Хроники Галата: истории из жизни одного фрирайдера
Чегет, боковая стенка кулуара Гранде, 2008
Фрирайдер, фотограф и оператор Константин Галат был в гостях у "РИСК онсайт" в свежем № 46.
Творческий семинар Кости на выставке "Зона РИСКа" - хороший повод выложить интервью с ним сюда, на Risk.ru.
Фрирайдер, фотограф и оператор Константин Галат был в гостях у "РИСК онсайт" в свежем № 46.
Творческий семинар Кости на выставке "Зона РИСКа" - хороший повод выложить интервью с ним сюда, на Risk.ru.
Досье на гостя:
Константин Галат: профессиональный фрирайдер (сноуборд), фотограф и оператор;
- победитель и призер этапов Кубка Росси по фрирайду (2005–2008), участник международных фрирайд-контестов и этапов FWT;
- с 2004 года активно снимает экшн-спорт и участвует в проектах, связанных с приключенческим туризмом, экстремальным спортом и экспедишн;
- победитель фотоконтеста Vertmir Extreme Photo-2005, Москва, галерея «Новый Манеж»;
- внештатный фотограф RedBull и международного фотоагентства RedBull Photofiles www.redbullphotofiles.com;
- арт-директор, фото- и видеооператор проекта Worldspirit. Around The World. 2008–2009, кругосветной экспедиции по бездорожью;
- автор, гид и фотовидеооператор серии авторских экспедиционных программ: «Африка: вершина Килиманджаро», «Мустанг – запретное тибетское королевство», «Кашмир – PaintItWhite»;
- фотопубликации: «ГЕО», «Афиша», «Афиша/Мир», «Вертикальный мир», «Коммерсантъ», «СпортЭкспресс», MensHealth, «4x4 Полный привод», Extreme, Mountain Bike, «Большой город», интернет-порталы. Автор фото на обложке «РИСК онсайт» № 40.
Гостя расспрашивала Елена Дмитренко
Фото в материале Дарьи Пуденко и из архива Константина Галата
Приэльбрусье. Снимал Миша Кирилин - мы два сезона прожили в одной квартире в Терсколе. Каждый день ходили в горы, вместе путешествовали,... Миха был один из самых мягких и добрых людей, с которыми мне довелось близко общаться...
Ты постоянно в движении, разъездах. Чтобы задать вектор нашему общению, назови проекты, ставшие твоей школой жизни?
10 лет я проводил по полгода в Приэльбрусье. Большая часть жизни связана с горами: фрирайд, гидская работа, люди, съемки. Как ни странно, с большей частью людей, с которыми я сейчас дружу, езжу куда-либо, что-то придумываю, я познакомился именно в горах. Приэльбрусье – это веха в моей жизни.
Два года назад пригласили меня оператором и фотографом в интересный проект – в кругосветную экспедицию на джипах по бездорожью. Я сначала не очень представлял свою миссию там, да и люди, затеявшие это, полагаю, тоже не понимали свою цель до конца.
В результате я четыре месяца ехал по очень разным местам. Фильмы, которые монтировались онлайн, тысячи фотографий: Россия, Монголия, Япония, Тайвань, Вьетнам, Камбоджа, Таиланд… А потом я очень устал – от перемещений, картинок, работы в режиме нон-стоп, чужих лиц и вообще мелькания всего… К тому же в горах выпал первый снег! Это был неоценимый опыт – жизненный, операторский и режиссерский.
Фотоконтест и в результате работа для RedBull и RedBull Photofiles. Около двух лет. Совершенно разные съемки, репортажи, спорт, экшн – работа по очень жестким требованиям. Это помогло мне самоорганизоваться и многому научиться, посмотреть, как работают другие профессиональные фотографы и в России, и в Европе.
Май 2009. Мы с Сашей Байдаевым и Вероникой Сорокиной залезли и проехали впервые один из самых длинных и крутых кулуаров в Приэльбрусье: спадает с гребня к вершине Когутай в сторону Больших Нарзанов в Баксанском ущелье.
Каждая дальняя поездка фрирайдная, участие в соревнованиях – это вехи. Три года с 2005-го наша тусовка активно участвовала в этапах чемпионата России по фрирайду. Одни из первых ездили участвовать в соревнованиях за границу: Гена Хрячков, Саша Байдаев, Лиза Паль, Вероника Сорокина, я. Для нас это был прогресс, новое общение, новый уровень катания.
Запомнилась первая поездка на Verbier Xtreme, когда он еще не был этапом FWT, а был просто самым серьезным фрирайдным контестом в мире. Я поехал туда как фотограф, наблюдал всю кухню. И это был важный опыт в плане понимания того, что такое фрирайд как экшн, как большой спорт.
Когда в твоей жизни появилось видео?
Года три назад, скорее, как игрушка, как хобби, в дополнение к фотографии. Но сейчас я не могу отделить одно от другого, поскольку быть востребованным фотографом и жить на заработанные своим ремеслом деньги в России крайне сложно, как показывает мой опыт. Во всяком случае, это касается экстремальной фотографии и экспедишна. Нужно не ездить всюду, а жить в Москве, постоянно быть в гуще событий и в тусовке. Если ты живешь в горах или много перемещаешься, ты выпадаешь из этого ритма.
Одна из афиш вечеринок Che-Get.ru по пятницам в Приэльбрусье.
Первый полноценный видеопроект…
Не могу назвать его проектом. Наше «комьюнити 8-й квартиры» в Терсколе – я, Славик Шаповалов, Гро (Андрей Завтраков), Zik (Илья Колеснов), Олег Шишков – мы весело жили, ездили в поездки, принимали у себя друзей и, конечно, каждый день ходили в горы, что доставляло нам много радости. В какой-то момент мы начали снимать видеоролики. Сначала – на мобильные телефоны и фотоаппаратики. Что-то нарезали и выкладывали в Сеть. Гробитто как шеф-программист крупных проектов знал, как запустить блог в Интернете и сделать так, чтобы его читало какое-то число людей. Так появился Che-get.ru. Нас начали читать все больше и больше людей, требовать от нас новой информации, и мы стали заложниками этой ситуации:-). Надо было что-то снимать и хотя бы раз в неделю какую-то изюминку выкладывать. И нам это было нетрудно, в удовольствие.
Что случилось с Che-get.ru потом?
Che-get.ru жил 2-3 года, пока нам было весело, пока люди нам верили, ждали от нас нового. Потом комьюнити постепенно распалось: Гро обзавелся семьей, Славик уехал в другие районы… Поддерживать в прежнем формате блог было лень, из проекта ушла энергетика, продолжать его одному мне было уже не в кайф. Цели сделать из него бизнес-проект не было.
Но видео осталось. Как вообще интерес к видеосъемке появился?
Я давно интересовался двигающейся картинкой, книжки читал об этом, вообще, кино очень люблю. Когда бываю в Москве, стараюсь ходить на достойные фильмы, на кинофестивали по возможности. В студенческие годы я на вгиковских курсах пропадал, слушая теорию – на уровне общего интереса.
Следующим толчком стал очень странный проект. Возвращаюсь я в Москву, проведя в горах пять-семь месяцев, в мае. Делаю вечеринку, чтобы собрать друзей и показать свои «недовидеоролики». Приезжает Ваня Петров и заговаривает о видеосъемке, спрашивает, знаю ли я о группе «На-На». Я напрягаю мозг, вспоминаю студенчество, ларьки, Бари Алибасов. Собственно, больше мне сказать нечего.
Оказалось, что для русского MTV нужен оператор, который отправится в десятидневный трип по всему Казахстану к юбилею Бари: стать его тенью и снимать хроники гастрольного тура «На-На» и Бари лично.
Я толком не понимал, что от меня требуется. В аэропорту уже встретился с Бари, девушками из балета, пацанами из группы «На-На». И я вписался в эту невероятно прикольную цыганщину. От меня требовали уже профессионального подхода к работе. Каждый день переезды, репетиции, новые города, концерты, самые разные залы – от стадионов до маленьких сцен, ночные пьянки… Получился очень насыщенный материал. Хотя в целом это был курьезный для меня момент... Это была одна из самых безумных недель в моей жизни. Шоу-бизнес изнутри, в таком формате!
Это гораздо безумнее аутдора…
Это гораздо безумнее, на порядок экстремальнее многого – то, в каком ритме живут артисты. Бари оказался невероятно интересным человеком.
Поменял бы ты свою жизнь в аутдоре на эту цыганщину?
Думаю, нет. Я не могу долго находиться в окружении огромного количества людей. Я очень устаю сейчас от Москвы. Когда я сюда возвращаюсь, я смотрю на своих сверстников, жизнь которых довольно спокойная, распланированная и размеренная. Прожив в других ландшафтах, я не могу в это встраиваться. Так получилось, что с 2005-го года я бывал в родном городе большей частью проездом. И для меня сейчас это вопрос открытый. Необходимо место, куда я буду хотеть возвращаться. Так что придется найти баланс.
Приэльбрусье, май 2009. После очередного дня фрирайда и съемок с Вероникой Сорокиной.
В Приэльбрусье ты возвращаешься, как домой?
Я возвращался туда, как домой, долгие годы. Там горы, друзья, некая атмосфера. Там я чувствую себя дома гораздо больше, чем в Москве сейчас. В прошлом году мы ездили туда с Дашей и ее сыном. Владик несколько месяцев ходил там в садик, так что мы жили в Терсколе вполне интегрированной жизнью.
Я не могу сказать, что я хожу в горы с клиентами и друзьями, потому что я именно в этом нашел себя, там моя работа и пр. Это, скорее, не так. Хотя сейчас это уже и работа, и круг общения, и образ жизни.
А впервые ты как попал в горы?
Неосознанно. С папой, катались на горных лыжах. 10 лет, по-моему, мне было. Потом был Домбай. Сознательно я начал ездить в Хибины, в Кировск в студенческие годы. А чтобы все переосмыслить и не вернуться, наверное, в 2000-м, когда я приехал в Приэльбрусье с рядом внутренних проблем, в том числе со здоровьем, поселился у Кирилла Анисимова на чердачке, прожил там зиму и за это время многое понял.
Вопросы твои решились?
Скорее, вопросы оформились. Я вырвался из московского образа жизни, в котором я по 12 часов сидел за компьютером, что-то рисовал, общался с заказчиками… Были интересные проекты, насыщенная жизнь. Но, когда я посмотрел на нее извне критическим взглядом, я понял, что можно жить иначе, гораздо спокойнее и более осмысленно.
Большой город требует, чтобы ты встроился в ритм. Если я в Москве неделю ничем не занимаюсь, у меня начинает крыша ехать, я не понимаю, зачем я вообще тут нахожусь. И вроде как еще недавно тебе это все не было нужно, а теперь ты бежишь куда-то, всем чего-то наобещал, ничего не успеваешь. Во всяком случае, у меня получается так.
Килиманджаро, 2007. Мы с Селеманом Хоцца – местным гидом – уже трижды вместе водили разных людей на крышу Африки... Когда-нибудь, думаю, он приедет в Москву, а то я ему только рассказываю про место, где проживает «Мистр Будин».
И я не понимаю пока, как у других получается вести распланированный образ жизни: работа, выходные, отпуск, во вторник – футбол, в четверг – йога, в пятницу – баня… В августе – на море с семьей, в декабре – на неделю с друзьями…
Как появился фильм «Кашмир – PaintItWhite»?
Осмысленно, поскольку мы поехали туда командой как райдеры «Триал-спорта». Во всяком случае, я и Zik. И у нас была некая мотивация. К тому же у нас был небольшой бюджет от «Триал-спорта», который мы впервые решили потратить не на какие-то соревнования и европейские поездки, а сделать что-то красивое, попробовать донести до людей то, чем мы занимаемся. С нами поехали друзья, которых я постарался в процесс вовлечь. Не было никакой работы и, по сути, никаких обязательств – от нас никто ничего не ждал. Хотелось поехать в новое для себя место. При планировании поездки я всегда думаю о том, насколько оно должно цеплять в целом. И я знал, что в Индии не может быть некрасиво.
Утро, кофе, лодки. Шринагар, Кашмир, 2009.
Конечно, если бы там не было Гульмарга и снега, мы, быть может, туда никогда бы не отправились… Но как фотографу и оператору снимать спорт в чистом виде мне уже не интересно. Наверно, есть фотографы, которые только фиксируют моменты, рекорды. А мне интересно другое… Человек и природа, человек и ландшафты, человек и культурные слои.
Кашмир – место интересное, из которого только ленивый не привезет каких-то новых эмоций: не съездит в Шринагар, не пообщается с местными, не впечатлится ни на что не похожими картинками.
Гульмарг. Взаимополезное общение с кашмирским телевидением.
В итоге мы сняли фильм, и я спокойно в Терсколе по вечерам месяц его монтировал. А потом собрали друзей, чтобы его показать в неплохом месте, позвали музыкантов, наварили кашмирского чаю. Пришло человек 600:-)…
Как ты оцениваешь этот фильм?
Это не профессиональное кино, и сейчас я бы делал все иначе: уплотнял бы материал, по-другому подошел бы к съемке катания. Потому что, когда ты подходишь к этому вопросу профессионально, для райдеров и для операторов это работа. Это вопрос выбора точек, каждый должен четко понимать свою задачу.
Я и Zic (Илья Колеснов), Шринагар, Кашмир. В горах уже несколько дней валит снег и мы решили поменять картинку. Вода, лодки, горизонтальные композиции.
И хороший опыт такого рода работы у меня был прошлой весной – мы снимали материал, так сказать, «на результат». Райдеры, фотографы и операторы были в единой команде. В солнечный день все думали о том, что нужно получить результат, а не о том, как круто прокатиться максимальное число раз по сложному и интересному рельефу. Результат – это красивая картинка, фото и видео. Это и есть процесс роста профессионализма: изменение подхода. Хотя, конечно, хотелось бы, чтобы в команде при съемках оставалось удовольствие от процесса.
Кашмир, Гульмарг, 2010. Индусы в супер-ясный погожий день после снегопада не включили канатку. Лавиноопасно. И правильно сделали! И мы пошли развлекаться-сниматься на руины отеля. Я и Zic прыгали с крыши. Даша снимала.
Современный тренд – личный блог у каждого путешественника, бурная сетевая активность и информирование общественности о каждом своем чихе.
Естественно. Я в таком формате не представлен, потому что у меня на это нет ни времени, ни энергии.
И я не считаю, что в моем возрасте и положении мне вообще нужен такой «пиар».
Я сейчас запускаю большой медиапроект. И в этом проекте Интернет – это четко продуманная площадка для размещения информации, а не для самопиара. Это будет попытка сделать что-то осмысленное в области фрирайда и видео. Называться будет Ride The Planet. Суть проекта в том, что команда русских профессиональных фрирайдеров в течение сезона ездит по миру и снимается в кино. Скорее всего, это будет пять фильмов телевизионного формата (12–15 минут).
Мы выбирали малоизученные фрирайдовые районы как минимум для российского сообщества: Япония, Кашмир, Норвегия с бэккантри и Лофотенскими островами, Камчатка, естественно, и Кавказ.
Проект растянут во времени. И, конечно, у него будет свой блог в Интернете, тизеры, фотоматериалы в Сети. Все материалы будут появляться параллельно на телевидении (НТВ+) и в Интернете, в спортивной и глянцевой прессе.
Впервые мы решились сделать такой проект для широкой аудитории. В нашем маленьком мире мы и так все друг про друга знаем, следим за поездками, контестами и т.д. Широкая аудитория в СМИ дает возможность донести до многих людей, что такое фрирайд.
Конечно, там будет достаточно мощное катание. Но я бы не хотел, чтобы на первом месте стоял тег «экстрим». Потому там будет некая культурная составляющая. И я выбирал районы, в том числе исходя из того, где бы мне было интересно снимать кино. Кино не только про спорт, не только про горы, но и про местный колорит. Но мы увидим его глазами наших райдеров. Что из этого получится, увидим.
Насколько растянется работа?
На пять месяцев. По окончании планируем сделать фотовыставку в Москве, вероятно, результирующий фильм. Я уже почти три месяца занят этим проектом. Приходится заниматься тем, что я раньше никогда не делал – поиском ресурсов, организацией. Но я воспринимаю это как некую работу на будущее для себя и тех, кто мне помогает. Их немного, скажем так.
А когда тех, кто реально что-то делает, было много?
Очень хочется больше поддержки получить со стороны самих райдеров, потому что, на мой взгляд, это должно стать неким общим делом.
Естественно, с нами поедут профессиональные операторы с опытом телевизионной работы. Это уже не будет проект на коленке. Серьезные спонсоры, серьезное оборудование, 3D-камеры где-то и т.д.
И я немного переживаю, что после девяти зим, проведенных в Приэльбрусье, в этом сезоне я попаду туда лишь ненадолго. Я понимаю, что, придумывая такой медийный проект, я ограничиваю себя в творческой реализации: мало времени, онлайн-монтаж – каждый фильм должен будет появиться через неделю после возвращения со съемок. Конечно, хочется долго-долго снимать красивое, потом медленно и осмысленно монтировать, что-то менять и заниматься чисто творчеством, но … Наверно, когда-нибудь:-)…
Легко было найти поддержку проекту?
Очень сложно, и я продолжаю поиски.
Твоя роль в этом проекте? Как ты ее видишь?
Наверно, больше организационная. Хотя я буду где-то и райдером, и оператором, и фотографом в отдельные съемочные дни. Мне от этого немного грустно, потому что сам я привык кататься и процесс этот доставляет мне огромную радость: быть в горах, находить новые линии.
Я понимаю людей, которые хотят только кататься или только лазать. Но я бы не хотела их участи. Они развиваются не так всесторонне.
К тому же мы все вынуждены в какой-то момент задумываться о будущем. Можно, конечно, до старости плавненько кататься на сноуборде, ходить ски-тур… И я в это верю! Я все больше сам возвращаюсь к лыжам сейчас. Но понимаешь, что ты уже не можешь или не хочешь делать то, что делал, не задумываясь, допустим, пять лет назад: рушиться там с 10-15-метровых скал на соревнованиях. Сейчас я десять раз подумаю:-). Потому что понимаю цену ошибки и травмы. Приходится все взвешивать.
Дели, 2010. На пути в Гульмарг посетила меня мысль постричься. В каком-нибудь месте попроще. Вот чем все закончилось. И помыли, и побрили, и первый раз в жизни маску и макияж мне сделали. И Даше за компанию...
А сколько тебе лет?
За 30:-). Не важно, возраст ни о чем не говорит. У нас есть замечательные примеры, когда люди в нормальном возрасте и катаются, и выступают, и рушатся. И Саня Байдаев, и Кирилл Анисимов, и Гена Хрячков.
Сейчас мы с Кириллом сделали обучающий фильм – еще один проект, в котором мы попытались сделать все профессионально. Я занимался полтора месяца монтажом материала, который мы отсняли прошлой весной на Кавказе. Это будет первый российский обучающий фильм о внетрассовом катании. И сейчас мы думаем, в каком виде фильм лучше всего предложить аудитории. То ли на дисках, то ли как интернет-проект.
Кирилл, один из лучших гидов России, начитал свой авторский курс, систематизировал свои знания. А мы постарались собрать красивую картинку. Получился плотный 45-минутный материал. Вопросы безопасности, техники, выбор линии, катание в группе – все то, что нужно знать, начиная кататься вне трасс. Фильм иллюстрировали разнообразными съемками.
Плато Путорана, май 2010. Полярный день длинный – поэтому крайние спуски мы делали уже в 10–11 вечера. Рассеянный полярный свет, картины ни на что не похожи. А внизу ребята уже печку в хижине затопили, виден дымок – сейчас с Игорем (Давыдовым) еще по одной линии в очередном кулуаре нарисуем и домой – к чаю.
В том числе туда попали кадры с майского путешествия на плато Путорана. Это путешествие нигде не засветилось, зато очень приятным пластом отложилось на сердце. Мы поехали с друзьями туда, где никто никогда зимой не катался. 120 км от Норильска, заброска снегоходами, полярный день. Мы тоже там снимали микровидео, скорее, для души. Почти нет фотографий. Зато самые лучшие воспоминания тишины и аутентичности. Ты живешь и понимаешь, что вокруг никого нет. Не знаю, удастся ли когда-нибудь этот трип повторить.
И нужно ли повторять?
Может быть, и не нужно. Но есть места, в которые мне хочется вернуться. Не потому, что нет новых мест. Я несколько раз был на Килиманджаро. Первый раз мне очень хотелось туда залезть. Я ехал с клиентами гидом. Во вторую поездку с клиентами уже не брал наверх фотоаппарат. Зато в третий раз я взял видеокамеру и сделал небольшое кино. И если мне в четвертый раз предложат туда поехать, я не знаю, что я отвечу. Это каждый раз спонтанно. Этим летом сходили на Эльбрус с севера, а затем я с приятелем и его сыном сходили в недельный трек вокруг Эльбруса. И увидели там столько красоты, столько дикости – не везде в Непале найдешь такие пустынные и нетронутые ландшафты.
Судя по тому, как активно народ дискутирует на тему красоты и дикости тех мест, последней там скоро уже изрядно поубавится…
К сожалению, скоро все изменится, туда пробивают дороги. А там, где дороги, скоро появляются ларьки с кока-колой и пивом, будь то Кавказ или королевство Мустанг в Непале…
Ты много где был, много чего видел. Перечисли самые красивые для тебя места?
Приэльбрусье. Потому что для меня слово «красота» подразумевает не только потрясающие ландшафты, но и атмосферу, людей, тот осадок, которое оставило это место в душе.
А красивых мест много. Каждое новое место по-своему красиво. Впервые прошлой весной попал на Камчатку – повернула мне голову. Норвегия – много проехал с каякерами. Россия, Алтай, Монголия, Непал. Не знаю, трудно и бессмысленно перечислять… Планета Земля.
Чему бы ты хотел научиться? Как-то изменить свою жизнь? Или тебе нравится направление, в котором она идет?
Меня немного пугает, что в моей жизни сейчас становится меньше гор и общения. Хотя я понимаю, что за проектом, которым я сейчас занимаюсь, будут следить тысячи людей, возможно, даже миллионы. Зато я потеряю контакт с природой и с теми тремя, пятью, десятью людьми, с которыми я действительно близок.
Я бы не хотел быть медиазавязанным. Чему научиться? Делать что-нибудь руками, ремеслу какому-нибудь. Не хочется всю жизнь заниматься фотографией в нынешнем формате. Хочется творчества. Если фотография не приносит мне денег серьезных каких-то, пусть это будет в удовольствие. Собственно, наверное, так оно и есть, и я уже перестал считать себя фотографом. Фотограф – тот, у кого две-три съемки в неделю и постоянно есть люди, которые результатов этой съемки с нетерпением ждут:-). Когда ты снимаешь, ты многого не видишь и не замечаешь вокруг. Факт.
Сейчас я беру фотокамеру не во все поездки… А зачем? Я все и так замечательно увижу глазами, запомню. Или не запомню, но останется ощущение…
Интервью подготовила Елена Дмитренко,
Фото Дарьи Пуденко и из архива собеседника
Материал опубликован в журнале "РИСК онсайт" № 46.
118
Комментарии:
Korr, 17.11.2010 22:07
Костя молодец! Очень приятно читать! Успехов тебе и удачи во всем!
belousov, 18.11.2010 09:25
спасибо!
Chye, 19.11.2010 11:05
Спасибо Костя, жаль что в этом году, не встретимся на склонах Приэльбрусья..
slappewurm, 03.12.2010 12:42
ахх, побыстрее бы каникулы. Так в горы хочется.
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий