ПАМИРО - АЛАЙ КАК АЛЬТЕРНАТИВА КАВКАЗУ В МЕЖСЕЗОНЬЕ.

Пишет Никита Степанов, 09.01.2012 01:34

Когда был введен режим КТО на Кавказе и у многих групп сорвались намеченные планы, я задумался: почему люди не ищут запасных вариантов. В 1976 году Кавказ полностью закрыли в связи с лавиноопасностью и мы пошли на Памиро-Алай. Открыв на днях картотеку отчетов городского турклуба (времени, слава богу, в праздники полно), я с удивлением обнаружил, что есть всего 2 отчета москвичей по Памиро-Алаю в апреле-мае 1976 года (и они были единственными межсезонными по всем горным районам в том году) и 56 отчетов по Кавказу, начиная с 1970 года. У меня сложилось впечатление, что только наши две группы в тот форс-мажорный год и вышли официально на маршрут, а больше о Памиро-Алае никто никогда не думал и всех привлекал только Кавказ.
Мне в тот год позарез нужно было отруководить двойкой, потому что на лето планировалась хорошая тройка на Северном Тянь-Шане. А тут такой облом! Вот тогда и родился новый план: Азия! За три дня проработали два маршрута: один по Киргизскому Алатоо, а второй в Матче. Сроки давили: все-таки студенты, поэтому остановились на Матче - вроде бы побыстрее получалось. В среду защищаю маршрут, а в пятницу вылетаем.
21 апреля. Все собираемся в Аэровокзале. Валит снег. Нас провожают со скепсисом - никто еще не ходил в апреле по Памиру. Утром прилетаем в Ташкент. Контраст был разительный: в Москве - 2, а здесь + 35 в тени!
Два часа прогулки по городу привели нас к легким тепловым ударам, после чего наступила процедура отмачивания в ванне. Каждого вновь отмоченного сажали за стол и давали рюмку водки с корейской капусткой. Черт с ней с водкой, но эта «капустка» была явно из разряда отравляющих веществ, хотя мозги прощищала конкретно. После этого я предстал перед ясными очами начальника КСС Жени Рассказова. Сколько же я узнал там нового: во-первых, я не сообщил начальнику КСС о своем выходе на маршрут телеграммой ( хотя мы с ним были «Vis-A-Vis», только без танцев); во-вторых, что на высоте выше 3000 возможен сход лавин (без него я бы никогда об этом не догадался), ну и т.д. и т.п. Тем не менее долгожданную подпись он все-таки поставил. Шесть часов в грязном и вонючем общем вагоне, где только мечта о чистом снеге мирила нас с ароматом месячных носков азиатов, и вот мы в Канибадаме. Затем автобус до Исфары, где мы в местной чайхане слегка сняли с себя негатив ночного переезда.
Еще один автобус до Воруха и в 9 утра мы уже топали по зеленой травке меж цветущих урюковых деревьев.
Травка приятная, но ожившие после зимы змеи в ней уже ползали. А вот и гюрза на нашем пути.
По травке пришлось недолго походить, а дальше начался нормальный горный маршрут.
Прекрасно смотрелся с первого перевала пик Боец (5389 м.), а он ненамного ниже Эльбруса.
Правда, спуск с перевала не для всех закончился удачно. Оказывается мокрый весенний снег обладает хорошим анестезирующим действием . Когда по нему едешь на заднице, то прилегающие к ней слои тела перестают что-либо ощущать, даже небольшие камни, попадающиеся на пути. Результат от проезда по камням сам едущий не почувствовал, а определить его смог только проезжающий следом по характерному красному цвету снега. Но зато у мужиков появилась хорошая возможность повысить свои навыки в медицине, так как прекрасный пол к сей операции не допустили.
Погода в тот сезон нас не баловала солнечными днями и тогда всем, кто снаружи палатки, приходилось ходить в позе мокрого орангутана.
А на перевалы ходили как ежики в тумане.
Так и закончился тот маршрут в дождях и снегопадах. Но в 78 году, когда мы вновь рванули туда же, все было гораздо лучше. Постоянно светило солнце, снегу было мало, да и он за ночь смерзался так, что утром приходилось идти в кошках по твердому фирну.
Перевалы были поинтереснее, например как этот: 50 лет ВЛКСМ (2А, 4250), да и высоты побольше, чем на Кавказе.
И по теплым скалам приятно была лазать – пальцы не мерзли.
И на вершины походить.
И красивыми («красными») ледниками полюбоваться.
И в речке после маршрута искупаться.
Размышляя потом об этих двух походах, мы поняли, что они лучше Кавказских. Если лететь туда и обратно самолетом, то по времени так же, но по деньгам раза в полтора - два дороже. А если поездом, то деньги примерно одни и те же, но на четверо суток подольше. Но когда очень не хочется пропустить сезон, поднимешьруку вверх, махнешь ей резко вниз и скажешь...! А горы там повыше, погода получше, никаких тебе на маршруте КССников, да и народ гораздо дружелюбнее был, чем на Кавказе. Конечно сейчас не те времена. Люди и нравы изменились. И, все-таки, мне кажется можно рассматривать в качестве альтернативы Кавказу такие легкодоступные районы Азии, как Памиро-Алай или Западный Тянь-Шань.

Сейчас это серьезная разница в бабле :(

"но ваш ход мысли нравится" (с) :)

Красота!
И название классное - пик Боец!
Эх, потаяло, наверное, там много с того времени?

Спасибо вам и вашему фотографу)

Значит 1,82 спасибо это мне. Приятно, черт возьми.

Показать комментарий

Алексей, я вовсе не собирался давать антирекламу Кавказа, и если этот пост восприняли как рекламу Памиро-Алая, то прошу прощения. Значит я что-то неправильно написал. Просто во многих комментах, когда в прошлом году обсуждался режим КТО, звучала некая безысходность, типа: а куда же теперь идти? Поэтому, на случай повторения прошлогодней ситуации (не дай бог, конечно), я и рассказал об этом районе и упомянул о Западном Тянь-Шане, по которому, кстати, есть семь отчетов о походах в апреле-мае. Поэтому прошу не рассматривать мой пост как антирекламу Кавказа, а лишь как попытку предложить альтернативные варианты на случай возникновения непредвиденных обстоятельств. Честно говоря, я даже не предположил, что он будет воспринят с этой стороны.

Показать комментарий

Просто мне не нравится, когда сравнивают горные районы между собой и оценивают одни, относительно других.

Почему?

Обычная моя практика в Турклубе МАИ - рассказать о горных районах, показать лучшие стороны каждого. И подчеркнуть, какие районы хороши для того или иного сезона и что в них можно ожидать.

Не очень в горном туризме разбираюсь, но Зап.Тянь-шань, во-всяком случае - Чаткал, Угам, Пскем, Кок-су, Майдантал - стык трех республик (погранзона!), и нитку маршрута, по идее, надо тянуть в какой-либо одной из них. Из-за этого практически невозможны сейчас много старых отличных маршрутов. А то может быть ситуация, подобная прошлогодней, когда туристы из Казахстана забрели к нам, после чего были большие проблемы с погранцами. Хотя горы здесь великолепны.

На Зап. Тянь-Шане есть еще Ферганский, 3-4 часа на машине от Оша и никаких погранзон. Да и Кичик-Алай тоже не далеко. Как там в мае, правда, не знаю.

Точно.
Необходимо учитывать этот аспект.
С пересечениме границ в Киргизии, Узбекистане, Казахстане и Таджикистане - туда-обратно проблематично.
А в районах Памиро-Алая, Матчи и других еще и опасно. Много было заминировано в предыдущие годы, поэтому при выходе из высокогорной зоны в долины только по дорогам и известным тропам.
А горы стоят пустые, такие прекрасные и восхитительные.

какие температуры (днем, ночью) на памиро-алае в период апрель-май ?

Ночью на небольших высотах всегда +, а на 4000 м. и до - 15 доходило. Днем в основном +, а если светило солнце то было жарко даже на высоте.

Спасибо Никита!
Окунулись в прошлое....

ВНИМАНИЕ! Дело не в границах. На них и так Вас остановят и проверят все положенные для перехода границ документы. Заранее оформляете визы и нет проблем. Проблема в другом. В связи с возможным проникновением террористов из Афганистана все относительно доступные перевалы, а также часть горных троп на входах (выходах) в Узбекистан на Алайском хребте заминированы с воздуха противопехотными минами. Поэтому особое внимание согласованию маршрутов с местными КСС.
Теперь о Памиро-Алае. Ничего не имею против Кавказа и Швейцарии, но это маршруты для детского сада. Достаточно зайти на перевал Тенгиз-бай Алайского хребта и поймать себя на мысли о том, что прав Семёнов-Тяньшанский, писавший о том, что у него на перевале отвисла челюсть от неповторимой красоты и мощи увиденного. Прочитав это в книге, я принял это за метафору, но позднее сам поднявшись на перевал только через несколько минут понял, что уже давно стою там с открытым ртом. Потрясает даже не красота увиденного, а огромный объём зримой панорамы. Перед Вами как на ладони изумрудно-зелёная долина с ярко красной лентой реки, а за ней белая стена гор, уходящих в небо. Это Заалайский хребет и Памир с его семитысячниками которые просматриваются с расстояния больше 100 км. Это как из космоса. Волшебное зрелище, волшебные маршруты. Мы ходили и в Заалай и на Памир. Облазили весь Алайский хребет. Добрались до всех семитысячников Союза, включая пятиметровый недомерок (до 7 км) - Хан-Тенгри. Исследовали места обитания гомотангов. Но с распадом Союза финансирование исследований прекратилось. И пришлось мне писать о наших экспедициях в форме художественных рассказов. Кстати, только такая форма позволяет передать хотя бы малую частицу эмоций, которые испытывает человек в этих сказочных местах. Думаю, что если Вы почитаете наши приключения, непременно пойдёте в Памиро-Алай. Читайте о том, как мы ловили гомотангов, авось и Вам повезёт их встретить: http://proza.ru/avtor/bessler

**...Заранее оформляете визы и нет проблем...**

Не все так просто. Границы в Ср.Азии пересекаются ТОЛЬКО через КПП.

**...особое внимание согласованию маршрутов с местными КСС...**

Судя по всему, Вы не совсем в теме, хотя и из Узбекистана. Не подскажете, куда и в какую КСС обратиться по этим вопросам? Насколько я знаю, вопросы с погранзоной решаются ТОЛЬКО с погранцами. Минирована в основном граница с Таджикистаном - в местах возможных маршрутов боевиков, и туда так просто ни заехать, ни пройти. Как то так.

Виктор Арведович, а Вам не приходилось встречать в 84 - 86 году на травянистой террасе правого (орогр.) берега реки Сугран Колю Гурского? Он жил там в землянке отшельником круглогодично. Вот наверное у кого было больше всего возможностей встретиться с гомотангом или хотя-бы увидеть его следы зимой.

Не приходилось. Но за то встречал там одинокого киргиза в юрте с жёнами, детьми и овцами. Детей я сфотографировал, а потом дома насчитал, что их на фотографии аж 26 штук. Осенью киргиз с гор спустился и приезжал в Фергану. Мои ребята ему там помогли операцию организовать сыну. У него почему то ручка сохла. Вылечили.

Коля Гурский жив и здоров.

Проходили пару лет назад перевал Тенгиз-бай в рамках велопохода по Памиру. По впечатлениям все так и есть - перевал красивейший. К счастью не заминирован, также как и ещё один перевал через Алайский хребет с автодорогой - Джиптык (4185 м). Дороги правда слишком сильно уже разрушены и для машин уже непригодны, но для велопешки самое то.

С боевиками пока все спокойно...

КСС вроде как нет нигде в Азии.

Чтобы оформить все пропуска в погранрайоны, легче застрелиться....
или это выльется в такие деньги, что проще слетать в гималаи...

Да не, Сережа, не пугай народ... В принципе, пропуска делают. Не за день, конечно. И не за два. Фирмы этим занимаются, как и в Киргизии. Как назло, в Узб-не всего два горных р-на (верховья Пскема и ЮЗ Гиссар) - и в обоих погранзона. Вот буду в этом году "вентилировать" р-он Ходжа-Пирьяха, вроде он отстоит несколько от границы. В Гималаи нам дороже, однако.

Лучшее время пребывания в Памиро-Алае - август - начало сентября. В это время погода стабилизируется. А главное, прекращается бурное таяние снега и ледников, горные речки проходимы с утра и до обеда.

В 77 году я водил группу в районе ледников Суграна-Девлахона-Петра Первого с начала сентября по начало октября и не было ни одного пасмурного дня, а уж тем более осадков. Изредка облачка набегали. Так что год на год не приходится.

Видимо Вы правы. Я лет 15 в горы не выходил. Возраст.

В межсезонье там ходили в частности ташкентские группы. Когда готовил туда маршруты в начале 90-х, мне присылали фотографии и описания как раз майские или октябрьские.

Я и не сомневаюсь, что они там ходили, ведь и на эти маршруты нас подбил Миша Вьюнов, который родился и жил в Ташкенте. Только в Москве об этом сведений нет.

Смотрел билеты до Алматы с Украины: цена на самолет и паровоз отличается долларов на 30-40, а вот 4 дня по шпалам тарахтеть - так и осталось... :-)

Н-даа!Посмотрел и я цены.:-( Один билет до Алматы практически равен полету вдвоем в Альпы.Да еще погранзоны.
А давайте вспомним как классно было на выходные смотаться в Крым на скалы.В пятницу вечерним самолетом туда и в воскресенье назад.И всего около 46 рублей.

У нас слишком большая страна (я имею ввиду Россию) посему тем кто за Уралом, трудно понять Европу. Для нас Кавказ, а тем более Альпы - дорогая и далекая экзотика, зато горы Азии близки и удобны. Про Алтай уж молчу - это домашний район и всегда доступен.
На Кавказе я был (и не раз, правда еще во времена СССР), но Киргизия роднее, дешевле и ближе (даже на поезде - 2 суток мах и 2500 руб.) и естественно я предпочту Киргизкий хребет Кавказскому. Никаких виз в Киргизию не надо, даже регистрация там не нужна. А если уж едешь в приграничный район, то пропуска делаются в любой турфирме абсолютно без проблем. Даже, ИМХО, проще чем на том же Алтае к примеру.
Границы при знании специфики района пересекаются без проблем в обе стороны.
Впрочем и раньше в межсезонье мы в походы ходили только в Азию. В мае - в основном Западный Тянь-Шань и Терскей, в ноябре - Северный Тянь-Шань.

Отличный район, раньше много ходили, в 90-х-2000-х, насколько я знаю, было всего несколько групп. летом камнеопасность посильнее Кавказа Кстати, начал выкладывать записки из нашего похода 2008-го по Матче.

В 2000-х в Матчу ходили немало, я там был два раза, еще минимум одна группа из МАИ, минимум 2 из МГУ , минимум 1 из Ульяновска (те, кого сам видел). Перевальные записки, которые снимали, тоже все были достаточно свежие, так что ходят там нормально.

А в апреле - мае ходят?

Матча - любимый район. В 88 и 91гг водил первые 3ки-4ки. Это как первая любовь.

Я вижу мои рассказы об экспедициях за гомотангами в Памиро-Алае хорошо читают. Искреннее и большое Спасибо. Значит не зря ночами корпел и вымучивал строчки http://proza.ru/avtor/bessler Поэтому рекомендую почитать ещё статью "Таинственное племя Танымасской долины" нашего выдающегося узбекского историка Валерия Александровича Германова http://proza.ru/avtor/vgermanov Это уже не рассказ, а нормальная научная статья, где в том числе, речь идёт и о гомотангах.

Немного странно слышать такое про Танымас. Был я в этой долине в 1999 и 2009 гг.

Это очень доступная долина, в неё ведет дорога. И даже тогда, когда дороги не было, местные жители пересекали долину, забрасываясь на летние пастбища в долину Беляндкиик - вот уж действительно более недоступную и дикую. Никаких артифактов, остатков жилья или еще чего-нибудь, в долине Танымаса нет.

Задолго до нацистских изысканий арийских корней на Памире, еще в 1908 капитан Туркестанского округа
Николай Иванович Косиненко с конным отрядом поднялся по долине Беляндкиик, перевалил через перевал Тахтакорум в долину Танымаса и попытался пробиться к перевалу Танымас и к леднику Федченко, который он исследовал за пару недель до этого в пределах нижних 30 км от его языка до перевала Кашалаяк. Пробиться к перевалу Танымас не удалось, долину пересекал непроходимый ледник. В материалах экспедиции про таинственные племена ничего нет.

Думаю что ничего удивительного в этом нет. Франц фон Шварц, жизнь и деятельность которого наши историки изучали несколько лет, был чуть ли не единственным профессионально подготовленным астрономом в Туркестане и поэтому непременно сопровождал большинство известных экспедиций того времени по исследованию Туркестана. В его функции входило определение координат местностности. При этом он не был просто созерцателем и оставил после себя прекрасные книги. Одна из них о походах Александра Великого (Македонского). В ней всё представлено скрупулёзно. Все даты и все расстояния, все карты, а также фотографии переправ, мест сражений и остатков разрушенных им крепостей. А вот другая книга "Туркестан - колыбель индогерманских народов" в большей степени носит этнографический характер и здесь он следует гипотезе европейской науки о происхождении европейцев. Он весьма логично и доказательно говорит о том, что для всех европеоидов, включая и славян, Туркестан является древней прародиной. Вот здесь то в его логической схеме появляются гомотанги, как неизвестное племя, имевшее контакты с людьми и постепенно вытесненнное ими в неприступные горы. Он пишет, что незадолго до его приезда в Туркестан эти существа заходили даже в населённые пункты. А затем ушли высоко в горы. При это как бы между делом проскакивает упоминание о Танымасской долине. Шварц там никогда не был. Это уже позднее в том горном блоке ходили Корженевский и другие известные и великие. В этой книге Шварца волновала не столь привязка к местности, сколь сама постановка проблемы происхождения человека. Это направление науки тогда было необычайно актуально в связи влиянием новой теории Дарвина. Поэтому я всегда спокойно относился к какой то географической привязке обитания гоминоидов. Мы начали с простейшего. Повторили маршрут экспедиции Академии наук 1958 года. Я был поражён тем, что в рассказах киргизов на высокогорных пастбищах чуть ли не слово в слово повторялось то, что было записано в отчётах экспедиции Академии наук 30 лет назад. Один из таких рассказов старика киргиза я, немного обработав и модифицировав, привожу в рассказе "Дьявольский взгляд". А затем мы проработали книгу Рацека "Загадка снежного человека" и уж совсем было хихикнули над "старой байкой", если бы в 1988 году в конце августа, спускаясь на велосипедах с хорошо известного, доступного и посещаемого перевала Кара-Казык, чуть ли не нос к носу столкнулись с особью женского пола, шедшей навстречу нам метрах в трёх-четырёх выше по склону. Склон был крутой, слева обрыв. На велосипеде спускались очень быстро. Я резко затормозил и неудачно упал, поломав руль и ободрав вкровь весь бок о камни. А следававший позади, метрах в ста за мной спутник, сначала увидел моё падение, а уж потом и её. Я так и не успел выковырять фотоаппарат из под фиксирующей резины. А вот Кулешов, следовавший за мной, повёл её 8 мм кинокамерой "Этюд" (кажется), которая как потом оказалось смазала почти все кадры из-за засорившегося грейферного устройства. Вот после этого случая мы и стали ходить целенаправлеенно с определённой программой действий. А финансирование нам прекратили после того, как я неосторожно написал в спортивной газете Узбекистана о том. что обнаружил в урочище Кайнарсай под Ташкентом старую заброшенную лёжку гомотанга. Это весьма характерное сооружение. Оно находится непременно под нависающим склоном. и представляет собой невысокую (примерно по колено и даже ниже), но достаточно большую по размерам стенку из камней. Подобные сооружения мы встречали неоднократно в разных местах. Я не учёл того, что в этом урочище Кайнарсай был ещё и дом отдыха Кабинета Министров. Словом кто-то там всё это принял на свой счёт. А дальше всё ясно. Ни нам ни газете ничего не сказали. Но тема стала неактуальна и финансирование прекратили. Исходя из того, что мы видели, думаю, что это постоянно мигрирующие существа. Большие, крупные, прямоходящие. Я когда то в детстве на озере в Фергане, в котором мы купались, видел необычного армянина сплошь заросшего волосами. Так вот мне его волосатость очень напоминала, гомотангово покрытие. Только у того волосы были чёрные, а здесь бурые, как у медведей и вроде погуще. К сожалению я эту аналогию никак из себя выбить не могу, уж так меня в детстве этот необыкновенный взрослый купальщик поразил. Помню ещё что вокруг него на озере всегда стая красивых девиц постоянно крутилась. Может и вправду прав профессор Поршнев в том. что человек разумный произошёл от скрещивания гомотанга с первобытными женщинами. Может у человеческих самок первобытная тяга к шерстистым особям...

По моему пора прекратить рассказывать сказки про гомотангов. Они были хороши в середине прошлого века, да и то для получения финансирования, но не в наше время. Если в НЛО ещё можно верить, поскольку более высокоорганизованные гуманоиды могут наверное стать неуловимы для людей, то верить в йети - это сейчас абсурд. За всё время его поисков не нашли даже ни одного скелета! Куда они деваются? Распадаются при смерти, или как слоны уходят в "долину смерти"? И самый главный вопрос: чем они питаются? Для отсутствия кровосмешения это должна быть достаточно большая популяция и тогда для неё должно быть огромное пастбище. А что они будут есть зимой? Если они плотоядные, то в горах осталось очень мало зверья и птиц, которые смогли бы их прокормить. Значит им бы пришлось использовать домашних животных, а это сразу же вычислят чабаны. Да и "диких" мест остаётся всё меньше и меньше, уж тем более на Памире. И фотографий то гомотанга нет, потому что либо не успели вынуть фотоаппарат, либо грейферное устройство засорилось. А это признак того, что вместо йети был медведь. Я сам очень давно пару раз с ними сталкивался нос к носу на Каказе и на Тянь-Шане, так мне не до фотоаппарата было - я бежал с такой скоростью, что собственная тень от меня отставала. А лёжек гомотанга и на Кавказе было как грязи (их делают чабаны, чтобы укрыться в непогоду), судя по количеству и размерам, их там было много и они очень крупные - ну прямо по пять рублей, а не по три. А вот идея с волосатым армянином мне понравилась. Смотрел я когда-то грузинский фильм с участием Фрунзика Мкртчана, когда он обозвал жену нехорошим словом и вынужден был уйти в горы и поселиться там в землянке. А когда он выл по ночам, то все думали, что это снежный чеолвек ревёт. Думаю, что и та гомотангмиха была просто волосатой армянкой.

>>> ... в НЛО ещё можно верить ...

Я видел НЛО в 1989-м, при спуске с пер.Шхельдинский на ледник Чалаат. С перевальной седловины спускался последним, сдергивая "систему из двух ледорубов". Вот когда сдёргивал, тогда и заметил НЛО. Это было облако, закрученное вихрем в диск. Условия наблюдения были идеальными. Заходящее солнце (дело было после 6 вечера) подсвечивало "НЛО" снизу с запада; а я зырил снизу с востока. При такой подсветке и с такой точки зрения, отлично были видны, у края диска в медианной плоскости, штук 5-6 "рукавов"-спиралей.
Шестёрочный поход заканчивался; и рабочий день заканчивался. Так что, эмоциональное восприятие "притупилось". Я только буркнул вниз группе, что мол вот оно какое НЛО. Но, ребята были на одну-две сороковки ниже. Мысли у всех были направлены на близкий-скорый бивак-ночлег. Поэтому, никто и не услышал мой спокойный возглас. :)

Кстати, Никита, пишешь - великолепно!!!

**...обнаружил в урочище Кайнарсай под Ташкентом старую заброшенную лёжку гомотанга. Это весьма характерное сооружение. Оно находится непременно под нависающим склоном. и представляет собой невысокую (примерно по колено и даже ниже), но достаточно большую по размерам стенку из камней...**

Таких лежек и сейчас полно в любых горах. Местные охотники и просто жители на ночь от дождя и ветра устраиваются,однако.

К фотоаппаратам и кинокамерам добавлю ещё и то, что весь архив Академии наук Узбекистана был сдан в макулатуру кооперативом, который арендовал там комнату в конце 80-х, начале 90-х. Теперь ищите в Архиве Академии наук СССР отчёты экспредиции 1958 года. Там кажется 14 томов, если не ошибаюсь. И маленькая деталь по поводу грейфера. Это такая штучка которая делит киноплёнку на кадры. Если он не работает, то плёнка просто проматывается и на ней оказывается длинная "смазка". Но я же пишу, что "почти" все кадры смазаны. Но всё же три первых остались. И это было связано не с гомотангами. Аппарат, это с самого начала на этой плёнке делал. Начнёшь снимать 2-3 кадра, а затем смазка. Его нам дали в последний момент перед отъездом. И его никто не проверял. А с моим аппаратом "Зоркий 5" с его выдвижным объективом "Индустар - 50", конечно только гомотангов снимать. Вы чуть-чуть в прошлое окунитесь. Это сейчас с цифровиками в кармане всё просто. Навёл и щёлкнул. А я хорошо помню, как я свой аппарат на перевале даже к глазам поднести не мог, до того все вымотались, поставил эту железную гирю на камень, лёг рядом и щёлкал всё подряд. (А ещё спускаться было нужно). И прежде чем щёлкнуть нужно было экспонометром свет замерить, выдержку и диафрагму выставить, объектив вытянуть, кадр найти, а уж потом щёлкать. Попробуйте собственную собаку в нужной позе на прогулке поймать в кадр. Так Вас она ждать и будет. И всё же с фотографиями не проблема. И рука гомотанга у меня в баре с тех времён лежит. О том как она нам досталась читайте здесь: http://proza.ru/2008/10/22/556 И ещё раз поймите, что мы ходили в горы в доисторические времена. Всё снаряжение делалось своими руками. Весь год ели кур, потому что покупали их живыми, резали и ощипывали. Из перьев шили "пуховки". А про остальное и говорить нечего, тот кто в те времена не ходил, всё равно не поймёт.

>>> Вы чуть-чуть в прошлое окунитесь. ...

Виктор Арведович, нам не надо в прошлое окунаться. Оно в нас живёт.
Ну, получалось у Вас финансирование походов -- и будьте счастливы. Но, не надо пудрить нам мозги гомотангами. В новичковых походах, я сам делал возле палатки следы "снежного человека". Находились легковерные, которых эти следы впечатляли. Скажу больше. В своём первом маршруте в горах, мне хотелось поверить в "черного альпиниста". Место для рассказа было удачное - ночевка на коротком отроге, находящемся слева от тропы при подъёме на перевал Халега (при выходе из зоны леса). Также, хотелось поверить и в бабульку, которая вечерком обходит перевальные седловины и забирает из туров записки групп. :) :)

Никита! Все отлично. Молодец. Спасибо!

В советские времена на майские праздники самолёты из Новосибирска в Среднюю Азию были полностью заполнены туристами. Тогда даже студенты могли себе это позволить.
Матча не была исключением. Спасибо за фотографию Исфары: тут же вспомнились все давнишние ощущения.
О Коле Гурском: в 1987 году мы общались с ним именно в долине Суграна.

Этот поход запомнился мне стремительным подходом в суворовском стиле, когда воду из арыков пили только соленой, ибо пресной напиться было невозможно. Отсюда и белые разводы на рубахах и штормовках. Шум лавин, которые приветствовали нас на подъеме, даже сейчас шекочет, а погода в тот(лавнный) день была теплая безветренная и сплошное молоко тумана, как счас помню. Никита, пиши дальше , получает здорово и фотки прелесть.