Заочная дискуссия с президентов ФАР А.Волковым о подготовке альпинистских кадров

Пишет MounTaurie, 19.10.2011 21:51

Меня совершенно не удовлетворил ответ уважаемого президента на мой вопрос о подготовке кадров.



Обосновываю свою точку зрения.
Претендую на знание предмета, являясь профессором на факультете физической культуры и доктором наук по данной специальности.

Мои исследования показывают, что для развития вида спорта, в первую очередь, важны кадры (важнее, чем количество спортсооружений, финансирование мероприятий, количество физкультурно-спортивных клубов).

В советское время работа инструкторов альпинизма характеризовалась следующими факторами:
1) инструктор получал гарантированный отпуск летом (до 2-х месяцев) по месту своей основной работы,
2) практически все альпмероприятия проводились летом, зимних не было.

К этим условиям замечательно подходила схема инструктора-общественника, имеющего постоянную работу (и профессиональное образование) в совершенно другой области.

В настоящее время данная схема является полным анахронизмом.

Альпмероприятия проводятся круглый год, в то же время, альпинизм не настолько массовый вид, чтобы обеспечить полную круглогодичную занятость (не иметь другой работы). Об оплачиваемом двухмесячном отпуске нет и речи, трудовые отпуска тоже сократились (зачастую это всего 2 недели).
Т.е. проблема совместить работу по профессии и работу инструктором альпинизма очень обострилась.

В системе детско-юношеского спорта (ДСШ) альпинизм не нашел своего места в силу возрастных ограничений (в 18 лет воспитанников ДСШ надо отчислять, к этому моменту в альпинизме они в лучшем случае выполнят 3сп.р.).

Какой выход из ситуации? Нами предлагается переход к профессиональному физкультурному образованию для инструкторов альпинизма и гидов.
Т.е. предъявлять им при поступлении в школу инструкторов или гидов квалификационное требование физкультурного образования (наряду со спортивными разрядами).

Какие преимущества:
1) улучшится общепрофессиональная подготовка инструкторов и гидов (знания по физиологии, биохимии, биомеханике, теории и методике, навыки по базовым видам спорта и т.д.),
2) появятся серьезные возможности для спортивного роста студенческих команд:
- в учебном плане есть такие предметы как "Спортивное совершенствование в избранном виде спорта", т.е. они могут тренироваться в рамках учебного плана, а не дополнительно к учебному плану (как сейчас делает основная масса студентов);
- разнообразная общефизическая подготовка (легкая атлетика, гимнастика, плавание, лыжи - где есть снег, спортивные игры и т.д.);
- финансирование участия в соревнованиях со стороны ВУЗов,
3) инструктора и гиды получат возможность работать круглогодично в различных физкультурно-спортивных организациях (во всех этих организациях необходим диплом по ФКиС), таких как:
- детско-юношеские спортивные школы (по близким видам спорта - скалолазанию, ориентированию и т.д., но в принципе можно любой);
- центры детско-юношеского туризма;
- кафедры физического воспитания ВУЗов;
- факультеты физической культуры и спорта, а также университеты ФКиС;
- общеобразовательные школы;
- спорткомитеты;
- физкультурно-спортивные клубы и центры.

В масштабах страны это огромное количество рабочих мест. Такая работа позволит им достаточно легко совмещать основную работу с выездами на альпмероприятия.
Вообще педагогические работники имеют оплачиваемый отпуск летом 2 месяца (в школах, ВУЗах)...

Повторюсь, на данный момент в нашей стране невозможно обеспечить круглогодичную занятость гидов альпинизма (нету такого массового спроса, чтобы они могли зарабатывать себе на жизнь этими услугами, к тому же спрос имеет ярко выраженный сезонный характер).

Ссылки А.Волкова на западный опыт абсолютно не состоятельны. В университетах США работают отделения Exercize&Sport Sciences, Park&Recreation&Tourism, Physical Education, Athletic Training и т.д., где студенты берут курсы по скалолазанию, ледолазанию, альпинизму, сноубордингу, горным лыжам, каякингу, каньонингу и т.д., т.е. получают базовую подготовку по данным дисциплинам. В дальнейшем они могут пройти сертифицированный курс и получить лицензию по конкретному направлению.

С интересом послушаю мнение уважаемого альпинистского сообщества Риска.

Как говорится, поправьте меня, если я ошибаюсь.

76


Комментарии:
2
Совершенно непонятно: как из требования иметь для поступления в ЦШИ физкультдиплом вытекает всё остальное(кроме п.1, который нужно дополнить "...резко уменьшится и без того невеликое количество курсантов в ЦШИ" )?

Виктор, в прошлом тренер-преподаватель 1-й кат в ДЮСШОР.

15
А еще при поступлении в школу инструкторов надо предъявлять требования, чтоб на горных лыжах кататься умел. Тогда зимой будет работать гидом по фри-райду. И еще чтоб на балалайке умел играть - тогда в межсезонье будет в Красной поляне в баре развлекать отдыхающих.

0
Извините, но по0моему "Бендер говорит что-то не то"

10
***Т.е. предъявлять им при поступлении в школу инструкторов или гидов квалификационное требование физкультурного образования (наряду со спортивными разрядами).***

ИМХО: Лучше наоборот. При поступлении в физкультурный ВУЗ ввести требование наличия у абитуриентов минимум значка "Альпинист ...", а удостоверение инструктора альпинизма приравнять к диплому ВУЗа. И сбудутся все ваши радужные перспективы.

А вообще, если в интервью Волкова что-то и понравилось, так это ответ на ваш вопрос.:)

5
Для Moun Taurie
Прочитав Ваши выкладки, создаётся такое впечатление, какой-то набор предложений.
Единственное что понял профессор и доктор наук.
И ещё, исследования показали, что важны кадры (важнее чем...., количество физкультурно-спотивных клубов.)
То-есть сравнили длинное с горячим.
Сейчас ещё раз прочитаю и попробую что-нибудь сообразить из этого набора предложений.
Ну очень хочется не согласиться с А.Е. Волковым и в ответах на Ваши вопросы.

1
о подготовке альпинистских кадров
******

хай живе совок!

0
В системе детско-юношеского спорта (ДСШ) альпинизм не нашел своего места в силу возрастных ограничений (в 18 лет воспитанников ДСШ надо отчислять, к этому моменту в альпинизме они в лучшем случае выполнят 3сп.р.).

С этим пунктом я не могу согласиться, в 18 лет можно закрыть первый разряд. Причем не за 2 года "экспрессом", а осмысленно и ни куда не торопясь, года за 3-4.

2
В университетах США работают отделения Exercize&Sport Sciences, Park&Recreation&Tourism, Physical Education, Athletic Training и т.д., где студенты берут курсы по скалолазанию, ледолазанию, альпинизму, сноубордингу, горным лыжам, каякингу, каньонингу и т.д., т.е. получают базовую подготовку по данным дисциплинам. В дальнейшем они могут пройти сертифицированный курс и получить лицензию по конкретному направлению.
это что за университеты с классами по сноубордингу, альпинизму и ледолазнию

9
Уважаемый профессор несколько перегибает палку!

1. Сразу в глаза бросается "шкурный интерес" - ему нужно по-больше студентов, а на фоне грядущей демографической ямы
это ой как для него актуально.
2. Требование иметь высшее физ/образование для тренера - ДА! для инструктора - сомнительно, а для гида - зачем?
Конечно, если двигаться в направлении всеобщего высшего образования, то и я - ЗА!
но исходя из сегодняшних реалий - это наивный прожектизм.
3. Надо признать, профессор очень конструктивно подготовил свой пост, НО...
но почти у всех и у каждого есть претензии к А.Е. Волкову в ответах на вопросы,
и если каждый сейчас по своему вопросу выстрелит конструктивным постом... -
будет информационный взрыв и конструктивной реакции точно не будет.

Успехов Вам, профессор и по-больше студентов!

5
для moun taurie
1.Я очень хотел не согласиться с Волковым А.Е. по поводу его ответа на Ваш вопрос, но вынужден признать: ответ его краток и справедлив.
2.Tzar и isn очень метко подметили Вашу некомпетентность в вопросах подготовки альпинистов младше 18лет и Ваше огромное желание иметь побольше студентов.
В нашем Клубе и Я знаю ещё несколько примеров, когда МС по альпинизму (не почурко-лазанию, а действительно по альпинизму) становились в возрасте 20-21год.
3.Вы ссылаясь на свою научную деятельность, доктор наук, профессор, утвержждаете что получение бумажки о высшем образовании первостепенная задача а всё остальное (.... количество физкультурно-спортивных клубов) находится в ряду второстепенных.
Я специально употребляю слова: "получение бумажки о высшем образовании", потому что считаю, из опыта общения с новоиспечёнными специалистами, что они могут стать хорошими специалистами, если вдумчиво будут работать, а пока большинство из них никуда не годятся.
Назовите мне хоть один современный ВУЗ, где сегодня подавляющее большинство высококвалифицированные преподаватели и если есть такие по фамильно пожалуйста.
А Клубы, где всегда рождается инициатива и идёт плотная работа с молодёжью, были и будут кузницей региональных и Российских чемпионов, причём как правило чемпионов готовят люди без специального образования.
Ваши сомнения понятны и Вы правы, что школы организованные ФАРовскими руководителями по подготовке инструкторов, гидов, спасателей дают непонятно какие знания. И без знания психологи, юридических основ и менеджмента в современых условиях выходят соответствующего уровня так называемые специалисты в руках которых в отличие от других видов спорта, чаще всего находится жизнь обыкновенных людей, желающих получить прекрасные эмоции от общения с горами.
Народ как Вы поняли не поддержал Вас. И Вы бы не прятались за иностранными буквами, а как все нормальные люди представились.
Или перед нами секретный учёный?
СПАСИБО!!!

6
Поступающие в ВУЗ в большинстве своем вчерашнее школие, и как правило не имеют особых достижений в альпинизме. Т.е. нужно либо набирать и учить людей без должного альпинистского опыта, и соответственно с весьма размытыми представлениями на этот счет (очень сомнительная идея), либо заставлять уже взрослых людей получать высшее (для многих второе и платное) образование, ради весьма сомнительных перспектив работы инструктором. Как бы при таком подходе вообще без кадров не остаться.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru