Зимний сбор "Политехника" под стеной Кара-Кая, Ак-кая. фотоотчет

Пишет Dmitry.Teplov, 25.01.2012 13:30

Хорошо то, что хорошо кончается.
Народная мудрость
Нельзя заниматься альпинизмом со звериной серьезностью на лице.
Валерий Кузнецов

Место действия:Кавказ, ущ. Безенги, массив Ак кая — Кара кая
Время действия: Новогодние праздники 2011 — 2012
Действующие лица: Альпинисты клуба «Политехник»
Цель мероприятия: Исключительно амбициозная

Пролог и географическая справка.

Зимние восхождения на стены различной сложности уже много лет пользуются заслуженной популярностью у Петербуржцев, проходящих школу мужества. Главное здесь — возможность сходить гору «для себя» вне летнего сезона. И, конечно, хочется побродить по горам, увидеть, наконец, солнце вместо низкой серой крыши Ленинграда и, собственно, испить полную чашу мужества. Новогодние праздники традиционно ассоциируются, если не с полноценным отпуском, то уж как минимум с каникулами, обещают много свободных дней. Так или примерно так нам приходит в голову идея: «съездить на Новый Год в Безенги».

Массив Ак кая – Кара кая в Скалистом Хребте Кавказа располагается непосредственно над перевалом дороги, ведущей из села Безенги в Чегемское ущелье. Стена южной экспозиции обещает относительно много солнца, но мало снега на маршруте. Короткие для зимы подходы от двух до пяти часов. Никаких ледников, снежников, морен, из развлечений только крутые овраги и скользкая трава. Лавинная опасность не висит дамокловым мечом над храбрыми альпинистами, рискнувшими приехать под стену зимой. В общем, массив напоминает знаменитый Ерыдаг, хоть и немного уступает по перепаду высот и протяженности. А так ... те же три бастиона, полки через пол стены, вершины по типу плато, скалы также весьма похожи.

Рассказ

Итак, альпинистский клуб «Политехник» организовал свой первый в новейшей истории самостоятельный выезд старшеразрядников с самыми амбициозными целями — пролезть несколько зимних 5Б и одну 6А на стены могущественного и неприступного Скалистого Хребта. Получилось у нас далеко не всё, но положительный опыт остался и я спешу поделиться им с сообществом.

Новый год мы встретили в радушном и почти уже родном Безенги. Конечно, зимой лагерь не может работать на полную мощность и горячий душ так и остался в мечтах. Новый корпус и коттеджи отапливались электрическими обогревателями, что было вполне сносно для столь суровых условий зимы.
Акклиматизационный выход под г. Шлем — традиционное место для разминки.

По пути мы встретили наших друзей Алексея и Виктора, повторить их прошлогодний результат (Каракая 6А) и было нашей целью.

Первого января мы уже разбили базовый лагерь и на закате успели сходить под стену на заброску. Лагерь установили прямо у дороги на перевале между селениями Безенги и Верхний Чегем. Оттуда под Каракаю всего три часа под рюкзаком.

Временный дом у нас получился на славу. В двухслойной базовой палатке с газовой пушкой всем было тепло и очень комфортно даже в приличный мороз. Кухня была однослойной, но зато со столом внутри. В тесноте да не в обиде двадцать человек и сорок рюкзаков разместились на ночь. Я уверен, что все уснули тревожным сном — завтра первый день обработки маршрутов, для многих на нашем сборе, это будет первая зимняя пятерка, а времени на прохождение крайне мало.

«Шестёрка»

Владимир Молодожен

Александр Луковкин

Дмитрий Теплов

Тактика у всех четырех команд нашего сбора была одинаковой: максимальная обработка «с земли», промежуточные ночевки на полках, бивак в баул и вперед! Разнились лишь продолжительность подходов и количество веревок до первой ночевки на стене. Наша команда состояла из трех человек: Владимир Молодожён (руководитель), Александр Луковкин и Дмитрий Теплов (автор).

