Фильмы про Конгур, горы Турции и Китайский Памир в полноэкранном формате

Пишет Leb, 25.09.2008 13:34

Фильмы про Конгур, горы Турции и Китайский Памир в полноэкранном формате (Альпинизм, аладаглар, китайский каракорум, видео, турклуб маи)

Всё, что я планировал разместить в полноэкранном формате (640х480 точек) на сайте Alpvideo.ru, я, наконец, разместил.

Наша коллекция на сайте пополнена фильмами "Второй кашгарский поход" (2002), "В тени Конгуртага" (2003), "Второе пришествие" (2004, район Аладаглар, Турция) и "Долгое лето на Китайском Памире" (2007, Конгур).

Перед рассказом об этих фильмах напомню, что выложены "тяжелые версии" (с потоком 2,5 мбит/с), которые, в отличие от роликов на Youtube, трудно посмотреть, между делом, на работе или в обеденный перерыв с любого подключенного к сети компьютера. Зато, уж если скачать такой фильм и записать себе на диск, то его можно и дома с друзьями посмотреть и в клубе через проектор показать.

Заметное их отличие от лежащих у меня на полке оригиналов только в ущербности звука. В оригиналах звуковой поток 192 или 256 кбит/c, а здесь на alpvideo.ru только 160 кбит/с. Но мне обещали помочь выложить и оригиналы (на другом сервере). Они будут в формате MPEG-4 720 х 544 точек. Но это уже потом.

В предыдущей заметке я подробно объяснил, как "бороться" с высокой поточностью полноэкранных фильмов, как их лучше смотреть и как скачивать. Фильмы удобнее скачивать из моего раздела на сайте, здесь части фильмов лежат рядышком.

А теперь коротко о новых поступлениях.

Эпизод со "спортивной" съемкой из фильма "Притяжение вершины" (2005)

ФИЛЬМ 4. "ВТОРОЙ КАШГАРСКИЙ ПОХОД" (2002 г.). Это второй после "Заалайского марафона" (2001) фильм. Монтировался он уже значительно быстрее.
Многое в фильме мне нравится до сих пор. Хорошо получился Кашгар, поэтому в последующих фильмах я уже не монтировал прогулки по Кашгару, а сразу переходил к дороге или к сценам в горах.

До сих пор нравится откровенно хулиганское начало второй части фильма. Кстати, Мише Бабичу оно не понравилось: "Ну, причем тут голые бабы и тощая корова?", - удивлялся он.

Однако голые бабы в тему, это, всё-таки, уже 2-я часть похода. А то, что як был коровой (а не быком) я, право, и не заметил. Тем лучше, идея выдержана: бабищи - в мозгах, корова - в натуре. Вот всё, что нам осталось! Ну и киргизские девочки, которыми залюбовались участники группы после созерцания коровы.

Но дело вовсе не в этой притянутой идее. Просто противопоставление тел женщин и яка несет в себе особую эстетику, а главное, дает энергию, которая нужна была в начале второй части. Через полгода после монтажа я уже по TV увидел, как в одном французском фильме противопоставлялись тело женщины и коня - воистину все идеи когда-то и кем-то уже придуманы!

Начало 2-й части фильма "Второй кашгарский поход"

Еще мне нравится, как легла музыка Роберта Фриппа (King Crimson), и конечно, "Предварительного действа" Скрябина-Немтина. Музыка Предварительного действа использована в мистических эпизодах фильма с духами гор (там горы живые, например, в виде старика выведен Отец ледяных гор - Музтаг-Ата) и в финале, где я "заморозил всех участников" (Гы…) и оставил их в горах (типа наши души остались в горах, и горы нас уже никогда не отпустят).

Так вот, "Предварительное действо" - музыка очень редкая, поэтому я его цифровал с винилового диска через звуковуху компьютера. Поскольку аппаратура была непрофессиональной, то запись оказалась загаженной 50-герцовыми щелчками (не тоном, а именно щелчками). Пришлось на Си писать программу по распознаванию и удалению этих щелчков.

Что касается маршрута, то он интересен своим началом в редко посещаемом районе Улугарттаг, пересечением "кратера Музтаг-Аты" и первовосхождением на Аклангам высотою, по разным данным, 6982, 6995 или 7004 метров.

Карта Кашгарских гор с пройденным маршрутом (красное - пешком, лиловое - на машинах).

Нитка маршрута. Кашгар - с.Бастантерек - ур.Елчимуйнак - радиально пер. Верхний Ойтаг (4426,1Б,п.в.) - пер.Принципиальный (4570,1Б*,п.п.) - пер.Туманный (5235,3А,п.п.) - р.Моджису - с.Булунгкёль - пер. Ручейковый (4810,1А,п.п.) - радиально пик Аклангм (7004, 3Б(тур.), п.в.) - пер. Панорамный (4150,1А,п.п.) - р.Кенгшиберсу - пер.Олимде (5350,2А,п.п.) - пер. Туюк (5530,3А,п.п.) - пер. Связной (4820,1Б) - пер. 70-летия МАИ + пер. Каракорум (5790,3Б,п.п.) - Каракорумское шоссе - Кашгар.

Маршрут был исполнен с переездами, средняя (выделенная жирным) часть нитки с восхождением на Аклангам была вырвана и перенесена в конец похода, очень не хотелось идти на 7000 в непогоду. Однако на качество фильма это, конечно, не повлияло.

ФИЛЬМ 5. "В ТЕНИ КОНГУРТАГА" (2003 г.). Мероприятие в основе фильма было очень забавным. Заехали на самый юг Кашгарских гор к подножию каракорумского хребта Ташкурган и вытянули нитку маршрута на север, срезая простыми перевалами восточные отроги хребта Конгурмузтаг. В конце подошли к Конгурским альпам и перелезли вслепую, т.е., практически не имея информации о вершине, через крутую гору 5975 (назвали пиком Виктора Николаева).

Весь траверс занял 5 дней: 24 веревки на подъём, 4 веревки на вершинном гребне и 24 веревки на спуск. За подъём ФАР дала 5А, и еще мы получили 4 место по СНГ в техническом классе, короче, не слабый перевал получился. В последний день в непогоду спускались всю ночь, пока к 5-6 утра не оказались на леднике.

А потом была еще попытка траверсировать Аклангам (7004) с северо-востока на юго-запад, но это уже не получилось из-за затяжной непогоды.

В фильме захотелось, наконец, уйти от музыки King Crimson, в результате он построен, в основном, на музыке Рахманинова ("Остров мертвых") и на альбоме Sheik Yerbouti (1979) Френка Заппы.

В этом фильме я начал экспериментировать с наложением и одновременным звучанием разных музыкальных пьес разных авторов. В эпизоде ночного спуска с пика Николаева для музыкального выражения беспредела, на одну из авангардных пьес Франка Заппы я наложил финал 7-й фортепианной сонаты Прокофьева. Получилось шедеврально! Даже в ритм попало. Музыкальные треки не пришлось растягивать во времени, все легло так, как будто с самого начала Господь замыслил, что эти записи должны когда-нибудь сложиться.

Наложение музыкм Френка Заппы и Сергея Прокофьева в эпизоде "Ночной спуск".

Я всегда радуюсь, когда это слушаю, чего нельзя сказать об этом куске вместе с видеорядом. А каком видеоряде можно говорить на ночном спуске? И вообще не до съемок было... Поэтому при монтаже я выкручивался, как мог, затемняя "в ночь" и монтируя кусочки из других спусков.

В финале фильма я, всё-таки, обратился к медитативной пьесе Роберта Фриппа для построения ухода от гор к небу и к Богу, и к семейным ценностям тоже, чтобы задаться вопросом, а можем ли мы так рисковать? Не грех ли это?

Карта с нанесенным маршрутом 2003 года.

Нитка маршрута. с.Шинди – пер.4515 (н.к.) - пер.Янгидаван (4830,1А) - пер.Бешкёльдаван (4945,1Б,п.п.) - р.Торбулунсу - р.Игебельсу - пер. Тересаздаван (5155,2Б,п.п.) - р.Тересазсу - р.Чимгенсу - сев. Ветвь л.Чимген - пик Николаева (5975, 3Б*(тур.), траверс, п.п.) - ю.в. ветвь л.Караяйляк - пер. Зап. Караташ (5135,3А,п.п.) - пр. ветвь л. Караяйляк - с. Акгёль - лев. Ветвь л. Караяйляк - сев. ребро п. Аклангам до 5700 (3А, рад.) - с. Акгёль - с. Гёз.

ФИЛЬМ 6. "ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ" (2004). Это фильм о легком походе на майские праздники в горах Аладаглара (Центральный Тавр, Турция). Каждую весну, когда в апреле появляется травка и зеленеют кусты, хочется рвануть из Москвы в горы. В основном едут на Кавказ и получают там майский пистон по полной программе. Гибнут в лавинах, в буранах на Эльбрусе, или просто проводят неделю под дождем и мокрым снегом. Конечно, бывает и удачно, но, в целом, на майские на Кавказе не шибко сладко.

Вершина Калды (3652) в Аладагларе.

А вот Аладаглар - самое оно! Погода гораздо устойчивее, чем на Кавказе, и лавиноопасность значительно меньше. И вообще подобные мероприятия исключительно правильные и полностью соответствуют врожденному жизнелюбию здорового организма. Представьте, покупаете чартер на 2 недели, проплачиваете гостиницу на 3 последних дня. И у вас получится 8-9 дней в горах, 3 дня на море при шведском столе, а по пути еще и осмотр исторических достопримечательностей, например в Каппадокии.

В походе 2004 года мы прошли два перевала (2А и 1Б к.с.), осмотрели высочайшие вершины района Демирказык (3806) и Калды (3752) и закончили маршрут у водопадов Капузбаши - уникальных водопадов, низвергающихся из пещер над рекою.

Надо признаться, что фильмы о майских походах - всегда экспромты. Их некогда делать, идет подготовка к большой летней экспедиции. Поэтому, что удается за пару дней, то и удается. Самый удачный из таких экспромтов я и разместил в сети.

Водопады Капузбаши

Тем не менее, несколько моментов творчески интересны. В начале фильма опять эксперимент с наложением и одновременными звучанием разной музыки. На этот раз "замешал" Кшиштофа Пендерецкого с Deep Purple и очень удачно.

А вторую часть фильма прогнал под 20-минутную первую часть 19-й сонаты Шуберта без единого купона, все 20 минут музыка развивается, в живую, без "вырезаний" и "обрезаний". Оказалось, что так тоже можно.

Фильм получился медленный, созерцательный, почти без драйва, но при этом он оказался тёплым, с позитивной такой энергетикой.

ФИЛЬМ 7. "ДОЛГОЕ ЛЕТО НА КИТАЙСКОМ ПАМИРЕ" (2007). Это последний мой фильм. В творческом отношении он может и уступает "Притяжению вершины" (2005), но в нем богаче изначальный материал. Фильм снят про экстремальный пеший переход 2007 года по Китайскому Памиру с восхождением на Конгур (7719).

Акклиматизация перед восхождением на Конгур в альпийском стиле проводилась в три этапа: 13-дневный поход по несложным перевалам Кашгарских гор на юго-востоке и востоке от Музтаг-Аты, 3-х дневный траверс Сарыкаякуджи (6220) и 6-дневный траверс Аклангама (7004).

После отдыха в селении Гёз команда вышла на Конгур и 3 сентября достигла вершины.

На спуске произошло несчастье. 4 сентября на плато 6200 Сергея Бездитко сразил инсульт. С 5 по 7 сентября команда спустила парализованного товарища на ледник Караяйляк. 8 сентября с помощью местных жителей Бездитко был транспортирован до селения Гёз, где группу уже ожидали машины скорой помощи.

Эпизод подъема на вершину Сарыкаякуджи (6220).

Этот поход был одним из самых задушевных. Сложилась великолепная команда. Все психологические роли были четко распределены (в стихийном порядке). Были шуты, косящие под героев фильма "Тупой и еще тупее", был комиссар (Миша Бабич) - тихий и вкрадчивый затейник, остряк и интеллектуал. Сложнейшие беседы на метафизические темы заводил Сергей Бездитко и т.д.

Ведь мы в палатке вечерами успели прочитать вслух и полностью Братьев Карамазовых! И не только прочитать. Каждая читка заканчивалась спором или обсуждением, затронутых Достоевским проблем. Как говорил Бабич, это был семинар по Достоевскому на высшем уровне, отмечая при этом не только качество обсуждений, но и абсолютную высоту, на которой всё это происходило.

Так вот, в фильме 2007 года личность участников проявляется значительно ярче, чем в фильме "Притяжении вершины", в некоторых местах, это уже почти игра артистов.

В 2003 году Миша Бабич сказал, что в горном мероприятии самое интересное - это люди, а горы - это просто декорация, на фоне которой разыгрывается спектакль. И вот этот спектакль и есть самое-самое! Я эту фразу запомнил на всю жизнь.

Спектакль 2007 года неповторим. И не дай Бог, чтобы он повторился в моих группах или у кого-нибудь еще. Гигантский эмоциональный диапазон от задушевности и клоунады до трагического финала с инсультом у Сергея Бездитко и тяжелейшими спасами в последние 4 дня похода. Я сразу понял, что на фестивали такой фильм посылать нельзя. Грешно "продавать" (разменивать на грамоты и призы) такое.

Когда-нибудь доделаю первую часть, пока её нет.

Карта с нанесенным маршрутом 2007 года.

Нитка маршрута. Оз. Каракёль - р.Кенгшиберсу - р.Турбулунсу - пер. Бешкёльдаван (4950,1Б) - оз. Янгикёль - пер. Меркебель (4910,1Б) - пер. пер. Игебельдаван (5103,2А, п.п.) - р.Игебельсу - пер. Ю.Чат (4905, 1Б) - л.Ю.Чат - пер. Осыпной (4606, 1Б, п.п.) - лед. Ср.Чат - пер. Леонарда Эйлера (5192, 1Б, п.п.) - л.Кенгсувар - в.Сарыкаякуджи (6220,3Б (тур.), п.п. траверса) - л.Ортотерек - пер. Гранатовый (5215,1Б, п.п.) - лед. Олавулк - в.Аклангам (7004, 3Б*(тур.), п.п. траверса) - с.Гёз - ВС Конгур (Северный) - рад. в. Конгур (7719, 3Б*(тур.)) - с.Гёз.

Классификация вершин и траверсов во всех нитках приведена туристская.

В описаниях к фильмам на Alpvideo.ru даны ссылки на литературу - статьи, отчеты и другие материалы по каждому из мероприятий.

Буду рад, если благодаря этой работе, фильмы найдут свою маленькую аудиторию.