Гость РИСКа: Лео Холдинг. Лицо британского экстрима

Пишет robinsya, 19.01.2012 17:34

Лео Холдинг. Фото © TrentoFilmFestival

Гость свежего номера 53 журнала "РИСК онсайт" - Лео Холдинг.

Публикую материал здесь и напоминаю, что у нас открыта pdf-подписка на журнал для тех, кому по каким-то причинам не удобно подписываться на бумажное издание. Все подробности по info@risk.ru.


Гость номера:

Лео Холдинг


Лицо британского экстрима



С гостем общалась Елена Дмитренко
Справку подготовил Марат Исхаков
Фото в материале © Alastair Lee, из архива Berghaus

В начале ноября Лео Холдинг на один краткий миг оказался в Москве – приехал открывать магазин Berghaus. Отказаться от возможности пообщаться с одним из лидеров современного экстрима было невозможно!

Наше досье:
- 1996-1997 – чемпион Англии по скалолазанию
- 1998 – свободное прохождение ElNino
- 2005 – первое восхождение свободным лазаньем на Северную башню Фицрой
- 2007 – восхождение на Эверест во время съемок фильма для BBC.
- 2008 – вместе с Шоном Лири за один день проходит Северо-Западную стену Хаф Доум и маршрут The freerider на Эль Капитан
- 2009 – восхождение и бейс-прыжок с вершины Асгард
- 2010 – завершение долгожданного проекта на Эль Капитан The Prophet.


Из околоспортивного:
- сотрудничество с Top Gear на канале BBC
- вел собственное шоу на Virgin One “Take Me To The Edge”
- 2009 – получил множество наград за свой фильм “The Asgard Project”
- 2010 – выпустил фильм для сети кинотеатров IMAX “The Wildest Dream”.


Лео – лицо современного британского экстрима, он входит в число 10 самых известных и востребованных экстремалов по версии газеты The Telegraph.



Лео Холдинг (Leo Houlding), 30 лет. Один из самых талантливых скалолазов и бейсжамперов Англии, а возможно и мира. Универсал и в состоянии совершить восхождение и на отвесные скалы, и на Эверест.

Лео вырос в Лэйк Дистрикт (Lake District, Англия). Там он и начал заниматься скалолазанием. Его семья часто выезжала на скалы, они любили путешествовать и совершали простые восхождения. Когда ему было 10 лет, друг его отца увлек его скалолазанием. В 15 лет он становится чемпионом Англии по скалолазанию на искусственном рельефе среди юниоров. В 1997 году делает первый шаг на пути к настоящим приключениям – отправляется в Уэльс и совершает несколько смелых и интересных восхождений.

В 18 лет едет в Йосемити, и следом за братьями Хуберами проходит свободным лазанье ElNino, 5.13c. Йосемити – Мекка технического бигвола, и в тот год это восхождение было у всех на слуху. Это один из самых любимых районов Лео. В 2008 году, с напарником Шоном Лири они с невероятной скоростью проходят Северо-Западную стену Хаф Доум и маршрут The freerider на Эль Капитан за один день. Больше километра сложнейшего лазания. Многие опытные команды тратят на подобные восхождения недели.
И наконец, в 2010 году Лео завершает свой долгосрочный проект на Эль Кап. TheProphet, E9 7a/5.13dR – впечатляющая линия, которую он пытался пройти несколько раз, начиная с 2001 года.

В 2007 году он и альпинист Конрад Анкер прошли по стопам Джорджа Мэллори и Сэнди Ирвина в документальном фильме BBC «Дерзкие мечты», который был показан на фестивале в Тренто. Холдинг играл Ирвина. Съемки проходили на Эвересте, и во время этой экспедиции Лео достиг вершины знаменитой горы. Самая высокая точка, на которой были сняты кадры для фильма – 7600м, причем Лео использовал снаряжение тех лет.

При всем при этом Лео – отличный бейсер. На его счету десятки пара-альпинистских проектов. Настоящее приключение, когда после восхождения вместо обычного спуска с вершины совершается бейс-прыжок. Самым ярким, пожалуй, стоит назвать проект 2009 года на пик Асгард на Баффиновой земле. Команда совершила восхождение по Северо-Западной стене и Лео, облачившись в свой вингсьют, совершил прыжок с этой прекрасной стены. Как сказал однажды Мэллори: «Любая мечта стоит того, чтобы дерзнуть».


На стене Асгард

Ты человек увлеченный и многостороннее развитый. Как все удается успевать?

Было трудно оставаться скалолазом высокого уровня, когда я вел ТВ-шоу. Мне приходилось часто переключаться и сосредотачиваться на важном в каждый конкретный момент. В прошлом году я сконцентрировался на скалолазании. В этом году я много прыгал BASE. Следующий год будет годом экспедиций.

То есть все дело в расстановке приоритетов?

Да. Мне становится скучно, когда я долго занимаюсь чем-то одним, мне нужно переключаться.

А телепередача еще идет?

Нет. В 2008-м, в год кризиса, британское телевидение постиг ряд изменений, передачу закрыли.

А она была популярной? Я пытаюсь понять, насколько интересны британскому зрителю передачи об экстриме.

Передача шла не на центральном канале, на спутниковом. Я с удовольствием ее делал. Но не скажу, что она была популярна. Зрителю не особо интересен настоящий экстрим. Популярное телевидение показывает выдуманные приключения. Есть известные телепутешественники, они – как актеры, понимаешь? Милые люди, хорошие передачи, но нереальные. И в Британии все ориентированы на знаменитостей. Когда я даю телевизионщикам идею, она им нравится, но они всегда спрашивают: а будет ли кто-то известный?
В общем, интерес телевидения вам обеспечен, если вы затащите на стену актера или ведущего центрального канала. В этом проблема.
Фото © TrentoFilmFestival

По какому принципу ты расставлял приоритеты в уходящем году?

Последние три года были напряженные. Этот год логично было сделать чуть более расслабленным. Моя жена врач и обычно очень много работает, но в этом году также сделала паузу, так что мы провели много времени вместе, путешествуя. Планы на этот год считаю полностью реализованными. В следующем году супруга возвращается на работу, у меня будут серьезные экспедиции.

В Венесуэлу – залезть на большую скалу в джунглях. Потом летом в Гренландию на бигволл типа Асгард (безымянная девственная вершина), а потом в Антарктику зимой – на другую большую стену.

А кто в команде?

Все те же, кто лазал со мной на Асгард. Мой друг из Америки Шон Лири, мой лучший друг англичанин Джейсон Пиклз, Алистер Ли – оператор и фотограф.
Алистер Ли - друг и фотограф

Какое значение для тебя имеет состав команды в подобных экспедициях?

Очень важное. Не только для успеха восхождения, но и для удовольствия. Экспедиция длится долго – шесть недель. И это приятно – быть вместе не просто с хорошими альпинистами, но с друзьями. Когда ты лезешь с командой, которая не просто быстро лезет, но и хорошо проводит время вместе, это приносит большее удовольствие.

Это расходится с представлениями о том, что в индивидуалистской модели западного альпинизма цель залезть ставится выше компании, в которой это делается.

Да. Восхождения бывают разные. Во время восхождения чистым альпийским стилем есть только двое. На скалолазном маршруте ты один – твой напарник просто тебя страхует, и тут проявляется, конечно, индивидуализм. Альпинизм – это партнерство, во время больших экспедиций еще большее значение имеет команда.

Кстати, вспоминая твое ТВ-шоу и то, что ты прыгаешь BASE… У нас есть похожий на тебя спортсмен – Валерий Розов.

Да, я не знаком с ним лично, но я слышал о нем, он опередил меня в прошлом году – залез на Ульветанну в Антарктике и прыгнул оттуда. И у него отличная команда.
На вершине Асгард

Актуальный на сегодня вопрос в контексте развития альпинизма в России – о возможности проведения международных соревнований. В у нас есть люди, одержимые этой идеей.

В Британии нет соревновательного альпинизма, у вас в России он есть. Мне кажется, трудно создать стройную и приемлемую для всех концепцию международных соревнований. Хотя, конечно, неформальные соревнования есть. За новые маршруты. Но призов-то нет…

А Piolet D’Or?

Смотри, он уже себя исчерпал и фактически исчез. В любом спорте есть соревнования. Но в альпинизме ты больше состязаешься с природой, нежели с соперниками. К тому же нет судей и рефери. Двое на горе. И встает вопрос: говорят ли эти двое правду? Ведь их никто не видел и никто не может подтвердить или опровергнуть их слова. Ну а дальше вопросы этики и стиля. Можно ли наградить команду, если во время восхождения кто-то из нее умер или оно было на грани фола? Лично я не верю в Piolet D’Or и соревновательный альпинизм.

Мне интересен российский стиль восхождений. Я читал про советские времена, когда проводили отборочные соревнования для участников будущих больших экспедиций. С другой стороны, Северная стена Эйгера, «Нос» Эль-Капитана... Скоростные восхождения на эти вершины – неформальное, но соревнование. Прямо сейчас (на момент интервью – прим. ред.) двое американцев пытаются установить новый рекорд.
Риглос

А тебе самому насколько ценно признание личных заслуг? Как думаешь, появится ли в будущем награда, которая заменит Piolet D’Or? С более современной концепцией?

Мне не важно признание, не за призы лазаю. Безопасное и успешное восхождение – вот приз.
Чем ближе к пределу, тем ценнее.

Добавлю, что на Западе альпинизм/скалолазание – необычный спорт. У нас есть культура слайд-шоу, фестивалей. Из Москвы, к примеру, я лечу в Канаду, на Banff Mountain Film Festival. Да, мы получаем внимание зрителей к нашим восхождениям. Но не призы. Альпиниста, взошедшего на крутую гору по серьезному маршруту, позовут показать слайд-шоу и рассказать о своем достижении всему миру. Но это же не соревнования.


Но ты оцениваешь как-то своих современников. Кого считаешь сильнейшим в альпинизме, скалолазании, BASE? Есть авторитеты?

Трудно назвать кого-то одного в лазанье, потому что все разные. Стилей множество – от боулдеринга до бигволла и высотных восхождений. Но люди, которые вдохновляют меня, это Крис Шарма – друг, и не просто отличный скалолаз, но хороший человек, идущий на контакт независимо от того, кто перед ним – сильный спортсмен или новичок. Американец Томми Кадвел – один из лучших альпинистов. В BASE это Роби Печник из Хорватии, удивительный пилот. Стани Кранч из Словении – дедушка четырех внуков, бейс-джампер и мастер, сделавший парашют, с которым прыгаю я. Ему 58, он очень необычный, прыгает каждые выходные, и я могу сказать, что он делает это очень безопасно.

А из старшего поколения?

Когда я был маленьким, меня потрясали экспедиции Криса Бонингтона. Словен Сильво Каро в 80-е годы отодвигал пределы возможного.
Баффинова Земля, Асгард. Фото © TrentoFilmFestival

Несколько философский вопрос… Опасности в горах – реальные и надуманные…

Горы вообще опасны. Мне кажется, можно поделить риски на контролируемые и неподконтрольные. Контролируемые – то, как ты лезешь, насколько ты готов. Неподконтрольные – погода, качество снега, лавины, большие камнепады.
Риск меня возбуждает. Но только когда его не слишком много. Я не люблю испытывать судьбу, надеяться на лучшее. Мне нравится контролировать ситуацию.

Где для тебя находится граница, выше которой ты повернешь назад?

Опыт, знание, физическая форма, энергия, погода – масса факторов определяют, где сегодня проходит эта воображаемая линия.

Ну и где же она сегодня?

Довольно высоко! (смеется - прим. авт.) Пожалуй, она зависит сейчас от неконтролируемых факторов вроде погоды.
Эль Капитан, The Prophet

Я знаю, что ты лазаешь без веревки. Что тебе дает free solo?

Это очень волнующе, но очень-очень опасно. 10 лет назад у меня случился очень серьезный инцидент во время прохождения маршрута свободным соло. Так что теперь я лазаю без веревки только не предельные для себя категории маршрутов. В общем, это очень интересно. Но один из навыков лазанья – знать, как делать опасные вещи безопасными. И чтобы его приобрести, нужно многое сделать.

Соло – это очень опасная штука. Соло лезть приятно, так как ты не обременен веревкой, снаряжением, даже напарником. Иногда ты выбираешь сделать безопасное восхождение опасным, но ты должен отдавать себе отчет, что многие, кто лазают free solo, умирают. Трое самых известных – умерли. Те, кто выжили, прекратили в один прекрасный момент этим заниматься.


Время, отведенное нам для интервью, подходит к концу. Поэтому хочу обратиться к информационному поводу для встречи. Ты приехал в Москву, чтобы помочь марке Berghaus, которая выходит на российский рынок. Расскажи немного об этом бренде.

Это один из лидирующих outdoor-брендов, ведущий свою историю с 1964 г. Марка поддерживает восходителей на восьмитысячники, экспедиции к Северному и Южному полюсам.

Я вовлечен в процесс создания многих моделей марки, я работаю с Berghaus уже 15 лет – половину своей жизни.
The Prophet Фото © TrentoFilmFestival

Ты участвуешь в дизайне экипировки. На твой взгляд, что в ней технологически всегда должно быть, а чему не место?

Каждый продукт уникален. Но всегда это поиск баланса между узкой специализацией и широкой сферой применения. Если куртка подходит лишь для одного вида активности, и при этом дорогая, вы не сможете продать ее в большом количестве.
Для меня всегда важны маленький вес и хорошее качество вещи.

Какой философии придерживается марка Berghaus?

Создавать лучшее для экстремальных занятий и помогать сохранить жизнь. Так как то, во что ты одет, очень влияет на твои способности действовать в суровых условиях.
Что я лично привношу в одежду марки? Вношу разнообразие в палитру цветов, делаю ее более удобной и, если можно так сказать, модной.


Фото в материале: © Alastair Lee, из архива Berghaus, © TrentoFilmFestival

162


Комментарии:
2
Очень понравилось,особенно подход к фри соло.Спасибо.

0
В psyche 2 есть видео с Элькапа. Очень круто!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru