Илья Шершнев. Россия - Эльбрус - Жизнь и смерть на горе
Хочу поделиться с Вами, дорогие друзья, историей которую в ближайшие дни мне придется пересказать может быть еще десяток раз. Или даже больше. Это история, которая только по счастливой случайности не попала на ленты информационных агенств.
Но такова жизнь. Позитивная информация интересует людей гораздо меньше трагической. А несчастный случай, произошедший с гражданами Европы недалоко от вершины высочайшей европейской горы, вероятно стал бы еще одной новостью в нескончаемом потоке проишествий.
Но такова жизнь. Позитивная информация интересует людей гораздо меньше трагической. А несчастный случай, произошедший с гражданами Европы недалоко от вершины высочайшей европейской горы, вероятно стал бы еще одной новостью в нескончаемом потоке проишествий.
В общем, сколько хватит сил и времени. Ибо без подобного подробного изложения ответить на вопрос, почему нам не удалось подняться на Эльбрус было бы сложно.
Все началось спонтанно. Безусловно, запланировано, но все-таки спонтанно.
Вот еще менее двух месяцев назад, считая шаги на спуске с Арарата, я сказал себе, что в ближайшее время кроме как на лыжах, бордах и прочих фуникулерах в горы я не пойду. Хватит с меня ночевок в палатках и прочих радостей походной жизни на этот год.
Но случайный разговор с Александром Абрамовым, руководителем клуба “Семь Вершин” в течение пяти минут превратился в договоренность подняться на Эльбрус в рамках экспериментальной двухдневной программы в конце сентября.
Обычно восхождение занимает чуть более недели (восемь - девять дней), а время необходимо для того, чтобы организм мог акклиматизироваться к такой высоте.
Теоретически подняться можно и без акклиматизации, так сказать на внутренних ресурсах организма. В общем, эту гипотезу и хотелось
подтвердить Александру, а мне было бы приятно поучаствовать в этой пусть и не большой, но авантюре.
Я в рамках открытого письма предложил всем Вам принять участие в этой затее, получив от своих друзе десяток откликов от желающих подняться на Эльбрус за выходные. От почесывания языком до покупки билетов на самолет в итоге дошло восемь человек, четверо из которых отвалились в последние дни. Последний из отвалившихся участников сообщил об этом за пару часов до вылета.
В общем, членов экспедиции осталось четверо. Не считая гидов - Александа Абрамова, второго гида Сергея - “Ежика” и повара.
Быстро собрав багаж, я заехал на полчаса в офис, после чего мы отправились в SVO-2. До вылета оставалось чуть более двух часов, но стоящая мертвяком пробка на третьем кольце чуть было не прервала нашу экспедицию. В аэропорт мы добрались за 38 минут до вылета, уже после закрытия посадки на рейс.
Спасибо Диме Фрейману, который держал оборону на стойке регистрации, пока мы бежали по терминалу. В итоге понимание обычаев делового оборота в странах третьего мира, немного красноречия и приветливая улыбка сделали свое дело.
Нас зарегистрировали на закрытый рейс и проводили до трапа. Экспедиция началась.
Я опущу ряд подробностей нашей экспедиции, безусловно заслуживающих внимания. Но о них я смогу подробно рассказать Вам несколько позже.
Вы наверное знаете, что на высоте более 5 000 метров живое не живет. Или очень быстро переходит из живого в иные состояния. На Эльбрусе на подобной высоте вдобавок не работают никакие средства связи, кроме может быть спутниковых телефонов, а совсем недавно построили спасательную хижину.
Одну из самых высоких или может быть даже самую высокую в мире. Расположена она на высоте около 5 300 метров и представляет собой полусферу диаметром около десяти метров. Об этом событии в последние месяцы не раз писали газеты, но я вряд ли мог представить себе, насколько важной окажется эта информация.
Так вот около десяти часов утра в субботу 25 сентября 2010 года наша экспресс-экспедиция из шести человек добралась до седловины Эльбруса. Седловина Эльбруса это фактически кратор вулкана, по краям которого поднимаются еще две вершины, восходящие над ним на триста с небольшим метров.
Многие, дойдя до седловины, принимают решение идти обратно. Потому что идти наверх сил уже нет. На высоте более пяти тысяч метров идти в гору действительно крайне тяжело. На знаю, во сколько раз тяжелее, чем на тех же четырех тысячах или трех тысячах метров над уровнем моря. Но без акклиматизации - передвигаться на такой высоте очень сложно.
Вероятно, именно поэтому часть ребят и приняли решение вернуться в лагерь именно в этой точке.
