Ski-tour - 2008 по Лавинному Царству Сахалина.

Пишет Suchkov, 21.05.2008 09:03

Ski-tour - 2008  по Лавинному Царству Сахалина. (Ски-тур, лавины, путешествия)

Прошел год после нашего лыжного перехода по Набильскому хребту. Cлава Богу, мы живы-здоровы: никто из нас в городских джунглях не попал под одну из многочисленно-снующих машин, не столкнулся с грабителем или маньяком вблизи или вдали от своего дома… Мы смиренно встречаем и переживаем то, что уготовила нам судьба… Мы любим и учимся позитивно мыслить. Мы верим в то, что суммарная величина этого позитива поможет нам в новом путешествии.

Мое прошлое сообщение «на Риске» в 2007 году вызвало интересную полемику с кабинетными лавинщиками, которые, как оказалось, и «пороху не нюхали», а только твердили «туда низзя»… Мы пришли к выводу, что современный человек иногда рискует больше в городе, чем в условиях дикой природы. В этом мы убедились и во время этого лыжного перехода по Набильскому хребту, что в Восточно-Сахалинских горах.
На этот раз нитка маршрута была другой: Тымовское- рыборазводный завод (158м) – зимовье (380 м ) - г.Лопатина (1609 м над ур.м.) - истоки р.Овень (850 м над ур.м.) - Вершина (1338м.) - г.Верблюд (1172 м над ур.м.) – дорога на Загорный (480м) - Чамгинский перевал (780 м над ур.м.) - руч.Бойкий ( 405м над ур.м.) – г.Громова (1427 м над ур.м.) – пос Ясное(150м).
Итак, рано утром 18 апреля в Тымовске наш поезд из Южно-Сахалинска встречала большая компания тымовчан в большой машине с прицепом. Все мы, как говорится, «в тесноте. да не в обиде» сходу выехали в направлении хижины. Состав участников менялся. На первом этапе состоялось массовое восхождение на высшую току Сахалина - гору Лопатина. Вот так отмечают день рождения двоих участников хорошие друзья и родственники: Людмила и Сергей Яцик + их сын Саша, Виктор и Анна Дворецкие, Наталья, Андрей и Алексей Теровы, Виктор Лашкевич и Сергей Романов, Дмитрий и Виктория. Надо отметить, что в группе царила позитивная, удивительно доброжелательная атмосфера.
Мы проехали по лесовозной дороге до рыборазводного завода на реке Пиленга, а дальше из прицепа «выехали» 2 снегохода с санями и все рюкзаки и инвентарь был уложен на сани, а участники восхождения надели лыжи… И вот этот караван двинулся по снежной пустыне вверх по реке Пиленге к зимовью. Примерно через 10 км проходим первый конус выноса лавины, это значит, что мы с большим почтением (беззвучными молитвами на устах и в душе) входим в Лавинное Царство (фото 1)…
Ski-tour - 2008  по Лавинному Царству Сахалина. (Ски-тур, лавины, путешествия)

Прошли мы около 20 км и вскоре появился большой снежный бугор, а в просвете виднелся деревянный сруб зимовья. Начались хлопоты по устройству бивуака: половина людей вместились в зимовье, а другая половина – в палатках (фото 2 Первый бивуак, лагерь).
Я нашел время для проведения стратиграфических наблюдений на склонах разных экспозиций. Данные показывали, снег на склонах весьма устойчив, за исключением южных, где после полудня в периоды максимальных температур есть вероятность схода лавин мокрого снега…
Опустим подробности о песнях под гитару у костра, воспоминания ребят о восхождении по этому маршруту в мае 2003 года губернатора И.Фархутдинова, который тем же летом погиб на Камчатке… Тогда были задействованы такие ресурсы, что привлекались силы МЧС, вертолеты.. Нужно отметить, что как и тогда, так и сейчас наша региональная федерация альпинизма, мягко говоря, бездействует…
19 апреля мы вышли на восхождение. Когда поднялись в верховья безымянного ручья перед нами открылись северные склоны горы Лопатина… и, О!, Чудо!!, на склоне появилось небольшое стадо диких оленей! (фото 3).
Ski-tour - 2008  по Лавинному Царству Сахалина. (Ски-тур, лавины, путешествия)

Нам показалось, что они остановились, заметили нас, подумали, что мы их сородичи… Расстояние до них было ок. 1км., успели «сфотать» …Вскоре они скрылись и было немного грустно, что так мало знаем о них, как они выживают в этих суровых условиях, а зимой как тяжело!?! Потом, выше, мы увидели как они «копытили» ягель…
Все 18 человек поднялись на вершину горы Лопатина (фото 4 Мы на «крыше» Сахалина – г.Лопатина»).
Те же, кто пойдет завтра на юг по хребту (6 человек, о них читай ниже) оставили на вершине заброску продуктов. По возвращении в лагерь 1, был праздничный ужин по случаю дня рождения Алексея и Виктора и успешного восхождения… костер, много веселились: и пели, и плясали…
Рано утром 20 апреля «напоены», а «наездник» Виктор Дворецкий уже «запрягал» своего коня - шикарный канадский снегоход. На нем он «подбросил» нас до ручья Андреева… И вот мы на лыжах уходим снова вверх на Лопатина, а Виктор возвращается, чтобы в этот же день вместе со всей компанией вернуться в Тымовск…
Ну а мы снова поднялись на вершину, уложили вчерашнюю заброску: продукты и котелки в рюкзаки и…пошли на юг. Мне верилось, что мы с одной ночевкой дойдем до родной базы «Чамгинский перевал», или просто «Чамгу»…Этим маршрутом я уже ходил в обратном направлении, с базы на Лопатина…
Теперь нужно представить участников «скитура»: Андрей и Алексей Теровы родились и выросли в этом районе, участники зимних и летних восхождений, настоящие любители природы и надежные друзья. Владимир Шищенко и Ольга Малахова первый раз путешествуют по этому району, но на юге Сахалина то известные туристы, они проявили самые лучшие качества, думаю, мы пройдем еще не один маршрут. Григорий Беляков тоже прошел первый «снежный» маршрут в этом районе, эрудированный разносторонний человек, с ним мы прошли не один маршрут по югу Сахалина и летнее восхождение на Лопатина… И вот мы уже на плато, со склонов которого берут начало многочисленные притоки рек Чамгу и Тымь… В оттаявшем поле кедрача ставим палатки…, а далее удивительный закат Солнца (фото 5 «Лопатина позади»),
Ski-tour - 2008  по Лавинному Царству Сахалина. (Ски-тур, лавины, путешествия)

а на противоположной стороне восход Полной Луны!
21 апреля я встаю первым, очень рано, Луна «ушла» догонять вчерашнее Солнце, а я так шустро готовлю плотный горячий завтрак, вдоволь чаю, что …еще в темноте стал будить ребят…Кушают все с аппетитом, впереди долгий и трудный день... Вскоре мы «на товсь», впереди по гребню навеянные карнизы… Невольно думаю, где должен быть эксперт – лавинщик (?)
– «Впереди, на боевом коне», т.е. на скитурах….
Отрываюсь по полной… Снег после ночного понижения температуры «хорошо держит», только будь уверен в своих знаниях и силах…Вперед! Ребята поотстали, но это и хорошо, дистанция необходима, идут, как волки, «след в след».. (фото 6).
Ski-tour - 2008  по Лавинному Царству Сахалина. (Ски-тур, лавины, путешествия)

И вот и долина Овеня, вижу с левого борта конус выноса лавины. Она сошла по моим оценкам в середине февраля во время сильного снегопада и метели (как и лавина на фото№1)…Выбираю путь не по зоне транзита, а по восточной границе лавиносбора. чтобы с меньшим риском подняться на плоский водораздел Набильского хребта (фото 7 «Овень позади»).
Дальше путь более простой. Движемся то вверх, то вниз, движемся снова и снова, почти без остановок.. Открываются причудливые виды… Потом был перекус, после него Григорий при виде очередной безымянной вершины все кричал и спрашивал:
- Это Верблюд?
В ответ я все показывал лыжной палкой вперед и тихо пел почти из БГ:
- «Вперед, вперед, родимые стада»…
Потом я снова «оторвался»… Ребята фотографировали очередное стадо оленей, по-моему, я их спугнул, потому как они прямо на них и вышли…Моя башка была забита другими мыслями: успеем или не успеем дойти до Чамгинского перевала, где находится наша снеголавинная база «Чамгу». И вот когда появилась долгожданная гора Верблюд, я понял – успеем! По лавинному бассейну идем вниз с дистанцией около 200 метров. Хотя снег на склоне устойчив, лишние меры предосторожности не помешают. С обоих бортов отмечаем сход февральских лавин (фото 8).
Ski-tour - 2008  по Лавинному Царству Сахалина. (Ски-тур, лавины, путешествия)

И вот мы вышли на занесенную снегом старую лесовозную дорогу. Теперь уже ясно, что это успех! Вполне можно дойти с одной ночевкой до нашей базы! Идем по дороге вверх. Опять многочисленные конуса лавин, но объемы их невелики (до 3 тыс кубометров). Наблюдаем первую лавину мокрого снега (фото 9). Сошла она, очевидно, 20-21 апреля, объем ее невелик - до 100 кубов.

И вот мы на базе «Чамгу»! Прекрасный результат. После ночевок в палатках как здорово и привольно расположиться в больших и светлых комнатах! Мы дружно топим печку, готовим, едим, пьем, сушим одежду… Единение налицо. Отражается оно общим светом наших «петцелей», просто романтика, картина маслом! Игра света, звуков и …тишина…
22 апреля почти дневка… Ребята после обеда идут на перевал Шонова смотреть Сказочный Город (скальные обнажения в верховьях реки Пурш-Пурш), а я на хозяйстве… Мне нужно навести порядок, сделать влажную уборку, ремонт двери (надо оставить базу в чистоте и в порядке), приготовить ужин. Незаметно прошло время, ребята возвращаются в чистые помещения, стол накрыт и опять дружеская вечеря. Утром, 23 апреля мы стартуем по дороге вниз, в Ясное (фото 10 Расстаемся с базой).
Ski-tour - 2008  по Лавинному Царству Сахалина. (Ски-тур, лавины, путешествия)

Мчимся быстро, но мне приходится часто останавливаться – это у нас называется регистрация сошедших лавин. Лавины похожи на приведенных фото 1, 7, 8. Через 3 часа мы останавливаемся в устьевой части ручья Бойкий, оставляем свои большие рюкзаки. Начинаем подъем вверх по его течению с целью восхождения на г.Громова.. Отмечаем здесь аналогичные конуса выноса лавин, действительно Лавинное Царство! Когда мы поднялись на водораздел, открылась панорама гор: вот Балаган (мы были там в прошлом году), а вот наша нынешняя цель - вершина Громова (фото11) …

Начинаем траверс хребта, ведущего к ней. Во время движения группы началась портиться погода (облачность поглотила нас), иногда видимость была менее 10м, но это не помешало нам достичь вершины
Потом начался спуск, вечером мы были в устье ручья Бойкий, здесь была наша последняя ночевка в палатках. На следующий день 24 апреля мы вышли к разрушенному мосту через р.Овень… Река бурлила, идет подъем уровня воды, половодье… Андрей Теров – путешественник с большим опытом уже не раз сталкивался с этой речной преградой, поэтому мы переправляемся по оборудованной им переправе (фото12).
Ski-tour - 2008  по Лавинному Царству Сахалина. (Ски-тур, лавины, путешествия)

Потом мы прошли последние десять километров и вышли на дорогу, по которой уже ходили лесовозы, через некоторое время мы возвратились в Тымовск. Закончился еще один поход, нас переполняли чувства радости от встреч с любимыми в мире людей и … грусть расставания с миром диким.
Основные выводы:
1. С 18 по 25 апреля мы прошли около 200 км., зарегистрировано более 100 лавин, подавляющее большинство из которых сошли по моим оценкам в середине февраля.
2. Проведение таких лыжных переходов требует хорошее знание района, проведение снеголавинных наблюдений с целью оценки устойчивости снега на склонах и прогноз погоды на 3 суток.
3. Маршрут должен проходить по границам многочисленных лавиносборов, до минимума ограничив пересечение лавиноопасных зон.
4. Риски лавинной опасности особенно велики с декабря по апрель. В этот период следует ограничить до минимума проведение туристических мероприятий.
5. Предлагаемый маршрут наиболее перспективный для развития туризма с учетом существующей снеголавинной базы «Чамгу».