Как я «сбегал» на пик Ленина.
Мое решение участвовать в забеге возникло сразу, как только я о узнал о его проведении. Умение быстро ходить на высоте – полезный альпинистский навык. Если в моей писанине кто-то найдет ответы на свои вопросы или появятся новые вопросы, буду считать, что писал не напрасно.
Тренировка.
Я живу в Питере на уровне моря, в местности не идеальной для подготовки к скайраннингу. Специально к забегу тренировался мало, потому что всю зиму провел под К2 и узнал о забеге лишь при возвращении из Пакистана. С середины апреля до середины мая работал гидом на Эльбрусе, поднялся на вершину 4 раза с клиентами, а в свободное от работы время дважды сходил на вершину в своем обычном темпе – чуть меньше 4 часов от «бочек». Результат меня не удовлетворил: здоровье есть, скорости нет. Тренировки для ходьбы в горах и для бега в горах – это две разные тренировки, хотя в них есть много общего. Тренировка.
Опыт.
Мой первый семитысячник – пик Ленина в 1982 году. Восхождение запомнилось «букетом» необычных ощущений высоты, и удивлением, что есть альпинисты, на которых высота «не действует». За Юрой Борзовым, которому тогда было 44 года, мы не могли угнаться по следам, протоптанным им в глубоком снегу. Вывод был такой: чтобы ходить на высоту, надо регулярно и много тренироваться, чтобы получать удовольствие от высоты, надо правильно и достаточно акклиматизироваться, а чтобы быстро подняться на семитысячник, надо сначала сходить на семитысячник.
К июлю 2012 года у меня накопилось 39 восхождений на семитысячники в спортивных группах или с клиентами, в том числе 3 восхождения без ночевок на маршруте: в 1990 году пик Коммунизма в группе из базы и обратно за 28 часов (время подъема 14 часов); в 1997 году Хан-Тенгри в одиночку из базы и обратно за 14 часов 03 минуты (время подъема 8 часов 36 минут); в 2001 году пик Ленина в одиночку из лагеря 1 по Аркину и обратно через Раздельную за 12 часов 46 минут (время подъема 8 часов 48 минут).
Акклиматизация.
Восхождение в условиях соревнований имеет существенное отличие от просто восхождения – фиксированные дату, время и место старта. Я приехал в базовый лагерь за две недели до старта с целью акклиматизироваться, сходить на вершину по классике и подготовиться к забегу, надеясь, что погода не испортит мои планы. Планировал совершить первый выход с ночевкой на 5300 м, второй выход с ночевками на 5300 м и 6100 м, третий выход - восхождение с ночевкой на 6100 м. Погода внесла коррективы. Реально получилось следующее:
14.07. Приезд в ВС (3600 м).
15.07. Переход из ВС в Лагерь 1 (4400 м). Время в пути 4 часа. Рюкзак 20 кг
16.07. Подъем из лагеря 1 в Лагерь 2 (5300 м). Время в пути 3 часа 30 минут. Отдых 30 минут. Подъем из Лагеря 2 в Лагерь 3 (6100 м). Время в пути 4 часа. Рюкзак.12 кг.
17.07. Спуск из Лагеря 3 в Лагерь 1. Время в пути 3 часа 30 минут.
18.07. Спуск в ВС. Время в пути 2 часа. Рюкзак 7 кг.
19, 20.07 Отдых в ВС.
21.07. Переход из ВС в Лагерь 1 (4400 м). Время в пути 2 часа 20 минут. Рюкзак 10 кг.
22.07. Подъем из Лагеря 1 через Раздельную до 7000 м, время в пути 7 часов 50 минут. Подъем до вершины 2 часа. Спуск в Лагерь 1, время в пути 4 часа 30 минут. Рюкзак 5 кг.
23.07. Спуск в ВС. Время в пути 2 часа 30 минут. Рюкзак 7 кг.
24,25,26.07. Отдых в ВС.
27.07. Переход из ВС в Лагерь 1 (4400 м). Время в пути 3 часа. Рюкзак 7 кг.
28.07. Отдых и подготовка к старту.
29.07. Старт в 4 часа. Вершина в 11 часов 20 минут. Возвращение в Лагерь 1 в 15 часов 20 минут. Рюкзак на старте 2 450 г, с отметки 5800 м 1800 г, с отметки 7000 м 1300 г.
То, что я делал три дня, начиная с 15 июля, прошу никого не повторять. Это был сознательный эксперимент, чтобы понять, насколько опасно лезть до упора вверх и ночевать там в первые дни пребывания в высокогорье. Так вот, это смертельно опасно. Первые выходы на новую высоту – сильнейший стресс для организма. Набор высоты за день может быть любым, но перепад высот между ночевками не должен превышать 500 – 1000 м. Чем ниже ночевка, тем больше ресурсов для запуска адаптационных процессов и восстановления функциональных возможностей организма.
Экипировка.
Первый слой одежды - трусы, носки, термобелье. Вес 500 г.
Второй слой – куртка с капюшоном и брюки из материала Soft Shell, вес 1120 г; шапка, вес 52 г; рукавицы, вес 128 г; ботинки Zamberlan Denali, вес 2800 г.
Обязательное снаряжение и одежда:
- пуховка, ветрозащитные штаны (общий вес 860 г);
- маска от ветра, рукавицы ветрозащитные, очки солнцезащитные, фонарь налобный, крем от солнца (общий вес 340 г);
- обвязка, самостраховка, карабин с муфтой (общий вес 240 г);
-треккинговые палки, вес 480 г;
- кошки, вес 666 г.
Все, что не было одето на себя, а также поллитровая бутылка с питьем, поместилось в рюкзаке объемом 12 литров и весом 56 г
Участники.
Очереди на регистрацию не было, судейских ограничений на допуск к соревнованиям не было. Пик Ленина – гора хоть и простая, но внушающая уважение адекватным восходителям. Я очень надеялся, что мужиков - «киргизов» и « казахов» будет человек 10, россиян - человек 7, ну и девчонок хотя бы 3. На участие иностранцев не рассчитывал, не любят они есть первый блин сами, сначала смотрят. При большом количестве участников я надеялся затеряться на старте, а в подходящий момент «выстрелить». Получилось так, как получилось. Реально бороться за призы могли Дворниченко Семен, Черкасов Макс, Селиверстов Сергей и я. У Саши Кирикова и Дарьи Яшиной перед стартом не было вершины. При любой подготовке результат зависит от множества мелочей, например: от ужина или сна накануне старта, поэтому никого нельзя сбрасывать со счета. Всем участникам – респект, никто не сошел с дистанции, все спустились вниз сами.
Забег.
Стартовали. Побежали. Иду по моренам своим путем, не оглядываясь. Иду не на максимуме, никто не обгоняет, но «дышат» в затылок. Это мне не нравится, так все будем под склоном одновременно. Принимаю решение отрываться. Буду мучиться сам, но и другим придется упираться не в зоне комфорта. В месте одевания кошек не останавливаюсь. Это позволяет оторваться на несколько минут и заставляет понервничать тех, кто не видел, что я не останавлявался. Рант на ботинках не сильно изношен, держит на фирне – проверено во время акклиматизации. На сковородке меня резво обогнал Макс. Не рано ли он завелся? Бежим дальше. Во втором лагере необходимо одеть кошки, склон выше 5300 не для ботинок, но тактически это будет неправильно - Семен в зоне видимости. Упираюсь, как могу, ногами и палками. На одной палке кольцо порвал. Скорость упала. На 5800 м перед взлетом на Рездельную сделал остановку, чтобы одеть кошки. Моей остановкой грамотно воспользовался Семен – приблизился вплотную, обошел и стал понемногу отрываться. До выхода на Раздельную разрыв удалось сократить, приноровившись упираться в полную силу одной палкой. К третьему лагерю прискакал, отставая метров на 100 от Семена. Глотнул чая (спасибо судьям) и рванул за лидерами. Семен вскоре догнал Макса, сел ему на «хвост» и они пошли-пошли вверх по гребню, но уже не так резво, как в начале подъема. Здесь я совершил ошибку. Вместо того, чтобы упереться и попытаться сократить разрыв на подъеме, я пошел в их темпе, сохраняя дистанцию, отдыхая и надеясь достать соперников на «пологом» участке между 6400м и 6700 м, и упустил Семена, который, уйдя из зоны видимости, прибавил. Макса я обошел, а отрыв лидера в 10 минут наверстать до самого финиша не сумел. После финиша поднялся до вершины, поздравил Семена с горой и с победой, ну и себя похвалил за 41-й семитысячник.
Соревнования мне понравились. Спасибо участникам за честную борьбу. Спасибо организаторам и судьям за их нелегкую и ответственную работу. Спасибо компании «Аксай-Тревел» за проведенные соревнования.
Отдельное спасибо Алене Дудашвили и всей команде компании «Горы Азии» в Ачик-Таше за их гостеприимный базовый лагерь.
Отдельное спасибо моему экипировочному спонсору – компании Рэд Фокс за одежду, снаряжение и обувь, в которых можно совершать любые восхождения.
275
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Рюкзак у вас самоделка?
И вопрос исторический ) Вы когда на Коммунизма\Хан лагерь-лагерь ходили, у вас тоже было все также максимально облегченно?
На пик Коммунизма ходил в двойных кожаных ботинках чешского производства весом больше 4кг пара! Думал, ноги отстегнутся. На Хан ходил в желтых Koflach. Одежда была потяжелее.
16.07. Подъем из лагеря 1 в Лагерь 2 (5300 м). Время в пути 3 часа 30 минут. Отдых 30 минут. Подъем из Лагеря 2 в Лагерь 3 (6100 м). Время в пути 4 часа. Рюкзак.12 кг.
17.07. Спуск из Лагеря 3 в Лагерь 1. Время в пути 3 часа 30 минут
То, что я делал три дня, начиная с 15 июля, прошу никого не повторять. Это был сознательный эксперимент, чтобы понять, насколько опасно лезть до упора вверх и ночевать там в первые дни пребывания в высокогорье. Так вот, это смертельно опасно".
Вот и я спросил у Николая, в этот день когда он ночевал на 6100, - а это нормально, так делать? Николай сказал, что - "если будет не так как обычно - спущусь".
Видимо все было "как обычно", потому что по внешнему виду Николаю было вполне комфортно.
Я просто подумал, что Николаю лагерь на 5300 не нравится, вот он и убежал на 6100))). Ну или - что позволено Юпитеру, то ... не всем позволено))).
P/S/ Николай, спасибо большое за отчет - ваш опыт всегда очень интересен.
Ваш результат вселяет оптимизм в меня 42-х летнего :)
Хотелось бы еще узнать как вы тренируетесь живя на уровне моря, сколько пробегаете в неделю и т.д.
Спасибо!
P.S. А изотоники вы пьете какой-нибудь во время таких забегов или нет?
Понятно, что если мониторов (типа Suunto,Garmin, Polar) нет, то вы наверно не знаете?
И второй вопрос - вас в первую ночь на 6100 (с 16 на 17-ое) все-таки колбасило или терпимо было? Просто я в ваше время (май) был на Эльбрусе (тоже сходил гору 4 раза) и на Ленина даже раньше вас на неделю приехал - и меня немного потряхивало первый раз на 6100. Т.е. акклиматизация на эту высоту к середине июля все-же ушла. При том, что я ночевал на раздельной не на третий день после приезда в базовый.
На 6100 эпизодически болела голова и не мог уснуть - такого я не испытывал уже лет 20, если не больше. На гору сходить здоровья хватило бы, но моральных сил на такую авантюру не было никаких. Эльбрусская акклема "рассосалась."
По моим наблюдениям, в горах есть эдакое сужение диапазона пульса. Например, если на уровне моря утренний пульс 60, а пульс "сдохну через минуту" = 180, то на высоте он сужается с диапазона 60-180 эдак до 100-150 (для 6000 при втором акклиматизационном выходе). И все диапазоны тренировочных ЧСС пропорционально сужаются: равнинные ощущения с ЧСС = 120 (полпути от 60 до 180) примерно равны высотным 125 (полпути от 100 до 150)
ЗЫ А мы все думали, по описанию Семена Дворниченко, зачем Тотмянин присел перед 5800 :)
С уважением,удачи и успехов,Коля!
Валентин Божуков.