СВОДНАЯ ТАБЛИЦА КАТЕГОРИЙ СЛОЖНОСТИ

Пишет mtselman, 21.05.2008 20:29

Пару лет назад поддавшись уговорам Гогена и соблазнившись обещанной бутылкой красненького, я сделал перевод классификационных систем собранных из нескольких солидных источников. Вот что получилось:

Скалолазные классификации:
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА КАТЕГОРИЙ СЛОЖНОСТИ (Альпинизм, классификация, маршрут)

Национальная Система Классификации Маршрутов (США)

Оценка маршрутов по системе НСКМ базируется на уровне "ангажемента" и учитывает количество времени необходимое для прохождения маршрута "средней" командой

I и II: Пол-дня или меньше для прохождения технической (лазанье требующее страховки) части маршрута.
III: Большая часть дня требует передвижения в связках/страховки
IV: Полный день технического лазанья.
V: Маршрут как правило требует бивуака или проходится за один день в очень быстром темпе свободным лазаньем.
VI: Два или более дня сложного технического лазанья
VII: Труднодоступные стены пройденные в альпийском стиле.

Альпийская Система:

Общая сложность всего маршрута основывается на комбинации сложностей подхода, восхождения, спуска, включая протяжённость, высоту, опасность, степень "ангажемента" и техническую сложность. Эта система изначально использовала римские цифры по UIAA однако теперь перешла на Французскую номенклатуру и в этом виде стала всемирно популярной.

F: Просто/легко. Карабканье по скалам или некрутому снегу, движение по простым ледникам. Как правило движение без верёвки кроме передвижения на ледниках.
PD: Не очень сложно. Немного технического лазанья и движение по нетривиальным ледникам.
AD: Довольно сложно/Непросто. Крутые скальные участки или длинные снежно-ледовые склоны круче 50º; Только для опытных альпинистов
D: Сложно. Продолжительные участки сложных скал и/или льда или снега. Серьёзное лазанье.
TD: Очень сложно. Длинные, сложные, труднодоступные и высоко-техничные маршруты
ED: Сверх-сложно. Наиболее сложные маршруты с непрекращающимися трудными участками. Дальнейшие уровни сложности указываются как ED1, ED2, и т.д.

Классификация на Аляске:

Общая оценка отражающая удалённый, холодный, штормовой характер восхождений на Аляске. Редко используется за пределами Аляски

1: Простой маршрут по леднику
2. Не технический маршрут проходящий по узким, незащищённым гребням на высоте и при нестабильной погоде.
3: Средне-сложное лазанье включающее элементы технического лазанья
4: Сложное и очень сложное
5: Очень сложное, продолжительное лазанье в условиях высокого ангажемента. Возможно несколько бивуаков на маршруте.
6: Продолжительное очень сложное лазанье с большим набором высоты (1км) Большой "ангажемент".

Русская классификация:

Общая оценка включающая техническую градацию UIAA (Римские цифры)

: Простое передвижение в связках.
: Несколько верёвок простого лазанья в связках
: Элементы II+ и III лазанья на многоверёвочном маршруте.
: Содержит 1-1.5 верёвок лазанья III-его класса на многоверёвочном маршруте.
: Одна или две верёвки класса III+/IV на полнодневном маршруте.
: Полный день лазанья уровня IV+
: Несколько верёвок IV+ или небольшое кол-во V+ лазанья
: Содержит несколько верёвок класса V на маршруте протяжённостью в 1-3 дня
: Два или больше дней с наличием лазанья класса VI+
и : Многодневные маршруты с большим кол-вом лазанья класса VI и выше.

ИТО Классификация:

Новые маршруты пройденные "стеновиками" часто используют модерновую классификацию "Новой Волны" используя символы старой классификации ИТО с новыми значениями. В случае, когда буква "C" заменяет букву "А", классификация предполагает "чистое" лазанье, т.е. лазанье без молотка.

Классическая классификация ИТО:

А0: Маршрут в основном идётся свободным лазаньем с редким использованием ИТО точек. Лесенки/крюконоги не используются. "подтягивание" за оттяжки/фиксированные точки. Часто называется "Французским свободным" лазаньем
А1: Все точки ИТО надёжны и легко ставятся.
А2: Точки надёжные, но требуют аккуратности/изобретательности в постановке.
А3: Много не простых, ненадёжных точек, но без сильного риска в случае срыва.
А4: Участки, где все точки подряд держат не более чем статичный вес человека.
А5: Продолжительные участки, где все точки держат не более чем вес человека. При срыве - падение на 20 и больше метров

Классификация "Новой Волны" ИТО:

А1: Простое ИТО. Все точки абсолютно надёжны
А2: ИТО средней сложности. Надёжные точки, но их не так просто установить.
А2+: 10-метровое падение возможно с ненадёжных точек, но без риска для жизни.
А3: Непростое ИТО. Много ненадёжных точек подряд. Возможность срыва на 15-метров. Прохождение верёвки может занимать несколько часов
А3+: А3, но падение может вести к серьёзным последствиям
А4: Сложное ИТО. Возможен срыв на 30-метров с падением на полку. Продолжительные участки ненадёжных точек
А4+: Очень сложное ИТО, с ещё большим риском срыва. Каждая верёвка требует многочасовой работы.
А5: Экстремально сложное ИТО. Ни одна точка на всей длине верёвки не может удержать срыва.
А6: Лазание уровня А5, но и станции тоже не держат срыва. (Срыв одного ведёт к падению всей связки)

Шотландская Зимняя классификация:

Эта классификация применяется к ледовым и микстовым маршрутам и в основном используется альпинистами знакомыми с условиями зимнего лазанья в Шотландии. Римские цифры используются для общей оценки сложности, а Арабские - для оценки технической сложности наиболее сложного участка. Шотландская техническая номенклатура примерно на 1 превышает эквивалентные оценки для Водопадного Льда или Микста. Техническая оценка 5 - относительно простое лазанье, 6 - слегка техничное микстовое лазанье, 7 и 8 - более "тонкое" лазанье, включая сложные запорошенные снегом скалы. На нынешний момент используются цифры от 4 до 9. Полная оценка маршрута выражается например как пара: VI,8

I: Снежные кулуары и простые гребни.
II: Крутой снег, требующий двух ледовых инструментов. Технические участки короткие. Возможен непростой карниз на выходе.
III: Микстовое восхождение по несложным скальным маршрутам. Прохождение длинных контрфорсов
IV: Крутой лёд с короткими вертикальными участками или длинные участки до 70º, или микстовые маршруты требующие "продвинутую" технику.
V: Продолжительные участки 80º-ного льда или микстовые участки требующие длинных последовательностей сложных движений. Маршруты сложные, продолжительные и серьёзные.
VI: Вертикальный лёд и очень техничное микстовое лазанье. Маршруты класса VI и выше обладают очень сложными участками на всей продолжительности.
VII: Многоверёвочные маршруты с длинными участками вертикального или тонкого натёчного льда или микстовые маршруты с интенсивным, продолжительным, очень техничным лазаньем
VIII-IX: Самые сложные маршруты Шотландии

Канадская классификация зимнего "Ангажемента":

Сочетает в себе длину, опасность, и общую трудность

I-II: 1 или 2 верёвки недалеко от дороги, но не рекомендуется во время лавиноопасного сезона.
III: Требует большую часть дня, включая подход, для которого могут потребоваться умения передвигаться зимой по сложной местности (лавиноопасные зоны, умение организовывать страховку на снегу)
IV: Мультипитч на высоте или в труднодоступной местности. Многочасовые подходы по сложному горному рельефу.
V: Полный день на горном рельефе с длинными подходами, длинным техническим спуском и объективной опасностью.
VI: Длинный водопад в условиях встречающихся на больших альпийских маршрутах (подходы, ангажемент). Ранее требовавший как минимум день на прохождение, но в нынешние времена проходится быстрее сильными командами. Серьёзная объективная опасность. (Лавины, камнепад, и т.д.)
VII: Под обсуждением

Микстовая Классификация:

Эти маршруты требуют серьёзного драй-тулинга. (лазанье с современными ледовыми инструментами по скалам) и проходятся в кошках. Наличие льда как такового на маршруте не обязательно, но как правило лёд имеется.

М1-3: Легко. Небольшой уклон, обычно инструменты не обязательны.
М4: Рельеф от покатого до вертикального, требующий простой техники с инструментами.
М5: Напряжённые/продолжительные участки работы с инструментами.
М6: Вертикальные и нависающие участки требующие нетривиальной работы с инструментами
М7: Силовое и техническое лазанье на нависаниях. Не более 10м сложного лазанья.
М8: Наличие практически горизонтальных нависаний (потолков) требующих силовых и техничных движений. Ключевые участки очень сложные и более длинные чем на М7
М9: Продолжительные вертикальные или немного нависающие участки с мелкими, требующими высокой техники зацепками, или потолки длинной в два-три "тела" с хорошими "ручками".
М10: Как минимум 10-метровые потолки или 30-метровые нависающие участки с силовыми движениями и без возможностей отдыха.
М11: Полная верёвка нависающего "гимнастического" лазанья или потолки до 15-метров длинной
М12: М11 с "болдеринговыми", динамическими движениями и нетривиальными зацепками требующими тонкой техники.

Классификация Водопадного и Альпийского льда:

Оценки ледовых маршрутов варьируются между различными регионами и все ещё находятся в стадии "утряски". Нижеприведённая классификация "усредняет" имеющиеся системы. Аббревиатура WI подразумевает сезонный лёд (как правило водопадный). AI обозначает перманентный лёд встречающийся в горах и может быть субъективно проще при той же цифровой номенклатуре (например AI5 проще чем WI5). Канадцы часто опускают символ "WI" и классифицируют маршруты соединяя римскую цифру обозначающую "ангажемент" и арабскую цифру обозначающую техническую сложность льда.(Например II-5).

WI1: Не крутой лёд. Инструменты не требуются.
WI2: Общая крутизна в 60º с короткими более крутыми ступенями. Страховка надёжная.
WI3: Продолжительные 70º с длинными ступенями до 80º-90º. Достаточно мест для отдыха и удобной установки ледобуров.
WI4: Продолжительные участки 80º, достаточно длинные секции в 90º с изредка встречающимися местами для отдыха.
WI5: Длинные и напряжённые маршруты с наклоном в 85º-90º на всю верёвку, малым кол-вом удобных позиций для отдыха. Либо короткий участок тонкого или "плохого" льда в котором трудно организовать страховку.
WI6: Около-90º на всю длину верёвки без мест для отдыха, либо более короткий участок, но ещё более "стремный" чем на WI5. Очень техническое лазание.
WI7: Как и в WI6, но на тонком, отслаивающемся льду, или длинные, нависающие, нестабильные сосули. Страховка либо невозможна либо очень нетривиальная и ненадёжная.
WI8: В процессе обсуждения.

Снег:

Снег часто классифицируют по максимальной крутизне склона. (например: 70º). Или по приблизительной оценке максимальной крутизны (напр: 70º-80º.)