Эльбрус через Западное плечо

Пишет Штурман, 23.08.2010 04:46

Эльбрус через Западное плечо (Альпинизм, альпинизм, кюкюртлю)

Давно собирался сделать описание маршрута на Эльбрус через его Западное плечо (поскольку маршрут интересный, а информации по нему очень мало), и вот недавнее обсуждение наконец сподвигло.. получилось, правда, не техническое описание, а скорее рассказ..

Маршрут в классификаторе записан как 2Б через З. плечо, Н.Попов, 1932г. Описаний его мне встречались только два: кратенькое в книге Наумова "Баксанская долина", мало соответствующее реальности (к примеру, подъём с биваком от пер.Хотю-Тау на плечо по Наумову занимает 3-5 часов!), и интересный рассказ о сноубордической экспедиции, к которому, тем не менее, есть что добавить.
Но начну по порядку. Дело было в 2007г. Ростовская федерация альпинизма организовала восхождение на пик Ленина, и я попал в состав сборной. Но сроки экспедиции были сжатые, и акклиматизироваться предлагалось заранее. Выкроил я неделю перед отъездом, нашёл товарища в компанию, испытанного бойца Колю Пархоменко, и стали мы думать, как же эффективней потратить время. Самый доступный вариант, конечно, Эльбрус - но уже, прямо скажем, поднадоевший.. оба мы там бывали, но по южной классике. Вариант с севера отпадал по логистическим причинам. Ну и как-то так получилось, что нами завладела идея траверса запад-восток, с подъёмом через западное плечо и спуском по ачкерьякольскому потоку. Короче, 22.07 в 14-30 мы вышли со станции Кругозор в направлении плато Хотю-Тау. За два часа по набитой в морене тропе дошли до озера, где и заночевали. Место красивое, особенно утром
Эльбрус через Западное плечо (Альпинизм, альпинизм, кюкюртлю)

место примечательно также большим количеством каменных "автографов" типа "здесь был Вася".

Коля тоже не поленился увековечить имя нашего славного политеха :)

немало там также других следов человеческой деятельности
Эльбрус через Западное плечо (Альпинизм, альпинизм, кюкюртлю)

ну и при наличии хорошей оптики можно наблюдать оживлённое движение по косой полке классического маршрута

в общем, вышли дальше в 9-30. Дальше был уже открытый лёд, местами заваленный камнями. Трещины небольшие и легко обходятся или просто перешагиваются. В 10-50 остановились у осыпи с большим количеством камней с вкраплениями кристаллической серы

Бросили там рюкзаки и налегке отправились на перевал Эхо Войны. Ходу до него оказалось около часа. На перевале нашли несколько гильз, но явно не времён войны, а с войны там остались разрушенные бревенчатые сооружения и внушительный отвал консервных банок. Понятное дело, не до охраны природы было.. кстати, в 2001-м нашёл на плато Хотю-Тау целый снаряд.
Эльбрус через Западное плечо (Альпинизм, альпинизм, кюкюртлю)

С перевала хорошо просматривался почти весь наш маршрут

Полюбовались видами и вернулись к нашим бара.. ээ.. рюкзакам. Продолжили путь по маршруту в 13-30. Прошли поляну с грибами..

и в 15-20 вышли на обалденную ровную песчаную площадку размером с футбольное поле, у основания скальной гряды. Решили не выпендриваться и заночевать здесь. И вовремя, потому что через час посыпался весьма крупный град. А ночью приморозило..
Эльбрус через Западное плечо (Альпинизм, альпинизм, кюкюртлю)

В 8-20 утра начали подъём по гряде. Сначала местами шли по ещё примороженному снегу, а потом уже не сходили с сильно разрушенных скал, а точнее, с осыпного гребня. Попадались следы жизнедеятельности первобытных альпинистов

Около часа гряда закончилась, и дальше было раскисшее снежное поле. Пришлось остановиться здесь. Нашли заброску, судя по надписям на консервах, товарищей из братского незалежнего государства. Оставили её дожидаться своего чёрного альпиниста. Времени было много, и мы занялись разными бытовыми делами. Коля вспомнил о своих неточеных кошках и принялся за работу, не жалея местной горной породы

Эльбрус отсюда смотрелся особенно грозно
Эльбрус через Западное плечо (Альпинизм, альпинизм, кюкюртлю)

Решили на следующий день сразу на плечо не идти, а подойти к нему поближе и разведать что к чему. Вышли в 7-30 и за 1.5 часа по морозному снежку подошли к зубьям у подножия "хобота" - южного ребра западного плеча. В щели между зубьями открывался бесподобный вид на долину Уллу-кама и скалы Кюкюртлю.

Начинало зверски припекать. Пришлось прибегать к всяческим ухищрениям для защиты от солнца

Обнаружили на снегу живую бабочку. В обсуждении, чем питаются бабочки на высоте больше 4км, пришли к выводу, что питаются они снегом. По крайней мере, наша всё время тыкала хоботком в снег..
А вечером виды были один лучше другого..
Эльбрус через Западное плечо (Альпинизм, альпинизм, кюкюртлю)

Подъём на плечо начали утром в 5-40. Вначале две верёвки влево-вверх по 30-40-градусному ледовому склону, потом две по фирновому ножу.

Страховка через ледобуры. Местами пришлось копать фирн, чтоб добраться до льда. Шли попеременно, поскольку буров у нас немного, да и участок недлинный.

После ножа снежный склон, смёрзшийся с ночи. Какое-то время опять шли попеременно, страхуя друг друга через ледоруб - не очень круто, но рюкзаки тяжёлые, а лететь далеко..
Эльбрус через Западное плечо (Альпинизм, альпинизм, кюкюртлю)

вид за спиной впечатлял..

с середины "хобота" пошли одновременно. Встречаются трещины, но легко обходятся.
вышли на плечо в 13-50. Без тяжёлых рюкзаков и с одновременным движением можно подняться раза в два быстрей (сноубордисты поднимались за 4 часа). Поскольку наслышаны про ураганные ветра на плече, построили защитную стену
Эльбрус через Западное плечо (Альпинизм, альпинизм, кюкюртлю)

к вечеру погода испортилась. Утром тоже временами затягивало. К сожалению, GPS у нас не было, и тропа не маркирована.. вообще следов людей мы не видели, кроме чего-то вроде использованного фальшфеера.

Решили лагерь пока не снимать и пойти сделать заброску. Поднялись до "запятой" (изогнутой каменной грядки) и оставили там кое-какие вещи.

Нашли улиток - интересно, откуда они там? Птицы заносят?

видели людей на Западной

вернулись к палатке. Видимость так и оставалась переменной. А вечером случилась неприятность. Выглянуло солнце и показался в тучах Эльбрус, и я выскочил в одной флиске с фотоаппаратом. Вроде было не холодно, но я вдруг почувствовал на вдохе неприятный холод в лёгких. Сразу залез в спальник, но ощущение не проходило.. Накатила слабость.. единственное, что успокаивало - признаков отёка не было. Мы хоть и зарегистрировались у спасателей, понимали, что в случае чего помочь нам будет непросто.. Промаялся я всю ночь, а утром собрались и пошли, около 5-00. Вроде распогодилось. Начался рассвет, и Эльбрус показывал атмосферное шоу со своей тенью.

Идти мне сначала совсем не хотелось, не было сил, но деваться было некуда. Я надеялся, что постепенно разойдусь - так оно и случилось. Болезненные симптомы ушли. Но от траверса мы решили отказаться (ещё и время поджимало, день же потеряли), поэтому из заброски на "запятой" забрали не всё, оставив часть продуктов и газа. После "запятой" уже в основном поднимались по фирну, хотя встречались и россыпи камней. Неожиданно увидели слева поднимающуюся группу людей. Тогда мы ещё не знали о маршруте с "Утюга".
Эльбрус через Западное плечо (Альпинизм, альпинизм, кюкюртлю)

Люди шли налегке и быстро нас догнали. Поговорили, но откуда они, уже не помню. Они ушли вперёд, а когда мы поднялись на вершину, они уже начали спуск. На вершину мы вышли около 10-00.

Было тепло и почти безветрено. Народу было много, многие лежали и загорали - я такое на Эльбрусе видел впервые..
Дальше рассказывать особо нечего - спустились без приключений по всем известному пути. Единственное, поразило количество воды, текущей по леднику. В районе Приюта 11 текли реки, а у Бочек весь снег превратился в мокрую хлюпающую кашу..
Эльбрус через Западное плечо (Альпинизм, альпинизм, кюкюртлю)

В заключение: маршрут интересный, но требует хорошей подготовки и определённой осторожности в силу своей удалённости. При хорошей акклиматизации его реально пройти с меньшим количеством ночёвок и в два-три раза быстрее, чем получилось у нас. Без предварительной акклиматизации ночевать на плече не советую.
Ну и карта:

Спасибо!..а то вариации на тему"с запада" немного смущали-даже по компасу-этот самый "западный" запад!..:)

Спасибо!

Спасибо! Вот это другое дело - интересный рассказ и всё ясно :).

Сначала изучал Ваш фотоальбом, теперь познакомился и с пояснениями к фотографиям.
Очень интересный обзор маршрута Попова!
Думаю, получив такую информацию, это направление выхода на Эльбрус заинтересует подготовленные группы. Так как оно более интересно в спортивном плане.

Спасибо. +10

Очень интересно!
Насчет бабочек на 4 км. у нас три недели назад был, как было установлено по горячим следам в бане с чаем, случай массовой галлюцинации при восхождении на Восточную вершину Эльбруса. То в 8 утра бабочки летали внизу скал Ленца, то эти бабочки стали большими и металлическими вверху скал...

нашу галлюцинацию наблюдал и фотоаппарат :). Причём видели бабочку и на 5км, но не живую. Объелась снега, видимо..

Бабочка - живая! - на западной вершине Эльбруса

От Кюлюм-Су намеревались как-то подняться на Эльбрус, но... не сложилось. После Хотю-Тау опять же попёрлись к Кругозору. Не та компания попалась...

За публикацию спасибо.

Ну ладно бабочки, понятно что не глюк. Но улитки-то летать не умеют, да и в снегу как-то не живут. Откуда они на такой высоте и что они там жрут? Бабочек ловят?))

я думаю, если использовать методы известного сыщика, ответ можно найти на этой фотке (снято там же рядом с улитками):

Очень интересные фотографии, все коротко и понятно! Спасибо за это большое, а так же за отметки на карте. Все это вместе дает довольно ясную картину всего маршрута, а следовательно полезную=)
Помнится народ шутил об использовании упавшего пару лет назад вертолета на западном плече в качестве приюта, вы там случайно его не видели или он может в пропасть какую уехал уже? ...может что знаете о его судьбе?

вертолёт упал уже после того, как мы там побывали. знакомые ребята собирались туда, надо будет их спросить

Это было бы очень интересно! Спасибо!
Прошу прощения, что невнимательно посмотрел время вашего восхождения (до/после вертолета)

на новых снимках в GoogleEarth разглядел нечто, весьма похожее на тот самый вертолёт..

Спасибо, Штурман. Я сам, как только открылся новый снимок в Google, долго разглядывал это темное пятно, но мне казалось, что вертолет упал ближе к западной вершине и я долго сомневался. Теперь, после вашей заметки и глядя на фотографии, сделанные сразу после падения хорошо видно, что это именно то место. И хвост, как стрелка часов указывает несколько правее западной вершины, плюс бок на котором он лежит и снежный наддув с очевидной стороны, да и габариты... Спасибо ещё раз, теперь я уверен, что это он.