Алпамыш -- новая высшая точка Узбекистана

Пишет Antonnsk, 28.01.2024 00:19

На вершине Алпамыш

Летом 2023го года двойка из США и Дании совершила разведку в районе Гиссарского хребта. Они неожиданно нашли новую высшую точку Узбекистана. Ниже перевод полевых дневников со всеми деталями.

Эрик Гилбертсон, преподаватель университета Сиэтла, США, поставил перед собой амбициозную цель залезть на все высшие точки всех стран. Он весьма эффективно работает над ней уже много лет. На момент зимы 2023го года он уже сделал 144 из 196ти вершин. В них включены как сложные вершины такие как пик Победы, Ношак, К2, Канченджанга, так и политически труднодоступные вершины и холмы в Африке и Ближнем востоке. Кроме того Эрик ведёт весьма подробный дневник о восхождениях и путешествиях, с множеством деталей.

На сегодняшний день остаётся одна страна о которой точно не известно что именно является её высшей точкой – эта страна Мьянма. А высшая точка Бутана это одновременно и самая высокая непокорённая вершина на Земле.

Однако, как это ни странно слышать, до лета 2023го года мы скорее всего ошибочно считали что высшая точка Узбекистана – это Хазрет-Султан. В августе Эрик добрался до Гиссарского Хребта и сходил то что теперь можно считать высшей точкой Узбекистана – пик Алпамыш. Не без веских на то оснований. К тому же, так вышло, что по-видимому на этой новой вершине ещё не ступала нога человека. Это событие не оставило меня равнодушным и я решил перевести этот отчёт. Во многих азиатских экспедициях напарником Эрика был Андреас, товарищ из Дании. Ниже отчёт Эрика о том как они сходили на вершины Хазрет-Султана и Алпамыш.

Помимо этого, нельзя не отметить то, как рассуждает Эрик о подходах, измерении и безопасности. По-видимому, он не знал о горном туризме и наверное сотнях групп прошедших эти долины ранее. Не мудрено, ведь такого спорта на западе можно сказать и не существует. Также не знал он и о системе сложностей перевалов, аналогов которой на западе также нет. И о каталоге отчётов.

Восхождение на Алпамыш заинтересовало и Американское Альпинистское сообщество, официальная публикация в их издании об этом восхождении запланирована на 2024ый год.

Оригинал на английском: https://www.countryhighpoints.com/alpomish-uzbekistan-highpoint/

Отчёт о восхождениях на пики Алпамыш и Хазрет-Султан

Алпамыш (4668м, IV, 7 верёвок, 5.8) (по принятой в США Йосимитской классификации – примечание переводчика), вторая по высоте вершина Узбекистана.

Август 21-26, 2023.

Эрик и Андреас.

Первое восхождение на Алпамыш.

Август 21 – Такси до Сарытага, подход

Август 22 – Подход под Алпамыш

Август 23 – Восхождение на Алпамыш (7 верёвок, 5.8)

Август 24 – Подход по Хазрет-Султан

Август 25 – Восхождение на Хазрет-Султан (2 верёвки, 5.7)

Август 26 – Выход, такси в Душанбе

До сегодняшнего дня считалось что Хазрет-Султан является высшей точкой Узбекистана. Поскольку я хочу подняться на все высшие точки всех стран, эта вершина была у меня в списке.

Пик Хазрет-Султан расположен на границе с Таджикистаном в Гиссарском хребте и не является общедоступным. Наиболее вероятно, что он был впервые покорён Советскими горовосходителями в тридцатых годах или в 1961 году, скорее всего геодезической группой. Сперва он был назван пиком двадцать второго партсъезда, но это название было изменено после того как Узбекистан обрёл независимость.

Затем, в августе 2005го по северо-восточному гребню с таджикской стороны, на вершину поднялся Джинж Фуллен с проводником из Таджикистана Толиком. Это была третья попытка Джинж и он разузнал ценную информацию о маршруте и логистике. Это сильно упростило восхождение для будущих альпинистов таких как я.

Маршрут

На вершине они обнаружили тур оставленный первовосходителями. На тот момент вершина не имела официального названия и пик назывался согласно его высоте над уровнем моря, Пик 4643. Это была высота измеренная в ходе самой последней наземной съёмки, нанесённая на советскую топографическую карту 1981 года.

На основании советской топоосновы, наиболее правильной карты района, эта высота считалась наивысшей точкой Узбекистана. На этой карте не было пиков выше, а после 1981 года никаких наземных исследований этой территории не проводилось.

В июне 2010 команда узбекских альпинистов покорила эту вершину также со стороны Таджикистана и присвоила ей официально признанное название Пик Хазрет-Султан. Они официально признали пик наивысшей точкой Узбекистана.

К сожалению, из-за этого возникла небольшая путаница, так как в Узбекистане уже была гора высотой 4083 метра с таким же названием. Она считалась священной и не неё часто поднимались паломники. Она не является высшей точкой страны.

С 2010го года было только одно задокументированное восхождение совершённое Патом Бауманом сольно в Августе 2018го года по северо-восточному гребню. Пат предоставил отличное описание, уточнив что маршрут был почти полностью 4го класса с одной или двумя верёвками на 5.7 (которые он пролез свободным лазанием вверх и вниз). Он также предоставил GPS координаты ключевых точек маршрута.

Я планировал залезть на Хазрет-Султан каждое лето начиная с 2019го года, но никогда не получалось. Я всегда планировал восхождение в конце какой-нибудь другой экспедиции, но обычно не хватало времени.

Советская карта 1981го года. Пик 4643 помечен как 4643.3, а Алпамыш не помечен никак.

