Восхождение к Преображению. Е.Варламов

Пишет liana, 30.01.2009 17:02

Мне эта статья попала в руки на выставке в Гостином дворе, в 2007 году, когда мы общались с отцом Андреем на тему его восхождении с детьми на горы. Не помню деталей, но в итоге у меня в почтовом ящике оказался текст, который вы сейчас и прочтете.
Мы не сочли возможным публиковать его в журнале. Все же, немного не в формат.

Отвлекитесь от споров, картинок и оценок за посты. Смотрите, какая красивая теория.



Данная статья опубликована в журнале «Град духовный» (весенний выпуск 2004 г.), г. С.-Петербург.

Восхождение к Преображению.


Е.Варламов

Всем, кто занимается альпинизмом, часто задают вопрос: «Зачем вы лезете в горы?»
Этот же вопрос стоит и перед самими горовосходителями. Что заставляет всех нас раз за разом, из года в год подвергать себя множеству опасностей, оканчивающихся иногда гибелью наших друзей.
“Сколько существует на свете альпинистов, столько будет и ответов на вопрос,” - говорит А. Кузнецов в своей книге “Внизу - Сванетия”.
Действительно. Одни утверждают, что стремление в высь беспредельно и стихийно. Другие - что горы - это особый мир, где символом жизни является воля и любовь. Третьи – это попытка достичь всё более высокого пика человеческих устремлений.
Приведём высказывания на эту тему двух легендарных альпинистов современности: “В крайнем напряжении борьбы... вселенная исчезает... Пространство, время, страх, страдания более не существуют. Это не душевная опустошённость, наоборот - это жар души, её порыв и стремление.” (Эрцог «Анапурна», 1960)

“Когда цель достигнута, когда горная вершина взята... какое радостное, неизвестное ранее чувство овладевает душой. Испытав однажды эти минуты, их трудно забыть.” ( В.Кавуненко, «Как будут без нас одиноки вершины»)

А физиологи объяснят эту тягу людей к вершинам эйфорией, вызываемой гормоном эндорфином, который вырабатывается головным мозгом в ответ на гипоксию.

Попытаемся и мы дать ответ на этот вопрос.
В своё время коммунистическая идеология нас создала атеистами. Сейчас мы так рьяно не утверждаем, что не Богом создан мир земной. Но и тогда, положа руку на сердце, кто может чистосердечно заявить, что не обращал в душе своей взор на Небеса в день выхода на гору.
А теперь давайте откроем Новый Завет, священное Евангелие (Благовествование). Мы обнаруживаем интересные вещи, связанные с рассматриваемым вопросом: оказывается, все важнейшие события в жизни Иисуса Христа, нашего Спасителя, связаны с горами!

Рассмотрим подробнее эти повествования в Евангельской же последовательности:
1. Победа И. Христа над искусителем произошла “на одной горе к западу от Иерихона” (3) вскоре после его крещения от Иоанна. Предание присвоило этой горе имя Азазела, Чёртова гора.

Вот как об этом рассказывает евангелист Лука:
“И возвед Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновения времени,
И сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её;
И так, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё.
Иисус сказал ему в ответ: отойди от меня сатана; написано: “Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи”. (Лк. 4: 5,6,7,8)

2. С вершины горы намеревались сбросить Иисуса Христа Его же земляки-назаретяне, яростно возмущённые тем, что Он называл Себя мессией, Христом:

“И, вставши, выгнали Его из города и повели Его на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; Но Он прошед среди них, удалился.” (Лк. 4: 29,30)

3. Следующая гора - Курн-Хаттин – находится на побережье озера Геннисаретского южнее города Капернаум. Своей вершиной напоминает восточное седло. Западный склон пологий, восточный - обрывистый и скалистый. Ныне носит название “Гора Блаженств”.
На этой горе Иисусом Христом была произнесена НАГОРНАЯ проповедь, выражающая сущность Новозаветного закона, нравственный идеал человечества.
“И увидев народ, Он взошёл на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его.
И Он, отверзши уста Свои, учил их...” (Евангелие от Матфея, 5: 1,2)

Евангелист Лука несколько иначе описывает это событие:
“Взошёл Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.
Когда же настал день, призвал учеников своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами:
И сошед с ними, стал на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима, и приморских мест Сирских и Сидонских.” (Лк. 6: 12,13,17)

4. Следующее событие: Преображение Господне произошло на горе Фавор (Джебель-Тор), расположенной “восточнее города Назарет, на одной из самых примечательных гор Палестины. Вот как об этом непостижимом явлении повествуют непосредственные свидетели событий Евангелисты Матфей и Лука:
“Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвёл их на гору высокую одних.
И преобразился пред ними: и просияло лицо Его как солнце, одежды Его сделались белыми как свет.
И вот явились им Моисей и Илия с Ним беседующие.” (Мф. 17: 1,2,3)
Евангелист Лука дополняет это повествование следующим стихом (9: 32):
“Пётр же и бывшие с Ним отягчены были сном, но, пробудившись увидели славу Его, и двух мужей, стоящих с Ним.”

Здесь возможно предположить, что подъём на Фавор дался ученикам Его с большим трудом и, пока Учитель молился, они дремали от усталости. Но при Преображении Иисуса Христа и с приближением двух пророков им было уже не до сна! И далее этот же Евангелист словами Петра продолжает:

“Наставник! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, - не зная, что говорил.
Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашившись, когда вошли в облако.
И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте.” (Лк. 9: 33,34,35)
Божественное явление на горе Фавор показало силу и славу Христа, указывая и нам путь личного Преображения. И как бы хорошо ни было на вершине горы апостолам с Богом Живым и пророками, они последовали тем предназначениям, которые определил им Господь.

Владимир Высоцкий, поэт и композитор, возможно, сам не зная того, в какой-то степени выразил эти сокровенные места Нового Завета в словах своей, ставшей популярной не только среди альпинистов, песни:
“Сколько слов и надежд, сколько песен и тем
Горы будят у нас - и зовут нас остаться! -
Но спускаемся мы - кто на год, кто совсем, -
Потому что всегда мы должны возвращаться.”

5. Последние дни земной жизни Христа также тесно связаны с горой, с горой Елеонской или Доиедель-Эль Тур, близ Иерусалима. С неё же произошло и божественным образом Вознесение Господне.

“Днём Он учил в храме; а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонской.” (Лк. 21: 37)
“И вышед, пошёл по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.
Пришед же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение:
И Сам отошёл от них на вержение камня и, преклонив колена, молился... “ (Лк. 22: 39, 40, 41)
Поднявшись на гору после Тайной вечери и зная, что с ним далее произойдёт, Иисус обращается к Отцу Небесному с молитвой и тогда:
“Явился же Ему Ангел с Небес и укреплял Его.” (Лк. 22: 43)
На этой же горе происходит встреча Иисуса Христа с апостолами непосредственно перед Вознесением Господнем:
“Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус,
И, увидевши Его, поклонились Ему;...” (Мф. 28: 16,17)

С этой же горы произошло и божественное Вознесение Господне, которое евангелист Лука описывает следующим образом:
“И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде
И сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо! Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.” (Деяния Святых Апостолов. Гл. 1: 10,11,12)

6. Г О Р Ы - как символ Иисус Христос использует в Своих притчах и поучениях. Однажды ученики Его попытались исцелить бесноватого и не смогли. И спросили Его: “Почему мы не можем этого сделать?”

“Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдёт; и ничего не будет невозможного для вас;”
(Мф. 17: 20)

“Имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам: если кто скажет горе сей: “поднимись и ввергнись в море,” и не усомнится в сердце своём, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет.” (Евангелие от Марка. 11: 23)

Из жизнеописаний древних святых мы знаем, что многие из них отшельниками-монахами удалялись в глухие безлюдные места. В лесной глуши, безводной пустыне, живя в пещерах или скитах, через изнурительный подвиг поста и молитвы, физические страдания, в постоянной борьбе с собственными немощами и страстями, и в конце концов - самим сатаной, они искали Бога и Небесного Царства.

Первым, кто проложил путь монашества, был преподобный Антоний Великий (Египет, 251-356 г.г.), прожив 40 лет в пустыне, он затем “удалился на гору” (5), лежащую в труднодоступной местности близ Красного моря.

Вскоре среди отшельников появился особый вид подвижничества - столпничество по примеру преподобного Симеона (Сирия, 356-459 г.г.). “Он утвердил своё пребывание на одной горе, недалеко от Антиохии.” (6) Соорудив себе столп на вершине этой горы из камней высотой 18 метров с небольшой площадкой, он ежедневно, “в течение 40 лет молился на ней, делая по 2 тысячи поклонов, или стоя с утра до вечера с распростёртыми руками.” (7)

Также известен другой великий подвижник - преподобный Даниил Столпник (Константинополь, Y в.), “обладающий высшим даром прозрения и чудес.” (8) Его имя носил благоверный московский князь Даниил (9).
Преподобный Иоанн Лествичник (YI в.). “Будучи 16 лет..., как некую чистую и самопроизвольную жертву Великому Архиерею телом восшёл на Синайскую гору, а душою на небесную гору” (10), прожил на ней около 19 лет. (Гора Синай расположена в Каменистой части Аравии. Представляет собой крутые, гранитные скалы).

В России наиболее известен преподобный Никита-Столпник Переяславль-Залесский чудотворец (XII в.). “В своей жизни предавался многим порокам. Но однажды сон, увиденный Никитой, заставил его ступить на путь покаяния” (II) На Поклонной горе близ Плещеева озера он соорудил каменный столп. В своём подвиге стояния на столпе с каменной шапкой, покрытой на голову, и с железными веригами на груди он провёл 16 лет. Был убит разбойниками, посчитавшими вериги серебряными.

С первых веков христианства всемирную славу имеет Святая Гора Афон, занимающая один из полуостровов Эгейского моря. Из огромного числа монашеских пещер к YIII в. она превратилась в монастырское царство.

Возвращаясь к Евангельским событиям, мы должны отметить лёгкость, с которой Иисус Христос постоянно передвигается по Святой земле из одной местности к другой; без особого напряжения сил поднимается на довольно высокие скалистые горы. Можно сказать, что Его физические данные, по современным спортивным понятиям, были в прекрасном состоянии.
Так с какой целью Христос часто восходит на горы? Для того, чтобы здесь, на вершинах, через победу над “князем мира сего” показать силу и славу Господню; указать нам путь к счастью и блаженству вечной жизни, к которой мы должны стремиться.
Призвать нас ещё выше, к ещё более возвышенным вершинам, к вершинам духовной жизни.

Альпинистам, как и спортсменам других видов спорта, присущи азарт, честолюбие, спортивная злость и многие другие страсти, относящиеся по христианским понятиям к греховным. В то же время альпинистам присущи: честность, бескорыстность, готовность отдать жизнь за друзей. Подобно отшельникам-монахам, мы идём в горы, чтобы терпеть многие лишения, отказываясь от наслаждений “цивильного” отдыха. В борьбе с суровой природой и окружающими опасностями, за счёт физических и морально-волевых усилий, преодолевая свои слабости, альпинисты восходят на горные вершины. Во время восхождений мы не в состоянии лицезреть и слышать Бога, как видят и слышат Его, достигшие святости праведники. Но альпинистов захватывает состояние вдохновения и эмоционального подъёма от “неземной” красоты окружающего. Многие интуитивно ощущают райское блаженство, подобно ученикам Христа, живой Фаворский свет, и который готовы осязать до бесконечности. А, спустившись вниз, вспоминать весь год, до следующего сезона восхождений, не муки физического страдания при подъёме на гору, а ту незабываемую радость и, может быть, божественную благодать, которой коснулись там, на вершинах, и которые зовут к духовному преображению.

Вот почему всё же люди идут в горы.


ЛИТЕРАТУРА
1. Эрцог М. Аннапурна - первый восьмитысячник. Географиздат. М-1960. стр.7.
2. Кавуненко В. Как будут без нас одиноки вершины, Русский мир. М- 2000. стр. 51.
3. Фаррар Ф. В. Жизнь Иисуса Христа. Издание Тузова И. Л. Спб-1893. стр. 63. Репринт.
4. Библейская энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. М-1801. стр. 819. Репринт.
5. Протоиерей Рудаков А. Краткая история христианской церкви. Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры - 1879. стр. 120. Репринт.
6. Протоиерей Рудаков А. Краткая история христианской церкви. Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры - 1879. стр. 122. Репринт.
7. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 2. Издательство Сойкина П. П. Спб. Репринт М-92. стр. 2059.
8. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 1
Издательство Сойкина П. П. Спб. Репринт М-92. стр. 706.
9. Первый на Москве. Московский Даниловский монастырь. Изд-во “Даниловский благовестник”-2000. стр. 11.
10. Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы ЛЕСТВИЦА. Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры-1898. Репринт-1994. стр.5.
11. Самые знаменитые монастыри и храмы России. Москва-Вече. 2001. стр.158.

54


Комментарии:
3
Почти в тему

Поздравляем с Патриархом горнолыжником !

Игорь Елков Российская газета

- С ранних лет будущий Патриарх увлекался горными лыжами. Учился кататься в Красном Селе на Вороньей горе, с которой немцы обстреливали Ленинград. Позже спускался уже и с Монблана. Как-то объяснил журналистам, недоумевавшим, как могут быть связаны церковная деятельность и спорт: "Духовная тренировка, которую дает нам аскеза, пост, молитва и физическая тренировка, которая невозможна без волевых усилий, - вместе обеспечивают очень важный результат - воспитание человеческой личности".

И еще о своем увлечении: "Что обычно делает человек, когда видит перед собой пропасть? Естественная реакция обычного человека - назад. Реакция самосохранения. Инстинкт. А горнолыжник - всегда вперед. И чем круче, тем больше "вперед". Это значит - идти на встречу с опасностью сознательно, наперекор инстинктам, наперекор человеческой слабости".

- Еще он любит ходить пешком и плавать. В отпуске каждый день проплывает без остановки несколько километров, столько же проходит. В отличие от моды на лабрадоров (она появилась в VIP-среде после появления лабрадора у Путина) содержит овчарок. Вечером, приехав домой, надевает спортивный костюм и выгуливает своих собак: "За целый день они насидятся дома и так рванут на улице, что еле за ними поспеваю. Метров пятьсот пробегу за ними, потом подтяну к себе и пешочком столько же пройду. Так вот каждый вечер прохожу-пробегаю километров пять-шесть".


Комсомольская Правда


- Скажите, Владыко, случалось ли Вам впрямую испытать на себе помощь Божию в каких-то случаях экстремальных?

- Да, был такой случай. Кажется, году в 1976-м. Господь тогда чудесным образом меня и Владыку Никодима от верной смерти спас. Дело было на моих зимних каникулах. Я, признаться, люблю очень горы и вот поехал тогда отдохнуть в Терскол, это в Кабардино-Балкарии. Через несколько дней мне туда позвонил Владыка Никодим, посетовал, что плохо себя чувствует. Я пригласил его к себе, сказал, какая замечательная здесь погода, природа, целительный горный воздух... И он приехал. А спустя два дня Владыка Никодим вдруг говорит: «Срочно отсюда уезжаем!» Я говорю: «Да что вы, такая погода, самый отдых!» «Срочно! - говорит он, - пойди посмотри, когда автобус идет?» Я посмотрел, отвечаю: «Автобус идет в одиннадцать часов». Он говорит: «Нет, возьми машину, мы едем сейчас же». Я поймал какого-то «левака», мы уехали в Минеральные Воды, сели в самолет, прилетели в Ленинград. Только прибыли, нам звонит местный Владыка Антоний и говорит: «Вы добрались?» «Добрались». - «Так вот, после того как вы уехали, через двадцать минут, прямо в номера ваши ударила лавина, туда поселились туристы из ГДР, и все они погибли. И автобус одиннадцатичасовой попал в лавину, в нем тоже никого не осталось в живых...». Вот что это такое?!

1
Думаю стоит добавить-"свой вариант".

1
Мда, бред. Надо заметить, что в горы ходят адепты религий, в которых упомянутые понятия, например, "божественная благодать", отсутсвуют. Но ходят с отменными успехами. :)

-2
оказывается, все важнейшие события в жизни Иисуса Христа, нашего Спасителя, связаны с горами!

Ну, местность там была холмистая... и только.

Можно сказать, что Его физические данные, по современным спортивным понятиям, были в прекрасном состоянии.
Так с какой целью Христос часто восходит на горы? Для того, чтобы здесь, на вершинах, через победу над “князем мира сего” показать силу и славу Господню; указать нам путь к счастью и блаженству вечной жизни, к которой мы должны стремиться.
Призвать нас ещё выше, к ещё более возвышенным вершинам, к вершинам духовной жизни.

ПОвезло ИИсусу, что тогда альпинистов не было. Можно было про подвиги с пупырей вещать. А сейчас бы, поди, пришлось бы вона куда лезть то...
Высоцкого ваще ни пришей и пристегни к этой "теории"

1
Иисусу повезло, что когда он "вещал с пупырей", не было Интернета. Вы бы ему минусов наставили за "бредовые теории" и высотные навыки...

2
Да ничего красивого в "теории". Глупости и невежество как и следовало ожидать от попа. Про райское блаженство и фаворский свет - вообще патетика. Не распознал святой отец горняшку :)

1
Можно построить аналогичные умозаключения на основе мифа о Сизифе, который вообще с горы не слазит. Тогда занятие это будет выглядеть несколько в другом свете.

2
С детства люблю картинки:-)) Можно вынести в заголовок.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru