Клуб экстремальных приключений «Баштановка».

Пишет andyfom, 02.02.2010 22:30

Клуб экстремальных приключений «Баштановка».

«Колесо обозрения» - «пещерный город» Качи-Кальон

2009 год на турбазе «Колесо» ознаменовался открытием новых направлений нашей экстремальной активности. Так, наша дружно работающая команда подсела с легкой руки члена нашего клуба Фомичева Андрея на параплан (он же парашют планирующий).
До этого момента мы полтора года изучали характер движения воздушных масс в нашем регионе и колесили по окрестностям в поисках запасных площадок для внештатных приземлений. Часов 6 просидели в google, изучая рельеф местности со спутника. Подготовка не прошла даром, все теоретически проработанные маршруты были пройдены.
За лето и осень мы совершили серию незабываемых, ярких путешествий по воздуху в окрестностях Бахчисарая и прилегающих к нему гор и долин. В силу специфической аэрологии местности и необходимых требований обеспечения безопасности, наши старты обычно начинались рано утром, в 5.30, и заканчивались около 10 часов утра. На этот момент начиналась интенсивная термическая активность, приводящая к непрогнозируемому по силе и направлению ветру на старте.
Потрясающая картина звездного крымского неба сменялась грандиозной панорамой крымских гор на восходе солнца, утренними туманами, росой на поляне и все эти впечатления чередовались со скоростью картинок калейдоскопа, оставляя в памяти картину сказочной, восхитительной страны Крым. Для организации старта для нас подходила практически любая продуваемая поляна с отсутствием препятствий на глиссаде посадка-взлет. Чем мы и пользовались, летая там, где ни кто до нас не летал. Утро … просыпающиеся горы …. хитрый лис, который приходит к нам понюхать параплан и потусить, а в это время мы пьем ароматный чай из крымских трав с медом и жуем овсяное печенье. Внимательно наблюдаем за ветром. Колдун, он же ветроуказатель, установленный на высоте стропления параплана, чутко реагирует на тенденции поведения окружающего воздуха. Датчик температуры и давления высотного компьютера показывает постепенный прогрев.
Ветер начинает стабилизироваться, сливные потоки холодного воздуха с Бурун-Кая ослабевают и наступает пауза. Колдун безвольно падает вниз. Звенящая тишина, штиль, затем следует команда «От винта» и только рокот мотора. Совершив разбежку 7-8 метров, мы отрываемся от земли и набираем высоту над озером возле поселка Баштановка. Взлету предшествует подробная визуальная инспекция снаряжения, тренаж внештатных ситуаций и тренировочные «пробежки» с крылом. Но вот все это уже позади и мы в небе. Резко развитый рельеф на старте способствует впечатлению того, что после отрыва от земли мы прыгнули с обрыва и мгновенно оказались над озером. Первый выброс адреналина и желание смотреть на землю проходит, а взгляд заворожено замирает на открывающейся панораме гор. Круг над поляной старта и вот мы уже попадаем в дежурный восходящий воздушный поток, стоящий над восточным склоном горы Бурун-Кая. Совершая полет восьмеркой вдоль склона, мы быстро набираем высоту около 500 метров над уровнем моря и оказываемся рядом с вертикальным скальным отвесом. Аромат крымского воздуха, букет трав и хвои врывается в нос и кружит голову. Просто аромотерапия. Мы поднимаемся над вершиной окружающих нас гор на высоту около 80 метров и начинаем испытывать чувство свободно парящей птицы, поддерживаемой в воздухе силой горячих восходящих воздушных потоков, сходящих с местных гор. Мотор практически на холостых оборотах. Панорама крымских гор с видимостью 15 – 20 км: «Чердак», озера тумана, стоящего и уже начинающего подниматься вверх с ложбин, и солнце … Это утреннее солнце проникающее в самую глубину мозга и заставляющее забыть обо всем на свете. Ты - свободная птица, летящая к солнцу. Еще 3 минуты полета вдоль склона и далее мы пересекаем Качинскую долину к скальному массиву «пещерного города» Качи-Кальон. Набор высоты перехода обоснован тем, что по долине стекают в сторону Бахчисарая холодные воздушные массы. Зажатые отвесными скалами в узкой долине они представляют собой невидимый бурлящий воздушный поток и создают завихрения - турбуленцию. Мы как бы скользим в открытом во все стороны пространстве свободного, невозмущенного воздуха, чувствуя периодически отголоски бурлящей внизу воздушной стихии. Чем ближе мы к скалам Качи-Кальона, тем грандиозней зрелище нас окружает. Обратная перспектива, теперь точка отсчета в пространстве – наш параплан. Пространство как бы выворачивается наизнанку, и мы осознаем бездну разверзнутой под нами пропасти отвесно уходящих вниз скал. Полет в непосредственной близости к краю хребта захватывает, ты заворожено разглядываешь скалы «пещерного города» Качи-Кальон. Полет напоминает движение канатоходца по канату, ты непрерывно следишь за высотой и дистанцией удаления до края обрыва. Периодические толчки сходящих с гор пузырей воздуха напоминают тебе о реальности ситуации …, что ты в полете. Вдруг на краю скалы различается потрясающий обрыв с вертикалью около 160 метров до начала выполаживания, становится различима фигура человека. Подлетая ближе, видишь снаряжение и ранец парашюта за плечами. Это BASE jumper – парашютист, прыгающий со скал. Наши люди – «тряпичная авиация». На обратном курсе, выполнив разворот у «пещерного монастыря», ты видишь, как человек отделяется от скалы, совершая шаг в бездну, как капля падает несколько секунд вниз, затем над его головой раскрывается яркий цветок парашюта, а через некоторое время доносится хлопок, различимый даже за рокотом мотора.
Пора обратно, на поле, на старт. Можно снижаться. Мы пересекаем Качинскую долину с восточной стороны п.Баштановка, двигаясь вдоль склона поросшего соснами и совершаем посадку на поле, вновь пролетая над озером. Внимание концентрируется на быстро набегающей земле. Становятся различимы отдельные травинки, иногда ощущаешь толчки от пузырей горячего воздуха, перекатывающихся по полю. Скорость… Чем ниже, тем кажется больше, т.к. посадка выполняется с небольшим попутным ветерком. Легкий толчок, касание земли. Мы прокатываемся 10-15 метров, и параплан, теряя свою форму и подъемную силу, нехотя опускается на землю. 15-ти минутный ознакомительный маршрут «Колесо обозрения» пройден. Остается буря ощущений и заряд эмоций на оставшийся день.

