Дорога закрыта
В сентябре 2022 года мы прошли велосипедный маршрут 5 кс по Северному Кавказу в который пришлось внести изменения. Мы проехали по запасному варианту в объезд, так как прямая дорога Ассинское ущелье - Итум-Кали из Ингушетии в Чечню была закрыта.
Эта дорога очень интересна, красива, позволяет сократить путь, не выезжать в населенку. Дорогу построили военные для проведения спецоперации «Аргун» в декабре 1999 — феврале 2000 года с целью восстановления российского контроля над чеченским участком российско-грузинской границы и блокирования путей снабжения боевиков со стороны Панкисского ущелья Грузии.
При подготовке маршрута, ещё за полтора месяца, я позвонил в отделы пограничной службы как Ингушетии, так и Чечни и подробно объяснив маршрут следования получил разрешение на проезд. Дорога проходит в 15 километровой приграничной зоне, но оказалось, что необходимость в пропусках недавно была сокращена до 5 км.
Таким образом, препятствий не должно было быть. За неделю до похода, мне ещё раз пограничники подтвердили, что дорога открыта.
Мы успешно добрались до Ингушетии, въехали в заповедник Эрзи, и на развалинах башенного комплекса Цори внезапно встретили пеший патруль. Военный был вынужден нас расстроить, что мы не сможем продолжить путь, так как на границе Республики Чечня выставлен пост МВД Чечни, которая якобы никого не пропускает. Якобы когда-то с дороги уронили машину, и теперь она объявлена небезопасной. По словам пограничника, даже мотоциклистов со связями в МВД Москвы не пропустили. У нас не было причин не доверять ему, также не хотелось проверять. Чтобы проверить, нам оставалось проехать около 14 км туда и обратно с набором в километр до погранзаставы Гули (или 28 км до границы), плюс обратный путь 20,5 км с набором высоты 740 метров. Мы решили не проверять и вернуться обратно на заставу Таргим. В Цори связи не было.
Нам повезло, мне удалось договориться с водителем проезжающей машины, и через 2 часа мы были в Таргиме, за что огромное ему спасибо.
На следующий день мы доехали до станицы Нестеровская, и забросились на машине до Итум-Кали, после чего продолжили маршрут.
Когда появилась связь, мы позвонили на горячую линию в МВД Чечни, где нам сообщили, что все дороги открыты.
Однако гиды джип тура, которых мы встретили на дороге за Итум-Кали, подтвердили информацию о закрытии дороги. Но причиной была названа недоговорённость между министерствами туризма Чечни и Ингушетии.
Нам рекомендовали дорогу через Алкун, якобы на ней нет никаких постов, но по ней у нас не было никакой информации.
Пройденная нами часть дороги по заповеднику Эрзи очень красива и технична (4 кс), я рекомендую ее к прохождению, однако дальнейший путь пока представляет затруднения, что будет дальше невозможно предсказать.
Ансамбль памятников истории и культуры