Наконец в 2023 я снова запланировал восхождение в конце другой экспедиции. Я собирался взойти на последние две вершины чтобы выполнить Снежного Барса, пики Корженевской и Коммунизма в Таджикистане. Далее, если останется время, я собирался залезть на Хазрет-Султан с Андреасом. Так как я уже должен был быть в Таджикистане, а лучший маршрут на вершину пролегал как раз из Таджикистана, то это должно было быть просто и логично.

Однако до самого путешествия, Андреас заметил на картах Open Street Map некую вершину с большей высотой и названием Алпамыш в 6ти километрах к югу от Хазрет-Султана. На картах Gaia я увидел те же данные.

Я просмотрел все топографические карты исследовательских экспедиций, а также купил платные карты на mapstor.com. Но только советская карта 1981го года содержало достаточно деталей и, по-видимому, была самой свежей.

Интересно, что в то время как Хазрет-Султан имел отметку высоты 4643 метра, отметка высоты Алпамыша отсутствовала. Судя по изолиниям, Алпамыш был немного ниже. Но отсутствие точной высотной отметки на карте означало что измерения произведены не были и изолинии нанесены очень примерно.

Затем мы взглянули на спутниковые данные SRTM Google Earth. Высоты вершин совпадали с точностью до метра. SRTM может давать довольно большую ошибку, вплоть до 16ти метров или даже больше на острых вершинах, значит эти вершины были в окрестности ошибки относительно друг друга.

На карте Google Maps Terrain высоты каждой из гор были 4600, но изолиния вокруг Алпамыша была толще. Это как правило означает что вершина чуть выше, хотя и бывают исключения.

Я полагаю что Open Street Map, Gaia и Google Maps используют цифровые модели высоты (DEMs, digital elevation models) для определения примерных высот между точками измерения взятыми со спутников. Они используют разные модели, поэтому получаются слегка разные результаты.

Проблема этих моделей в том что это всего лишь аппроксимации. Если конечно точка измерения не попала прямо на вершину (маловероятно для острых пиков), поэтому DEMы всегда имеют неизвестную ошибку в определении высоты.

Решить эту задачу казалось мне очень интересным. Какая из вершин, Хазрет-Султан или Алпамыш является истинной высшей точкой Узбекистана? Исходя из всей существующей информации, высоты слишком близки чтобы сказать наверняка.

Было два способа как ответить на этот вопрос. Первый – совершить полёт на самолёте над вершиной Алпамыш попутно делая измерения высокоточным лидаром и получить измерения с точностью до фута. Но это наврядли когда-либо случится.

Второй – это пойти туда и сделать измерения с земли. Это было мне по силам. За последний год я получил достаточно навыков и оборудования которые как раз пригодились бы в подобной экспедиции. Только что, в июле, я закончил большой проект по измерению ста высших гор штата Вашингтон. Я сделал десятки измерений используя такие приборы как ручной уровень, теодолит и двухчастотный GPS картографического класса. Эти навыки я как раз мог применить.

Я планировал занести двухчастотный GPS и уровень (sight level) на вершину Алпамыша. Нести теодолит было бы слишком тяжело. Двухчастотный GPS, если делать замер в течение одного час, должен дать результат с точностью до 3см.

В качестве плана Б я собирался использовать ручной уровень (5x и 1x, точность 10 минут) чтобы измерить угол наклона с Алпамыша до Хазрет-Султана. Я могу измерить горизонтальное расстояние на Google Earth и при помощи тригонометрических вычислений узнать относительную высоту. Затем, используя высоту Хазрет-Султана из советской карты, я мог бы вычислить и высоту Алпамыша.

Ещё для большей точности я собирался залезть на Хазрет-Султан и повторить весь процесс в обратную сторону. Снова, точную высоту измерил бы при помощи GPS, а угол наклона от Хазрет-Султана до Алпамыша измерил бы при помощи уровня. И снова, затем нашёл бы относительную высоту и используя её рассчитал бы точную высоту Алпамыша.

Также, если будут какие-то промежуточные точки высота которых известна, я бы мог использовать уровень для измерения наклона и также подсчитать высоту Алпамыша.

И наконец, я собирался взять мой карманный GPS навигатор Garmin 62s для в качестве ещё одного источника измерений. Обычный GPS имеет большую ошибку чем у двухчастотного прибора, но всё равно может помочь понять какая из гор выше.

В идеале, измерения не будут противоречить друг другу. Чем больше будет непротиворечивых измерение, тем больше уверенности в результате. Как правило, я считаю измерения верными, если как минимум три независимых источника не противоречат друг другу.

Это был прекрасный план исследования Алпамыша, однако наиболее сложной частью было само восхождение. Я потратил много времени пытаясь изучить были ли хоть какие-то восхождения, но я не нашёл никакой информации. Наши русские друзья не смогли найти ничего ни о восхождениях, ни о попытках.

Интригующе. Похоже что никто не поднимался на эту вершину, никто не измерил её достаточно точно и, соответственно, не понятно является ли она высшей точкой Узбекистана. Экспедиция будет настоящим исследованием.

В отсутствии отчётов и даже фотографий горы я решил подготовиться к худшему. Я собирался взять полную сбрую с двойным набором скального снаряжения (закладок, френдов, крюков и т.д.), а также скальники, 60м верёвку, кошки, инструменты и ледобуры. Так как Хазрет-Султан был скальной технической вершиной, Алпамыш мог быть чем-то похожим.

На спутниковых снимках мы могли различить несколько ледников, так что была большая вероятность встретить снежные и ледовые участки. Однако, при этом спутниковые снимки не могли прояснить техническую сложность горы.

В такой непредсказуемой обстановке, мы решили для большего спокойствия запланировать несколько запасных дней. Было решено потратить один день на глубокую разведку и два на само восхождение. Затем за два дня мы должны были залезть на Хазрет-Султан.

Из отчёта Пата было понятно что путь к Хазрет-Султану надо начинать в Сарытаге. Однако было не понятно как оттуда лучше добраться до Алпамыша.

