Пещера Торгашинская за 12 часов в стиле fast & light

Пишет CTAC, 27.01.2009 18:42

г. Красноярск пещера Торгашинская
27.01.2009

Участники: Катанаев Стас (руководитель), Жагорин Александр, Захаров Александр.

Идея полного прохождения основных ходов пещеры Торгашинская за один выход не нова. В классификаторах маршрут значиться как 3б к.с. Насколько данный маршрут был популярен раньше, сказать не могу, но из нынешнего поколения спелеологов я знаю лишь единицы людей, делавших полное прохождение. Когда-то прохождение Торгашинской пещеры занимало довольно продолжительное время, более суток.

Вот как рассказывали об этом спуске альпинисты в своем экспедиционном дневнике во время первого прохождения пещеры Торгашинская (из книги Н. Козловой "О чём не сказала богиня"):

«Готовились к спуску основательно. В составе штурмовой группы семь человек: начальник Красноярской секции альпинизма М. Живаева, инженеры, имеющие высокие разряды по технике скалолазанья. В 21 час 25 минут начали спуск. К 22 часам продвинулись на 20 метров. Зияет зловещий провал, только фонари, как светлячки, горят в руках. Сначала рассчитывали на быстрый спуск. Поэтому в базовом лагере были очень удивлены, когда в 24 часа раздался первый телефонный звонок и мы узнали, что пять человек прошли за это время лишь 60 метров. Уже полтора часа нет связи с подземельем. Может, оборвался провод? 2-00. Связи по-прежнему нет. 2-22. Абсолютное молчание. 3-00. Телефонный звонок: все спустились на 11О метров и вышли к гроту. Температура под землей минус 6 градусов при 29 градусах холода на поверхности. Связь прекратили до 9 утра. Но и в 11-30 звонка еще не было. 13-00. Звонка по-прежнему нет. Опускаем двух человек из спасоотряда на промежуточные горизонты устанавливать звуковую связь. 16-10. Из провала поднялась Римма Белобородова. Усталая, штормовка вся в глине. Говорит: «Вот когда я по-настоящему поняла Данте». Еще через полчаса поднялась Майя Живаева, первые ее слова: «Сказочно красиво, но невыносимо трудно».

Пещера Торгашинская за 12 часов в стиле fast & light (Спелеология, красноярск)

Но современная техника и снаряжение позволяют спортсменам передвигаться по пещерам с довольно большой скоростью. В недавнем прошлом был негласный стандарт времени на прохождение данного маршрута – 18 часов. В связи с этим, планировались перекусы, один или несколько. В основном эти перекусы были с приготовлением горячего блюда или чая. А иногородние спелеологи вообще зачастую ходят в пещеру с установкой ПБЛ (подземного базового лагеря) на сутки и более. Данная тактика требует наличия снаряжения (горелка, кастрюля, посуда и тем более тяжелое и объемное снаряжение для ПБЛ), косвенно помогающем в прохождении пещеры. Но вместе с тем все это лишнее снаряжение неизменно отбирает такие важные ресурсы, как время и силы. К тому же приготовление пищи и ночевка в пещерах противоречит правилам спелеологии.

Наша группа решила пройти данный маршрут в стиле «Fast & Light». «Fast & Light» - стиль прохождения препятствий в спортивном туризме, альпинизме и др. подобных видах спорта, позволяющий двигаться по маршруту очень быстро за счет уменьшения веса и объема снаряжения без потери в безопасности. В этом состояла новизна.

Было определено контрольное время – 12 часов и выбрана тактика, которая заключалась в следующем:

• мы отказались от привычной тактики с горячим перекусом в пещере, довольствуясь двумя литрами занесенной газированной воды и бутербродами. Это существенно позволило нам сэкономить силы и время на транспортировку и приготовление перекуса. Основная пища с горячим питьем была у нас на поверхности.

• отличное знание маршрута позволило нам максимально избавиться от лишнего снаряжения. Весь маршрут состоял из небольших колец, и, уходя в очередную систему, мы оставляли ненужное снаряжение вблизи точки возвращения. Это позволило нам не таскать, к примеру, веревку в те системы, в которых она не нужна.

• Для мест, требующих нижней страховки, бралась одна беседка для лидера. Второй и третий выходили «на булине». При передвижении по узостям и горизонталям беседка упаковывалась в подсумок и не стесняла движения.

• Под лозунгом: «Ничего лишнего!» мы пересмотрели весь список снаряжения, максимально облегчив вес. Так, например, спуск из труб в системе Дно дюльфером требует 40м веревки. Более такой метраж для спуска и страховки не требуется. Мы использовали 30метровую веревку, скомбинировав спуск с маятником. Только это избавило нас от транспортировки 10м грязной и мокрой веревки по всему маршруту. При приблизительных подсчетах вес составляет более 1кг. Вроде бы не много, но если учесть, что веревка прошла с нами большую часть маршрута, ее приходилось транспортировать по узостям и подавать на ступенях и т.д., то получается, что мы сэкономили достаточное количество сил. Это же коснулось и карабинов. Их количество было четко посчитано перед выходом. Единственное, что осталось как есть, это перильная веревка. Она у нас кусками ровно по 50м.

Характеристика маршрута:

Пещера Торгашинская вертикального типа, максимальная глубина – 176м, протяженность ходов около 3км. Система Дно, гр. Большой и Ларионовская – основные системы пещеры, содержащие в себе малые подсистемы. Каждая система представляет собой набор препятствий с разным характером. Система Дно – это вертикальные ходы, т.н. трубы и меандр «Шкуродер». Система гр. Большой – состоит из узостей и лабиринтов. Основная трудность Ларионовской системы – повышенная влажность и глина. Основной сложностью маршрута является наличие колодцев требующих знаний организации навески и владение техникой СРТ, а также большое количество вертикальных участков с лазаньем по стенкам, трубам, каминам.

Нитка маршрута: поверхность – гр. Жуткий Треугольник – 1-й и 2-й Трамвай – гр. Буфет – шкуродер – гр. Ресторан – гр. Дно – гр. Сказка – Трубы - гр. Ресторан – Шкуродер – гр. Буфет - 2-й Трамвай – Ловушка Вставского – гр. Большой – Система Романтиков – гр. Призраков – Малое и Большое кольцо – гр. Большой – гр. Обвальный – Буфетный Камин – гр. Буфет - 2-й и 1-й Трамвай – гр. Жуткий Треугольник – поверхность.

Снаряжение:

• Комплект личного снаряжения, включая СРТ – 3компл.;

• Транспортник – 2шт.;

• Веревка 4Х50м. (использовалась для навески), 1Х30м. (использовалась для страховки и спуска дюльфером. ВНИМАНИЕ! Это количество веревки критично в системе труб гр. Дно. Использовалось нами умышленно в паре с маятником при спуске в гр. Добро Пожаловать. Рекомендую неподготовленным группам 1Х40м. );

• Карабины с муфтой 18шт – навеска, 4шт – транспортники, 4шт – для страховки;

• Подсумок – 1шт;

Суммарное время прохождения маршрута с момента начала спуска первого участника до момента снятия последней веревки и выходом последнего составило 11 часов 31 минуту.

Вывод: группа прошла запланированный маршрут и уложилась в запланированное время – 12 часов. Это является хорошим показателем правильности выбранной тактики. Будут продолжены дальнейшие тренировки, направленные на слаженность работы группы. Что позволит пройти более сложный и интересный маршрут, присоединив неохваченные в нынешнем выходе системы, за более короткое время.

Автор: Катанаев Станислав.

Фото: Тюльберовой В., Катанаевой С.