Узлы для создания спусковой петли из стропы и репшнура

Пишет flash, 29.05.2009 12:34

Широко распространенное мнение о надежности «встречного» узла, применяемого для связывания концов строп, ставится под сомнение 19 документированными несчастными случаями, приводимыми Питом Шубертом (Pit Schubert) в своей книге "Безопасность и риск на скалах и льду" (Sicherheit und Risiko in Fels und Eis, Band II S. 136-144). Все эти несчастные случаи произошли на спуске при использовании «встречного» узла для создания спусковой петли из стропы. Встречный узел на гладкой стропе очень легко развязывается если этот узел трётся о шероховатую поверхность скалы. По мнению автора, для связывания концов строп при создании спусковой петли лучше применять узел «встречная восьмёрка». Этот узел сильнее затягивается и гораздо труднее развязывается, чем «встречный» узел. Для связывания репшнуров автор рекомендует использовать «двойной ткацкий» («рыбацкий», «грепвайн») узел.


Вот что может произойти с узлом на стропе.
Узлы для создания спусковой петли из стропы и репшнура (Альпинизм, безопасность, технические советы)


Двойной ткацкий узел/грепвайн.
Узлы для создания спусковой петли из стропы и репшнура (Альпинизм, безопасность, технические советы)


По материалам:
Pit Schubert "Sicherheit und Risiko in Fels und Eis", Band II S. 136-144
DAV Panorama 4/2007 S. 76-79

103


Комментарии:
3
Прямой узел без контрольных развязывается ВСЕГДА. На чем бы его не вязали.
И известно это уже лет сто.

0
ээ... прямой, да не тот. Развязывается прямой aka рифовый узел . А вот про развязывание встречного узла я как-то не слышал. У самого есть такая петля - узел затянут практически намертво и уже давно.

1
да встречный обычно и не развяжешь, но нс документированы.
более всего опасны "свежие" узлы на новой стропе.

3
двойной ткатский это как-то сложно для понимания у этого узла есть название -грейпвайн

0
исправил

1
Это ж грейпвайн :)

0
У них принято называть его такими названиями (двойной ткацкий, рыбацкий) а стаття переводная, хотя и можно было заменить название на "грепвайн", нашому человеку намного ближе.

4
Эх, какие клевые уступы всегда на картинках...

0
по моему на первой картинке встречный проводник, а не прямой

1
согласен,
да и в тексте говорится «прямого» («встречного») узла
а прямой и встречный - разные узлы:( прямой всегда вяжется с контротльными (меня так учили), а встречный нет.
уточните, пожалуйста, про какой узел в статье речь.

0
уточнил, встречный/встречный проводник.


0
Разве восьмерка сильнее затягивается, чем проводник?
А грепвайн жирно на стропы. Так стропы не напасешься, ИМХО =)

1
восьмерка не так быстро распускается как проводник.
а про грепвайн для стропы никто не говорил.

0
Встречный на стропе тоже заметно ползет, пока не затянется намертво.
В начале полезно прихватить кончики несколькими стежками обычными нитками. Тогда он уже никуда не женется.

1
Добавлю: Как то раз уже обсуждали и даже кто то делал тестирование об использовании Встречного на стропах и одна из рекомендаций была - оставлять хвостики подлиннее, с запасом на то что стропа немного поползеет.

1
Он вообщем и так не женится:))

К тому же речь шла о дюльферных петлях, так что стежки вряд ли подойдут

2
Ну уж если вязать на месте, то для себя, любимого, я грейпвайн или встречную восьмерку.
Как расползается свежезавязанный простой встречный я видел не один раз.

0
пока не было таких ситуаций....но сделаем всетаки выводы

0
Вяжу только грейпвайн (стропа, верёвка, ...)

3
Любопытное тестирование встречного узла (по американской классификации - водный узел, "Water Knot")
проводилось 10 лет назад Томом Мойером, о чем был сделан доклад на международном
техническом спасательном симпозиуме. Кратко - суть этой статьи:

Встречный узел широко применяется для связывания стропы в петлю. Стало известно о нескольких
случаях отказа этого узла, но сама причина неожиданного развязывания была непонятна. При многочисленных испытаниях, не отмечалось никакого проскальзывания стропы в этом узле, независимо от аккуратности его завязывания и предварительного затягивания. Том Мойер проверил поведение узла при циклической нагрузке.

Он сделал петлю из 14мм трубчатой нейлоновой стропы, связав концы встречным узлом, и зарядил
ее в машину для испытаний. К петле прикладывалась циклическая нагрузка от 0 до 100 кг (полный цикл
- 2 секунды). Оказалось, что при такой нагрузке один из концов начинает постепенно выскальзывать из узла
со скоростью примерно 0,1мм за цикл. Через 800 циклов узел, имевший изначально 7-см свободные
"хвосты" полностью развязался. Интересно, что скользил только один из двух свободных концов.

При таких же условиях проверялся встречный узел с простыми контрольными узлами. После того, как
контрольный узел уперся в основной, проскальзывание прекратилось. После 2500 циклов, узел так и не развязался.

Для сравнения, под такой же циклической нагрузкой проверялся "single fisherman's knot", или по нашему -
"ткацкий". Через 1000 циклов узел окончательно затянулся, (удлинение петли составило около 6мм)
и никакого дальнейшего скольжения не происходило. Петля осталось целой и после 1650 циклов.

Наконец, встречный узел был проверен на ползучесть под постоянной длительной нагрузкой.
Петля, связанная встречным узлом была статически нагружена силой 80 кГ на 30 минут. После затягивания
узла, никакого дальнейшего проскальзывания не отмечалось.

Выводы Мойера: "встречный узел проскальзывает уже при небольшой циклической нагрузке, примерно
равной весу человека. Контрольные узлы предотвращают отказ, хотя и не гарантированно. Теперь мы
понимаем причину аварий, произошедших из-за этого узла и знаем, как их предотвратить. Мы продолжим
использовать встречный узел, при условии обязательной проверки достаточной длины свободных концов, выходящих из узла после каждого нагружения петли".

0
Как вам идея после затягивания зашивать вручную концы таких узлов. Узел даёт прочность, почти как у заводской сшивки, зашитые вручную концы избавляют от проскальзывания, хотя сейчас куда проще купить готовую петлю.

3
Ну как вы на маршруте скажем, будете зашивать петлю? )

0
глюк

1
На скальных занятиях, у меня друг лез с техникой ИТО, и нагрузил статически стропу связанную встречным узлом, концы были чуток для надежности прошиты, но видимо со временем нитки потрепались и ничем не помогли тк петля сама развязалась у него под ногами, он повис на нижней точке, все обошлось хорошо, но все равно стало стремно, ведь мы использовали эти петли в горах, и как станционные.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru