Узлы для создания спусковой петли из стропы и репшнура
Широко распространенное мнение о надежности «встречного» узла, применяемого для связывания концов строп, ставится под сомнение 19 документированными несчастными случаями, приводимыми Питом Шубертом (Pit Schubert) в своей книге "Безопасность и риск на скалах и льду" (Sicherheit und Risiko in Fels und Eis, Band II S. 136-144). Все эти несчастные случаи произошли на спуске при использовании «встречного» узла для создания спусковой петли из стропы. Встречный узел на гладкой стропе очень легко развязывается если этот узел трётся о шероховатую поверхность скалы. По мнению автора, для связывания концов строп при создании спусковой петли лучше применять узел «встречная восьмёрка». Этот узел сильнее затягивается и гораздо труднее развязывается, чем «встречный» узел. Для связывания репшнуров автор рекомендует использовать «двойной ткацкий» («рыбацкий», «грепвайн») узел.
Вот что может произойти с узлом на стропе.
Двойной ткацкий узел/грепвайн.
По материалам:
Pit Schubert "Sicherheit und Risiko in Fels und Eis", Band II S. 136-144
DAV Panorama 4/2007 S. 76-79
103
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
И известно это уже лет сто.
более всего опасны "свежие" узлы на новой стропе.
да и в тексте говорится «прямого» («встречного») узла
а прямой и встречный - разные узлы:( прямой всегда вяжется с контротльными (меня так учили), а встречный нет.
уточните, пожалуйста, про какой узел в статье речь.
А грепвайн жирно на стропы. Так стропы не напасешься, ИМХО =)
а про грепвайн для стропы никто не говорил.
В начале полезно прихватить кончики несколькими стежками обычными нитками. Тогда он уже никуда не женется.
К тому же речь шла о дюльферных петлях, так что стежки вряд ли подойдут
Как расползается свежезавязанный простой встречный я видел не один раз.
проводилось 10 лет назад Томом Мойером, о чем был сделан доклад на международном
техническом спасательном симпозиуме. Кратко - суть этой статьи:
Встречный узел широко применяется для связывания стропы в петлю. Стало известно о нескольких
случаях отказа этого узла, но сама причина неожиданного развязывания была непонятна. При многочисленных испытаниях, не отмечалось никакого проскальзывания стропы в этом узле, независимо от аккуратности его завязывания и предварительного затягивания. Том Мойер проверил поведение узла при циклической нагрузке.
Он сделал петлю из 14мм трубчатой нейлоновой стропы, связав концы встречным узлом, и зарядил
ее в машину для испытаний. К петле прикладывалась циклическая нагрузка от 0 до 100 кг (полный цикл
- 2 секунды). Оказалось, что при такой нагрузке один из концов начинает постепенно выскальзывать из узла
со скоростью примерно 0,1мм за цикл. Через 800 циклов узел, имевший изначально 7-см свободные
"хвосты" полностью развязался. Интересно, что скользил только один из двух свободных концов.
При таких же условиях проверялся встречный узел с простыми контрольными узлами. После того, как
контрольный узел уперся в основной, проскальзывание прекратилось. После 2500 циклов, узел так и не развязался.
Для сравнения, под такой же циклической нагрузкой проверялся "single fisherman's knot", или по нашему -
"ткацкий". Через 1000 циклов узел окончательно затянулся, (удлинение петли составило около 6мм)
и никакого дальнейшего скольжения не происходило. Петля осталось целой и после 1650 циклов.
Наконец, встречный узел был проверен на ползучесть под постоянной длительной нагрузкой.
Петля, связанная встречным узлом была статически нагружена силой 80 кГ на 30 минут. После затягивания
узла, никакого дальнейшего проскальзывания не отмечалось.
Выводы Мойера: "встречный узел проскальзывает уже при небольшой циклической нагрузке, примерно
равной весу человека. Контрольные узлы предотвращают отказ, хотя и не гарантированно. Теперь мы
понимаем причину аварий, произошедших из-за этого узла и знаем, как их предотвратить. Мы продолжим
использовать встречный узел, при условии обязательной проверки достаточной длины свободных концов, выходящих из узла после каждого нагружения петли".