Пишет olegk, 14.02.2009 19:07

К 50-летию экспедиции МВТУ-МГУ под руководством И.Ерохина на пик Победы. Часть1. Без права опубликования. (Альпинизм)

Я был совсем молодой, делал свои первые шаги в горах и с жадность читал все что мог достать по альпинизму, туризму и путешествиям. Именно тогда мне попалась обзорная статья в одном из журналов о пике Победы, где в сводной таблице указывались восходители на эту вершину. Некоторые фамилии мне уже были знакомы, некоторые нет. Удивила меня тогда фамилия Ерохина, я никогда и нигде не читал о нем. Удивило тогда и то, что он руководил второй успешной экспедицией на Победу, и это была экспедиция вузов МВТУ и МГУ. И то, что это было не только восхождение, а траверс Победы.

Прошло несколько лет, и мне в руки попалась книга Белопухова «Я-спинальник». Фамилия автора мне ничего не говорила и название какое-то не альпинистское. Но я купил эту книгу из-за того, что в ней писалось о том восхождении 58-го года. Я тогда и подумать не мог, что через десять лет встречусь с некоторыми героями этой книги. Я собирал материалы о другом альпинисте, но история с Игорем Ерохиным, всплыла как бы фоном.

В 91-м годом закончилась история советского альпинизма, и я все ждал, что будет если не обобщающая книга о ней, то хотя бы отдельные ее части описаны. Но кроме не которых воспоминаний ничего не последовало. И наверное этому есть причины. Причины, которые делают разницу между тем, что говорится на кухне и печатается тем же человеком. Мы думали, что это все в прошлом, а оказалось нет. Мне попадали в руки некоторые документы, но самыми ценными были воспоминания людей, очевидцами событий которыми они были. Но сегодня их считают субъективными, а значит предвзятыми. Так ли это? Причем так считают люди, которые сами не были участниками событий, но просидели задницей не один стул, пусть даже и на общественной должности.

Наверно, что бы разобраться в настоящем, надо разобраться во всем от корней. Я не претендую на истину. Просто пытаюсь донести факты.

Без права опубликования

[h1]ПОСТАНОВЛЕНИЕ
[h2]Президиума федерации альпинизма СССР от 15 июня 1959г..

Об итогах разбора обстоятельств восхождений совершенных командами спортклубов МВТУ и МГУ

Президиум федерации альпинизма СССР, рассмотрев на своих заседаниях 12 и 15 июня заявления т.т.Богачева И.Д.и Ерохина И.А. о скрытии от Всесоюзной секции альпинизма, судейской коллегии и альпинистской общественности ряда обстоятельств и фактов, имевших место во время проведения экспедиции спортклубов МВТУ-МГУ в районе пика Победы в 1958 году и акт комиссии Всесоюзной секции альпинизма/председатель т.Филимонов Л.Н./ по проверке указанных заявлений и выяснению действительных обстоятельств работы экспедиции спортивных клубов МВТУ-МГУ на пик Победы, установил, что:
- совершая траверс массива пика Победы, группа под руководством Ерохина И.А. на 11 день остановилась на бивуак на северном склоне вершины на высоте около 7100м. На следующий 12-й день группа должна была налегке со¬вершить подъем на вершину пика Победы и вернуться на бивуак. Однако, вследствие плохого самочувствия не бивуаке был оставлен т.Абраимов, а не доходя до вершины, около 150 м из-за плохого самочувствия некоторых участников повернули назад Шполянский, Галустов, Локшин, Фещенко, Морозов. Таким образом на вершину пика Победа поднялось только 7 человек из 13 /Ерохин, Богачев, Божуков, Цирульников, Белопухов., Чадеев и Муравьев/

Однако, как в официальном отчете о восхождение поданном в судейскую коллегию, так и других сообщениях в печати и в докладах руководители и участники группы указывали, что подъем совершен всеми членами группа, т.е.совершали прямой обман Президиума секции, судейской коллегии и альпинистской общественности.

На основании представленного фальсифицированного отчета, решением судейской коллегии и приказом Комитета группе было присуждено первое место по классу траверсов, а участники были награждены медалями и дипломами 1 степени. Медали были присуждены и т.т.Галустову И.Д., Шполянскому В.Н, и Локшину Б.В. которые не были на вершине Победы.

Получая высшие спортивные награды - медали и дипломы все участники группы продолжали скрывать истинные обстоятельства восхождения. Более того начальник экспедиции т.Ерохин развернул через печать, радио, телевидение и доклады широкую, лишенную элементарной скромности и значительно преувеличивающую достижения экспедиции и роль ее руководителей, кампанию популяризации и восхваления итогов экспедиции.

Как сейчас установлено, внутри группы лишь т .Богачев И.Д. требовал правдивого рассказа, однако и он не нашел в себе мужества своевременно обратиться с заявлением в Президиум секции и даже подписал наряду с другими участниками фальсифицированный отчет о восхождении. Только в начале марта, в беседе с начальником сбора высотников на Кавказе з.м.с Кузьминым К.К., т.Богачев И.Д, сообщил, что на вершину пика Победы поднялось не 13, а 7 человек. Этот факт подтвердил и т.Ерохин. Официальное заявление в Президиум секции по этому вопросу т.Богачев подал в апреле и т.Ерохин в первых числах мая месяца.

В сообщениях в печати и в выступлениях руководитель экспедиции т.Ерохин подчеркивал, что на так называемую вершину Восточная Победа одновременно поднялись 44 участника, давая этим понять, что под его руководством установлен новый "рекорд" массового подъема на семитысячник. В действительности же это - восхождение было совершено, двумя отрядами, первый из которых в количестве 28 человек поднялся на вершину 9 августа, а второй в количестве 16 человек на следующий день.

При восхождении на пик Военных топографов на юго-западную вершину из 16 человек участников восхождения поднялись только т.т.Ерохин, Богачев и Белопухов, остальные связки из-за позднего времени были остановлены на расстоянии более 30 мин. хода от вершины и на высшую точку не поднимались. Этот факт был также опущен во всех отчетных материалах о восхождении на пик Военных топографов.

Кроме этого, в отчетных материалах говорилось о совершении восхождения на вершину пик Военных Топографов /6879 м/, а не на юго-западную вершину, достигнутую тройкой восходителей.

На основании представленного фальсифицированного описания маршрута группе в 16 человек было присуждено III место по классу высотных восхождений за 1958 год.

В 1956г.Команда спортклуба МВТУ в составе Ерохина И.А./руководитель/, Белопухова А.К, Иванова В.Л. и Осинцева прошла маршрут подъема на Северную Ушбу по северо-западной стене. Представляя в судейскую коллегию материалы о восхождении, группа вместо действительно пройденного ею маршрута описала значительно более трудный маршрут проходя правее пройденного.

На основании представленного также фальсифицированного описания маршрута, который в действительности не был пройден, группе было присуждено III место по классу стенных восхождений, а ее участники были награждены жетонами и дипломами III степени.

Президиум федерации альпинизма СССР считает, что вскрытые факты, чуждые советскому альпинизму, являются результатом неправильной постановки воспитательной работы среди альпинистов спортклубов МВТУ и МГУ, отсутствия в их работе необходимой критики и самокритики, наличия недопустимой в практике советского альпинизма "круговой поруки". Они также являются результатом недостойного поведения руководителей коллектива альпинистов МВТУ /т.Ерохин.т.Белопухов/, потери ими элементарной скромности, стремления к самовосхвалению, зажиму критики и попыток обсуждения их деятельности.

Коллектив альпинистов , руководимый т.Ерохиным, за последние годы добился значительных успехов и в том числе был активным проводником круглогодичной тренировки участников спортивных восхождений. Но этот коллектив самостоятельно переходя от менее сложным к более сложным восхождениям мало перенимал опыт старшего поколения советских альпинистов и годами сложившиеся хорошие традиции,

Имея некоторые успехи руководители этого коллектива и в первую очередь т.Ерохин стали считать, что именно они являйся открывателями новых дорог в советском альпинизме, носителями прогрессивных традиций в противоположность консервативным и неспор¬тивным позициям большинства других. Руководители коллективов МВТУ - МГУ начали считать, что они сами могут определять, что в альпинизме допустимо и что недопустимо, устанавливать свою мораль и законы.

Именно это и привело к тому, что они стали на путь прямого обмана в изложении обстоятельств организации и проведения своих восхождений и оценки их результатов. Ограничиваясь вначале представлением в отчетах более сложных маршрутов, чем пройденные ими т.Ерохин и др, перешли теперь к прямому обману в самом основном для альпинизма вопросе - вопросе достижений вершин участниками восхождения.

Обман в альпинизме является особо нетерпимым и аморальным, так как особенности нашего спорта, когда группы ушедшие на восхождение действуют совершенно самостоятельно без посторонних свидетелей, обязательно предполагает откровенный и правдивый рассказ о хороших и слабых сторонах восхождений.

Поэтому факты выявившиеся в коллективе экспедиции спортклубов МВТУ - МГУ должны быть быстро и решительно пресечены и осуждены альпинистской общественностью, а виновные должны быть строго наказаны.

Участники траверса пика Победа 1958 года своим нечестный и заносчивым поведением бросили тень и на других альпинистов. Президиум федерации альпинизма СССР надеется, что суровое осуждение аморальных поступков этой групп поможет езде больше укрепить здоровые принципы советского высокогорного спорта.

Президиум федерации альпинизма СССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Начальника экспедиции т.Ерохина И.А, и заместителя начальника экспедиции т.Белопухова А.К. за сообщение неполных и ложных сведений об обстоятельствах восхождений, необоснованное преувеличение достижений экспедиции и своих собственных лишить звания мастера спорта СССР снизить им инструкторскую квалификацию до младшего инструктора и запретить впредь до специального решения президиума федерации руководить самостоятельными альпинистскими мероприятиями и группами, участвующими в первенстве по альпинизму.

2.Бывшего зам. председателя Всесоюзной секции альпинизма т.Богачева И.Д. за участие в обмане и несвоевременном сообщении истинных обстоятельств восхождений лишить звания мастере спорта СССР и запретить впредь до специального решения президиума федерации руководить самостоятельными альпинистскими мероприятиями и группами, участвующими в первенстве но альпинизму.

3. В связи с серьезными нарушениями правил и этики альпинизма допущенными участниками спортивных групп, спортклубов МВТУ И МГУ не засчитывать восхождения:

а/ траверс массива пика Победы -альпинистам; Ерохину И.А.,Белопухову А.К. ,Богачеву И.Д., Галустову И.А., Божукову В.М., Чадееву В.М., Шполянскому В, Н., Муравьеву В.А., Морозову С.В., Цирульникову А.Н., Абреимову А.П., Фещенко Г.А.и Локшину Б. В.

б/ на вершину пик Военных Топографов -альпинистам Ерохину И.А., Богачеву И.Д., Белопухову А.К., Скоробогатову П.К., Хохлову Р.В., Кабалевскому А.Н., Григоренко Н.М., Чаянову Б.А., Космачеву О. С., Соколовой И.Б., Божукову В.М, Глухову В.В., Ерапунову А.М., Моисееву Ю.Н., Володичеву Н.Н. и Романову А,В.

в/ на Северную Ушбу по северо-западной стене альпинистам Ерохину И.А., Белопухову А.К., Иванову В.Л.и Осинцеву А.Н.

4. За недостойное поведение объявить строгий выговор альпинистам:
Галустову И.А., Божукову В.М., Чадееву В.М., Шполянскому В, Н., Муравьеву В.А., Морозову С.В., Цирульникову А.Н., Абреимову А.П., Фещенко Г.А., Локшину Б.В, Скоробогатову П.К., Хохлову Р.В., Кабалевскому А.Н., Григоренко Н.М., Чаянову Б.А., Космачеву О. С., Соколовой И.Б., , Глухову В.В., Ерапунову А.М., Моисееву Ю.Н., Володичеву Н.Н., Романову А,В., Иванову В.Л., Осинцеву А.Н

5.Просить Центральный Совет Союза спортивных обществ и организаций СССР отменить решения об утверждении протоколов судейской коллегии о присужде¬нии:
а/ траверсу пика Победы 1 места по классу траверсов за 1958 год;
б/ восхождению на пик Военных Топографов III места по классу высотных восхождений за 1958 год
в/ восхождению на Северную Ушбу по северо-западной стене III места по классу технически сложных восхождений за 1956 г.

Обязать участников указанных восхождений, получившие медали и дипломы, вернуть их в Президиум федерации
, -
6. Альпинистов Шполянского В.Н. ,Божукова В.М.и Моисеева Ю.Н. лишить звания мастера спорта СССР в связи с невыполнением ими нормативов Единой Всесоюзной спортивной классификации,

7. Обязать бюро секций альпинизма спортклубов МВТУ и МГУ обсудить настоящее постановление с участием широкого актива альпинистов и обратить особое внимание на резкое улучшение качества воспитательной работы о альпинистами.

Президиум федерации считает необходимым обсудить настоящее постановление во всех федерациях альпинизма союзных республик, городских, областных и краевых секциях альпинизма, а также в секциях ДСО и ведомств, лагерях и секциях альпинизма коллективов физкультуры.

Президиум Федерации альпинизма СССР надеется, что суровое осуждение аморальных поступков группы альпинистов поможет еще больше укрепить здоровые принципы советского высокогорного спорта.

Председатель федераций альпинизма СССР-А.Боровиков
Ответственный секретарь - А.Каспин
Тир. 150 экз.

Р Е Ш Е Н И Е

КОНФЕРЕНЦИИ АЛЬПИНИСТОВ МГС СДСО «БУРЕВЕСТНИК»
от 22 ноября 1959 г.

1. Признать работу альпинистской секции МГС СДСО «БУРЕВЕСТНИК» - УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО.

2. Считать наилучшей формой подготовки альпинистов-спортсменов учебно-спортивнные и спортивные альпиниады и сборы низовых коллективов.

3. Рекомендовать небольшим коллективам проводить объединенные самостоятельные альпиниады и сборы, при поддержке МГC СДСО "Буревестник".

4. Просить ТЭУ ВЦСПС, федерацию альпинизма СССР и ЦС разрешить вопрос о создании передвижных лагерей - баз для проведения альпиниад и сборов низовых коллективов.

5. Считать, что как правило рекордные восхождения должны проходить на базе сборов и альпиниад низовых коллективов.

6. В тех случаях, когда для совершения отдельных восхождений будет признано целесообразным создание сборных команд, зачисления членов в эти команды производить только по рекомендации низовых коллективов.

7. Ответить вред, наносимый развитию массового спортивного альпинизма созданием рекордных команд, оторванных от низовых секций, Это особенно отчетливо видно на примере команды "Спартак" З.М.С. В.М. Абалакова, которая;
а/ отвлекает на себя громадные средства
б/ не воспитывает молодых спортсменов-альпинистов
г/ завышает трудность проходимых маршрутов, а в ряде случаев прямо искажает принципиальные обстоятельства восхождения /восхождение иа n.XIX Парт.съезда, траверс Дых-Тау-Коштан-Тау, пик Победы/, что создает почву для грубых нарушений альпинистской этики.

Конференция просит Федерацию альпинизма рассмотреть этот вопрос.

8 Считать необходимый изъятие альплагерей из ведомства ТЭУ, так как руководство ТЭУ альпинистскими лагерями привело к резкому ухудшению постановки спортивно-массовой работы в лагерях.

9. Считать нецелесообразным существующее профилирование лагерей.

10. Просить федерацию пересмотреть существующие руководящие материалы в целях продельного упрощения разрешения восхождений.

11. Считать ненормальным непропорциональное представительство:
спортсменов "Буревестник"а в Совете федерации. Просить федерацию обеспечить пропорциональное представительство в руководящих органах федерации всех ДСО.

12. Просить ВЦСПС разработать не путевочные формы ассигнованные на альпинизм для развития массового спортивного альпинизма.

Принято IУ-й конференцией альпинистов МГС СДСО "Буревестник"

Ворошить прошлое?...
Удивительно, что в списке "наказанных" и осуждаемых чуть ли не весь цвет советского альпинизма тех лет...
Впрочем, подумал и уже не удивляюсь. Весь советский социум был пропитан двойной моралью, так что ж требовать от советских альпинистов?
Одно я понял из статьи - истоки нечестности в нашем альпинизме лежат где-то в 50-х годах, т.к более ранних сведений нет. Апогей "приписок" приходится на 70-80-е, самые "чемпионастистые" годы. Тот, кто прошел школу советского альпинизма, так или иначе заражен этим вирусом на подсознательном уровне, чтобы кто не говорил...
В свои соревновательные годы, (отнюдь не советские 1991-2005), я неоднократно был свидетелем и участником подобных "достижений", когда команды обходили маршруты или не достигали вершин, при этом не стеснялись получать медали.
А что делать? Чемпионаты финансируются государством (или спонсорами), должны быть отчеты, достижения, медали... Мудрые судьи нам втолковывали - будем выносить сор из избы, в следующий раз денег не дадут, неужели от этого легче будет? А если это Гималаи или Альпы?
Не хочу вновь поднимать тему о полезности и вредности чемпионатов... Столько уже сказано, и единой истины нет...
Не буду и оценивать тех людей, которые идут на компромиссы с обстоятельствами... Каждый делает свой выбор сам.
На сегодняшний день я думаю, что полностью честными могут быть люди, СВОБОДНЫЕ от спонсоров, т.е выражающие себя в горах исключительно за свой счет. Есть, конечно, выдающиеся личности, не вписывающиеся в это правило. Но их не много, и я думаю пришли они к понятию "честного" спорта путем сложного духовного роста и не сразу. Честь им и хвала!
Но в основной массе мы ...

"Люди, как люди... Вот только квартирный вопрос их испортил"

Цитата: "думаю, что полностью честными могут быть люди, СВОБОДНЫЕ от спонсоров, т.е выражающие себя в горах исключительно за свой счет"
Нет, не могут. Честность зависит не от наличия или отсутствия спонсоров, а исключительно от внутренних убеждений. А получать регалии и носить цацки, бить себя в грудь и надувать щеки хотелось человеку во все века.
Ходить же за собственный счет и без спонсоров на сложные маршруты да на большие горы ныне (да и всегда, пожалуй) очень мало кому удается. Ох, недешев наш вид "спорта".

Та этож все...Всяко бывает, пределы и грань честности каждый сам себе устанавливает.
Прошли шестерочную стену, дальше минут 30, по футбольным некатегорированным полям до вершины надо еще полчаса пхаться. Все там уже ...надцать раз были.
А дюльферять-то с этого места надо.
Кому это надо? Правильно, записка нужна. Ну, кто еще на вершине не был? Черт, все были.
Может, кто хочет сбегать за бумажкой? Опять никто, мастера фиговы.
Испытанный способ - бросили на пальцах и проигравшие, подгоняемые шутками "Внизу в любви повезет" поперлись менять записку. А мы им чаек приготовили.
Наши внутренние убеждения не пострадали:-)
Я понимаю, это пример "мягкий", но все же.
На Эль Капитане записку меняют? Там вообще, вершина есть? Интересно просто.

Согласен с Вами.
Но развивая тему...
Спосоры разные бывают. Когда производители снаряжения спонсируют экспедицию Валеры Бабанова, они изначально уверены в его "внутренних убеждениях", так же как и все в альпинистском мире.
Если деньги дает металлургический комбинат, промышленная группа или городская администрация, они вынуждены довериться только красноречию просящего. А у него появляется соблазн оправдать доверие "любой ценой". И не все могут устоять против такого соблазна. Тем более, с такой наследственностью.
Я привожу крайние примеры, наверное истина где-то посередине.

ХХ съезд КПСС.
Кому это сейчас принесет пользу?

Думаете, быльем поросло?
Тогда напомню 2006 г. Первое же попадание украинской команды в номинанты Золотого Ледоруба (Шингу-Чарпа) украсило "недоразумение". На вершине то не были, а поначалу заявили, что были.
Впрочем, повторюсь - я не осуждаю своих товарищей.
Просто мы - такие...
А истоки - в том времени.

Было. Есть. И, к сожалению, будет. И не только с "нашими". Мадам Хоули недаром в КТМ всех допрашивает
И что, эта публикация всех сделает честными?

