Хохлушки наступают!
К нам в гости заглянула не просто симпатичная и веселая девушка. Марина Коптева - двукратная чемпионка Украины в скальном и техническом классах. Чемпионка СНГ 2005 г. Призер чемпионатов Украины и СНГ. Чемпионка в Женском кубке ФАР 2007г. И совсем недавно Марина стала обладательницей ну очень престижной премии «Стальной Ангел». Мы не удержались, схватили Марину за руку и, угрожая ей кружкой кофе, устроили перекрестный допрос ни о чем и обо всем. И вот что из этого вышло.
- Марина, расскажи – как ты до такой жизни докатилась? Альпинизм, отрыв от дома, «порванные» от веревок ладони…
- Ну, дело в том, что я с детства в спортивной упряжке. Начинала с плавания, кандидат в мастера спорта по плаванию. Затем потянуло меня в пятиборье, пять лет занималась, опять же – мастер спорта. А с 21 года занимаюсь альпинизмом.
- Почему такой резкий переход от плавания к альпинизму?
- Прошу заметить – через пятиборье переход (улыбается). Можно сказать, что этот рывок в сторону альпинизма несколько случайный. Как-то с друзьями поехала в карьер, где ребята весело так лазили по скалам. Посмотрела, попробовала – понравилось. Съездила на Кавказ. После пошла в секцию, и тут уже – по нарастающей. Это с одной стороны. С другой – у меня папа мастер спорта по альпинизму.
- Думаешь, наследственное?
Вкусный кофе, заваренный Сергеем Ковалевым. Ням-ням.
- В принципе быть может и гены, но, и тем не менее, в семье мое увлечение альпинизмом не поощрялось, так как я девочка. Однако – отец в горах провел 20 лет. Так что – не без предрасположенности к (улыбается)
- Топаем дальше. Такой вот закономерный вопрос: а не страшно было в первый раз восходить?
- Первый раз был таким комом! Я приехала в альплагерь с киевскими товарищами, но на Питерский сбор. Прибыли мы раньше основной группы. И вот с этими же киевскими ребятами я пошла на первое свое восхождение. Мне стало, мягко говоря, нехорошо от высоты, накрыла «горняшка». И как-то сразу закралась мысль, что горы – это не про меня. И уже подумывала уезжать, однако подтянулись питерские коллеги, а, как говорится, за что оплачено – должно быть съедено. Словом, прошла акклиматизацию, стало мне лучше, плюс бурное спортивное прошлое. То есть – подготовка была, и все пошло своим чередом.
- Продолжим тему акклиматизации. В смысле психологическом. Вот знаешь, когда артисты выходят на сцену их, в большей части, охватывает страх. Но страх не панический, а такой, который перетекает в кураж. Так вот – нет ли мандража перед восхождением. Мандража в хорошем смысле, тянущим за собой упомянутый выше кураж, когда хочется взорваться…
- Взорваться хочется, когда появляется идея. Стоишь ты перед стеной, перед которой целенаправленно тренировался. Понимаешь, что есть непреодолимое желание начать, ввязаться в приключение. А потом – просто работаешь. Живешь на стене.
- А каково ощущение, когда оказываешься на покоренной высоте?
За фотоаппарат шо-ли взяться?!
- Ощущение… ммм…когда же нас отпустят домой (смеется). На самом деле самые яркие эмоции, - лично у меня, - это не при подъеме, а при спуске в базовый лагерь. После подъема наступает усталость, но впереди еще спуск, а уставшему человеку ну очень легко совершить ошибку. Поэтому спуск – весьма сложное действо. И все же – спускаясь в лагерь, чувствуешь себя героем, как будто подвиг совершил.
- Скажи, а имеют место быть истерики. Вот так – по-женски. Все-таки у тебя сугубо девчачья команда.
- Тут история такая. Как капитан команды, эту самую команду подбираю, разумеется, я. И одним из основных критериев выступают моральные качества. Я хожу с девочками, и я слежу, чтобы они держали себя в руках. Хм… женское-мужское… Во-первых, истерички в горы не ходят, вернее – до такого уровня точно не доходят. Во-вторых: истерики случаются не только у барышень, но и у парней. Причем – повсеместно. И еще: есть люди, которые на фоне страха могут впасть и в истерику, но большая часть – собирает себя в кулак, концентрируются.
- Ну, наверное, это и есть профессионализм?
