Школа гидов в Австрии.

Пишет RedLine, 02.02.2012 13:29

В этом году в начале января, сразу после Новогодних праздников состоялся очередной этап подготовки российских гидов, состоящий из двух блоков, посвященных лавинной безопасности и ски-туру.
Школа гидов в Австрии. (Скайраннинг, ски-тур, лавинная подготовка, школа горных гидов, фар, чекулаева оксана)

Это был второй этап (первый проходил в мае прошлого года в Безенги), который проходил на этот раз в Австрии, в Тироле. Главными организаторами школы стала Федерация Альпинизма России, а также много людей, которые проделали огромную работу по организации, переводу учебных материалов доставке необходимого оборудования для проведения школы и не только.
Главным итогом Школы стало, что все 22 студента успешно сдали экзамены по лавинной подготовке и по итогам получат сертификат Канадской Лавинной Ассоциации (CAA) об успешном окончании модуля по лавинной безопасности (Level 1). Также все студенты закончили модуль по ски-туру, результаты которого, вместе с рекомендациями к прохождению следующего курса ски-альпинизма, будут известны в ближайшее время.

Преподавателями школы были уже известные нам со Школы в Безенги гиды из Канады Марк Пеше (Marc Piche) технический директор ACMG, горный гид IFMGA, Кис Рид (Keith Reid) президент ACMG, горный гид IFMGA, а также Марк Классен (Mark Kalssen) преподаватель CAA, горный гид IFMGA. Чуть позднее для курса по ски-туру к нам присоединился еще один преподаватель, местный гид, представляющий международную ассоциацию гидов UIAGM из Австрии – Stefan Kozs, который знакомил нас с европейскими стандартами в работе гидов. Ну и конечно гид Федор Фарберов, который помогал нам с переводом.

Также с нами героически, практически до конца школы был Роман Брык, на которого сыпались все проблемы и организационные и методические вопросы по ходу школы, которые он решал за нас.
Школа собрала студентов из разных регионов России, таких как Москва, Приэльбрусье, Домбай, Красная Поляна и даже Камчатка. Путь был не близкий, кто-то летел на самолете, кто-то на поезде, однако основная часть курсантов приехала на машинах из России.

Последняя часть пути была закрыта из-за глобального снегопада. Так что 9го января, накануне, вечером мы оккупировали Макдоналдс в местечке Bludenz и уже собрались там ночевать, но после долгих поисков нашли жилье в Schrunz и только на следующее утро отправились на машинах на верх.

Гандола, затем микроавтобус, который вез нас по узкому туннелю, сугробы на обочине выше крыши машины – и вот мы, наконец, на месте, в приюте Madlenerhaus. Так называлась горная хижина, расположенная на высоте 2000м, в которой нам предстояло жить и откуда совершать выходы на протяжение всего курса обучения. Выбор места был связан с возможной проблемой со снегом на Кавказе, а также для обмена опытом с европейскими горными гидами.

Район, в котором мы провели все это время, был достаточно отдален от цивилизации, ни магазинов, ни подъемников (за исключением небольшого бугеля) там не было, лишь потрясающей красоты горные вершины, с множеством вариантов маршрутов для ски-тура.
В день заезда начались и первые занятия. Во время вводной лекции всем курсантам необходимо было представиться. В основном, все делали это на английском, начиная со слов «Май нэйм из…». Отличился Александр Мороз, начав с «Лондон из кэпитал оф Грэйт Британ…» В этот же день начались и практические занятия, посвященные метео наблюдениям и поиску с лавинными датчиками.

Каждый день казался более насыщенным занятиями, чем предыдущий и начинался в 6.15 утра с утренних наблюдений за погодой. Первые несколько дней еще темное небо, с миллиардами звезд, которые, с высоты в 2000м кажутся огромными, обещало отличный и солнечный день.

Завтрак, 3 часа лекций, после которых все мы отправлялись на учебный выход. Первые дни практически целый день мы проводили за капанием шурфов, изучением структуры снега и тестов на устойчивость, совершая не очень дальние выходы.

Было очень холодно, радовало только то, что даже в нашем практически мужском коллективе были настоящие джентльмены, которые с настоящим камчатским радушием всегда были готовы поделиться теплой курточкой и, конечно, возможность прокатиться по этим сказочным рельефам.

куртка камчатская согревательная, она же 5я
Также первые дни треть участников школы осваивала особый вид катания- спуск на «лыжах», а точнее сказать на двух половинках сплитборда.

Наличие сплитборда было обязательным условием участия в школе, поэтому, чтобы не тратить время на сбор сплитов, на коротких и не крутых спусках сноубордисты попробовали себя в роли лыжников. Это было очень весело, особенно если к лыжам был приклеен камус И надо сказать, что мне очень понравилось! Вот только возник вопрос, как правильно называть подъем на сноуборде: Ски-тур или сплитборд тур?

После занятий, которые обычно заканчивались в 17, мы делали вечерние наблюдения за погодой и еще 2 часа лекций. И это был далеко не финал, после ужина наши преподаватели периодически раздавали нам вопросы для экзамена, ответы на которые нужно было сдать к утру, или давали «домашнее задание».
Но все же периодически мы немного отвлеклись от учебного процесса. За время школы мы отметили 4 дня рождения: сначала Виталия Ильиных, затем Андрея Романова, Николая Веселовскаго и Федора Фарберова.
Фото не пропустила цензура...
Крепкий мороз и солнечная погода сопровождали нас на протяжении всего курса лавинной подготовки, за которые было изучено очень много интересного о снеге, перерыты шурфами все окрестности, изучены под микроскопом и промерены термометрами все осадки на глубине 260 см, отбиты все руки об лопаты на снежных тестах.

17 января был экзамен, от успешной сдачи которого зависело зачисление на следующий курс Школы – блок посвященный ски-туру. Как нам сказали наши преподаватели, состав нашего курса получился очень сильным в плане навыков и опыта, так что на следующий курс прошли все студенты школы!
После недели работы, 18 января мы получили заслуженный выходной (точнее пол дня выходного, так как в 17.30 мы должны были вернуться в учебный класс на лекцию). В этот день кто-то решил отоспаться, кто-то спуститься вниз в Ишгль за сувенирами, кто-то покатался в Сан-Антон, ну а кто-то поскитурить!!

19 января мы уже приступили к следующему курсу Школы гидов – блоку посвященному скитуру. Еще с утра погода начала портиться и наш первый ски-турный выход, на котором мы по очереди учились лидировать, прокладывая дорогу наверх ориентируясь по карте, прошел при не самой хорошей видимости. Но все остались довольны подъемом и спуском, который мы сделали. Мы нашли пушистый снег и интересный рельеф, практически все (включая сплитбордистов!) освоили kick turn.

Ну а 20го января, как мы и ожидали по прогнозу, с северо запада пришел большой фронт низкого давления, который принес штормовой ветер и осадки. Но, это не помешало нам выйти на тренировку. Отличный день для проверки снаряжения! Сразу после завтрака в полном обмундировании, на площадке перед нашей хижиной мы вспоминали технические навыки, полученные на скальном курсе в Безенги.

Все началось с демонстрации работы в «трещине» нашими канадскими преподавателями Кисом, Марком и новым преподавателем, который был специально приглашен на лыжный курс - Стефаном (австрийский гид из Инсбрука, UIAGM).

Затем, после небольшого перерыва на горячий чай, который был жизненно необходим, чтобы отогреть руки, мы продолжили тренировку самостоятельно, разбившись на тройки.

Вечерами, мы изучали и слушаем лекции по навигации в горах, работе с картами, компасами, составляем планы маршрутов, которые будут работать даже при полном отсутствие видимости. И судя по прогнозу, за которым мы внимательно следили, каждый следующий день обещал нам, что мы будем применять все эти навыки на практике очень активно…

22 января у нас начался настоящий ураган. В течение которого нам практически снесло крышу. Ветер с порывами до 150 км/ч периодически пытался оторвать обшивку нашей хижины, а к утру на входе образовался сугроб, почти что в мой рост.

Погода продолжала зверствовать и засыпать нас снегом с переменным успехом практически до конца курса, но наше обучение не прекращаются ни на минуту.

На лекциях обсуждались вопросы тех качеств, которыми должен обладать гид по международным стандартам, кодекс гидов CAMG (Canadian Association of Mountain Guides).По плану были занятия по спасению из трещины (вариант сценария, когда в трещине оказывается гость без обвязки и веревки), поиск лавинными датчиками по гидовскому сценарию (закопано 4 датчика, один из которых глубоко, два близко друг к другу- найти и откопать2 -х за 12 минут),

занятия по спасению подручными средствами,

спуску клиентов, затем спуску к нему и технике короткой веревки, чтобы выбраться обратно

и строительство снежных укрытий:) на случай если крышу все-тки оторвет...
Вскоре после небольшого затишья шторма был объявлен 4-ый уровень лавинной опасности, который означает возможность самосходов, закрытия дорог. Но это не означало отмену тренировочных выходов, где наши строгие преподаватели следили за каждым решением лидера группы (risk management), выбором возможных вариантов пути на верх.

Во время ски-турного блока каждый попробовал себя в роли лидера и гида. Также нам все-таки удалось (наконец!) прокатиться по пушистому снежку.

В общем, впечатлений было много, знаний еще больше, гораздо больше, чем возможно уместить в один небольшой отчет и, я надеюсь, что в ближайшее время мои коллеги дополнят этот рассказ своими впечатлениями о курсе.

От себя хочу выразить огромное спасибо всем, кто был причастен к работе по организации школы: наших преподавателей и гидов, в особенности Федору Фарберову, которому пришлось говорить и объяснять в 4 раза больше, чем каждому из наших 4-х иностранных преподавателей, организаторов школы и спонсоров. А также друзей и коллег, которые были там и радовали своими красивыми фильмами и слайд шоу из разных мест, поддержкой и юмором, и отличной компанией в которой всегда приятно прокатиться!

Фотографы: Николай Поляков, Алексей Орлов, Максим Балаховский.

Оксана Чекулаева ( The North Face, Jones Snowboards, Oakley)

Школа проходит при поддержке:
Компания GORE-TEX® -производитель "дышащих" мембранных материалов для активного спорта и отдыха, обладающих высокой водонепроницаемостью.
Компания Red Fox – компания-производитель спортивной одежды и одежды для активного отдыха в горах. На рынке – более 15 лет. Организует одни из самых интересных соревнований в области мультиспорта и скайраннинга Red Fox Adventure Race и Red Fox Elbrus Race.
Компания Petzl - производитель специального снаряжения для альпинизма, скалолазания, спелеологии и промышленного альпинизма.
Компания "Альпиндустрия" – аутдор-холдинг, включающий сеть магазинов и турагентств, специализирующихся на продаже товаров для активного и горного отдыха, на рынке – более 20 лет. Основатель и организатор Кубков России по фрирайду.
Федерация альпинизма России - общероссийская общественная организация, основанная на добровольном членстве граждан, имеющая целью координацию работы по развитию альпинизма.
Компания "7 вершин" – туристическая компания, организующая восхождения любого уровня сложности в различных районах мира. Президент компании – знаменитый альпинист Александр Абрамов, на счету которого – более 150 восхождений в десятках стран мира.
"Мастерская приключений" – компания сочинских гидов Инны Диденко и Николая Полякова, оказывает услуги во фрирайд-катании, горно-пешеходных маршрутах в Красной Поляне, скалолазании и прочей активности в горах.
NewRoute – компания одного из ассистентов преподавателей Школы горных гидов России Алексея Шустрова (Санкт-Петербург). Алексей – обладатель звания "Снежный барс", восходительский опыт – более 30 лет.
HeliPro – одна из старейших компаний на российском рынке, предоставляющая качественные услуги по хели-бордингу в самых знаменитых спотах мира. Основатель – один из лучших фрирайдеров России Максим Балаховский (Камчатка).
"Вертикальный мир" – туристическая компания, более 20 лет успешно развивающая хели-скиинг в Красной Поляне и на Камчатке, а также фрирайд и эдвенчер туры по всему миру. Руководитель – Николай Веселовский, судья и организатор соревнований по фрирайду серии FreerideWorldTour.