Я выяснил что там есть тропа проходящая черезе перевал Мура (в верховьях реки Зомбар – прим. переводчика). Она соединяет соседнюю долину которая в конечном итоге приводит к Алпамыш. Но это давало крюк в 20 миль от Хазрет-Султана до Алпамыша.

Я долго изучал Google Earth и казалось был другой вариант как попасть на ледник из-под Хазрет-Султана срезав путь. Затем мы могли не сбрасывая высоты попасть под Алпамыш.

Это вдвое уменьшило бы расстояние, но не было понятно дойдём ли мы. И мы всё же решили пойти этим путём чтобы сократить время. Скорее всего у нас было достаточно снаряжения чтобы дойти.

Итак, весь план со всеми запасными днями выходил в 9 дней. Снаряжение, измерительное оборудование и еда на 9 дней – рюкзаки выходили нелёгкми.

Чтобы немного облегчить их, мы решили сначала подняться на Алпамыш и по пути сделать закладку лишней еды на повороте в долину, ведущую к Хазрет-Султану. Я собирался взять с собой Урсак для защиты заброски от местной фауны (это такой мешок из плотной ткани, который, согласно тестам, медведь не может порвать, распространён в США – прим. переводчика). Я предпочёл сначала взять главный приз – Алпамыш, так как эта наиболее удалённая цель поездки была крайне интересна. Приоритеты были расставлены.

В случае успеха на Алпамыше, Хазрет-Султан не будет проблемой.

Вот такой план вписывался в основную экспедицию по завершению программы Снежный Барс. Мы начали акклиматизацию на Базардюзю, высшая точка Азербайджана. Затем, в конце июля, мы перелетели в Таджикистан в базовый лагерь на поляне Москвина. За несколько недель мы успешно сходили на пики Корженевской и Сомони/Коммунизма завершив программу “Снежный Барс” 16го Августа.

На вершине пика Коммунизма/Сомони, закончив программу Снежный Барс.

Следующий вертолёт должен был прилететь только 26го августа. Но оказалось что одна группа альпинистов запросила санрейс для эвакуации 19го августа. Один из них неудачно упал и ему нужно было попасть в больницу.

Они разрешили нам улететь вместе с ними, однако пришлось дать взятку пилотам чтобы они нас взяли (несмотря на то что весь рейс был оплачен страховой компанией той группы).

Нам повезло и мы прилетели в Душанбе 19го августа, на неделю раньше запланированного. Было достаточно времени чтобы попробовать Хазрет-Султан и Алпамыш. Кстати, пострадавший альпинист после транспортировки в больницу полностью восстановился.

Вертолёт из базового лагеря.

Вернувшись в город с доступом в интернет мы купили билеты домой на начало сентября и отдохнули один день в городе купив все необходимые продукты для следующего этапа. Теперь мы готовы стартовать.

Август 21.

После двух ночей в хостеле Green House (где мы и ещё и оставили всё ненужное) мы выдвинулись на такси в 8.00 утра. К счастью Сарытаг находится недалеко от популярного озера Искандеркуль. Так что проблем с транспортом не было.

Мы заплатили $80 за такси от Душанбе до Сарытага. Пообедав в придорожной шашлычной, мы были в Сарытаге к 12.00.

Выше деревни дорога совсем плохая и таксист отказался дальше ехать. Так что он высадил нас на краю деревни. Мы взяли его номер и по надобности собирались написать ему в WhatsApp, ни на что не договариваясь заранее. Было непонятно когда мы спустимся. Может быть нам повезёт и мы спустимся раньше (маловероятно) или наоборот, понадобиться больше времени мы будем растягивать еду и спустимся позже. Мы также выяснили что весьма вероятно мы сможем просто попросить местных в деревне подбросить нас до Душанбе и они будут не против немного заработать.

Андреас спрятал тапки в кустах (хорошая идея, я тоже так должен был сделать), потом в 12.30 мы выдвинулись.

Один час мы шли по гравийке вдоль реки Капомок, с юга (она же Сарытаг – прим. переводчика). В основном дорога проезжается без проблем на обычной машине. На пол пути мы прошли некоторые здания и волейбольную площадку, которые называются “Кэмпинг Арча” на картах Gaia. Похоже это популярное место для кемпинга у туристов из Душанбе.

Дорога закончилась на слиянии с рекой Мура (Сарыходан на картах Генштаба – прим. переводчика) и мы остались на её восточной стороне. Тропа сужается в нескольких крутых местах, но вцелом в хорошем состоянии. Мы остановились на перекур в районе маленькой деревушки Сарыходан. Это место поворота на перевал Мура. В деревне было только 6 каменных сооружений, я думаю, там в основном живут чабаны.

Поднимаемся вверх по долине из Сарытага

Мы продолжили идти по восточной стороне до слияния с Дикондарой. По карте казалось что тропа на западной стороне была лучше, поэтому мы решили перейти реку. Особых проблем не возникло – мы просто разулись и перешли холодную реку глубиной по голень.

Бродим Дихондару

На другой стороне к реке подходили небольшие обрывы, но нам шлось легко по козьей тропе через луга. Пройдя прижимы я увидел бревенчатый мост, будем иметь ввиду на обратном пути если понадобится.

К 18.00 мы по плану пришли к повороту на долину ведущую к Хазрет-Султану, тут мы оставляем заброску. Мы перешли Дикондару (скорее всего имеется в виду приток – прим. переводчика) на южную часть. Тут мы увидели большой камень под которым можно спрятать заброску. Его легко опознать учитывая что с одной стороны был построен загон для овец.

Мы прошли ещё чуть-чуть до классного плоского луга и поставили палатку для ночлега. Я вскипятил воду в чайнике поскольку мы оставили MSR реактор на поляне Москвина. Было неожиданно ветренно, надеюсь на верху не будет так дуть.

Метеоролог Крис Томер продолжал мне слать прогнозы на каждый день на мой Garmin InReach (что он делал и во время экспедиции на Корженевскую и Коммунизма) и на ближайшие несколько дней прогноз был обещающим.

22 авгутста

Поскольку целью на следующий день было подойти под Алпамыш, это около 10 миль, я не стал ставить будильник.

Лагерь на повороте на пик 4643.

Мы проснулись около 7 утра оттого что большая собака засунула свой нос внутрь палатки! Она ушла, я высунул голову и увидел пастука едущего на осле вверх в долину Хазрет-Султана. Он вскоре привязал осла и продолжил идти пешком. Я думаю он проверял коров которых мы увидели позднее.

Он привязал осла рядом с нашей заброской и я немного волновался что собака может унюхать нашу еду и раскопать её из-под камней, что я сложил. Так что я сходил туда и перепрятал свой урсак ближе к нашей палатке. Хотя я полагаю что пастух всё равно не стал бы брать чужую еду.

Травяной цирк выше лагеря

Вскоре мы собрали рюкзаки и пошли выше под долине. Мы шли по козьей тропе до верхнего цирка откуда открывался вид на ледник, затем пошли круто на правую (по ходу – прим. переводичика) сторону. Там где есть трава будет и тропа, так что мы оставались вблизи травы до последнего.

Пересечение ледника на подходах выше

Как только трава кончилась мы продолжили идти по западному склону вблизи от Узбекской границы. Перевал в конце этого ледника отмечен цифрой 2 на карте Gaia (и какими-то кириллическими буквами) (речь о перевале Удобный-2, 1Б – прим. переводчика). По леднику мы шли без кошек выше 4000м поскольку он был достаточно пологий. Я видел высохшие козьи какашки и небольшой тур на леднике. Похоже пастухи используют этот перевал чтобы попасть в соседнюю долину быстрее и не обходить всё это дело через перевал Мура. По сути мы тем же занимаемся.

Было приятно что всё, что я планировал с помощью Google Earth, пока шло по плану.

Как я и предполагал, другая сторона была положе и мы быстро спустились по осыпному склону до самого цирка. Оттуда мы прошли траверсом низ бокового отрога (класс 3, т.е. приходилось придерживаться руками – прим. переводчика) на юг до следующего цирка. Мы пересекли моренные поля и подошли к леднику на западе цирка.

Ледник был немного круче чем предыдущий и понадобились бы кошки чтобы идти в лом. Но галечный склон справа выглядел проходимым. Было лениво надевать кошки, так что мы пошли туда.

Шлось легко и вскоре мы вылезли ещё на один перевал (скорее всего это перевал Кендал, 1Б – прим. переводчика). Возможно, пастухи используют и этот перевал чтобы ходить между долинами.

Мы остановились на отдых, на юго-западе я увидел грозно возвышающийся пик. Он был сложен из четырёх крутых шпилей похожих на пальцы руки. Где-то в том направлении был Алпамыш. Андреас выражал скептицизм, и мне хотелось чтобы я ошибался, т.к. этот пик выглядел довольно сложной горой. Мы решили дойти до лагеря прежде чем переживать по этому поводу. Из лагеря уже точно будет понятно которая из вершин этот Алпамыш.

Следующий ледовый перевал

С перевала мы спустились по галечному склону и затем обошли вокруг отрога идущего на восток от Алпамыша. Мы пересекли каменное поле и подошли к небольшому цирку с озером на высоте 3975м, тут я планировал устанавливать базовый лагерь.

Первый вид на Алпамыш

Место было идеальное, одно из самых лучших где мне доводилось останавливаться. Тут ледник заканчивается высоким ледовым обрывом через который льются водопады прямиком в мелкое озерцо. На озере плавают айсберги, а самое озеро окружено скалами со всех сторон, за исключением юго-западной части, где мы и установили палатку к 18.00.

Мы сверились с картой, выше безымянного ледника возвышался Алпамыш, прямо над нами. Это и была та устрашающая четырехпальцевая гора, наверное к лучшему. Только теперь она казалась ещё круче.

Это всё мне напомнило восточную стену горы Уитни в горах Сьерра Невада в Калифорнии. Каждый из четырёх шпилей нависал гранитной стеной. Самый левый (самый южный) шпиль, очевидно, был самым высоким, и я на всякий случай уточнил это с помощью уровня.

Очевидного простого пути не проглядывалось, хорошо что мы с собой кучу снаряжения захватили. Совершенно точно, оно нам понадобится. На следующий день была запланирована разведка, может удастся найти какой-нибудь проход ближе к горе. Сегодня уже было поздно куда-то идти, до заката не так много времени оставалось.

Но я успел измерить высоту. Я знал высоту озерца по карте и мог измерить расстояние от нас до вершины используя карты Gaia.

В лагере под вершиной Алпамыш

Я измерил наклон с помощью уровней 5x и 1x, результат вышел 19 градусов и 50 минут. Получается что высота Алпамыша составляла порядка 4660-4670м. Поскольку точное расстояние до вершины используя лишь изолинии на карте измерить не получилось, это и дало такую погрешность. Это ощутимо выше чем Хазрет-Султан. Интригующий результат не противоречащий высотам на картах Gaia и OSM. Надеюсь, получится измерить её точнее.

Озерцо в лагере

Мы легли спать с наступлением темноты. На утро был ясный прогноз погоды с небольшой вероятностью осадков после обеда, поэтому мы завели будильник на пораньше.

23 Августа.

Проснулись с рассветом и были уже в пути к 6 утра. Хотя официально мы планировали сходить в глубокую разведку с целью поиска прохода, мы взяли всё техническое и измерительное снаряжение на случай если найдём его.

Подходим к восточной стене Алпамыш

От лагеря мы сразу вышли на ледник и потопали в сторону вершины. Мы подходили ближе и склон упрощался. Прямой путь по восточной стене представлял удобный скальный маршрут с подходящими трещинами, но был уж очень длинный. Проглядывался кулуар выводящий на гребень близ вершины, это может быть проходом.

Вид назад в сторону лагеря

Проглядывался перевал через который мы теоретически могли бы попасть на другую сторону горы. Самый правый шпиль похоже является самым простым и от него можно дойти траверсом до главной вершины. Но это надо лезть через два серединных шпиля, что, видимо, совсем непросто.

Восточная стена Алпамыша

Большой кулуар вёл к седловинке между вершиной и ближним к ней шпилем. Расстояние от выхода на гребень до вершины выглядит коротким и проходимым. Если это осыпной кулуар, то и подъём будет несложным.

В восточном кулуаре

Мы решили попытать счастье в этом кулуаре, шансы на успех были высоки. Возможно, с другой стороны есть путь проще, но мы решили рискнуть и пойти наверх вместо того чтобы продолжать разведку. Помимо этого для восхождения с этой стороны не нужно было пересекать границу незаконно и с этой стороны точно никаких военных не было.

Мы надели кошки и прошли нижнюю часть кулуара по снегу который упирался в небольшую стеночку. Преодолев её легким лазаньем далее по небольшим камням мы траверснули влево.

Выше кулуар поворачивал налево и видно было что там всё растаяло до камней, поэтому тут мы оставили кошки и ледорубы. Далее участок третьего класса (т.е. надо придерживаться руками – прим. переводчика) по каменным блокам, затем нестабильные камни.

Затем мы подошли к развилке, левый кулуар был заткнут каменной пробкой. Полагаю это не является необычным для кулуаров такого типа. Правый кулуар казалось позволяет обойти эту пробку, но по моему опыту это маловероятно. Скорее всего тот кулар ведёт на седловинку между вторым и третьим шпилем.

Мы подошли к пробке и можно было разглядеть небольшую дырочку под камнем, но она была слишком мала чтобы туда лезть. Надо идти вокруг.

Я переобулся в скальники, спрятал палочки, ботинки и полез. Повезло и справа была удобная трещина.

Задрав голову Андреас страховал меня пока я ставил точки. Выше рельеф стал нависать, я аккуратно страверсировал влево на крутую плиту и вышел на верх каменной пробки. Я ещё немного пролез и сделал станцию на стене справа. Верёвка была около 5.6 (тут и далее используется Йосимитская шкала сложности — прим. переводчика).

Вид сверху каменной пробки

Андреас не взял скальники, так что он лез просто в треках. На траверсе ему пришлось похитрить, но но вылез нормально.

Выше мы прошли по живым камням и пришли к конструкции со стекающим с неё водопадом. Классно что можно было попить, но похоже что выше может быть снег и лёд, которые мы не предвидели.

Конструкция плит была довольно крута и открыта, так что мы вешаем дальше. Я снова иду первым, прижимаясь вправо чтобы остаться сухим. Выше была ещё одна стеночка выводящая к станции на левой стороне. Дальше можно снова идти пешком по камням. Эта верёвка была 5.7.

Ледяной кусок ведущий к седловине

Андреас вылез на страховке и мы заметили что выше лежит ледничок до самого конца кулуара. Если дойти до седловинки, дальше кажется можно дойти до вершины без проблем. Но мы оставили кошки и ледорубы ниже. Даже если бы не, скорее всего понадобились инструменты и больше ледобуров чтобы вылезти до конца.

На восточной стене

С надеждой мы вылезли повыше, чтобы просмотреть гребень скалы на предмет альтернативного пути. Но пути не было. Надо было искать другой путь наверх.

Казалось что единственный вариант это лезть строго налево. Скала выглядела безопасно и проходимо.

Мы спустились на предыдущую станцию и я полез наверх оттуда. Я лез вдоль выступов, первая верёвка на 5.4. Андреас подошёл быстро.

Выше я продолжил идти вдоль выступов направленных к кулуару, но крутизна увеличивалась и я перетекающими движениями ушёл влево к локальному гребню с хорошим местом для станции. Эта верёвка была 5.7.

Выглядело так что нужно было идти влево и выходить на восточную стену. Следующая верёвка, как оказалось, была ключевая. Я полез вверх по трещине (на 5.8). Я заглянул за правый выступ, но там трудно. Поэтому я начал плавно траверсировать влево в расщелину. Сразу подо мной эта расщелина переходила в крутое нависание, но выше выглядело нормально.

Немного пройдя по этой расщелине, я принял Андреаса. Я думаю плавный траверс было неприятно идти в треках. Отсюда уже видно вершину, но прямая линия по восточной стене была гладкой, без зацепов. Я продолжил лезть вдоль трещины и постепенно подошёл к камням направленным на кулуар. Дальше была серия больших выступов и я вылез всю верёвку на 5.5. Наконец-то вершина выглядела доступно!

Перед финальной верёвкой

От выступа я полез прямиком наверх на вершинный гребень за шпилем и перешёл другую сторону. Обойдя вокруг нескольких “рогов” я полез на финальный нож идущий прямо к вершине и вылез туда в 16.00. Последняя верёвка получилась 5.5.

Я коснулся острого пика на вершине ножа. Затем приспустился к небольшому пальцевидному валуну. Я сделал на нём станцию и принял Андреаса.

Андреас на вершинном ноже

Чудесным образом послеобеденный снег не материализовался, мы наслаждались небольшой облачностью, тёплой погодой и отсутствием ветра. Идеальный день для вершины.

Наш маршрут на вершину

Мы сделали кучу фоток. Я посмотрел на запад, в сторону Узбекистана. Интересно, похоже с той стороны ледник подходит к седловинке. Выглядит так, что от неё до вершины всего несколько некрутых верёвок. Теоретически, в начале сезона с узбекской стороны можно подняться пешком по снегу до седловины и через несколько скальных верёвок быть на вершине.

Я достал измерительное оборудование и начал всё настраивать. Сперва, при помощи уровня, я уточнил что все пальцы были ниже нашего. Мы точно была на высшей точке.

Затем я достал штатив, закрепил антенну и подключил дифференциальный GPS. Я долго не мог найти подходящего места чтобы антенна стояла ровно, я поставил её между вершинным ножом и валуном.

На вершине

По непонятной причине GPS не мог найти спутники. Я включил мой карманный garmin 62s и он всё находил, в том же самом месте. Так что камень вроде бы не мешал. Я немного поигрался с настройками и наконец решил дать девайсу собрать данные, а я попытаюсь обработать их потом. Я проклинал себя за то что не сделал никаких тестовых замеров внизу, но девайс работал нормальной в прошлый раз в штате Вашингтон. Похоже что проблема в том что мы находимся за пределами США. Однако я рад что есть запасные способы, которых будет достаточно чтобы измерить высоту Алпамыша в случае если дифференциальный GPS не сработает.

Затем я взял мои уровни (5x и 1x) и направил их в сторону Хазрет-Султана, уточнил по карте Gaia где он.

Настройка двухчастотного GPS

Каждый из уровней показал уклон на 10-20 минут. Совершенно точно Хазрет-Султан ниже.

Я также замерил высоту на garmin 62s и часы garmin fenix 6 после их калибровки.

Мы пробыли на вершине до 17.00 делая замеры и затем пошли вниз. Я не нашёл никаких крючьев, туров или других признаков присутствия людей, так что похоже мы сделали первое восхождение на Алпамыш. Если кто-то залезал сюда, им пришлось бы дюльферять вниз, а я не видел никаких следов спусковых станций.

Андреас на вершине

Я, однако, принёс кучу всякого снаряжение и знал как делать спусковые станции, был использован опыт из экспедиций на северо-западных территориях Канады.

Вид с вершины

Я перебросил петлю вокруг “рога” около вершины, сблокировал его с френдом и поехал вниз. У нас была только 60-ти метровая верёвка, так что предстояло сделать много сбросов (я бы хотел чтобы у нас было две верёвки, но тогда рюкзаки на подходе были бы тяжелее).

Я планировал спускаться прямиком в кулуар, поскольку этот путь короче и придётся оставить меньше снаряжения на горе. Мы не могли спуститься на седловину, поскольку непонятно как без кошек проходить тот ледовый кусок.

Так что я планировал идти по диагонали до низа ледничка, а затем прямиком вниз. Спук пролегал не там, где шёл подъём, но скала имела рельеф достаточный чтобы сделать спусковые станции где надо. Я спустился по диагонали и нашёл ещё один “рог” для станции. Затем Андреас спустился.

Ещё одна диагональная верёвка и снова “рог”. Такие выступы весьма удобны поскольку можно просто оставить обрезок верёвки (имеется ввиду что не надо оставлять дорогую петлю – прим. переводчика). Я купил 30 метров дешёвой 4мм верёвки для этого.

Вид в сторону 4643

К сожалению, когда дюльферяешь по диагонали по живому склону, сдёргивания могут не всегда идти гладко. В этот раз верёвка зацепилась за камень и, когда я дёрнул, камень в 7 метрах от нас сорвался. Он немного чиркнул Андреаса сзади, но он сказал что ничего страшного.

Затем я спустился к ледовому кулуару на выступ сбоку. Тут не было никаких “рогов”. План Б в данном случае – это оставить две закладки. Они дешёвые, около $10 за штуку – так что не страшно оставить несколько. В то же время это весьма надёжно.

На спуске

Мы по прежнему были выше льда, так что я прошёл ещё одну верёвку по диагонали. И снова оставляю две закладки для станции.

Наконец мы приблизились к концу льда. Дальше я спустился вниз в конец льда и нашёл булыган для станции. Андреас спустился, было уже достаточно темно и мы достали фонари. У нас уходило около 30 минут на верёвку, что весьма быстро.

Последняя верёвка привела нас на дно кулуара, на каменный склон. Но техническая часть ещё не окончена.

Мы спустились пешком до вершины водопада и я навязал станции вокруг камня. Эта верёвка и казалась длинной, мы спустились прямо вниз к самому концу едва касаясь земли под водопадом.

Мы подошли к каменной пробке и навязали станции вокруг камня. Это снова была не прямая и длинная верёвка. Спускаясь прямиком вниз прямо по пробке, верёвка едва касалась дна.

Наконец, к 21.00 мы закончили спусковую техническую часть. Я переобулся и мы аккуратно полезли вниз по кулуару. После того как мы забрали кошки с ледорубами, мы решили попытаться обойти пролаз который был сразу выше снежника. Вместо этого мы пошли вниз по каменным блокам. В какой-то момент этот путь заканчивался небольшим обрывом, но мы нашли как безопасно страверсить на снег.

Тут мы надели кошки и продолжили спуск по пути подъёма. После долгого 17 часового дня мы вернулись в лагерь к 23.00.

Верёвка вокруг скальной пробки

24 августа

На несколько дней мы опережали график, но прогноз Криса обещал снежные осадки на вершинах на много дней начиная 27 августа. Так что мы не хотели устраивать отдых и задерживаться.

Последний вид из лагеря

Однако мы решили выспаться и вышли только в 10. Целью на этот день было перенести лагерь под Хазрет-Султан. Все измерения доказывали что Алпамыш существенно выше, но мы всё равно хотели тщательной проработки вопроса и также измерить Хазрет-Султан чтобы быть уверенными в наших выводах наверняка.

Взгляд на Алпамыш во время выхода, вершина – самый левый шпиль

Мы пошли точно тем же путём что пришли сюда, через два перевала. На последнем перевале пошёл снег а когда мы пришли к заброске начался прерывистый дождь. Повезло что этого не было вчера.

Немного передохнув и взяв часть еды из заброски, в 17.00 мы выдвинулись в сторону долины Хазрет-Султана.

Ранее мы видели как пастух шёл левой стороной (имеется ввиду по ходу движения – прим. переводчика), так что мы пошли также. Тропа была хорошая, но вскоре растворилась. Шлось медленно вдоль крутых каменных склонов. К тому же они стали скользкими из-за лёгкого дождя, надо быть супер аккуратным.

Проходим первый ледниковый перевал

Наконец мы смогли пересечь реку на правую (т.е. орографически левую – прим. переводчика) сторону и идти стало легче. Мы вылезли по рыхлому склону до верхнего цирка и пошли по козьим тропам по правой стороне.

К закату мы поднялись выше уровня травы и добили до озерца 3970м где и поставили лагерь, немного выше чем планировали.

Поднимаемся в долину пика 4643

Я надеялся дойти до конца цирка под началом маршрута на Хазрет-Султан чтобы разведать его, но не было смысла идти по ночи не зная будет там вода или нет. Так что становимся тут.

25 августа

Прогноз обещал быть солнечным до 11 утра, затем вероятность осадков в виде снега увеличивалась, до 1 дюйма (2.54 см – прим. переводчика) днём. Мы надеялись что Хазрет-Султан будет иметь сложность класса 4 (т.е. пешком с элементами лазанья без надобности организовывать перила – прим. переводчика), так что восхождение будет быстрее чем Алпамыш.

Выход на восходе

Мы вышли в 6 утра, камни были покрыты льдом к сожалению. Вчерашний дождь замёрз за ночь. Надеюсь, на маршруте лёд растает к моменту когда мы туда подойдём. По каменному склону мы вышли к цирку у подножья юго-восточной стены Хазрет-Султана.

В начале подъёма на 4643

Отсюда и далее маршрут Пата шёл вверх по кулуару до восточного гребня, затем по нему дойти до северного гребня и оттуда уже до вершины. Маршрут шёл немного вокруг, а гребни выглядели сложновато. Но мы доверились отчёту Пата и пошли так.

Подъём на северный гребень

Я надел сбрую внизу кулуара и мы пошли по мелким и средним камням на седловинку.

Оттуда мы повернули налево в рыхлый кулуар поднимающийся до точки соединения восточного и северного гребней. Я был восхищён тем, как быстро мы поднимаемся по этому несложному склону и до сих пор нигде не приходилось лезть. Снизу это не было очевидно.

Мы перешли на северный гребень и увидели большую скалу обрывающуюся в северный цирк. Тут маршрут точно не пролегал. Прохождение по нити гребня было технически нетривиально, так что мы мы вернулись на 10 метров и обошли выступ по полке ниже самого гребня.

Полки на северной стороне

Вскоре мы вернулись на сам гребень. Он выглядел как класс 4 (т.е. с элементами лазанья не требующего провески перил – прим. переводчика). Затем мы перешли на левую сторону, надо было приспуститься вниз через узкий проход на грязную полку.

Взгляд назад на гребень

Склон был крут, но это казалось единственным возможным вариантом. Я переобулся в скальники, на этот раз мы взяли и ботинки, и кошки с ледорубами. Я не хотел разворачиваться из-за снега или льда.

Я заложил только один френд, затем пересёк гребень и нашёл огромную систему трещин. Андреас поднялся и мы убрали верёвку в рюкзак.

Отсюда и далее мы шли либо справа от гребня, либо по самому гребню. Склон справа заставил немного понервничать, т.к. камни там ещё оставались в тени, а лёд ещё не весь растаял. Так что надо было быть очень аккуратными.

Через какое-то время мы дошли до глубокого провала и далее надо было вешать. Правая сторона выглядела живой и покрытой льдом. Так что я выбрал центр гребня. Это было чуть труднее, зато без льда.

Ключ технической части маршрута

Я пролез несколько камней, затем пошёл по склону сложность которого была по низу 5го класса и вылез к хорошей трещине. Тут я заметил петлю на камне, значит это тот гребень который и ходили ранее.

Взгляд на северный цирк

Я “поднял” Андреаса на страховке и мы пошли следующую верёвку. Я увидел вбитый крюк, затем вылез угол на 5.7. В конце я вылез на пьедестал и защелкнулся в уже существующую станцию сделанную из большой 11мм чёрной статической верёвки.

Верх верёвки 5.7

Это была последняя верёвка на вылазе из провала. Андреас выдал меня и выше на верёвку класса 4. Затем мы убрали верёвку в рюкзак и чуть приспустились по снегу на следующий провал. Я надел ботинки и продолжили идти по гребню, где-то камни были более живые, где-то менее, затем валуны на класс 3 с другой стороны. Тут висела какая-то табличка с надписью “Ucell” и каким-то текстом на русском языке.

Чуть дальше по гребню мы увидели большой тур с бамбуковой палкой в нём. Выглядело как вершина.

На широкой вершине

К сожалению пешком не пройти, так что я надел скальники и Андреас выпустил меня ещё на одну верёвку до самой вершины, куда я и вылез к 12.00.

Я сделал станцию, принял его и мы насладились видом. Вокруг оледенелые непростые горы. Далеко внизу травяные долины где пасутся козы. Очень красиво.

Маршрут целиком

Последняя верёвка на 4643

Я посмотрел в сторону Алпамыша на четыре шпиля которые слились в единый гребень с этой стороны, но местоположение было очевидным.

Я достал уровень и намерил 10-20 минутный наклон вверх. Это совпадало с моими предыдущими измерениями и подтверждало что Алпамыш действительно выше чем Хазрет-Султан и является высшей точкой Узбекистана.

В процессе измерений уровнем с вершины

Я также измерил высоту с помощью карманного Garmin 62s и часам Garmin Fenex 6. Оба замера показали что Хазрет-Султан ниже, так что все измерения (всего их было 10) подтверждали что Алпамыш и есть истинная высшая точка.

Вдвоём на вершине

Я не стал брать дифференциальный GPS поскольку не знал что именно нужно изменить в настройках чтобы он начал ловить спутники. И Хазрет-Султан уже был точно измерен судя по советской карте 1981го года.

Палец на гребне – истинная вершина

Затем я измерил уровни шпилей вершины Хазрет-Султана. Вон тот острый с птичьим помётом на самом верху был выше на несколько дюймов чем тот на котором мы стоим. Мы прогулялись туда чтобы уж наверняка.

Я записал все измерения в мой полевой дневник и начал спускать Андреаса вниз. Поскольку я попросил его оставить все страховочные точки по пути наверх, он смог встегнуться в них снова.

Уходя с вершины

Я переобулся в ботинки и мы пошли вниз. Было видно надвигающийся дождь со стороны Сарытага и уже несколько снежинок пролетели мимо. Точно как и писал Крис. Если гребень 4го класса станет мокрым, то это будет тот ещё спуск. Надо спуститься как можно скорее.

Мы прошли до снежного провала. Мы просто лезли свободно вдоль гребня по пути вниз.

Спуск к провалу

Я сблокировал существующую станцию и спустился до промежуточной трещины. Далее мы снова использовали существующую станцию и спустились до провала. Благодаря существующим точкам получилось намного быстрее чем на Алпамыш.

На провале мы убрали верёвку и пошли корячиться. К счастью к этому моменту лёд уже растаял и было спокойнее. Но ветер приносил снег и скала становилось мокрой.

Мы дошли до конца участка класса 4 и соорудили станцию чтобы спуститься на первую по пути подъёма верёвку. Учитывая то что камни стали мокрыми, я принял решение также провесить и тот участок 4го класса. Я вылез камин, дальше только третий класс.

Путь обратно по гребню

Я принял Андреаса и мы наконец убрали верёвку. Казалось, что мы прошли крутую часть как раз до того как она намокла.

Последняя верёвка

Отсюда мы легко спустились, забрали оставленные палочки и пошли по сыпухе вниз в цирк. В лагерь мы пришли к 16.30. Внизу, в стороне Сарытага, были тёмные облака. Мы миновали осадки, а вершина выглядела ветрено и снежно.

Вид на ледник

Мы быстро собрали лагерь и пошли вниз. На этот раз мы шли по левой (северной) стороне реки оставаясь на козьих тропах. Несколько коров паслись тут.

К 19.00 мы добрели до нашего предыдущего лагеря у реки. Мы забрали заброску, установили палатку и завалились спать до наступления заката.

26 Августа

К 6.30 мы уже перебродили реку на западную сторону и пошли по тому же самому пути вниз. Шлось быстрее на этот раз, мы воспользовались мостом чтобы пересечь реку обратно на восточную сторону пройдя через стадо скота.

Выход вниз

Пришлось пересечь пару притоков, в основном мы шли по тропе. В какой-то момент за нами скакал пастух, кажется он удивился увидев что мы идём пешком а не скачем верхом.

Лагерь после спуска

Он свернул в Сарыхондан, а мы вышли в Сарытаг к 11 утра.

Нам попался гостевой дом Дорниш, где мы пообедали и владелец организовал нам такси обратно в Душанбе. Мы вернулись в хостел Green House в Душанбе этим же днём.

Классно что мы опередили график, т.к. этим же днём начался дождь с молниями, везде образовались лужи. Отрубилось электричество и даже были перебои с водой. Говорили что в горах выпал фут (30.48см – прим. переводчика) снега! Скорее всего маршруты на Алпамыш и Хазрет-Султан будут недоступны какое-то время.

Выход

Позже я проанализировал измерения и, полагаясь на угловые измерения и точное расстояние между пиками Алпамыш и Хазрет-Султан, вышло что Алпамыш выше на 25 +/-8 метров чем Хазрет-Султан. Учитывая что Хазрет-Султан был измерен советскими топографами как 4643м, то Алпамыш будет 4668м +/- 8м. Это соответствует тому что я намерил около ледникового озера.

Значит Алпамыш – это истинная высшая точка Узбекистана.

После того как мы вернулись в Душанбе, у нас ещё оставалось достаточно времени чтобы залезть на Айрибабу – высшую точку Туркменистана. Этим мы завершили пятилетнюю программу восхождений на высшие точки всех “станов” – высшую точку Афганистана (Ношак, 7493м), Пакистана (К2, 8611м), Кыргызстана (Победы, 7439м), Казахстана (Хан-Тенгри, 7000м), Таджикистана (Исмоила Сомони, 7495м), Узбекистана (Алпамыш, 4668м) и Туркменистана (Айрибаба, 3139м).

Описание маршрута – восточная стена (5.8, 7 верёвок).

1 верёвка – угол справа нижней скальной пробки, затем траверс влево выше пробки (5.6)

2 верёвка – пролаз по блокам справа от водопада, затем по полкам влево от каменного кулуара (5.7)

3 верёвка – вправо и вверх по трещинам к станционному камню (5.5)

4 верёвка – вверх по камину справа от нависания, затем траверсом налево до станции у трещины (5.7)

5 верёвка – вверх к сужающейся трещине, траверс на левую сторону стены к расщелине и вверх по ней до станционной трещине (5.8)

6 верёвка – также вверх по расщелине до кулуарчика, затем перейти на правую сторону до трещин (5.5)

7 верёвка – пролаз вверх до вершинного гребня, перейти на другую сторону, затем по ножевому гребню до вершины (5.5)