- Думаю, вряд ли – профессионализм. Скорее все зависит от характера человека. Даже среди профи есть люди, которые под инъекцией страха начинают суетиться, а другие – более вдумчиво и грамотно работать. Я бы выделила иной фактор – раздражительность. Усталость дает о себе знать. У меня есть опыт длительного восхождения, это неделя не стене. Так вот, день на шестой-седьмой все готовы грызть друг друга. Вот почему в команде нужен человек разряжающий обстановку, такой себе шутник и балагур. Потому как если все герои, - а больше одного героя в команде это жуткая несовместимость и дискомфорт, - то совсем скоро все будут съедать друг друга. И даже у самого доброго милого человека внизу, вверху может наступить серьезный выброс негатива. И легкий, веселый человек как нельзя нужный элемент в команде.
- Да, момент сложный. Но помимо психологических нюансов, ведь это еще и дикие нагрузки. И питание – немаловажный факт. Как у вас эта проблема решается: берете с собой банки «завтрак туриста»?
- Ага, питание факт насущный. А банки с «завтраком туриста» много весят, мы не такие здоровые. Ходим, в основном, на концентратах, спортивное питание – энергетические батончики и такое прочее. Плюс – на шоколаде. Если углубляться в тему, питание на стене выглядит – по крайне мере у нас – следующим образом. Перед работой, с утра, легкая кашка, по ходу дела пару шоколадных батончиков. А вечерком уже что-то более существенное: мясное, соевое что-нибудь, и опять же с кашей. И так как мы ходим вдвоем с напарницей, вопрос веса важен. Отчего – продукты подбираются с позиции их массы, и, соответственно, удобства транспортировки.
- С пищевой корзиной разобрались. Теперь к географии. Насколько она широка у тебя?
На Красноярских столбах
- Ох, широка… (улыбается) В целом, и по преимуществу, ходим в Крыму, на Кавказе и в Средней Азии. За границей ничего, в принципе, не было.
- А где наиболее сложные маршруты?
Станция на маршруте Трощиненко. Аксу, Средняя Азия
- Так как мы занимаемся техническим альпинизмом - упор идет на техническую сложность маршрута. Но выделяя что-то конкретно, то это восхождения в Средней Азии – попытки на Аксу и восходение на Асан. На этих маршрутах длинные протяженные стены, иногда без воды (которую приходится тащить с собою). Опять же – так как быстро не пройдешь, многое зависит от погодных условий, и, хочешь не хочешь, а на пару дней встрянешь в непогоду. На Кавказе все можно гораздо быстрее пройти. А в Крыму… Крым, это такая лаборатория тренировочная, идеальная база для наработок. Big Wall в миниатюре, вот так.
- А что с вопросом безопасности. Тут мы говорим не о страховке. Все-таки вы ходите в горы, а это змеи, паучки…
Привет паучок и змейка! Уползайте-ка отсюда на хрен.
- Ни разу не было никаких прецедентов. Мало того, я уже пять лет хожу в Среднюю Азию – в Киргизию – видела там всего одну змею и двух пауков. Был случай в Таиланде, куда я просто поехала полазить. Вот там был такой случай: в дырке скалы сидела змея. Я туда руку, а она на тебя смотрит. Честно сказать – не очень приятно.
- Марина, а теперь поскромничай. Расскажи нам о достижениях своих?
- Раз уж скромно, то не только о своих собственных. Мы работаем в паре с Анной Ясинской. Я мастер спорта по альпинизму, Аня – кандидат в мастера. А это уже и есть достижение для украинского альпинизма. Потому как женщин в Украине, которые продолжают ходить в горы - всего несколько человек. Есть Вера Попова, и мы вдвоем с Ясинской. Недавно с Аней заняли четвертое место на чемпионате СНГ, и это среди мужиков. А по отдельности многократные призеры Украины. Что еще… в 2006 году я с москвичкой Наташей Григорьевой ходили на Асан, выиграли женский чемпионат России. Вдвоем с Аней в этом году взяли «Стального ангела» за лучшее восхождение на Асан по маршруту Мороза. При чем, это всего лишь третье или четвертое восхождение вообще! По этому маршруту не так уж часто и ходят. И премия престижная, так что мы ей гордимся (смеется).
- А премия в виде кубка? Или еще и в денежном эквиваленте отразилась?
- Нет, только кубок.
- Другими словами, альпинизм в Украине – энтузиазм?
- В подавляющей части, да – энтузиазм. Хотя у нас есть сборная, которая частично финансируется. Например, наша недавняя поездка в Среднюю Азию – дорога, по крайне мере – была профинансирована федерацией альпинизма. Но если сравнивать с зарубежными масштабами, то, наш масштаб весьма скромен.
- В контексте энтузиазма сразу же напрашивается такой вопрос. Получается, что альпинизм больше образ жизни, чем спорт… Вот на западе он построен на индивидуальностях. Каждый ходит сам по себе куда хочет.
Не двигайся! Я тебя снимаю на видео!
- Бесспорно, это образ жизни. Но замечу по поводу индивидуальности. Да, на западе индивидуальность в альпинизме более распространенная практика. У нас, в нашем пространстве, традиционно это командный вид спорта. Впрочем, постепенно и мы приходим к индивидуализму, тенденция есть. Но, хочу добавить, почему у нас это все еще командный вид. Скажу субъективно, не претендуя на что-либо. Дело в том, что со времен Советского Союза наш высотный альпинизм еще конкурентоспособен с западом, у нас выдающееся высотное восхождение. А что касается технического альпинизма по сравнению с заграничными аналогами, тут, мягко говоря, он уступает. В техническом альпинизме достижения не так сильно зависят от командного духа, как в высотном. Западные коллеги продвинулись дальше, но, я надеюсь, мы потихоньку будем исправлять ситуацию, в смысле достижений.
- А зависть есть «их» покоренным вершинам? Здоровая зависть, конечно.
- Есть! Тут я объясню. Не было бы зависти, не было бы мотивации. И еще один момент. Момент сугубо персональный, это моя точка зрения. Я хожу в горы не потому, что там красиво, воздух, костер, посиделки, дух. Я с детства профессионально занимаюсь спортом, и для меня альпинизм, это спорт. Я соревнуюсь, я конкурирую – это один из самых серьезный мотиваторов. Все наши достижения с Аней родились благодаря здоровой конкуренции. Читаешь, видишь, что делают девчонки с запада, и хочется не отставать. Поэтому альпинизм для меня скорее спорт. Я получаю удовольствие от того что конкурирую и чего-то достигаю.
- Сообщество альпинистов – дружное образование? И, дополню, без доверия друг другу ничего ведь не получится.
- Без доверия, само собою, ничего не выйдет. Напарник – это семья. Вторая половина. Настолько, насколько я доверяю своей напарнице (Аня Ясинская – ред.), я доверяю мало кому.
- Другими словами доверие распространяется на все, включая и обыденную жизнь. Скажем так – крепкая дружба.
Аня и Марина во время восхождения на вершину Домашняя, Средняя Азия
- Подозреваю – более. Это такая серьезная совместная жизнь. Есть конфликтные моменты, есть кризисные года. Мы очень давно ходим вместе, и, разумеется, были трения, тем не менее я глубоко осознаю, что этот человек для меня очень важен и в горах, и в жизни. И никакие мелкие раздоры не могут изменить ситуацию. От этого человека зависит моя жизнь, поэтому недоверие исключено само по себе. Что касается дружбы. Знаете, новичкам рассказывают, что альпинизм это здорово, дружба, люди. Да, это, безусловно, есть. Однако – альпинизм, и чем отличается от обычной жизни, это грань. Где грань между жизнью и смертью довольно-таки тонка. И от твоего умения прощать, доверять, идти на компромисс зависит успех и жизнь. Поэтому не скажу, что очень дружное, тут есть свои моменты… но честное. Нет места глобальному предательству, тут люди откровенны друг с другом и с собою. Это мне так кажется, может я и ошибаюсь…
- Марина, скажи, сколько времени нужно, чтобы тебе соскучится по горам? Или это перманентное чувство?
В Уральских горах с мыслями о Родине.
- Да вот как-то и не успеваю я по ним соскучиться. Совсем под боком Крым. Сел в поезд, вот тебе стены. Но то, что отдыхать нужно – однозначно. 2009-й год был весьма интенсивный. Сначала полтора месяца по скалам лазала, потом соревнования в Крыму. Затем подготовка к лету: ездила в Сибирь, где тоже ходила в горы. После успела прокатиться в Каравшин (Средняя Азия) и сорок дней там провела в горах. Не могу сказать, что надоело. Просто устала. Приехала домой и тут же уехала в Европу фотографировать замки. И тут же: в силу склада характера я не могу заниматься чем-то одним долго. Необходимы контрасты, перерывы, смена деятельности.
