Первой школе инструкторов ОПТЭ посвящается. Год 1929 г.

Пишет balabanoff, 03.05.2011 21:02

Обложка книги

Спустя 80 лет из печати вышла книга "РАБФАК ВО ЛЬДАХ" (2-е изд. испр. и доп.).
Летом 1929 г. по докладу Василия Логиновича Семеновского - председателя горной секции Общества пролетарского туризма и экскурсий - Центральный совет постановил открыть курсы инструкторов горного туризма. Их назвали "Рабфак во льдах" (рабочий факультет во льдах), и проведены курсы были летом 1929 г. в горном районе Безенги.

Руководил курсами В. Л. Семеновский - профессиональный гид с 1912 г. Советский первовосходитель вершин Шхара (1928), Южная Ушба (1929). Дипломат, ответственный работник Наркоминдела (Министерство иностранных дел)...
В 1905 г. за участие в выступлениях пролетариата его отправили в арестантские роты. После дерзкого побега Василий Логинович эмигрировал в Швейцарию.Здесь он и познакомился с горами и вскоре стал «подрабатывать» в качестве гида, так как не имел других средств к существованию. Затем успешно сдал экзамен и получил диплом горного проводника, чем при всей своей скромности немало гордился. В 1917 г. возвращается на Родину. В 1929 г. при его активном участии было создано ОПТ, а с 1930 г. – ОПТЭ...
Участники первой школы инструкторов совершили восхождения на вершины Асмаши, Бангурьян, Комсомолец, Навериани-тау, Эльбрус.
За это же время первые инструкторы страны совершили переходы через перевалы Дыхни-Ауш, Цаннер, Семи, Местийский, Шаривцек, Твибер, Башиль, Бечо (некоторые пройдены впервые).

Автор книги - Владимир Воробьев - Член Центрального совета Общества пролетарского туризма. Участник Таджикской комплексной экспедиции 1932–1933 гг. на Памире, руководители которой Н. П. Горбунов и Н. В. Крыленко. В связке с Антоном Цаком (зам. начальника экспедиции) совершил 7 интереснейших первовосхождений на безымянные вершины высотой до 6000 м в районе ледника Беляева и пика Гармо.
В 1933 г. – ответственный редактор журнала «На суше и на море».

В. Л. Семеновский был расстрелян в 1938 г. на Бутовском полигоне.
О судьбе автора - Владимира Воробьева - с 1936 г. ничего не известно!?

Тираж книги 500 экз. Книгу будут распространять:

"Вольный ветер"
"Альпиндустрия"
"Венто"

Очень интересно!
Спасибо.

p.s. Фотоснимок на обложке, судя по абалаковским рюкзакам, близок к нашему времени.

Постарше - снимок 1956 г.

Игорь, спасибо за большую работу по воскрешению забытых страниц отечественного альпинизма. Есть чему учиться молодому поколению, есть чем гордиться!
Удач!

Спасибо. Оказывается, первый профессиональный гид с официальной ксивой в РОссии аж до революции появился :)
и после этого многих обучил.

Это же известный факт. Во всех тематических справочниках указан. Не помню точно, но Крыленко, кажется, тоже подрабатывал гидством в Альпах, хотя диплома проводника не имел.

Показать комментарий

что школе инструкторов 82 года
ох, Алексей Юрьевич, того и гляди, обвинят вас местные активисты из "наших" в пропаганде коммунистического прошлого... :-)

ОПТЭ было общественной организацией. создавалось на базе ОПТ РСФСР, учрежденного ЦК ВЛКСМ, потом было упразднено, и альпинизм перешел в ведение ВЦСПС. т.е. документы должны находиться либо по линии комсомольцев, либо по линии профсоюзников. может что то было в разваленном Музее альпинизма.

Показать комментарий

Все здорово, Игорь, только жаль , что книг ваших нигде, кроме 2-3 магазинов в Москве, не достать. Легче книжку в Америке купить, право слово...

Да, с этим проблема. Никто не хочет книги везти в регионы. Никто из регионов не приезжает со своей машиной, чтобы взять книги. Правда есть интернет-магазин у Альпиндустрии, доставка книг в регионы. Есть отправка по стране у "ВВ".
Жива практика нарочных, ко мне приезжают, покупают (от 10 экз.) и везут в свои края. Если есть Сергей, предложения относительно реализации, пиши.

такова ноша издателя (впрочем, как и большинства производителей чего бы то ни было) - надо кроме произвести, еще и продать - это в нынешних реалиях даже для производителей популярных товаров - главная проблема.
и тут, действительно, своей машиной никто не поедет, и нарочных присылать - слишком большие накладные расходы в пересчете на экземпляр выйдут. больше, чем сам экземпляр стоит.
что до предложений - рассылка почтой по заказу несколько снизила бы остроту проблемы. благо не сотнями заказы то идут. а и сотнями - глядишь, тиражи поболее 500 экз были б.
да и цена без накрутки посредников стимулирует покупателя-читателя.
мы вот так высылаем и высылаем, и никуда читателя не переадресовываем...

Иглрь, привет. Это Саша Лебедев.
Мы тоже реализовываем твои книги через интернет и рассылаем их по регионам. Сегодня дал задание вывесить книгу "Рабфак во льдах" у нас на сайте. Постараюсь сделать рассылку анонса об этой книге на следующей неделе.

Спасибо за Память!

Прекрасно, что переиздаете такие раритеты. Однако неплохо бы знать, что арестантские роты в упоминаемое время использовались для заключения на небольшой срок при мелких провинностях, как правило срок не превышал двух лет. Более того, часто заключенных из арестантских рот на выходные отпускали домой. Так что про "дерзкий побег" это Вы излишне.