Счастье быть первым... Список нетронутых высочайших вершин

Пишет robinsya, 25.01.2007 03:29

В свое время почитаемые горовосходители заявили, что они закрыли книгу открытий в альпинизме – больше делать нечего, сказали они. Но первый автомобиль был очень далек от скоростных машин, которыми мы управляем сегодня. Легенды альпинизма вымостили путь, теперь перед новым поколением стоит непростая задача: пройти более сложные маршруты, или найти другие вершины.
Счастье быть первым... Список нетронутых высочайших вершин (Альпинизм, гималаи, нетронутые вершины, семитысячники)
Mianzimu (6054 м), Тибет, священная гора, восхождений не было. Фото Janne Corax.

Один из тех, кому это интересно – это Симоне Моро, он, кстати, сейчас лезет на Броуд Пик. Несколько лет назад Симоне после ряда изысканий попытался взойти на Batura II, пик, о котором говорили, что это самая высокая из еще не покоренных вершин. Моро не смог достичь топа – так что эта гора до сих пор бросает альпинистам вызов, так же как и ряд других вершин, на которые до сих пор не ступала нога человека.

Но что это за горы, по каким критериям их выбирать? Альпинист, исследователь и сотрудник ExplorersWeb Janne Corax составил список шести высочайших нетронутых вершин, и прибавил к нему другие интересные объекты.

Счастье быть первым

Janne Corax для ExplorersWeb

Непокоренные вершины всегда очень притягательны. Достичь высшей точки, на которой никогда никто не был – особое удовольствие для альпиниста. В 1950 году Эрцог и Ляшеналь взошли на Аннапурну – первый восьмитысячник, на который поднялись люди – тем самым открыв «охоту» на 13 других гигантов. Последней пала Шиша Пангма под ногами китайской команды, 14 лет спустя.

Теперь альпинисты-высотники обратили свои мысли к чуть более низким целям.

Namche Barwa, 7782 м, сложная для восхождений гора с экстремальным рельефом и вечно плохими погодными условиями, отражала попытки восхождения, пока в 1992 году японской команде не удалось достичь вершины. Также альпинистов заинтересовали вторые вершины восьмитысячников, и они сдались одна за другой – последней была Лхотзе Средняя, 8414 м, на которую в 2001 году поднялась сильная российская команда.
Хребет Meili, вид из Тибетского храма. Mianzimu слева, Meili Feng - высочайший пик справа. Фото Janne Corax.

Что дальше?

Теперь вопрос состоит в том, какие вершины из до сих пор не пройденных самые перспективные?

Чтобы на него ответить, надо сначала определить критерии отбора. Два из них очевидны: гора должна быть очень высокая и непокоренная. Третий критерий как раз и составляет проблему и вызывает много дебатов:

Настоящие горы / жандармы на гребне

Иногда это действительно проблема – различить большой жандарм на гребне и реальную вершину.

Например, многие считают, что наибольшая разница по высоте между вершиной Лхотзе Средней и низшей точкой перемычки, которая соединяет ее с более высокой вершиной – на самом деле очень маленькая величина.

К сожалению, нет абсолютного стандарта, и одни используют в качестве мерила относительную разницу в 7%, а другие – 400 м. Если мы в качестве компромисса учтем 500-метровый лимит, то нужный нам список будет выглядеть следующим образом.

Шесть высочайших девственных вершин

Gangkar Punsum, 7570 м – вершина, расположена в Бутане, в списке высочайших горных вершин значится под номером 40, и, без сомнения, это «номер 1» в нашем списке. Образованный человек догадается, что под этим номером гора пока и останется. В середине 80-х на нее пытались взойти, но все экспедиции вернулись не солоно хлебавши. В 1994 году в Бутане частично закрыли вершины для восхождений. А в 2003 году правительство вообще решило запретить все виды лазанья. Причина таких действий лежит в области понимания местных верований и традиций.

«Номер 2» в нашем списке – Saser Kangri II East, 7518 м. Гора расположена в Индийском Кашмире и никогда ранее не интересовала восходителей (по крайней мере экспедиций на нее не было). На третью по высоте вершину массива восходили дважды. Пермит на восхождение в этом районе получить сложно, но можно. На главную вершину, высотой 7672 м нога человека ступила в 1973 году.

Kabru North, 7394 м – высочайшая точка массива Kabru, который по сути является подгруппой массива Канченджанги, – до сих пор не покорена. Удивительно, но ее более низкая южная вершина пала еще в 1935 году. Примечательное восхождение совершил Конрад Кук, который поднялся на вершину соло, в 18 лет. Это был рекорд для его возраста.
На Kabru North в 2004 году пыталась взойти команда сербов, но лавины заставили их отступить.

Labuche Kang – малоизвестная группа вершин в Тибете. Главная вершина покорена в 1987 году японской командой. Восточная – Labuche Kang III – приблизительно 7250 м высотой и все еще ждет своих первовосходителей.
Впечатляющая ЮВ стена Karjiang - чьи лавиноопасные склоны и сложные грани отражают все попытки восходителей. Фото из архива Dutch Karjiang 2001 expedition.

Karjiang, 7221 м – также расположена в Тибете. Пару раз на нее пытались залезть, но никому не удалось еще ступить на ее труднодоступную вершину. Экстремальная лавинная опасность и высокая техническая сложность пока что делали попытки восхождения бесплодными.

«Номер 6» в нашем списке – Tongshanjiabu, 7207 м. Возвышается на Тибетско/Бутанской границе. Корейцы, которые поднимались на соседнюю Shimokangri (7204 м) упомянули эту вершину в отчете об экспедиции и опубликовали фото в Japanese Alpine News – пока что это единственная доступная информация об этой горе.

Заявления и кривотолки

Я должен отметить, что шесть вышеперечисленных вершин дадут фору остальным в диспуте, если речь зайдет о крутизне и первом критерии – нетронутости альпинистами. Однако всегда на горовосходительской сцене присутствуют толки и заявления. Куда бы вы ни пошли, местные или альпинисты покажут вам на гору и скажут: «Смотри сюда! На нее еще никто не поднимался!»

На другом уровне, известные альпинисты иногда заявляют целью своей экспедиции «высочайшие из еще непокоренных вершин». В последний раз я слышал о подобном, когда в 2004 году Moro & Ogwyn – итальяно-американская двойка отправилась на Batura II. Гигант высотой 7762 метра в пакистанском Каракоруме был, по их словам (и «научным источникам»), высочайшей из вершин, на которые не поднимался человек. Если вы посчитаете жандарм на гребне с разницей в 100 м высоты между его «вершиной» и основной горой, то это заявление, конечно, содержит в себе долю правды, однако: есть и другие высокие точки на гребнях, и некоторые из коих выше, чем Batura II...*

Нетронутые знаменитости
Паломники стремятся к Mt. Kailash каждый год. Они обходят гору кругом с молитвами, но никогда не ступают на ее склоны. Восхождения строго запрещены. Фото Project Himalaya.

Самые известные из непокоренных вершин ниже тех, которые мы называли. Kailash в Западном Тибете, гора священная для индусов, буддистов и последователей религии Bön. Никогда на ее вершину никто не поднимался, и пермиты не выдаются, так как это место – святыня.

Целый хребет Meili, известный как Kawa Korpo, на крайнем северо-востоке провинции Юннань в Китае также считается священным для местных жителей. На некоторые из вершин хребта пытались восходить в то время, когда пермиты на восхождения выдавались. На данный момент эти горы для альпинистов закрыты.

Mianzimu в хребте Meili считается одной из красивейших вершин мира, равно как и Kailash.

* В одном из интервью, когда у Симоне спросили, почему он назвал Batura II высочайшей из вершин, на которые не поднимался человек, он сослался на данные эксперта Wolfgang Hichel и предложил интересующимся данным вопросом обратиться к нему лично по и-мэйлу wheichel@T-Online.de