попробовать апеллировать к другим местным жителям или органам власти(если конфликт происходит в поселке или городе - пару раз это просто спасало). Но, если все словесные аргументы исчерпаны и есть реальная угроз вашей жизни, нужно действовать жестко и всей группе сразу! Ледорубы, пока еще, холодным оружием не считаются.. Вопрос: пить или не пить с местными?! Лучше не пить! И, по возможности свести к минимуму, общение. Если вам все-таки навязывают "гостеприимство" необходимо, не теряя контроль, поучаствовать в мероприятии и под благовидным предлогом покинуть его. А, вообще, надо разбираться в людях, чувствовать их. Для этого не надо обладать огромным жизненным опытом. Плохого человека, как правило, видно за версту. А хорошие - их Больше! У меня прекрасные воспоминания о гостеприимстве Горцев Сванетии, Баксана, Горного Бадахшана и др. районов! Как, я надеюсь, и у них обо мне..

Если уж ситуация совсем критическая, есть реальная угроза жизням и приходится переходить к жестким действиям, то нападающий должен думать, что вы его убьете, не задумываясь, хотя вы на деле и не собираетесь этого делать. Потому что обычно он не хочет рисковать своей жизнью и наверняка отступит.
Пример: У нас 20 лет назад в Казахстане, в ответ на приказ водителю автобуса "Раз не хотят доплачивать - дави их (нашу группу) и уезжай" - последовал приказ руководителя группы участнику в салоне автобуса: "Встань за спиной водителя с ледорубом. Шевельнется - убей". Участник мгновенно выдернул ледоруб и встал за спиной с занесенным ледорубом. Выражение его лица было таким, что водитель не усомнился в его намерениях и давить группу не рискнул. После чего начались классические переговоры об освобождении "заложника", как в кино, под аккомпанемент криков о вызове кого-то крутого (то ли спецназа, то ли бандитов). В конце концов нас за это согласились-таки отвезти туда, куда и должны были - куда у нас были билеты и куда и шел этот автобус, без дополнительной платы, которую из нас хотели выжать. Потом при высадке была еще одна попытка вымогательства с угрозой, что не отдадут рюкзаки, но тут уже все прошло проще, поскольку водитель уже был уверен, что если он дернется невпопад - эти звери его тут же убьют. Услышав повторение того же приказа, он тут же метнулся отдавать багаж.

Но тут надо быть крайне осторожным. А то можно и покалечить кого-то и сесть надолго. Очень желательно наличие свидетелей, что это - самозащита, как было у нас.

Пример совершенно не в тему. С вас просто в условиях гиперинфляции попытались получить чуть-чуть денег "детишкам на молочишко", а вы проявили агрессию. Вы же как марсиане за гроши тряслись. А то, что ваши копейки за время вашего похода подешевели минимум на сорок процентов, а то и вдвое, вам было по фиг. То, что за время вашей поездки на автобусе деньги заплаченные утром до момента доставки вас к месту потеряют 1-2% покупательной способности, и водитель, возможно, не сможет купить достаточно солярки, чтобы вернуться домой(я уж не говорю семью накормить) вам тоже было плевать. Они же для вас были не люди.
После вашей жлобской выходки у нас с рюкзаками в автобус садиться проблемы были. Водители и кондукторы видя туристов сразу напрягались и начинали верещать не по делу(я всё удивлялся, с чего бы?). Приходилось долго доказывать, что ты не какой-то российский беспредельщик, а свой, местный.

"Если темы там возникнут, сразу снять,
бить не нужно, а не вникнут - разъяснять!"

undefined

Спасибо за субботний юмор!

Первый раз слышу эту песьню;) Песня суперская!!!