наверное кому-то надо http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=3345

Как то с инициалами надо поосторожней, Муравьев - Евгений, а Морозов - Александрович, и, надо сказать - орлы!!!

Так в первоисточнике

Надо заметить, студенты ответили, особо не смущаясь, вставили перо Абалакову.

Очень интересные материалы. Если содержание первого документа мне было вчерне известно, то второй документ - просто откровение! Особенно его последний пункт: "13. Поддержать соответствующее решение Всесоюзного Совета спортивных обществ и рекомендовать привлекать И.А.Ерохина к работе по подготовке и проведению альпинистских мероприятий, в первую очередь - к спортивной работе в его низовом коллективе - МВТУ." - если только это не опечатка при публикации. Стоит обратить внимание на даты документов - решение "Буревестника" появляется уже после постановления ФА СССР! Молодцы студенты-бауманцы!
А вообще-то все это надо оценивать с учетом реалий тех годов и того, какая борьба между командами и обществами велась в ФА СССР в то время и что же реально было на тех восхождениях. Это же были годы перед первой Советской экспедицией на Эверест, которая не состоялась. Можно сравнить с тем, что творилось перед первой Советской экспедицией на Эверест 1982 года или перед экспедицией на Канченджангу. Вот только совсем уж откровенно никто об этом не расскажет.

Еще живы участники: Божуков В., Глухов В., БогачевИ. -инициатор разоблачения. Может быть нужен был скандал, чтобы потеснить спартаковскую команду?

Скорее наоборот: ее потеснили и возник скандал. Но я не участник тех событий, поэтому это просто предположение.

Скоро увидит свет новая книга "ПОБЕДА ИГОРЯ ЕРОХИНА", написанная ныне здравствующими участниками той далекой экспедиции - а их более 20 человек (всего в ней было около 60 участников: альпинистов и тех, кто помогал проведению экспедиции.) В книге есть ответы на многие вопросы, прозвучавшие здесь.
Мое мнение: Игорь Ерохин - талантливый альпинист-организатор от Бога. Кстати он был приглашен зам. руководителя экспедиции на Эверест 1960 г., которая не состоялась.
Пострадал из-за конфликта "отцы и дети". Дословно - он пропагандировал, что альпинизм - спорт, а не "лучший отдых". Не все это приняли. Ну так, наверное, и должно было быть.
Читайте книгу, история отечественного альпинизма - гораздо богаче скупых строк в ее хронике.

Рассказ о восхождении группы Абалакова на вершину "Пик XIX партсъезда" в Ежегоднике Сов. альпинизма за
1953 г (стр. 93. автор Аркин)

Спасибо!
За информацию....очень интересно...

И еще про 30 минут по футбольным полям после шестерочной стены. Вспоминается набивший оскомину сериал. Уверен, большинство его смотрело. Так вот, там некий калифорнийский байкер не дошел 150 метров до вершины по простому снежному склону. Так он на следующий год, вновь истратив несколько десятков тысяч зеленых, повторил попытку и таки дошел, в начале подъема попутно сломав руку. Вот он, по-моему, бОльший альпинист, чем наши "спортсмены", поворачивающие на спуск после ключа. Правда, вершина та называлась Эверест. Но сути дела это не меняет, тем более, что на высоте ключ- и есть сама вершина. А если тошно дойти до вершины, на которой "надцать раз были"- не выпускайтесь на нее.

Ну вот Вам другая история.
Пик Ленина. Я с Димой дежурим на отрезке Раздельная-вершина.Тренера-спасатели МАЛа. Ну, и идем на вершину. Разница в том, что я на горе не был, а Дима в прошлом году был.
И Диме страшно лень, а мне очень хочется. Он идет и все время подначивает - да что там, по этим полям в снегу плавать, да мы уже на высоте вершины, да там вершина и не на вершине, а где скала была барельеф прибить и прочие сказки.
Но я - то на горе не был, и прусь, прям как калифорнийский байкер на Эверест. Ну, не легко так, в общем. Впервые выше 7000 гуляю. И погода очень не фонтан, метель, да и я не Боря Коршунов:-))
И гора мне в клеточку нафиг не нужна, и записка не нужна, просто ХОЧУ я на эту гору. Посиди, говорю, Дима, отдохни, я уж сам как- нибудь доползу, по лысине Ильича похлопаю. Но Диме одному холодно и скучно, так вместе и дошли.
Это альпинизм - хочется, иду, не хочется, не иду, все должно зависеть от настроения, желания, а не от клеточек и чьих-то суждений.

Дима Ибрагим-Заде?
Во времена Овчинникова считалось, что если маловский "тренер" сходил меньше пары семитисячников за сезон, то это не есть хорошо. Позже политика несколько изменилась. А в нынешнем МАЛе народ (я имею в виду гидов-спасателей) зачастую приезжает только за деньгами, переориентировавшись на дополнительно оплачиваемые позиции "гида-носильщика" и не имея особого желания лично подняться на Гору "за просто так". Печально это.

А вот третья история.
Очередная "кабардакиада" на Эльбрус.Толпа в ...сот человек.Флаги.Фото.Друг Володя сидит на седловине у стропилы домика и запивает сгущенку чаем.На "а слабо обогнать всю толпу на подъеме и первым наверх" отвечает -"а я туды вааще не пойду.На..."Облом ему.А через несколько дней сходили втроем.Тихо и спокойно.С седловины ушли на северную сторону и по спирали поднялись на восточную.Попили пива,оставленного ребяятами из "Адылсу".Душевно...
Вот теперь думаю-альпинист Вова или нет.Сплошные нарушения.(а записку во второй раз начспасу принесли,и запись на последней странице книжки получили) :-)

Даже гипотетически не могу представить себе такую вот картинку.
Прибыла команда с Чемпионата, руководство вопрошает - "Что за медали привезли, золото, как всегда?"
А команда в ответ "Мы на гору не пошли, не выпустились даже"
?????
Мы хотели маршрут Снесарева идти, а нам по жребию Космачева выпал, а мы ж на него в прошлом году ходили, скучно. Вы же нас понимаете, Эрванд Тихонович?
Звездопад, фанфараы,занавес...:-)))
Случай придуманный, совпадения фамилий случайны.

МВТУ- бойцы! В 1985 году во время спасработ на Корженевской у нас, махачкалинцев, погиб участник. Спасали москвичей. А своего не уберегли. Хотели раздеть по полной. Не за грехи, а в пику МАЛу.
Спас А.Г.Овчинников. За что ему спасибо!

А по какому маршруту вы и москвичи ходили на Корженевскую? (я просто из любопытства, уж очень хороша гора, хочется сходить)

По Цейтлину. Классика. Ходят все. Команда была Бирюлёво. Хорошие парни. Но как-то все сразу пропали. А ходили мы порознь. Не вместе.

Cпасали не москвичей, а одного москвича Юру Павлова, который при спуске с Корженевы в сильную непогоду (видимость метров 15-20) примерно на 6700 сорвался по крутому склону , оступившись на гребне (наступив на небольшой карниз). А погиб Георгий Гульнев из Караганды, бывший САВОшник, который пытался разглядеть куда улетел Юра Павлов и также "ушел" вниз почти с тем же карнизом. Карниз то всего с полметра и в непогоду невиден. Но Юре Павлову повезло и он остался жив, только поцарапался, пролетев метров 150 по крутому склону, а Георгий попал спиной внизу на серак и сразу же погиб. Искали Георгия дня три (тело засыпало снегом), а Юру нашли к вечеру, когда немного распогодилось и Юра мог идти сам, только был побит несколько. Но все, и Георгий, и Юрий Павлов и, как я понимаю, Леонов, были тренерами МАЛа. И причем здесь "раздеть по полной в пику МАЛу". Тогда при несчастном случае в группе обычно "раздевали" всю группу. А Леонов и Гульнев и еще кто-то из Махачкалы как тренеры МАЛа совершали вохождение на Корженеву в одной группе.
P.S. Вообще оказалось, что в этом месте при спуске в сильную непогоду раз в несколько лет кто-то оказывается на карнизе. До Георгия это был какой-то поляк, а потом года через четыре еще кто-то.

в 86 году молодой боец кажется у Хрищатого улетел...в том же самом месте на 6700...спускали тоже...от 6400 до 5800...

В общем, всё верно, коллега.Но там есть масса любопытных подробностей. А место, действительно, опасное.

В 87 г. в "Алае" пошли на 5б , которая в году 82, кажется, взяла 4 место на Союзе в стенном классе. Её прошли армейцы. По описанию всё стоит дыбом. Подошли- посмотрели, полезли, реальная 4б. Ну и что ...Пришли , рассказали и .... все пожали плечами и всё как было так и осталось....Правда , потом, до нас дошли слухи , что всё таки маршрут раздели до 4б. Я считаю, что все эти чемпионаты и звания-редкостный идиотизм и русские понты.

Бывают варианты гораздо хуже - берешь описание некоего призового маршрута, лезешь и упираешься в голую ж...у, где явно не ступала... А первопроходцы, оказывается, лезли по кулуару сбоку. Поэтому тема нечестности в отчетах будет долго актуальна...
Чтобы бороться с этой болезнью, нужно знать истоки.
Спасибо этой статье за информацию!

Истоки? Так истоки в порочной гонке за первенство, за звание, за рекорд..увы, но это в человеческой крови, чтобы люди не делали. А стимулировать эту порочную страсть искусственно, путём присвоения званий и наград, тем более преступно. Не от сюда ли, многие не оправданные жертвы в гонке за очередной зачётной горой на очередной разряд?

Уточните что за маршрут...
Армейцы ( любые) никогда таким не страдали....

1) Читайте книгу" Победа Игоря Ерохина"-либо у Балабанова, либо в I-nete.Там высказались все живые участники "Победа-58" и А.Белопухов,В.Шполянский,чех Вуйта.
2)Кто такой И.Ерохин и его друзья по экспедиции "Победа-58"-смотрите
в сайте www.eroski.narod.ru ,
3)А 44 человека на Пике Достуг(Восточна Победа)-это не достижение?Это обман?
4) Впервые люди на высшей точке массива,а не в седловине массива,как Е.Иванов-Л.Гутман\1938г\и В.Абалаков+Ко\1956г\(смотрите в Инете Победу из космоса),это ли не достижние?
5)первые в мире женщны выше 7000м - это не достижение?
4)Мимоходом замечу:в связке,взошедшей на пик В.Тоографов,первым был Божуков и нас было четверо.

