Свет далекой звезды среди нас
Анатолий Букреев – Свет далёкой звезды. Эта точная метафора (высказанная Николаем Шустровым) врезалась в мое (под)сознание с началом погружения в мир гор и альпинизма так же, как и Сергей Ефимов – Эверест нашего времени (уже собственные метафоричные ощущения). Далёкой – наверное и потому, что его уровень в альпинизме и уровень его личности при жизни был, пожалуй, малодосягаем и не всем понятен. У каждого свои глубоко личные ощущения и отношение. Но эта звезда всегда сияет, овевает своим теплом и ярким светом, и временами кажется, она ведь рядом). Во всяком случае, за два дня, проведенные в столице Южного Урала г. Челябинске, малой родине Анатолия Букреева, у собравшегося из-за него широкого круга людей были схожие эмоции. В Челябинск прилетел близкий друг и напарник Анатолия Симоне Моро из Италии, тренер Ерванд Ильинский и журналист, писатель Галина Муленкова из Казахстана, друг и напарник по Гималайской экспедиции Евгений Виноградский.
6 сентября в Государственном историческом музее Южного Урала открылась выставка фоторабот Анатолия с его восхождений, экспедиций, с детских и юношеских лет. На мероприятия собрались друзья, коллеги, родственники Анатолия, его первый тренер Татьяна Ретюнская, сыгравшая столь важную роль в его жизни, и все желающие.
«Мне всё очень понравилось. Я давно хотела познакомиться с роднёй Анатолия, с Татьяной Ретюнской, с людьми, которые окружали Толю в юности», - поделилась своими мыслями Галина Муленкова. - «Очень рада, что всё состоялось, что тема не затухает. Это история парня, который стал личностью в России, большим спортсменом - в Казахстане, а человеком мира - в Гималаях. Его удача, на мой взгляд, была в том, что он попал в элитный дивизион, в команду Ильинского, а это великий тренер. Особенностью считаю способность Анатолия забивать на запреты, но не на правила, в поисках своего пути».
На следующий день брат Александр Букреев и Симоне Моро открыли мемориальную доску в университете, где учился Анатолий Букреев.
В этот же день состоялась творческая встреча с Галиной Муленковой и Симоне Моро, которые написали книги, посвященные Анатолию и его жизни.
В очередной раз убеждаюсь, что столь крепкой была дружба между Анатолием и Симоне Моро. И его приезд в Россию с несколькими пересадками (рейсы в РФ из Европы сейчас, как рассказал Моро, перекрыты) - частичное тому подтверждение. Симоне вместе со всеми ездил в г. Коркино, где непосредственно родился и вырос Анатолий Букреев.
«Это лишь малая часть того, что я могу сделать для Анатолия в память о нём, о нашей дружбе с ним, о его влиянии на всю мою жизнь и как альпиниста, и как человека», – поделился Симоне Моро. – «Анатолий Букреев – единственный человек, говоря о котором, я едва могу сдержать слёзы, мне трудно это даётся – и моя мама кстати всё время говорит мне об этом.
Физически он не с нами. Но я всегда ощущаю его присутствие, его поддержку. Все свои мысли и события я описал в книге «Комета над Аннапурной». А сейчас здесь я бы хотел рассказать пару показательных историй, которые я очень хорошо помню.
Однажды вечером Анатолий сообщил мне, что пора ложиться спать, так как завтра нас ждет долгий и трудный день. Я проснулся уже утром от странного стука за дверями. Посмотрев в окно, я увидел Анатолия во дворе на морозе почти нагим. Он колол дрова для костра. Затем он подошел к кастрюле, в которой была оледенелая вода с кусками льда, – и с бодрым видом опрокинул ее на себя. Я в ужасе представил, что эта же участь ждет и меня сейчас. Но Анатолий позвал меня на улицу и сказал, чтобы я пока не беспокоился по этому поводу и готовился к пробежке. Мы начали тренировку, я побежал за ним в горы. Мы долго бежали в неизвестном направлении, бесконечно долго… В один момент Анатолий остановился и сказал мне «пожалуй, всё, давай обратно!» - и встал в готовности последовать за мной. «А где мы?», - поинтересовался я. «Как где? Я думал, ты знаешь. Так ты не знаешь ни это место, ни дорогу обратно? Хорошо. Будем искать», - схитрил он. Это был его способ тренировки – на выживание, поиск маршрута в неизвестной местности...
История вторая. Уже будучи на Аннапурне, мы пошли прогуляться, дошли до какой-то отдаленной хижины и заметили там одну симпатичную девушку. Она любезно позвала нас на чай. Сидим… Вдруг Анатолий встает и идет по направлению к ней. Ну всё, думаю, я упустил свой шанс… Но Анатолий внезапно говорит ей: «Послушай, ты понравилась моему другу. Ты могла бы поработать у нас поваром? У нас просто ужасный повар в лагере!». Она взяла время подумать, но потом согласилась. И это впоследствии спасло мне жизнь… Ведь мне пришлось два дня в крови, с переломами блуждать по Аннапурне в поисках выхода вниз после схода лавины, в которой остались Анатолий и Дима… И когда я дошел до нашего лагеря, единственными людьми, встретившими меня там, был наш «непутёвый» повар, который быстрее ветра побежал вниз в поисках помощи, и эта девушка, которая всё это время готовила еду и кормила меня. А я абсолютно ничего не мог делать. У меня были переломаны руки, пальцы… Без них я погиб бы… Анатолий спас мне жизнь…
Вы знаете, человек рождается и человек уходит. Это не зависит от нас, мы не спрашиваем, когда нам рождаться, а когда умирать. Иногда мы не понимаем события нашей жизни. Может быть, только с течением времени. А я хочу сказать, что мы здесь не для того, чтобы понимать. Мы здесь, чтобы жить… Я хожу в горы потому, что чувствую себя там счастливым, человек познаёт и находит там себя. Счастье... Невероятно тонкое ощущение. Сколько людей очень богатых, полностью состоявшихся, у них есть всё – но они не чувствуют себя счастливыми? Найти счастье – это как встретить любовь. Ради любви вы идёте на риск. Так же и здесь …».
Несколько лет назад мы впервые общались с Симоне, и он задавался вопросом, почему Анатолия Букреева, такого человека и альпиниста с мировым именем, якобы мало знают и не помнят на его родине? Вчера, спустя восемь лет после этого разговора, я спросила его: «Всё изменилось, Симоне, правда?». «It’s true», - блеснули глаза Моро