СПОРЫ О ВКУСАХ
«О вкусах не спорят!» - всем известна эта фраза Владимира Ильича Ленина в задушевном разговоре с Надеждой Константиновной Крупской во время товарищеского ужина по поводу взятия Зимнего дворца, когда Владимир Ильич ел красную икру, а Надежда Константиновна – икру минтая.
Тем не менее, споры о вкусах вокруг нового проекта «Снежный барс России» развернулись весьма жаркие.
Сразу можно вежливо отклонить мнения людей, считающих все это ерундой и всяких значков равнодушно не носящих. Ну, не нравится, не хотите, не приемлите, равнодушны – аминь. Никто не заставляет и не настаивает, не грозит блокадой и экономическими санкциями.
Спорить о необходимости подобных явлений имхо глупо – популярность значков и проектов априори высока, и в разных видах существует с незапамятных времен тамплиеров, масонов и поклоников разных прочих культов, одними из которых в настоящее время являются альпинисты вообще и члены ФАР, в частности.
Человеку свойственно выделяться и подчеркивать так или иначе, как свою индивидуальность, так и принадлежность к какому то клану – краповый ли это берет, значок «Выпускник школы 45 с умственным уклоном» или шапочка с надписью «СПАРТАК МОЯ ЛЮБОВЬ!». Так стоит ли столь усердно ломать копья «за» и «против» собственно проекта при таких очевидностях?
Сама идея проекта покорения главных вершин России очень неплоха, и ее автору – Алексею Слотюку – удалось таки убить одним выстрелом нескольких зайцев.
И то, что проект может работать на популяризацию альпинизма, и на массовость, и на коммерческую направляющую – все эти составляющие заложены в идею.
Но ряд важных деталей проекта – при общем одобрении самой идеи – вызвали активную критику и неприятие (см. в ленте комментарии по теме и результаты голосования).
Понятно, что даже самые замечательные идеи никогда не поддерживают 100% респондентов. Но по всем законам психо- и социологии, чтобы продвигать идеи успешно, необходимо, что бы их поддержали хотя бы 40% (если я не ошибся с цифрой) тех, кому эти идеи предлагаются. Иначе – аут.
Я еще раз напомню основные направления проекта, подвергнутые критике:
- не определена важнейшая составляющая – спортивность или массовость – по простым путям к вершинам или по доступным опытным восходителям;
- набор вершин – действительно, наивысшие или наиболее популярные (имиджевые), или географически охватывающие основные горные районы страны;
- название проекта – крайне неудачное;
- графическое воплощение в знаке – невразумительное.
Последнее важно тем, что красивый значок человек будет носить охотно и с удовольствием. Некрасивый положит в коробочку на полочку.
А ведь красивый значок – это еще и массовый ПиАр авторской идеи, образа жизни и т.д. Так стоит ли к этому относиться легковесно и поверхностно?
Наша альпинистская геральдика (как и западная) – она есть, была и будет.
Посмотрите: за последние годы введены знаки и логотипы ФАР, «Инструктор альпинизма», «Спасательный отряд», фестивалей альпинизма, хижины на седловине Эльбруса и др. При том, что до этого в течение почти полутора десятков лет существовал только один наградной знак – «Звезды Безенги».
Какие-то знаки были сделаны по советским прототипам – какие-то по оригинальным идеям; какие-то получились удачными - какие-то нет.
И загадкой для меня остается, почему ФАР с одной стороны признает важность и необходимость этой идеологической и имиджевой составляющей, с другой стороны проявляет равнодушие к качеству и наполнению ее же.
Вот, например, давнее мое предложение: проводить в подобных случаях открытые творческие конкурсы - с условиями, призами, юридическим сопровождением. И с созданием при Правлении ФАР некого худсовета для оценки и выбора наилучшего варианта в рамках тех конкурсных условий…
Почему это предложение проигнорировало руководство ФАР – не понимаю.
Смотрите, какую важность придают своей символике крупнейшие бренды. Кто более-менее в теме, знает какие деньги пошли на апгрейд логотипов РЖД или МТС (и какими скандальными были результаты этих «творческих исканий» потому, что процесс был больше похож на отмывку денег, а не на поиск наиболее выразительного решения).
Предположим, у Федерации нет средств для призового фонда победителей таких конкурсов. Но ведь можно было бы найти иные стимулы для поощрения – например, в конце года пригласить победителя на праздник награждения «Золотого ледоруба России», прилюдно поблагодарить его и вручить диплом ФАР, вручить вещевой приз.
Помнится, несколько лет назад одна из ведущих тогда отечественных аутдоор-фирм пошла именно по такому пути и получила большой выбор вполне качественных и интересных решений.
Ведь странно рассчитывать в современных условиях, что художники-профессионалы будут бесплатно вынашивать и реализовывать идеи чьих бы то ни было имиджей и популяризаций. Отдельные фанаты могут, конечно, раз другой реализовать свои амбиции, но заниматься благотворительностью постоянно?.. Бесплатное же зачастую является просто невостребованным, с соответствующим качеством и отсутствием возможности предъявления претензий.
Споры с появлением такой комиссии не прекратятся - но, по крайней мере, они продолжатся в среде людей, понимающих, как в итоговом решении должно произойти воплощение идеи, почему оно должно быть лаконичным и выразительным, и что такое принципы золотого сечения, стиль и типографика, как вещь будет смотреться в цветном и черно-белом варианте, на лацкане пиджака и в виде плаката А2..…
И, главное, руководству ФАР – в случае появления небесспорных решений - не придется ни оправдываться, ни отмалчиваться, а просто перевести стрелки и умыть руки, отослав всех возмущенных и несогласных к искомой комиссии.
Чтобы не быть голословным и не представать перед читателем в виде некоего «пикейного жилета», расскажу о своих потугах на данном поприще.
В течение последних 20 лет я участвовал в очень многих спортивных и творческих проектах. Часть из них – в идее, организации и воплощении – была лично моей, авторской.
Само собой, в духе времени, каждый проект должен иметь свое название и логотип (эмблему). Приглашать профессионалов – как РЖД или МТС – у меня никогда не было ни возможностей. Поэтому приходилось решать задачи своими силами.
Рисовать – в классическом понимании процесса – я не умею – разве что могу изображать идею на бумаге. Потом я прошу кого-либо умеющего рисовать придать этой идее законченную графически форму. В процессе обсуждаются варианты и уточняются детали. Бывало, попадали с первого раза, бывало – приходилось поискать удовлетворяющий результат.
Вот что получилось за эти годы:
1. 1996. Значок альпклуба «Штурм». Это вариант – из серии «на коленке за 5 минут». Но я все же доволен – ибо никаких высоких требований не предъявлялось, а наоборот приветствовалась простота и экономичность решения.
2. 1997. Воодушевленный посещением кинофестивалей горных фильмов в Словакии, решил провести подобный фестиваль фильмов о спорте и туризме в Петербурге - "Экстрем-кадр".
Увидел фотографию скалолаза-альпиниста в одном иностранном журнале. Она мне показалась весьма выразительной. Добавил туда перфорацию пленки и название, убрал мелкие детали, присутствовавшие на фото. Задача была – получить лого именно в черно-белом варианте. В окончательном виде, несколько изменив детали фигуры, эмблему воспроизвел мой друг, профессиональный рекламист А. Копейкин.
3. 1998. Знак «Звезды Безенги». Я тогда работал зам. директора АУСБ «Безенги» и предложил ввести наградной знак двух степеней. Идея была сразу одобрена директором. Сам проект задумывался как масштабный, имиджевый, исторический. Поэтому хотелось, чтобы в знаке присутствовали классические атрибуты альпинизма, чтобы он получился торжественным и с отражением российской символики. Эскиз через директора был направлен профессиональному художнику и альпинисту С. Дудко из Краснодара, который и довел знак до ныне всем известного.
Так же на основе этого знака была сделана юбилейная печать, ставшая эмблемой альплагеря.
Неким казусом представляются пять звезд на поле неба – в то время, как основных вершин пятитысячников в Безенги – шесть. Это вызывало всегда вопросы, и я напомню почему так случилось. Когда обсуждался и утверждался проект знака – что заняло около полугода – Ю.С. Саратов высказался за то, что бы в зачет шли 5, а не 6 пятитысячников района, и из списков был убран пик Пушкина. Я был против, т.к. пик Пушкина – официальная вершина, зарегистрированная во всех справочниках и классификаторах. И уж если мы говорим о награде за все пятитысячники Безенги – то и надо за все. Потом выяснилось, что Саратов отдельно на Пушкина не совершал восхождений и потому занимал такую позицию. И на момент принятия эскиза значка мнение Саратова взяло верх – художник нарисовал пять звезд.
Мы все очень хотели, чтобы первые знаки и награжденные появились летом 1998 г – к 40-летнему юбилею «Безенги». Поэтому эскиз сразу, зимой, был переведен в электронную форму, и одна из фирм приняла заказ на производство партии знаков за границей. Этот процесс занял порядка 2-3 месяцев, и значки были готовы к июню.
Все это время я продолжал бороться за чистоту идеи, и, в конце концов, нашел взаимоприемлимое решение: вершины пятитысячников, пройденные в траверсах, так же принимались к зачету. Тут уже у Саратова не осталось возражений и проект, отправленный в конце апреля на согласование в Спорткомитет КБР, содержал положение о шести вершинах.
А на знаке так и осталось пять звездочек, которые, впрочем, можно трактовать теперь, как пять тысяч метров…
4. 1999. Журнал «ЭКС». Первые номера «ЭКС»а более года выходили без логотипа. Потом я увидел фотографию скалолаза-альпиниста в одном иностранном журнале. Она мне показалась весьма выразительной. Прикинул, что в монотонной плашке будет очень хорошо смотреться (да и возможностей цветной печати у меня тогда не было). Выбрали гарнитуру шрифта. Окончательный вид вместе с гарнитурой в двух вариантах воспроизвел художник-дизайнер журнала М. Машков.
5. 2001. Фестиваль «Пресс-приключение». С 2001 г в течение четырех лет я провел три таких фестивали (Безенги, Сочи, Лосево Ленинградской области), на которых собирались для общения и обмена опытом представители средств массовой информации (журналы, газеты, ТВ и радио, Интернет) и разных творческих направлений, освещавших тематику путешествий, приключений и экстремальных видов спорта. Эмблема так же из серии «на коленке за 5 минут» - карандаш из библиотеки дизайнера «продолжили» абрисом горной цепи и вставили название мероприятия. Просто в тот момент не было времени на креативы и проработки. Идею довел до окончательного воплощения М. Машков.
6. 2001. Эмблема ФАСЛ Санкт-Петербурга. В 2000-м году Правление питерской федерации радикально обновилось; встал вопрос о символике (не менявшейся с советских времен). Был объявлен открытый конкурс. В итоге Правление проголосовало за этот вариант. Соединить горы, альпинизм и Питер мне лично сразу представлялось в облике шпиля Петропавловской крепости – высшей точки города на протяжении нескольких веков и одного из главных символов Петербурга-Ленинграда. Я набросал эскиз, который предложил довести до ума в графической форме М. Масленниковой, тогда студентке «Репы» - Академии художеств им. И. Репина - и члена клуба «Штурм».
После перебора нескольких вариаций, остановились на этом – он и победил. Денежный приз отдали Маше, т.к. я же сам был инициатором и организатором этого конкурса. Чтобы не возникало вопросов, скажу, что до объявления победителя, авторы всех работ были неизвестны, а работы рассматривались под шифрами.
7. 2005. Поисковая экспедиция «Ушба». В 2004-м на Ушбе пропала группа наших товарищей из альпклуба «Штурм». Я был одним из организаторов и руководителем поисковой экспедиции, проведенной год спустя. Черно-белая гамма подразумевалась по определению. Варианты эмблемы в их окончательном виде проработаны художником-дизайнером журнала «ЭКС» М. Машковым.
8. 2007. Инициативная группа по защите и сохранению особо охраняемой природной территории ООПТ "ОЗЕРО ЯСТРЕБИНОЕ". За озеро – многолетнее пристанище, арену тренировок и соревнований альпинистов, скалолазов, туристов, - вплотную к которому бизнесмены взялись строить карьер, шла борьба в течение 2-3 лет. В группу входили представители самых разных организаций – спортивных, детских, природоохранных, средств массовой информации - в том числе не последнюю роль играли ФАСЛ СПб и журнал «ЭКС». Конкурс на лучший вариант символики группы выиграла наша с М. Машковым работа. При этом в целях пропаганды и агитации использовались и другие работы участников конкурса.
В заключение: создав систему стимулов и поощрений, ФАР могла бы получить не только проекты красивых логотипов и знаков, но и эскизы плакатов, дипломов и прочей наградной и памятной символики. Нам всем - от новичков до ветеранов - было бы приятно, если наш альпинизм в этих моментах выглядел стильно и привлекательно. Так что давайте спорить о вкусах...
133
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
О вкусах: всё понравилось, кроме "Штурм" - нет в нём штурма, похоже было выполнено при освоении Word-рисование как упражнение.
примерно так. я ведь и написал - из серии "на коленке за пять минут" - вполне исчерпывающе для понимающих.
=нет в нём штурма=
штурма никакого и не надо было - тогда хватило бы обойтсь даже одним словом "Штурм"
Поддерживаю полностью. В части выбора символики действительно удобны конкурсы. Но кроме этого, при принятии подобных проектов ФАР также необходимо предварительное открытое обсуждение их содержания и названия.
Конкурсная система удобна во многих случаях - когда нет чего то определенного и признанного, как самая высокая вершина в мире :)
Например, при написании учебника (по альпинизму) или при выборе кандидата на вакансию специалиста...
- Найти источник финансирования проекта или уломать дизайнера на благотворительность.
К слову говоря, в кодексе международного сообщества дизайнеров записано.
- Неоплаченный труд безнравственен....
ну, это можно не одним дизайнерам в кодекс вписать :-)
p.s. Не могли бы Вы добавить ещё и сообщество "Творчество" ? Ваш пост там был бы не лишним :-))))
мы именно об этом и говорим, Николай Борисович...
PS кстати, если Ваше желание употребить Ваши возможности во благое дело не иссякли, можем это обсудить...
... от меня,
а теперь кое-что о Ваших комметах здесь (время 13:15):
1) "-1" - это за то, что Вы не тому, кому надо уделили внимание.
2) "-1" - это за то, что Вы посмели поправить того, кто "признанный авторитет".
3) "-1" - если минуснуть предыдущего, то будет незаметно, а Вам в самый раз - видно будет и отношение к предыдущему выступлению.
4) "-1" - ещё чего, решил свою ересь размножить.
5) "+1" - это чтобы унизить предыдущий коммент, т.к. там ересь ещё более опасная.
6) "+1" - это чтобы ещё более унизить предыдущего еретика.
Как Вам такой расклад?
Не удивлюсь если затея с "СБР" - политическая акция, можно будет увидеть по списку первых награждённых,
если это принесёт ФАР финансовые вливания - барабан на шею,
а если это болезнь ЛИБр - тады ой!
Ой дурно пахнет эта затея с СБР...
да это не я СШ оценки ставил, я вообще плюсую тому, кого топят, а минусов в принципе не ставлю.
Прошел день, а оценки СШ не изменились с утра,
посмотрим, что дальше будет
То, что от вас Морозова кого то куда то зачем то увела - это самое последнее, что меня волнует в этой жизни.
Впрочем, грешен - вру.
Меня это совсем не волнует.
Паталогическое стремление небудемтыкатьпальцемкого и прочих "уводящих" добиться признания, повысить самооценку, жадно лопатить свои комментарии, "записывать все ходы" в дневничке по каждому полюсо-минусу выглядит смешно. Да, такие терзания свойственны людям, но, как правило, в определенном периоде жизни. Если вы старше 35 и все еще подсчитываете, сколько плюсиков-минусиков или "спасиб" вам поставили - это значит, что вы не состоялись. Не уверены в себе и своих жизненных позициях. И элементарно комплексуете.
Некоторым юзерам Риска здесь уже не раз и прямым текстом выражали пожелание хотя бы время от времени подзатыкать фонтан и давать людям передышку. Но из скважины бьет и бьет. Да к тому же появляются новые Держатели Истин и открывают новые скважины... Такой перпетуум мобиле интересен не более чем десятку человек из коллектива нефтедобытчиков. Но осознать это Держателям Истин не по силам...
Если вы меня поняли, то можно не затрудняться с писанием комментария.
нет склонности к анализу, хотя ПиаР - Ваше профи...
или тоже хотите быть в обойме ФАР, поэтому отрабатываете лояльность.
Похоже Вам недавно кто сильно наступил на ногу, и Вы решили оторваться на... что ближе оказалось?
Ну нельзя же быть всегда злым?!
Более того, вы по своей предвзятости склонны отрицать даже очевидные вещи. А как характеризуют людей, пристрастно отвергающих очевидность? - очень некрасивыми словами, так.
Возможно, это вполне характерно для сварщиков-суфистов. Я не имею с ними дела в реальности, но в виртуальности вы здорово подрываете престиж этой редкостной профессии...
Успокойтесь...:-)
Повторюсь, "в моих выступлениях нет пошлости, оскорблений и лжи",
я не служу Злу, не строю никому виртуальные психологические портреты
и не указываю, что делать и как себя вести.
Злое возникает в Вас,
я и мой виртуальный образ лишь зеркало,
в нём отражается то, как Вы понимаете чужие фразы,
как Вы их домысливаете, когда не понимаете...
Когда человек в другом в первую очередь видит злое, это говорит о нём самом.
Вы не знакомы с Книгами? - так вот хула ближнего - это тоже смертный грех.
я девушка вообще-то честная. И никого ни у кого не "увожу" :)))))
рядом со мной хм... и свободных объектов внимания хватает :)))
зачем уводить?
PS. Сергей, ты б мне на письмишко лучше ответил, я жду логотипчик от тебя.
Кто Цее, Домбае или Приэльбрусье будет этим заниматься, финансировать?...
найдите 10 отличий