"3 горы"

Пишет Bikushev, 18.01.2008 18:23

“3 горы”.

Не прошло и месяца, как приехали с Забайкалья (Северо-Муйский и Делюн-Уранский хребты), - началась подготовка к новому проекту с другой командой. Тщательной подготовке как всегда мешала работа, но, несмотря на это, некоторым участникам нового Проекта удалось вырваться на Кавказ для тренировки и высотной акклиматизации (они прошли достойную горную двойку и в скоростном темпе поднялись на Эльбрус).

Теперь о проекте: Центральный Алтай известен всем и хорошо в настоящее время. Но это не мешает там по сей день ходить достойные пешеходные походы. Для нас такой поход виделся в объединении в один Проект трех хребтов и высших точек (Северо-Чуйский – Карагем - Маашей Баши, Южно-Чуйский – Иикту, Катунский - Белуха). Но маршрутная комиссия по сей день ставит строгие ограничения на локальные препятствия в пешеходном туризме. Поэтому первоначальную идею пришлось отложить до лучших времен и остановиться на вершинах: Ольга Западная (по которой в сети не было информации), пик Тамма, Белуха. Так “разбавили” данный проект протяженностью в 300км, техничными перевалами и заявились.

вершина Ольга Западная.

пик Тамма

Белуха

Продуктов как всегда взяли на 30 дней и тактически грамотно спланировали 2 заброски. Одну из которых закинули прямо с машины на реке Талдура.
Далее нам предстояло забросить продукты на реку Карагем для линейного перехода от Чуйских к Катунскому хребту. Воспользовались самым простым вариантом – некатегорийный перевал Карагем. После него столкнулись с первыми трудностями: известная каждому туристу река Карагем не порадовала и в этом году своим нравом. Лето выдалось весьма жарким – и основной приток этой реки (река Йолдоайры) – даже в своих истоках преградила нам путь мутным бурным потоком с близ лежащих гор. Пришлось раньше времени вытаскивать веревки и организовывать страховку.
Ниже по течению мы естественно уже заранее догадались о предстоящем сюрпризе на реке Йолдоайры. Поэтому не стали искать везения на Карагемской Поляне, а произвели разведку заранее и нашли естественный мост через реку. Первый с надежной страховкой перелез оглушительный поток, закрепил перила – дальше уже дело техники…Здесь мы и заложили заброску продуктов на линейную часть похода.

Тем временем рюкзаки стали “как у горников” и “жизнь стала намного легче”. Перед нами стояла интересная задача: разминка на несложных перевалах хребта и изюминка нашего похода на Южно-Чуйском хребте – вершина Ольга Западная.

Подъем начали по живописной долине реки Атбажи. С каждым подъемом на очередной ригель сталкивались с чудными озерами. Так и поднялись в цирк перевала Переметный. Из-за жаркого лета “классический” подъем на перевал изрядно подтаял и своим видом склон не внушал доверие (камнепады). Поэтому при подъеме мы значительно отклонились вправо по ходу – повесили несколько веревок по льду и по безопасному склону поднялись на седловину. Далее прошли красивый и высокий перевал Химик, траверсом прошли осыпную узловую вершину и спустились на седловину перевала Талдуринский.
С ледника Талдуринский произвели разведку для возможного выхода в верхний “резервуар”, но в результате безопасного прохода не нашли и ушли к ледопаду, который прошли и после чего направились к взлету перевала Турист. Он оказался технически не простым, пришлось преодолеть берг.
Затем по скально-снежно-ледовому гребню поднялись на вершину Ольга Западная. Вершина по сравнению с соседкой Ольгой Восточной оказалась не простой, пришлось для подъема и спуска навесить десяток перил.
Так подходило к концу южное кольцо нашего Проекта. Нам оставалось пройти вниз по долине реки Талдура километров 30 и выйти к первой заброске продуктов.

Изюминкой северного кольца (на Северо-Чуйском хребте) было прохождение перевала Караташ на спуск по ледопаду ледника Малый Актру (на удивление и “теоретической” близости этого перевала с альплагерем Актру - информации по нему в сети не было, да и проходится, по-видимому, он редко). И техничный траверс пика Тамма от перевала Маашей до перевала Тамма (который ни раз до этого проходился казанскими туристами).
Программа была выполнена безаварийно. Хоть и столкнулись на спуске с Караташа (в предыдущий день прошли долину реки Джело и поднялись на перевал Купол) с последствиями жаркого лета и обильными камнепадами, в результате чего пришлось уйти на более сложный ледовый рельеф к центру ледопада ледника Малый Актру. 8-9 часов непрерывной работы на льду в ледопаде и вечерний отдых в долине реки Актру…
Траверс пика Тамма стал воистину изюминкой кольца – приятная работа в связках и прекрасные виды Северо-Чуйского хребта, да и панорамы всего Алтая. Впереди нас ждали протяженные препятствия и заросли долин рек Левый Карагем и Карагем, “поход” за заброской продуктов на реку Атбажи и предстоящие сложные переправы линейного перехода в долинах к Катунскому хребту.
На Карагемской Поляне, на радостях,- узнав, что алтайцев здесь больше нет, устроили баньку, как подобает. Река Карагем, по-прежнему, выглядела угрожающе, а нам предстояло организовывать переправу через нее в среднем течении. С такими мыслями мы и двигались вниз по Карагему. Ко всему этому еще добавились обильные дожди, после которых реки “вздулись” еще больше. Река Камрю (приток Карагема) – представляла собой водопадный поток. Благо сохранились бревна и переправу навели весьма шустро.
А на Карагемских разливах и вовсе повезло – встретили местных на лошадях. Поэтому сложная и опасная переправа через Карагем своими силами - стала весьма интересной на лошадях. Хотя было несколько сложных моментов, когда лошадь боролась с потоком реки.
Затем нам предстояло двигаться в устье Карагема и по реке Аргут к устью реки Кулагаш. Пройдя в скоростном темпе не малое долинное расстояние и, отдохнув, мы достигли своей цели – долины реки Кулагаш. Та в свою очередь тоже приготовила нам сюрприз: никаких троп в долине не осталось,- только буреломы, каньоны, конгломератные склоны. Так и двигались вверх. Погода тоже нас не радовала – сплошной дождь. Мы уже начали догадываться, что все прелести жаркого лета на Чуйских хребтах сейчас сменятся на снежное лето в Катунском, а это предвестник лавиноопасности.
Но тут и Кулагаш приготовил нам сюрприз – в месте, где нам нужно было переправляться на правый берег – река представляла собой сплошной водопадный поток и не было никаких намеков на бревна (мост). Пришлось строить – заготовили 6 бревен. Заложили 3 бревна, по которым 2 участника переправились на каменный островок. Затем им передали еще 3 бревна и с десятой попытки, “купаясь” на островке (который затапливало ежеминутно) у них получилось уложить бревна на противоположный берег реки. Дальше – как всегда дело техники… Так и прошли долину Кулагаша. Первым, что предстояло нам на Катунском хребте – это пройти не сложный перевал Кулагаш. Здесь – снежная обстановка способствовала быстрому прохождению ключевого участка в связках (опасности камнепада не было).
Следующим перевалом был – пер.Туристов – технически непростое препятствие, пришлось повесить несколько веревок на подъем. Все эти дни продолжались снегопады по вечерам и лавинная обстановка требовала надежной страховки на весьма пологих участках.
Разглядев лавиноопасный склон перевала Бийчанка (обход ледопада Менсу по скальному контрфорсу), основным вариантом выхода на верхнее плато ледника Менсу у нас стало прохождение ледопада ближе к центру. Так как проходить весьма протяженный загруженный снегом склон перед выходом на контрфорс было самоубийством. Ситуация по количеству снега напоминала зимнее время прохождения ледопада Менсу и мы надеялись прорваться по центру. Так и приступили к распутыванию трещин. Но не тут то было… Сплошные разломы ледопада осложнились глубоким снежным покровом – до полудня мы бились в снегах, распутывая трещины. Прошли половину ключевого склона и уткнулись в серьезные разломы. Начали понимать, что в световое время эта работа может не уложиться, а ночевать в рамках пешеходного похода в ледопаде на небезопасном склоне (в разломах) – дело дрянь… Поэтому принимаем решение уходить траверсом к склону Бийчанки, чтобы разведать и ранним утром следующего дня пройти лавиноопасный участок. Но и здесь дело было безуспешным, а риск превосходил допустимые мерки. С двух сторон от контрфорса нависали карнизы, часть одного из них откололась на наших глазах и вызвала лавину. Это уже был второй сигнал, для того чтобы мы воспользовались запасным вариантом и уходили на перевал Титова. Так мы и поступили.
На следующий день рано утром прошли перевал Титова, склоны которого также были перегружены снегом.

Далее перед нами встала задача – изюминка линейной части и всего похода – высшая точка Алтая – Белуха. Хотя погода вновь “показала нам кулак”. Опять снегопад, нулевая видимость.

Перевал Делоне проходили рано утром. Веревочных перил на подъем не потребовалось – прошли в связках. Дальше было все стандартно для восходителей на Белуху – перевал ББС – “ночевки”. На 24-й день похода это не вызывало никаких трудностей – все делалось на автомате. Одно смущало – много снега и соответствующая лавинная обстановка. Принимаем решение подниматься на вершину не через Белухинский (так как его склоны до предела загружены снегом), а по юго-восточному гребню от седловины между вершиной и пиком Берельским (так как это самый безопасный вариант на данный момент, хоть и сложнее). И вот вроде нам везет, - на небе видны звезды, ранним утром мы выходим. В скоростном темпе прошли разломы перевала ТКТ и поднялись на Седло пика Берельского. Здесь началась техническая работа – лидер вешал веревки по снежно-скально-ледовому гребню, команда жумарила. На гребне испортилась погода и видимость снизилась до одной веревки. Пришлось записывать трек подъема, чтобы после вершины найти безопасный спуск. После скально-ледового гребня вышли на предвершинное плато и преодолев несколько разломов подошли к крутому ледовому взлету над которым нависают карнизы. Без проблем его преодолели и вышли на вершину – там как полагается - звонок в колокол, записка в тур, фотография группы – непогода этому не помеха. И предстоящий спуск, который проходил по снятому треку приемника.
Так и подошел к концу наш летний Проект (27 ходовых дней), - предстояло еще спуститься с Делоне, пройти приличное расстояние по реке Аккем, перевалить перевал Кузуяк и выйти в Тюнгур. Но в головах каждого участника родилась уже новая идея…

Участники: руководитель похода – Артем Бикушев, Артур Гилязов (автор фотографий), Алексей Виницкий (автор фотографий, г.Калининград), Николай Николаев, Александр Логашин (автор фотографий), Булат Сиразетдинов