Проект: "Адырсу. Скала НИКИТА"

Пишет Irina Morozova, 26.01.2009 15:34

Проект: "Адырсу. Скала НИКИТА" (Альпинизм, уллутау, пик шогенцукова, никита башмаков)

Вид с вершины пика Шогенцукова

В Адырсу в ущелье Куллумкол есть красивая скала, расположенная в отроге пика Шогенцукова. Она как бы центр, сердце этого ущелья. Своеобразной подковой, начинающейся от джайлыковского забора, ее окружает панорама из вершин Джайлык, пик Шогенцукова и пятиглавый массив Тютю-баши.

Вид с Зап. гребня вершины Тютю-баши

Если подниматься к Тютю через Райские и плечо Шогенцукова, то идя по тропе, как бы огибаешь эту скалу справа, а если идти через Верхние Тютюйские, то обходишь ее слева.

Раньше она никогда особо не привлекала альпинистов, внимание которых было сосредоточено в основном на вершинах. Но с приходом эры мультипитчей, все чаще и чаще на нее начали засматриваться. Частенько, сидя со своими старшими разрядниками на ночевках в «мульде», мы посматривали на нее и рассуждали, что неплохо было бы пробить на этой скале мультипитчевые маршруты. А младшие разрядники и новички в день отдыха в той же самой «мульде» не раз бывало спрашивали можем ли мы провести там занятия. На что мне приходилось отвечать, что поскольку скалы не чищены и не пробиты, то они не подходят в качестве учебно-тренировочных.

И неоднократно и у меня и у моих друзей и участников мелькала мысль пробить там трассы. Но все как-то это оставалось на стадии разговоров и планов. Видимо судьба как обычно ждет своего часа.

И вот после обсуждения с Владимиром Башмаковым и липецкими альпинистами, мы приняли решение назвать эту скалу «Никита» в честь Никиты Башмакова.

Еще когда Никита закрывал первый разряд в Адырсу и мы ходили на Джайлык и на Тютю и сидя так же у «черных скал» и в «мульде» мы не раз, глядя на стены джайлыковского забора и этой скалы над «мульдой», обсуждали маршруты на них.
И всю ту ночь до самого утра, пока Данила тащил Никиту с Шогенцукова к «райским» ночевкам, именно эта скала взирала со своей высоты на их борьбу за его жизнь. И именно там навсегда осталась частица его чистой и светлой души.

Летом этого года в июле в ущелье Адырсу на базе Уллутау пройдут липецкие альпсборы под руководством Владимира Башмакова. И в рамках этих сборов друзья Никиты взялись пробить на этой скале мультипитчевые маршруты.
Наконец-то мечты многих и в том числе Никиты смогут быть реализованы.

Но поскольку в Липецке не так много людей, которые смогут пробивать мультипитчи, а Никита ходил в горах с очень многими людьми и не только из Липецка, но и со всей России, и друзей у него очень много везде, то я сейчас обращаюсь ко всем его друзьям.
У кого в июле есть желание и возможность присоединиться и помочь с пробивкой? Желательно из тех, у кого уже есть опыт подобной подготовки маршрутов, чтобы наметить красивую линию и технически грамотно организовать работу.

И из технических задач. Очень актуальная проблема с хорошим перфоратором для этого. Возможно кто-то с этим тоже сможет помочь.

Дело это стоящее. Этот район (Куллумкол) сейчас самый ходячий в Адырсу, т.к. из-за постоянных проблем в погранцами, в сторону Уллутау и Лацги уже гораздо меньше ходят. А в районе ущелья Куллумкол куча ходячих маршрутов на Тютю, Джайлык, Юном, Кичкидар от 1Б до 5Б к.тр. И можно будет, как перед тренировочными восхождениями проводить занятия на скалах прямо с ночевок в «мульде», так и потренироваться и размяться перед сложными восхождениями. Да и просто придти полазать, т.к. от лагеря там сравнительно недалеко.
Так же кучу иностранцев водят там на Тютю и они как раз ночуют или на "райских", но все чаще в «мульде». Думаю и им будет интересно, если там рядом появятся еще и технические мультипитчевые маршруты.

После лета к осени мы подготовим краткий путеводитель с описаниями по маршрутам, которые удастся там сделать.

Все заинтересованные могут писать на адрес мне: irina@ullutau.ru
или Владимиру Башмакову: billy56@mail.ru

PS. Сейчас ищу фото этой скалы с "мульды". Как только найду, то сразу выложу.

Ирина, идея прекрасная.А еще, можно проложить маршрут из перемычки между этой скалой и Южным отрогом пика Шогенцукова. В Тырныаузскую бытность мы ходили его в ноябре. Где-то там лежат еще наши записки. После нас,если не ошибаюсь, никто так и не прошел его. Сейчас выбирают маршруты покороче, а там без бивачного не пройдешь. Удачи в задуманном.

Леонид, вы имеете ввиду подъем прямо с плеча Шогенцукова? Там кажется от озера можно не сильно сложно подняться.
Там спусковой путь можно будет просмотреть.
Вот с перевала Куллумкол вид на плечо Шогенцукова и направо уходит эта скала, а налево двоечный гребень Шогенцукова.

Ирина, нет, я ошибся. Это намного выше. Теперь я представляю лучше, когда появились фотографии.

Отличная идея, рельеф там замечательный, на для треда не особо подходит, поэтому стоит пробивать. Будет чем заняться на ночевках.

Спасибо. Я как раз эти фотки снизу и вблизи и искала у себя и у ребят, чтобы рельеф вблизи показать.
Рельеф там правда интересный и скалы красивые. Поэтому мы частенько и приглядывались к ним.

Ирина, спасибо за оперативно выложенную информацию о проекте "Адырсу. Скала Никита". Сразу хотел
уточнить: руководить липецкими альпсборами в июле 2009 будут люди имеющие соответствующую
квалификацию, которой я не обладаю. В Липецке есть опытные инструкторы еще советской закалки.
Что касается организации работ и всякой там логистики, то я огромным желанием возьмусь за это дело.
Пишите, друзья.
Всем, кто откликнется, заранее огромное спасибо.

ВБ

Владимир, руководитель альпмероприятия не обязательно должен быть старшим тренером, который руководит учебно-тренировочным процессом и восхождениями и которому необходима для этого соответствующая категория и квалификация.
В данном случае вы организатор этих сборов, отвечающий за организационные вопросы, логистику и проч.

Ирина, понял. В той жизни, что мне осталась, это будет самое важное дело.

Идея отличная.
Предлагаю обратится к Алексею Соловьеву, руководителю скальной комиссии ФАР.
Он сейчас формирует план работ по обустройству скальных районов в 2009 году.
Ресурсами поможем.

Спасибо, Леша.
Сейчас свяжемся с Алексеем и обсудим с ним.

Идея просто замечательна. Сам ни раз посматривал на этот массив с интересом. С рабостью поучаствую в данном проекте.
П.С. Очень хочется познакомиться с вами, Ирина. Никита много хорошего рассказывал.

Ну вот тогда там на скале "Никита" думаю что и познакомимся.

Жаль только что при таких обстоятельствах...

Я готов бить!! Только дайте шлямбура и перфак аккумуляторный!!

А пробивать в планах только мультипитчи? Может, если внизу рельеф интересный, ещё просто скалолазных дорожек пробить?Тогда получится полноценный тренировочный райончик!

Кстати, какие там по протяжённости могут получиться мультипитчи, хотя бы приблизительно.

"райские" ночёвки.......чёрт, как символично...........

Со шлямбурами, перфораторами, генератором для заправки аккомуляторов, чтобы не бегать в лагерь, этот вопрос решаем. Вон и ФАР взялась помочь с ресурсами.

Пробить думаю что можно не только мультипитчи, но и просто скалолазные дорожки. Там массив большой. У него есть длинные от низа и до самого верха монолитные контрофорсы. А есть где-то короткие стеночки. Так что там для творчества есть пространства. Надо будет на месте просматривать линии.

Нашлось еще пара фоток. Вот на этой как раз виден целиком с низу с мульды один из таких монолитных бастионов.

Нижняя часть у toporchillo выше в комменте, так что можно прикинуть протяженность, сравнив обе фотки и панорамные в посте.

Есть еще более большой бастион, котрый выходит прямо на высшую точку скалы, он там дальше направо за углом. Его можно будет увидеть с другой панорамной фотки, которую сейчас подпишу и выложу в тело поста. Правда она снята с Тютю и далековато.

Отличная идея. Жаль что буду в Уллутау только в конце июля - начале августа, но если смогу помочь чем-либо буду рад.

Владимир, я думаю что у вас будет возможность присоединиться ближе к концу июля. Тем более что у меня есть мысли само открытие этой скалы и маршрутов сделать ближе к 8 августа, как раз к Дню памяти.

Я думаю, что липецкий народ выедет во второй половине июля. Я может быть даже пораньше.