Николай Тотмянин о предстоящем приключении на Дхаулагири

Пишет Una, 15.03.2008 09:50

У нас в гостях побывал Николай Тотмянин с рассказом о совместном с Валерием Бабановым проекте: Дхаулагири 2008.
Николай Тотмянин о предстоящем приключении на Дхаулагири (Альпинизм, бабанов)



Как давно Вы знакомы с Валерой Бабановым? И как возникла идея совместного восхождения?

Как у всех альпинистов, если мы из разных секций, из разных городов, то первоначальное знакомство заочное. А потом волею случая когда-нибудь пути пересекаются. В принципе, с Валерой Бабановым я знаком довольно давно. Заочно очень давно, а лично мы познакомились… я даже не помню где и когда. С тех пор периодически встречались. У каждого находились свои рассказы о восхождениях, которые совершили, планы, мечты. Варианты совместных планов, конечно же, тоже были, но не было либо возможности, либо времени, либо объект восхождения кому-то не нравился. Этой весной наши планы совпали, и мы решили совершить восхождение вдвоем.

Изначально в планах было взойти на Чо-Ойю. Это вершина на границе между Непалом и Китаем. И поскольку мы планировали восхождение вдвоем в альпийском стиле без кислорода, без носильщиков, ехать так далеко на короткий срок лично мне показалось нерациональным. И я предложил совершить восхождение на две горы: Чо-Ойю и Шиша Пангму. Ни Валера, ни я там не были. В принципе, после одной вершины, если есть время и здоровье, на второй уже не надо акклиматизироваться. Территориально они близко очень находятся. За два дня можно добраться спокойно. Но из-за того, что китайцы проводят в этом году олимпийские игры, и олимпийский огонь из Греции через Россию, через Санкт-Петербург едет в Тибет и через вершину Эвереста в Пекин, то до середины апреля закрыли район для спортивных экспедиций. Коммерческие экспедиции пускают, а спортивные нет. А нас это не устраивает: на месяц тоже ехать! У нас уже билеты куплены, деваться нам некуда. Тогда Валера предложил Дхаулагири по Западной стене. Эта вершина расположена в районе Аннапурны. Непальская территория со всех сторон. Дхаулагири – вершина, выделяющаяся среди остальных восьмитысячников тем, что у нее, например, с западной стороны основание очень низко. Перепад высот от основания до вершины получается 4 километра. И еще там есть возможность для новых маршрутов. А у нас задача - пройти в альпийском стиле в двойке новый маршрут на восьмитысячник.

Считаете ли Вы Валерия Бабанова русским альпинистом?

Вообще как альпинист он сформировался в наших горах, в нашей альпинистской среде. Потом уехал во Францию и там уже развил все свои качества. Он в совершенстве окончил французскую школу гидов, единственный из русских прошел весь путь французского гида ИНСА. Организует разные курсы для иностранцев. В частности, я там тоже два сезона обучался. Сейчас он в Альпах работает горным гидом. Но Валера - универсальный гид: и на гору может провести, и на лыжах может прокатить. Очень востребован и среди иностранцев, и среди русских.

Есть ли в России на данный момент альпинисты его уровня и подобного потенциала?

Трудно альпинистов сравнивать друг с другом. Он может быть выдающимся в чем-то, но не нравится ему ходить на высокие горы. И он не ходит и не знает, что он высотник. То же самое скалолазы, которые лазают по скалам, а в горы не ходят. Но, если уж пойдут, то хорошо пройдут и в горах. Если судить формально, конечно, Валера совершил очень много выдающихся восхождений, которые в мировые достижения записаны на века. Такие спортсмены и в России есть. Если брать формальные знаки различия, то он - заслуженный мастер спорта международного класса, которого ему присвоила Российская Федерация. А на Западе он известен как альпинист высочайшего класса, который ходит одиночными восхождениями. У него очень много сольных восхождений. И первый Золотой Ледоруб он получил за пик Меру, сольное восхождение (вершина 6.5 тысяч метров). Из 15 ледорубов - 4 ледоруба российских и 2 из них у Бабанова (один за сольное восхождение, а второй ледоруб - за восхождение на Нупцзе).

Вы раньше ходили в одной команде?

Никогда. Если так рассуждать формально, то нам надо бы куда-нибудь сходить друг с другом, познакомиться. Но я его настолько давно знаю заочно, и пересекались мы за последние 15 лет то в Шамани, то в Альпах, Непале, Катманду, в Москве… Выяснилось, что у нас многие взгляды на альпинизм и спорт совпадают. И подходы к горам похожие. А раз существует некое единство мировоззрений, мне будет легко с ним совершить восхождение, хотя я с ним в горах никогда не был. Экспедиция достаточно длинная. У нас будет время поближе познакомиться. Хотя у меня нет такого ощущения, что я его не знаю. В целом мы знаем, кто чего делает, кто чего может.

Какова цель Вашего предстоящего восхождения?

Взойти на высокую вершину в двойке в альпийском стиле. Это то, что сейчас на Западе считается эталоном современного альпинизма и то, что считается виной русских. У нас не стоит задачи как-то выделиться. В любом деле нужен адекватный набор средств. Обстоятельства так сложились, что мы нашли источник финансирования и оба готовы к восхождению. Так почему бы нам не пойти! Возможно, если у нас все получится, то на следующий год соберемся на Лхоцзе в двойке. Там высота совершенной другая - 8.516 м. Способность работать на такой высоте имеет серьезное значение. Для того, чтобы такие запредельные цели ставить, надо попробовать что-то. Дхаулагири высотой 8167 м – это, с одной стороны, восьмитысячник, но с другой, - не 8800, не высота Эвереста. Здесь именно кислородная недостаточность имеет особое значение. Там совсем нечем дышать, а здесь есть чем дышать. Но зато новый маршрут, и стена технически сложная.

Расскажите про маршрут, стену, кто и как раньше пытался ее пройти.

На Дхаулагири есть два маршрута по краешку. В свое время в тройке прошли двое казахов и чех. Еще один маршрут то ли чехи, то ли поляки прошли. И существует один маршрут незаконченный.
Стена, с одной стороны, сложная, а, с другой, - очень красивая. Дхаулагири - в переводе означает Белая гора. До 1936 года она считалась самой высокой горой в Непале. А почему самая высокая? Потому, что там низ очень низко. Ее за сотни километров видно. А, когда подходишь и перед тобой 8 тысяч, то она закрывает все небо. Прекрасный вариант для альпинистов, которых влекут не только трудности и препятствия, а еще и красота (ведь на некрасивую гору и лезть-то не хочется). С Западной стороны мы хотим проложить новый маршрут. Логичных вариантов там очень много. Конкретно где мы полезем, пока еще не решили. На месте будем смотреть. Почему с Западной? Ведь там еще есть и Южная стена, и Северная. Южная стена - тоже достойный объект, но там, когда наступает теплое время года, не очень безопасно, камни летят. Все-таки горы стояли и стоять будут. И хочется в них ездить тогда, когда ты захочешь, а не один раз в жизни и забыть. Поэтому мы выбрали Западный склон, где есть простор для творчества, просто красивая гора и очень хорошая компания.

Вам не кажется, что Вы более опытный высотник, чем Валера?

Это только кажется. Валера - опытный высотник. Его высота - это 8516 м (Лходзе). Ну и что, что я опытен, а он, зато, моложе, восстанавливается быстрее. Он лезет лучше, я думаю. Если сравнивать конкретные альпинистские качества, то где-то он мне проигрывает, а где-то 100% выигрывает. Поэтому я считаю, что в нашем восхождении мы будем друг друга дополнять. Конечно, скальная подготовка играет большую роль в альпинизме, но на высоте эти качества быстро выравниваются. Я не сомневаюсь в его высотных качествах.

Как Вы думаете, почему у Бабанова так часто меняются напарники?

Не у него одного. На самом деле, это большая удача и большое счастье найти себе напарника, которому ты можешь верить как самому себе. В идеале это должны быть два близнеца с абсолютно одинаковыми показателями. Но с другой стороны, тут нужна и разница в характерах потому, что с одним темпераментом и взглядом на жизнь трудно два месяца жить в одной палатке. С точки зрения спортивной, альпинистской, нужно абсолютное доверие друг к другу. Когда большая команда, все проще. Если кто-то заболеет, то его спустили вниз, - а команда перегруппируется и продолжает работать. А в восхождениях малой группой ценность каждого участника очень высока: кто-то один выпадает, и все восхождение ставится на грань возможности. Ценность каждого участника очень высока, а найти его на самом деле трудно. Кроме того, у каждого человека есть свои планы…

Что Вас привлекает в стенных восхождениях?

Техническая сложность. Большая высота - задача особенная и сложная. Здесь не работают многие подходы.

Сроки проекта, поддержка.

Я прилетаю в Катманду 14 марта, Валера из Шамани - 15. Пару дней будем заняты организационными делами, а потом начинаем движение к горе. Обратно у меня сейчас билеты на 6 мая, но планируем сдвинуть на числа 20-е. Фактор погоды играет особую роль. Поэтому два месяца - это время, которое необходимо для того, чтобы у нас все сложилось.

По поводу поддержки… Кто спонсирует Валеру, я не знаю. А меня спонсируют две фирмы: Максидом и Орими Трейд (компания, которая занимается производством и продажей чая в России). С точки зрения экипировки, я буду в экспедиции пользоваться снаряжением фирмы Red Fox потому, что с К2 у меня еще осталось много. Оно вполне еще боеспособно и вполне удовлетворяет тем условиям, которые будут на Дхаулагири. То снаряжение, что было сделано для экспедиции на К2, и сейчас еще одно из лучших в мире.

Будут ли одновременно с Вами на той же стене команды?

На классическом маршруте кто-то будет. Но это с другой стороны (классика - это северо-восток, это заход из другой долины) будет ли кто-нибудь, пока не знаю. Когда мы в Катманду приедем, то в Министерстве туризма узнаем. Может, и одни будем. У нас в базовом лагере будет повар местный. Больше никого: никаких «киношников», врачей, помощников, наблюдателей. Это один из факторов, почему всегда возникает проблема с выбором напарника. Если что, то никто тебя не спасет. Никакая страховка.

Как вы думаете, что станет самым сложным в экспедиции?

Самым сложным станет определить время, когда нам выходить. Самый сложный момент обозначить время старта потому, что здесь очень много факторов, которые тебе неизвестны, но которые нужно принимать во внимание: прогноз погоды, интуиция… Если зашел на гору, там все просто. А выбор оптимального времени для старта – самое сложное.

Как Вы оцениваете маршрут и Ваши силы?

Это маршрут 6Б категории сложности. По меркам сложности, это высшая категория. Это большая высота и сложный рельеф, большая протяженность.

А наши возможности… Я считаю, что мы готовы. Здесь большую роль играют моральные факторы. Если ты тренированный, у тебя должна созреть внутренняя решимость. А вообще, конечно, никогда не можешь сказать что «да, мы готовы на 100%». Просто надо еще приехать туда, потренироваться, акклиматизироваться.
Сейчас для меня самая большая беда - это подхватить грипп в закромах нашего города. Если ты с простудой и соплями приезжаешь в горы, то хочешь-не хочешь, а выпадаешь из плана акклиматизации.
Беда еще в том, что можно тренироваться так, что на пик формы ты выйдешь раньше, чем это надо. А спортсмен на пике формы подвержен всяким «мелким пакостям»: простудам, насморкам, респираторным инфекциям. В высоких горах лучше приехать слегка недотренированным, но без всяких проблем. Тогда есть время адаптироваться и подготовиться.

Интервью журнала РИСК с Валерием Бабановым
[url=http://www.babanov.com]
Информация на сайте www.babanov.com[/url]

85


Комментарии:
7
Во-первых, спасибо за интревью, очень хорошое.
Во-вторых, Николаю Тотмянину спасибо за вдумчивые ответы и подход. Говорят, "респект", но лучше сказать - серьезная точка зрения, подход, оценка достойная уважения. В этот проект верю. Ребятам пусть будет успех.

11
На Дхаулагири есть два маршрута по краешку. В свое время в тройке прошли двое казахов и чех. Еще один маршрут то ли чехи, то ли поляки прошли. И существует один маршрут незаконченный.

Западное ребро, которое прошли Валиев, Моесеев и Демиан, было весьма блестящим восхождением. Оно было пройдено в идеальном альпийском стиле и оценивалось Казбеком не проще "Доллара" на победу, а значит 6Б. Ещё один маршрут по западной стене Дхаулагири был пройден чуть позже, в 1991 году, так же Казахскими альпинистами. Букреев, Целищев, Хайбулин были основными работниками на острие экспедиции.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru