Номинанты Хрустального пика-2010: массив К7 West. Олег Колтунов и Вячеслав Иванов
К7 West и линия питерской двойки
Пост об этом восхождении собрал обилие "спасибов"!!! Что подтверждает мысль о том, что авторы этого маршрута вполне могут претендовать на "Хрустальный пик" в этом году.
По ссылке многое рассказано. Что же под катом?
Разумеется, описание маршрута и интервью с Олегом Колтуновым!
Пост об этом восхождении собрал обилие "спасибов"!!! Что подтверждает мысль о том, что авторы этого маршрута вполне могут претендовать на "Хрустальный пик" в этом году.
По ссылке многое рассказано. Что же под катом?
Разумеется, описание маршрута и интервью с Олегом Колтуновым!
Информация о маршруте
Гора находится в долине Чаракуза (Каракорум, Пакистан) в районе семитысячников K6 (Baltistan), LinkSar, K7.
Маршрут проходит по Юго-Восточной стене массива К7 West до вершины 6300.
Перепад стенной части получившейся линии – 1020 м, всего маршрута 1300 м. Прохождение стены заняло 11 дней (10 дней работы) и еще 2 дня на вершину 6300. Спуск с вершины – 4 дня: один день до выхода со стены, один день снятие веревок и еще два дня до базового лагеря.
Описание маршрута
Уч.1 R0-R1 Вдоль стены к примыканию ледника в начало длинной наклонной тонкой трещины, которая пересекает практически всю нижнюю треть стены.
Уч.2 R1-R3’ По наклонной мокрой трещине, через систему карнизов, до начала внутреннего угла. Основные точки страховки на топориках и якорях, для ИТО – фифы. Трещина местами глухая. На R3’ справа под небольшим карнизиком дырка от съемного шлямбура под платформу.
Уч.3 R3’-R5 По внутреннему углу вверх, далее через карниз в правой части. ИТО в основном на средних камалотах и фифах. Сверху с карниза льется вода.
Уч.4 R5-R7 Продолжение движение по тонкой трещине в основном направлении: влево-вверх. Трещина местами глухая, мокрая. Основное ИТО на фифах.
Уч.5 R7-R9 Далее трещина выводит во внутренний угол. Сначала движение по левой грани по тонкой трещине с водой, - нужны маленькие топорики. Затем переход на правую грань и по системе крошащихся трещин на полку. Нижняя треть стены пройдена!
Уч.6 R9-R10 По большой снежно-ледовой полке влево-вверх к началу большой трещины, переходящей в камин. Слева от начала трещины удобное место для ночевки. Дальше до “холодного” угла снега(льда) нет.
Уч.7 R10-R12 Вверх по трещине, которая затем переходит в камин с большими карнизами. Трещина расширяется, в камине – нависает. Для прохождения необходимы камалоты больших размеров (минимум №4).
Уч.8 R12-R13 Лазанием по широкой трещине вверх, затем ИТО сначала по левой, а потом по правой стороне небольшого внутреннего угла. В конце через небольшой карниз в лоб.
Уч.9 R13-R14 Лазанием по широкой немного разрушенной трещине на небольшую осыпную полчку и по ней в основание небольшого разлома. Затем по правой трещине с выходом в верхней части в левый угол разлома под небольшое нависание. Здесь неплохое место для ночевки.
Уч.10 R14-R15 По правой части разлома по трещине с живыми камнями выходим на стенку. По ней по трещине вверх в направлении “холодного” угла.
Уч.11 R15-R16 Далее трещина теряется. Переход в соседнюю левую трещину и по ней входим в “холодный” угол. В верхней части страховка возможна только на якорях, передвижение – на фифах. Большой “холодный” угол – камин практически занимает всю последнюю треть стены.
Уч.12 R16-R17 По левому краю холодного угла, по расширяющейся трещине вверх, местами лед. В средней части трещины движение с помощью перемещения камалота №3. Вокруг капает вода, которая тут же превращается в лед.
Уч.13 R17-R18 Переход через ледовую речку на правую стенку “холодного” угла. Затем по правой стенке по широкой трещине, залитой льдом вверх, а потом траверс влево. Далее холодный угол переходит в большой камин, вдоль правой стенки до карниза-пробки. Карниз представляет собой набор каменных глыб залитых льдом. Лед не надежный, выкрашивается. Надежные точки страховки не организовать.
Уч.15 R19-R20 По стенке сначала по тонкой трещине (топорики, фифы), а затем по дырочкам (6мм, 5 шт) по голой стенке до широкой трещины, образованной левой стенкой камина и большой пробкой. Далее по широкой трещине вверх.
Уч.16 R20-R21 Продолжение движения о широкой трещине. Затем по снежно ледовому кулуару, в направлении следующего карниза пробки.
Уч.17 R21-R22 По снежно ледовому кулуару к пробке, которую обходим справа. Затем по системе нагроможденных камней со льдом до конца вверх.
Уч.18 R22-R23 По правой стенке, которая является окончанием “холодного” угла – камина. Она состоит из крупных блоков, положенных друг на друга. Затем вверх по стеночке с хорошим рельефом.
Уч.19 R23-R24 Продолжение по стеночке с хорошим рельефом, затем через небольшой внутренний угол со льдом, выход со стены! В углу можно организовать удобное место для ночевки в платформе.
Уч.20 R24-R25 По широкой наклонной полке в основание жёлтой стены большого жандарма. Здесь удобное место для ночевки. R25 место с которого удобно дальше лезть в альпийском стиле и спускаться в противоположную сторону от пройденной стены.
Уч.21 Далее траверс по левой стороне гребня по снежно ледовым полочкам. Основное направление влево, влево-вверх в направлении двух ледовых каминов. На траверсе нужно сделать несколько небольших спусков, пересечь снежный кулуар, затем по двум большим снежно-ледовым полкам подойти к левому камину.
Уч.22 По камину залитому льдом вверх, затем перейти в другую широкую трещину-камин и выйти к следующей границе большой ледовой полке и стены.
Уч.23 По снежно ледовой полке вдоль края стены до небольшого ледового кулуара.
Уч.24 Через ледовый кулуарчик в широкую трещину-камин со льдом и ледяными пробками. В конце камина направо в следующую трещину, которая выводит в небольшой провальчик на гребне! В верхней части лед. В этом месте на гребне можно выкопать яму под ночевку.
Уч.25 Далее по пилообразному гребню до вершины. Страховка не надежная, снег рыхлый, скалы – в корке льда и фирна. От ночевки проходим стеночку вверх и дюльферяем, для обхода следующего жандарма справа. После жандарма стенка (45м) с трещинами, забитыми снегом. Она выводит на пик 6300! Вершина.
Олег
Олег Колтунов отвечает на вопросы Risk.ru
По каким критериям выбирали именно этот массив и в итоге именно эту линию?
Когда мы ехали в этот район, у нас не было четкой цели восхождения. Это позволяло чувствовать себя в некоторой степени свободно и получать удовольствие от возможности выбора конечного объекта и стиля восхождения.
Сам район К6-К7 выбрали потому, что у нас была информация, что он изобилует рядом непройденных стен и вообще богат вершинами разной сложности и рельефом на любой вкус. К тому же, до него относительно просто добраться, что было немало важно для нашей маленькой группы. Само собой, мы зашли еще в Google Earth и убедились в том, что стен здесь действительно много и выбрали наиболее перспективные на наш взгляд! До конца доверять Earth’у все же оказалось нельзя, – один из намеченных объектов оказался не такой уж и стеной, но другие – оправдали ожидания. В любом случае, мы решили не зацикливаться на каком-то определенном объекте, а решать на месте по состоянию маршрута, погоды и наших сил.
Погуляв и посмотрев разные варианты, мы увидели нашу стену и линию. Во-первых, сама стена красивая, отвесная и непройденная, во-вторых, на ней есть всего один единственный логичный безопасный путь прямо по центру. Если не мы, то кто? В общем, когда мы ее увидели, нам не хотелось никому отдавать лавры первооткрывателей. Главные аргументы – красота, нетронутость, логичность.
Да, нижняя часть стены – очевидно ИТО. Зато интересное, через карнизы. Все равно при сложившейся глобально плохой погоде в Пакистане, если выбрать маршрут лазательный – так или иначе, придется идти на ИТО. А это уже совсем не логично, ИТОшить там, где можно лезть. Какое именно лазание будет за полкой, было трудно сказать, видно только что рельеф точно есть.
Кроме того, выбранный маршрут, при всей его сложности, хорошо подходил для восхождения в двойке. Стена позволяла на большой части вытаскивать баулы, а скорость его прохождения сильно не выросла бы с увеличением числа людей, так как в основном ограничивается временем работы первого.
Восхождения малой командой - двойкой - это было веление души? Или материальные обстоятельства (у других гипотетических участников)? Или просто идете по пути развития мирового альпинизма?
Когда мы поняли, что едем вдвоем, мы поняли, что это веление души! Ни я, ни Фома не имели такого опыта экспедиций вдвоем, и нам было интересно его получить. Мы чувствовали в себе силы сделать невозможное, и мы хотели ответить себе на вопрос «Как это?».
Я не считаю, что восхождение в двойке – это путь развития мирового альпинизма. Разве что одна его ветка. Считаю, что просто характер маршрута и количество участников должны соответствовать друг другу. В двойке надо ходить такие маршруты, чтобы их прохождение другим количеством не давало особых преимуществ. Если логика подсказывает, что маршрут быстрее и безопаснее проходить большим числом людей, значит, так и нужно делать. Я, например, не особо представляю себе прохождение стены К2 в двойке, и никто не ставит под сомнение, что ее прохождение большой российской командой – событие мирового масштаба.
Смещение акцента в сторону двоек связано больше с тем, что нужно меньше человек, чтобы договориться об экспедиции. Может то, что люди не могут договориться и создать большую сильную команду, говорит об их слабости, а не о силе и тактическом расчете?
Видимо, сейчас нет просто сильных команд, которые могли бы задавать тон мировой альпинистской культуре.
Но, конечно, отрицать саму красоту и силу восхождения в двойке я не стану. Это просто совсем другое восхождение, в котором некоторые акценты расставлены по-другому. Я рад, что нам удалось пройти такую стену вдвоем.
Фома
Особенности этой стены - в чем они заключаются?
Особенности этой стены – что она явно выраженная. Смотришь на нее, и сразу ясно – стена! Без всяких условностей. Даже на небольшом расстоянии ее можно просмотреть почти всю снизу доверху.
Нижнюю часть стены отделяет горизонтальная снежная полка, и это выливается в проблему: постоянно во многих местах течет вода. Это держит в некотором напряжении – мокро. Но зато не надо тащить и топить снег, нас и так не много. В хорошую погоду успеваешь чуть подсохнуть и согреться на небольших участках без воды, а в плохую – уже все равно. Моя любимая песенка, когда я страховал, была: «Солнышко, выйди! (или – не заходи!)».
Отсутствие большого выраженного рельефа заставляет ее казаться меньше. Реально, когда стоишь под стеной, кажется, что до полки – веревки три, ну четыре, а на самом деле в два раза больше.
Самые интересные моменты восхождения - расскажите.
Конечно один из наиболее запоминающихся моментов – это наш старт. Первые “мокрые” веревки, когда ты понимаешь, что дальше лучше не будет. И последующая ночь. Нас “смыло” ливнем. Темно, потоки воды так бьют, что сквозь ткань проходит водяная пыль, со стены в платформу втекает водопад, друг друга не слышно, прилетает камешек и попадает Фоме точно в локоть… Это заставило подняться упрямство на новый уровень. Сомнения мы отметаем.
В холодном углу
Вход в холодный угол лично я ожидал с некоторым придыханием, он и со стороны-то казался не простым, а пока все оказывалось сложнее, чем мы предполагали (ну, во всяком случае, не проще). Действительно, такого микроклимата я еще не видел. Сверху капает вода, которая тут же замерзает. Все вокруг в “липкой” воде. Ты реально ко всему, к чему прикасаешься, прилипаешь. Мне кажется, что если бы там веревка провисела бы больше суток, то её было бы не выдрать. Хорошо, нас спасла трещина, которая шла вначале по левой стенке угла, она из-за нависания была не сильно залита.
Следующий запоминающийся момент, особенно для меня, – вылет камалота во время перелезания очередного карниза. Номер 2 бьет меня в скулу, и я лечу с последующим вырывом точки. Приземление сносное, но улыбаться после этого до конца восхождения стало тяжело – только второй половиной лица.
При выходе со стены и на гребень – очень красиво! Погода подарила нам два дня!
На самом деле эмоции были каждый день: один раз чуть не отравились газом, другой раз выкинули бесценную железячку, только разделался с одним карнизом, а там уже другой…
На спуске чудесным образом пропадает кошка…
Середина первого участка
Погода. Вы не попали в сезон? Выбрали не правильно время? Или просто так сложилось?
Думаю, так сложилось. В этом году в Пакистане вообще была аномально плохая погода по всему Каракоруму. Куча селей смела дороги, мосты, поселки. С добиранием из горных районов в Исламабад у многих команд были проблемы. Так некоторые добирались по две недели вместо двух дней. Мы же в это время как раз были в горах.
Когда мы были два года назад под Латоком, примерно в это же время, была очень хорошая погода. Мы узнавали, август не является принципиально плохим месяцем для этого района.
Ночевка
Остаться без вершины - тяжело? В принципе, в западном альпинизме народ в целом как-то спокойнее относится к тому факту, чтобы стену пролезть и сдюльферять. Мы же наученные опытом советского альпинизма, боремся до вершины. Не был на вершине - то и маршрут не полноценный как-то. Или сейчас акценты изменились?
Надо ко всему относиться со здравой точкой зрения. Например, на Кавказе есть целый ряд вершин, которые выглядят не заметно по сравнению с вершинами господствующими рядом. Однако на них есть вполне полноценные логичные классифицированные маршруты. Есть ряд гор которые вообще не имеют особо выраженной вершины (Ерыдаг, Крым) и ничего, люди не испытывают никакого комплекса пройдя стену. Спуск тоже никак, например, не учитывается, а тем не менее есть большая разница – вылезти наверх и выпить бутылочку вина или сконцентрироваться и еще несколько дней напряженно работать, чтобы вернуться здоровым. На мой взгляд, главное, чтобы присутствовал определенный замысел, красота маршрута и была логичная завершающая точка.
Еще до отъезда мы склонялись к этому объекту, но тем не менее пермит на К7 West мы не брали. Официально мы могли восходить на вершины до 6500м.
Мы изначально планировали точно – идти стену. А далее выйти на гребень и определиться. Считаю нашу вершинную башню подходящим завершением. Если бы вершина K7 West была выбрана окончательной целью нашего восхождения, я думаю, мы могли бы до неё дойти. Вот только спускаться тогда было бы надо по другому пути, не обратно по гребню, так это очень сложно и опасно, а по маршруту Хауса-Презеля. Это было бы логично. Но для этого надо было бы бросить на выходе со стены много снаряжения (платформу, железо), чтобы передвигаться по гребню в легком стиле.
Но мусорить не в нашем стиле, а двум человекам (а фактически – одному) тащить все снаряжение по такому гребню, практически до самой вершины К7 West смотрится не очень разумно. Если бы гребень был простым, было бы логично сходить до вершины K7 West и обратно.
Мы знали, что гребень не простой, но до последнего надеялись, что он не окажется настолько сложным. Мы прошли стену, перетащили вещи до удобного места для последующего старта на гребень, и с которого можно безопасно спуститься. Взяли все необходимое, чтобы предпринять попытку дойти до K7 West, но оценивали реально ситуацию. Если дальше будет относительно простой путь – мы попробуем, если нет – будем искать логичную точку. Так и оказалось, преодоление такого гребня – это практически самодостаточное отдельное восхождение. Считаю, что наша конечная точка – это логичное завершение нашего стенового маршрута.
На мой взгляд, мы сделали единственный правильный выбор, и я испытываю только чувство удовлетворения от выбранной нитки маршрута и совершенного восхождения.
Если кто-то пройдет маршрут и назовет его неполноценным, я сниму перед ним шляпу.
Какими качествами должен обладать ваш напарник для такого восхождения? Всеми ли этими качествами обладает Фома?:)
Фома – это Фома! Ест быстро, говорит мало, веревку выдает и не дергает:) В такой экспедиции, в таком восхождении в двойке ты должен полностью рассчитывать на себя, быть уверенным и ответственным на все сто, ну и самое главное – верить в напарника. Я в Фому верю!
Вдвоем в экспедиции - что дается проще, а что тяжелее относительно более многочисленных команд?
Ну, все зависит от конкретных людей. Вдвоем распределение работы между участниками дается проще, но зато и объемов ее выполнения больше. Мне кажется, что многочисленной компанией восхождение проходит более весело, распределение работы происходит разнообразнее. Стоя на страховке, можно покомандовать подходящими снизу участниками, послушать анекдот и т.д. Короче, в большой компании веселее, в двойке – мобильнее.
Партнеры "Хрустального пика" и премии Risk.ru:
169
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Питер в этом году на высоте.