Пишет VladimirKopylov, 28.02.2011 14:45

28 -го Февраля 1984 года, после восхождения на Южную Ушбу на спуске в лавине погибла команда Грузинского альпклуба - 6 человек -
Георгий Зумбадзе, Ираклий Гелдиашвили, Давид Кобахидзе, Давид Тархнишвили, Гия Тушури и Муради Чичинадзе.

"23-летний Гия - КМС по альпинизму и отличный скрипач. На сороковины Гии родилась его дочь Тамара, Тамрико, которая никогда не видела своего отца. Но она знает, что ее Отец был настоящим человеком и настоящим альпинистом... Вечная память оставшимся в горах настоящим Мужчинам."

Памяти 6-ти Грузинских Альпинистов, погибших 28-го февраля 1984 года на Южной Ушбе (Альпинизм, ушба, кавказ)

В память о тех, кто погиб на Чатыне... Кто остался на Ледопаде ... Кто не вернулся с Ушбы...

Подставив свое лицо с глазами, полными слез, ветру... мой друг, стоя на вершине пика Щуровского, так и не сумел выразить все это словами... он просто поднял руки к небу, чтобы сказать им, что живые их помнят...

Лунные ночи Кавказа или Ангелы над Ушбой...

28 февраля было воскресенье...
А мы приехали в "Эльбрус" 21 февраля - планировали выступать в зимнем Кубке Ленинграда, на Щуровского. Заезжали двумя командами - ДСО "Зенит" под руководством Шопина и наш ДСО "Труд" под руководством Дубовикова.
Провели акклиматизационные занятия, сделали заброску под "немецкие ночевки" (встретили там чешскую команду), сходили "открывашку" по "тройке" на Гермогенова, и тут этот случай на Ушбе.

"Зенит" одновременно с нами вышел на на Гумачи. Прямо в начале подъема их сбило лавиной. К счастью, легко пострадало 2-3 человека - переломы ребер, рук, но ничего серьезнее не было.

Тут из-за случая на Ушбе закрыли район - как это было принято в те годы.
Погода стояла отличная - солнце, днем просто тепло. Мы брали в прокате лыжи, ходили кататься на местные склоны, ездили на Чегет.

Район "держали" дней пять. Никто толком ничего не знал - сколько точно ребят погибло, от чего - всё по слухам...
А у нас на все про все было две недели. В итоге уехали, несолоно хлебавши, при такой погоде...

В конце сборов сходили еще раз под Щуровского и сняли свою неиспользованную заброску. Когда к сумеркам спустились в лагерь, одновременно с нами пришел на КСП чех (из тех, кого мы встретили в первом выходе на "немецкие") и сказал, что его приятелей только что завалила лавина, сошедшая на Кашка-таш с Гермогенова. Они спускались в долину после горы, этот парень приостановился завязать шнурки на ботинках - трое его друзей убежали вперед. Этого хватило им погибнуть, ему - остаться в живых.

Мы почти всем составом, кроме раненых и больных, тут же ушли на поисковые с КССниками, а на следующий день уехали домой...

Такой выдался февраль в 1984-м...

Показать комментарий

Мне кажется, не стоит в комментариях к этому посту выяснять отношения. Напишите лучше личное сообщение своему оппоненту, если считаете, что он не прав.

Очень странно видеть такой комментарий по отношению к журналисту и очевидцу событий. По определению, и те, и другие не могут не реагировать на событие. Тем более на этом ресурсе. Это же, извините, не "первыйнах", как пишут на большинстве прочих ресурсов.

Показать комментарий

Февраль был нормальным. Даже холодным. Команда Мошникова прошла впервые Чатын зимой. Не знаю, повторил кто после 6-ку зимой на Чатын, или нет. Мы прошли Хергиани на Щуровского. Было где-то -35С на горе. В конце месяца резко потеплело и пошли лавины. Ребятам на Ушбе чертовски не повезло. Покой и память Всем Вам. Ираклий Гелдиашвили - скалолаз от бога.....

да, потеплело, кажется, именно к утру 28 февраля. Роман Гиуташвили, который руководил второй командой подстраховки, в это время на вершине писал записку - так вспоминал, что писал без рукавиц, и пальцы не мерзли. а перед этим несколько дней еще периодически шел снег.

Светлая память ушедшим....

Показать комментарий

Спасибо за фото и за память.
Это была страшная трагедия. Там погибли молодые талантливые альпинисты, сборная Грузии.

Спасибо за фото - еще бы песню ''Мельницы''... Был на с. Ушбе/ 2р./ и южной... И так жаль утеряные слайды снятые с вечернего гребня с. Ушбы с вертолетом, ниже облетающим массив Ушбы, в поисках альпиниста ЦСКА сорвавшегося в тот день..Группу мы встретили почти у вершины и ... пошли обратно , договорившись утром спускаться по ,доске, вместе...И был спуск в непогоду и вместо вершины на которую не вступил, остался кусок красного репшнура подареного капитаном армейцев.../ А наша команда - Моногарова/

Пока жива память о них- они живы

Тренер и лидео команды - Ираклий Алексеевич Гелдиашвили - был выдающимся человеком, сумевшим собрать вместе лучших молодых альпинистов Грузии. Команда обладала колоссальным потенциалом.
Но,увы...
Светлая память...

С Муради Чичинадзе ходил на Казбек в сентябре 1978. Светлая память...

Светлая память..
Ушба и Эльбрус - две Горы, увидев которые в первый раз и все последующие внутри как-то странно натягивается струна и становится неестественно не по себе...

Спасибо за фото!Выдающиеся снимки!Помним ушедших.

Володя, классные фото твои в память ! Добавлю лишь имена - Кобахидзе Давид- кмс и Тархнишвили Давид- мс (вместе ходил на его первую 4А, пик Брно в 1970 г., он выполнил мс в 1982)

Да, вчера вспоминали ребят и в Ереване. Гия Тушури был моим другом, вместе стали значкистами в а/л "Айлама" в 1977. С Ираклием Гелдиашвили познакомился в 1981-м, на соревнованиях по скалолазанию в армянском селе Бжни. А в марте 1984-го пришлось хоронить обоих.
Низкий поклон их памяти, и памяти всех тех, кто навечно остался в горах...

Светлая память погибшим в горах альпинистам. Недавно случайно нашел фото погибших альпинистов на Эвересте, где погибли там и лежат. И текст о том, о чем умалчивают. Они были еще живы, но мимо них шли на вершину и не спасли.Так и продолжаю идти через их трупы и сейчас.Когда читаешь в книге то не воспринимаешь близко к сердцу,а когда видишь становиться жутко.

Не говорю,а борюсь за "ЭКОЛОГИЮ НРАВСТВЕННОСТИ", В.М.Божуков.
P/S/ Расшиифровка понятия у Белопухова в "Чуть медленнее,чем ANDANTE" или в "Возвращение в горы".

Не говорю,а борюсь за "ЭКОЛОГИЮ НРАВСТВЕННОСТИ", см.Прект "Эверест-Полет" В.М.Божуков.

Классные фотографии, и горы красивые!!)))

Светлая память! Жалко альпинистов!

Хорошо когда люди помнят, этих сильных и светлых людей. И души их во благих водворится и памть о них из рода в род!

Спасибо автору...

мда...
Такое ощущение, что Ушба собирает дань именно в феврале :-(, наша сборная в составе 5-ти альпинистов в 1995 году 27 февраля погибла на склонах Ушбы.

Альпинизм всегда считался спортом особенным , как бы недоступным для понимания простого человека , а пути к спортивному мастерству всегда были нелегкими. Эти пути пролегали по особенно сложным маршрутам, на которых выкристаллизовывались настоящие чемпионы.

Летом 1993 года наша Приморская команда, подготовленная Геннадием Шаферовым стала серебряным призером чемпионата России по альпинизму в высотном классе за прохождение Западной стены пика Евгении Корженевской ( 7105 м.). В истории Приморского альпинизма были случаи, когда отдельные наши спортсмены в составе других коллективов становились чемпионами и призерами СССР (например В . Шкарбан в составе сборной САВО-12). Вывести на высокий уровень целую группу альпинистов сложно - это несколько лет работы в горах и дома, причем , как раньше говорили, на общественных началах .

С командой Геннадия Шаферова у нас связан самый большой успех Приморского альпинизма и самая большая трагедия.
Для них было совершенно естественно выбрать объектом восхождения Ушбу. Потому что она самая высокая вершина Приэльбрусья (Эльбрус не в счет, он большой но пологий ), потому, что она одна из самых труднодоступных гор Кавказа. Два огромных "карандаша" соединенных перемычкой по сравнению с соседними, отнюдь не маленькими горами, кажутся сделанными в другом, более крупном масштабе.

Ушба каждый год оправдывает свое название. В переводе это "гора приносящая несчастье". Местные жители зовут ее проще - "ведьма".

Им нужна была именно такая гора, да еще по маршруту 6А категории трудности. Это летом. Но зимой маршруты намного тяжелее . Холод , ураганные ветры , лед - " бутылочное стекло". В случае прохождения маршрута призовое место в чемпионате России обеспечивало закрытие норматива " Мастер спорта " как минимум двоим - Г.Шаферову и С.Дементьеву. Об этом думали меньше всего , каждый шел на Гору. И отговаривать было бесполезно. Настрой есть , подготовка - тоже. Два сложных ледовых маршрута предварительно пройдены как тренировочные . Про неудачу прошлого года никто не вспоминает. Тогда была попытка пройти этот же маршрут. Но еще на подходе , при прохождении опасного Ушбинского ледопада Игорь Суприянович сломал ногу. В таких случаях говорят - гора не пустила. Теперь можно сказать - предупредила . 25 марта был пройден злополучный Ушбинский ледопад. Несколько ледовых обвалов совсем рядом уже не имеют значения., Впереди Ушба . На следующий день двойка альпинистов А.Рудниченко - В.Гайнеев уходят вверх по маршруту 4А категории трудности по северному ребру , а группа Геннадий Шаферов, Игорь Суприянович , Сергей Дементьев , Андрей и Сергей Туренко - на свою "шестерку" .

Группы увидели друг друга последний раз 27 февраля в 15 часов. Двойка была на вершине , а группе Шаферова оставалось 3-4 веревки до вершинного гребня . Покричали , помахали руками , как водится , ведь до этого контактировали только по радиосвязи.

В 16 часов 20 минут произошел срыв и падение всей группы . До выхода на гребень им оставалось 20 метров .

Как это случилось, можно только предположить, хотя и с большой долей уверенности. В протоколе разбора несчастного случая об этом сказано так : "...при переходе с ледового рельефа на скальный произошел срыв первого ( предположительно Сергея Туренко ). Скальные крючья в результате рывка были вырваны, ледовый крюк сломался пополам. Из - за недостаточной толщины льда не было возможности закрутить его полностью. После прохождения ледовой доски все участники восхождения были связаны между собой, что определялось выбранной тактикой работы на льду . Этим объясняется срыв всей группы...".

Геннадий Шаферов и Игорь Суприянович (сзади) перед началом маршрута.

На переднем плане контрофорс- часть их маршрута

"... Друзья уходят, как то невзначай,
Друзья уходят в прошлое, как в замять..."

Светлая память нашим мальчикам...