Первый курс "BigWall + ИТО". Итоги.

Пишет Nefedov Sergey, 23.04.2012 10:04

Первый курс "BigWall + ИТО". Итоги. (Альпинизм, нефедов, крым, тышлар, зуб морчеки, sivera team, школа роупджампинга, интенсивный курс, сивера, grivel, морчека, скалолазные маршруты, центр)

В этой публикации:
1. Итоги курса и немного общих мыслей.
2. Морчека и перспективы для свободного лазания
3. Новые маршруты в окрестностях

"Начали не знаю во сколько (солнце уже взошло), закончили тоже не знаю когда (солнце еще светило)".
Запись из бортового журнала Морчеки, середина девяностых годов.

1. Итоги курса

После двух трехдневных блоков интенсивной подготовки (первый блок, второй блок)
16 апреля четыре связки вышли на свои маршруты.
1. Игорь Бобров - Даня Щеглов: "Мачомбо" 6А
2. Леша Курочкин - Артем Харчиков: "Центр" 6А
3. Денис Плачинда - Стас Четверик: "Сезон дождей" 6А
4. Макс Медведев - Саша Краснолуцкий: "Бровь" 6А

Для наглядной иллюстрации сложности выбранных (в том числе рекомендованных мной по силе связки) маршрутов, привожу сравнительный рейтинг сложности по личному мнению знатока горы Александра Лавриненко (сложность в убывающем порядке):

- 1 -
«Уголок» Попов – Шелхаков 2002 (Насколько мне известно, не повторен - прим. С.Нефедов)

- 2 -

«Змейка» Лавриненко – Яречевский 2002
«Скайвей» Круглов – Ляшенко 1998
м-т Гениуша Гениуш – Жилин 1986
м-т Бодника Бодник, Ковтун, Сергеев 198?

- 4 -

«Рыжий угол» Лишаев 1995

- 8 -
«Труба»

Связка на ключевой веревке маршрута "Мачомбо":

Связка Мачомбы выбрала сверх задачу пройти маршрут с ходу свободным лазанием. Для этого Даня прокладывал путь на и.т.о., а Игорь лез с верхней. После подъема грузов они должны были спускаться к началу участка и Игорь предпринимал попытку лезть с нижней. Поборовшись так на первых двух веревках (или трех, по версии свободного прохождения в 2010 году), они поняли что быстро устанут и восхождение затянется на много дней. Изменив тактику, тем не менее они потеряли на этой версии целый день, при этом получив бесценный опыт.

Динамика продвижения по состоянию на утро второго дня, 17 апреля. "Центр" сошел с трассы по психологическим причинам.
Слева направо палатки: Мачомбо - Сезон дождей - Бровь.
Самая шустрая связка из Горловки (Украина) дошла до предполагаемого места ночевки и обеспечила себе четкое двухдневное восхождение.

Один из посылов курса в том, что пройти с помощью техники и.т.о. можно практически все. Все, что может встретиться по технической части на Морчеке (и по большей части на любом маршруте 6А-6Б в СНГ), было освоено в первые трехдневные модули. Дальше - вопрос совершенствования этих навыков и улучшение времени прохождения (объем > опыт > скорость/безопасность).

Принимая во внимание фактор времени как самый неопределенный для наших связок, ребята брали еды на три дня, и при желании могли лезть и четвертый. В любом случае, ночевка на стене в платформе была моим обязательным условием при прохождении маршрута (как и смена лидера). А чтобы все это поднять, нужен баул. И чем это уже технически отличается от любого стандартного Бигвола?

Больше стена > добавляешь дней > увеличивается вес груза > уменьшается скорость.

Климатические условия/высота > опыт/схоженность/психологическое состояние > скорость/безопасность.

Суть в том, что все состоит из маленьких кирпичиков. Эти элементы усложняются, объединяются и в итоге составляют разные комбинации (дома, заборы, небоскребы). В горовосхождении как в техническом навыке нет ничего таинственного, когда ты прошел длинный путь к пониманию этого через свой опыт. На этом пути вокруг потемки, но потом все озаряется предельной ясностью. Каждый шаг виден со стороны и его можно вставить в "матрицу" целостного описания происходящего. При этом каждый компонент при желании поддается улучшению.

Есть установка точек страховки. Есть свои приемы и варианты, переменные зависящие от рельефа.
Есть процесс подъема по веревке, эффективные техники и типичные ошибки.
Ночевка на маршруте на стене? Все можно смоделировать и отработать, привыкнуть.
Передвижение в крюконогах? Свои законы, шаблоны, способы исполнения.
Переход с ито на лазание? Разложить на составные части, отработать практически.
И так далее, и так далее.

Все можно разложить, разделить и найти место в общей картине. Можно детализировать до необходимого уровня, например просто переход сразу через два колечка на положительной стенке на крюконогах вместо рутинного последовательного перебирания каждого колечка, на задумываясь над тем что делаешь. Как часто это можно делать на 50-метровой веревке, и сколько минут это сэкономит на 10-веревочном маршруте? Сложно научиться круто лазать по горам. Но легко научиться почти в совершенстве овладеть каждым маленьким приемом. А потом ты вдруг пробиваешься на новое плато своего развития. Именно этим мы занимаемся на курсе.

Сложнее с психологией и привычками. Мы - это результат ранее полученного и обработанного нами опыта, с шаблонами поведения, реакций на события и мышления. Более того, огромный вклад в наше формирование оказывает наше окружение. Со своими привычками и тараканами. И вот со всем этим люди приезжают в Крым и хотят уехать сильными альпинистами.

Мне же интересно работать с теми, кто готов к приросту своих знаний / опыта / понимания на 30, 50, 100 % от исходного. Но никак не на 5-10. Я не хочу сказать, что это будет как в фильмах про американских пехотинцев с капралом кричащим в ухо приказы. Всего лишь должны присутствовать: определенный уровень доверия к тому что мы делаем и самоотдача . А главное - желание заглянуть туда, где ты еще не был. И самое сложное в этом - выйти за рамки своих привычек и из зоны комфорта. Если вы разделяете мои взгляды на концепцию, то все будет ОК.

В итоге, вечером 17 апреля "Сезон дождей" засветло вернулись в лагерь у подножья горы.
"Мачомбо" встали на ночевку пройдя две трети маршрута.
"Бровь" узнали о том, что для прохождения последней сложной веревки нужно привязать молоток к веревке и закинуть его на дерево, потом по этой веревке подняться. "Офигели" и пошли спать в платформу.

18 апреля. УРАГАН. Согласно сайту ВиндГуру, РП5 и другим, порывы ветра достигали 100 км/ч. Дуло так, что я спустился с Максом Люльченко со второй станции маршрута "Через тернии к звездам", поскольку недостаточно тепло оделся и на равновесных местах тело опрокидовалось на бок. Встряхивало в самый неожиданный момент и помимо прочего выдувало все желание закончить чистое прохождение ЧТЗ онсайтом. Каково было там, на верхней части стены, я могу только гадать.

Веревки перил у них телепались на горизонтальном уровне и вниз даже не собирались свисать, лишь загибались наверх. Это я увидел в "зум" фотоаппарата. Скажу честно, я субъективно оценивал шансы того, что "Бровь" спустится вниз, как 80 против 20 (продолжат подъем). С Мачомбо все было более стабильно, 30 вниз против 70 вверх.

Поэтому я с чистой душой предложил "Брови" собрать палатку и уже после этого принять решение. Собрать палатку это было в данной ситуации сложнее чем вылезти остаток маршрута в хорошую погоду. Я испытал настолько искреннее чувство радости и гордости за людей, какое не испытывал уже очень давно, увидев их связку выше злополучного дерева, на гнилой сучок которого они все же забросили перилу. Как говорил Саша, "Шаг Воли" - вот что решает.

В лагере под стеной камни, выдуваемые порывами ветра, гроздьями летели каждые 5-10 минут, от мелких до размеров с половину кулака, рикошетя даже по кастрюлям в самой глубине кострового грота. Все сидели в касках. Расслабиться при такой погоде неискушенный ветрами организм не способен даже сидя на скамейке у костра. Я еще раз подумал, так ли я хочу в Патагонию.

Мачомбо и Бровь выползли на яйлу примерно в одно время, местами передвигаясь ползком, опасаясь быть сброшенными ветром, который дул с особой силой на перегибе вертикальной части гор и вехнего плоского плато. Они оставили вещи и спустились по спусковому кулуару налегке, вернувшись за ними на следующее утро.

Самое ценное в этой истории то, что все три связки в итоге побывали за гранью своих представлений о том, что они могут (технические сложности, погода), но при этом не перейдя грань физического и эмоционального истощения. Все таки это Крым, и это идеальное место для тренировок, т.к. небольшая протяженности стен и ровные поверхности у подножья и на вершине делают отступление (при необходимости) не очень сложной задачей.

По итогам курса у меня накопилось достаточно записей по улучшению временных раскладов занятий (не все успели), по демонстрациям приемов и подбору трасс. Что-то будет добавлено в обязательную программу, что-то уйдет из нее. В любом случае, все мы в равной степени находимся на пути научения.

Были даже мысли удлинить курс еще на одну трехдневку, но это было бы тяжело выдержать морально. Моя мечта - продолжить тренировку тех, кто уже был здесь, чтобы поглядеть на их следующий уровень. В перспективе, думаю о том, чтобы со временем, накопив опыт, создать систему долговременной подготовки некой команды.

2. Морчека и перспективы для свободного лазания

16 апреля мы с Пашей Левиным (Севастополь) "сели парням на хвост" и с помощью завешенных ими перил пролезли с верхней достаточно большое количество участков. Нашей целью было оценить возможности для пролазов и найти достойный объект для интересной работы (мы искали сложности, не легкости).
На фото Паша лезет вариант первой веревки "Центра". Кстати, у Паши в активе уже есть скалолазные 8с :0)

Итого нам удалось попробовать:
1. Первая веревка "Центра". Оригинальный ход 6б+
2. Вариант первой веревки "Центра" пробитый наполовину Ершовым. После пере- и добивки получилось 7а+/7б
3. Вариант первой веревки "Центра" еще правее. Предположительно 7с.
4. Первая веревка "Сезона дождей" 6б
5. Вторая веревка "Сезона дождей" 6б
6. Первая веревка "ДЛС" 7а+/7б

На сдедующий день, 17 апреля, я обновил старые шлямбура на первой веревке "ДЛС", доделал вариант Ершова на центр и трассу правее.

Большинство старых шлямбуров глубиной 2 см выдираются после пары ударов молотка. Включая шлямбура с ДЛС.
Слева - "кучка Нефедова", справа - "кучка Савельева". Примерно столько же по объему, но титановых и пригодных для использования крючьев снятых с Зуба Морчеки, я забрал домой, чтобы в дальнейшем использовать как расходники на дюльфера в горах. Там же нашел байонетный ирбис с ассиметричным раскрытием (раритет, всегда мечтал найти). Все это результат проводимых там раньше соревнований и старых навесок для верхней страховки (включая тросы и крепления к ним).

На третий день, 18 апреля, мы с Максом Люльченко пролезли на онсайт первые две веревки маршрута "Террориста" Сергея Надточего "Через тернии к звездам" ЧТЗ. Первая веревка - нависающая 7а, вторая - 6б. Мы были отброшены ураганом, но умудрирились напоследок пролезть с верхней первые полторы веревки "Игрока". Первая - ориентировочно 7а+/7б, тоже нависающая, великолепного цвета скала, прорезанная очень геометрически сложной для оценки мест страховки щелью.

Эти пролазы дали понимание, что почти все на Морчеке лезется, и "Мачомбо" не было случайностью. Как минимум, нижняя треть стены - это лазовый рельеф, и плотность маршрутов, и их сложность вкупе с возможностью нормально страховаться там где нет шлямбуров, дают нам пожалуй лучший сектор для тред-лазания в Крыму. Если считать что около 100 нижних метров на примерно 15 маршрутах лезутся, то это уже полтора километра трасс! При этом реальный объем больше, т.к. верхнюю часть большинства маршрутов тоже можно пройти лазанием. Это понимание навеяло на создание сумбурной карты, основанной на моих знаниях и случайных слухах:

Нажав на картинку, она увеличится, нажав еще раз, она увеличится еще раз (лупа) и будет видно расшифровку.

