Интервью с Джо Симпсоном. Автором Touching the Void.
В статье «Они верят, что горы их пощадят…» — интервью с Джо Симпсоном - альпинист и автор «Касаясь пустоты» - одной из лучших книг о горах отвечает на провокационные вопросы о самых «интимных» аспектах в альпинизме.
"..все знают, что происходит на Эвересте коммерческие экспедиции на восьмитысячники служат регрессом в развитии альпинизма: использование перил, запаса кислорода, которого хватит для экспедиции на луну (и обратно), радиостанции. Приходишь на базу и отправляешь мэйл домой. Это не шаг вперед это деградация. Альпинизм толкает человека выше, а те люди не альпинисты. Если вы меня спросите, то я отвечу они делают что-то совершенно другое: воюют за пункты в собственных списках, тешат свое эго. Делая фото на Эвересте, покажи шерпов, которые тебя туда затащили.. Я бы не смог смотреть себе в глаза, если бы взошел на гору и опустил тот факт, что кто-то другой занес туда все мое снаряжение, весь кислород, провесил перила, а я бы лишь ковылял за ними следом..."
прочитано здесь
223
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Прекрасно знаком с людьми которые тащили шмот и провешивали перила инвалидам. Тоже можно сказать, что не альпинизм..
1. Если для побывавшего на вершине это только клеточка-галочка, для повышения самооценки как у спортсмена, то даже и без кислорода и с полной выкладкой - это не альпинизм, потому что альпинизм аксиомно предполагает любовь к горам, а "любовь" для повышения самооценки - донжуанство.
2. Если инвалид преодолевая себя идет на вершину потому что не может на ходить на них, даже с помощью шерпов, кислорода и перил - он альпинист. Возможно, не спортсмен. Но это - см.п.1.
“если не принимаешь важных решений, ты — не альпинист, а собака на поводке”.
Интервью отличное, читается на одном дыхании. Перевод радует. Джо Симпсон - ядерный жгун, срывает все покровы :)
Мне кажется, он не считает альпинизм спором:
В этом и заключается разница между альпинизмом и спортом — если ты теннисист, футболист, либо звезда другого коммерческого вида спорта, то тоже стараешься играть как можно лучше, но тебе также нужно убедить зрителей и конкурентов, что ты офигенный парень. Главный противник для альпиниста — он сам.
Мое мнение: чем серьезнее дело(от вышивания крестиком до полета в космос)
тем важнее мотив этого дела для души.Чистота помыслов очень важный критерий.
Но ведь у нас,у людей,как часто бывает:"чем жирнее рыба на крючке",тем сложнее разобраться в своих помыслах...
Горы не должны быть средством,с помощью которого человек самоутверждается и находит еще одну причину хвалить свое отражение в зеркале.
Горы - это один из тысячи способов полюбить жизнь по-настоящему.
Горы всегда настоящие. А вот люди - не всегда.
У Джо Симпсона дар в умении заинтересовать, хоть он сам и против коммерциализации альпинизма,
но, похоже, его книги внесли немалый вклад в его популяризацию и коммерциализацию в том числе,
такова диалектика жизни.
Я лично против спортизма, но он есть и кому-то нравится, что ж, каждому своё,
надеюсь, жизнь со временем всё расставит по местам.
Часть этого- поиск чистоты и простора- а то понабегут, истопчут всякие...
часть- нежелание спасать всяких чайников,
часть- борьба за спонсора,
часть- просто снобизм и спесь.
ИМХО конечно.
Адам и Ева были изгнаны из Эдемского сада потому, что испортили замысел Божий... Он оберегал свое творение, и это естественно! Мы не Боги, я просто о том, что "оберегать от посяганий" свое творение - естественно с сотворения мира.
Альпинизм, рожденный более двухсот лет назад, нес дух романтизма, приключений и исследований в Горах. Вырабатывалась своя этика, мораль и прочие духовные качества. И когда кто-то нарушал эти нормы (например, Алистер Кроули, в 1905 г на Канченджанге даже не попытавшийся оказать помощь гибнувшим друзьям по команде)- сообществом осуждался и изгонялся. Альпинисты объединялись в клубы в первую очередь для сохранения традиций и Духа, для общения согласных с выработанными нормами: это оберегалось Уставами клубов. Рождался Клан, и быть в этом клане было почетно.
Вторжение бизнеса в альпинизм произвели сами альпинисты в поисках возможности за чужой счет и благодаря своему опыту быть в Горах чаще. Зарабатывать на жизнь тем, что тебе ближе, роднее. Ворота нашего "Эдема" распахнулись настежь! Но пустив "в наш Эдемский сад" чужаков за деньги (купивших эту возможность) мы вынуждены были подстраиваться под их мораль и их нормы жизни: клиент всегда прав! И этим начали необратимые процессы в альпинизме. То, что раньше жестко осуждалось (не оказание помощи в Горах) стало нормой (клиент не должен этим заниматься, он уплатил свои кровные не за это!). Подстраиваясь под клиента изменились и мы сами. Большинство "новых альпинистов" - чужаки, но они "большинство", и поэтому изменили наш эгрегор (есть в оккультизме такое понятие). Традиции умирают, и это оправдывается высказываниями типа: времена изменились,пришло новое поколение... Новые поколения приходили и раньше, но вливаясь в Клан, они продолжали традиции.
Мы не уберегли то пространство, которое было оставлено нам нашими предшественниками "от посяганий других не пренадлежащих к клану.", хотя были обязаны это сделать.
И все оправдания типа: на Горы имеют право подниматься все без исключения, а мы им поможем в этом (нет, все таки с исключением: не имеющий денег на оплату услуг не имеет и права) - это наша попытка оправдать наш аморальный бизнес на альпинизме (аморальный - потому что этот бизнес изменил мораль и этические нормы альпинизма, его Дух).
Горы были, есть и будут. Горы не пренадлежат альпинистам.
Вам хочется чистоты и романтики? Отойдите всего на несколько километров и там будут чистые незатоптанные горы и гораздо более чистые отношения. Но нет! Вам также как и грудам клиентов надо на Эверест, Эльбрус, Денали, и что еще там. Вам надо так же как и тем клиентам на первую десятку. Так что вы так нежно любите? Горы или статус конкретных вершин? Вы уверены что вы отличаетесь от тех клиентов?
Ну, мы так, в общем-то, и старались поступать. Но тут вот какая проблема образовалась... Как Вам объяснить лучше? Вы были летом в Крыму на южном побережье в районе любого из палаточных лагерей? Пройти по окружающему лесу практически не возможно: тесно расположенные друг к другу кучки дерьма зловоняют на тридцатиградусной жаре. А ведь начиналось с первой кучки посреди чистого леса! И чистого места там уже не найдешь.
Думаю что вы не правы. Начиналось с того что вместо 5 или 10 человек приехало 50 или 500.
Те первые благородные 5 тоже гадили под кустом. но это не было так заметно.
А что они сделали что бы там появились туалеты? Что они сделали что бы сохранить любимое место? Ничего? Они такие же потребители как понаехавшие через 20 лет клиенты. просто они успели раньше. сняли сливки и в кусты- брюзжать в интернете.
Вот с этого места подробнее.
А что это за инструкция? Можете дать ссылку?
Че то я сомневаюсь, что там есть такое...
Не надо нагнетать со слов "знакомых гидов"...
Мир, в целом, отходит от прописных общечеловеческих истин:дружба, взаимовыручка,бескорыстная помощь(не путать с обманной помощью лентяям и мошенникам) от всего того, что называется романтикой или любовью. И не вина альпинистов-гидов в том, что надо пройти мимо людей в горах, которым требуется помощь(в городском парке большинство людей проходит мимо хулиганов, избивающих человека, просящего о помощи)."Сам погибай - а товарища выручай" - девиз, по-большей части, оставшийся жизненным кредо, хотя бы, в семьях.
Старинное снаряжение и экипировка диктовали способы выживания в экстремальных условиях простые и понятные: "Один -за всех и все - за одного". Но отбор (в группу, бригаду, семью, колхоз и т.д.) был жёсткий, обучение - не формальным. Люди решали и чувствами, и расчетом.А спасаловка в горах - это спасение себе подобных!
Альпинизм - как красивая история жизни в красивом месте красивых людей - стал хорошим продуктом. Оказывается, чтобы стать "перцем" надо просто купить гида и снарягу. Счастья вам - "перцы".
Но всегда есть выбор : и в горах, и в городском парке.