В заключение:Если ты не был на высшей точке горы,не говори,что ты был на вершине.Поэтому все альпинисты,кто не дошел до Ерохинского тура,где лежит москвич
Леня Толстов,а остановился у китайской треноги,что почти на 100м ниже высшей точки массива, подумайте,Снежные ли Вы барсы?
И был ли на Эвересте трекер,посетивший Базовый лагерь Эвереста?Ведь он говорит:я был на Эвересте!

Как один из участников экспедиции 1958 года я могу сказать то же самое - читайте книгу "Победа Игоря Ерохина". Там Вы найдете ответы на большинство вопросов, задаваемых при обсуждении и оценке результатов той уже далекой экспедиции МГУ-МВТУ 1958 г. Конечно за прошедшие 50 лет многое изменилось и в нашей жизни, и в альпинизме. На многое сегодня смотришь другими глазами. Но мне кажется, что современному поколению альпинистов будет и интересно, и полезно прочитать воспоминания участников той экспедиции. Тогда Вы, может быть, будете судить о том времени не только по постановлениям Федерации.

Скоро увидит свет новая книга "ПОБЕДА ИГОРЯ ЕРОХИНА",

Скажу, что акция по презентации книги удалась на славу))

Уважаемые товарищи, предлагаю внимательно прочитать отрывок из статьи заслуженного мастера спорта К.К. Кузьмина "Самый северный семитысячник", опубликованной в сборнике "Побежденные вершины" за 1970-71. Вряд ли в данном случае можно услышать более авторитетное мнение.

"В 1958 г. в район Победы снаряжается необычная экспедиция. Она была самой многочисленной и самой молодой высотной экспедицией. Участниками экспедиции были главным образом студенты Высшего технического училища имени Баумана и Московского государственного университета; экспедиция ставила перед собой дерзкую задачу — совершить траверс 10-километрового массива пика Победы; экспедицией руководил опытный альпи¬нист, замечательный организатор и вожак коллектива мастер спорта Игорь Ерохин, так же как и большинство участников альпиниады, ранее не бывавший в высоких горах. Были в ее составе и опытные высотники — И. Богачев, И. Галустов, П. Скоробогатов. Они передавали свой опыт молодым. Через 20 лет после первовосхождения на главную вершину Победы альпиниада И. Ерохина предприняла широкое наступление на массив этого семитысячника.
Пройдя необходимую высотную тренировку и акклиматизацию, в ходе которых были совершены подъемы до высоты 6600-6700 м и даже восхождение на западную вершину пика Военных Топографов, экспедиция приступила к выполнению своей основной задачи.
Восхождение было организовано необычно. Группа из 44 спортсменов, среди которых были 3 женщины и 4 альпиниста из Чехословакии, поднялась на Восточную вершину массива по пути, который пытались преодолеть участники группы В. Шипилова в 1955 г. Но как резко отличались эти два восхождения. Группа Ерохина шла уверенно, получив надежную акклиматизацию, и через два ходовых дня после выхода с перевала Чон-Терен они стояли на вершине высотой 7003 м. По количеству участников, одновременно поднявшихся на семитысячник, был установлен своеобразный мировой рекорд. С этой вершины группа восходителей разделилась: 13 сильнейших под руководством И. ,Ерохина направились по восточному гребню к главной вершине Победы, остальные же стали спускаться в базовый лагерь.
Четыре дня И. Ерохин, С. Абреимов, И. Богачев, B. Божуков, А. Белопухов, И. Галустов, Б. Локшин, C. Морозов, В. Муравьев, Г. Фещенко, В. Шполянский, A. Цирульников и В. Чадеев, по колено, по пояс, а иногда и по грудь увязая в рыхлом тяньшаньском снегу, продвигались вперед. Вот они поднимаются на крутой взлет, представляющий одну из вершин восточного гребня. Предлагается назвать ее пиком Советской Армении. Дальше следует спуск на предвершинные снежные поля. Здесь, на высоте 7100 м, организуется последний штурмовой лагерь. Но высота пика Победы — это, наверное, самая трудная высота. Она дает себя чувствовать даже сильным и тренированным.
С. Абреимов не может идти на вершину и остается на биваке. Пятидесятилетний И. Галустов идет тяжело, и на высоте 7300 м было решено, что он также вернется на бивак. Его сопровождают Шполянский, Локшин, Морозов и Фещенко.
Вершина близится. Наконец И. Ерохин, И. Богачев, B. Божуков, А. Белопухов, В. Муравьев, А. Цирульников и В. Чадеев поднимаются на высшую точку пика. Тура Л. Гутмана и абалаковцев найти не удается. Складывают свой на скальном выступе, на 5-6 м поднимающемся над гребнем.
Спуск победителей по северному гребню проходит благополучно, если не считать небольших лавин, несколько ускоривших спуск Белопухова, Богачева и некоторых других.
Хорошо подготовленная и проведенная экспедиция и замечательные итоги — первый траверс Победы, массовое восхождение на вершину 7003 м, успех молодых альпинистов, впервые выехавших в высокие горы. И в то же время советские альпинисты не могли гордиться такими результатами, а руководители альпиниады подверглись суровой критике. А дело было в том, что, проявив ненужную «жалость» к товарищам, которые на завершающем этапе не смогли подняться на главную вершину Победы, восходители записали их в число покорителей вершины и этим нарушили «святая святых» альпинизма — быть до конца честными и особенно там, где тебя никто не видит и не может проверить правильность твоих слов.
Правда, несколько позднее сами руководители и участники восхождения рассказали об этом, но запоздалое раскаяние не могло устранить неприятный осадок, оставшийся рядом с высокой оценкой этого сильного восхождения и интересно организованной экспедиции."

Ну как, очень ли похоже на разгромные решения Федерации? По-моему, не очень. Конечно, можно многое читать и между строк, но по прошествии столь длительного периода и зная последующие выдающиеся достижения участников экспедиции, произносить какие-то осудительные словеса в адрес Игоря Ерохина и его товарищей впору недоумкам. Я неоднократно слышал упоминания имени Ерохина и воспоминания об этой экспедиции от весьма и весьма уважаемых в альпинизме людей в различных обстоятельствах, и ни разу - ни разу! - не услышал о нем ничего неуважительного. И если даже такой весьма резкий в суждениях человек, как К.К. Кузьмин, дал столь высокую оценку знаменитому восхождению 1958 года, будучи в курсе всех подробностей, то шлепать губами по поводу "нехорошего поведения" восходителей, а заодно и по поводу всей "нехорошей" системы советского альпинизма (между прочим, не имевшей себе равных в мире) - ни в коем случае не следует.
Небольшое добавление. Мемориальная лыжная гонка памяти Ерохина на 50 км, традиционно проводившаяся в течение многих лет как заключительный этап зимнего тренировочного периода московских альпинистов, всегда рассматривалась как самая престижная, и в ней принимали участие практически все знаменитости. Организатором ее были альпинисты МВТУ имени Н.Э. Баумана. Попробовал бы кто-нибудь вывесить вышеупомянутое решение Федерации где-нибудь вблизи старта или финиша! Он явно рисковал бы больше, чем при восхождении на пик Победы!

Спасибо!

Действительно складывается впечатление, что цель некоторых публикаций опорочить сов. школу альпинизма.
Они думают что так проще, возвысить свои сомнительные заслуги....

Факты:
В моей практике имела место такая ситуация: мы с напарником не дошли до вершины Корженевской метров семьдесят по вертикали. Ему стало плохо, и мы решили спускаться. Гору нам не зачли. Мы молча согласились(Сами дураки, без акклиматизации поперлись).Годом позже человек, который решал, засчитывать нам восхождение или нет, не дошел до вершины пика Ленина примерно столько же. Но при этом записал гору и себе, и другому человеку, остановившемуся еще ниже.
Тезис:
Дело не в школе, а в цели. Хочет запись - сделает запись, хочет гору - может даже не взойдет на нее, и бумажку не получит, но гора у него будет!

Ерохин был одной из ярчайших звезд. И о нем следует помнить только хорошее. Никого не наказали за итоги экспедиций в район Победы более жестоко, чем Ерохина, а ведь в его знаменитой эпопее 1958 года не было ни одного погибшего, несмотря на невиданную массовость. За 70 лет на Победе было только 10 сезонов без трупов, в том числе за последние 10 лет (1999-2008) - только два (1999 и 2005). И это - несмотря на все технические и прочие достижения! Тем значительнее восхождение 1958 г., в котором подавляющее большинство участников экспедиции не имели опыта высотных восхождений, но блестяще проведенная подготовка и акклиматизация (а это все - заслуга прежде всего самого Ерохина) обеспечили невиданные успехи. Можно сказать, что звезда Ерохина сверкнула так ярко, что весь наш альпинизм скакнул на новый уровень. И это никоим образом не умаляет заслуг других альпинистов, напротив, возвышает их. Кирилл Константинович Кузьмин в своем трагическом восхождении 1961 г., когда от штурмовой группы в живых остался он один, нашел на вершине только тур Ерохина (остальные либо замело, либо разнесло, а Ерохин сложил его на заметном возвышении и сделал это весьма основательно) и решил его не трогать - посчитал, что это будет лучшим памятником так рано ушедшему из альпинизма блестящему спортсмену и организатору. А снежные пещеры ерохинская команда вырыла столь мощные, что ими сумели воспользоваться даже восходители 1967 года (это почти через 10 лет после Ерохина). Вот что стоит хранить в памяти, а не то, что из-за возвращения в штурмовой лагерь почти с вершины были смазаны итоги. Кстати, то, что обессилевшего Галустова взялись сопровождать аж 4 человека (на случай, если его придется нести) - это тоже наверняка было решением Ерохина. Ведь они-то могли спокойно дойти до вершины! И то, что он принял решение записать их в число восходителей вместе с заслуженным ветераном Галустовым - так ли уж было это страшным криминалом? Нет и еще раз нет. Хотелось бы прочитать книгу "Победа Игоря Ерохина", хотя его память заслуживает гораздо большей славы, чем просто книга.