- Что ж, пришло время спросить о твоих планах. Что на повестке дня, куда отправишься, что собираешься покорить?
Суровейшая стена Амин-Брака, перепад высоты 1,6 км
- На лето у нас запланирована поездка в Пакистан на такой достаточно знаменитый биг-волл Амин-Брак. Есть идея первопрохода. А как альтернативный вариант, в случае непогоды или других помех, чешский маршрут на Амин-Брак. Почему Амин-Брак. Перепад стены в 1600 метров. Это - ну очень солидно. Восхождения такого класса в мире происходят не так уж часто, раз в несколько лет. А в женском исполнении – это скорее нонсенс. И нонсенс для отечественного технического альпинизма. Ведь до нас еще никто этого не делал. В мировых масштабах – это яркое событие. В случае успеха будет иметь хороший резонанс. Экспедиция планируется на июнь-июль 2010 года. Продолжительность дней сорок. Восхождение будет осуществляться в тройке – я, Аня Ясинская и еще мы пригласили девушку из Питера Галину Чибиток. Такая вот перспектива радужная. И, дабы подогреть интерес, скажу – это восхождение на Амин-Брак планируется в рамках пятилетнего проекта, о котором мы поговорим в свое время. Ну, должна же быть интрига! Так что – продолжение следует.
Пресс-служба ЭЦ Вертикаль 5.02.2009
Копирование статьи целиком или ее части другими ресурсами разрешено только с указанием прямой активной ссылки на наш сайт http://vertikal.biz
272
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
А яркие женские группы, как эксклюзивное явление, имеют право на жизнь и мы мужчины будем ими восхищаться!
Женщины экстра класса - это КРУПНЫЕ БРИЛЛИАНТОВЫЕ ВКРАПЛЕНИЯ в золото-серебряно-бронзовый слиток мужского альпинизма!
Но скорее исключение из правил :-) Уже из-за этого круто, а тут ещё такие горы... В общем - УДАЧИ!!!
маленький нюанс - на фотографии "В Уральских горах с мыслями о Родине." фотографирующий использует для самостраховки регулирующуюся стропу Petzl. сам пользуюсь такой и вот летом метрах в 300 над землей прочитал на ней 150 dan, задумался о рывке зотя бы на метр (на таком расстоянии сидит фотограф) и начал дублировать ее еще чем-нибудь. Что характерно, продали мне ее как самостраховку... )))
успехов на Амине!
а на Сигуниане Волосатый на такой висел когда по нам лавинка прокатилась - выдержала :), если остаётся основная верёвка можно ей продублировать.
Приятно читать о действительно сильных альпинистах, а не постоянную саморекламу ни о чем от дамы из Питера...
Эту ссылку и другие (более-менее пригодные) и материалы отправил в почту. Затея ваша вызывает уважение и восхищение.
Вчера Аня делилсь планами по Амину... КРУТО... снимаю шляпу!!!
Номад, а заголовок-то подгулял ;)
А москалик заступився...)))
Янки, макаронники, гринго, гой, кокни, шурави, лягушатник, ляхи, москаль, рогули, фрицы, гансы, бульбаши и многие другие. Изначально были придуманы как шутки, но потом из за вражды использовались как ругательство.
По мне лучше хохлы и кацапы с улыбкой и уважением, чем официально-презрительные "граждане Украины".
А девушки потрясающие!
А по поводу заголовка, могу лишь добавить .
ОТОЖ! :)))
Общение веселое :)
Красавица, спортсменка, умница! А какие посты на РИСКЕ публикует!
Желаю тебе, девочка, удачи и Удачи!
За хорошей интервью спасибо.
Мудрые женщины не пропадут!
Без Вас, Марина так бы и висела вниз головой и не поняла, что такое альпинизм. :)
Девушки, удачи вам и солнца в спину, ... и чтобы страховка не подвела (с)...
очень рад за вас...
Маринка, удачи тебе и счастья!
В Пакистане девушкам без сопровождения опасно по улицам ходить.
Верное замечание. Мужчины до стены просто необходимы.
Я имел в виду, что в Пакистане, к-й живёт по законам шариата мужчины могут быть
жизненно необходимы.
Это я Вам как мусульманин говорю ;)
Но в Пакистане Шариат не работает в полной мере.
Это светская страна.
Но в то же время некоторые жители считают по другому.
Здесь можно проехаться из Москвы во Владик сидя дома...)))
Новый проест Google!