Карта требует уточнения:
1. Столб. Затык на нависающем лбу с двумя шлямбурами. Все что я слышал, сводилось к тому, что "пролезли все кроме этих нескольких метров".
2. Кто-то лазал Орел полностью с нижней свободно?
3. Наверняка ходили свободно Классику, но я не знаю точно (без срывов, без нагружения точек страховки, оттяжек и шлямбуров, без зависаний - т.е. по принципу прохождения спортивной скалолазной трассы)
4. На карту не поместились "Линия бедра", "Четверка", и все что правее "Рыжего угла". Нет "Арсенала".

3. Новые маршруты в окрестностях

Морчека. У первой веревки "Центра" появилось теперь еще 2 новых варианта. 7в и 7с.

Зуб Морчеки: красные линии это новые маршруты, желтые - будут готовиться в конце мая/начале июня и в октябре.

1. "Юго-восточное ребро" 6б+, 40 метров. В нижней трети есть ухо с кольцом для спуска.
2. "Старый добрый шлямбур" 6б+, 70 метров, 3 участка. Сверху можно сдюльферять до земли если есть две 60-метровые веревки.
3. Ориентрировочно 6с/7а. Великолепная, местами глухая щель.
4. Дорожка 6а/6б
5. Зло злое. Это будет что-то очень интересное и сложное, т.к. сильное нависание прорезано тонкой щелью.
6. Простой мультипитч уровня 6б
7. Простая дорожка 6а
8. Есть долбленки с древних соревнований. Возможно 7а
9. Великолепный желтый кварцитовый? пояс, натуральные запепки. 7б/7с.
10. Простой мультипитч прямо по острию ребра. Видовой, открытый, необычный. 6б

Палец Деликли-Буруна. 22 апреля мы с Игорем предприняли попытку пройти мой свежий мультипитч "Школа Роупджампинга". С нами был теперь уже "Про" скалолазной фотографии Антон Педько (Севастополь). Так что могут получиться красивые картинки.

Теперь можно дать точные категории сложности по веревкам:

Обидно сорвавшись на второй попытке на 7с, наступив на карабин оттяжки при смене ног на одной зацепке, мне предстоит еще раз вернуться, чтобы сделать чистое прохождение. По нашему общему мнению, получился очень достойный маршрут, особенно ключевая веревка. Очень специфичное лазание на пальцы и технику.

В Крыму бытует мнение, что пробивать удаленные маршруты - это бесперспективное занятие и трата ресурсов. Тем более сложных категорий. По мне же, чем больше разнообразия и возможностей попасть в новые места, попробовать другой стиль лазания (не только нависания Никиты и Красного Камня) - тем лучше. Все это когда-нибудь даст свои плоды и найдет своих поклонников.

Та же самая ситуация с пробитой Сергеем Ковалевым маршрутом "Катькино Пузо" 7в на скалах "Семь братьев" или Тышлар. Сюда мы пошли после пролаза "Школы". Единственный маршрут в радиусе 20 минут ходьбы от любого другого, да еще и ходьбы в горку.

Но он такой красивый! Огромные дырки, как на скале "Сыр" на Индюке (Краснодарский край). Я понимаю, почему Сергей не удержался и сделал его. Мне удалось пролезть на онсайт.
И находится он в таком месте, которое хоть раз, но стоит посетить.

В позапрошлом, XIX веке первые русские исследователи Крыма дали этим коническим светлым утесам название «Сахарные головки». Второе, татарское название этих скал «Тышлар» от тюркского «зубы». Есть ещё одно татарское название - «Кебан-кая», что означает «стог-скала». Иногда эти камни называют пальцами — они напоминают пальцы руки, торчащие из земли наружу.
В последние годы место стало популярным у эзотериков, язычников и неформалов всех мастей, которые считают его Местом Силы с особой энергетикой и называют «храмом Солнца».

Что до Тышлара, то он хоть и удаленный район, но пройтись 30-40 минут по красивому лесу - не так уж и много. До "Школы роупджампинга" и Зуба Морчеки идти всего 15 минут от парковки.

Лазайте путешествуя по новым местам, это очень интересно!