Хижина на Эльбрусе - дизайн
Получены первые эскизы будущей хижины. Ждем дружной критики :)
UPD: будут еще варианты.
UPD: будут еще варианты.
Главные требования к новому приюту - устойчивость к климату и функциональность. Сейчас хотелось бы узнать Ваше мнение, уважаемые друзья, по вопросу общего эскиза (внутренности будут выложены позже).
Хижина будет установлена на седловине рядом с местом, где тропа разделяется на Западную и Восточную. Рядом есть каменистая осыпь, расположенная под небольшим углом к горизонту. Полусфера будет приподнята над землей, в самом узком месте просвет будет составлять не менее 2 метров - чтобы не заносило. Вход будет располагаться снизу, в дне хижины, а не как на картинке :)
Наверняка вы заметите недостатки - поделитесь, пожалуйста.
ЗЫ: вопросы утепления, грозозащиты, "слива" статических напряжений, источников энергии, радиосвязи, а также всей остальной функциональности сейчас учитываются, но конкретные решения будут сообщены позже. Хотелось бы услышать недостатки того, что изображено на картинках.
Спасибо :)
PS: раз пошло обсуждение - сразу выложу первый вариант внутренней планирочки, который был рассчитан на 9-метровую полусферу. В центре помещения - коридор, который делит его на 2 части. Правая часть - 2 комнаты (платные), в левой - 1 (общая). В каждом отделе есть кухня. Цвта голубой волны - это столы :)) В центре коридора - приподнятый над уровнем днища входной люк, под ним - ниша примерно около кубического метра. В одном конце коридора планируется сделать туалет, в другом - подсобка. Предлагаю обсудить и этот эскиз - ваши предложения/пожелания? Чисто по структуре помещения.
ЗЫ: главный, большой стол предлагается сделать частью нижних нар в общей комнате. Т.е., когда он не используется - придвигается к оставшейся половине, и юзается как часть нар. А помещение будет более свободным.
108
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Для начала дайте габаритные размеры.
Главная проблема конечно будет в решении фундамента. Как ника там сейсмика 9 балов. И скорее всего будет арессивная среда и для металла, и для бетона.
Как-то слушает лес стоек под самой хижиной.
Вообще есть уже замечательное решение, бочки на 3750 м.
Почему не поставить их на седловине?
Габарит - 10-11 метров в диаметре.
Откуда информация про сейсмику, подскажите?
А высота?
А поверхность сферы (или часть) я бы сделал из солнечных батарей + "ветряк" поставил бы рядом или вмонитровал в конструкцию. Там ТАКИЕ солнце и ветер, что должно хватить на все нужды - от нормальной радиостанции - до домашнего кинотеатра :))
Вход - большая проблема. Попробуйте придумать такую конструкцию входа, что _ни_при_каких_ обстоятельствах его нельзя было оставить открытым даже на несколько сантиметров? Если это будет просто дверь сбоку, и кто-то один раз оставит ее открытой перед непогодой - все, кранты хижине. О доводчиках говорить бессмысленно, они быстро сдохнут. Воооот поэтому, лучшее, что пришло в голову - сделать люк, который бы закрывался под собственной тяжестью (будет стоять ограничитель, который позволит ему открываться максимум градусов на 80, не доходя вертикали), а для пущей защищенности от снега устроили под ним нишу - как вариант тамбура. Второй, аварийный, выход должен быть устроен таким образом, чтоб им не пользовались от нечего делать, и чтобы он удовлетсворял тем же условиям. Неростая задача.
Насчет входа на земле - проблемы будут те же, обледеневшие ступени. Другое дело, сделать лестницу с перилами - это легко. Там, на 5300, вообще непросто карабкаться куда-либо ))
Насчет ветряков и солнечных батарей. Обычные ветряки там сломаются быстро, если не лопасти оторвутся, то динамика сдохнет, их же обслуживать надо. Есть вариант такой - вместо лопастей юзать другой вариант - цилиндр, рассеченный вдоль по кривой линии. До них еще доберемся. Про солнечные батареи тоже ведем переписку, но опять же - их обслуживать надо: наледь, накипь ;)). Товарищи еще подсказывают, абразивные повреждения надо учитывать - сильный ветер с перемороженным снегом...
Пра аварийный выход на крыше - а как оттуда спускаться высота то будет порядочная (ноги можно переломать как никак). Мне кажеться рациональней сбок на уровне земли или около того. Но опять вопрос с тем чтоб не открыли и оставили открытым по недоразумению.
около г. Линца есть парк на берегу Дуная там на полянке есть пара бочек с дверьми и кодовыми замками и иллюминаторами сверху. Внутри кровать и стол. Получить код к замку можно забронировав эту "бочку" по инету. Все бесплатно :) Реализовано было под эгидой какого то арт фестиваля вроде - вобщем приятно позабавила меня эта штука - жаль улетать надо было и протестировать не получилось :)
Туалет внутри точно не нужен - должен быль выносной модуль. мы живем в России, сторожа там не будет, а без присмотра понятно во что это может превратиться.
Дверь должна быть не снизу, а сверху и к ней можно зайти по внешней лестнице, зимой ее должно быть видно. В данной конструкции все занесет снегом, будут вести подкоп, могут дверь и не найти.
Дверь может быть на петлях и состоять из двух половинок. после снегопада или зимой открывается верхняя часть, а затем если нужно и нижняя.
Приходилось несколько раз пользоваться хижинами на Монблане зимой, такие мелочи очень облегчают жизнь.
Хижина должна иметь тамбур. Поднимаешься вверх по ступенькам, отряхиваешься, снимаешь ботинки открываешь вторую дверь и спускаешься вниз.
В предложенной конструкции тамбура нет и может надуть снега весь коридор, а чистить его неудобно.
Хижина должна быть сделана их несгораемых материалов.
Нужны ли комнаты. Сомневаюсь. Нужно свободное пространство и общие спальные места.
Нужна каптерка под спасфонд и одна аварийная комната для продивания 4-6 человек с хорошим замком, много свободного пространства, двух-ярусные лежаки типа "нары", место для приготовления пищи.
И чтобы максимально просто и удобно было убираться. Обслуживать эту хижину будет тяжело и я не представляю кто это будет делать. скорее всего убираться и следить за порядком будут гиды.
Хижина должна быть открыта для всех желающих, там должны быть матрасы, шерстяные одеяла, примуса, бензин, телефон для связи с МЧС.
Вообще то, лучше съездить и посмотреть как это все это дело поставлено на Монблане. собственниками хижин является Club alpin France, общественная организация, есть много всяких мелочей, которые можно подсмотреть и не изобретать велосипед.
В непогоду народ пойдет писать на улицу? Спустится по лестнице вниз, найдет модуль, поднимется туда и пописаает? В лучшем случае это сделают прямо в люк.
"В данной конструкции все занесет снегом, будут вести подкоп, могут дверь и не найти."
Высота над землей - не менее 2 метров, и там все наскозь продувается.
"Дверь может быть на петлях и состоять из двух половинок" - это при каком варианте расположения?
"Нужна каптерка под спасфонд и одна аварийная комната для продивания 4-6 человек с хорошим замком, много свободного пространства, двух-ярусные лежаки типа "нары", место для приготовления пищи."
все это трудно уместить в маленькую конструкцию. А большую трудно хорошо закрепить от ветра. Вероятно, другой вариант, который мы предложим, будет значительно ниже этого и менее вместительный. С одним ярусом нар.
"там должны быть матрасы, шерстяные одеяла"
после того, как там несколько раз хорошо надышат, все это может промерзнуть. Если что и придумывать на эту тему - это искать какой-нить материал типа велотерма, из которого можно свить себе гнездо, но он должен быть не горючим и не гигроскопичным.
А под нижним люком будет образовываться ледяная горка. Пусть уж лучше скользкие ступеньки снаружи.
Если будут люки, то нужны пожарные лестницы.
И вообще, мне кажется, что нужно предусмотреть несколько входов, а каким пользоваться решить во время эксплуатации, остальные задраить.
Можно сделать небольшую модель из картона и спичек, взять какой-нибудь порошок, например магнезию, пылесосом создать движение воздуха и посмотреть, куда и что будет задувать и где что накапливаться. Сразу будет все видно.
Вот предполагаемое место для новой хижины:
Это место зимой не сильно заносится, так ведь?
Насчет люка - что плохого в наклонной лестнице с перилами, ведущей к люку? Для варианта расположения сверху мы не нашли хорошего варианта, чтоб обеспечить его автоматическую закрываемость и доступ при любой погоде.
Рассматриваю хижины Монблана - пока что не вижу той, которая находится в похожих условиях. Те, что вижу - они на небольших высотах и могут быть обслуживаемы круглогодично.
Хижины на Монблане зимой не используются, потому что с осени до весны нормальные люди туда не ходят, но они не закрыты на замок, их можно легко откопать от снега, там есть одеяла, продукты и стационарный телефон который при снятии трубки связывает тебя с дежурным спасателем. Уходя, нужно все за собой убрать, опустить деньги в специальный ящик и закрыть за собой дверь на шпингалет.
Самая верхняя хижина находится в похожих условиях, она вся металлическая, на высоких сваях, есть внешняя лестница и тамбур, но там по грудь снега. Полно снега и внутри хижины, непонятно как он там появляется, наверное надувает через щели.
Vallot Refuge, 3800
Про шпингалет, мне думается, можно забыть. На 3800 можно подняться в любой сезон и проверить, на 5300 - нет. Грубо говоря, нашим критерием должна быть самая стремная ситуация, а именно: зимой приходит человек, и не закрывает на шпингалет. После этого 2-3 месяца туда никто не ходит (ни альпнисты, ни спасатели) - и что останется?
По альпийским условиям это довольно высоко. Учитывая, что языки ледников спускаются до 1300 - считайте сами. Про то как на Монблане зимой мягче климат, чем на Эльбрусе вы вполне можете узнать у наших альпинистов. Они каждый год на НГ приезжают и лезут на гору. Время от времени там же мрут...
Определенный опыт знакомства с зарубежными строениями типа хижина, приют, хата говорит об одном - как только они предназначаются для функционирования в снежное время - у всех есть тамбуры или двойные двери. Видел пример вход-подъем-спуск.
наркома авиационной промышленности т Кагановича. Эти все балки- доски нужно было затянуть наверх и
там работать по сколачиванию- сбиванию. Как на сегодняшний день, это вообще локальный строиленьный подвиг. Сколько времени длилась эпопея и сколько людей в этом участвовало?? Если есть данные,
поделитесь с общественностью, пожалуйста.
"Дверь должна быть не снизу, а сверху и к ней можно зайти по внешней лестнице, зимой ее должно быть видно. В данной конструкции все занесет снегом, будут вести подкоп, могут дверь и не найти"
А зимой льдом....
."..место для приготовления пищи." Так как готовят на примусах, вонища будет еще та. Значит, нужно проветривание. Второе- как-то обезопасится от "поджигателей"
Запасной выход наверху имеет недостатки:
1.- Подвергнут максимальному напору при любом направлении ветра; 2.- Может быть заблокирован снегом и льдом; 3. - Имеет высоту выше трех-этажного дома, и при экстримальной эвакуации травмоопасен.Вариант
- использовать для эваруации окна-иллюминаторы. Как минимум в количестве - трёх. 1.-Будет возможность выбрать менее ветренную сторону; 2.- Расположение на наклонной плоскости уменьшает степень накопления снежно-ледового слоя; 3.- Расстояние до земли уменьшается на порядок; 4.- Расположение иллюминатора на наклонной позволит закрываться оконой створке под собственным весом.Логичнее селать сстему в стиле выдерни шнур - выдави стекло, которая меньше всего бы походила на _просто_вход_, а всем видом показывала, что дергать нужно, когда совсем приперло...
А вы представляете скорость ветра на седловине? - 50 м/с это оптимистичная оценка.
А вы видели, как в щелочку 1-2 мм за час надувает сугроб в метр высоты?
