Пик Ленина - наедине с горой

Пишет ksmirnov, 12.09.2024 17:47

Хотел поделиться своим опытом восхождения на пик Ленина, когда в разгар сезона я оказался один на горе. Надеюсь, кому-то будет полезно.

Этим летом я опять поехал на пик Ленина. Друзья приглашали, они там акклиматизировались перед Ханом. В прошлом году я взошел на Ленина во второй раз - очень удачно. Решил, что и в этот раз поеду - потренируюсь, пообщаюсь с друзьями.

В отличие от других семитысячников пик Ленина дает относительно недорогую и гибкую по времени возможность потренироваться и потусить. Автобусы в Аксае ходят каждый день. Утром в Москве, вечером в Ачик Таше. И наоборот. Вот и я заехал 15-го июля в Ачик Таш через Аксай.

Встретил много хороших знакомых. Видимо, из-за плохой погоды на Ленина, многие еще не разъехались по другим семитысячникам, так что было весело.

Пик Ленина - наедине с горой (Альпинизм)

Была даже идея сходить по маршруту Липкина с Камчатскими товарищами, но от нее пришлось отказаться. В этом году очень много снега и до 21-го июля не было восхождений на вершину, за исключением трех военных спортсменов из Казахстана.

После акклиматизации в базовом лагере и на пике Юхина, я догнал своих друзей и 20-го июля мы пришли во второй лагерь. Поздним вечером я вышел наверх и добрался аж до 6500, где встретил шикарный рассвет в компании многочисленных восходителей. Дальше не пошел - сил и акклиматизации для вершины не было. 22-го спустился в Ош.

23-го июля я уехал в Москву по работе. Вернулся 27-го, когда мои друзья уже были наверху. Догнать их не получилось, хотя я и поднялся 29-го числа из первого лагеря сразу в третий. Но подустал и на следующий день на вершину не пошел.

Приятно было увидеть Камчатских друзей на 6100 после успешного восхождения. Дима Черных дошел даже до Южной вершины. Я тоже туда собрался. В прошлом году не дошел, повернул на полпути.

Пик Ленина - наедине с горой (Альпинизм)

В третьем лагере было много народу. Я насчитал 60 палаток. Осадков не было, ветер после 20-го июля ослаб, и люди ежедневно уходили наверх большими группами. Хороший прогноз был на 1-е августа, но мне желательно было 2-го быть в Москве, поэтому решил не ждать еще день в третьем лагере и вышел на гору 31-го июля. В тот же день, что и в прошлом году.

Однако в прошлом году я пошел 31-го июля именно из-за отличного прогноза. Я был в хорошей форме, т.к. готовился к пику Коммунизма. В этот же раз я ни к чему не готовился. Форма была средняя, но после прошлогоднего успеха на Коммунизма, пик Ленина уже почему-то не воспринимался как тяжелая гора.

Прогноз на 31-е был вполне рабочий. Ветер с утра 35 км/ч с постепенным снижением до 20 км/ч ближе к вечеру, переменная облачность и небольшие осадки после обеда. Я вышел в час ночи, так как взял с собой слишком легкий спальник, ночью не мог в нем спать.

С утра было очень тепло. На перемычке пришлось даже снять пуховку. Одел ее только на 6400. Видимость была метров 100, так что я не видел фонарики других восходителей. Подумал, что вышел первый, но я же иду медленно и меня догонят.

На ноже уже рассвело. Я посмотрел вниз и не увидел никого. Зрение у меня не очень, не стал придавать этому значение.

Дальше погода стала портиться, но было тепло и не особо дуло. На плато парашютистов видимость упала до 50 метров. Приходилось двигаться иногда не видя следующую вешку (хорошо их там много наставили). Но тропа еще прощупывалась, так что шел по твердому, хотя и медленно. Ветер позволял не надевать маску, с ней я бы точно ничего не видел. Выше плато парашютистов вешек почти не было, но можно было как-то ориентироваться по скалам и идти по направлению. Снег был неглубокий, хотя тропежка отнимала силы.

Выше 6900 скорость моя резко упала. Мало тренировался - вот и результат. Поскольку я вышел рано и прогноз не предвещал ничего военного, решил все же идти до вершины. Должен же кто-то меня догнать, где вообще все?

В 14:00 я с большим трудом добрался до вершины. Посмотрел назад и с грустью признал, что никто меня сегодня не догонит. На южную вершину я конечно не пошел. До обычной-то еле добрался.

Пик Ленина - наедине с горой (Альпинизм)

Вниз без тропы - то еще ориентирование. Видимость была метров 100. Началась конкретная пурга. Использовал трек в часах, но периодически заходил не туда и потом долго выбирался.

Перед выходом на тропу парашютистов попытался сделать чай. Наверх я взял термос и MSR реактор. Раньше я не брал на восхождение горелку, но в прошлом году солнце жарило вовсю и жажда мучила довольно сильно. Поэтому в этот раз я лучше подготовился. Но реактор мой постоянно гас из-за ветра. По ощущениям было около 20 км/ч. Буду брать теперь ветрозащитный экран.

Пришлось познакомиться с тропежкой на плато парашютистов. Тропу окончательно замело, хотя вешки было видно. Постоянно проваливался и сильно устал. Появилось навязчивое ощущение, что я иду в группе. Сложно было себя убедить, что я один.

К вечеру немного раздуло, и я смог просмотреть путь спуска с плато на гребень. Там крутой участок и я спускался с ледорубом.

После спуска с ножа на 6500 я решил, что уже можно расслабиться и опять попробовал сделать чай. Ветер к вечеру ослаб и у меня все получилось, хотя кипячение 0,7 литра воды заняло целый час времени.

На связи в 20:00 меня наконец вызвали через ретрансляцию и я рассказал, где нахожусь. До этого я выходил на связь в положенное время, но меня не слышали.

К сожалению, приготовление чая лишило меня последнего светового часа и с 6500 я уже спускался с фонариком. Думал, что я уже почти дома. Но там оказалось такое хитрое место, когда тропа поворачивает влево и немного вверх прямо перед перегибом на 6400. Вешек там не было, я это место пропустил и ушел направо вниз, думая, что это уже спуск с 6400. Пришлось подниматься обратно по треку maps.me в телефоне. После спуска с ножа мои часы благополучно сели, хотя телефон был полностью заряжен. Я старался его не доставать слишком часто, вот и зашел не туда.

Когда я наконец выбрался на тропу, из пурги неожиданно появился человек с фонариком и без рюкзака и назвал мою фамилию. Удивлению моему не было предела… Оказалось, это был гид из группы, которая ночевала на 6400 перед штурмом. Он знал по связи, что я спускаюсь. Гида и известного спортсмена звали Саша Рындык. Он предложил мне не блудить дальше в пурге, а переночевать в их палатке.

Времени было уже 22:15. Ночное ориентирование меня порядком утомило, и я решил не отказываться от предложения Саши.

В палатке был также Леха Сухарев, которого я узнал как Золотого Ледоруба. Снега нападало много и их палатки на 6400 выглядели очень уютно.

Пик Ленина - наедине с горой (Альпинизм)

Ребята оказали мне королевский прием. Сначала был предложен коньяк, потом макароны с мясом, потом невероятно вкусный чай с имбирем. Палатка, как мне показалось, была на четверых, так что места было более чем. Было видно, что у них большой опыт обращения с уставшими восходителями. Было очень приятно!

Ну улице задувало и я конечно был рад, что заночевал у ребят. Хотя у меня и был шанс побить личный «рекорд» по длительности штурмового дня. До этого случая, мой самый длинный штурм вершины (вулкан Камень) длился 24 часа.

В 4:30 ребята встали и в начале шестого я пошел вниз. Наверх уже двигались фонарики восходителей и тропа вниз была готова. Дальше спуск в третий лагерь и аккуратное вырубание юбки моей палатки из льда. В 8:30 я был во 2-м лагере и решился один спуститься вниз. Бежал быстро, т.к. солнце уже работало вовсю. Последние трещины я проскочил ближе к 10 утра. В проблемных местах были веревки, но нырять вниз не хотелось. Лучше уж конечно делать этот переход пораньше.

В тот же день я благополучно спустился в Ош. Приведу время спуска из первого лагеря в базовый лагерь Аксая - два с половиной часа с рюкзаком 18кг - лошадок я не брал. На следующий день улетел в Москву.

Какие можно сделать выводы?

Касательно тактики акклиматизации, мое восхождение в прошлом году состоялось на 10-й день из Оша после одной ночевки на Юхина.

Мое первое восхождение в 2016 году было на 14-й день из Оша тоже с акклиматизацией на Юхина.

В этот раз я кроме Юхина, еще провел две ночи во втором лагере. После акклиматизации был спуск аж в Москву.

Думаю, мой опыт еще раз подтвердил известный опытным людям факт. Ночевка на Юхина или во втором лагере - может оказаться достаточной, если есть тропа на вершину и бодрая компания в штурмовой день. Ну или если вы молодой конь. Если же идти с запасом и в возрасте за 50, то нужна полноценная акклиматизация с ночевкой в третьем лагере.

Второй вывод - стоит потратиться на нормальный навигатор.

Ну и тренироваться нужно, конечно. Это я говорю себе после каждого тяжелого восхождения и благополучно забываю, как только мне удается сходить на сложную вершину в хорошую погоду и с сильной компанией поддержки.