Тушетия - еще один волшебный уголок горной Грузии...
Отсюда родом был летчик малой авиации Валико Мизандари - Мимино (по-грузински "сокол").
"А хотите, я из самолета выпрыгну?
- Нет, не хочу.
- А я хочу"
"Восемь баранов — это вместе с тобой было?"
Столько места вокруг! Но нет...словно птичьи гнезда, прямо на скалах строили свои дома тушинцы...
Тушетия - со всех сторон окружена горами.
С юга от Кахетии она отделена отрогом Главного Кавказского Хребта.
На востоке граничит с горами Дагестана.
С севера отделена от российской Чечни Сулако-Терским хребтом.
А на западе Тушетия граничит с еще одним горным регионом Грузии - Хевсуретией.
- Ты куда звонишь?
- Как куда? Телави.
- Тебе перепутали. Это Тель-Авив! Тель-Авив!
- Кончай дурака валять!
- Правда, Израиль! Клянусь мамой!
- Правда, Израиль? Всего хорошего.
- Подожди! Подожди! Ты сам откуда? Кутаиси давно был? Давай споем...
До поездки в Тушетию мы остановились в маленьком городе Телави, известному на весь Советский Союз, благодаря ошибке телефонистки из фильма "Мимино".
На самом деле, город не так уж маленький. Это административный центр Кахетии. А Кахетия - это жемчужина грузинского виноделия. Именно здесь, в Алазанской долине производят 90% грузинского вина.
В Телави нас встретили замечательные люди, гостеприимные хозяева, владельцы виноградного завода, которые знают о вине все! Иначе и быть не может. Для кахетинца виноградная лоза - это жизнь.
Но мои мысли все время устремлялись в сторону гор. Тем более что из Телави время от времени в хорошую погоду открывался прекрасный вид на Алазанскую долину и горный хребет, за которым спряталась от любопытных глаз Тушетия.
В отличие от моей любимой Сванетии цивилизация в Тушетию так и не пришла...
И если в Сванетию можно прилететь на самолете или приехать на машине по прекрасной новой дороге, то в Тушетию можно добраться только на джипе по грунтовой дороге и только в теплое время года.
Потому что с наступлением осени дорога через перевал закрывается. И в Тушетии остаются всего лишь несколько человек приглядывать за скотом... А остальные жители тушинских деревень спускаются вниз, в Кахетию. Еще несколько столетий назад царь Ираклий II выделил тушинцам земли в Кахетии, чтобы они могли спускаться на зиму с гор... С тех пор тушинцы живут у себя высоко в горах только летом. А к зиме спускаются в деревню Алвани и перегоняют через горные перевалы стада своих барашков.
Из Тушетии есть великолепный трекинговый маршрут в Хевсуретию и обратно.
крепость Кесело недалеко от селения Омало
Современных гостиниц, как в Сванетии, в Тушетии нет. Но в каждой тушинской деревне есть несколько гостевых домов для туристов.
Условия проживания очень простые. Но есть вода, свет, душ, можно готовить.
Если идти на запад, в сторону Хевсуретии, последнее селение, где есть гостевой дом - это Чешо. Дальше можно путешествовать с палаткой. И через 2-3 ночевки прийти в Хевсуретию.
Покинутые дома в тушинском селении Дартло поражают воображение. Ведь это же сколько же труда было вложено, чтобы построить их здесь, так высоко в горах, куда нет даже дорог, лишь узенькие пешеходные тропинки...
Еще в Тушетии летают орлы размером с меня! И так близко! Один даже в глаза мне заглянул! А я смогла разглядеть узоры на его перьях...
И очень мне захотелось узнать, о чем же пел Мимино в своей знаменитой песне? Чито-гврито... чито-маргалито...да... Это понятно! Птичка-птичка, птичка-невеличка...А дальше что?
Вот почему я пою?
Потому что небо бездонное!
Потому что ирисы цветут!
Если мне весело - я пою!
Если грустно - тоже пою!
Наверное, с песней меня крестили...
Вот и пою все время....
Моя песня...
Это солнце...этот народ...
Эти люди родили ее.
Когда пою -
Согревает меня память
О детстве.
Когда пою -
Старость свою вижу.
И без спроса вползает в сердце
Тихая грусть...
Моя песня...
Горы научили меня ей...
И птичий щебет..
Кажется, когда родился -
свои первые слова
Не сказал я, а спел...
Вот и пою...
(вольный перевод с грузинского)
А вот оригинал
170
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
2) Какова стоимость проезда по тем местам, где вы были?
Про цены вам исчерпывающую информацию сможет дать Русудан Цискрели здесь
Я понимаю, что гид вам не нужен. Но она поможет организовать трансфер. Можно и общественным транспортом добраться до Кахети. Потом до Тушети. Но это сложно и неудобно. Если большая группа, лучше заказть трансфер.
Дорога от Местии до Зугдиди идеального качества, подтверждаю, проехали по ней как раз в день открытия.
А на следующий год планы нового велопохода в Грузию/Армению, в грузинской части как раз с посещением Тушетии и Хевсурентии. Там вся сложность в перевале Ацунта(3501, 1А) http://www.westra.ru/passes/Passes/2433 где придется идти пешком(+какие-то подходы к перевалу), а в-остальном всё едется в седле велосипеда
Русских там мало. Запуганы зомбоящиком. Хотя местные жители к русским относятся очень тепло.
В Сванетии вы только в Местии разве были? Там, кроме Местии, цивилизации пока больше нигде нет. Есть еще много селений поблизости, где все осталось, как будто сто лет назад..
Отношение к русским в Грузии сугубо положительное тут нет никаких проблем. Можно ехать в любое место абсолютно без опасений. И слово Москва вызывает как ни странно самые теплые чувства. В той же Местии с нас просили по 10 лари за установку палатки во дворе одного из гостевых домов, но когда узнали, что мы из Москвы сказали, что для нас всё бесплатно.
Действительно, за пределами Местии цивилизация не так сильно дошла, но и ощущения полной оторванности нет - машины, туристы, гостевые дома, экскурсии. Район ведь на самом деле довольно компактный. Ехали с ожиданиями увидеть зависшую во времени культуру, нестыкуемую с остальной цивилизацией, а оказалось, что этого уже нет, от того и некоторое разочарование. Плохо это или хорошо в конечном итоге не буду давать оценок, есть свои плюсы и минусы.
Вот и мне странно, что Москва вызывает теплые чувства...Несмотря ни на что! Воистину грузины - прекрасные великодушные люди! У меня тоже сложилось ощущение, что к русским туристам относятся лучше, чем ко всем другим. Просто для того, чтобы дать понять, что человеческие отношения - они вне политики.
Ощущение оторванности от мира...да...пропало...
Было еще это весной, когда я туда приезжала в конце апреля...
Зависшая во времени культура, думаю, будет где-нибудь зимой в Адиши, или Кала, или Ипари... Туда цивилизация еще не пришла...
А чувства двоякие вызывает. Они-то о ней, о цивилизации мечтали! Она для них - как свежий воздух. Возможность развития туризма в регионе, который до этого только натуральным хозяйством жил.
Мне еще не по себе было, когда иностранцы выпрыгивали из современных джипов и давай фотографировать местных жителей за работой. Даже не спросив у них разрешения. То, что для местных людей - обычная жизнь, для туристов - экзотика. Но не жить же им так все время, только для того чтобы люди из более цивилизованных стран удовлетворяли свое любопытство...
Смотреть здесь.
http://www.geo.ru/puteshestviya/tushinskii-put
"Тушины являются одним из самых мало исследованных племен Закавказья.
Своеобразие социально-экономической структуры их заключается в том, что они являются единственными кочевниками скотоводами среди других групп грузино-картвельских племен. В прошлом они жили главным образом на территории современной Горной Тушетии; в ближайшие к нам столетия рост скотоводческого хозяйства и натиск чеченцев заставляет их искать новых мест, и тушины постепенно спускаются в Кахетинскую долину. Современная Тушетия подразделяется на Горную, расположенную в складках Главного Кавказского хребта на север от Кахетии, и Низменную, расположенную на Алванской равнине.
Задолго до переселения на Алванское поле тушины систематически спускались с гор в Кахетинскую долину, где пасли свой скот. Грузинские цари, не желая ссориться с вольными и смелыми горцами, старались несколько сдержать экономическую экспансию тушин, ввести ее в рамки закона. В этом смысле чрезвычайно интересен следующий указ царя Ираклия II на имя моурава Дурмишхана, датированный 1781 годом. [Указ любезно сообщен нам тушином-цовцем Д. Н. Кадагидзе, проживающим в Телаве. ]
«Тушины держат свой скот в Кахетии. С божьей помощью и сами тушины умножились и их скот тоже. С божьей помощью пусть они еще больше умножаются. Но в кахетинских деревнях, где они пасут скот, они занимаются насилием, грабежом, ограблением церквей, злоумышлением и беспокоят народ. Так вот теперь объяви им так: место стоянки овец и пастьбы — Лопотское ущелье, Алвани и Панкиси, и пусть теперь они пасут свой скот в этих трех местах. Что пшавы претендуют на Панкиси, на это пшавы не имеют права, это тушинское. Если в этих трех местах их баранта не умещается, тогда пусть выпасают по два отара [Отара — 400 штук. ] за деревнями, но чтобы не больше. И чтобы не воровали, не насильничали. Мы по этому поводу всем деревням разослали приказ, чтобы только по два отара ставили, а если больше, то будет плохо. Если же тушины не перестанут, то их побьют и неприлично поступят с ними, а за воровство даже убьют. Итак, объяви тушинам, что больше двух отар на каждую деревню нельзя ставить и чтобы они не злоумышляли, а то с ними поступят так, как я написал».
Посредник (марджакали), который может быть родственником или просто знакомым, явившись к родным невесты, наводит справки и ведет переговоры. Девушка не должна показываться и прячется все время, пока марджакали находится в доме ее родных. Когда родители дают свое согласие выдать дочь, марджакали приносит кувшин водки (хелади), вместимостью в две бутылки; раньше, кроме водки, приносилась свеча, которая прикреплялась к хелади и зажигалась. Затем марджакали дает руку матери невесты и дяде и просит руки невесты.
После выраженного согласия начинается кутеж, во время которого невеста не принимает участия и попрежнему прячется.
Иногда девушку спрашивают: согласна ли она выйти замуж. По обычаю, она должна ответить, что это не в ее воле. Ответить, что она согласна, — нельзя, так как это считается позорным; если же она ответит, что не согласна,— это также считается неудобным и сердит родителей. Если девушка откажется выйти замуж, родители могут выгнать ее из дома. Такие случаи, по словам Тины Ичираули, бывают и сейчас. Выгнанная девушка год живет у кого-нибудь из родственников и выходит замуж без участия родных. В том случае, если сватовство протекает нормально и девушка ничем не навлекает на себя гнева родных, родители приносят «нишани» (до 80 руб. деньгами), материю, напитки; после этого происходит кутеж за счет родителей жениха и без его участия. Невеста должна показаться родителям жениха и может присутствовать при кутеже. Жених же не может явиться на «нишнобу» (обручение), так как это считается позором. В приношениях имеется хлеб и свеча (одна или три). Марджакали разламывает хлеб и кладет его на подол невесты, благословляет ее и передает ей подарки. Перед уходом родственники жениха вызывают невесту в отдельную комнату и дарят ей подарки (главным образом деньги). Невеста в свою очередь дарит родственникам жениха небольшие подарки (носки, перчатки, платки и т. д.).
На обручение приезжает на лошади кто-нибудь из родственников жениха, и невеста посылает жениху в подарок хурджины, читы или материю на черкеску.
Недели через две устраивается свадьба. Готовят водку и пиво, причем на приготовление водки идет 0,1 тонны ячменя и на приготовление пива 0,05 тонны; со стороны невесты режут 3—4 баранов, а со стороны жениха — корову и одного барана. Перед тем как резать барана, шафер становится перед женихом и невестой, которые держатся за руки, и подводит их к тому месту, где находится баран. Соединенные руки жениха и невесты помещают над головой барана, после чего режут животное. Если барана нет, варят кашу из муки с маслом. Затем все садятся за стол и едят из общей посуды. Жених может есть вместе с гостями, невеста же не может присутствовать при еде и уходит.
После общего кутежа невесту отводят в темный угол, сажают и дают поесть; она закрывается «мандили» (головным платком) и потихоньку ест.
Венчает священник. В настоящее время перед венчанием или после него молодые регистрируются в загсе. Свадьба происходит в доме жениха или невесты.
Во время венчания всю голову и лицо невесты накрывают платком «багдади» (который может быть разных цветов), поверх одевается венец. Под этим платком «багдади» молодая остается от одного до трех дней. После того как шафер снимает «багдади», одевается «мандили» таким образом, что край платка прикрывает глаза; так молодая ходит неделю, после чего «мандили» носится обычным образом, спущенное до середины лба.
После свадьбы молодая остается жить в доме мужа.
Через 3—5 дней после свадьбы молодые навещают родных невесты с угощением и подарками, кутят и возвращаются, получив приданое; раньше родные давали дочери: шесть пар одежды, корову, серп и гребень для расчесывания шерсти (сачачели); теперь чаще всего дают швейную машину, [швейную машину можно теперь встретить почти в каждом доме. ] постель, платье, гармонию. Недавно, как нам сообщили, в Алванах дали в приданое 500 баранов.
Выйдя замуж, тушинка покрывает голову платком «мандили» и носит черное платье. Нам подтвердили, что при драках так же, как и в Хевсуретии, стоит в толпу дерущихся вбежать тушинке и сдернуть «мандили», как ссора прекращается. В связи с ношением «мандили» в Тушетии существует постепенно исчезающий обычай покрывать этим платком голову мужчины, совершившего позорный поступок. В соответствии с большим материальным благополучием тушинка не знает тех ограничений в смысле рождения детей, которые знает хевсурка, рождающая не более одного-двух детей; нам называли матерей-тушинок имеющих 11—14 детей.
И вот у Демидова нашла этому объяснение...Они, наверное, думали, что я - овечка!
"Вправо, на высоких неприступных скалах живут орлы-ягнятники. Тушины рассказывают, что в то время как пастухи перегоняют через это место стада, орлы нападают и выхватывают молодых ягнят. Несмотря ни на какую бдительность пастухов, редко бывает возможно оградить стадо от налета воздушных разбойников, так стремительны их атаки. Спрятавшись в складках скал, они высматривают добычу, камнем падают сверху и, схватив в свои сильные, когтистые лапы молоденькую овечку, стремительно уносятся ввысь".
Спасибо за рассказ,приятно читать )
10 Best Places You've Never Heard Of
http://travel.yahoo.com/p-interests-40712082
На 5 Тушети ))
думаю после этого поток будет и там расти ,что главный критерии попасть в преференси саакашвили,чтоб сделали дорогу человеческую
Понимаю о че вы ,сам предпочитаю бывать в таких местах,но дорога,интернет итд способ общатся нам грузинам друг с другом в первую очередь,я видел в Тушети опустевшие сёла ,если у них будет шанс продовать свою продукцию в Тбилиси,если к ним много туристов приедут,они будут финансово сильнее,много людей вернутся обратно,пробок тоже у нас будет меньше (шутка ) )) и вообщем все будут счастливы ))
А таких мест где нет цивилизации в горах грузии много ,могу посоветовать если приедите ))
Суд тоже необходим,там кровная вражда между фамилиями десятки лет продолжалось,убивали людей просто потому что он родственник их врага,потом эти когото из их семьи и кто бы что не говорил это традиция в них всетаки есть.
Забивание камнями тоже не новость в горах Грузии.
Что за мост ? )) он как вставленный зуб ? ))
Полиции там много. Но не думаю, что она играет решающую роль. Полицейские откровенно скучают. Нет там у них работы больше.
То, о чем вы пишете, на самом деле было. 20 лет назад. В 90е годы. Но в 90е годы много чего было. В 90е годы и на улицах Тбилиси можно было пулю получить.
Но эта тема уже тысячу раз обсуждалась на Риске. И мне не интересна.
Суд необходим. Я не спорю. Какая только была необходимость строить его в современном стиле? из стекло-бетона? И здание полиции тоже?
Это красиво в Батуми, которое сейчас выглядит как Дубаи. А в Местии, среди каменных башен, действительно, выглядит как золотой зуб среди остальных родных...
А это -" золотой зуб среди остальных" я узнаю = прихоти саакашвили
Таких зуб в Грузии много к сожалению.
Снимают и показывают потом выборочно эти места и создают в Европе,Америке впечатление что в Грузии всё отлично ))
У меня, действительно, сложилось впечатление, что в Грузии все отлично. А что еще не доделали, не достроили, то люди работают, строят, новые рабочие места создаются, туризм развивается, полицейские денег не берут. Просто рай какой-то! Нам такие полицейские даже не снились!
щас дети смеются,точнее цинично насмехаются над всей этой грязю и это сделал саакашвили,он поменял менталитет и это чудо,что рейтинг воров в тбилиси точно мизер и помоему во всей грузии.
Но пресса ,тв,суд у нас советские или хуже,огромная безработица и это воина нас сильно назад оттолкнула.
С Россиискими полицейскими никогда не общался не встречался,но ролики смотрел на ютуб и по комментариям россиян какоето впечатление создалось))
Вам тоже !
По Сванетии их кот наплакал, а по Тушетии я вообще ничего не нашел.