Безопасность.
Весь маршрут «Колесо обозрения» спланирован нашей командой таким образом, что при любом отказе мотора посадка может быть выполнена штатным образом на прилегающие поля и свободные от препятствий поляны. Полет выполняется в простых метеорологических условиях при скорости ветра от 0 до 3-х метров в секунду. Команда оснащена необходимой защитой. Проводится тренаж падений и переворотов на случай внезапных порывов ветра. Используем парапланерное снаряжение производства APCO AVIATION LTD Израиль. APCO –торговая марка производителя «тряпичной авиации» мировой известности.

Маршруты.

Отработав основной маршрут, мы решили совершить ряд перелетов над местностью, где зачастую в случае внештатной посадки, мы могли повиснуть на деревьях или кустах. Маршруты, в любом случае, прокладывались таким образом, что при необходимости можно добраться до места вынужденной посадки на джипе. Первый пилот, он же штурман, надевает защиту, как для поездки на мотоцикле по бездорожью. Шлем с защитой челюсти, налокотники, наколенники, грудь, защита голени и спины. При внештатной посадке на деревья и кусты ситуация чем-то схожа с поездкой на мотоцикле на скорости 35 – 60 км/час через лес по бездорожью. Команда оснащена рациями, средствами мобильной связи, осуществляется поддержка мобильной наземной группой.
«Баштановка – Лаки»

Полет по этому маршруту обычно занимает около 20-25 минут. Удаление по прямой около 8 км. На территории бывшего греческого села Лака находятся развалины старого храма. В настоящий момент он реставрируется монастырской общиной. Прямо над храмом, из ложбины между гор, открывается отличный вид на Качи-Кальон, Кыз-Кермен и Тепе-Кермен. На поле в «термике» можно быстро набрать высоту метров 800-900. В непосредственной близи, в долине между гор, находятся три искусственных водоема - «ставки» - и село Высокое, расположенное на склоне горы Керменчик. На удалении около 2 км от старта находится поляна вполне пригодная для промежуточной посадки и для старта. Маршрут проложен над грунтовкой, вдоль которой расположены сады. Склоны гор, поросших лесом, с юго-восточной экспозицией, создают постоянный незначительный подъем. На теневой стороне «сливает», но не сильно. Перелет выполняется с постоянным набором высоты, следуя подъему рельефа местности. На обратном пути мы наблюдаем горный хребет, простирающийся левее Бурун-Кая.


«Баштановка – «пещерный город» Чуфут Кале»

Полет на маршруте занимает от 20 до 35 минут, в зависимости от силы и направления ветра. Удаление по прямой около 6 км. Высота полета 450 м над уровнем моря. Набор высоты в восходящих потоках у Бурун-Кая и далее на крейсерских оборотах движемся к Чуфут-Кале. Облетаем немного восточней «пещерный монастырь», чтобы не беспокоить священнослужителей. С другой стороны, случись что, там полно построек, скалы и отвесные склоны, так что мы прокладывали маршрут в открытом воздухе. Перелетая расщелину между гор с южной стороны Чуфут-Кале мы на холостых оборотах планируем над средневековым городом. Пролетаем в 15-20 метрах от края вертикального обрыва с северной стороны и оказываемся на высоте почти 300 метров над землей. Летим вдоль склона. «Пещерный город» справа выглядит как борт огромного корабля с кучей окошек-иллюминаторов. Пролетая мимо восточной крепостной стены, мы вновь на средних оборотах набираем высоту над рельефом 60-80 метров и встаем на обратный курс в Баштановку. Виды Тепе-Кермен и Кыз-Кермена с воздуха совершенно иные. Это уже не торчащие из земли утесы, а плоскогорья с множеством различимых по верху тропинок. Удивительно, что возникает желание спустится и погулять, так как снизу это выглядит как «непролазные джунгли». Держим курс на видимый ориентир Бурун-Кая. Спускаемся по направлению к селу Машино, через ущелье с западной стороны Тепе-Кермен. И здесь нас настигает удивительное явление: термометр на бортовом компьютере вдруг с 16 градусов опускается до 4. Бррр… просто проходим полюс холода, чувствуем резкий слив, потерю высоты и на полных оборотах выходим в Качинскую долину. Тепло, воздух нас опять держит, и мы идем на посадку с разворотом левым кругом. С воздуха различаем, что колдун показывает изменение направления ветра с востока на юг, а 300 метров выше дует северо-восток. Это специфика местной аэрологии, начал работать как пылесос южный склон Качи-Кальона. Делаем полный круг над поляной, колдун лежит в горизонте показывая более 8 м/сек. Ждем наступление паузы термической активности и совершаем посадку с незначительным боковым сносом.

«Баштановка – Куйбышево»

Это наш камень преткновения. Мы ни как не успевали пролететь вдоль края гор со стороны юго-восточного склона со стороны села Куйбышево, т.к. там «термичит» и болтает совершенно не по-детски. Удаление от старта около 8 км. Высота полета около 550 метров. Ощущения… Ты большая воздушная, надувная груша, а по тебе снизу долбят кулаками. Это происходит внезапно – из ровного планирующего полета параплан как будто мгновенно останавливается и перестает слушаться. Крыло «баянит», однако при этом четко сохраняет форму. Выход из ситуации довольно простой – уход от склона в сторону со значительной потерей высоты. Там термические потоки рассыпаются на более слабые и мелкие. Унылое возвращение обратно над макушками деревьев. За сезон нам не удалось ни разу полностью пролететь этот маршрут. На маршруте в вертикальной скальной стенке расположен вход в пещеру. Ни одной запасной посадки, сплошные деревья, скальные выходы и склоны гор. Подъезд затруднен.


«Баштановка – Лаки – Тепе-Кермен – Чуфут-Кале»

Особенности местной аэрологии таковы, что внизу по долинам, даже в сильный северо-восточный ветер можно летать против ветра, т.к. по низам ветра нет, или он достаточно слабый. На поляне взлета явно сдувало, пробежка составляла 3-5 метров и мы в отрыве от земли. Далее прячемся за склонами гор, обходя возможные роторные зоны, делаем 16-километровый круг через Лаки и село Кудрино. Обходим с восточной стороны Тепе-Кермен, прячась в складках рельефа, медленно пробираемся к северо-восточному выполаживанию на склоне Чуфут-Кале. Почти в динамике набираем высоту в 550 метров. Не успев осмотреть древности, мы пулей, со скоростью около 100 км/час, за 4 минуты возвращаемся к себе в долину. «Сливаем» с воздушной горки у грота Анастасии, что напротив Алимовой Балки и возвращаемся на старт, испытывая значительную «болтанку» вблизи рельефа. Сильно жмет к земле. Точним на старт с заходом левым кругом против ветра и гасим параплан... мы на земле. Общее время полета 45 минут. Да наш вид спорта, это как на парусной яхте – вышел и пришел на моторе из гавани, а все остальное по воле воздушных потоков.

«Баштановка – Бахчисарай»

Удаление около 8 км. С южной стороны города рядом с бензоколонкой ТНК находится «взлетка» родственных нам дельталетчиков. Ветер 7 м/сек северо-запад. Это самый невыгодный для взлета ветер, т.к. на глиссаде роторит из-за склона горы поросшей деревьями. Нас приглашают на поляну наши друзья дельталетчики, и мы отправляемся к ним против ветра. Добираемся за 20 минут, нарезаем круги, но желания совершить посадку нет. Там на поле не травка, а утоптанная глина и торчащие «бобыли»… пыльно. Наши тряпки пыли не любят. Совершив 2 имитации посадки, уходим правым кругом над Бахчисарайским водохранилищем в сторону гор смотреть с воздуха таврские ящики. У нас много в округе исторических достопримечательностей, и ветер удивительно подходящий. Воздух ровный в долине, в предгорье расходится отдельными потоками, и мы просто летаем, следуя по направлению движения воздуха. Держимся в струе. Куда ветер дует, туда мы и летим. Общее время полета 35 минут.

Было много и других полетов, часть из них на высоте 950-1100 метров, мы постепенно подбирались к центральному Крымскому хребту с северной стороны, подыскивая стартовые площадки, изучая возможность перевалить через плато Ай-петри на Ялту. Полеты вблизи горы Бойко показали нам переменчивый нрав Крымских гор. Там мы попали в значительные сливы холодного воздуха и уходили вверх, с мотором работающим на холостых оборотах. Пролетав сезон, пришли к выводу: у нас можно летать круглый год. В Баштановке всегда хорошая погода.

Планы.

Следующей сезон 2010 планируем продолжать полеты на клубной основе. Подобрали старты для полетов на Караби-Яйла. Планируем прямой перелет Баштановка – Межгорье, беспосадочный перелет Плотинное – Ялта – Плотинное, перелет гора Лысая – Богатое Ущелье - Баштановка. Провели плановый ремонт и регламент техники. Приглашаем друзей для выполнения совместных полетов и развития клубной деятельности.
Copyright 2010 www.meganom.info

19


Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru