My experience.

Пишет limonofil, 04.03.2008 14:57

Летом 2007 года туристическим клубом Башкирского государствен-ного медицинского университета «Виталис» были совершены горные походы II, III, IV категории сложности в высокогорных районах Запад-ного Кавказа (руководитель Эрнст Шарипов), Западный Тянь-Шань (руководители Булат Загитов, Артур Султанбаев), Центральный Алтай (руководитель Руслан Киреев).

Все маршруты были зарегистрированы в МКК ТК БГМУ «Виталис», БашPМКК, ПСС МЧС России.
Мне повезло участвовать в первом летнем походе – походе на легендар-ный, молодой Кавказ. А вот состав нашей группы: Эрнст Шарипов, Алена Ерофеева, Елена Петрова, Регина Хисамутдинова, Рамиль Бардынов. Наш маршрут захватывал горные узлы Домбая и Даута. Пролегая через перевалы: «73-х» (3000,1А), Джаловчат (3050,1Б), Рынджи- МИФИ Восточный (3300,1Б), Узловой (3294,1Б), по леднику Джаловчатский, леднику Сунахат (знаменитая "спящая женщина"), с покрытыми соснами и пихтами склонами, с высокогорными водопадами, ледникам Двуязычный, Южно-Рынджинский и Даут.
Начался наш поход, как и все походы групп нашего турклуба, из Уфы. Добирались по железной дороге до Невинномысска. Дальше до поселка Дом-бай – на газельке с водителем Иосифом, солидным мужчиной лет 50-ти. Он нам провел небольшую экскурсию по тем местам, где мы проезжали. А взглянуть было на что. Долина Теберды начинается в Карачаевске, там, где река Теберда впадает в Кубань. По краям долины поднимаются предгорья, похожие на мощные крепостные стены, охраняющие покой своих жителей из древней истории. Иногда можно разглядеть даже кирпичики, из которых со-ставлены эти стены. А наверху, на самой кромке блистает солнце – гордое за такой прекрасный край. Теберда (в переводе с карачаевского Божий дар) – это среднегорный и высокогорный район, надёжно защищенный от ветра и тумана скалистым и боковым хребтами. В долине удобно устроились Верх-няя и Нижняя Теберда с развалинами одного из древних городов Алании и Сентийского храма.
Кавказ – уникальное место. Острые пики гор, намного моложе наших Уральских, снежные цирки, ледники, быстрые горные речки, водопады, аль-пийские луга. Все настолько рядом, что просто дух захватывает. Утром ты стоишь внизу, в живописной долине, а днем можешь залезть на 3000-й красавец.
Западный Кавказ очень популярен не только среди туристов, но и среди спортсменов (Домбай – горнолыжный курорт) и ученых (лично наша группа встретила студентов-метеорологов). На маршруте мы встречали горных ту-ристов из: Сыктывкара, Симферополя, Краснодарского края, Чехии. Край тщательно охраняется нашими пограничниками. Они приветливы и всегда готовы помочь.
Поход был тяжелый. Для меня, жительницы равнинного Башкортостана, было непривычно залезать на такую высоту. Рюкзак под 20 килограмм. В дни штурма перевалов с ледниками наша группа вставала в 5 часов утра. Моей обязанностью как хронографа и летописца было будить группу и требовать считать пульс (наша научная работа – измерить пульс на высотах, а также разработать оптимальную подготовку к высокогорью, как медикаментозную, так и физиотерапевтическую). Но, я думаю, все догадались, что вернуться сюда – моя самая заветная мечта. В походе мы все сдружились, появились свои особые байки, выражения, песню даже сочинили. С помощью неболь-ших заметок я попытаюсь передать мои впечатления о походе по Западному Кавказу.
«Перевал 73-х»
Спуск с него оказался сыпушный, а затем по огромной снежной «горке», хотя на фото она не впечатляет. Когда я была на этой сыпухе, первой в моей жизни, я испугалась. Ведь меня на склоне держали даже не ноги – а мой собственный ледоруб и ледоруб Регины. Чуть пошевелишься – начинает течь река из глины, льда и снега. Надо было удержаться, пока Эрнст и Рамиль организовывали спуск. Наверное, Бог не дал мне слететь, да и еще крепость «рук друга», держащих ледоруб у меня под стопой. Рамиль на спуске разо-рвал кожу на подбородке, поэтому уже в темноте произошла экстренная пла-стическая операция. Алена и Регина ассистировали Эрнсту, пока я следила за примусами и ставила палатку. А ночью опять все небо было в ярких звезд-ных разводах.
Сказочное озеро.
Перед перевалом Рынджи- МИФИ Восточный лежит в ладожке хребтов высокогорное снежное каровое озеро. Это наша самая высокая ночевка: 3080 метров. Темнеет. Мы разбиваем лагерь. Непогода в горах, тучи стремительно темнеют, ветер крепчает. А озеро становится еще красивее! Засыпаю с надеждой, что нашу палатку не сдует в красивое, но тем не менее очень хо-лодное озеро. Утро наступило как в песне – «луч солнца золотого» выглянул из-за соседней скалы. Озеро из «колючего», растрепанного ветром, стало гладким как зеркало. Вокруг медленно отступающий туман.

Идем в связке. Спуск с перевала Джа-лаучат, 1Б по леднику Двуязычный.

МИФИ и Узловой.
Подъем, бродим реку и лезем вверх по курумнику. Про себя я назвала это место «логово Змея Горыныча», потому что, когда проходили от реки к курумнику и лезли по нему действительно пахло рыбой, а если учесть высоту, то именно Горынычу здесь место!. Лезем напрямик, прямо на бараний лоб (это такой открытый скальный выступ). Снег вокруг слежался до твердости льда, идти по нему тяжело. И, наконец, МИФИ взят! Ура! Крутой спуск и впереди - перевал Узловой (1Б,3294). Это самый красивый перевал из всех, взятых нами. На панораме открывается вид на красавец Эльбрус и Главный кавказский хребет! Ищем записку прошлой группы, заполняем свою. Едим по традиции расплавленную шоколадку ложкой и выбираем камни на память. Я решила посмотреть на сторону, откуда мы поднимались, перед тем, как уйти и вижу – нас догоняет другая группа. Желание наше – встретить их и угостить конфетами (а еще, вдруг у них есть вода?). Оказывается, группа из четырех человек совершает поход третьей категории. Воды, увы не было! Руководитель краснодарской группы решил угостить нас чаем (а снег то внизу!). Уже было 16 часов, и мы отказались и стали спускаться по третьему кулуару. Сыпушка, снежник и травянистый склон без конца. Спортивная часть маршрута окончена. А дальше…Решили ехать на море. Билетов нет, нужно ехать зайцами. Но это совсем другая история, скажу лишь по секрету, что лучшего дня рождения (мне – 20!) у меня не было. Лучшего завершения похода было не пожелать.

Как хорошо, что существует наш клуб. Страшно подумать, что я никогда бы не узнала о Горниках. Зимой 2006-07 я участвовала в соревнованиях и весеннем походе на Айгир-Инзер, а летом, никогда бы не поверила раньше, - оказалась на перевалах Кавказа.

Благодарим за помощь в организации похода ректора БГМУ Тимербулатова В.М., руководителя ТК «Виталис» Стрижкова А.Е., председателя МКК ТК БГМУ Айсина С.Е., председателя Федерации горного туризма Киреева М.Г., начальника При-волжского поисково-спасательного отряда МЧС России Климца В.В., командира войсковой части 2011 полковника Фархутдинова Н.Г.

До новых встреч!
Встреча на перевале Узловой, 1Б.