В первый день я, будучи первым, с умным и гордым видом одел скальники. Правда уже через полчаса отчаянной борьбы под продолжающимся снегопадом — сдался и перешел в глухую «искусственную» оборону, и в тот же вечер решили оставить две пары летней обуви в базовом лагере. Таким образом, первый день дался очень тяжело, было пройдено всего метров тридцать, и мы решили назначить его «разминочным». Дальше пошло легче, можно было иногда лезть и даже надежно страховаться. И на третий день 200 метров веревки радостно висели на стене, и огромный баул со снегом и едой терпеливо ждал нас на последней станции. А дальше по известному циклу: лезем, таскаем баулы, переезжаем с полки на полку. «Североамериканский кролик-зануда» остался бы нами доволен.
верх первого бастиона. 4 января

начало второго бастиона. 6 января

ночевка на вершине первого бастиона. 5-7 января

третий,последний бастион. 8 января

Мораль

А пока мы кропотливо и планомерно прокладывали путь по стене, на нашем сборе было очень много интересных событий. Две команды после трех дней обработки благоразумно решили не продолжать восхождение. Для любого молодого альпиниста, коими мы все, без сомнения, являемся, чрезвычайно сложно на третий день хорошей погоды при наличии огромной мотивации и провешенных уже веревках, трезво оценить свою скорость, сложность и протяженность предстоящего маршрута, учесть факторы непогоды, накопленной усталости и не искушать судьбу, не продолжать восхождение «на флажке», рискуя подвести весь сбор. Столько времени, денег и сил было вложено в предстоящее восхождение, длительная и тщательная подготовка, постоянные организационные собрания, а результат по факту — самостоятельный сход с маршрута. Почему?
Последний карниз третьего бастиона. Выводит на очень осыпную полку, которая полностью простреливает нижнюю станцию

Те, кто изучает НС в горах, знают, что, как правило, беда не приходит без стука. Накопление совокупного риска. Много маленьких ошибок и недочетов складываются в единую картину, череда, казалось бы, случайностей приводит к трагедии. Спасибо вам, мои друзья, что не пошли на неоправданный риск.

«Пятерка»

Трое смелых и отважных альпинистов не пошли на попятную и решили продолжать восхождение 5Б на Аккаю по маршруту Васильева, как и планировалось. Владимир Клименко(руководитель), Антон Солодкий и Мария Залуцкая. На четвертый день оторвались. До полки с ночевкой им было не так и много, но коварное описание и не менее коварный рельеф сыграли с покорителями Скалистого Хребта злую шутку и на ночевку вставали уже в темноте усталые, но довольные.

Небывалый всплеск мотивации и близость вершины придавали силы. Оставшие до гребня-плато веревки первый «заАнтошил» то есть, пролез очень быстро по очень сложному рельефу. И 6го января на вечерней связи мы радостно узнали, что группа уже на Вершине.
Наше достижение «R17» выглядело на тот момент не столь оптимистично.

На следующий день все спустились и почти все уехали в Питер, оставив нам врача Руденко Г. И. и «спасотряд» в лице Натальи Косолаповой, за что им огромное сердечное спасибо. А также, большое спасибо Геогрию Ивановичу Руденко, любезно предоставишему фотоматериал для даннной статьи.

Эпилог. На сладкое

Альпклуб «Политехник» благодарит наших друзей и спонсоров, которые помогли осуществлению этой маленькой экспедиции.
Krukonogi.com — надежное и современное снаряжение для альпинизма. Большие якорные крючья и новые фифы от Андрея Варваркина — что бы мы без вас делали? И конечно, новая очень удобная разгрузка Hummer Brother, сидела как влитая.
Bercut.net — одежда для экстремальных условий и базовый лагерь нашего клуба. Двухслойная базовая палатка полубочка в паре с газовой пушкой сработали идеально и целый сбор зимой, на ветру и морозе спал в тепле и уюте.
AHD.ru — веревки и железо для всего сбора и всего клуба. Веревка Тендон 9мм и карабин SR малый муфтованный, идеальное соотношение цена/качество.

