Отставить разговоры или новичок на Эльбрусе.

Пишет Kosmos139, 22.09.2009 23:43

Этот рассказ посвящается тем, кто свое знакомство с горами начинает с Эльбруса.
Вот уже почти полтора месяца минуло с тех пор, как я совершил восхождение на Эльбрус. Прошла вся эйфория, весь “победный” азарт, и именно сейчас захотелось просто высказаться, без лишних эмоций и похвальбы.

Немного о себе. 22 года, живу в Риге, учусь на 5-ом курсе медицинского факультета, не курю, пью редко, но метко.
Желание сходить в горы, а именно на Эльбрус у меня возникло где-то 3 года назад. Произошло все как-то само по себе. Получилось некое стечение обстоятельств. Долгое время слушал песни Высоцкого, посмотрел фильм “Вертикаль”, прочитал книгу про альпийских стрелков, а тут еще и знакомый вернулся из Кисловодска и подарил календарик с фотографией Эльбруса. Первый год у меня эта мысль просто вертелась в голове, много читал на риске и на маунтин.ру, изучал фотографии, карты, схемы. Второй год продолжал читать и рассматривал варианты как и с кем поехать. Третий год пришел в рижский альпинистский клуб, который организовывал подобные мероприятия, заодно и на стенке стал тренироваться. Пожалуй самой большой проблемой было разжиться снаряжением. Парадокс, но у нас в Риге очень трудно достать нужную вещь – или размера нету или заказа ждать полгода. Тренироваться я начал где-то за год до поездки, ходил на стенку и в фитнесс-клуб. Главный мой недостаток это нежелание дружить с бегом, о чем в последствие пришлось сильно пожалеть.
Отставить разговоры или новичок на Эльбрусе. (Альпинизм)

Итак все было готово к отъезду – список составлен, вещи уложены и даже железный “эдельвейс” занял свое почетное место на шапке. Наступило долгожданное 24 июля, и мы выехали автобусом в Москву, чтобы следующий вечер встретить в Минводах, откуда к 3-ем часам ночи добраться до альплагеря “Безенги”. В Безенгах все хорошо – “Терек” по 30 рублей и “Проскавейский” по 300 рублей.

В Безенгах мы пробыли около недели. Ходили на Курсантские ночевки, на Австрийские ночевки и в самом конце поднялись на Дыхниауш-баши. Такая вот “несложная”, но в то же время основательная и интересная программа акклиматизации для новичков, которая закончилась для меня бронхитом.
Но вернемся пожалуй к Эльбрусу. 4 августа рано утром мы оставили все лишнее в кафе “Сакля”, что возле поселка Эльбрус и выехали в сторону Азау. С собой была одежда, питание и штурмовой рюкзак. В первый день наш путь шел до приюта “Мария”, что чуть выше Приюта 11.
Отставить разговоры или новичок на Эльбрусе. (Альпинизм)

На фуникулере мы благополучно добрались до станции “Мир”, где нас радушно встретил какой-то местный мафиози и вежливо потребовал по 1000 рублей с человека. Наш инструктор не спасовал и пообещал с ним расплатиться на обратном пути, мол ну не проскочит же группа из 20 человек мимо него незамеченной, на что тот согласился. В итоге на обратном пути мы встали пораньше и уехали на первом подъемнике, оставив местного дельца с носом.
Высота все-таки ощущалась и немного давал знать о себе бронхит. Но и тут повезло, часть нашей группы успела запрыгнуть в кузов последнего „Краза”, который вез щебень на высоту 4000 метров. Пока ждали остальных, удалось немного позагорать и поиграть в снежки. Потом был Приют, горячий чай, сушка одежды и завораживающие рассказы только что спустившихся.

