ТЮТЮ-БАШИ С СЕВЕРА– 25 ЛЕТ СПУСТЯ

Пишет khit, 10.11.2008 23:29

ТЮТЮ-БАШИ С СЕВЕРА– 25 ЛЕТ СПУСТЯ (Альпинизм, тютю баши, петриченко)

Уже много лет у меня на стене висит большая черно-белая фотография
Тютю Баши с севера. Сделана она была в июне 1982г. когда команда а/л «Джайлык» проводила разведку перед Чемпионатом Кавказа. Сделал эту фотографию Николай Петриченко и кончилось все это хорошим снежно-ледовым маршрутом, занявшим первое место на Чемпионате Кавказа 1982г.
Т.к. фотография все время висит перед глазами, то идея напрашивалась сама собой. Короче, прошлым летом две группы Днепропетровских сборов, прошли два не слишком популярных маршрута на Тютю с севера.
Теперь по порядку:
ТЮТЮ-БАШИ С СЕВЕРА– 25 ЛЕТ СПУСТЯ (Альпинизм, тютю баши, петриченко)

Ущелье Тютю-Су начинается практически сразу от г.Тырныауза , под маршруты можно подойти за день. Ущелье просто сказочное. Перед выходом из лесной зоны есть охотничья избушка с печкой, чайником, нарами и даже аварийным запасом продуктов. Место настолько уютное, что всем сразу захотелось бросить все и в ней остаться.

Водопады - ещё одно из украшений ущелья.

Но главное - Северная стена Тютю. Перепад порядка 1300м. Из маршрутов, как правило, ходят только м-т Хергиани (6-А). Остальные, по моему субъективному, мнению несколько «замысловатей», а маршруты по центральному бастиону на Тютю Главную являются определённой альпинистской проблемой. Левый нанесённый маршрут Гарфа, правый Петриченко.
ТЮТЮ-БАШИ С СЕВЕРА– 25 ЛЕТ СПУСТЯ (Альпинизм, тютю баши, петриченко)

Нижняя часть маршрута. По описанию, маршрут Гарфа начинается по скалам слева от ледопада. Мне кажется, что сейчас это уж слишком…У нас обе группы начинали по маршруту Петриченко. Только в 1982г.это был снежно-ледовый кулуар, по которому мы за пару часов поднялись к контрольному туру, а в 2007 году это оказался, но очень камнеопасный кулуар, со скалами типа «бараньих лбов».

Ночёвки под маршрутом с хорошими площадками, но ночуют на них сейчас очень редко. За несколько дней наблюдения за маршрутами мы не видели вообще никого. Мы это:

Хитриков Владимир. Как уже было сказано, все это придумал я. Кроме всего прочего, мне страшно нравится и ущелье, и маршруты на Тютю с севера. Это было мое четвёртое восхождение на этой стене. Не смотря на преклонный возраст, от камней уворачивался как в лучшие годы, молодым ни разу по настоящему попасть не удалось.
ТЮТЮ-БАШИ С СЕВЕРА– 25 ЛЕТ СПУСТЯ (Альпинизм, тютю баши, петриченко)

Дмитрий Савченко. Настолько не любит ранних выходов, что даже придумал специальную теорию, согласно которой по снегу лучше всего ходить после обеда – он становится мягче, и топтать следы – легче.

Виталий Матёха. Они с Димой на маршруте Гарфа работали впереди. И именно Виталику пришлось расхлёбывать последствия идей, об удобстве позднего выхода для более лёгкой работы на снегу. Ну ничего – прорылся.

Маша Хитрикова. Во время восхождения к ней пришло глубокое понимание теории относительности. Если падение единственных очков на комбинированном маршруте - это проблема, то потеря только очков, во время переворота вниз головой, на вертикальных перилах с тяжёлым рюкзаком, при сходе живых камней - это редкая удача. Выводы сделала. Во время восхождения на Ама Даблам у неё уже были не только две пары запасных очков, но и шворочка от рюкзака к зажиму.
ТЮТЮ-БАШИ С СЕВЕРА– 25 ЛЕТ СПУСТЯ (Альпинизм, тютю баши, петриченко)

Сергей Гончаров. На маршруте Петриченко они с Лешей всласть позанимались ночным ледовым альпинизмом. Когда только с рассветом начинаешь понимать, куда же ты залез. А потом весь день, сидя где-нибудь за камешком, наблюдаешь как по твоему маршруту … и камни, и лёд, и вода. И хорошо наблюдать за той частью, которая внизу, её уже прошли. Но есть ещё и верхняя часть…

Леша Хренов. Где-то под утро, после прохождения верхнего бергшрунда, он сказал Серёге, что если прямо здесь и сейчас не будет накрыта поляна, он никуда больше не пойдет. Они подошли к скалам и устроили «обедик». И только тренер, матами по рации, пытался испортить аппетит. И вообще, почему все вокруг сало, сало… К колбасе на Украине то же трепетно относятся.

Маршруты начинаются с 300 метрового кулуара. Очень камнеопасного, особенно в верхней части, где он сужается и выходит на небольшое плечо. На плече контрольный тур и возможна ночёвка. Двойка идущая на маршрут Петриченко, отдыхала там до ночи, перед выходом на лёд.
ТЮТЮ-БАШИ С СЕВЕРА– 25 ЛЕТ СПУСТЯ (Альпинизм, тютю баши, петриченко)

Это перемычка и тур. Готовых площадок нет, но можно сделать.

В общем я конечно надеялся снять нашу записку 1982года. Но в туре оказалась записка инструкторов а/л «Баксан» 1984г. которые, похоже сняли нашу записку. В общем, все равно «привет» из другой жизни.

С перемычки метров 100, по пологому внутреннему углу со льдом, выход на ребро. Здесь наши маршруты разошлись. Мы пошли по ребру, а ребята остались отдыхать, что бы ночью начать движение по льду.
ТЮТЮ-БАШИ С СЕВЕРА– 25 ЛЕТ СПУСТЯ (Альпинизм, тютю баши, петриченко)

Днем, особенно после обеда, по маршруту Петриченко сильно «сыпет».

Подход под башню маршрута Кахиани.

Примерно то же самое только снято с маршрута Гарфа.

Чуть крупнее.

Опять маршрут Петриченко. Подъем вдоль башни.

Это снимок со второй днёвки-ночевки вниз.
ТЮТЮ-БАШИ С СЕВЕРА– 25 ЛЕТ СПУСТЯ (Альпинизм, тютю баши, петриченко)

Река текущая по правой части.И все бы ничего, если бы в конце-концов
через неё не надо было переправляться.

А в это время мы на маршруте Гарфа, не дыша, потихоньку, проходили между скалами и ледником.
ТЮТЮ-БАШИ С СЕВЕРА– 25 ЛЕТ СПУСТЯ (Альпинизм, тютю баши, петриченко)

Иногда эти проходы были, но очень узкими.

На гребне видна группа. Это район первой ночёвки. Под группой кусочек маршрута, по которому мы шли. Для знающего человека многое могут сказать чёрные потёки справа от группы.

Ночёвка была очень хорошей. Небольшая, но ровная площадка с оставленным газовым баллоном. После записки, это были первые следы людей на маршруте. А главное приятные коричневые скалы с лишайниками и солнце. Мы выбрались из зоны чёрных потёков.
ТЮТЮ-БАШИ С СЕВЕРА– 25 ЛЕТ СПУСТЯ (Альпинизм, тютю баши, петриченко)

Выход под снежные гребни.

Работа на снегу. Как всегда о промежуточных точках только мечталось.

Тот же момент, снятый с маршрута Петриченко.
ТЮТЮ-БАШИ С СЕВЕРА– 25 ЛЕТ СПУСТЯ (Альпинизм, тютю баши, петриченко)

Записка со второго тура, А.Олика, сравнительно свежая, всего 16 лет пролежала.

Под верхний карниз мы подошли уже в темноте. И я сказал, что по ночам через снежные карнизы не лазят. И мы заночевали на полочках по два человека. Это утро после ночёвки. Полочка нам с Машей досталась с хорошими видами. Достаточно широкая. Я с неё не разу за ночь не упал, хоть и спал с краю. А вообще утром, после всего этого, мне пришла такая мысль:« Хочешь похудеть? Спроси у меня как».

Разбудить Машу удалось только словами: «Вставай, ты в школу проспала!». Добрых слов я, правда, после этого от неё не услышал.
ТЮТЮ-БАШИ С СЕВЕРА– 25 ЛЕТ СПУСТЯ (Альпинизм, тютю баши, петриченко)

Это преодоление карниза на предвершинном гребне.

И в общем то, это уже была вершина.

Ну что тут сказать. Почти все кто был в горах, что-то подобное видел. Может быть именно таким снимком можно ответить на вопрос, зачем все это. Ответить, себе в первую очередь.

Если попытаться в двух словах оценить ситуацию. То похоже, сейчас комбинированные маршруты на Кавказе правильнее ходить зимой.Летом эти маршруты стали очень камнеопасными. И если все-таки планировать их прохождение летом, то нужно очень серьёзно относиться к вопросам тактики прохождения и предварительной разведки.

А где интересно проходит маршрут К. Зайцева, так и не повторенный до сих пор.

Спасибо! Получил огромное удовольствие от рассказа и снимков. Ну а Тю-тю давно камнепадами славится, как-то после прошлогодней Цихварги позже 15-го июля на кавказ не хочется :).
Отличный маршрут.

Спасибо, Володя. Отличное повествование, читал и смотрел с удовольствием.

Маршрут Зайцева (на самом деле маршрут Слесова, 73г.) был повторен дважы, в 74-м и 2000-м годах.
Начинается он левее маршрута Гарфа, а потом уходи на центральную башню, т.н. "нос корабля".

На счет 2000года, если имеете в виду команду "Штурма", то у них не сложилось: http://www.mountain.ru/tutuNose/Или кто-то ходил летом?

Огромное спасибо! Не так уж много описаний хороших маршрутов с прекрасными фотками на Кавказе особенно в райне приэльбрусья!
Был под этой стеной в 94 году. Покажите пожалуйста где проходят основные нитки маршртов на тютю?!

Есть описания и фотографии на сайте Уллу-тау.Маршруты ходят, да и ходили редко, поэтому часто руководствовались не ниткой, а внутренней логикой.Фото с маршрутами есть здесь:http://ullutau.ru/routes/?id=36

С удовольствием прочитал и посмотрел фото, очень интересно и познавательно. Спасибо.

Отличный рассказ!
А можно мне "мыло" Виталика Матехи? (можно в почту lenka (гав) risk.ru)
А то как-то потерялись:(

Ошибся, в 2001-м.

Круто! Красиво!

спасибо! хорошо показано!

Спасибо огромное! Замечательно!

Небольшое уточнение по поводу чемпионата Кавказа 1982 г. Первое место заняла команда "Адыл-Су" под рук. Сергея Галкина за второе прохождение маршрута Голубева по лев. части столба Ю-З стены Ушбы Ю.

Очень даже может быть.Т.к. печатного подтверждения я не нашел, а медали ( со слов тех, кто нам это сказал) были в учебной части "Джайлыка" в 1983году.И естественно не сохранились (сель).Если есть ссылки или протоколы - поделитесь.

Увы, в электронном виде документов по этим (кавказским) чемпионатиам не существует в пророде. Судейство осуществлялось в Кавказском территориальном управлении альплагерей (Нальчик), под под эгидой которого и проводился чемпионат. Протоколы могут быть там (если их не утратили) и в архиве ФА России, скорее всего у Шатаева. Ну и может быть копии в бывших альлагерях.

Вопрос заинтриговал.Пытаемся найти протоколы или оф.документы.Перезвонил Г.Лебедеву, он то же считает,что место было первым. Пока нашли только вот это:

Но мне кажется, что истина только в протоколах.

Ну вот теперь кое-что проясняется. Ваша команда заняла первое место в ледовом классе, о котором я честно говоря не знал, а может забыл. А команда "Адыл-Су" заявлялась в тех. классе.

Очень хорошо написано и показано, молодцы. Не только прошли класно, но и оформили по высшему разряду. Вот бы все маршруты так были оформлены.

Спасибо! Прочитал с большим интересом!
Группа инструкторов из "Баксана" ходила 6А и в августе 1990 года. Я обеспечивал р/связь (ретрансляцию) с лагерем. Кстати, на второй день ок. 10 часов утра сошла солидная лавина (маршрут Петриченко).