А как снежную пыль продавливет ветром через капрон палатки и сугроб растет на спальнике?
Так что вопрос входа это второй-третий по важности вопрос в этой постройке.
vazav@mail.ru
Будет электричество - можно поставить холодильник:-)))) Гы-гы... Шутка!:-)))
на седловине не бывает " с малой продувкой"
(Например: сечение кабеля в 16мм2 даст возможность потреблять в хижине электроэнергию до 25 кВт! Это стоит затрат!)
Для прокладки кабеля в снежном насте можно применить горелку с узким направлением теплового луча 20х40мм с глубиной быстрого проникновнеия на глубину до 300мм.
Конечно, нужны инженерные решения этой задачи, но обеспечение хижины электроэнергией даст возможность решить многие технические и экономические достоинства объекта.
Варианты расположения входных люков решаются прикладным эксперементом. Проект затратный и скупиться на лабораторные исследования накладно.
О высоте здания, трудно что-то сказать конкретное. Инженерное решение возможно при разных вариантах. Здесь проектанту надо знать техническое задание Заказчика, в том числе и количество спальных мест, экономические выкладки на самокупаемость и что Заказчик готов выложить на строительство. Если денег не хватает, не стоит губить хорошую идею. Найдётся другой, кто вложит больше и сделает лучше.
У одного умного народа есть поговорка: "Нет денег - не строй подводную лодку!" Начали хорошее дело, так чего же холодную железяку городить! Будет сервис - попрёт буржуй зарубежный и денежный. А нашим - в пять - десять раз подешевле сделать. Думаю, у заказчика экономисты есть, подсчитают.
Подрядчик не всегда строит для чистой прибыли. Такой объект, как хижина - пиар предприятию на весь мир. И телевидения не надо! Само придёт, да ещё и заплатит за право эксклюзивных репортажей с высшей точки Европы!
ТО SVedenin > ...на седловине не бывает "с малой продувкой"
У проектантов строителей есть правило - придумай неприятность и докажи, что твой проект эту неприятность учёл, тогда ты - строитель! Если возможна ситуация с многоразовой сменой направления ветра, то неисключина вероятность и его затухания при общей векторной направленностью спиралью сверху вниз на укрытие. В таком случае под укрытием образуется зона низкого давления с накоплением в ней снежной массы.
Эту реальность надо предвидеть в проекте, как неприятность и думать о её устранении.
хижине на который намотан запас кабеля на смещение (стягивание) скажем - 200-300м. Потом
можно провести реставрационные работы с частичной заменой (выпрямления) трассы кабеля.
Если к тому времени не появится более прогрессивный способ передачи электроэнергии на
расстояние.
Решение вопроса с энергией позволит применять ускоренную технологию сборки хижины,
создаст определённой комфорт для монтажников строителей и
почти исключить применение дорогостоющих вертолётов. Две лебёдки внизу, и система блоков
вверу, а на кольцевом тросе одинаковые волокуши, которые поочерёдно уравновешивают механику
тяги за счёт сбалансированного веса по принципу: одна волокуша - вверх с грузом, другая - вниз
(в идеале - с баластом снега).
Потрясающий простор для инженерной мысли!
и к "бочкам". Для ускорения строительства объекта работы надо проводить одновременно
на этих двух участках. Верхний участок более экстремален потому он и принимается
за базовый нормотив проектирования - если можно от скал Пастухова вверх, то до скал Пастухова
вниз - тем более. На скалах Пастухова можно сделать и мини подстанцию и блок-барабан
на выдачу стягиваемого движением ледника кабеля. И установить подёмный механизм.
Ещё раз повторюсь, утверждая не свою но истину в любом проектировании -
ставьте задачу на невыполнимый максимум и добьётесь большего, чем если бы отказались
от пугающего трудностью поиска.
А если уж хочется удобств-http://www.mobiledevice.ru/Princess-Elisabeth-Kyosera-solnechnie-
batarei-antarkticheskaia-s.aspx :-)
1) Теплая хижина привлечет в разы бОльшие потоки тусовщиков - хотя бы этого достаточно. Пусть все-таки приют будет точкой спасения
2) С появлением отопления появится больше проблем, связанных со влажностью - обледенения, изморозь
3) Некрасиво это, на Эльбрус кабель тянуть :(
Собственно, главный аргумент - первый, остальное - "имхо".
нет необходимости вести взрывные работы. Лист - латформа (желательно, в плане - круглого вида)
ставится одним краем на грунт перемычки, а остальные края окружности выстанавливаются на
трубчатых стойках, вставленных в пробуренные в теле горы стаканы имеющие диаметры отверстий
на 2см больше,чем опорные столбы. Их даже не надо бетонировать. Достаточно залить тёплой водой в количество 3-5 литров на стойку. Холод завершит "бетонирование" за считанные минуты.
Платформа может быть толщиной 2-3мм. лёгкого металла. Этого будет достаточно, т. к. снег забьёт
пространство под платформой и создаст дополнительную опору платформе на прогиб.
В созданном между платформой и днищем хижины коридоре, сквозняк будет на порядок выше чем ветер
вне её на всей перемычке. Сработает принцип ускорения движения воздуха между двух плоскостей.
Вероятность снежного надува под хижиной будет сведена до минимума. Что нам и нужно.
Это принцип не сработает, если плоскости не параллельны? Между днищем хижины игрунтом, в смысле.
ИМХО - надо пониже и поплоще.
Как собирать - расскажут подрядчики :)
1) Тяжёлая дверь сбоку повешеная на ось отклонённую от вертикали на 10-15 градусов будет также закрываться под собственным весом. Автоматическая защёлка, конечно, также необходима. В сочетании с тамбуром это должно решить проблему задувания снега.
2) Предлагаю обсудить вариант формы - не полусферы, а элипсоида (наподобии "летающей тарелки") Это может улудшить обтекаемость и уменьшить накопление снега под хижиной.
3) Думаю что вариант установки на столбах автоматически решает проблему сейсмической устойчивости.
2) Вариант рассматривается
3) почему?
