Лягушка на веревке или жумать по быстрому

Пишет Shurup, 29.04.2007 21:16

Автор: Пит Заброк (Pete Zabrock)
Иллюстратор: Майк Клелланд (Mike Clelland)
Перевод: Татьяна Олейник

Вот вы под Эль Капитаном и готовы жумарить по веревке, провешенной на сильно нависающем маршруте Tangerine Trip. Вариант один: вщелкнуть зажим в веревку и начать лезть. Однако через десять минут терзания веревки вы - таки решаете передохнуть и всего в пятидесяти футах (15 метрах) над землей! Ваши бицепсы уже напрочь убиты, а вам еще жумарить больше трехсот футов (~ 90 метров)! Ваша йосемитская система работает хорошо на веревках, провешенных на небольшом нависании, но жумаринг по свободно весящей веревке таким способом становится просто изматывающим.
Возьмем урок у спелеологов – бледных, анемичных детей подземелий, которым не остается ничего другого, как придумать наилучший способ жумаринга – и сменим свои ухищрения на «лягушачий способ». При лазании этим высокоэффективным методом «сели-встали» ваш нижний зажим продвигается вверх по веревке «автоматически».
Лягушка на веревке или жумать по быстрому (Альпинизм, climbing.com, climbing magazine, tech tips)

Первое, что вы должны сделать – взять один из ваших зажимов ( «Кроль» подойдет лучше всего, но можно использовать и другие зажимы), и разместить его как можно ниже на вашей обвязке. Используйте самый маленький карабин из тех, что у вас есть (лучше Mailon Rapid, но может быть даже и с быстрой муфтой ), чтобы пристегнуть зажим – и разместите его так, чтобы он прилегал к вашему животу.
Вам будет удобней держать этот зажим справа, пока вы будете лезть. Грудная (верхняя) обвязка в таком случае работает плохо, поэтому многие спелеологи используют петлю через шею из эластичной веревки или стропы. Петля должна быть довольно маленькой. Таким образом, когда вы еще стоите на земле, вы должны быть немного сгорблены, стянуты ею. Подложите под веревку или старую футболку и какой-нибудь протектор (чтобы не тёрло). Если возникнут затруднения, вы можете заменить её слегка укороченной до плеч стропой.
Все же лучше использовать поддержку Кроля Petzl C26 Torse (немного дороже 20$), которая была сделана специально для «лягушачьего способа». Она значительно увеличит эффективность метода по сравнению с поддержкой из веревки, а пряжка регулировки позволит вам плотно затянуть её так, чтобы вы «сгорбились» для лазания, и ослабить её по окончании жумаринга.
Итак, ваш верхний зажим пристегнут к вашей обвязке усом. К нему пристегнута педалька, встегнутая в малое отверстие внизу жумара. (рисунок 1)
Чтобы начать лезть таким способом, продвиньте верхний зажим (жумар) по веревке и положите руки на него сверху. (рисунок 2). Пропустите веревку между стоп и подтяните ноги, разведя колени. Когда вы встаёте на педальке, веревка зажата между вашими стопами и протаскивается через нижний зажим. Встаньте на ноги, отталкиваясь вниз, но не в бок. После каждого цикла движений выгнете спину и приподнимите бедра, чтобы добрать еще несколько дюймов (пару сантиметров). Если вы касаетесь скалы, одну ногу оставьте в педальке, а вторую можете упереть в стену. Таким методом, такой «старпёр», как автор этой статьи (так он сам себя называет – прим. переводчика), может прожумарить около двухсот футов (около 60 м) свободно висящей веревки примерно за три минуты.

Оригинал Статьи читайте на Climbing.com

«Возьмем урок у спелеологов – бледных, анемичных детей подземелий, которым не остается ничего другого, как придумать наилучший способ жумаринга – и сменим свои ухищрения на «лягушачий способ».»

Товарищи альпинисты Я как спелеолог возмущен вашим отношением к нам. Вы уже много лет используете жумар и у вас даже появилась собственная техника подъема с использованием двух жумаров. Но как не парадоксально Fernand Petzl был спелеологом и жумар был придуман для спеликов. Теперь вы осознали преимущество и СРТшной техники и решили её использовать это правильно зачем придумывать «колесо». Но не стоит нас называть бледными детьми подземелья это заблуждение мы ведь не называем вас плагиаторами, хотя это было бы правдой.

Ах да и техника на картинке описана неверно.

To Chibis:Дима,а вы напишите как правильно-почитаем,обсудим.

Правильно? :) Сколько человек столько и правд.

И так смысл техники в том, что бы идти вверх с большим грузом и затрачивать на это минимум сил. Для этого запомним одно из правил не надо работать против себя.

Исходная позиция на веревке жумар зажат в руку (держим его за ручку) вторая рука кладется на обратную часть жумара. Кроль встегнут. Необходимо что бы веревка между жумаром и кролем не изгибалась, она должна быть как струна. Во время шага нога (или ноги если вам так удобнее) должна разгибаться строго вниз параллельно веревке (не надо отталкивать себя ногами от веревки), а руки должны подтягивать тело к веревке. Веревка должна проходить через кроль под собственным весом если она не проходит значит вы где то создаете сопротивление ищите где. Можно конечно идти со сдвоенной педалью (при этом появляются неудобства при перестежках) и протягивать веревку ногами, но как показывает практика это применяется только если подъем очень длинный (шахты метров сто) или твой груз превышает килограмм тридцать (что приводит к врезанию зубцов кроля в веревку) если нет лучше и быстрее идти на одной ноге. О снаряжение альпиниские обвязки конечно же не приспособлены к закреплению кроля поэтому постарайтесь с помощью карабинов закрепить кроль параллельно груди он не должен перекручиваться. Если вы сможете сделать все так как описано выше ваш подъем будет легкой прогулкой только вверх.

Я не думаю что возможно хорошо объяснить технику подъема не наблюдая ошибок обучаемого и не корректируя его действия. Существует десятки мелочей которые и формируют качественную работу. Но если все же кому то это поможет это здорово.

-Товарищи альпинисты Я как спелеолог возмущен вашим отношением к нам.
Каким отношением? Сколько то лет назад Pete Zabrock написал эту статью, ну витиевато выразился при вступлении и что?
Суть в том что там написано "Возьмем урок у спелеологов".

-Fernand Petzl был спелеологом.
Да, я знаю. И фирма начала развитие в сторону альпинизма только с приходом его сына.

Я имею не самое последние отношение к спелеологии, участвовал в спелео-экспедиции на Арабику. Вполне активно работал в дыре, даже шпурил и взрывал. Можно сказать участвовал в перво проходе.

Друзья спелеологи, которые видели перевод этой статьи, ни каких негативных мнений не высказывали, не про слова, не про технику.
Единственная фраза была типа: "я нечего нового для себя как спелеолог в этой стае не нашел)))"

Описанная вами "правильная" техника что-то очень слабо отличается от описанной в статье.

Единственное в чем я с вами согласен, это то, что нужно чтобы технику показали в живую и ее надо тренировать и оттачивать.

С наилучшими пожеланиями Shurup.

Я тоже внесу своё мнение по данной статье и по вопросу - который раскрывает эта статья.
Перво наперво Я Промышленный Альпинист - Работаю в спелео обвязке - по нескольким причинам - как то - стропа под зад, обвязка сшита именно для сидячего положения ( а не как в альпинизме - для ходьбы ), возможность Использования Кроля - в его наилучшем положении - а именно в самом низу, в Дельте.
Ну, а как Альпинист - Я не отрицаю некоторой "вражды" между Альп и Спелео . . . - просто это Разные культуры.
Для подъёма - самое лучшее это техника СРТ - она и была придуманна для минимальных энергетических затрат, для оптимизации процесса подъёма в целом. Вот поэтому Альпинисты которые сталкиваются с Вертикальными стенами всё чаще и чаще приобщаются к этой культуре . . . - и это правильно ! И эта статейка - кстати - не очень подробно написанная - должна им в этом помочь.
техника 2 жумаров - по сравнению с техникой кроль-жумар - очень проигрывает - и это нормально.
так что для больших, длинных, затяжных подъёмов - альпинисты прикручивают себе Кроль - но не перестают быть альпинистами ! Не важно что и для чего было создано - главное Где это можно использовать . . .

Пробовал много разных способов подъема по веревке и считал самой лучшей техникой-2 жумара, пока не познакомился со спелеологами))) и не попробовал кроль-жумар.После этого резко поменял свое мнение- теперь только кроль-жумар для длительных подъемов!!
P.S никакой вражды к спелеологам ни разу не испытывал!!!

А вот скажите пожалуйста господа, каким образом страхуется жумарящий участник на бигвольном восхождении? На той-же веревке, что и жумар или есть вторая веревка чисто для страховки? Как я понимаю именно в этом ключевое отличие техники СРТ.
Как я себе представлял (чисто теоритически) старая спелеошкола предполагала 2 веревки: рабочую, по которой дюльферяют и жумарят и вторую страховочную. Главная проблема тут была, что рабочая веревка из-за постоянных подергиваний вверх-вниз под нагрузкой (особенно на подьеме) очень быстро изнашивается из-за трения о перегибы и не может считаться достаточно надежной. Плюс не самые надежные точки закрепления в пещерном известняке.
Техника же СРТ предполагает одну веревку и для движения и для страховки, но закрепленную так, чтобы не было перегибов и трения о рельеф, плюс дублирующие точки закрепления.

Для того, чтобы адекватно оценить два разных способа, их нужно опробовать оба в реальных ситуациях. Я согласен с тем, что это, как и многое другое, очень индивидуально. Снаряжение и техника использования отрабатывается долго и обычно получается верно то, что просто. И обычно это только для тебя верно и оптимально, другие могут тебя критиковать и говорить, что ты не прав. Ну привык я например, что справа висят мелкие френды, а слева большие. А у моего напарника - наоборот и не могу я его переубедить. (это не буквально, а так, для примера). На больших стенах в этой технике я вижу огромный плюс в том, что он экономит массу сил. Но он не применим для меня точно, потому что я утром одел развес с железками, так вечером его снял. Он нужен постоянно, использовать его как поддержку кроля не получается. Каждый раз иметь еще при себе специального размера петлю для кроля, да я ее сразу не задумаваясь куда-нибудь в дело пущу на станцию, например. И каждый раз снимать развес, одевать поддержку, развес куда-нибудь цеплять, а на нем 10 кило железа. Еще все замерзшее, как впрочем и ты сам. Не представляю. Вобщем я один раз попробовал и отказался. А жумары? Они висят аккуратненько всегда на тебе. Нужно пирилить - один в дейси, на другой лесенку и вперед.

Прочитал, что написал, понял, что тему способов не раскрыл, но пусть будет так.

:israserg а никак не страхуются. Перила проверяют после того как они ночь провисели. Ну попрыгают, не порвались, и то хорошо.

:Chibis да это шутка, будте проще. Давно уже никакой агрессии и распальцовки у спелеологов/туристов/альпинистов по отношению друг к тругу нет. Ну по крайней мере, если ее не искать постоянно. Хотя, спелеки - вечно непромытые какие-то, а туристы - над каждым граммом хавчика трясутся. ;)

На мой взгляд развес не мешает кролю, его не надо снимать.(развес одевается сразу на поддержку)
С кролем так же нормально лазить немного ослабив поддержку
Я вижу единственный недостаток (неудобство) кроля перед двумя жумарами в ситуации когда утепляешься и потом приходится растегивать куртку чтоб жумарить

Даже не знаю, что добавить. Мы, конечно, дружим, но вы, альпинисты, обвешаетесь железом, как новогодняя гирлянда, не то что мы, спелеологи, - два уса, три карабина (копирайт Shurup) :)
Надеюсь, не обижу никого

Однако в Пальцево ты,обвешеная железом бодро "заитошила" некий маршрут и была довольна)))))))

OFF TOP :sladkiy один раз не считается ;) на самом деле, любой опыт важен, пусть и чувствуешь себя новогодней елкой.
А если по теме, то все мы братья и сестры, и неважно, кто у кого какую технику подсмотрел или перенял, главное - безопасность

То Катька фэдэ: В альпинисте все прекрасно. И одежда и железо и душа. Он выходит на маршрут одевшись красиво и софкусом, желзки подобрав аккуратно дорогие, с соответствующим выражением лица. И лезет он вверх к солнцу через небо. А спелик оденет комбинезон химзащиты, возмет дубовые вереваки и в дырку невозможную пыльную тулится. Ну, про туристов я вообще молчу. Так как же мы можем вообще говорить об этом? (для танкистов: это очень шутка)

To Tim: а как же резиновые сапожки в цветочек и небесно голубенький комбинезончик??? А каски всех цветов и все в цветах, а железо все невозможно красивое? Улыбка на лице, трансик на обвязке - вот он, настоящий спелеолог ) и неважно, что глина, паводок, все это воздается красотой пещеры, чистейшим воздухом и далее по списку.

слово-то какое придумали "жумарить". красивее все-таки на "четырех костях", а то получается: "я такой маршурт прошел - сплошная отрицаловка, а на деле пассажиром всю дорогу" не хорошо это.

Спасибо за науку. Не так много жумарил в своей жизни, а под старость может и пригодиться. Только потренироваться чуток надо с новой техникой.