Поход по Сванетии. Восточная Шхельда.
Если вы забрели на Охотничьи ночевки полюбоваться на Ушбу, но еще не чувствуете себя вполне готовыми штурмовать ее бастионы, хороший вариант – Восточная Шхельда через жандарм Петух (4Б). Вблизи она красивая: громадная тонкая пластина, стоящая на ребре. Крепкий гранит со множеством зацепок, лезть – одно удовольствие.
Летом 82г. мы с моим другом Александром Щербаковым прошли небольшой альпинистский поход по Сванетии. Заехали с Северного Кавказа, через Терскол, сходили для разминки на в.Малый Донгуз-Орун по двойке, потом через перевал Донгуз-Орун перешли в Грузию. Хотя я очень люблю Приэльбрусье, грузинская сторона сразу покорила пышной растительностью, даже солнце, казалось, светило ярче. Однако выше уровня травы все одинаково.
Водопад по дороге на перевал Квиш
Наш путь был на перевал Квиш. Около него много несложных гор. Когда-то там был альплагерь «Накра», и все вершины нахожены и классифицированы. Мы поставили палатку прямо на перевале, а на следующий день сходили траверс вершины Лакра 3А категории. Далее спустились на Бечойскую тропу и направились к Ушбе, на Охотничьи ночевки.
Ушбинский водопад по дороге на Охотничьи ночевки
По дороге к Ушбинскому водопаду встретили Михаила Суслова и Сергея Ботова, только что спустившихся с Ушбы. Миша Суслов – легендарный в МФТИ «черный» альпинист (так тогда называли людей, ходивших в горы без разрешения альпинистского начальства). Сергей Ботов – матерый турист-водник, друг и одноклассник Суслова. Он как-то попросил Суслова поучить горной технике – и интересно, и полезно на будущее: водники иногда перебирались из одного ущелья в другое по сложному рельефу. Миша взялся за дело с душой: всю весну учил Ботова лазать на полуразрушенной церкви, приспособленной под скалодром, и работать с веревкой. Летом они через Бечо подошли под любимую Мишину Ушбу, на Охотничьи ночевки. Здесь сначала помогали транспортировать пострадавшего. Группа на Ю.Ушбе попала в серьезную аварию, часть людей погибла, оставшиеся были в плохом состоянии. У группы были наблюдатели под горой. Спасотряд не сразу подошел, а Миша с Сергеем были рядом, поэтому оказались кстати, вместе с наблюдателями работали. Потом поднялись на плато и сходили на С.Ушбу по гребневой 4-ке. На гребне Ботов улетел с карнизом, Суслов его классически ловил, прыгая на другую сторону. Затем на спуске по Ушбинскому леднику Ботов улетел в трещину.
Мы с Шурой Щербаковым слушали рассказ в полном ошеломлении.
Михаил Суслов, только что спустившийся с Ушбы
Кажется, Суслов и сам не ожидал, что учебная программа пройдет так разнообразно.
Ботов обещал написать рассказ про свои впечатления от того похода, но так пока и не выполнил обещанного. Ждем!
Суслов сказал, что наверху очень плохая погода и спросил, куда мы собираемся? Мы ответили, что еще не решили.
«Вот это конспирация! Даже сами не знают, куда идут!» - похвалил Суслов. Он дал мне свою пуховку на восхождение и пошел вниз, в Сухуми.
Мы и в самом деле были в раздумьях. Идти на С. Ушбу по снежному гребню с плато почему-то совсем не хотелось. Основные варианты: Ю. Ушба от Мазерской зазубрины (5А) и В. Шхельда через жандарм Петух (4Б). На более сложные маршруты мы были не готовы.
Выбрали Шхельду. Все-таки, Ушба слишком знаменитая гора, а нас и так некоторые упрекали, что в своих самостоятельных похождениях мы гонимся за славой, хотя на самом деле мы просто любили ходить в горы. Кроме того, свое первое восхождение на Ушбу хотелось сделать по более интересному варианту (так оно потом и вышло).
Погода была неустойчивая, часто обрушивался ливень. Мы просто садились на рюкзаки и укрывались сверху куском полиэтилена, через 10-15 минут дождь кончался, и можно было идти дальше. Ушба была закрыта облаками, но когда их вдруг раздует ветром, картина потрясающая.
Ушба
К жандарму Петух поднимались наугад в снег и туман, но попали правильно, нашли хорошую площадку и поставили палатку. Вечером прояснилось, мы навесили веревку на мокрые скалы – и правильно сделали, утром все было заледенелым.
С жандарма наконец увидели сквозь туман вершинный взлет нашей горы, какая она красивая: громадная тонкая гранитная пластина, стоящая на ребре. Порода оказалась очень приятная: крепкая, со множеством зацепок, лезть – одно удовольствие.
Восточная Шхельда, вид с жандарма Петух
Наверху пологий гребень с жандармами. На вершине ничего не было видно в тумане. Мы нашли тур, прочитали записку и положили ее обратно.
На спуске на дюльфере застряла веревка, я лазил наверх и распутывал, потеряли на этом почти час. И тут Шура Щербаков говорит: «А ведь через час стемнеет. Мы можем не успеть к палатке засветло. Может, не будем суетиться и переночуем прямо здесь?» Мы стояли на полочке под сидячую, но более-менее комфортную ночевку. Он был, конечно, прав: мы устали, торопиться и ошибаться нам было нельзя.
Хитроумный Щербаков набрал мокрого снега со скал, налепил снежков и построил из них заборчик. Мы сели за заборчиком, укрылись сверху куском полиэтилена, и ночь прошла вполне терпимо.
Щербаков утром после холодной ночевки
Зато утро наступило ясное-прекрасное, мы наконец увидели, что вокруг находится.
Утренний вид в сторону Шхельдинского ущелья
Еще один утренний вид в сторону Шхельдинского ущелья
Стена пика Щуровского и длинный гребень на Восточную Шхельду
Ушбинское плато
Ушба
А вот наша ночевка
Спуск с жандарма Петух
Спустились быстро к палатке и пошли вниз по снежному кулуару. Однако ярко светило солнце, снег тяжелел на глазах, появилось ощущение, что здесь лавиноопасно. Мы перебрались на простые, но нудные скалы, и долго по ним спускались. Местами было тоже не безопасно, но по крайней мере тут все зависело от нас.
Спустились благополучно.
Когда после снега и скал попадаешь на луга с мокрой зеленой травой и желтыми дикими лилиями, видишь вблизи мощь Ушбинского водопада – это потрясает.
Потом мы с Щербаковым еще много лет занимались альпинизмом, посетили разные красивые районы, ходили сложные маршруты, но самые драгоценные впечатления – от первых поездок в горы, таких как эта. По крайней мере для меня.
Описание маршрута на Восточную Шхельду через Петух здесь. Половину описания занимает подход через Шхельдинское ущелье и Ушбинский перевал, но он не для вас: вы уже на нужной стороне перевала.
Фото: Александр Тельпов, снято фотоаппаратом «Смена 8М», не судите строго.
Спасибо!
Мне кажется, сейчас обсуждать "черный" альпинизм не имеет смысла - время совершенно другое, и границы размылись.
Александр, может ещё что-нибудь напишете?
Про Мишу Суслова давно ничего не слышал - порадовали :)
Отчего же..
Александр, нам, даже если мы перешли границы сперва в переносном в 18 лет, а потом уже и в прямом смысле в 33 ... есть чем гордиться...
Александр, believe me, нам есть чем гордиться...
... в 1978 году у начуча П.П. Захарова в лагере Домбай
сидели Физтеховские сборы, к которым почему-то не приехали два
физтеховскх же инструктора. Сидели физтехи три недели без дела,
собирая бутылки по Домбаю и покупали на это дело портвейн.
И начучу Захарову было на все это наплевать.
Может и не наплевать, конечно,
но сделать ничего полезного для физтехов он не мог.
Кроме того, в предыдущем сезоне там же в Домбае (в 1977 году в 5-ой смене)
была нашумевшая "авария" на Восточном Домбае
где из-за малограмотного инструктора погибла куча "значков".
"Наши люди" из Долгопы тренировались целый год, а потом их так просто взяли и кинули. Так родился "черный альпинизм" на физтехе.
Первая же "черная" гора, в том 1978, была Белалакая с юга с Обезьяних ночевок: 10 веревок натечного льда и потом неслабые скалы.
Маршрут этот даже нигде не был описан, хотя тогда это было тогда никому
не важно. И зашли на нее "значки".
На след год, Миша Суслов, легендарный "Пупс" - которые уже тогда лазали (господа, не говорите здесь "лазил", на этом ресурсе, "лазиют" - только на площади трех вокзалов по карманам ) на уровне "КМС" на первенстве Москвы, и другие два "3-е разрядных" физтеха поползли на 6А - Южная стена Домбая после провальной смены в Домбае, когда из-за одного снегопада закрыли все горы на две недели.
Спустя пару лет, на тропе в Арг (Фанские горы), я об этом "нашем черном альпинизме" рассказал Лене Кулешовой из Питера - той, которая потом стала легендарной Леной-скалолазкой.
Я вез груз на 2-х ишаках, а она шла рядом упорно отказываясь от "такси",
потом все таки что-то отдала. Было ей тогда 24 года и она первой ходила на скальные 5-ки, послав мужиков подальше.
Ее тогда настолько возмутил мой рассказ - она не могла поверить, что 19-летний пацан пошел на 6А не выпустившись "ваще" у никого - что после этого она перестала здороваться и как бы вычеркнула физтехов из списка "нормальных" людей.
Дорогая Лена, please, прости.
Потом, она таки забыла мой рассказ и через 10 лет, когда я встретил ее вновь, но уже не на тропе, а в том злочастном 1990 году, когда на пике Ленина улетела
целая "сковородка" людей, снесенная лавиной, уже не припомнила чтоб где-то мы с ней уже пересекались.
Настоящий альпинизм вообще-то начинается с 5-рок, до этого - горный туризм.
Молодые ребята, которые регулярно ходили 5-ки на Фаросе и Соколе, согласно системе
должны были провести 4 года по разным альплагерям и, если повезет, доказать
свое "право" ходить на 3-ойки, поднимаясь на перилах за 50-летним инструктором с "честным" первым разрядом.
А Тельпов - ваще молодец, он был бы достойным участником на любых
"белых" сборах. Просто он один раз выпал из системы, и после этого, ему
как то ни к месту, да и в принципе, незачем было возвращаться назад - в официоз.
спасибо за воспоминания, ностальгирую...
Границы действительно размылись. Начиная с 91г., когда я был капитаном команды Мособлспорткомитета, которая кроме А.Ф. Винокурова и Томы Зуевой состояла из воспитанников альпсекции МФТИ, а заодно начальником сборов в Каравшине, Суслов ездил вместе с нами. Ходил на Асан по Горбенко и другие интересные маршруты.
А вот отличный рассказ о зимнем восхождении Суслова в компании с Мишей Лебедевым и Федором Ахматовым на Джайлык по 5Б: Джайлык зимой 2002
На альплагеря я не жалуюсь: мне всегда попадались хорошие инструктора и хороший народ в отделении. Было интересно познакомиться с новыми районами и с новыми людьми. Я ходил с альпинистами из Москвы, Минска, Кривого рога, Еревана, Риги, Каунаса, Таганрога, Евпатории. Это было здорово.
Главное обучение альпинизму было в секции, о основном в неформальных мероприятиях. Моими первыми учителями были Юра Пучкин, Юджин Московец, Дима Грамотнев, Сережа Иванов. Большое им спасибо.
Миша Суслов и Женя Павленко настолько сильно лазали, настолько дерзко замахивались в проектах, что казались недосягаемыми. Однако общих дух они подняли сильно. Пришло понимание, что лазать надо километр в день, а не траверс туда-обратно + разок на колокольню.
У него 2 года назад был проездом А. Королев, который когда-то звался Боливар, и естественно, физтех.
Ходил А. Королев (ныне - город Торонто) со Спартаком. Там в Спартаке была в 80е-90е годы группа физтехов - начиная с Володи Башкирова, потом Саша Шибанов (Шибан), Тыртышный, Клинетцкий, его жена Ольга (физтешка), Игорь Гречко (Игар), Лёнчик Роднянский, Сережа Михайлов, Коля Прохоров (последние 6 человек с ФАЛТа);
В Спартаке были также в разные годы:
Игорь Пономарев (классный скалолаз с ФФКЕ), Юджин (ныне - город Вашингтон) , Алекс Крамида (ныне- в Мэрилэнде), одни сезон ходила Лена Радина - потом она ходила со Спартаком (Питер).
С Зенитом (московским) ходило двое: физтех Шура Гуцол (ныне - Калифорния) и физтешка Ольга Янова (ФАЛТ).
Бо'рис много лет ходил с МГУ.
Щербаков не знаю с кем ходил - он теперь в Зеландии - с новой женой и ни о чем не жалеет.
А в "действующей армии" остался один Миша Лебедев (успехов ему и флаг в руки).
Один из самых крутых маршрутов в Гималаях сделал Клинецкий.
О нем написано много и в разных местах.
Интересно было бы узнать как там идут дела на физтехе, теперь наверно
все ходят "по-черному".
Да нет, наверно уже неинтересно.
Распалась связь времен...
Нет уже Володи Башкирова, Саши Шибанова, и Ольги Клинетцкой.
RIP.
P.S. Однажды мы шли с Пономаревым 5-ку на Фаросе, в кулуаре на выходе
мимо нас буквально пробежал Фантик - один и без страховки.
"Чернее" и круче Фантика наверно никого тогда не было.
Кто нибудь знает как его звали в реалии и какова его судьба?
Удивительный человек. Мне однажды повезло посмотреть на него вживую -
как он по Фаросской 5-ке лез "бегом" и в одиночку.
На западе про него были бы уже тонны книг.
которая 20 лет назад выступала за альпинистскую команду МГУ.
News:
Finals results of 2012 SCS Nationals at Movement Climbing + Fitness in Boulder (CO):
Men
1. Vasya Vorotnikov
2. Dylan Barks
3. Daniel Woods