Честно говоря, с погодой нам как-то всю дорогу не везло, и поэтому, вместо акклиматизационного выхода до скал Пастухова на следующий день мы решили сразу идти на штурм, дабы не потерять резервный день. Часам к 15.00 Эльбрус был затянут облаками, но я все-равно решил попытаться дойти до скал на 4800. Не получилось… пошел снег и я на пол пути свернул обратно, дабы просушить основательнее обувь и носки. Да и снаряжение не мешало проверить.
Пару слов о снаряжение.
Как мне сказали в Безенгах 2 старых альпиниста. – “Можешь на вершину ничего не брать, но пуховку в рюкзак положи. Многим жизнь спасла…”
Покупкой снаряжения я занимался весь последний год перед поездкой. Скажу честно – брал только самое лучшее, что мог в Риге достать. Просто, чтобы потом в случае неудачи, не валить все на якобы “плохое” снаряжение. Самая большая проблема была в пуховке. Начитавшись умных советов в интернете на форумах, наслушавшись советов бывалых альпинистов из нашего клуба, я склонялся к тому, что пуховка не нужна, ну в крайнем случае пуховая жилетка. Да и жаба немного душила, если честно. В итоге перевесил аргумент “на всякий пожарный случай” и после очередной зарплаты оранжевая пуховочка Millet Expert Down уже красовалась у меня на вешалке. В итоге пуховку я снял с себя только на обратном пути в самом конце седловины. Да, рядом шли люди и просто в Гортексе, как они только не замерзли???
Следующей моей проблемой были вечно мерзнущие ноги и их размер… Гималайские 3-ех слойники мне конечно же были ни к чему, поэтому La Sportiva Batura 47-ого размера были очень кстати. Конечно, когда топали по Безенгийскому леднику 18 километров по 20-ти градусной жаре, нога превратилась в печеное яблоко, зато на Эльбрусе в комплекте с носками из полартека от Lorpen было просто очень тепло, сухо и комфортно.
В итоге в момент выхода на мне было сверху майка от Marmot, кофта PowerStrech от LoweAlpine, свитер из Polartec TermalPro и пуховка. Снизу – средней толщины термобелье и гортексовские штаны Millet Axon Pro. На руках – варежки, сверху мембрана, внутри очень теплый вкладыш. Хотя руки я все-таки умудрился заморозить, по глупости пережав запястья лямками от треккинговых палок.
Итак день штурма. Хотя нет, вернемся на день раньше. Перед сном, а спать мы ложились в 18.00 я решил выпить 1 таблеточку Диакарба в целях профилактики горной болезни. Сам не знаю зачем, вроде за все время поездки и голова не болела, и со стороны пищеварительной системы никаких нареканий. Так как Диакарб является легким мочегонным, то в течение всей ночи, каждый час приходилось бегать в туалет. В итоге ни сам не выспался, ни другим выспаться не дал.
Вышли мы в 1 час ночи. Вернее не вышли, а выехали, поскольку на общем собрании решили заказать ратрак до скал Пастухова. Все-таки большинство из нас были новичками. Забегая вперед скажу, что лично меня ратрак спас. Физухи явно не хватало, да и бронхит выше 5000 метров дал о себе знать во всей красе.
В 1.30 я уже стоял на скалах Пастухова и пытался в варежках нацепить на ноги кошки, что у меня естественно не получилось. Пришлось руковички снять. В это время был сильный мороз и дул сильный ветер.
Пару слов о кошках Grivel G14 COM. Весчь с Большой буквы. Сидят на ботинке идеально – жестко и надежно. Никаких нареканий.
Группа двинулась. Те кто в горах не впервые, те рванули вперед, “молодняк” же старался держаться инструктора.
Пару слов об инструкторе. Сигизмунд Гроховский. 73 года!!!! Я думаю этим все сказано.
Метров через 200, когда дошли до 5000 метров я стал отставать от группы. Через каждые 3 шага просто захлебывался от кашля и приходилось по пол минуты в буквальном смысле “висеть” на треккинговых палках, чтобы отдохнуть. Из-за такого темпа я просто никак не успевал согреться, вот тут то меня и спасло очень теплое снаряжение. Рассвет меня застал на косой полке уже на подходе к седловине, откуда открываются прекраснейшие виды на Главный Кавказский хребет и на красавицу Ушбу. Здесь я позволил себе роскошь снять рукавицы и сделать пару снимков.
Отставить разговоры или новичок на Эльбрусе. (Альпинизм)

Дальше стало совсем тоскливенько. На подходе к седловине встретил одного парня из нашей группы, который развернулся назад из-за болей в легких. А ведь он то уже в горы ходит ого-го сколько. Куда там мне со своим бронхитом. Сделав еще пару шагов, я встретил еще двоих наших, они уже были на вершине и шли вниз. Добрыми словами им удалось меня немного приободрить.

Наконец СЕДЛОВИНА!!! Идешь вроде по ровному, а все равно задыхаешься и в глазах все плывет. А впереди, о боже ты мой, еще такой подъем. Пройдя седловину я наконец вышел из тени, которая падала от восточной вершины и сел греться на солнышке. В голове самые дурные мысли, мол ну куда тебя черт занес, ну зачем тебе все это нужно, в конце концов - хороший альпинист это живой альпинист. Имея непосредственное отношение к медицине я прекрасно чувствовал свой организм, и сидя под этими последними 300 метров, я понимал, что сил то уже нету. Хоть у меня и были в аптечке нифидепин, дексаметазон и прочие чудеса фарминдустрии, доводить себя до того, чтобы прибегать к их помощи как-то не хотелось. Начал вспоминать песни Высоцкого, альпийских стрелков, которые с собой тащили пушки и пулеметы, а не пустой рюкзак с шоколадкой и курточкой от дождя. И вот где-то в этот момент сила духа победила дряхлое тело. Скушал Твикс и через “не могу” встал и поплелся наверх.

Прошел подъем, добрался до плато, сел. Высота 5600, выть охота от собственного убожества и бессилия, а где-то там впереди виднеется этот заветный холм с камнем. По плато шел со скоростью два шага в минуту. Сердце просто захлебывалось то ли от усталости и гипоксии, то ли просто было “готово к вершине бежать из груди”. Скорее конечно от высоты. Спасибо треккинговым палкам, которые удерживали мое бренное, измученное гипоксией тело от падения мордой в снег.
Дошел до холмика, где уже тусовалась толпа народу, упал и пополз дальше на коленках. На вершине я был в 11.30. Минут 5 лежал под камнем, пока меня за ноги не оттащили в сторону, мол мешал всем фотографироваться. Чуть пришел в себя. Встал. Отряхнулся. Снял рукавицы. Вынул фотик. Сфотографировал табличку с именами героев, сбросивших фашистские штандарты, сфоткал сам себя, снял маленькую панораму и тихим сапом поплелся назад.
Отставить разговоры или новичок на Эльбрусе. (Альпинизм)

Назад уже идти было как-то веселее. Наверное “второе дыхание” открылось. Начался серный туман. На седловине вытоптал ямку и присел подремать. Очень хотелось спать. Но не дали. Проходящий мимо МЧСник ткнул меня палкой в бок и велел идти вниз. Дойдя до косой полки погода совсем испортилась. В тумане был виден только впереди стоящий флажок. А если вдруг пурга начнется и тропу заметет??? Не, надо быстрее вниз, пока хоть что-то видно. Прошел косую полку, ну теперь уже только вниз и только прямо, благо GPS в кармане на всякий случай имелся, к счастью не пригодился. Опять меня в сон разморило. Достал из рюкзака снятую еще на седловине пуховку и просто полчаса валялся на снегу. Дошел до Пастухова. Сил уже не было даже на дальнейший спуск к Приюту. Проходящие мимо добрые люди дали попить чаю. Попил. Сказал большое человеческое спасибо. Пошел дальше. На приюте я был в 15.00, где меня уже ждала вся группа с кружкой горячего чая и рюмочкой “Проскавейского” коньячка.
Упал и уснул. Проснулся только на следующее утро и всей группой пошли вниз. На “Мире” зашел в музей обороны Приэльбрусья. В фуникулере оглянулся назад и в голове промелькнули слова Высоцкого:”И спускаемся вниз, с покоренных вершин, оставляя в горах своё сердце…”.

Спасибо тебе Эльбрус, что пустил наверх и отпустил вниз. Вечный мир и покой твоим склонам.
P.S. Для новичков желающих успешно сходить на Эльбрус.
Тренируйтесь дома. Бегайте, много бегайте, очень много бегайте. В горах лишней физподготовки не бывает. А в горах не болейте. Успехов!!!

Такое состояние - следствие плохой или неправильной акклиматизации. Мой организм нормально переваривает высоту, если плавно подниматься по 600-800 метров в день. В этом сентябре ходили так: Ночёвки в Азау, на кругозоре, Бочках, Приюте и на пятый день выход. И какой выход! С рюкзаками и вещами на всякий пожарный в непогоду за 6 часов от приюта, без особого напряга, по крайней мере без головной боли и тошноты.

Да в том то и дело, что голова не болела, не тошнило, а наоборот аппетит был отменный. Просто не было сил из-за слабой физической подготовки, еще бронхит доканал. Сделал для себя массу выводов, что к горам то готовиться надо, причем серьезно. Горы халяву не прощают.

Главный вывод - где ж ваши товарищи были? Разве это альпинизм? Горы - это не кучи камней замороженных льдом. Горы - это люди, которые тебя окружают. Которые не бросят ослабевшего, и не дадут валяться на снегу. Не в физухе дело, дело в компании, с которой любые маршруты будут по плечу. И когда не вас будут пинать палками вниз, а вы поможете более слабому, вот тут и откроется настоящая красота гор.

Уважаемый афтар!

Исправьте, пожалуйста, опечаточку в названии - надо писать НОВИЧОК

"...Минут 5 лежал под камнем, пока меня за ноги не оттащили в сторону, мол мешал всем фотографироваться...."
Улыбнуло)))

С ГОРОЙ!

Кто-то не поскупился на минус, очень жалко, что люди не хотят поддерживать чужую радость. Я рад за человека, ратрак - не ратрак, с инструктором - без, ели дополз - забежал, в любом случае положительный результат получен! Ещё раз мои поздравления!

Автору рассказа:
"Так оставьте ненужные споры, я (ты) себе уже всё доказал..." (с) В.С.Высоцкий

В этом году тоже сходил! Самочуствие было на отлично хотя сильно не готовился и курил. Думаю что ошибка автора была в канатке и ратраке. Когда вся гора от Азау до Вершины пройдена пешком со всей едой, снаряжением и палаткой, акклиматизация случается сама по себе :) Главное не торопиться и как тут уже сказали набирать по 600-800 метров в день. В любом случае с Горой!

Аклимуха, аклимуха и ещё раз аклимуха!!! Сам в этом году сходил Эльбрус. И как сказал автор - большое спасибо за то, что Гора отпустила вниз. Состояние и ощущения похожи на описаные выше, чуть полутше (от камня не оттаскивали за ноги). Восхождение у меня было на 6-й день прибывания на Кавказе. Оч. помог выход до Ск. Пастухова накануне восхожнеия. Но всё равно, надо аклимуха!!! По поводу физо (оно конечно надо, но...) - у нас в группе был человек (новичок) который тож с бегом не дружит, но поднялся он БЕЗ ПРОБЛЕМ т.к. в горах был 2 недели то этого и сходил пару единичек ок 4000м. По поводу спуска: от косой ехали на жопе (на сидушках) почти до Марии. Оч облегчило страдания, в след раз возьму мини лыжи или поджопник (как детки катаются с горок). Очень правильное замечание по поводу команды. Это вообще непонятно, как они оставили тебя одно и инструктор 70лет.... где был он.... Да и в конце концов: бронхит на высоте?! Ты же медик! Там же всё гораздо быстрее протекает и осложняеццо! Горы - они стояли и будут стоять!
Всё это повод для очень глубоких размышлений!
С ГОРОЙ!
З.ы. Глянул на фотку на вершине. Пользуйся солнцезащитным кремом с фактором 30-40 и выше и губной гигиенической помадой и войны на лице будет меньше!

С Горой!

LaSportiva Batura для Эльбруса - это круто! В них же можно сразу на Памир на Ленина ехать, как минимум.
Подошли бы "с головой" и LaSportiva Makalu. Ну разве что есть планы на памирские высоты... Тогда да.

Поздравляю. Спасибо, интересно, подробно.
Вопрос к комментаторам (Зеленый и Dimon32) по акклимухе, разъясните - Вроде автор акклиматизировался в Безенгах до 4000. Рекомендуется день отдыха на высоте Терскола, что автор и сделал. Что не так ?

Автор и его гид сделали не так:
1. Бронхит. Жить человеку надоело.
2. Группа, или гид. Где были остальные люди, когда автор страдал и валялся?
3. План акклиматизации. Он плохой. Мало отдыха, резкий набор высоты.
4. Горячее питье. Где был термос с чаем во время восхождения?
5. Диакарб, он, во-первых мочегонное, а во-вторых, не от горняжки. И если вы начинаете пить таблетки, не надо идти на вершину.
6. Терек и Прасковейский. По определению - не для новичка в горах.

Самый лучший способ акклиматизации - плавный набор высоты по 600-700 метров в день.
азау
кругозор
Мир
Приют выход на пастухова
День отдыха на приюте
Ночёвка на пастухова, либо ещё один выход
Штурм.
Обычно люди поднимаются н подьёмнике на бочки итам им становится плохо, или на приюте Настя откачивает зелёных альпинистов на кухне. Это не акклиматизация, это дурь. Рвать тут некуда. Лучше тише да выше))

класно написано!
Насчет спорта согласен.

Молодец с горой. Хорошо что поднялся на гору, многие недошли :)