3)Конструкция становится подвижной, а не жёсткой
Коридор отгорожен для того, чтоб отделить от комнат а) холодный вход б) санузел в) подсобку, в которой, возможно, будет лежать то, что гостям не понадобится, зато пригодится обслуживающему персоналу. Кроме того, большое помещение вдвоем-втроем хрен прогреешь :( Вообще была мысль выделить кусок нар на 3-4 места и огородить его по максимуму на случай, если там засядет малая группа - чтоб могли хоть немного прогреться. Касательно лежаков в несколько этажей... Мысль хорошая, если говорить о вместимости, но есть опасная сторона: если в хижину набьется большая толпа и уснет... Там и так воздуха мало... Поэтому сейчас готовится вариант вообще с одним уровнем лежаков. Сидячих мест все равно хватит на многих, а наверху будет бОльшее количество воздуха. Вентиляцию, конечно, надо серьезно продумывать.
Связь со спасателями предполагается, есть вариант радиостанции, которая может жить при -50. Аварийный запас тоже предполагается - вносите свои предложения. Насчет платных комнат: это единственный на данный момент теоретический источник финансирования для обслуживания приюта. Более гениальных идей пока не пришло - по кр. мере, в мою голову. Предлагайте.
1. Спонсорские таблички
2. Таблички с именами тех, кто сделал благотворительные взносы - их обычно продают по фиксированной цене за кв. дециметр. Размер - зависит от взноса.
Насчет прогревания помещения изнутри. Это не надо. Он не для жизни, а для спасения. Зимой в пустых французских приютах бывает -20 и никто не пытается их прогревать...
1. конструкция должна быть "видима" в условиях недостаточной видимости: в темное время должно быть что-то в духе маячков/лампочек и т.п. или/и светоотражающие материалы - ленты или какое-то напыление; во время метели...кажется ничто не поможет..(наверное)
2. вход д.б. сконструирован таким образом, чтобы можно было достаточно легко транспортировать в этот вход человека, которому трудновато самостоятельно передвигаться.
2. Совершенно правильное замечание. Рассматриваем вариант, чтоб можно было поднять акью горизонтально.
1. Вход из-под низа, по-моему, также будет заметён полностью (несмотря на 2 м, которых на картинке и нет). Сначала опоры обрастут мощными "бородами", потом метелевый перенос довершит дело. Можно вспомнить треногу на Эвересте, можно посмотреть на "бороды" на элементах г/л подъёмников на вершинах финских северных гор). Конечно, цилиндрические опоры в этом смысле лучше иного сечения, но ...
2. Туалет. Хм, как же это внутри-то будет?
3. Вот либо готель (комнаты с ключом, высоко и объёмно), либо бюджетное решение приюта для выживания (по форме площе, ниже, меньше по объёму и т.п.).
4. Согласен с Archail - не забыть бы, что в "люк" может понадобиться кого-то и вносить .
Давайте посмотрим правде в глаза: хижина должна быть собраной максимум за 2 недели- иначе это будет памятник долгострою на седловине+ растащенные мтрйматериалы у местных жителей. Поэтому хижина должна группой энтузиастов собраться и разобраться
!) на равнине- минимум два- три раза (готов поспорить, что при первой сборке половина отверстий будет "не туда" Надеюсь, не надо обьяснять, что сверлильные работы на седловине должны быть сведены к минимуму?
2) хижина должна доставится в разобраном виде к бочкам, и там быть собрана и разобрана еще раз (контрольный) Здесь же проверяется удобство работы с инструментами и одеждой строителей в условиях, приближенных к боевым. Далее, элементы фундамента забрасываются вертолетом на седловину. этим же вертолетом наверх забрасывается нужное количество горных лыж с ботинками. Группа строителей встречает вертолет на седловине, предположим в 8 утра. С учетом горных лыж, при идеальной погоде работать можно часов до четырех. значит, на все про все 8-9 часов . Предположим, что внизу ждет вторая группа, которая на следующий день продолжит начатое, а потом через пару дней сводная команда закончит фундаменталистские работы. Итого, есть три дня по 8 рабочих часов ( с учетим горных лыж и идеальной погоды!) Ночевку на седловине не рассмативаем, тк после оной работник- уже не работник.
Теперь посмотрим, КАК эта ваша конструкция с таким невероятным числом палочек- кронштейников сможет быть реализована на ТРИ рабочих дня на высоте 5300??? Ответ- никак!
Установка хижины- то же самое Группа слесарей-сборщиков ждет, вертолет забрасывает, те же 8 часов на сборку.
Ребята, вы сами себя перехитрили! Надо что-нибудь более простое. предназначенное для выживания а не для "незабываемого секса на незабываемй высоте"
Теперь насчет электрики и рации: я тут поговорил с умными людьми, на начальном этапе не надо заморачиваться: ручной генератор "солдат-мотор"+ батарея ионисторов (это такие конденсатры на О-о-о-чень большую емкость, практически вечная замена аккумуляторам)+ рация. Все остальное: бронекабели (которые будут стоить как половина хижины) броневетряки и бронесолнечные батареи- потом.
Третье: попытка "коммерциализации" хижины- это от лукавого. Эта штука НИКАКОЙ прямой прибыли не даст. И местным это надо честно сказать. НО даст косвенную прибыль в виде увеличения числа восходителей, в том читле и зарубежных Готовы они понять логику косвенной прибыли- молодцы, не готовы, значит, хижины не будет :-(( (ибо без поддержки местных властей ее не будет однозначно)
ПС батарею ионисторов готов сделать "в порядке технической помощи" бецплатно :-) давайте параметры питания радиостанции.
Ни о каких 2 неделях речи не идет, для работы по установке приюта отдается все лето, более детальный график будет известен ближе к делу. Есть люди, котрые могут работать на седловине после ночевки, и не одной. Мало, но есть. Когда соберем комаду, тогда решим, каким будет режим работ.
Удобство одежды, инстремнтария, и прочих мат. составляющих экспедиции будет проверяться во время тестовой сборки.
1. Хижину может унести целиком. Учитывая силу ветра, вибрацию, большую парусность, легкость конструкции, наличие подъемной силы т.к. она не стоит на земле. Мне кажется ведро воды вместо цемента - не самый лучший вариант. В солнечную погоду стойки будут вытаивать =))
2. Хижину может разрушить. Как в фильмах про торнадо. Задрался лист обшивки и поехали.
Последствия таких событий при наличии людей в хижине предугадать не сложно.
Вариант решения - тросовые оттяжки в разные стороны. Но вой ветра от них будет ужасен =)))
1. не унесло
2. не занесло
3. не разнесло на.
а туалет внутри не нужен. В хорошую погоду люди будут ходить на улицу. В плохую - в люк - до земли ничего не долетит. Главное, чтобы назад не прилетело.
Нет уж. При планируемом устройстве входа, туалет внутри нужен.
А теперь вот такой вопрос. Я вот до сих пор не понимаю, куда будут деваться фекалии. Тем более, если туалет внутри. Тут планируется постоянное (ну или частое) пребываение людей. Яма ? Накопитель ? Если туалет внутри, а высота над землёй два метра, то должен быть накопитель. Дима мне рассказывал что понимание проблемы есть. Но только было это полгода назад и на каком решении остановились - было бы интересно узнать.
Если накопитель, то хотелось бы понять, каким образом будет осуществляться транспортировка фекалий вниз. Или будут сохраняться для потомков в яме на седловине ?
Электричество, солнечные батареи, холодильники :-) Это всё мелочи по сравнению с банальным туалетом и утилизацией фекалий в условиях высокогорья и вечной мерзлоты.
Такой вот "бюджетный" недорогой вариант. Если, конечно речь не идет об освоении денег. Здесь уже действуют другие законы. Они же составляют основную угрозу проекту.
Главное, чтобы не было проволочек, недофинансирования или смены интересов лидеров проекта и его спонсоров. А то начнем и будем заканчивать еще 20 лет, пока цены на нефть опять не поднимутся. А потом потомки спросят, кто это все проектировал и строил. По-моему сначала нужно восстановить маленькую деревянную хижину-приют (вагончик для рабочих и приют для тех у кого нет денег платить за свет, тепло и воду), отсутствие которой ощущается. Пока есть какие-то деньги. А потом уже рядом возводить памятник апофеозу прогресса и благополучия.
В Альпах создана система хижин, но я не слышал о таких, чтобы перепад по высоте между ними был бы больше 500 м.
Так что при возведении комфортного жилья с туалетом на седловине, наряду со снижением количества потерявшихся и обмороженных, мы получим рост количества всевозможных отеков и сердечных недостаточностей и полную загрузку транспортировочного отряда и, возможно, и вертолета на сезон.
Хижина не должна располагать к длительному в ней пребыванию !
Идеальный вариант - то что было, немного побольше и ветроустойчивей.
В остальном согласен. Хижина должна быть максимально спартанской - железные нары (а лучше вообще никаких нар), железные стены, никаких электричеств (во всяком случае оно не должно быть доступным для всех кроме спасателей/обслуживающего персонала). Обстановка должны быть на столько не уютной, что бы желание остаться возникало только в случае серьёзной опасности для жизни. Тогда приют выполнит свою функцию - спасательной палочки выручалочки. Все остальные варианты неменуемо приведут к запланированым ночевкам, а это задница. Как показывает опыт, приюты будки на Монблане, Маттерхорне и в других местах часто оккупированы "черными" пассажирами, которые таким образом экономят бабки. Чаще всего это испанцы и представители "восточного блока". По сути их дело, но когда в приют приходят люди, действительно "попавшие в переделку", то им часто некуда притулиться. Рассказываю как очевидец.
Вот такое скромное мнение.
Наша дискуссия подняла острые вопросы и некоторые предложения, возможно, помогут найти нужное направление в решении технических задач.
Но наши мысли и сомнения вслух - лишь дискуссия людей с опытом восходитеклей, однако не обременённых выбором - БЫТЬ или НЕ БЫТЬ?!
Заказчику и Проектировщику это предстоит. И, видимо, 2008 год будет годом таких решений.
Наверное, выражу общее мнение читателе РИСКа, что БЫТЬ, было бы лучше, чем наоборот!
Удачи Вам, господа во всех начинаниях в предстоящем году!
С НОВЫМ ГОДОМ! И, ЕЩЁ РАЗ, УДАЧИ ВО ВСЁМ!
наверное стоит ориентироваться на группу 10 человек (что бы влезло и 20 но потеснившись:))
так - вот что меня удивило - так это отсутствие Труб Вентиляции - или как будет решён этот вопрос ??? ведь даже 10 человек часа за три надышут столько - что "поплывут" - а когда вылезут - будут совершенно мокрые - а это будет Хана (хотя от этого вроде хотим спасти)
Про аварийные выходы - согласен пара люков с разных сторон - будут идеальным вариантом - ещё будет возможность освещать хижину...
про туалет - согласен внутри делать МеГа Глупо - будет не то что вонять - это будет просто большой туалет внутри... - так что лучше недалеко на улице. или придётся там сажать дежурную бабульку уборщицу :)
Про лестницу - сверху к верхнему люку - По моему Бред - маленьких, лёгких людей будет попросту сдувать - при любом направлении ветра - а ведь многие идут без альп.снаряжения
Ещё - Цвет хижины и как её вообще искать !!! надо красить красным - оранжевым для поисков днём и светоотражающие полоски - для поисков хижины ночью...или прикрутить(вмонтировать) пару красных ламп - питание можно сделать от простых авто аккумуляторов - хватит надолго и поставить таймер включения.
и поставить Жирную жирную точку для GPS - и координаты в мчс повесить на самое видное место
да по моему самой актуальной проблемой остаётся Вход и автоматическая дверь от дурака...
Про вентиляцию уже где-то говорил - непременно будет
Насчет туалета снаружи. Представьте ситуацию: люди в непогоде, и кому-то приспичило. Куда он будет это делать? Пральна, в лучшем случае - в люк, на ступеньки лестницы. Лучше подумать, как сделать, чтоб не воняло сильно. Например, перенести санузел подальше от входо в жилые помещения. Ну и сам сортир сделать нормально.
От уноса с лестницы теоретически могут спасти перила по одной или обеим ее сторонам.
Про цвет тоже говорили.
Кооринаты спасов, а также спонсорские лейблы и книга жалоб будут находиться на самом видном месте :) Кстати, неплохо туда каких-нит книжек прикольных затащить. Я серьезно :) "Капитал" Маркса, или что-то такое.
Вход - да, это одна из самых глобальных проблем.
Ребят, вернусь в город - постараюсь подробно всем ответить.
Насчет туалета - ессно, будет такой вариант, чтоб фекалий в приюте не стало больше, чем людей. Вопрос сложный, и сейчас нет четкого представления его конструкции и схемы освобождения. Но это решаемо, идеи есть. Даже навскидку нетрудно придумать конструкцию, которая использовала бы сменные мешки, края которых надежно упрятаны от попадания на них чего не надо.
Насчет вентиляции уже говорил - на картинке ее нет, но она обязательно будет.
Насчет электричества - мы даже рассматривали вариант с установкой 2-х очередей тросового подъемника - от Пастухова до косой и от косой до седловины, но пока он остается в виде альтернативы... Чересчур комфортным приют быть не должен, ибо верно все описал Егерь.
Связь с МЧС - внутренняя радиостанция, которая будет закрыта от доступа любителей сувениров, а будет лишь большая кнопка и матюгальник, в который при необходимости можно что-то сказать.
Остально - по возвращению. Спасибо, что включаетесь в обсуждение, сие очень ценно. Чем больше косяков заметим сейчас, тем менее стыдно будет в будущем...
С наступающим Вас, сияющих вершин, горячих девок и денег на все это ;)))
Тема актуальна и серъезная.Предложения сделать сферу, и несколько полусфер отходящих от нее, которые соеденены проходами, для технических нужд или служб. Возьмите опыт людей зимовавших в Антарктиде. Двери открываются во внутрь, снег убирают, если наметет. Под сферой будет такой сквозняк и ветродуй, с завыванием, что выноси святых. Жить будет невозможно, да же звукоизоляция не поможет. Стойки и вся арматура будет выть на разные голоса, а сфера будет большим резонатором.
Кабель тянуть пустое дело и глуппое, тем более держать его на барабане с запасом 300метров. И кто его чинить будет ,когда ледник порвет, температурный режим кабеля на изоляции не выдержит, а токовые нагрузки и потеря на длину, если лампочку зажечь, то ладно, а стоит ли? Помещение должно относительно свободным и легко трансформироваться в спальни или комнату отдыха, как у альпинистов г.Иркутска на "Ермаке" Сигнальные огни да! цвет сферы да!
Перед входом можно продумать большой тамбур, для вещей: лыж, сноубордов, рюкзаков, снаряжения, которое не обязательно заносить в хижину. И вход будет закрыт от больших ветров и снега.Кухня или приготовление пищи должны быть отдельно от жилого помещения, противопожарная защита,т.е. безопасность или от дураков. А так желаю удачи, Ещё раз ВСех С новым годом!
И на сваях,чтоб не заметало
И нормально живут при тамошних ветрах и метелях.А уж морозы...
А вот тут вентиляционные "трубы"-
А с кабелем согласен-лишняя морока.
В дополнение к световому сигналу-туманный горн.Звуковой сигнал в тумане хорошо помогает.Моряки знают.
Интересно, как на первой фотке у них снег не скапливается на крыше?
За трубы - спасибо.
Насчет кислорода-не скажите.В связи с уменьшением толщины атмосферы к полюсам,парциальное давление,а значит и количество кислорода меньше.Для примера-рабора на метео л.Федченко еще ничего,а вот на станции "Восток" даже после месяца акклиматизации-тоска.А разница в высоте около километра.(Восток ниже).
Из лопастей лавки сделать...
Шучу-шучу :)
Бочку следать на основе сварного дюралевого каркаса+ дюралевая обшивка приверенная или приклепанная.
Двери, вентиляция, сортир, окраска- все это делается внизу в любом цеху авиасборочного илри судостроительного предприятия. Если авиасборочного,- можно еще продуть в трубе, но в любом случае, ВСЕ работы провести в цеху, нормальными рабочими которые "ходят на двух ногах" (шутка из промальпа- там есть рабочие, висящие на веревках, и рабочие, ходящие на двух ногах). Проверить все двери-окна-лампочки-фонари. Бочку поставить на "нарты" из двух швеллеров или полутруб, прикрепив при помощи тросовых амортизаторов. Затем вся кронструкция разбирается на части, которые сможет поднять вертолет, и которые потом смогут перекантовать бригада из 6-8 человек. Это могут быть сами "нарты" как часть номер один, и 3-4 секции " Трубы" На месте все стягивается шпильками или болтами. Вся конструкция крепится на грунт при помощи тросов, прикрепленных к анкерам, забитым в грунт (грубо говоря, все буровые работы- 8 дырок в скале). Нужно конесно посчитать, но по предварительным прикидкам, вес секций сделанных из дюраля не будет очень большим, значит, процесс сборки будет быстрым и не требующим высокой квалификации.
Доп плюс- может, подобная идея вызовет приступ маркетингового энтузиазма у российского авиапрома, все-таки новое уникальное направление работы и почти по профилю (можно было бы поговорить и в Киеве на авиазаводе, но таможня съест все выгоды :-(()
Более-менее большие куски констркции на подвесе у вертушки на тех высотах - серьезная проблема. Они и так не предназначены для посадок и взлетовна той высоте Что-то болтающееся под брюхом устойчивости не добавит. Но, прошу прощения, это уже мои личные измышления. Фактом является то, что совсем немногие пилоты могут даже просто посадить и поднять машину с Западной вершины.
Насчет маркетингового энтузиазма... Есть сомнения, что один проект им будет интересен. А других подобных вроде не предвидится.
высотах, и вообще не на высотах. Потому как разработка далее не требуется, и в итоге хижина (блок для аппаратуры, мало ли еще для чего) будет дешевле очередного шедевра эксклюзивного зодчества. А то, что изделие №1 находится на самой-самой ...высшей
точке, где частенько случается самая-самая ж... такая реклама, что больше и не надо. И кстати не только на просторах СССРа.
И, может определить ПРЕДЕЛЫ вертолетной заброски: взять и полуофициально спросить у пилотов:
(тех самых, которых немного, остальные вообще для данной затеи можно читать не существуют )
какой вес и габарит они способны закинуть на седло. Ограничеие по внешней подвеске, способам крепления, как будет сбрасываться и тд. А то получается, что тут на них как-то рассчитывают у них не спросясь (без
меня меня женили)
ПС надеюсь, понятно, что официальный ответ будет прост и лаконичен: ничего , никогда, и никак :-))
Возле Магадана есть Марчеканская сопка (705м), на ней раньше стояли радары ПВО. Естественно, просто так стоять не могли, ибо сдует и заметет. Укрыты сами радары были вот такими куполами. Размер - где-то метров 10 в высоту, 20 в диаметре, может больше, факт в том, что радары к ЗРК С-125 или С-75 влезали. Обслуга жила в бочках. Сейчас эти шары стоят пустые, частично разушены (дверей нет, дыры). Поэтому внутри сугробы неубираемые. Материал из которого изготовлены - какой-то пластик. Стоят уже лет тридцать и ничего им не делается. Я думаю, таких штук на севере и в горах много. Значит, есть какое-то предприятие, которое их изготавливало. Может, в этом направлении поискать?
Кстати, внутри них действительно ужасный шум от ветра.
Полуразобраный шарик я видел и близко подходил в крыму на Ат-Баш. Работ там много...
С наступившим новым годом! С рождеством!
В Кыргызстане практически все ретрансляторы стоят в горах.
Самый высокогорный ретранслятор стоит на 4420 м. Помимо дежурных радиорелейщиков, которые иногда "дежурят" на станциях по 2 - 3 месяца из за невозможности смены, там находятся мачты и прочее оборудование. И на некоторых из них нет проведенного электричества, всё решается шнековыми ветрогенераторами и аккумуляторами.
А примером хижины без контроля со стороны "хозяина" может служить дом на стоянке "Рацека" 3200 м. Пока за ним следили работники КСП, и за уборкой мусора, там было более - менее комфортно и уютно. После ликвидации КСП, буквально за год практически все разломали, побили стёкла и пр.
Конечно, дежурных на седловине не посадиш???
Так, что скорее всего должны быть только стены, схорошо закрываемыми дверями.
.......
Норвежцы и американцы, ..., в советскую бытовку не попали - ее занесло снегом по самую крышу. Но пластмассовый бюст устоял под напором стихии.
http://www.newsru.com/russia/09jan2008/bust.html
Выражаю всем-всем-всем глубокую признательность за полезные советы, критику и примеры! Продолжайте, пожалуйста :)
, что затраты на установку хижины не идут в сравнение с жизнью людей. Поэтому в 92 мною и моими друзьями была построена хижина на северном склоне на 3800м на 15 чел.Сам факт присутствия хижины спас многих людей. В 2007 там же поставил ещё одну, но уже на 30 чел. На этот год планы установить небольшой приют на скалах Ленца на 4600м. Опять же для обеспечения безопасности. Для этого я не устраивал по этому поводу форумы и не искал проектов. Спонсоры сами найдутся была бы цель. Хотя первая хижина была построена полностью за свой счет и своими руками. Был бы очень рад сотрудничать с вами.
С уважением Олейников Николай. Спасатель не за зарплату.
по моему одна из хижин спасателей на гряде напртив приюта -та что с иллюминаторами -планировалась как раз для установки на седле - почему не сложилось - местные спасатели наверно знают.
нормальный эконом вариант ))
кстати ее снегом не заносит , главный недостаток - двери - снег действительно наметает в любую щель .
другая крайность - трехэтажная хижина-гостиница на монте розе - ок 4500м - стоит на самой вершине - прямо на земле на тросовых растяжках - снег тоже выдувается .
отопление - электричество там решено дизелем + солнечные батареи
но это точно перебор для седловины ))
если за концепцию принимать идею аварийного спасения - можно сделать планируемое сооружение в виде "пожарной кнопки под стеклом " - что бы пользовались ею только терпящие бедствие - все остальные - смотрим - проходим мимо... )) - красный крест там нарисовать и надпись -" если ты способен это прочитать то и до бочек спустишься...." ))))
буржуи на популярных маршрутах делают аварийные заброски в районе высотных лагерей - ты имеешь право воспользоваться ей только в крайнем слуае - но если воспользовался -восхождение для тебя закончилось - потом только вниз .
такая концепция точно решит проблему туалетов ))))
но боюсь для того что бы поддерживать все это в рабочем состоянии + для контроля нужна будет постоянно действующая служба рейнджеров
"красный крест там нарисовать и надпись -" если ты способен это прочитать то и до бочек спустишься...." )))"
А надпись-на китайском. Или суахили.
ВСПОМНИТЕ СТАРУЮ ХИЖИНУ. ПРИЧЁМ ОТКОПАТЬСЯ ИЛИ ПРОКОПАТЬСЯ В СПРЕССОВАННОМ, СМЁРЗШЕМСЯ
"СНЕГУ" ПРАКТИСИСЬКИ НЭВОЗМОЖНО. ( 11 летний опыт Чегетской жизни, на станции ) Выходов-входов
как минимум два, причём один обязятельно с наветренной стороны, т.е. с Ю, Ю-З.
Кабель прокинуть не получится, против природы не попрёшь. Кабель вмёрзнет в лёд, а он, к несчастью, стекает. Силу тяжести ещё никто не отменял. Следствие - только автономное электропитание, что тянет за собой массу проблем. Думаю всё кончется, в лучшем случае, запасом свечек и спичек, как обычно. Гальюна
не будет, утопия, все "до ветру"! Его там завались! ИДЕЯ КОНЕЧНО КЛАССНАЯ, ДОЖИТЬ БЫ. Пару раз отсиживался в трещине с клиентами, но её ещё найти нужно и откопать... О хижине на седловине мечтают все, кто с Эльбрусом повязан. Ребятам "из проекта" низкий поклон. Будет затык, бейте в колокола, подтянемся.
"Рассчитывать на подъем всего груза людьми не приходилось из-за отсутствия необходимого количества пригодных для этой цели рабочих. Пришлось воспользоваться вьючными животными — лошадьми и ослами. К этому вынуждали, кроме всего, и слишком большой вес и размеры отдельных частей зданий, нести которые один человек был не в состоянии. Но для жи¬вотных сроки, когда они могли подниматься на Эльб¬рус, были еще более ограниченными.
Трудности доставки стройматериалов вынудили строить приют «Седловина» в два приема: основной ма¬териал был доставлен на Седловину летом 1932 г., а в 1933 г. в основном производилась сборка здания; кроме того, поднимали материал, оставленный на склонах поздними караванами, не дошедшими до Седловины в конце лета 1932 гДля того, чтобы вьючные животные могли подни¬маться по снежным склонам Эльбруса, необходимо опре¬деленное состояние поверхности этих склонов. Осел и лошадь хорошо идут по склонам средней крутизны и средней плотности фирна. На крутых склонах необхо¬димо, чтобы фирн был мягким. Животные хорошо идут и по глубокому снегу, если в нем человек предвари¬тельно протоптал тропу. Наличием этих условий, по су¬ществу, и ограничиваются сроки использования вьючных животных. Холод и высоту они выносят довольно хо¬рошо. Хуже обстоит дело с влиянием солнечных лучей в снежных горах на сетчатую оболочку глаза. У жи¬вотных она так же поражается, как и у человека. Поэтому, чтобы предохранить ослов от ослепления, им при¬ходилось надевать специальные дымчатые очки, отчего они сразу приобретали очень глубокомысленный и важ¬ный вид."
А вот и ссылочка на продолжение http://climb.com.ua/aboutbook.php?id=143
Про сваи лучше забыть. Они же гудеть на ветру будут! Гудеть, вибрировать. В зависимости от ветра звук будет меняться. На каждую частоту что-то в доме откликнется резонансом.
Кошмар.
Ставьте на грунт, пусть заметает - можно входную дверь сделать на уровне второго-третьего этажа, пустить к двери ажурную металлическую лестницу.
Полусфера нерациональна по использованию внутреннего пространства
, что затраты на установку хижины не идут в сравнение с жизнью людей. Поэтому в 92 мною и моими друзьями была построена хижина на северном склоне на 3800м на 15 чел.Сам факт присутствия хижины спас многих людей. В 2007 там же поставил ещё одну, но уже на 30 чел. На этот год планы установить небольшой приют на скалах Ленца на 4600м. Опять же для обеспечения безопасности. Для этого я не устраивал по этому поводу форумы и не искал проектов. Спонсоры сами найдутся была бы цель. Хотя первая хижина была построена полностью за свой счет и своими руками. Был бы очень рад сотрудничать с вами.
С уважением Олейников Николай. Спасатель не за зарплату.
Форум устроен и для озвучки проекта, и для независимых мнений, коих мы имеем в количестве.
На Вашем сайте нашел контакты, выйду на связь в ближайшее время.
Здание в обсерватории Мирный (Антарктида).
Нахожу его очень удобным. Донимали всех эл. статические разряды. За руку никто не здоровался - искра проскакивала видимая, если встречались люди, идущие из разных концов здания. У каждого своя каюта. Тройной стеклопакет. Стены сендвидж из аллюминия листового и пенопласта. Туалет встроен. Вентилляция работала плохо. Было или холодно от нее или шумно. Я даже сделал принудительную в своей каюте каюте с воздухом из вне т.к. многие много курили.
Какие реализованные в нем моменты, считаете, подошли бы к нашей ситуации?
зы: кстати. Там глубоко бурили под сваи? Ну и толщину шахт бы узнать :) Раз уж здание держит 45 м/с.
Сваи забурены в макушку сопки. Трубы не менее сотки. Но при ветре все это гнется и свестит.
На снимке - лето. Зимой все-таки снег подбирается выше. Так, что камня сопки не видно, однако, не заносит.
А вот стоит рядом со зданием воткнуть шест ( я втыкал для антенны простого радиоприемника) тут же образуется угрожающий сугроб до 2 этажа.
=
Думаю, надо искать тех кто проектировал и строил эти здания. И большой им привет и благодарности от меня и всех, кто зимовал в подобных строениях.
"Все" бы не подошло. Посчитайте вес этого здания в тоннах, умножьте на 2 - получите количество ходок вертолета на вершину. Умножьте на 5 - будет количество ходок с вершины с грузом на седловину в компании 4 человек. А буровые установки там в кустах не валяются.
С теми, кто строил здания в Антарктиде - институт Арктики и Антарктики - я общался, не наш вариант (либо по весу, либо по технологиям, либо еще по каким-то причинам). Кроме, разве что, бытовок, обтянутых тросами, чтоб не разваливались на ветру.
Для 4-х человек построить что-то близкое на седловине - подвиг.
Вообще это задача, похоже, из разряда БОЛЬШИХ. А значит к ней надо привлекать БОЛЬШЕ людей.
Большие задачи иначе не решаются. Вы верно делаете, что уже на этапе обсуждения пользуетесь форумом.
Дерзните - международный форум и международный строительный отряд, международный конкурс решений и рекламы международных фирм гигантов. Обратитесь, например, к китайцам. Они сегодня при деньгах, силе и желании величия. 99% Вашей энергии уйдет на промоцию, но хижину сделают много быстрее. При этом могут раствориться наши имена, инициативы и идеи, но так, уж, бывает. Эйфелеву башню в Париже не Эйфиль придумал, а два других талантливых инженера.
Удачи Вам и хорошего дня.