Отличный рассказ, спасибо.

Побольше бы фоток! Неужели не снимали с вершины на запад-север-восток? Для туристов только одна интересная фотка:
http://www.risk.ru/images/edelweiss.jpg :)
Таких бы в панораму - поизучать. Высота-то большая, должно быть много видно. Тот же Каргашильский хребет - на юг.

И второй вопрос - в лагерь вы вероятно спускались по простейшему маршруту. Можете его описать с фото? Проходится ли пешком? Если да, значит, для нас, ползающих, летать не рожденных, туристов :) есть вариант сходить на Каракаю пешком.

Немного технических подробностей.

Лезли мы аж целых 7 дней, из них 3 дня обработки! В капсульном, так сказать, стиле. Много интересного ИТО, две веревки очень опасного А3+ на которых два рабочих полета. Часто переходишь на лазание и обратно, почти на каждой веревке карниз, короче не расслабишься. И требование к снаряге потому было высокое. Скалы очень острые из 4х новых статик ни одна не выжила. Маршрут вцелом логичный - лезешь где проще, но картинка с описанием нарисована кривовато. Спуск с маршрута - 5 дьферов по сильно разрушенному осыпному/ледовому кулуару.

По снаряге: в основном шли якоря и камалоты (вот так новость :))))
В паре мест реально выручил кам 3.5.
На третьем бастионе сильно разрушенные скальные пояса, образуют горизонтальные глухие щели. Титановые швеллера - универсальное решение. Разгрузка от krukonogi.com вообще супер. Я не очень люблю жилетки для ИТО, а вот разгрузка выручала, когда нужно было неожиданно лезть, причем без дураков так лезть, видимо для меня это окончательное решение вопоса молотка, который кстати конг спелео.

Поросенка у нас было два. Опять таки крюконожные: старый о новый. Ничего из них не выпало и вели они себя вполне послушно, насолько это возможно.

Спасибо, буду ждать панорам запад-север-восток :)
По спуску:

вот с этого кулуарчика 5 дюльферов? Эх, не пройти, значит, там пешком. Дюльферы по сколько метров?

Да, с того кулуарчика... там не очень очевидное начало спуска - нужно начинать не с самой низкой части седловины, а чуть-чуть выше, в сторону Кара-Каи Западной. И ниже седловины по крутой сыпухе метров на 50 - большой камень с первой дюльферной петлей.
Первый дюльфер - практически вертикальный, с участками нависаний. Второй - крутой, и входит в узкий (метров 5 шириной) кулуар. Зимой он обледенелый, так что следующие дюльфера по не очень пологому ледовому кулуару. Летом там сыпуха и разрушенные скалы, можно при дОлжном навыке сойти ногами, но осторожно. Выход из кулуара на осыпной склон, с площадками под самой скалой - можно и ночевать, если припрет.
Дюльфера по 50 м. Понятно, что не совсем пешком - но довольно быстро и несложно, у нас на все это, до момента как мы сбухтовали веревки и сняли сбрую ушло час-полтора, с учетом нелегких баулов за плечами.

Вид на спусковой кулуар снизу (от сыпухи)

Вид из верхней части спускового кулуара вниз

Вид с Кара-каи на ГКХ (на восток)

Вид на северо-запад

Конечно на СВ снимали, там был целый затерянный мир. Постараюсь склеить парочку панорам сегодня вечером и поделюсь. А снимали и правда не много, по вашей просьбе - добавлю альбом.

Дима, теперь ты размялся, можно и в Ерыдаг!

молодцы!
(бывший политехник :) )

бывших не бывает :)

Всех сходивших с горой ! А не сходивших просто с хорошими каникулами ! ))

Очень интересно написано, Спасибо! :)