Наша команда разделилась на две равные части, равно-удаляющиеся друг от друга. До вершины оставалось чуть более трехсот метров в высоту и более часа уверенного подъема. Вершина высочайшей горы Европы почти уже была у наших ног.
По крайней мере я отчетливо чувствовал ее приближение. На этом последнем участке пути я внезапно почувствовал прилив сил и второе дыхание. Вершина была уже слишком близко, чтобы поддаться усталости и повернуть назад.
Обледеневший склон чуть было не утащил вниз Диму, но он мужественно вонзил в него обледеневшие рукавицы, чтобы удержаться от дальнейшего падения. Мы поднялись вот уже почти на сто метров над седловиной и сели на льду для небольшой передышки.
Александр как раз показал мне, как надо разбивать ногой лед, чтобы потом зафиксировать на нем свою задницу от внезапного падения.
Но не прошло и минуты, как где-то вдалеке. Вдалеке от традиционной для восхождения тропы, на дальнем склоне Эльбруса мы увидели машущие руки. Мы сначала даже приняли их за радостные вопли взошедших на вершину людей, но уже очень скоро услышали доносящееся издалека — хелп…
Они находились на другом конце седловины, за камнями, на расстоянии километра от нас или даже более того. Мы видели только машущие руки и еле слышали этот крик о помощи. Спуститься вниз и пересечь седловину с большой вероятностью значило бы для нас отказаться от восхождения на вершину.
Как раз за неделю до восхождения я прочитал несколько статей о том, как люди идущие на вершину Эвереста, проходят мимо замерзающих людей, а возвращаясь вниз находят уже трупы. На высоте, по всей видимости, своя мораль, и подобный подход для больших высот - обычное дело.
Мы приняли решение отправиться к ним. Двое поляков, парень и девушка, по известным только им одним причинам решили подняться на гору без гидов, сошли с тропы и уже на спуске с вершины покатились кубарем вниз. Они потеряли палки, перчатки и очки. У девушки была вывернута ключица, сломаны ребра, а из головы текла кровь. Парень лежал неподалеку со сломанной ногой без малейшей возможности сдвинуться с места.
Потеря очков на такой высоте благодаря чрезвычайно яркому отражающемуся от снега солнцу в течение пары часов выжигает сетчатку
глаза. Человек на время теряет зрение, перестает ориентироваться в пространстве и с большой вероятностью уходит с тропы и проваливается в трещину в леднике. Я как раз читал об этом накануне восхождения.
Отсутствие перчаток - это обмороженные пальцы, а ночь во льду на такой высоте - почти что гарантированная смерть. В этот момент поляки еще не до конца понимали, что наличие медицинской страховки не поможет поднять вертолет на высоту 5 300 метров, а отсутствие всякой связи делает крайне затруднительным даже элементарный вызов спасателей.
Александр с Димой остались с ранеными поляками, а я побежал через седловину просить о помощи спускающихся вниз альпинистов. Кроме нас на вершине в тот день было еще четыре человека. Я смог разглядеть их вот уже через тридцать минут.
Двое в желтых куртках еле-еле спускались с вершины. Гид практически нес на себе полуживого пожилого японца. Я понимал, что самое большее о чем я могу попросить их - это вызвать спасателей на спуске, когда появится связь.
Ситуация осложнялась еще и тем, что японец был глухо-немым, и гид объяснялся с ним жестами. Оставить его в таком состоянии на такой высоте гид просто не мог. Но он на пальцах объяснил ему ситуацию и побежал вниз за хребет, чтобы скорее вызвать спасателей. Мы понимали, что сможем дождаться их только к ночи. Ведь только подъем на эту высоту от лагеря МЧС может занять несколько часов.
Я караулил на небольшой удалении глухонемого японца и дожидался второго спускающегося с горы гида с туристом. Турист по случайному совпадению был здоровым детиной в полуживом состоянии и мог передвигаться исключительно при помощи гида, хрупкой девушки-гида Лизы, приехавшей на Эльбрус десяток лет назад из Германии и работающей с тех пор на горе гидом.
В это время Дима с Сашей перевели на нашу часть седловины раненую полячку. Передвигалась она еле-еле, и Дима, который на тот момент чувствовал себя уже крайне тяжело, боялся спускаться с ней вниз.
По случайному совпадению предыдущим вечером Дима зачем-то взял в прокате еще одну маску, забыв о том, что у него была своя в рюкзаке. Мы обсудили это перед выходом, но дополнительная маска так и осталась в кармане. Я отдал замерзающей девушке свои толстые варежки и несколько таблеток нурофена.
Дима, раненая полячка и хрупкая девушка-гид Лиза из Германии с полуживым детиной туристом отправились вниз по склону.
Мы с Сашей одолжили у Лизы канат и отправились через седловину назад к раненому поляку.
Даже на равнине тащить стокилограммового человека со сломанной ногой - не самая простая задача. А донести его до вновьпостроенной спасательной хижины на расстоянии чуть более километра через седловину было бы крайне сложно.
На этой высоте сил практически нет, а если они и были, то через несколько часов покидают окончательно даже самый здоровый организм. Особенно без предварительной акклиматизации.
Саша связал поляку ноги веревкой, предварительно согнув их в коленях. Мы укрепили сломанную ногу лыжными палками и из последних сил потащили поляка к спасательной хижине.
Я не знаю откуда, но в этой экстремальной ситуации у меня обнаружились дополнительные силы. Они появились, как только я понял, что на вершине нам придется провести не пару, а в лучшем случае шесть-восемь часов.
Каждые три-пять метров мы останавливались передохнуть. Я пытался тянуть канат быстрее, но тогда раненый поляк, который еле держал его руками начинал истошно кричать от боли. Сашиных сил было гораздо больше, и в какой-то момент я просто лег на лед, чтобы немного отдохнуть.
В этот момент Саша как раз отправился в спасательную хижину за подстилкой, чтобы нам было легче тащить раненого. Подстилку унесло ветром через несколько секунд, и мы продолжили тянуть его за веревку.
Через четыре часа мы добрались до спасательной хижины. Той самой хижины, которую несколько лет строили добровольцы на этой горе. И для нас - эта самая хижина была последним шансом спасти поляка до прихода спасателей.
Уже через час солнце сменилось метелью и туманом, в котором мы не могли увидеть друг друга на расстоянии десяти метров. И поднимись метель на пару часов раньше, сделать что-либо было бы просто невозможно.
Спасатели пришли намного раньше, чем мы рассчитывали их увидеть. Они проделали этот крайне тяжелый путь на вершину очень быстро, и я скажу Вам честно, был очень удивлен тому, какие замечательные люди работают в МЧС на Эльбрусе. Без них и без этой самой хижины спасти человека было бы почти невозможно.
Хижину построили два месяца назад, а в ней мы нашли медикаменты и спальный мешок, в который смогли завернуть поляка. Ребята из МЧС судя по всему были в ней первый раз и всячески благодарили тех, кто ее сделал. Насколько я понял, они почему-то недолюбливают некоего Бегемота (по-моему так), который инициировал и реализовал этот проект, но теперь, в эту самую минуту в его адрес из их уст был направлен неиссякающий поток благодарности и доброты.
Если бы не эта хижина и скорый приход спасателей, спасти людей было бы невозможно. В ней раненый поляк смог бы по крайней мере протянуть до утра. Хотя минус тридцать градусов по целью, ветер скоростью тридцать метров в секунду, отсутствие кислорода и высота более пяти тысяч трехсот метров - все это крайне непростые условия для выживания раненого человека, неспособного передвигаться самостоятельно.
Ребята из МЧС сделали перевязку, закутали раненого в спальный мешок и понесли вниз по склону. Чтобы понять, насколько тяжелой была эта задача даже для четырех человек, нужно представить себе узкую тропу на ледовой горке длиной несколько километров. И ребята из МЧС поднимаются на эту гору тогда, когда кому-нибудь нужна помощь. Для того, чтобы рискуя своей жизнью спасти чью-то жизнь.
Может быть именно поэтому бывает так противно читать реплики обиженных на жизнь людей, которые обвиняют спасателей или пожарников во всех смертных грехах. В том, что у них нет вертолета, который прилетает через пять минут на высоту более пяти километров или какого-то оборудования. Неприятно читать статьи людей, которые обсирают в своих блогах или статьях пожарных, боровшихся с пожарами этим летом, или других спасательных операциях.
Противно за всех тех, кто простите за выражение, ссыт на труд и отвагу людей, каждый день приходящих на помощь тому, кто в ней нуждается. Причем очень часто ценой своей жизни.
Вот такая вот история, друзья мои, получилась из нашего скоростного восхождения на Эльбрус в эти выходные.
Еще раз благодарю Сашу Абрамова, Сергея “Ежика”, Петра и Павла Толстых, Диму Фреймана и всех тех, с кем мы познакомились в этой короткой экспедиции.
P.S.
Мне бы очень хотелось, чтобы эта информация дошла каким-то образом до посольства Польши в России или может быть польской прессы, которая могла бы отблагодарить ребят из МЧС на Эльбрусе и добровольцев которые построили эту хижину на горе за их труд и бескорыстные, самоотверженные действия по спасению жизней их земляков.
Отдельные фотографии:
Это вид с подъема над седловиной. Маленькая оранжевая точка это и есть новая спасательная хижина на высоте 5 300 метров. Погода пока была хорошей. Именно из этой точки мы и увидели поляков.
Мы идем вниз по склону к тому месту, откуда послышались крики. Ребята в нескольких стах метрах впереди меня.
Раненому поляку перевязывают ногу в хижине.
Ребята из МЧС несут поляка по склону. Я еле успеваю идти за ними, так как после семи часов на такой высоте чувствовал себя неважно.
Спасатели из МЧС на Эльбрусе.
Спасатели, раненый поляк и Саша Абрамов.
А здесь склон уже резко пошел вниз. Высота около 5 100 метров. На заднем фоне видно, как поднимается метель, которая очень скоро снизит видимость до ноля. В тумане ничего не было видно на расстоянии пяти метров.
Линзы в камере запотели, и фотографировать я больше не мог.
А это моя фотография за минуту до того, как мы услышали крики поляков.
*****
30 сентября мы приглашаем Вас на традиционный вечер Клуба 7 Вершин !
Подробности на сайте klub7vershin.ru
Надеемся, что там будут все участники этого восхождения.
553
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
в принципе - вопрос о хижине - т.е. о ее необходимости для нас закрыт - даже одна спасенная жизнь это уже достаточно.
Может быть, нужно завести в ней "бортовой журнал спасённых жизней"?
Или "журнал для протоколов несчастных случаев"?
---------
тамада на свадьбу
Эта хрупкая девушка столько туда всего перетаскала, для строительства (в течении 2 лет мы с ними почему-то постоянно на горе встречались:) ... и "избушко пригодилась"
А у поляков. видимо, всё таки ген "самозакланиянасклонеЭльбруса".
Видимо господам было нечем зарубаться, ибо они шли с палками, ведь так легче, ведь там все с палками идут, ведь там так просто, что ледоруб не нужен...
Очень своеобразная у них интеллигенция. Страна то живет в долг.
Абрамов появился в офисе и еще три фотографии попросил опубликовать.
Так вот транспортировали поляка, представившегося Стасом до спасительной хижины
Как я понял, у него сломана нога, в голени.
Вдоль левой ноги под фонариком приложена палка и зафиксирована веревкой к двум ступням.
Палка под коленками чисто для транспортировки, за нее крепятся поводья? При этом поляк едет головой вперед?
знаю двух поляков, последние 15 лет проживают в Нью-Йорке,
на Денали ходили четыре раза
"Мораль сей басни" (это просто известный речевой оборот :-) такова: горы играют человеческими судьбами легко - особенно, если люди им подыгрывают. Спасаемые и спасавшие (я не спасателей МЧС имею ввиду) могли при ином стечении обстоятельств поменяться местами... Не знаю, конечно, насколько поляки бы впряглись в спасаловку (имеем кучу обратных примеров) - но, по любому, хижина свое отыгрывает с ходу...
Я о другом: за два дня на Эльбрус, на резервах... Когда такое предлагают лыжникам или легкоатлетам, у которых сердце и сосуды тренированные, это ещё можно понять, там есть повод предполагать, что резервы точно имеются... А вот "офисный планктон" на это подсаживать, типа "тур выходного дня"... Вот пишущий - явно не альпинист, верёвку "канатом" величает и т.п. А ежели б с ним, не дай бог, что? От нагрузок при спасах? Тут вот ниже размышляли о том, кто виноват в НС на Гидане, а потом справедливо решили, что каждый в ответе сам за себя. А как в этой ситуации, когда авторитетный гид говорит:"Пошли, ребята, кто хочет, проверим ваши резервы на прочность. Вставайте, кто платежеспособен, вперёд, затопчем Эльбрус!". Я не сомневаюсь в опыте и квалификации Абрамова, но всё равно - профанацией попахивает.
При этом новичков в группе не было, все ходили и в этом сезоне. Результаты эксперимента будут еще анализироваться.
"Канат" лучше было не писать, уверен, что это не от незнания самого употребимого в данном случае слова. Но нужно учесть, что текст был написан с невиданной скоростью, ночь с субботу на воскресенье автор был еще на Бочках.
парни со службы - вчера смогли только сказать, что работали - и пообещали потом рассказать остальное
надо перед лестницей повесить "кармашек" с тапочками для кошек.
как в музее шоб
надо к этому делу приспособить сотрудников нацпарка
пусть проверяют сменку, а у кого нет - продают кошкоупорные бахилы
а то "пермит", "пермит"
А насчёт "апеляций к небу" - наверное ты прав, хотя я же не прекращаю усилий в попытках приучить собственного ребёнка не ложиться на кровать в кросовках :)
А жестяные листы - это плохо - будет отпотевать и дерево гнить.
А 2 мм стальной лист на всю площадь будет весить очередные полтонны.
Если я не ошибаюсь в прикидках.
Резина, конечно, раза в три-четыре менее плотная, но и двумя миллиметрами там не отделаешься...
А не тонкий 2 мм алюминий?
алюминий можно взять в 2 раза толще при том же весе
плюс защита от пожара - у нас же было квадратов пять для организации места под горелку - но сдуло нафиг.....
Сейчас снова прочитал свой первый пост, и понял, что ElOso (см. след. пост) в принципе правильно среагировал, а виноват я сам, поскольку не подумав, употребил не то слово - "заклинивают". Извиняюсь. В реале сетка не "клинила", а создавала сопротивление ходу за счет сдерживания зубьев. Как я подозреваю, прогнившие западные буржуины пытались воздействовать на посконного пролетария специальным завуалированным трюком, который можно вполне назвать "аудиовизуальным" - как я понимаю, входящий видел перед собой сетку, рефлекторно реагировал на неё сбиванием снега с бот (в процессе чего, видимо, стимулировался на то, чтобы задуматься об этих ботах), слышал мерзкое клацанье (погромче того, что он слышал снаружи на подходе, хе-хе), и в придачу ко всему ощущал сопротивление снизу. Опаньки! Вот так кровожадные капиталистические акулы выжимают соки из пролетов, и всё только с одной целью - чтобы не таскать в высоту много кило материалов, дабы перекрыть весь пол.
http://prosechka.com/
Закрепить на петлях, чтоб можно было легко поднимать и счищать снег.
Лист ведь жесткий и и прочный.
и вот еще - давно хотел спросить -вы какой из Хронов ??:)
Уже почти што старый турыст и молодой начинающий альпынист :)
А жестянка да, пробъется за раз... но и пол из жестянки не сделаешь.
Как альтернатива - это дерево обшитое тонким слоем стали. По весу и износостойкости - это будет самый выигрышный вариант.
Глубокая сетка тоже хороший вариант, но тогда весь снег с кошек будет в ячейках сетки и пол получится вечно снежным или из ледяных кубиков, которые оттуда фиг выковыришь.
Хотел ещё добавить к моему предыдущему комменту, кое-что уточнив:
Твердость алюминьки во много раз меньше, чем у стали т.е. шипами от стальных кошек можно такие канавы(царапины) делать, что даже 2мм лист можно раскрошить в хлам.
Сталь же подобные тыканья держит не в пример лучше и в сумме по износостойкости/весу явно выигрывает причем с хорошим отрывом. Ну а далее см. мой коммент выше.
1) Это будет больше 500 кг, на площадь хижины
2) Насколько часто и какую часть ее придется менять? Сколько она выстоит сезонов?
Пари на сет камов?
сет BD это для многих аргумент - щас попрут предложения аутсорсинга за пол цены и т.д.
ввалился - отстегни: какие проблемы то?
Мне всегда казалось, что инициировал этот проект, все таки Сквозняк.
2 Веденин: Сереж, это - СЛАВА!
=)))
з.ы. а с полом в избушке надо что то делать - застилать резиной что ли, какими- нибудь расходниками. А то кошками весь "ламинат" быстро угробят! Понятное дело вот как с поляком ситуация - спасателям было не до мелочей, типа снимать или не снимать кошки, вопрос стоял о жизни человека, а вот народ, заходящий в хижину, не умеющий "читать" и по простоте душевной может не парится и кошки не снимать!
программа сильно отдает авантюризмом. Опытные альпинисты и сами дорогу найдут, а «романтики-клиенты» скорее всего не осознают во что ввязываются и насколько их жизнь зависит от гидов (при всем громадном уважении к гидам и организаторам)
в организме содержатся значительные запасы энергии, которые могут быть реализованы по бескислородному циклу. на 2й и 3й день нахождения на высоте они заканчиваются.
Журналист НТВ Юра Кучинский - совершил восхождение до 5350 на следующее утро после прилета из Москвы. Правда у нас было в команде 2 врача и 4 спасателя.
В квалификации Александра Абрамова сомнений нет никаких и он это в очередной раз доказал. Даже со спасработами и т.д. его клиенты внизу и живы.
перепост будет.
"the news will be presented in one of the biggest Polish news websites www.gazeta.pl "
почитать можно тут:
http://wiadomosci.gazeta.pl/Wiadomosci/1,80277,8441813,Rosyjscy_alpinisci_uratowali_polskich_turystow_na.html
Спасибо за поляков.
Спасибо за хижину!
Не знаю как поляки, а вот немцы очень расчётливы и практичны. За нами как-то немцы увязались на Эльбрус с севера. Так вот они дошли ровно до высоты Монблана и по какой-то причине дружно повернули вниз. Ещё рассвет не наступил.
в смысле, страховые компании как-то не в восторге
то есть денег они, конечно, возьмут
но
Уважаемый писавший пост. Сказать-то вам нечего. :) Хорошо, что все вот так прошло, молодцы что людям на помощь пришли.
Туристов из Польши особенно, молодцы, больно но терпели.
Нашим ребятам честь и хвала.
Ещё раз спасибо за хижину.
Спасибо спасателям, и "профессиональным" и тем, кто ими стал по "неволе".
Хочу поимённо назвать спасателёй МЧС, которых мне удалось разглядеть на фотографиях:
Адамей Джаппуев.
Владимир Гончар.
Лёха (Водолаз) -Лёха, прости, за столько лет твою фамилию не запомнил...
И все те, кого (простите ребята) на фото не узнал!!!
Слева вижу коврик. А остальное на полу - снег?
огромное спасибо всем кто учавствовал в спас работах особеено автору и его команде которые нашели в себе силы и свернули на тропу помощи
Принято решение установить в хижине радиостанцию для связи со спасательной службой.
Идея на сегодня такова - солнечные панели -несколько штук снаружи - несколько, чтобы все сразу не задуло снегом. Аккумулятор не обслуживаемый в железный ящик внутрь, в него же станцию - видимо стандартную 5 ватку - сделать - видимо самим руками придется вандалоустойчивый микрофон и громкоговоритель - аналог домофона. внешняя антенна и громоотвод.
есть идеи и мысли по данному вопросу?
Как альтернативу предлагаю для питания радиостанции использовать динамомашину. Крутишь ручку - есть связь. Надёжней чем современная электроника. Не думаю, что микрофон будут ломать, а вот инструкцию по использованию нужно разместить обязательно на нескольких языках и с картинками.
суть :
рама от велосипеда с рулем и педалями. генератор автомобильный 12 вольт (со стабилизатором)
сел, крутишь педали. говоришь со спасателями через станцию с усилком 10-30 ватт
станция и усилок в антивандальном ящике.
на ящике лампочка (или прозрачная стенка - зажглась панель на станции - значит правильно педалируешь. можно говорить.)
кнопка микрофона и громкоговоритель
надо как-то заряжать существующий аккумулятор если он сел. солнца нет. солнечные батареи занесены снегом и дают "ноль"
самый простой вариант - использовать автомобильный генератор. он достаточно производительный
крутишь ручку (педаль от велика) крутится маховик (колесо) много сил не надо.
хотя комизм ситуации понял) в случае если дополз сам со сломанной ногой... ага, крути педали... )))
Дим, ты помнишь динамо-зарядки для мобильников? Сколько их надо крутить, чтоб там чота зашевелилось? А в р/станции другие мощности.
Если сол. батареи правильно разместить, вероятность заноса снегом будет низкой. Как я писал ниже, разместить имеет смысл в прозрачном колпаке - из прозрачного пластика, например. В хижине поставить палку со щеткой на конце: вышел - протер. А тонкий слой снега будет пропускать достаточно света.
динамы от мобильников - выбросить и забыть
читай внимательно - "автомобильный генератор" имеет стабилизатор на 12 вольт.
живучий (холод, жара, вода (броды), пыль, глина, песок)
Ну да ладна - все равно сначала расчеты, потом полевые испытания на морозе и т.п.
Но я все же за солбаты + аккумулятор.
чем проще тем лучше.
самый простой генератор, и "прялка"
На спине ранец со станцией и динамомашиной. 10 оборотов крутнул - 2 минуты связи. Можно надыбать именно такую станцию и поднять наверх - работать будет.
Генератор 12в не вариант, слижком большой ток и усилие для вращения, рации такой ток ненужен.
Вместо аккумуляторов можно использовать ёмкие конденсаторы по 1 фараду и выше, они недёшево стоят, но это оптимальный вариант по эксплуатации в условиях до -50. Ручка, маховик и маленький генератор, конденсатор высокой ёмкости и схема ограничителя напряжения, больше ничего ненужно. Если ужелить этому время, то можно найти кучу конструкций готовых и по отдельности в интернете.
А ещё можно до гребня леску натянуть и 2 стаканчика повесить, один в хижине, другой у спасов))
Да и подслушают еще... никакой секюрности!
Сел, быстро крутишь педали - начинает играть музыка, ..Сел, очень быстро крутишь педали - спасательный домик начинает двигаться в сторону приюта 11.. :)
Хоть динамомашина, это и наиболее простой вариант - стоит наверное рассматривать возможность исполнения в альтернативе 2-3 источника питания.
Аккумулятор - зимний камазовский. Кста, можно вывести наружу карман для пальчиковых батареек. Подошел, вставил батареечки, потрепался.
Сол. батареи - поместить в прозрачные капсулы, чтоб не убило абразивом и вандалами.
За ветряки я сильно не уверен - механика всегда будет требовать какого-то обслуживания. Да и большинство ветряков порвет те ветром.
"Эти аккумуляторы прошли испытания в Арктической экпедиции "Полярное кольцо", где обеспечивали бесперебойную работу техники при температуре воздуха до -40 С."
Я знаю эту экспедицию, даже баллтировался в ее участники :)
Радиостанции:
Эрика-315, -30С..+60С
Моторолы, -30С..+60С
если питание от внешнего источника - думаю диапазон температур может быть шире.
Ощем, нада специалиста, чо. У меня их тут полно, нада тока встретиться. Ну и пробовать.
При зарядке аккумулятора с помощью динамомашины, от горняжки умрёшь раньше, чем напряжение поднимется до нужного уровня.
А мобильник из седла ещё не ловит?
Изменение ёмкости при низких температурах нужно тестировать в криокамерах, ну или на крайняк в мощных морозилках.
В принципе, ёмкость значительной роли не играет, а вот падение напряжения при истоке заряда будет устраняться схемой, которая будет держать напряжение на уровне номинального рации, а потом просто отключать его, без падения. Частоты останутся на своём месте, а терпящий бедствие будет крутить ручку каждый раз как будет пропадать связь, или крутить её постоянно. Или можно придумать небольшой маховик, который будет поддерживать ротор динамомашины во вращении.
Простейший пример - фонарик жужалка.
вы знаете, из чего состоит электрический колебательный контур? из катушки и конденсатора. от емкости конденсатора зависит собственная частота электрических колебаний контура. радиосигнал в приемнике воспринимается колебательным контуром, если несущая частота сигнала совпадает с собственной частотой контура. если не совпадает - сигнал не принимается. если от температуры уехала емкость конденсатора в контуре вашей рации - вы не сможете связаться со спасателями на оговоренной частоте.
в кратце так.
Если в конструкции рации будут использованы керамические конденсаторы с твёрдым диэлектриком, то их ёмкость будет оставаться постоянной при большом колебании температур.
К тому же в современных системах(годов с 80-х) есть автоподстройка при помощи варистора. Она частично или полностью компенсирует изменения ёмкости конденсаторов в контуре.
В седловине - хуже: только с южного края, где на тропу выходят скалы, связь через портативку удовлетворительная, а уже из середины седловины ее нет. Поэтому, на хижину надо обязательно ставить нормальную антенну. Но это-то вопрос не самый сложный.
Информация не секретная, это публиковали. Первая частота обычно самая рабочая.
На самом деле с вершины достаточно посылать сигнал о помощи, вовсе не обязательно голосовой. Типа нажал красную кнопку и можно покимарить...
Если рация на базе работает постоянно - ваша схема сработает.
Связь это дополнительные спасенные жизни!
поискал сейчас Karl-Schuster-Biwak в картинках гугла, а он на этот запрос теперь фотки RF5300 выдает :)
_____________________________________________________________________
В: Вы делаете только сам бивак, или также электрику в нём?
О: Только бивак, фотовольтаика устанавливается потом другими фирмами, с которыми у нас договор [называет 2 немецких института].
В: В том месте и на той высоте, где установлен Ваш бивак, за прошедшие с момента возведения этого бивака 13 лет температуры доходили иногда до более 30 градусов мороза. А как Вы думаете, может ли применённая в этом биваке электросистема работать при около минус 50 градусов?
О: На этот вопрос я Вам точно ответить не могу, скажу только одно: мы поставляли биваки в Антарктиду, где как раз температуры достигают названных Вами значений, и там на них тоже устанавливалась фотовольтаика, и она работала в тех условиях.
В: В каком обслуживании нуждается Ваш бивак?
О: Сам бивак вообще не нуждается в обслуживании, а вот аккумулятор один раз меняли [см. выше данные о времени сооружения].
_____________________________________________________________________
Ниже три фотографии, которые я сделал у этого бивака - публикую, чтобы было понятна размерность всех элементов и некоторые выше в ветке упомянутые детали. На первой фотографии видно две основные делали электро(радио) системы - эта одна-единственная солнечная панель (длина у неё примерно 1 метр, о ширине можно судить по пропорциям), и антенна, находящаяся на уровне середины двери и насаженная на трубу, к которой крепится солнечная панель; антенна направлена точно на Инсбрук, где базированы местные спасатели (ахтунг: между биваком и Инсбруком находятся 2 хребта). На второй фотографии - увеличенное изображение ящика с кнопкой, расположенного внутри бивака (сам ящик видно на фотографии, приведённой выше в этой ветке). Там нет комбинации микрофон-громкоговоритель (как писалось выше), микрофон расположен отдельно (маленькая дырка внизу слева). Сам аккумулятор находится за пределами бивака, под его дном и практически на улице. На третьей фотографии - "вырезка" часового выключателя, сделанная из приведённой выше в данной ветке фотографии внутренностей бивака - на выключателе там максимум не 30-40 минут, а 2 часа. В принципе, не очень важно - можно снова повернуть, и будет свет.
как всегда по делу.
Я писал а почту полибивак - ответа увы не получил
Про антенну - понятно, есть разные варианты, в т.ч направленные, но в нашем варианте достаточно штыря без наворотов. Если будет недостаточно - применим направленную.
Про сол. батареи - ну вот, хватает даже небольшой панели. В принципе, все это считается без проблем.
Оставаясь в упомянутой "хайтековской" струе, хочу вот ещё что добавить: вы там насчёт солнечных панелей-то продумайте хорошо. А то ведь, как я слышал, там винтокрылые машины иногда того-самого. А вдруг какое вертолётко громыхнётся и эти панельки разнесёт? Шутка... но бывает (чинили всю систему электроснабжения несмотря на повреждение только части панелей). Фотография взята давно с какого-то новостного швейцарского сайта, сейчас её вообще не найти, так что звиняйте, что без авторства.
А монте розу жалко - они должны приехать на семинар по хижинам в Италию - допрошу.
Насчет связи: был пару лет назад, вроде мегафон "светил" без проблем. Я даже расстраивался по поводу, что не так интересно стало - слишком цивильно. Может что путаю, но нам прямо в МЧС дали номер и сказали, чтобы звонили хоть с вершины.
-------------------------
Извиняем. Понимаем, что случай не подвернулся.
Эльбрус и Эверест несопоставимы по материальным и временнЫм затратам.
Да и оказывая помощь на 8 км можно самому незаметно умереть...
Поэтому и решение о прекращении восхождения и оказании помощи другим людям принимается по-разному. Сравнивать немного некорректно.
А про поляков нехорошо плохо писать, что, мол, их надо отстреливать за небезопасность. Их просто много среди альпинистов в горах бывшего СНГ, поэтому и в сводках происшествий тоже много.
Возможно, они решили спрямить путь. Там же тропа выходит с юга на седловину, потом вы идете по седловине какое-то время и только потом, ближе к северу начинаете подниматься вверх на западную вершину.
Да и оказывая помощь на 8 км можно самому незаметно умереть...
Поэтому и решение о прекращении восхождения и оказании помощи другим людям принимается по-разному. Сравнивать немного некорректно."
Всё равно, непонятна такая "некорректность". Как можно пройти мимо живого человека, который умирает без помощи.
Илья Шершнев и Александр Абрамов на вечере Клуба 7 Вершин
В тот день действительно групп кроме автора статьи больше и не было, кроме еще пары человек. Я так понимаю - группу автора я встретил в конце Косой полки - мы поздоровались, я сказал, что на седловине ветер слишком сильный и порывистый, на что мне ответили, что ерунда. Пожелал удачи и побежал вниз, т.к. мои уже уходили с Приюта и мне не хотелось идти одному.
Честно сказать - ветер в седловине действительно был достаточно сильным и порывистым - пару раз я сам ложился на склон, чтобы не сдуло....
На спуске и подъеме с седловины нужен был ледоруб - там реально могло легко сдуть.
Мы как-то не шли одной группой.....что, в общем....не очень хорошо....., насколько я теперь это все могу оценивать....
Автору статьи ОГРОМНОЕ СПАСИБО!
Строителям хижины - ОГРОМНОЕ СПАСИБО!
Там действительно есть и газ и спальники, но как мне сказал товарищ, который там ночевал - пришли туристы - поночевали - из 4-х спальников осталось два......
Ночью в ней холодно - было до -12С по его же словам, но если палатку ставить внутри - нормально.
В общем - спасибо автору за помощь!!!
Стасу и Мирославе скорейшего выздоровления!!!
Людей?
"газета выборча"