Школа она и в Африке школа
Вот, с этого понятия и начну. Школа для меня это не мероприятие, а некое сообщество людей, растущее под руководством мастера или мастеров(мастер не корочный, а настоящий). Если бросить взгляд в славное прошлое, то можно заметить, что сильные альпинистские школы были только там, где были настоящие сильные альпинисты.
На основе своего опыта я пришел к выводу, что именно школа под руководством настоящего, действующего мастера является самым эффективным вариантом обучения, ибо действующий мастер способен учить в процессе восхождения, на маршруте любой сложности и чем сложнее маршрут, тем ценнее на первых порах, присутствия мастера в команде ибо он способен уберечь своих подопечных от ненужных ошибок и сделать путь к вершинам мастерства гораздо более эффективным, заметьте, не легким, а эффективным. Сейчас в России сохранилась только одна реальная школа-Красноярск. Очень приятно было наблюдать за Сумчанами, но они из другого отечества.
Живое мастерство- основа школы. Раньше я был сторонником как можно более быстрого отчаливания в самостоятельное плавание. Сейчас на основе опыта собственной работы и наблюдений за другими сборами, только за прошлый год в Арче побывало порядка 1000 человек, вполне приличный срез., я пришел к выводу, что сейчас эта практика уже становится неверной. При нынешнем практически полном отсутствии у участников альпинистской школы, не навыков скалолазания, драйтулинга или ледолазания, а именно альпинистской школы, умения эффективно и безопасно работать на маршруте, поспешный выход на самостоятельные восхождения не ускоряет их рост, а скорее тормозит. Люди, не имея школы, начинают изобретать велосипеды. Хорошо, если это просто заканчивается ночевками на тройках, а то и на двойках, но порой то это приводит и к летальным исходам. И чем сложнее маршрут, тем большее количество двухколесных машин, находит своих авторов. С какой целью?
Да, собственный опыт самый ценный, но почему для начала не взять все необходимое из багажа мастера, чтобы не заниматься героизмом на тройках и выше, а потом уже с приличным собственным багажом начинать наращивать мастерство самостоятельно. Ведь при нормальной технической готовности группы, задача мастера- обеспечить моральную поддержку. Он должен своей персоной занять в головах участников то место, в котором обычно гнездится мысль, не пройти ли для начала, какой нибудь дежурный или обходной маршрут.
Да, в случае, если будет видно, что назревают нештатные ситуации типа ночевки или позднего возвращения с попаданием в непогоду, мастер должен вытянуть ситуацию к нормальному исходу и участники должны быть уверены в этом, чтобы спокойно работать на маршруте и учиться, а не забивать голову темными мыслями. Выйдут на серьезные самостоятельные Горы, натерпятся всего по полной программе. Но одно дело попадать в засаду ничего не умеющим оболтусом, и совсем другое, грамотным альпинистом.
Для нормального роста, роль мастера в группе постепенно должна сводиться на нет, чтобы участники выходили на самостоятельный маршрут будучи уверенными в своих силах, ибо хороший маршрут, пройденный, пусть для начала и с помощью мастера, дает гораздо больше в плане спортивного роста и реального опыта, чем самостоятельное попадание в запердень, если Вы конечно не собираете материал для книги о способах выживания в экстремальных ситуациях.
Именно поэтому, с ребятами, которых я начал тренировать, я собираюсь сходить как можно больше шестерок, пока я еще являюсь действующим мастером и могу ходить за год по 10-15 пятерок в личную копилку. Сходить, чтобы предать, как можно больше собственного опыта работы и уберечь их от ненужных ошибок. В идеале, я бы очень хотел, если все получится, сходить хотя бы несколько шестерок уже с ними в качестве мастеров с их воспитанниками, если, конечно. к тому моменту я останусь в рядах действующих мастеров и смогу быть им действительно полезным в качестве группы матерной поддержки.
Здесь я плавно подошел ко второй основной детали в настоящей школе- преемственность. Без преемственности школа мертва, это прекрасно видно на примере бывших сильнейших школ союза, Москва, Питер, Екатеринбург. Именно поэтому я решил на ближайшие два сезона принести в жертву личные спортивные планы( нет 10-15 пятерок это норма, спортивные планы, это о другом) для того, чтобы вложиться в ребят, действительно стремящихся стать настоящими альпинистами и инструкторами и передать им именно живое мастерство, а не набор догм и воспоминаний. Именно сейчас, потому что, если все получится, я должен, сделав из них настоящих мастеров, сделать их настоящими наставниками и, передав им свои полномочия, настроить учебный процесс на нужный уровень.
О, как то само собой вышло, уровень. Вот он, третий столп настоящей школы. Его, как и школ сейчас практически в массовом альпинизме не осталось, даже как понятия. Есть разряд, но если в королеве спорта не пробежишь за 10 секунд стометровку, не станешь мастером, а в альпинизме, подбери маршруты полегче, попади в чемпионат послабее и ты мастер, не говоря о более низких ступенях. Не понятно. Поэтому в спортивной составляющей школы, как эволюционную лестницу вижу не разрядную сетку, а лестницу уровней. Человек может сходить хоть сто троек, но не достичь уровня, который бы соответствовал тому же второму разряду, хотя по бумагам, вроде все сходится. Точно так же человек, имеющий неоформленный опыт, с хорошей техникой может на первом же контрольном восхождении показать уровень, с которым его можно смело выпустить хоть на пятерку.
Я горячо против бумажной уравниловки. Тот, кто больше трудится на тренировках и самостоятельно ходит, должен иметь больше свободы, чем бестолковые ленивцы или бездарные клеточники. Поэтому я не за разрядную систему, а за систему уровней. Если группа ходит с инструктором, инструктор должен быть в праве перевести группу на более высокий уровень, до нахаживания минимального количества маршрутов требуемой категории, и вести группу на более сложные маршруты, ибо они более информативны и полезны в учебном плане. Если группа хочет ходить самостоятельно, она должна на контрольном восхождении подтвердить свои возможности под наблюдением инструктора.
И здесь, большая ответственность ложится на инструктора. Он должен быть способен очень четко определить уровень группы в целом и каждого участника в отдельности. Именно поэтому у меня такие высокие требования к инструкторам. Постоянная спортивная практика очень хорошо наметывает глаз в этом отношении, вот почему я только за ходячих инструкторов. Вот почему я за экзаменационные восхождения, а не подтягивания и прочую мутоту.
Кстати, интересный пример вспомнился по этому поводу. Занимаясь в свое время в спортшколе горными лыжами, услышал от тренеров, приехавших с забугорных соревнований презабавную историю. «Сдаем мы нормативы, подтягиваемся, пистолетики мочим, шум стоит. Подошел поляк, поболтался на турнике, присел два раза, а на следующий день на трассе всех сделал. Техника понимаишшь».
А в альпинизме то этой самой техники поболя будет, плюс куча разных хитрушек, которым можно научиться только на сложных восхождениях, когда приходится изобретать уже не велосипед, а кое что позаковыристее.
Вот почему я предлагаю готовить инструкторов для такой работы штучно. В каждого из них наставник должен заложить максимум собственного опыта в определении уровня, ибо это основное. Инструктор должен быть уверен в собственных способностях, чтобы не парить участникам мозги, а для этого он опять же, должен быть действующим мастером, я имею в виду не корочки, а уровень. Вот почему я собираюсь делать послабления для участников, прошедших мою школу, потому что они точно будут знать, пройдя через все ступени роста, как должен работать альпинист того или иного уровня.
В соответствии с эволюционной лестницей придется слегка пересмотреть классификацию, чтобы не закрывать хорошие, но не соответствующие заявленной сложности маршруты для восхождений, но это детали. Классификация вообще должна быть как можно гибче. Горы- живой мир, все постоянно меняется, особенно ледовые маршруты, поэтому любой инструктор школы должен быть в праве переоценивать маршруты согласно их сегодняшнего состояния, а для этого опять же, чем выше спортивный уровень и наработка, тем объективнее инструктор способен оценить маршрут. Смешно, когда маршруты, по бумажкам классифицируют люди, которые в районе не помнят когда были .
Не вижу нормальной школы без доверия инструкторам. А по опыту своей руководящей работы в «мирной» жизни, знаю, что доверять можно только увлеченным профессионалам с достойной материальной мотивацией. Причем у настоящего профессионала материальный стимул в подкорке ,а на первом плане всегда дело.
Понимаю всю сложность подготовки столь высококвалифицированных кадров, поэтому и не рассчитываю пока на массовость. Но если не начать сейчас, то кто скажет, где и когда. И кто из молодых мастеров или нынешних звезд забьет на карьеру, обоснуется в Горах и будет ковать новые качественные кадры.
Да, конечно в идеале инструктора должны быть профессионалами. Но если дело пойдет, обеспечить круглогодичной работой для начала несколько человек не проблема.
В принципе, для работы в школе не обязательно переезжать в Киргизию. Для меня главное, чтобы человек хотел и мог, а остальное можно утрясти в условиях контракта. При нормальной заполняемости и для сезонников можно будет предложить достойные условия оплаты.
74
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Браво! Подход, проверенный веками в самых разных областях человеческой деятельности. Если мастер - это Мастер. Школа с корочками нужна там, где не хватает Мастеров (а, впрочем, и Учеников), а также для контроля, или там, где во главу угла ставится массовость, а не штучность. Как говорят на Востоке, если произошла встреча Мастера с Учеником, о дальнейшем можно не беспокоиться.
ЗЫ успехов Вам в Ваших нелегких начинаниях.
Любая систему какую ни придумай в результате будет подвержена рано или поздно человеческому фактору и искажениям. То, что Дмитрий сделает вначале первые одно-два поколения будет работать хорошо и правильно. А потом станет такой же бюрократической системой, где большая часть инструкторов будет работать спустя рукава и участрники найдут себе свои "клетки" к которым будут рваться.
Посмотрите на религию. Любая новая религия в мире создается на искренней вере и на уничтожении старой косности. И в итоге любая из них постепенно превращается в политику.
Я не инструктор, а скорее участник (чукча не писатель, чукча - читатель).
Но тоже могу вставить.
В те давние 90-е к нам в клуб попал парень, сделавший в Азии 2-й разряд чисто на скалах. И тренерскому совету приходилось его сдерживать целый сезон от 4-к, т.к. сборы были на Кавказе, а опыт льда и снега у него - увы - отсутствовал. Парню не нравилось, но терпел. Только в конце сборов его выпустили на сн-лед 4А. А сейчас было бы по-другому. Сами знаете, как. Каждый сам себе режиссер, особенно в погоне за клеточками и разрядами (а затем инструкторством и жетоном).
ИМХО, любую систему можно забюрократизировать, но это не повод "держать и не пущать". Лучше 2 конкурирующие системы (при дОлжном уровне обеспечения безопасности), которые оглядываясь друг на друга борются за членские взносы масс участников, чем один монстр. Только бы конкуренция была честной.
И Ваше, Ирина, сравнение ситуации с религией даёт мне право напомнить Вам, КАК хранители ортодоксальной религии в Иудее тоже были не в восторге (мягко говоря) от Мессии. Правда, Фоменко с Носовским это описывают по-другому, но сейчас не в этом суть, а в конкуренции идеологий. Конкуренция НУЖНА. Без неё - БОЛОТО.
Я говорю о политике (религии), а не о Боге. Бог - он вне иудаизма, буддизма, христианства и вообще ВНЕ любой религии. Религия - это политика.
ФАР - это политика. так же как и нынешний новый "Мессия" - это тоже политика и игра.
Какая политика лучше для простого обычного верующего в горы человека? Ответте на этот вопрос.
Воинственная политика и религия она бывает гораздо опаснее и страшнее и разрушительнее, чем инертная ортодоксальная.
У Льва Гумилёва есть такой термин "пассионарии". Без них жизнь свернется в трубочку, как осенний лист.
Конкретный вопрос - конкретный ответ: ничто так не разрушает, как застой вследствие монополии на идеологию. Мы с Вами при этом жили. Не хочу, чтобы современные дети это тоже "попробовали", даже если только в альпинизме.
И если ФАР - это политика, то Вы сильная женщина. Политикой занимаются только сильные. И женщины - тем более.
Только просьба: пожалуйста, постарайтесь, чтобы Вы делали политику, а не политика Вас. А то будет жаль, если Вашу энергию будут использовать не в Ваших интересах.
А энергия. Она должна уходить. Чтобы обновляться новой чистой энергией. Если нет постоянного отока энергии и притока новой, то это уже застой. Пусть используют, главное если это хотя одному человеку будет во благо, то уже есть польза.
Просто, сдается мне, что он-то знает, куда идёт его энергия и может ею управлять. Сам. Без поводырей. Что мне импонирует.
А Дима. Дима молодец. Он очень умело и грамотно использует это в своих интересах. До сих пор еще большинство инструкторов у нас работают за идею. Дима же похоже действительно первый, кто начал реально делать на этом бизнес. Причем пытается идти к большому бизнесу. Просто работать как инструктору на этом много не заработаешь. 50 баксов в день - это смешные деньги. А вот создав большую организацию можно заработать поболе. И в этом я согласна, что он пока первый и единственный. Круглогодично работающих инструкторов, несмотря на все Димины утверждения у нас много, а вот таких крупномасштабных бизнесменов от альпинизма пока еще нет. И именно поэтому он сейчас видит в ФАР конкурента. А иначе бы зачем все это. Создал бы человек свою школу и учил бы в ней себе спокойно. И не надо было бы всей этой шумихи и борьбы.
А это тот же бюрократический путь, который Дима пытается отвергать. Но чтобы создать серьезную организацию с государствнной и юридической поддержкой гидов/инструкторов для этого без бюрократических инстанций не обойтись.
И все это не так просто.
Насколько я знаю и ФАР и Байковский РГУФК уже второй год получают все эти лицензии и сертификаты необходимые для Школы гидов. Я не думаю, что у Димы в отличие от них это получится за полгода. Так что если он и создаст то опять же еще одну обычную доморощенную Школу, которая будет выдавать свой сертификат. Но сертификат этот не будет иметь юридической силы.
Вообще, главное, что бы была аккредетация у альпинистов...
Ясный пень, ФАР конкуренты по школе гидов не нужны. Байковского в качестве спаринг-партнера уже за глаза.
Поэтому и стараются молчком обходить предложения Дмитрия по совместной деятельности. У ФАР - административный ресурс, и вся надежда на него. А зря. Энергия х Возможности = МС2.
В любом случае, лично я - за конкуренцию и пусть борются за клиентов. А мы (клиенты) посмотрим, кому свои денежки отдать.
Я думаю, что у него ВСЁ получится. В крайнем случае, Бабанов ему поможет.
А инструкторов МНОГО не бывает. Особенно, когда негде узнать про их последний опыт хождения и вождения. Интересно, сколько реально ходячих и водящих из 1300 что на сайте ФАР?
Уж Вам-то чего бояться конкуренции ?!
Еще на прошлогодней и позапрошлогодней конференции Волков говорил о том, что ФАР движется к созданию института гидов. Надо бы присутствовать иногда на открытых заседаниях ФАР, господа, если вы вступаете в полемику, чтобы быть в теме.
По поводу аккредитаций и сертифицирования - это ни для кого не секрет. И Волков об этом неоднократно говорил. и именно поэтому сейчас ужесточаются требования к инструкторам, что все движется к легализации инструкторско-гидовской работы. И Байковский на своих конференциях говорил о его проектах создания дипломированной специальности гида с госдипломом. Вы и на конференциях в РГУФКе похоже не присутстовали. А Павленко там был?
И так же Кавер тоже подавал заявку в УИАА на аккредитацию.
И никто никому не мешает. Если получат сертификаты все- замечательно. Здоровая конкуренция только будет стимулировать повышение качества образования.
И для ФАР Павленко не конкурент. ФАР с ним даже и не борется никак. А вот Павленко с ФАР пытается бороться. О чем это говорит? О том, что это Диме нужна ФАР. Потому что без официальной поддержки со стороны официальной российской организации ему самому не организовать Школу с полноценным юридическим статусом.
По поводу того что ФАР обходит молчком предложения по совместной деятельности, то тут ни я, ни вы - никто не может делать никаких заявлений. Я не в курсе этой ситуации. А вы? Вы присутствали при разговорах Павленко с ФАР? Я нет. Все это со слов Димы только.
ИМХО, лучше вместе, а если нет, то хотя бы параллельно. В пределах визуальной страховки.
Но в нашем паршивом всё ещё во многом диком капитализме конкуренция пока ещё не двигатель развития, а повод для уничтожения конкурента. ПОэтому и конфликт объективно.
Субъективно - возможно и на личностой основе. Но ваши коллеги по ФАР (по крайней мере один из них) тоже - не мастера дискуссий. По крайней мере на Форуме. По жизни не знаком. Может, и к лучшему.
Так что, бум надеяться, что и у ФАР, и у Павленко, и у Байковского всё получится со школами гидов. Это в НАШИХ (т.е. клиентов) интересах. Просто, вместе у них бы получилось больше ИМХО.
Но в свете того что я сегодня узнала, то сразу вся картинка складывается.
Ну все же взрослые люди, неужели все правда не понимают таких простых вещей. Что в любой игре существуют правила.
И у Димы два варианта - либо не играть в игру и создать свою со своими правилами, либо принять условия игры.
И если это изменение будет проходить в разумном и приемлемом для большинства альпинистов диапазоне - я это приветствую.